рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века

Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века - раздел Религия, ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ После Смерти Петра I Наступило Смутное Вре...

После смерти Петра I наступило смутное время для русского государства и для Православной Церкви. При дворе стала усиливаться, а с воцарением Анны Иоанновны восторжествовала немецкая партия, которая делала все, чтобы уничтожить православие и русскую народность. Под благовидным предлогом число духовенства уменьшилось, храмы оставались без причтов, народ без всяких средств к религиозно-нравственному воспитанию, запрещались даже книги, составленные в защиту Православной Церкви. Поборники православия под ничтожными предлогами подвергались преследованиям, лишались своих мест и даже жизни. Например, Тверской епископ Феофилакт Лопатинский был лишен архиерейства, наказан батогами и, наконец, посажен в крепость единственно за то, что решился сказать слово в защиту православия.

При таком состоянии церковных дел проповедь была практически невозможна, ибо не всякому благодать мученичества дается, как заметил один проповедник. Лишь Феофан Прокопович продолжал хвалить правительство, но едва ли эти похвалы были для кого-нибудь убедительны.

После переворота 1741 г., возведшего на престол дочь Петра Елизавету, ситуация заметно изменилась. В правление Елизаветы мы видим ряд указов, отражающих заботу правительства о Церкви, ее служителях, о монастырях, о распространении православия среди иноверцев, на востоке России и в Сибири.

Среди прочего и проповедь обратила на себя особенное внимание Елизаветы. Для произнесения проповедей в придворной церкви в столицу вызываются епископы, архимандриты и священники; в великие праздники назначались для проповедничества синодальные члены. В то же время епархиальным архиереям было предписано, чтобы в праздничные дни в кафедральных соборах и монастырях непременно произносились проповеди наиболее подготовленными представителями духовенства. Из ряда многочисленных проповедников той эпохи наиболее выдающимися считаются митрополит Новгородский Димитрий Сеченов, архиепископ Новгородский Амвросий Юшкевич, архиепископ Псковский Гедеон Криновский и архимандрит Кирилл Флоринский, ректор Московской академии.

Многие проповеди представляют собой панегирики Елизавете Петровне как защитнице православия, освободительнице России, наследнице Петра и т.п.

Проповедники активно боролись с новыми религиозными понятиями, занесенными в Россию лютеранами, особенно при Анне Иоанновне. Вот что говорит митрополит Димитрий Сеченов об этом времени: «Было то неблагополучное время, когда враги наши до того вознесли свою главу, что дерзнули порочить догматы святой веры..., Ходатаицу нашего спасения на помощь не призывали и заступления Ее не требовали; святых угодников Божиих не почитали; иконам святым не кланялись; знамения креста святого гнушались; предания апостолов и святых отцов отвергали; добрые дела, которыми взыскивается вечная мзда, отметали, в святые посты пожирали мясо..., над поминовением усопших смеялись; существованию геены не верили...».

Вообще во многих проповедях речь идет о недостаточности одной веры для спасения, о необходимости таинств, о почитании и призывании святых, о молитве за умерших и значении поминовения их. Характерен способ опровержения неправославных мнений: им противопоставляются не только доказательства из Священного Писания и святоотеческих творений, но и собственное сознание православных слушателей, и предание церковное, в них главным образом проповедники ищут опору для возражений еретическим воззрениям.

От лютеранских притязаний на Русскую Церковь проповедники часто переходят ко вреду, причиненному иностранцами России вообще: религиозная ревность находила новую пищу в патриотизме.

Придворные проповедники касались также и новых философских взглядов на природу религии, которые вместе с иными веяниями эпохи Просвещения стали приходить к нам из Франции. Особенное их внимание обратило на себя деистическое учение о Промысле Божием в истории мира и человека и вообще деистический взгляд на настоящую жизнь. Эпикурейские мнения, распространявшиеся в русском обществе, давали новые основания для уклоняющихся от идеала христианской жизни. Рисуя этот идеал, проповедники так же резко обличают отступления от него русских людей, как и отступления в вероучении лютеран и разных вольнодумцев. В этом смысле проповеди елизаветинского времени, и публицистические, и нравоучительные, дают богатый материал для характеристики нравственного состояния русского общества во второй четверти ХVIII века.

Вот что говорил митрополит Димитрий Сеченов в одном из своих слов: «Осмотрим же, как любим Христа. Люблю Христа словом: у меня в различных селах каменные палаты, прекрасные покои, бани, поварни изрядно устроены; а Церкви Христовы в тех же селах без покрова погнили. Люблю Христа: у меня запанки, пряжки, табакерки золотые, чайники и рукомойники серебряные; а в церкви Христовой свинцовые сосуды... Люблю Христа: сам шампанские и венгерские вина вместо кваса употребляю, а в церковь ничего не посылал. Люблю Христа: чести искать, богатства собирать, пиршествовать, суесловить, хвастать, веселиться, забавляться день и ночь легко, не скучно... иные за кабаками, за торгом, за обедами церкви не знают. Люблю ближнего: а кому честь или правительство вручит, не рассуждает сего, что власти от Бога учинены но на иной конец, токмо благотворить ближним, помогать бедным, заступаться за обидимых, защищать правду; сего и не мыслит и говорить с бедными не хочет, но яко фараон гордится, честию тешится, славой веселится, радуется, что все его почитают, кланяются, боятся... Милости ли сыскать, с ног до головы обдерут, не срачицу, но и кожу готовы снять, а когда станешь больше правды искать, то и в сибирских странах места не сыщешь».

В другом поучении митрополит Димитрий Сеченов описывает небрежение современников о душе и их заботливость о теле: «Поносим праотца нашего, что за яблоко душу продал, а мы за чарку винца, за ласкательство, за малую славицу, в суде за гостинец, в торгу за копейку, в пост святой за курочку душу нашу промениваем».

В плане внешнего оформления проповеди этой эпохи не представляют ничего нового: та же форма слов, тот же публицистический характер и то же смешение шуточного с серьезным, тривиального с высоким. Схоластическая теория гомилетики дает о себе знать некоторыми частными чертами, например, приемом толкования имени (особенно в словах Флоринского и Юшкевича), встречается часто неуместное употребление иностранных слов вместо русских или церковнославянских (например, митрополит Димитрий Сеченов называет преподобного Иоанна Дамаскина «философии и богословия прехрабрым кавалером, монашеских ликов генералом»), но уже чувствуется в проповеди иной дух: она становится ближе к действительной жизни и имеет целью исправить религиозно-нравственное состояние общества.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
  Византийским периодом в истории греческой литературы обычно называется время от правления Юстиниана до падения Константинополя (525-1453 гг.). Но в истории церковной проповеди этот

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века по Р.Х. В 867 г. греческий епископ, знавший славянский язык, и, вероятно, посланный из Болгарии, уже с успехом про

ДОМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(XI – середина ХIII вв.)   Поскольку одной из главных тем русской проповеди в XI-ХIII веках была борьба с язычеством и порожденными им явлениями духовной и м

Епископ Новгородский Лука Жидята
(1035-1058 гг.)   Одним из первых известных нам проповедников домонгольской эпохи является Лука Жидята. Сведений о жизни и личности епископа Луки сохранилось

Преподобный Феодосий, игумен Киево-печерский
(1057-1074) Преподобный Феодосий относится к тем проповедникам, у которых слова не расходятся с жизнью и учение с делами. В своей жизни преподобный Феодосий вполне осущест

Иларион, митрополит Киевский
(1051-1054) Биографических сведений об Иларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Иларион, родом «русин», «муж благ

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(около 1130-около 1182 г.) Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся

МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(середина ХIII– конец ХV вв.)   В 1223 г. на Калке, небольшой реке в половецких степях, недалеко от Азовского моря, произошло первое столкно

Святитель Серапион, епископ Владимирский
  (1274-1275 гг.) Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 12

Святитель Алексий, митрополит Московский
  (1354 – 1378 гг.) Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он «изучился всей грамоте и

Фотий, митрополит Киевский
  (1409-1431 гг.)   Митрополит Фотий был греком. С юности воспитывался в пустыне под руководством опытного старца и привык к пустынножительству

ПОСЛЕМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП
(ХV-ХVI века)   Монгольское владычество, отразившееся отрицательно на всем ходе русской общественной и церковной жизни, отрицательно сказалось и на развитии

Даниил, митрополит Московский
(1522-1539 гг.) Биографические сведения о митрополите Данииле довольно скудны. Он был учеником преподобного Иосифа Волоцкого и еще при жизни последнего был избран в игумен

ПРОПОВЕДЬ ЮГО-ЗАПАДА РУСИ В ХVI-ХVII вв.
О латино-польском влиянии на русскую церковную проповедь можно говорить, начиная с ХVI века, когда литовское княжество, включавшее в себя одну из двух частей, на которые в результате монголо-татарс

Построение юго-западной проповеди
  Все разнообразие употреблявшихся способов построения и выбора тем можно свести к четырем способам или планам: Первый способ состоял в том, что проповед

Митрополит Киевский Петр Могила
  (1530-1646) Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесно

И посвященных ему исследований
1. Ключ разумения, Киев, 1659; последнее издание, Киев, 1985. 2. Небо новое новыми звездами, сотворенные то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица 3 чудами своими, Львов, 1665; Львов

Архиепископ Лазарь Баранович
(+ 1694) Лазарь Баранович сначала был ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского монастыря, а затем архиепископом Черниговским (+ 1694 г.). Был известе

И посвященных ему исследований
1. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь церкви воюющей из уст Христовых подданных, или книга проповедей слова Божиего, Киев, 1666; 2-е изд. Киев. 1686. 2. Трубы словес проповедных

СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА СЕВЕРО-ВОСТОК РУСИ
(ХVII – начало ХVIII вв.) В середине ХVII в. в Московской Руси заметно стало обнаруживаться стремление к просвещению, которое диктовалось историческими обстоятельствами. В

Иеромонах Епифаний Славинецкий
(1675 г.) Епифаний Славинецкий окончил Киево-Могилянскую коллегию, продолжил обучение за границей (возможно, в Краковском Университете). С 1642 по 164

Иеромонах Симеон Полоцкий
(1629-1680) После Епифания Славинецкого самым видным представителем юго-западной школы в богословии, литературе и проповедничестве в Москве был иеромонах Симеон

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
(1651 – 1709 гг.)   Самым выдающимся русским проповедником в ХVII веке был святитель Димитрий Ростовский. Проникнутое духом христианс

Митрополит Стефан Яворский
(1658-1722 гг.) Последним крупным представителем юго-западной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский, в проповедн

В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
С архиепископа Феофана Прокоповича начинается третий период в развитии русской гомилетики, характеризующийся значительно большей самостоятельностью и независимостью от схоластических влияний, чем э

Архиепископ Новгородский и Псковский
(1661-1736 гг.) Феофан Прокопович родился в Киеве в семье небогатых мещан и назван был при крещении Елеазаром. Перв

Й половины ХVIII века
Во 2-й половине ХVIII столетия (в правление Екатерины II) проповедь окончательно входит в ряд обыкновенных явлений и становится необходимой существенной частью бо

Святитель Тихон, епископ Воронежский
(1724-1783 гг.) Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первонача

Протоиерей Иоанн Леванда
  (1734-1814 гг.) Иоанн Леванда родился в 1734 году в Киеве в семье сапожника. В 1748 г. поступил в К

Платон Левшин, митрополит Московский
(1737-1812 гг.) Лучшим представителем нравственного направления в проповеди был митрополит Московский Платон (Левшин). Митрополит Платон,

РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Проповедники нравственно-практического направления 2-й половины ХVIII в. много и небезуспешно потрудились для искоренения начал неверия в нашем отечестве, однако пре

Филарет (Дроздов), митрополит Московский
(1782-1867 гг.) «Я пишу по-человечески, а Филарет по-ангельски»   митрополит Платон Левшин   Святител

Митрополит Филарет как проповедник
  В проповедничестве митрополита Филарета русская проповедь достигла своей зрелости и самостоятельности, наиболее полно отразив самобытно-русские начала религиозно-православное самосо

О духовной мудрости или духовном просвещении
  ( в обществе любителей духовного просвещения)   «Вспомним некоторые черты, которыми духовное просвещение или, что то же, духовную мудрость изображает апостоль

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский
(1800-1857) Знаменитый проповедник родился в семье священника Орловской епархии Алексия Борисова. Высшее духовное образование получил в Киевской академии, которую закончил

Проповедничество архиепископа Иннокентия
  Начнем с изложения гомилетических взглядов архиепископа Иннокентия. Еще в бытность студентом Киевской академии он указывал: «Пишите, во-первых, просто, без всяких умствований... Вид

Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
(1807-1869 гг.)   Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 18

В ПРОПОВЕДИ 2-й половины XIX века
  Характерные черты нового направления проповеди касаются прежде всего выбора тем и предметов для нее. Крымская война 1853-1856 гг., обнажившая недостатки государственной и социальной

Конца XIX и начала XX вв.
  С самого времени принятия христианства на Руси стремление к подвижнической, аскетической жизни, осознание необходимости подвига во имя Христа вошли в жизнь русских людей. Нравственн

Святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник
  (1815-1894 гг.)   Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священника в селе Чернавске Орловской губернии. В 1837

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
  (1807 – 1867 гг.)   Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от

Святой праведный протоиерей
Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) (1829 – 1908 гг.) Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года под Архангельском, в семь

Протоиерей Валентин Амфитеатров
  (1836-1908 гг.) Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров происходил из древнего священнического рода Амфитеатровых, который в XIX веке дал Русской Церкви

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ
  Четвертый период в истории Русской церковной проповеди начинается (1917-1991 годы) для удобства изучения можно разделить на два подпериода: 1-я часть включает в себя проповедь с 191

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
Святейший Патриарх Алексий (Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве, в 1877 году. Получил прекрасное домаш

Сектора заочного обучения
  1 билет – 1. Значение изучения истории проповедничества отечественного. 2. Периоды проповедничества в истории Русской Православной Церкви. Виднейшие проповедники каждого из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги