рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Условия вступления в брак

Условия вступления в брак - раздел Религия, Таинства Православной Церкви. Таинство Брака Христианский Брак По Существу Своему Является Слиянием Двух Личностей В Любви...

Христианский брак по существу своему является слиянием двух личностей в любви, любви чело­веческой, которая посредством таинственной благодати Святого Духа может быть преобразована в вечные узы, не нарушаемые даже смертью. Но это сакраментальное преображение нисколько не подав­ляет человеческой природы, всего комплекса эмоций, поступков, приятных или неприятных моментов, свя­занных с браком: знакомство, встречи, ухаживание, решимость вступить в брак, и, наконец, совместная жизнь с налагаемой ею нелегкой ответственностью, -все это остается и в жизни христианина. Новозаветное учение о браке отражает конкретное человечес­кое бытие, которое не только вверено Иисусу, но живет и действует в условиях земного мира. Те брач­ные правила и установления, которые предлагались и до сих пор предлагаются христианам, имеют це­лью защитить и сохранить это значение брака в кон­кретных условиях человеческой жизни. Эти правила не есть конечная цель сама по себе, так как иначе они заменили бы любовь; их цель - защитить как божественную, так и человеческую стороны брака от последствий грехопадения.

Свобода выбора и решения - это первое условие истинного христианского брака, которое православ­ная каноническая традиция стремится сохранить. Существуют определенные каноны против насиль­ственного принуждения женщин к браку, по кото­рым браки, заключенные против воли, считаются не­действительными (правила святого Василия 22 и 30), а виновный мужчина подвергается отлучению (пра­вило 27 Халкидонского Собора), так же как и усту­пившая ему женщина (правило 38 святого Василия). Существуют также каноны, требующие достаточно долгого периода между помолвкой и браком: этот период, юридически считавшийся браком, служил, очевидно, испытательным сроком (святое правило 98 VI Вселенского Собора, или «Пятошестого»).

Если защита свободы выбора в брачном решении является совершенно оправданной, то другие уста­новления древних канонов и христианских импера­торов могут быть оправданы лишь общественными, юридическими или психологическими условиями про­шлого. Если, например. Кодекс императора Юстиниа­на, снисходительно принятый Церковью, определял нижний предел брачного возраста для мужчины и женщины в 14 и 12 лет соответственно, то следует признать, что повышение возрастной границы, про­исходящее в законодательстве современных цивилизованных стран, можно признать более близким к христианскому идеалу брака. Самая либеральная в этих вопросах византийская юридическая и канони­ческая традиция покажется чрезмерно строгой, если мы узнаем, какие дальние семейные связи или род­ство рассматривались как препятствие к браку.

У иудеев браки между близкими родственника­ми, даже двоюродными, не только допускались, но и поощрялись; римский закон запрещал брак между представителями разных поколений (например, дяди с племянницей), но не препятствовал браку двою­родных родственников. В отличие от других рели­гий, христианство начало с весьма строгого ограни­чения браков не только между близкими кровными родственниками, но также и между родственниками по мужу или жене. Таким образом, последующие декреты императоров Феодосия и Юстиниана, а также определения Шестого («Пятошестого») Все­ленского Собора постановили, что тот, «кто женит­ся на дочери своего отца (сводной сестре); или отец, или сын на матери и дочери; или отец и сын на девицах, кото­рые являются сестрами; или мать и дочь на двух братьях; или два брата на двух сестрах - все они подпадают под правило семилетнего отлучения, предусматривающее публичный отказ от этой про­тивозаконной связи» (правило 54).

Этот необычный текст, по всей вероятности, от­части можно объяснить заинтересованностью христиан в сохранении человеческих отношений такими, какими они были созданы рождением или браком, желанием предотвратить семейные недоразумения и избежать неприятностей, могущих возникнуть из-за «влюбленностей» родственников. Это тем более оправдано в условиях, когда большие семьи, заклю­чавшие в себе различные степени родства, жили совместно. С другой стороны, на соборное решение мог повлиять абстрактный принцип римского права относительно исчисления степеней родства. По этому принципу пара, вступившая в брак, юридически рассматривалась как одна личность; таким образом, мужчина признавался в первой степени родства со своей невесткой. Поэтому, если его жена умирала, он не мог вступить в брак с ее сестрой, так как по византийскому закону браки запрещались вплоть до седьмой степени родства.

В настоящее время, конечно, нет необходимости точно следовать тем правилам, которые основыва­ются на социальных и юридических отношениях про­шлого и не соответствуют никаким богословским или духовным ценностям. Единственное пастырское соображение, которым не следует пренебрегать, - это генетический риск, содержащийся в единокров­ных браках.

Еще более поразительными являются положения Кодекса Юстиниана (V, 4), одобренные Шестым Все­ленским Собором. Они юридически уравнивают «ду­ховные» связи, созданные восприемничеством при крещении, с кровным родством. Так, 53-е правило Пятошестого Собора запрещает не только браки меж­ду восприемниками и их крестниками, но и, что осо­бенно подчеркивается, между крестным отцом и род­ной матерью новокрещеного ребенка (если она овдо­веет). Цель этого правила, возможно, защитить ту особую ответственность крестных родителей, кото­рую они должны чувствовать за воспитание своего крестника в истинно христианском духе, без примеси каких бы то ни было материальных аспектов.

Желание согласовываться с древними юридичес­кими нормами не должно умалять действительной огромной ответственности, лежащей на священни­ках, воспитателях, родителях и, прежде всего, на самой паре, готовящейся вступить в брак. Простым исполнением юридических и канонических норм нельзя, без сомнения, достигнуть истинно христиан­ского брака. Христианский брак по сути своей -непрерывное совершенствование супругов не только относительно друг друга, но и, прежде всего, отно­сительно Христа - совершенствование, достигаемое в Евхаристии и посредством ее. Если в супружеском союзе нет такого совершенствования, то исполне­ние всех юридических условий не будет иметь абсо­лютно никакого значения.

Но что, если такое совершенствование невозмож­но и, более того, нежелательно для брачной пары? Что, если брак рассматривается только как некое социальное явление, или юридический договор о соб­ственнических правах, или как способ регуляции сек­суальных отношений?

Эти проблемы священник разрешает всякий раз, когда он сталкивается с брачными парами, отноше­ние которых к Церкви является чисто периферий­ным. В такой ситуации священник должен объяс­нить им сущность христианского брака, всякий раз ставя вопрос: не лучше ли ограничиться в данном случае гражданской церемонией, не вступая в цер­ковный брак без понимания или согласия с его ис­тинным значением. Вдвойне острым становится этот вопрос в связи со смешанными браками.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Таинства Православной Церкви. Таинство Брака

На сайте allrefs.net читайте: "Таинства Православной Церкви. Таинство Брака"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Условия вступления в брак

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Иудаизм и Новый Зовет
Ветхозаветное иудейское мышление видело сущ­ность и цель брака в воспроизводстве рода. Продолжение рода было самым очевидным и совершенно необходимым знаком Божьего благосло­вения. Послушание Авраа

Древняя Церковь и римское право
В понимании римлян брак в первую очередь был не средством обеспечить вечную жизнь в потом­стве, а соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Известный принцип рим­ского права, утв

Брак как Таинство
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Хри­сту и к Церкви (Еф. 5, 32). Ни иудейский утили­таризм, ни римский легализм не могут встать рядом с новьш понятием о браке - христианским, которое мы н

Брак и Евхаристия
Если древняя Церковь почитала брак таинством, в котором предвосхищается радость Царства Божия, то почему она не создала особого обря­да венчания, особых норм брака, а признала такой нормой брак, за

Венчание
До IX столетия Церковь не знала обряда брако­сочетания, независимого от Евхаристии на литургии [1]. Обычно христианская пара после ре­гистрации гражданского брака принимала участие в Евхаристии, и

Количество браков
Мы уже говорили, что непрерывная каноничес­кая и литургическая традиция Церкви утвер­ждает: второй брак совершенно непозволите­лен для христианина; он только терпим по снисходи­тельности к человече

Смешанные браки
  Официальным условием церковного брака яв­ляется союз веры - то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определе­ния Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенско­го (прав

Семья и регулирование рождаемости
  Сам Иисус накануне Своей смерти на кресте в не­забываемый момент Тайной Вечери напомнил о радости деторождения: Женщина, когда рожда­ет, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но

Духовенство и брак
  Новый Завет упоминает, что по крайней мере не­которые из апостолов, включая Апостола Пет­ра, были женаты. Наличие жены считалось впол­не нормальным для тех, кто принимал священство,

Брак, целибат и монашество
  Христианская этика парадоксальна вообще, и в частности, потому, что брак и целибат, предпо­лагающие, казалось бы, различные принципы по­ведения, основываются на едином богословии Ца

Новый Зовет о браке
Воскресение изменяет значение брака Лука 20, 27-40 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отверга­ющих воскресение, и спросили Его: Учитель! Мои­сеи написал нам, что если у кого умр

Церковное предание о браке.
СВЯТОЙ ИОАНН ЗЛАТОУСТ. БЕСЕДА XX НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ Значение любви Мужья, любите своих жен, как и Христос возлю­бил Церковь (Еф. 5, 25). Ты слышал о великом послушани

Христос более возлюбил
И предал Себя, - говорит, - за нее, чтобы освя­тить ее, очистив (Еф. 5, 25-26). Значит, она была нечиста; значит, на ней были грязные пятна; значит, была безобразна и ничего не стоила. А т

Деньги развращают
Не станем искать денег, ни внешнего благород­ства, но благородства душевного. Пусть никто не думает разбогатеть чрез жену: постыдно и позорно такое богатство; и вообще пусть никто не ищет здесь бог

Второй брак - уступка
Что же скажут те, которые соединяются вторым браком? Не в осуждение говорю, - да не будет, - и Апостол дозволяет это.   Малая церковь Но снисходя к ее немощи, достав

Учение о любви
И не просто зови ее, но с лаской, с честью, с боль­шой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобре­нии других, если будет пользоваться твоим (уваж

Освящение тело и души
У нас, христиан, действительно, не только дух, но и нравы, и жизнь, и тело должны быть освящаемы. Иначе в каком же смысле и для какой иной цели Апостол сказал, что жена мужем освящается, а муж жено

Ответственность о детях
Что же касается до нашего мнения о браке, о пище и вещах сим подобных, то уже здесь, при начале на­ших рассуждений о сих предметах, мы выразим во­обще наше мнение о них. Не нужно подпадать под влас

Беззаконный целибат
Начало мудрости, - говорит Писание, - есть страх Господень (Притч. 1, 7). Человек же совер­шенный все покрывает, все переносит из любви, угождая не человекам, но Богу (1 Кор. 13, 1-7; 1 Фее. 2, 4).

Брак - это преображение
Брак - это откровение и тайна. Мы видим в нем полное преображение человеческого существа, рас­ширение его личности, новое видение, новое восприятие жизни и через это возрождение в новый мир в истин

Полнота жизни
Человек может войти в структуру этого мира толь­ко через свою семью. Ни мужчина, ни тем более женщина не обладают в браке никакой властью друг над другом. Насилие над волей другого, хотя б

Семейные проблемы
Философия семейных ссор: чаще всего они - ре­зультат упреков жены в адрес мужа, может быть и заслуженных (гордость). Но их необходимо выслу­шать хотя бы для того, чтобы обнаружить первопри­чину эти

Любовь - это праздник
В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единствен­ный пут

План поучения о броне
Тезис: Брак - благословенное Богом учреждение: Кана Галилейская, плодитесь и размножайтесь (Быт. 9, 1), таинство брака брачная церемония. Все во благо. Антитезис: Хорошо вам оставаться, ка

Каноническое право
Православное каноническое право основано на собрании древних текстов, отражающих дисциплину и практику первого тысячелетия христианской исто­рии, а именно: - правила семи Вселенских Соборо

Литиргмчвская практика
СВЯТОЙ СИМЕОН ФЕССАЛОНИТСКИЙ О БРАКЕ И ПРИЧАСТИИ   Святой Симеон, архиепископ Фессалонитский, является автором известного комментария к различ­ным службам и таинствам Церкви,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги