Реферат Курсовая Конспект
ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - раздел Религия, Московская Духовная Семинария ...
|
Московская духовная семинария
Сектор заочного обучения
ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Учебное пособие для студентов 4-го класса
Составлено протоиереем А. Ветелевым,
дополненное и переработанное преподавателем М. Е. Козловым
Сергиев Посад
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………4
ПЕРИОД I. РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ В СФЕРЕ
ВИЗАНТИЙСКОГО ВЛИЯНИЯ……………….………………5
Глава I. Из истории византийской проповеди…………………………...…5
Глава II. Начало христианской проповеди на Руси и возникновение
древнерусской литературы…………………………………….…9
Глава III. Домонгольский этап в развитии русской церковной проповеди
(Х-ХII вв.)…………………………………………………………..11
Епископ Новгородский Лука Жидята…………………………………..……..15
Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский……………………..…..16
Иларион, митрополит Киевский………………………………………………18
Святитель Кирилл, епископ Туровский…………………………………..…..21
Глава IV. Монгольский этап в истории русской церковной проповеди
(ХIII-ХV вв.)……………………………………………………..…24
Святитель Серапион, епископ Владимирский………………………….….…26
Святитель Алексий, митрополит Московский……………………….………28
Фотий, митрополит Киевский ………………………………..……………….29
Глава V. Послемонгольский этап (ХV-ХVI вв.)……………………...……..31
Даниил, митрополит Московский…………………………………….……….33
ПЕРИОД II. РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ
ПОД ЛАТИНО-ПОЛЬСКИМ ВЛИЯНИЕМ………………….36
Глава VI. Проповедь юго-запада Руси в ХVI-ХVII вв. …………………….36
Митрополит Киевский Петр Могила……………………………………...…..41
Архимандрит Иоанникий (Голятовский)……………………………………..42
Архиепископ Лазарь Баранович …………………………………………...….45
Глава VII. Период распространения влияния схоластической проповеди
на северо-восток Руси (ХVII – начало ХVIII вв.)………………46
Иеромонах Епифаний Славинецкий…………………………………….…..48
Иеромонах Симеон Полоцкий……………………………………………….50
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский………………………...…..53
Митрополит Стефан Яворский……………………………………...……….55
ПЕРИОД III. РУССКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ
С ХАРАКТЕРОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ…………….…59
Глава VIII. Освобождение от латино-польского влияния
в русской церковной проповеди……………………………..…59
Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский и Псковский……...…60
Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века…………...63
Эпоха нравственно-практической проповеди 2-й половины ХVIII в. ….65
Святитель Тихон, епископ Воронежский…………………………….……66
Протоиерей Иоанн Леванда……………………………………………...…69
Платон Левшин, митрополит Московский………………………..………71
Глава IX. Русская проповедь в первой половине XIX века……………..…75
Филарет Дроздов, митрополит Московский………………………..………...75
Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский……………………….…….85
Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин…………………………….……..90
Глава X. Общественно-публицистическое направление в проповеди
второй половины XIX века……………………………………..…92
Епископ Смоленский Иоанн (Соколов)…………………………………...….94
Архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович)………………………...…..96
Архиепископ Херсонский Димитрий (Муретов)………………………..……99
Архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев) ………………………...101
Глава XI. Нравственно-аскетическая и пастырско-душепопечительная
проповедь конца XIX и начала XX вв. ………………………....106
Св. Феофан Говоров, Вышенский Затворник……………………………….106
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский………………….110
Святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадский……………………..114
Протоиерей Валентин Амфитеатров………………………………………...118
Глава ХII. Отечественная церковная проповедь в XX веке…….………...121
Экзаменационная программа……………………………………………….126
ВВЕДЕНИЕ
В программу семинарского курса гомилетики наряду с изучением теоретических основ церковной проповеди входит и рассмотрение истории проповедничества в Русской Православной Церкви.
Цель настоящего учебного пособия двоякая: с одной стороны, ознакомить учащихся с русской церковной проповедью в ее историческом становлении и развитии, указав как на особенности в плане содержания и формы в каждом из исторических периодов ее существования, так и на те особые влияния, которым она подвергалась; с другой стороны, предложить лучшие образцы отечественного проповедничества, подобрав их таким образом, чтобы они практически могли быть использованы в деле обучения приготавливающихся к проповедническому служению (часть II – хрестоматия).
В пределах хронологических этапов частные характеристики и биографические сведения о проповедниках предварялись общим обзором периода или определенного направления церковной проповеди. Нам казалось, что отрывки проповеди, к тому же помещенные среди биографических данных, не могут дать представления о проповеднической манере или особенностях того или иного автора, поэтому мы посчитали целесообразным сгруппировать целые, хотя бы и краткие, проповеди в отдельной части пособия – хрестоматии, лишь в отдельных случаях ограничившись значительными отрывками.
Историю отечественной проповеди в самом общем виде можно разделить на четыре основных периода:
1. Период византийского влияния – X-XVI века, который в свою очередь разделяется на этапы – Домонгольский (X-XII вв.), эпохи монгольского ига (XIII-ХV вв.) и Послемонгольский (XV-ХVI вв.).
2. Период латино-польского влияния – XVI-ХVII века.
3. Период относительно самостоятельного развития русской церковной проповеди (XVIII-начало XX вв.).
4. Период советский (1917-1991 гг.), в рамках которого выделяются два этапа:
а) с 1917 по 1945 гг.;
б) с 1946 г. по 1991 гг.
5. Период современный (с 1991 г. по настоящее время).
ПЕРИОД I
РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ
В СФЕРЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ВЛИЯНИЯ
ГЛАВА I
ГЛАВА II
НАЧАЛО ХРИСТИАНСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА РУСИ
ГЛАВА III
Литература
1. Евсеев И.Е. Поучение Луки Жидяты, архиепископа Новгородского. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб, 1894, вып. I.
2. Добромыслов В.И. Лука Жидята, второй епископ Новгородский. Странник. 1865, октябрь.
Литература
1. Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского. – «ТОДРЛ», М.-Л., 1947, т. V. (Тексты поучений и посланий).
2. Чаговец В.А. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901.
Литература
1. Лихачев Д.С. Великое наследие. – М., 1975, с. 10-21.
2. Калугин Ф.Г. Иларион, митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. – СПб., 1894, вып. I.
3. Молдован А.М. «Слово о законе и благодати» Илариона. – Киев, 1984.
Литература
1. Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского «ТОДРЛ», М.-Л., 1956, т. ХII; 1957, т. ХIII; 1958, т. ХV.
2. Он же. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Еремин И.П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. М.-Л., 1966.
3. Виноградов В. О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского. 3 кн. // Сборник статей в память столетия МДА. С.-Посад, 1915.
Общее заключение о проповеди домонгольского времени
Рассмотрев творения наиболее выдающихся русских гомилетов домонгольской эпохи, можно с уверенностью утверждать, что проповедь этого периода сыграла свою важную роль в развитии религиозной жизни древнерусского общества и сумела ответить его самым насущным религиозным потребностям.
ГЛАВА IV
Литература
1. Петухов Е. Серапион Владимирский – русский проповедник ХIII века. СПб., 1888.
2. Гудзий Н.К. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского? – «ИОЛЯ», т. XI. М., 1952. вып. 5.
Литература
1. Горский А.В. Святой Алексий, митрополит Киевский и всея Руси. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. 6-й. – М., 1854.
2. Каменский А. Святитель Алексий. Странник, 1894, №№ 8-12.
Литература
1. Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. Прибавления к изданию святых отцов в русском переводе. 1852, ч. II.
ГЛАВА V
Литература
1. Жмакин В. Митрополит Даниил. М., 1881. (Здесь же в приложении сочинения митрополита Даниила).
2. Даниил, Московский митрополит, как проповедник // «Рязанские епархиальные ведомости». 1874, № 6.
ПЕРИОД II
РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ
ПОД ЛАТИНО-ПОЛЬСКИМ ВЛИЯНИЕМ
ГЛАВА VI
Библиография трудов Иоанникия Голятовского
Библиография трудов Лазаря Барановича
ГЛАВА VII
ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЛИЯНИЯ
Литература
1. Левницкий В. Епифаний Славинецкий. ТКДА, 1861, №№ 8-10.
2. Ротар И. Епифаний Славинецкий. «Киевская старина», 1900, №№ 10-12.
Литература
1. Обед душевный, М., 1681.
2. Вечеря душевная, М., 1683.
3. Избранные произведения, М.-Л. 1953.
4. Православное обозрение. 1860 г., кн. 3.
5. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХVII вв. Эпохи и стили. – Л., 1973, с. 165-214.
6. Еремин И.П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого, – «ТОДРЛ», М.-Л., 1948, т. VI, с. 125-163.
7. Татарский И. А. Симеон Полоцкий (его жизнь и деятельность). М.,1866.
8. Попов В. Симеон Полоцкий как проповедник, М., 1886
Литература
1. Житие святителя Димитрия // Сочинения. Т I, 1848 г., с. 5 и далее.
2. Нечаев В. Жизнь и труды святителя Димитрия Ростовского М., 1849.
3. Попов М.С.. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1909.
4. Титов А.А. Проповеди Святителя Димитрия, митрополита Ростовского. М., 1909.
Литература
1. Труды Киевской Духовной Академии за 1864-1868 годы. (Здесь биографический очерк, составленный Ф.А. Терновским и сочинения митрополита Стефана).
2. Чистович И.А. Неизданные проповеди Стефана Яворского. Христианское чтение. 1867.
3. Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Собр. Соч. т. V. М., 1850.
ПЕРИОД III
РУССКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ
С ХАРАКТЕРОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА VIII
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЛАТИНО-ПОЛЬСКОГО ВЛИЯНИЯ
Литература
1. Чистович И. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.
2. Морозов П. Феофан Прокопович, как писатель. СПб., 1880.
Эпоха нравственно-практической проповеди
Литература
1. Сергиевский Н. Святитель Тихон, епископ Воронежский. М., 1898.
2. Лебедев А. Святитель Тихон Задонский. СПб., 1865.
3. Попов Т.Д. Святитель Тихон Задонский как нравоучитель. Воронеж, 1914.
ГЛАВА IX
Речь митрополита Филарета
Краткое заключение о митрополите Филарете
Очевидцы последних лет жизни митрополита Филарета сообщают: «Нам приходилось не раз бывать свидетелями потрясающего действия его произношения: звук его голоса едва внятно доносился до лиц. Смысл ловился напряжением всех чувств, блестящие, необыкновенно подвижные глаза как бы дополняли то, в чем отказывал ему голос, и эта тихая речь... Эта речь под высокими сводами храма, как бы откровение свыше, всегда производила необычайно глубокое впечатление».
При слушании его проповеди люди напрягали все свои чувства. Слов проповедника не разбирали, а улавливали лишь звук его голоса и ощущали на себе взор его подвижных глаз.
И этого было достаточно, чтобы напитать свой дух духом великого старца.
Такова сила духоносной проповеди. В ней дух проповедника непосредственно действует на дух слушателя. Для простого народа у него находились свои слова, простые и доходчивые.
При посещении Вереи в 1824 г. он говорил:
«...Желаю в простоте истины возвестить вам слово Божие к назиданию».
И далее, – как говорит профессор Н. Корсунский, – действительно «весьма просто изложил учение христианской веры о Боге».
В каждой из своих проповедей он был оригинален, всегда говорил нечто новое, доселе им не сказанное. Он твердо держался правила, что у слушателя прежде всего следует побуждать разум, способность размышления над тем, что он слушает. И тогда сам разум пробудит у слушателя сердечное чувство. Не от сердца к уму, а от ума к сердцу – таков путь не только для слушателя, но и для самого проповедника.
«Убеждение ума проповедника, – говорит святитель, – само собой перерождается в нем в живое чувство сердца, и по той мере, как свет от Солнца Правды умножается в уме, согревается и воспламеняется сердце».
«Митрополита Филарета не столько заботило согласование своего слова с текущими потребностями и запросами паствы, сколько желание дать ей «единое на потребу», в свете которого само собой разрешилось и все, что нужно на потребу текущего дня.
И обычно выходило так, что, излагая это «единое на потребу», он излагал подлинно православное, подлинно ортодоксальное учение. И выходило, что никто из отечественных проповедников так не был близок к пониманию христианского учения о нашем спасении, никто так предельно точно не излагал его, никто так не авторитетен в вопросах веры, как именно он – признанный учитель православной веры Церкви.
Если суммировать то немногое, что изложено нами о митрополите Филарете и оценить это в свете самых высоких требований, предъявляемых к проповеди, то нельзя не согласиться с поэтом его времени, сказавшем о нем: «3латословесный пастырь проповедник благоглаголивый Московский Златоуст».
Литература
1.Корсунский И. Святитель Филарет, митрополит Московский. Харьков, 1894.
2. Филарет, митрополит Московский. Юбилейный сборник. Сергиев Посад, 1918. Заозерский Н. А. Филарет Московский как служитель слова. Б. В., 1907, № 11.
Литература
1. Архиепископ Херсонский Иннокентий. Собрание сочинений в ХII томах. СПб., 1871-1874.
ГЛАВА Х
ОБЩЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Сочинения архиепископа Никанора
1. Поучения Никанора, епископа Уфимского и Мензелинского, Уфа, 1883.
2. Беседы и поучения, Одесса, 1884-87, т. (1) – 4.
3. Поучения, беседы, речи, воззвания и послания, Одесса, 1890-91, т. 1-5.
4. Восемь бесед высокопреосвященного Никанора. Против графа Льва Толстого, Одесса, 1891; 4-е изд., Одесса, 1903.
Литература об архиепископе Никаноре
1. Беляев Н. Я. Памяти высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, Казань, 1891.
2. Красносельцев Н. Ф. Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский и его учено-литературная деятельность, Одесса, 1893.
3. Крылов А. Архиепископ Никанор как педагог, Новочеркасск, 1893.
4. Памяти в Бозе почившего Никанора архиепископа Херсонского и Одесского, М., 1891.
5. Воронцов А. Метафизика высокопреосвященнейшего Никанора, архиепископа Херсонского, Б. М., /1910/.
6. Шаравский М. А. Воспоминание об архиепископе Никаноре (Бровковиче), Одесса, 1916.
7. Барсов Н. И. Как учил о крестном знамении святейший Иов, Патриарх Московский и всея Руси? По поводу книги преосвящ. Никанора «Беседа о перстоложении», СПб., 1890.
Архиепископ Херсонский Димитрий (Муретов)
(1806-1883 гг.)
Преосвященный Димитрий, в мире Климент, родился в 1806 году в семье сельского диакона. Высшее образование получил в Киевской Академии, которую окончил в 1835 г., уже приняв монашество. Спустя шесть лет после окончания курса он достиг должности ректора Академии и звания профессора богословских наук. В 1850 году был хиротонисан во епископа Тульского, затем неоднократно перемещался с кафедры на кафедру, но более всего управлял Херсонской паствой, архиепископом которой и скончался 14 ноября 1883 года.
Архиепископ Димитрий был замечательным ученым-богословом, но по смирению не искал ученой славы и не печатался. Исключением являются его проповеди, публиковавшиеся, большей частью, в журнале «Православное обозрение» и лишь после его смерти собранные в шесть томов. Проповеди архиепископа Димитрия охватывают весь годичный богослужебный круг и не одним, а несколькими поучениями, всегда глубокими и оригинальными.
Проповедническая деятельность архиепископа Димитрия началась рано и продолжалась непрерывно до самой его смерти. В первое время он явно брал за образец проповеди своего выдающегося современника – архиепископа Иннокентия (Борисова), но постепенно достиг значительной самостоятельности.
Предметом его проповедей служат по большей части, нравственно-практические истины. Раскрывая избранную тему, проповедник никогда не прибегает к искусственному построению, чтобы поразить слушателя оригинальностью плана и блеском выражения.
Напротив, он стремится излагать свои мысли как можно проще, чтобы быть понятным для слушателей всех уровней образованности. Поэтому у него не встретить труднопонимаемых терминов и выражений, которыми злоупотребляли иногда проповедники публицистического направления. Дух Церкви Православной, Дух Библии и даже язык церковно-библейский составляют отличительное свойство проповедничества архиепископа Димитрия. Нельзя не заметить еще и ту особенность, что проповеди его составляют плод не только и не столько ума, но и сердца. Отсюда и при изложении общих истин Христианских чувствуется у него какая-то особая теплота и сила христианского убеждения. В его проповедях мы не встречаем резких и прямых обличений современного ему общества; напротив, везде чувствуется особая мягкость и снисходительность по отношению к ближним.
Излюбленным ораторским приемом архиепископа Димитрия была анафора, т.е. повторение в начале фразы одних и тех же выражений или слов для раскрытия все новых и новых сторон разбираемого тематического предмета, и рефрен, т.е. повтор конца фразы. Так в «Слове в день Покрова Пресвятой Богородицы», описывая состояние закоренелого грешника, архиепископ Димитрий говорит: «Мертв он сердцем; ибо не трогают его ни убеждения, ни угрозы Евангельские, ни радостные обетования жизни вечной, ни страшные прещения вечных мучений. Мертв умом своим, ибо не сознает и не разумеет того, что яснее солнца открыто нам в Слове Божием, не видит разверстой под стопами его бездны погибели. Мертв своею совестию, ибо она бессильна против вопля страстей и не чувствует в себе язв греховных. Мертв своим желанием, ибо оно устремляется не к делам света и жизни, святости и правды, а к мертвым делам тьмы и нечестия, неправды и беззакония».
Проповеди свои архиепископ Димитрий составлял преимущественно в форме слов на определенную тему, аналитических бесед у него немного.
Архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев)
(1820-1901 гг.)
Проповедь была благодатным призванием архиепископа Амвросия. Его живое духовное слово было сильным, гибким, глубоко проникало в сердце.
Родился он в г. Александрове в семье священника и получил имя Алексей. После учебы в Вифанской духовной семинарии (1834-1840 гг.) поступил в Московскую духовную академию. Его сочинение за 4-й курс «Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий» было признано в числе лучших и с благословения митрополита Филарета напечатано за академический счет. По окончании Академии Алексей Ключарев некоторое время был преподавателем в Вифанской духовной семинарии, а затем почти 30 лет прослужил в одном из лучших, по его собственным словам, московских приходов – Казанской церкви у Калужских ворот. В этом храме, проходя строгую школу митрополита Московского Филарета, он сложился как даровитый, глубокий проповедник и стяжал себе имя одного из самых ревностных московских пастырей.
Важным вкладом в духовное просвещение было основание в 1860 г. священником А. Ключаревым журнала «Душеполезное чтение» (название предложил митрополит Филарет).
В 1877 г. овдовевший протоиерей Алексий Ключаров по побуждению святителя Иннокентия, митрополита Московского, принял монашество, в 1878 г. был рукоположен во епископа Можайского, а с 1882 г. до своей кончины управлял Харьковской епархией.
Гомилетические воззрения архиепископа Амвросия весьма ценны, поскольку опираются на собственный богатый и многоплодный опыт. Проповедь, по мысли архиепископа Амвросия, прежде всего должна нести людям живое слово, дающее, возбуждающее и направляющее жизнь. «Первоисточник животворящего слова, как и всякаго дара совершенного, есть Отец светов. От Его творческой силы сообщается благодать Святаго Духа мощное влияние слову Христианскому».[18] Высшее проявление силы и торжества живого слова мы видим в первые времена христианства. Сам Господь Иисус Христос положил начало этому торжеству. Следом за этой всемощной проповедью прозвучало слово апостолов, которое было принято и передаваемо их ближайшими учениками, а затем служителями церкви, ставшими прежде всего служителями слова. Архиепископ Амвросий призвал современных пастырей всеми силами проповедовать живое слово ввиду распространения среди христианских народов новых опасных учений. Интересна его мысль о спасительном значении проповеди для самого проповедника. «В трудах для просвещения неверующих светом учения Христова, Господь открыл нам самим средство нравственного совершенствования и спасения».[19] Далее, архиепископ Амвросий указывает, что проповедническая деятельность открывает внимательному взору возможность благоговейно наблюдать силу действия Божией благодати.
Различая два вида проповедей (устную и письменную), архиепископ Амвросий более действенной считал импровизированную речь пастыря. Все волнения и движения души такого проповедника передаются слушателям. Но для успеха такой проповеди надо сокрушить в себе самолюбие, задаться целью лишь выполнить долг, верить в содействие благодати Божией. «Опыт укажет импровизатору ясные следы этого руководства и содействия благодати в неожиданном вразумлении, озарении и воодушевлении, в непредвиденных выражениях и силе слова, какие он увидит сам в себе выше всякого чаяния, если только он (непременное жизненное условие) руководится духом веры и смирения, а не самонадеянности и тщеславия».[20] Архиепископ Амвросий советует учиться искусству применения рассказа к целям назидания у святителя Димитрия Ростовского, который в своих Четьях-Минеях, повествуя о жизни того или иного святого, делает нравственные выводы, подкрепленные изречениями из Священного Писания. Архиепископ Амвросий настаивал, чтобы проповедник следил за чистотой языка. Он не должен засорять речь иностранными словами. С другой стороны, нужно преодолеть желание сойти до простонародного уровня. Высокий пример дает святитель Иоанн Златоуст, который при изображении картин народной и даже языческой жизни с необыкновенной тщательностью охранял достоинства церковного слова. Величайший образец точной и преисполненной достоинства речи, в которой христианские истины сближаются с обыденной жизнью, представляют притчи Иисуса Христа. Имея перед собой эти высокие примеры, проповедник должен использовать все возможности родного языка.
«Мы имеем язык богатый, звучный, выразительный и живописный». Наконец, еще один важный гомилетический принцип архиепископа Амвросия: проповедь должна быть обращена лицом к современности. Пастырь имеет дело с живыми людьми, принадлежащими своему веку, и все, чем искушает христианина дух времени, должно быть объято проповедью.
Для полной оценки проповедничества архиепископа Амвросия есть одно непреодолимое затруднение. Его яркая устная проповедь, благотворно волновавшая и возбуждавшая современников, историкам русской гомилетики не известна. Остались лишь темы отдельных его выступлений и бесед, а также общие краткие свидетельства некоторых очевидцев: «Редкий дар проповеднический; как живой источник бьет, так льется речь из его святительских уст. Жаль, что он не дает в печать своих поучений».[21]
Письменные проповеди архиепископа Амвросия издавались неоднократно. Первый его сборник был составлен из 24 Слов: «Несколько проповедей» (М., 1873 г.). Слова, произнесенные в 1873-1882 гг., опубликованы в книге: «Проповеди Амвросия епископа Дмитровского» (М., 1883 г.). Во время архипастырской службы вышло два сборника: «Проповеди преосвященного Амвросия...» (Харьков, 1895 – 1990). После его кончины было собрано все, что принадлежало перу преосвященного Амвросия» – «Полное собрание проповедей» (Харьков, т. 1-4, 1902; т. 5, 1903); статьи вошли в «Приложения» к томам.
Духовно-воспитательная направленность проповедей составляет их главную особенность. Другая отличительная черта – необыкновенная чуткость к духовным нуждам и потребностям современников.
В добром и твердом христианском воспитании архиепископ Амвросий видел тот корень, из которого произрастает истинное просвещение, совершенная общественная жизнь, прочное и благоустроенное государство, подлинная нравственность. В «Слове в день восшествия на престол... императора Александра Николаевича. О началах христианского характера» (1879 г., Успенский собор) он говорит о главном воспитательном учреждении – Церкви, называя ее «священным училищем». В таинстве Крещения ребенку дается сердце новое, способное к любви, открытое добродетелям. Через слово Божие, молитву, таинство исповеди и причащения Церковь устанавливает тот живой союз человека с богом, который ведет к совершенствованию нашего духа. Поэтому архиепископ Амвросий решительно говорит о гибельных последствиях удаления людей от Церкви, которую в деле воспитания наука, искусство, просвещение заменить не могут, несмотря на их внешние успехи. Как показывает опыт, образование ума и наука не спасают от безнравственности. В «Слове... о начальных приемах христианского воспитания» (1874 г., Успенский собор). Архиепископ Амвросий говорит о воспитании в душе каждого человека страха Божия. «Это чувство, с первых лет жизни возбуждаемое, постоянно поддерживаемое и постепенно углубляемое, становится тем стержнем души, который один только может охранить ее от всякого порочного и бесчестного дела».
В проповедях, посвященных семье («Слово о назначении женщин», (1873 г., Успенский собор). «Слово в день Сретения Господня 1884 года. О семейном счастии»). Архиепископ Амвросий говорит о других сторонах христианского воспитания: о роли матери, примере родителей, целительных источниках любви. «Ясный, просвещенный верою разум и доброе сердце матери составляют в деле воспитания детей такую же зиждительную силу, как для природы свет и тепло лучей солнца». Дети должны обучаться любви, как обучаются грамоте. Важнейшим духовным упражнением архиепископ Амвросий считал молитву. «Научите детей не словам только молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитвы... введите их в труд молитвы, объясняя им науку собирания мыслей и бодренного предстояния ума пред Богом» («О средствах к уменьшению преступлений»). Плод воспитания, прежде всего, зависит от благочестия воспитателей. «Стойте сами, как сказано у Пророка, пред лицом Божиим, будьте устами Божиими: тогда через ваше посредство сам Бог будет воспитывать детей, вам порученных».
Рост просвещения, внешние успехи наук и искусств с середины XIX века в России ввели в соблазн многих людей. Стала быстро оскудевать вера. Многие стали противопоставлять их христианскому учению. Архиепископ Амвросий видел всю глубину опасности и проповедовал на эти темы. Особенно часто выступал он в церкви св. Антония Великого Харьковского университета. Архиепископ Амвросий показывает, что современное просвещение, позаимствовав у христианства некоторые нравственные цели, пытается под именем гуманизма противопоставить их религии. Однако наука и образование не дали нравственного плода – «возвышения ума к богопознанию и благочестию, просветления совести, очищения сердца, улучшения нравов». С оскудением веры оскудевают все области частной и общественной жизни: почтение детей к родителям, супружеская верность, взаимная любовь между людьми, чистота жизни. «Неужели все это растление умов, всю эту гниль, накопившуюся под покровом внешнего образования должно унаследовать от нас наше потомство» («Слово о наших обязанностях в отношении к потомству»). Воспитание обязано дать полное и цельное христианское миросозерцание, обнимающее и научные воззрения, и все степени человеческого развития, и законы государственные, и нравы.
Христианская оценка различных общественных (реальных и навязываемых обществу лжеучителями) теорий переустройства общества, идеи прогресса была предметом многих проповедей архиепископа Амвросия. Он указывает, что общество наполняется лжеучениями. «Оттого мы и вышли на языческую почву искания истины и снова делаем опыты устройства царств и народов по соображениям человеческого разума... что «не заботимся и сами приобрести и дать детям полное и цельное христианское миросозерцание». Архиепископ Амвросий напоминает, что все преобразования, новые начала общественной жизни и государственного управления хороши и сильны только при согласии их с волею Божию и при Божием благословении и содействии. «Чрезвычайно трогательны свидетельства слова Божия о том, как скоро склоняется милосердие Божие к народам во дни бедствий, исповедующим свои грехи и молящим о помиловании» («Слово на Новый 1883 год. О молитве за Отечество»). Только христианское учение дает мерило для оценки преобразований и определения подлинных добрых дел. Иначе неизбежны ошибки. «Как бы нам не поработать наш день на чужом поле, на котором не сеял Христос Спаситель; как бы не набрать плодов, которые не будут приняты в небесную житницу».
Отмечая возрастание неверия, оскудение любви, умножение беззакония, архиепископ Амвросий говорит о признаках конца времен. «Для нашего вразумления довольно указания на те бедствия, которые видим в современной неестественной и искусственно осложненной жизни человечества, и которые назревают, как прямые последствия развития эгоизма и своекорыстия не только в частных людях, но и в целых народах...».
Последняя подготовленная архиепископом Амвросием проповедь была о гордости. Он вновь говорил о воспитании, об опасности прорастания в детской душе горького корня, который нельзя вырвать ни наукой, ни образованием. «Только пред Богом, познав его умом и опытом сердца, может смириться горделивая душа человеческая».
Проповеди архиепископа Амвросия глубоко воздействовали на слушателей. Говоря о причинах этого влияния, следует помнить и о высоких нравственных качествах этого архипастыря, который «с юности отличался искренним благочестием».
Оценивая проповеди архиепископа Амвросия со стороны формы, следует, прежде всего, отметить их строгую композицию. Основная мысль стержнем проходит через всю проповедь, придавая ей цельность Язык точный и чистый. Выразительность достигается простыми средствами, без специальных литературно-риторических приемов. Во всех проповедях заметно эмоциональное напряжение.
Литература об архиепископе Амвросии
1. Корсунский И.Н. Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский, М., 1898.
2. Пятидесятилетний юбилей высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, Харьков, 1898.
3. Венок на могилу в Бозе почившего высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, Харьков, 1902.
4. Виноградов В. К характеристике проповеднического творчества высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, Харьков, 1912.
5. Буткевич Т. Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский, Харьков, 1902.
6. Григорович Н. Опыт характеристики проповеднического творчества приснопамятного Амвросия. Харьков, 191З.
ГЛАВА XI
Нравственно-аскетическая
И пастырско-душепопечительная проповедь
Литература о святителе Феофане
1. Корсунский И. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский, М., 1895.
2. Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника, Шацк, 1905.
3. Хитров М.И. Преосвященный Феофан Затворник Вышенский, М., 1905, 2 изд.
4. Иеромонах Георгий (Тертышников). Богословское наследие епископа Феофана Затворника (1815-1894) // «Богословские труды». – М., 1976. сб. 16. Имеется обширная библиография трудов епископа Феофана.
Литература о святителе Игнатии
1. Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. В двух частях с приложениями, Киев, 1915.
2. Аскоченский В.И. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский (Биографический очерк). – «Домашняя беседа», 1867, №№ 24-25.
3. Учитель иноков (Жизнь и труды преосвященного епископа Игнатия Брянчанинова). – «Русский паломник», 1886, № 42 (без подписи).
4. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова и письма преосвященного к близким ему лицам. СПб., 1881. Иеромонах Игнатий (Садковский). В поисках Живого Бога, Сергиев Посад, 1913.
5. Иеромонах Марк (Лозинский). Святитель Игнатий (Брянчанинов) // «ЖМП», 1968, № 11.
6. Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям епископа Игнатия (Брянчанинова) // «Богословские труды» – М., 1971. сб. 6.
Литература
1.Алабовский М., священник. Великий пастырь русского народа. Киев, 1909.
2. Рункевич С. Современные проповедники. СПб., 1896.
3. Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский). Отец Иоанн Кронштадтский. Париж, 1990.
Литература
1. Светильник православия. М., 1912.
2. Подвижник веры и благочестия. М., 1914.
ГЛАВА ХII
Проповедничество
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ГОМИЛЕТИКЕ
Для учащихся 4-го класса Московской духовной Семинарии
– Конец работы –
Используемые теги: История, проповедничества, Русской, православной, Церкви0.064
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов