рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовенство и брак

Духовенство и брак - раздел Религия, Таинства Православной Церкви. Таинство Брака   Новый Завет Упоминает, Что По Крайней Мере Не­которые Из Апос...

 

Новый Завет упоминает, что по крайней мере не­которые из апостолов, включая Апостола Пет­ра, были женаты. Наличие жены считалось впол­не нормальным для тех, кто принимал священство, и не препятствовало их служению: Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, целомудрен, благо­чинен, честен... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честно­стью (1 Тим. 3, 2-4).

Древние каноны разрешали людям, намеревавшим­ся принять сан священника или епископа, пребывать в браке, если их союз носил вполне христианский характер. «Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни членом священного чина» (Апостольское правило 17). Мы видели, что второй брак разрешался только миря­нам. Вышеприведенное правило полностью исключа­ет его для духовенства, ибо рукоположение предпо­лагает готовность человека для проповеди полноты христианской жизни и в особенности христианского взгляда на единственность брака как подобия союза Христа и Церкви. Строгие требования относятся и к жене священника: «Взявший в супружество вдову, или разведенную женщину, или блудницу, или рабу, или актрису [1], не может быть епископом или пресвитером, или диаконом, или вообще в числе духовенства» (Апостольское правило 18). И здесь видно понима­ние безусловной моногамии как христианского идеа­ла, единственно достойного скрепления священной печатью Евхаристии и достижения священной пол­ноты. Вспомним, что вторые браки Церковью не бла­гословлялись.

Это требование не распространяется на граждан­ские браки, заключенные до крещения, т. е. вне Цер­кви. Мы видели, что подобные союзы не считались браками и не были препятствием для рукоположения человека, вступавшего затем в брак в лоне Церкви.

Все церковные каноны утверждают, что женатые мужчины могут стать членами клира, но что духо­венство высших степеней не имеет права на вступле­ние в брак после посвящения; Анкирский Собор в IV веке еще позволял диаконам жениться, если во время рукоположения они заявляли о таком намерении (правило 10). Официально эта практика были отменена императором Юстинианом в 123-й его новелле; «Пятошестой» (Шестой Вселенский) Собор утвердил, как и в других случаях, императорский закон: «Посколь­ку сказано в Апостольских правилах, что из производимых в клир безбрачных только чтецы и певцы могут вступать в брак, то и мы, соблюдая это, опре­деляем: пусть отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеют позволения, по совершении над ними рукоположения, вступать в брачное сожитель­ство: но если кто осмелится так поступить, да будет извержен...» (правило 6).

Это каноническое законодательство руководилось на духе канонов, требующих от кандидатов в свя­щеннослужители зрелости и верности. В древней и средневековой Церкви бытовало правило, запреща­ющее совершение рукоположения над человеком, не достигшим тридцатилетнего возраста (Шестой Все­ленский Собор, правило 14). Если в настоящее время Церковь отступает от этого канона и рукополагает людей и моложе, это ни в коей мере не снимает тре­бования духовной зрелости. Мужчине, желающему вступить в брак, ищущему себе жену, всегда не хва­тает твердости духа, независимо от возраста. Вполне законное и неизбежное стремление нравиться, забота о внешности естественны для мужчины в такое вре­мя, но не приличествуют человеку, чьим заботам вверено попечение о человеческих душах, кто дол­жен посвятить себя единственной задаче - проповеди Царства Божьего. Отсюда правило Церкви: к диаконскому и священническому служению допускаются только те, кто сделал твердый и окончательный вы­бор между браком и целибатом.

Безусловно запрет жениться после посвящения но­сит иной характер, чем требование к священнику быть женатым один раз, не на вдове и не на разведенной. Первый запрет вызван необходимостью соблюдения пастырского достоинства и дисциплины; последнее направлено на достижение абсолютной моногамии клира и охраняет библейское и догматическое уче­ние о браке. Главная причина запрета вдовому свя­щеннику вступать в новый брак (запрет, часто влекущий за собой личную трагедию) - то, что Церковь признает сакраментальным, единственным вечный союз мужа с женой и поэтому не может не требовать от своих священнослужителей сохранения той чисто­ты жизни, которую они проповедуют другим через свое служение. Твердая позиция Православной Цер­кви по этому чрезвычайно важному вопросу являет­ся самым ярким свидетельством того, что она оста­ется верной учению о браке, заключенному в Новом Завете, хотя ее «икономия» допускает второй и тре­тий браки для мирян.

Более позднее каноническое право предписывает посвященным в епископский сан не вступать в брак. Это правило, введенное с чисто дисциплинарной це­лью и основанное на законе императора Юстиниа­на, было подтверждено Шестым («Пято-шестым») Вселенским Собором. Оно не ограничивает стрем­ление епископов к целибату, но допускает избрание на это высокое служение и тех, кто, будучи в браке, разлучится со своими женами: «Жена производимо­го в епископское достоинство, предварительно раз­лучившись со своим мужем, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, пусть вступит в монастырь, созданный далеко от обитания этого епископа, и пусть пользуется содержанием от епи­скопа» (правило 48). В настоящее время разводы по обоюдному согласию супругов для достижения му­жем епископского сана, к счастью, крайне редки, и епископ чаще всего избирается из числа вдовых священных или иеромонахов. Древняя церковная традиция, как свидетельствует сороковое Апостоль­ское правило, знала многих епископов, состоявших в браке: например, святого Григория, епископа Нисского, брата святого Василия Великого (IV век) и многих современных ему епископов.

Законодательство императора, запрещавшее посвя­щение в епископский сан состоявших в браке священников, было издано в то время, когда элита хри­стианского общества уже в немалой степени состоя­ла из монашествующего духовенства. Кроме того, этот закон исходил из убеждения, что епископ всту­пал в мистический брак со своей епархией и что его служение требовало от него отдачи всех сил Церкви.

В настоящее время канонические правила относи­тельно посвящения в епископский сан слишком стро­ги. Однако нет никакой уверенности, что изменение этого правила - осуществленное, например, печаль­но известной обновленческой группировкой в 1922 г. - послужит средством и гарантией постановления в епископы лучших людей общества. По крайней мере нынешняя практика препятствует любому клирику достичь епископского сана, чем своеобразно охраня­ет харизматический принцип его избрания. В любом случае возможность возвращения к древней христи­анской практике избрания епископа из числа жена­того духовенства зависит от решения нового Вселен­ского Собора Православной Церкви.

При этом следует сказать, что в целом пастыр­ские и дисциплинарные ограничения Церкви отно­сительно брака после рукоположения и монаше­ствующего епископата не нарушили чистоты право­славной традиции. Брак не рассматривается этими ограничениями как некое неполноценное состояние: он благословен Богом. «Поэтому, - провозглашает Шестой Вселенский Собор, - если кто, поступая вопреки Апостольским правилам, посмеет кого-либо из священных, т.е пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов лишать союза и общения с законною женою, да будет извержен. Подобно, если кто, пресвитер или диакон, под видом благоговения, из­гонит жену свою, да будет отлучен...» (правило 13; см. также 4-е правило Гангрского Собора). Поэто­му в православии совершенно невозможны пробле­мы, перед которыми стоит теперь Римская церковь, в течение многих веков придерживавшаяся взглядов Блаженного Августина на брак, ныне широко оспа­риваемых, и буквально навязавшая целибат клиру. В России еще совсем недавно приходским священ­ником могло быть только лицо, состоящее в браке, а монашествующее духовенство занимало учебные и административные посты в Церкви. Современная практика отличается еще большей гибкостью и дает возможность многим иеромонахам вести приходскую пастырскую деятельность.

Во всяком случае, вне зависимости от оттенков церковной дисциплины, Православная Церковь твер­до считает брачные узы духовенства положительной нормой церковной жизни, если сохраняются принци­пы единственности и сакраментальности брака.

 

 

1. Рабство и «показные дела» рождают подозрение в легкомыслии относительно нравов [103].


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Таинства Православной Церкви. Таинство Брака

На сайте allrefs.net читайте: "Таинства Православной Церкви. Таинство Брака"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовенство и брак

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Иудаизм и Новый Зовет
Ветхозаветное иудейское мышление видело сущ­ность и цель брака в воспроизводстве рода. Продолжение рода было самым очевидным и совершенно необходимым знаком Божьего благосло­вения. Послушание Авраа

Древняя Церковь и римское право
В понимании римлян брак в первую очередь был не средством обеспечить вечную жизнь в потом­стве, а соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Известный принцип рим­ского права, утв

Брак как Таинство
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Хри­сту и к Церкви (Еф. 5, 32). Ни иудейский утили­таризм, ни римский легализм не могут встать рядом с новьш понятием о браке - христианским, которое мы н

Брак и Евхаристия
Если древняя Церковь почитала брак таинством, в котором предвосхищается радость Царства Божия, то почему она не создала особого обря­да венчания, особых норм брака, а признала такой нормой брак, за

Венчание
До IX столетия Церковь не знала обряда брако­сочетания, независимого от Евхаристии на литургии [1]. Обычно христианская пара после ре­гистрации гражданского брака принимала участие в Евхаристии, и

Количество браков
Мы уже говорили, что непрерывная каноничес­кая и литургическая традиция Церкви утвер­ждает: второй брак совершенно непозволите­лен для христианина; он только терпим по снисходи­тельности к человече

Условия вступления в брак
Христианский брак по существу своему является слиянием двух личностей в любви, любви чело­веческой, которая посредством таинственной благодати Святого Духа может быть преобразована в вечные узы, не

Смешанные браки
  Официальным условием церковного брака яв­ляется союз веры - то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определе­ния Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенско­го (прав

Семья и регулирование рождаемости
  Сам Иисус накануне Своей смерти на кресте в не­забываемый момент Тайной Вечери напомнил о радости деторождения: Женщина, когда рожда­ет, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но

Брак, целибат и монашество
  Христианская этика парадоксальна вообще, и в частности, потому, что брак и целибат, предпо­лагающие, казалось бы, различные принципы по­ведения, основываются на едином богословии Ца

Новый Зовет о браке
Воскресение изменяет значение брака Лука 20, 27-40 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отверга­ющих воскресение, и спросили Его: Учитель! Мои­сеи написал нам, что если у кого умр

Церковное предание о браке.
СВЯТОЙ ИОАНН ЗЛАТОУСТ. БЕСЕДА XX НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ Значение любви Мужья, любите своих жен, как и Христос возлю­бил Церковь (Еф. 5, 25). Ты слышал о великом послушани

Христос более возлюбил
И предал Себя, - говорит, - за нее, чтобы освя­тить ее, очистив (Еф. 5, 25-26). Значит, она была нечиста; значит, на ней были грязные пятна; значит, была безобразна и ничего не стоила. А т

Деньги развращают
Не станем искать денег, ни внешнего благород­ства, но благородства душевного. Пусть никто не думает разбогатеть чрез жену: постыдно и позорно такое богатство; и вообще пусть никто не ищет здесь бог

Второй брак - уступка
Что же скажут те, которые соединяются вторым браком? Не в осуждение говорю, - да не будет, - и Апостол дозволяет это.   Малая церковь Но снисходя к ее немощи, достав

Учение о любви
И не просто зови ее, но с лаской, с честью, с боль­шой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобре­нии других, если будет пользоваться твоим (уваж

Освящение тело и души
У нас, христиан, действительно, не только дух, но и нравы, и жизнь, и тело должны быть освящаемы. Иначе в каком же смысле и для какой иной цели Апостол сказал, что жена мужем освящается, а муж жено

Ответственность о детях
Что же касается до нашего мнения о браке, о пище и вещах сим подобных, то уже здесь, при начале на­ших рассуждений о сих предметах, мы выразим во­обще наше мнение о них. Не нужно подпадать под влас

Беззаконный целибат
Начало мудрости, - говорит Писание, - есть страх Господень (Притч. 1, 7). Человек же совер­шенный все покрывает, все переносит из любви, угождая не человекам, но Богу (1 Кор. 13, 1-7; 1 Фее. 2, 4).

Брак - это преображение
Брак - это откровение и тайна. Мы видим в нем полное преображение человеческого существа, рас­ширение его личности, новое видение, новое восприятие жизни и через это возрождение в новый мир в истин

Полнота жизни
Человек может войти в структуру этого мира толь­ко через свою семью. Ни мужчина, ни тем более женщина не обладают в браке никакой властью друг над другом. Насилие над волей другого, хотя б

Семейные проблемы
Философия семейных ссор: чаще всего они - ре­зультат упреков жены в адрес мужа, может быть и заслуженных (гордость). Но их необходимо выслу­шать хотя бы для того, чтобы обнаружить первопри­чину эти

Любовь - это праздник
В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единствен­ный пут

План поучения о броне
Тезис: Брак - благословенное Богом учреждение: Кана Галилейская, плодитесь и размножайтесь (Быт. 9, 1), таинство брака брачная церемония. Все во благо. Антитезис: Хорошо вам оставаться, ка

Каноническое право
Православное каноническое право основано на собрании древних текстов, отражающих дисциплину и практику первого тысячелетия христианской исто­рии, а именно: - правила семи Вселенских Соборо

Литиргмчвская практика
СВЯТОЙ СИМЕОН ФЕССАЛОНИТСКИЙ О БРАКЕ И ПРИЧАСТИИ   Святой Симеон, архиепископ Фессалонитский, является автором известного комментария к различ­ным службам и таинствам Церкви,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги