Реферат Курсовая Конспект
Против Акиндина». Р. О.. т. 150,; етлб. 823. - раздел Религия, БОГОСЛОВИЕ СВЕТА В УЧЕНИИ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ Ство 31, — Явление Порядка Не Интеллектуального (Как Часто Бы...
|
ство 31, — явление порядка не интеллектуального (как часто бывает «озарение» ума в аллегорическом и абстрактном смысле) ; это и не явление порядка чувственного; но этот Свет наполняет одновременно и разум и чувства, являя Себя всему человеку, а не какой-то одной способности его восприятия. Божественный Свет нематериален и не содержит в себе ничего чувственного, но это и не свет разумения. «Томос агиоритикос» различает 1) свет чувственный, 2) свет разумения, 3) Свет Нетварный, превосходящий как первый, так и второй. Свет разумения отличен от того, который воспринимается чувствами: действительно, чувственный свет открывает перед нами предметы, соответствующие нашим чувствам, а свет ума раскрывает истину, которая пребывает в мыслях. Следовательно, зрение и разум воспринимают не один и тот же свет. Но каждой из этих способностей свойственно действовать в соответствии со своей природой и в своих границах. Однако, когда те, кто этого достоин, получают благодать и силу духовную и сверхприродную, они воспринимают как чувствами, так и разумом то, что превыше всякого чувства и всякого ума... Как? Про то знает только Бог и те, кто обрел благодатный опыт32. Этот нетварный, вечный, божественный свет обожения есть благодать33, ибо слово «благодать» относится и к божественным энергиям постольку, поскольку они нам подаются и совершают дело нашего спасения. Итак, учение о благодати у св. Григория Паламы, как и но всем православном богословии, основано на различении в Боге Его природы и Его энергий. «Озарение, или божественная и обоживающая благодать, есть не сущность, а энергия Бога», — говорит он 34. Благодать — это не только некая функция; она больше, чем отношение Бога к человеку; она отнюдь не действие или результат, который Бог производит в душе человека; она—Сам Бог, Себя сообщающий и входящий в неизреченное соединение с человеком. «Благодатию Бог всецело объемлет тех, кто того достоин, и святые объемлют Бога во всей Его полноте»35. Будучи Светом Божества, благодать не может оставаться скрытой или неза-
31 «Слова св. Григория Паламы» (22), изд. Софоклиса (Афины, 1861);
Слово 171 (цитируется о. Василием Кривошеипым, цит. соч. стр. 114—115)
32 Р. G., т. 150, стлб. 1933 D.
33 Гл. 69 и 93, Р. G., т. 150, стлб. 1169 и 1188.
34 Гл. 69, т а м же. См. такие же формулировки у св. М а р к а Е ф е с-с кого, Capitula Syllogistica («Главы силлогистические»), у Г а ее а в Mystik des Nicolaus Cabasilas («Мистика Николая Кавасилы»), прилож. 2.
35 «.Томос- агиоритикос», Р. G., т. 150, стлб. 1229 D.
1 меткой36: действуя в человеке, изменяя его природу, входя d | ним во все более тесное единение, божественные энергии ста^ ' новятся все более видимыми, открывая человеку Лицо Бога Живого—«Царство Божие пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Этот божественный опыт, говорит Палама, подается каждому в его меру и может быть более или менее глубоким, в завь| симости от достоинства тех, кто его испытывает37. Полн<Д видение Божества, ставшего зримым в Своем нетварном светД
• в Своей обоживающей благодати,—это «тайна восьмого дня|1 ' и она принадлежит будущему веку. Но достойные сподобляюД
• ся видеть «Царство Божие, пришедшее в силе», уже в этсД
жизни, как видели его три апостола на горе Фаворской. f ; Преображение Господне занимает центральное место И ^ мысли св. Григория Паламы. Почти весь спор с ВарлаамоИ ' и Акиндином развернулся вокруг вопроса, был ли Свет Пр^И ! ображения тварным или нетварным, — вопроса, который лкц1
I дям, чуждым религиозной жизни, может показаться схоласти"? 'f ческим ухищрением, «византинизмом»38. Однако вопрос этот заключал в себе множество других: о природе благодати, о возможности мистического опыта и его реалности, о возможности видения Бога и природе этого видения и, наконец, о возможности обожения в реальном, а не метафорическом смысле слова.
Большинство отцов, говоривших о Преображении, утверждают, что природа света, который видели апостолы на горе Фаворской, божественна и нетварна39. Св. Григорий Палама развил это учение в связи с вопросом о природе мистического опыта. Свет, который увидели апостолы на Фаворе, присущ
• Богу по Его природе: вечный, бесконечный, существующий вне
II времени и пространства, он открывался в ветхозаветных богоявлениях как Слава Божия. В момент Воплощения Божественный Свет сосредоточился в Богочеловеке-Христе, в Котором обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Это значит, что человеческая природа Христа была обожена ипостас-
зв Интересно отметить, что «мистическая ночь» чужда духовности Православно» Церкви. Состояния, подобные тем, которые получают это наимено-' ванне на Западе, называются у восточных духоносных руководителей «уны-, пнем» («asedia») и рассматриваются как грех или искушение, против которого надо бороться, всегда трезвенно хранить свет, который светит во тьме. Асе-, дня—уныние, печаль, переходящие в отчаяние,—самый большой грех (начало вечной смерти).
37 Слово на Преображение. Р. G., т. 151, стлб. 448 В. ' за СП. Diehl. Byzance. Grandeur et decadence. (UI. Диль. сВизантия. ' ее величие и упадок), Париж, 1920, стр. 1905.
39 Св. Григорий Богослов. Слово на Богоявление. Р. G. т. 36, ' стлб. 365 А, св. Кирилл Александрийский, Толкование иа Евангелие от
ным соединением с природой Божественной, что Христос в течение Своей земной жизни всегда сиял божественным светом, остававшимся для большинства людей невидимым. Преображение не было явлением, ограниченным временем и пространством; никакого изменения не произошло во Христе в этот момент, даже и в Его человеческой природе; но изменение произошло в сознании апостолов, получивших на мгновение способность увидеть своего Учителя таким, Каким Он был, сияющим вечным Светом Своего Божества40. Св. Григорий Палама в своем Слове на Преображение говорит: «Свет Преображения Господня не начинался и не кончался, он был не ограничен пространством и не восприемлем чувственно, хотя и был тогда зрим очами телесными... Но изменением своих чувств ученики Господа перешли от плоти в Дух»4}. Чтобы
6'ожественный Свет телесными очами, как видели Его на горе Фаворской, надо быть причастниками этого iiTb преображенными им в большей или меньшей другом Слове св. Григорий, говоря о мистическом
•верждает: «Тот, кто причастен божественной энер-как бы становится Светом—он соединен со Светом со Светом видит совершенно сознательно все то, что сокрытым для лишенных этого благодатного опыта:
•евосходит не только телесные чувства, но и все, что ть познано разумом... ибо чистые сердцем видят Бога,
от Луки. Р. G., т. 72, стлб. 752D—756А; св. Максим Исповедник, Capita theol. ct oeconom., ccntiiria Ila, 13. P. G., т. 90, стлб. 1129D—1132A;
св. А и д р е и Критский, Проповедь на Преображение. Р. G., т. 97, стлб. 932— 957 passim; св. Иоанн Д а м а с к и и. Слово на Преображение. Р. G., т. 96, стлб. 545—576 passim; Акростих на Преображение, там же, стлб. |вА.С; Е в ф и м и и Зигабен, Толкование на Евангелие от Матфея, гл. П. ^^•С.. т. 79, стлб. 477 В. Можно было бы привести еще много мест из тво-' unih греческих отцов о Божественной природе Света Преображения. Не-^Ворые следы той же традиции можно заметить и на Западе. Так, св. Лев ^ВЛ и к и и (Слово 51. Р. L. т. 54, стлб. 310 В) говорит о славе Царства |В(ия, которую Христос зримо явил апостолам в Своем преображенном яД>. Правда, он делает различие между видением Божественной славы, со-ЦИМенной человеческой природе Христа, и «неизреченным и неприступным J^fimeM Самого Божества» в жизни вечной. Однако псевдо-Августни (De ^•ybilihils Sanctae Scripturae)—«О чудесах Св. Писания», (кн. 3, гл. 10. ^Н^-. т. 35, стлб. 2197S) (неизвестный ирландский автор, по-видимому конца |^ВЬвека) этого различия не делает: «Сияло, однако, не само тело, но сок-|Июе в теле Божество,—сияло светом, который отчасти стал доступен ви-.^•1)ю тех, кто, в меру своей способности, созерцал его извне. И как Боже-''^Яо сияло во вне через тело, так и тело, озаренное Божеством светилось сквозь одежды».
40 «Томос агиоритикос». Р. G., т. 150, стлб. 1232 С.
41 Р. G., т. 151. стлб. 433 В.
Который, будучи Свет, обитает в них и открывает Себя любящим Его, возлюбленным Своим»42.
VI
Противники Паламы были возмущены егоучением о возможности видеть Бога телесными очами. В глазах современных авторов, — например о. Жюжи, который даже готов признать за Паламой известные богословские заслуги,—этот пункт его учения представляется каким-то несолидным, предвзятым стремлением защитить любой ценой то, что в действительности является мистической аберрацией. Однако хотя этот момент в учении св. Григория Паламы и может показаться нам абсурдным, он отнюдь не непоследователен: он находится в полной гармонии с апофатической линией его богословия, как и всего богословия греческих отцов. Следует остерегаться слишком легко расценивать как «абсурд» все то, что представляется странным нашему уму, рациональному по своей природе. Ведь в таком случае пришлось бы также отбросить, как нечто абсурдное, большинство христианских догматов, например догмат о Вознесении Христа со Своим истинным человеческим телом в сферу нетварного, к Самому Троичному Первоисточнику. Возможность видеть Бога телесными очами кажется нам абсурдной; но прежде чем отвергнуть это учение Паламы, отметим, по крайней мере, что тот же «абсурд» находим мы у св. Симеона Нового Богослова — впрочем, именно в его учении Комбефис видит «источник паламитского заблуждения»43,— у св. Иоанна Дамаскина44, св. Андрея Критского45, св. Григория Богослова 4(i и у других отцов. Прежде чем «спасать честь» этих отцов Церкви, как делает Жюжи47, утверждением, что их высказывания — всего лишь риторические приемы, попытаемся заглянуть в самих себя и понять, что именно непри-
42 Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, изд. Софоклиса, 176—177; о. В. Кривошеи и, цит. соч., стр. 138.
" Ф. Комбефис (Предисловие к «De essentia et operatione»—«О сущности и действии»—Мануила Калеки. Р. G., т. 152, стлб. 260 В) признается, что он убедил Геншениуса и Паперброха не включать в Жития святых (Ada sanctorum), составленные болландистамн, жизнеописание св. Симеона, так как он был началом всех паламитских заблуждений. О. Хаусхер не одобряет этого крайнего рвения, но надо признать, что точка зрения Ком-бефиса была совершенно логичной: отвергнув учение Паламы, невозможно было не осудить учения св. Симеона.
44 Р. G., т 96, стлб. 560 CD, 565 С. 569 и далее.
45 Р. G., т. 97, стлб. 941 С.
46 Р. G., т. 36, стлб. 365 А: «Свет Божества, явленныйученикам на гор» и почти что зримый очами».
47 Статья Palamas, стлб. 1760.
емлемо для нас в учении Паламы о возможности видеть Бога. Дуалистическая философия, которая вот уже в течение трех веков, а может быть, и более, радикально отделяет материю от духа, тело от души, чувства от разума, лежит, без сомнения, в основе и этой позиции, заставляющей нас инстинктивно относить Бога на сторону духовного и тем самым противопоставлять Его миру телесному. Это противоположение Бога и бессмертной души, с одной стороны, телу и миру, в котором мы живем, — с другой, часто приводило к забвению о том, что для христианского богословия существует иное различение, и притом самое важное: это различение, противопоставляющее Бытие нетварпое, Бога, бытию тварному, т. е. вызванной из небытия вселенной со всеми духовными и телесными ее элементами. Неужели Бог—только Бог духов, или же Он и «Бог всякия плоти»? В отношении математического Бога Декарта 48 ответ ясен: Он — Бог духов, Бог разума. Но в отношении Бога — Троицы, обитающего в неприступном Свете и пронизывающего Своими энергиями тварный мир, как мир чистых духов, так и мир телесных существ, это не так: Он равно далек и равно близок как разуму, так и чувствам.
Существует и другое препятствие в нашем сознании: некоторый, почти незаметный, оттенок манихейства, еще остающийся в нашем благочестии и побуждающий нас иной раз слишком презирать плоть не по причине греха, а в силу самой ее материальной природы. И тогда мы забываем, что противопоставление тела и духа, та борьба плоти против духа и духа против плоти, о которой говорит ап. Павел,—это последствие греха и что тело и дух — в действительности лишь два аспекта человека, что наша конечная цель — не только интеллектуальное созерцание Бога, но воскресение целостного человека, души и тела, блаженство человеческих существ, которые узрят Бога лицом к лицу во всей полноте своей тварной природы.
К сожалению, мы не имеем возможности остановиться здесь ни на антропологии св. Григория Паламы, ни на аскетическом учении, которое из него вытекает. «Мы не даем названия «человек» отдельно душе или телу,—говорит он,—но тому и другому одновременно, ибо весь человек был создан по образу Божию»49. Люди, по учению св. Григория Паламы, обладают большей полнотой бытия, чем ангелы, именно по
48 «Декарт только облек Бога Средневековья в одежду математика». Курс М. Жильсоиа в Коллеж де Франс в 1940—1941 году.
49 (Проомлояоиш...) (Диалоги души и тела) Р. G., т. 150, стлб. 1361 С. М. Жюжн сомневается в подлинности этого текста (см. его статью Palamas, стлб. 1749), ио, кажется, без достаточного основания. -
причине своей телесности: человеческий разум — это животворная сила, пронизывающая тело, как божественные энергии, которыми Бог пронизывает все. Поэтому люди — более совершенный образ Бога50. Тело человека, если оно пребывает в согласии с душой, должно быть способно к «духовным расположениям»51. Цель аскетической жизни состоит не в таком умерщвлении, которое отсекало бы телесные чувства, но, скорее, в стяжании новой и лучшей энергии, которая позволила бы телу вместе с духом участвовать в благодатной жизни. «Если тело,—говорит Палама,—призвано вместе с душой участвовать в неизреченных благах будущего века, оно, несомненно, должно быть причастно им в меру возможного уже и теперь... ибо и у тела есть опытное постижение вещей божественных, когда душевные силы не умерщвлены, но преображены и освящены» 52.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "БОГОСЛОВИЕ СВЕТА В УЧЕНИИ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Против Акиндина». Р. О.. т. 150,; етлб. 823.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов