рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проповедничество архиепископа Иннокентия

Проповедничество архиепископа Иннокентия - раздел Религия, ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Начнем С Изложения Гомилетических Взглядов Архиепископа Иннок...

 

Начнем с изложения гомилетических взглядов архиепископа Иннокентия. Еще в бытность студентом Киевской академии он указывал: «Пишите, во-первых, просто, без всяких умствований... Видите, как евангельские истины просты и доступны для каждого, и как они обильны мыслями. Читаем и не начитаемся. Пишите, во-вторых, не с тем, чтобы блеснуть, себя показать..., а чтобы убедить, наставить, вразумить... Но главное, вы сами должны быть прежде всего убежденными в той истине, какую хотите передать другим, а для этого нужна твердая вера и доброе сердце. В-третьих, помните, что выходя на середину церкви для проповеди, вы выходите как на всемирную апостольскую проповедь, что вы то же, что посланники Божии... Вы возблагоговеете... и произнесете проповедь прекрасно... Наконец, в-четвертых, принимайте слушателей, кто бы они ни были, не более, как за ваших учеников, и вы будете говорить смело и свободно. Говорите, а не читайте...».[11]

«Братия мои, – говорил Иннокентий, – вместе с проповедником христианским действует и Сам Дух Святый... Без Него все наше красноречие – медь звенящая, а с Ним самая простота и безыскусственность всесильны».[12]

Истины веры, по Иннокентию, действуют не искусством проповедника, а собственной силой. В самых истинах и таинствах веры христианской заключается «такая внутренняя мощь и жизнь, что они вполне могут заменить собою всякое искусство проповедника, тогда как их ничто заменить не может». Источник веры в эти истины, по мысли Иннокентия, лежит не в уме, а в сердце человека («сердцем веруется в правду»).

Но как воздействовать на сердце? Как для обнаружения внешнего чувства нужны видимые осязаемые предметы, так и для обнаружения сердечного, внутреннего чувства нужны яркие краски, живая образная форма изложения.

К этой живой образной форме изображения истин христианского вероучения и прибегал знаменитый отечественный вития. Хорошо зная эти истины, он изображал их жизненно-практически, сводя их на почву реальных жизненных отношений. Для него важно было найти для своей проповеди какое-либо исходное жизненное положение, чтобы затем из него развернуть все внутреннее содержание своей проповеди.

И он обычно находил его. Так в день усекновения главы Иоанна Крестителя архиепископ Иннокентий начинает проповедь следующими словами:

«На самой середине жизни, проводимой в строжайшем исполнении закона Божия, перед самым пришествием Царства Божия в силе, для коего ветхозаветные проповедники, готовы были восстать от гробов, вдруг лишиться жизни»... и пр.

В день архистратига Михаила святитель предваряет проповедь так:

«На праздник обыкновенно предлагается какое-либо утешение... На праздник в честь бесплотных сил должно быть и утешение – не плотяному, а духовному».

В Великий пяток у плащаницы проповедник употребляет не только сравнение, но и внешние действия, усиливающие это сравнение:

«Надо знать последнюю волю умершего, как то всегда делают люди. Спаситель оставил нам завещание. Дерзнем же развернуть сию священную книгу (лежащую на плащанице), которая заключает в себе это завещание».

Проповедник, как видим из приведенных примеров, склонен отмечать самые характерные свойства продуктов и употреблять смелые сопоставления этих свойств при изложении темы проповеди.

Так, завещание людей перед смертью он сближает с завещанием Спасителя, бесплотность архистратига Михаила кладет в основу бесплотности, духовности утешения...

Приведем еще примеры такого сближения и сопоставления:

«Наконец, братия мои, нас всех учит само небо. Слыхали ли вы гром? Видели ли молнию? Эта молния сверкнула здесь. Этот гром прогремел в этом храме. Разумею слова Апостола: «аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят» (1 Кор. 16, 22).

Говоря об исповеди, проповедник приводит яркие сопоставления:

«В суды мирския приходят для того, чтобы оправдаться, и кто более устранил обвинений, тот более прав.

Здесь, в суд духовный, являются для того, чтобы обвинять себя, и кто более признал свою виновность, тот наиболее свободен».

Этот прием проповедника, удивляющий слушателей неожиданностью сближений и сопоставлений, заставляет их задуматься над сочетанием понятий, над их внутренним смыслом и располагает к восприятию духовной истины, раскрываемой проповедником в дальнейшем течении проповеди.

Проповедник убеждает слушателя не столько силой логики, сколько обаянием яркой живописности, непосредственно действующими на слушателя жизненными фактами, раскрываемыми в проповеди в свете духовной истины о нашем спасении.

Таким образом, архиепископ Иннокентий более живописует, чем рассуждает и богословствует. В проповеди в «Неделю святых праотец и Святых отец» он дает ряд кратких, художественных образов святых, вводящих нас в тайны духовной жизни. Особой живости и художественной выразительности святитель достигает в тех проповедях, где он использует для иллюстрации или доказательства большой запас своих естественнонаучных знаний. Таковы, например, три слова о весне.

В первом из них проповедник проводит параллель между днями творения мира и днями весеннего обновления природы.

«Как там, – говорит он, – свет был, так сказать, главною причиною организации мира и развития бесконечной цепи существ, так и здесь. Сначала солнце увеличивает свет и теплоту, бросая лучи на землю вертикально, вследствие этого тают снега и воды уходят в океан... Все везде возрождается: на полях, в лесу и в воздухе проявляется жизнь, все движется, поет, радуется, даже камни бесчувственные орошаются и украшаются мхом».

Художественно живо и убедительно составлены и знаменитые «Три седмицы» (первая Великого поста, страстная и светлая).

Содержание их внутренне связано: 1-я седмица выражает нашу временную жизнь как приготовление к вечной, в словах на страстную седмицу изображаются страдания Господа, открывающие нам доступ к вечности; светлая седмица есть осуществление наших надежд, нашей веры и любви.

Из обличительных слов особенно ярко и убедительно его слово «против ушедших в театр накануне Святой Троицы».

В нем проповедник устами иностранцев-артистов, работавших в театре, обличает тех русских, которые предпочли храму театр накануне великого праздника.

Таким образом видно, что тематикой проповедей архиепископа Иннокентия были преимущественно истины, близкие человеческому сердцу и делу спасения.

Искупление человека, страдания Спасителя привлекали его особое внимание из всего обширного круга догматических и нравственных истин.

Каково сравнительное достоинство проповедничества митрополита Филарета и архиепископа Иннокентия?

Один из историков отечественной гомилетики, А. И. Разумихин, так говорит об этом:

«Можно сказать, что они дополняют один другого. Через чтение проповедей митрополита Филарета можно создать навык к раскрытию религиозных истин, заимствуя из них глубокие и сильные мысли и применяя их к различным обстоятельствам жизни слушателей. Через чтение проповедей архиепископа Иннокентия можно развить в себе силу чувства и способность воображения и научиться тому, как высокие христианские истины облекать в живые, обаятельные для сердца образы.[13] Таким образом, по мнению видного гомилета, архиепископ Иннокентий – крупнейший после митрополита Филарета проповедник на Руси, и не только при жизни, но и после смерти последнего.

Многое содействовало этому: и талант литератора, и всесторонняя образованность, и убежденность в религиозной истине, и живая связь с обществом, и обаяние самой личности проповедника.

Он, как никакой другой проповедник, привлек внимание общества к жизни Церкви, к ее делам во спасение человека. Его знаменитые сочинения – «Седмицы» и «Последние дни земной жизни Спасителя» – имели широкое распространение во всех слоях русского общества.

Это был проповедник-трибун, с церковной кафедры ярко и убежденно звавший русское общество к обновлению жизни светлым и животворным Евангельским учением. Сам он не был приверженцем какой-либо теории или школы в деле проповедничества. Он сам был целой школой, прокладывающей новые пути и в богословской науке, и в проповедничестве.

В своем проповедническом служении народу и Церкви архиепископ Иннокентий исходил из убеждения, что средоточием веры и истины Христовой у человека является сердце. Поэтому слушателя надо убеждать не столько логикой рассудка, сколько живой правдой религиозного чувства, непосредственно действующей на душу и ум человека.

В этом состояло коренное отличие архиепископа Иннокентия, как проповедника, от митрополита Филарета, стремившегося влиять прежде всего на рассудок, разум слушателя. Другое различие между ними заключалось в том, что архиепископ Иннокентий рассматривал догматы нашей веры с практической стороны, показывая их соответствие духовным запросам и нуждам верующего человека. У московского же святителя преобладал углубленный интерес к самим основам нашей веры – к догматическим, вероучительным истинам о нашем спасении.

И, наконец, третье различие между ними заключалось в том, что духовное созерцание и раскрытие вероучительных истин у митрополита Филарета шло впереди и занимало его внимание больше, чем стоящий перед ним слушатель его проповеди. Херсонский же святитель, наоборот, исходил от человека, приспосабливая к нему очередную истину своей проповеди. Вот почему он особенно любил проповедовать о таких предметах, темах или истинах, которые наиболее близки человеческому сердцу.

«Не забывайте Бога и вечности, – говорил он Вологодской пастве, расставаясь с ней. – Не забывайте души и совести, не забывайте смерти и Суда Страшного, не забывайте покаяния и любви».

В этих прощальных словах звучит та глубокая душепопечительная забота и любовь пастыря к человеку, которая руководила всеми делами и словами знаменитого херсонского проповедника.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проповедничество архиепископа Иннокентия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
  Византийским периодом в истории греческой литературы обычно называется время от правления Юстиниана до падения Константинополя (525-1453 гг.). Но в истории церковной проповеди этот

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века по Р.Х. В 867 г. греческий епископ, знавший славянский язык, и, вероятно, посланный из Болгарии, уже с успехом про

ДОМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(XI – середина ХIII вв.)   Поскольку одной из главных тем русской проповеди в XI-ХIII веках была борьба с язычеством и порожденными им явлениями духовной и м

Епископ Новгородский Лука Жидята
(1035-1058 гг.)   Одним из первых известных нам проповедников домонгольской эпохи является Лука Жидята. Сведений о жизни и личности епископа Луки сохранилось

Преподобный Феодосий, игумен Киево-печерский
(1057-1074) Преподобный Феодосий относится к тем проповедникам, у которых слова не расходятся с жизнью и учение с делами. В своей жизни преподобный Феодосий вполне осущест

Иларион, митрополит Киевский
(1051-1054) Биографических сведений об Иларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Иларион, родом «русин», «муж благ

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(около 1130-около 1182 г.) Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся

МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(середина ХIII– конец ХV вв.)   В 1223 г. на Калке, небольшой реке в половецких степях, недалеко от Азовского моря, произошло первое столкно

Святитель Серапион, епископ Владимирский
  (1274-1275 гг.) Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 12

Святитель Алексий, митрополит Московский
  (1354 – 1378 гг.) Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он «изучился всей грамоте и

Фотий, митрополит Киевский
  (1409-1431 гг.)   Митрополит Фотий был греком. С юности воспитывался в пустыне под руководством опытного старца и привык к пустынножительству

ПОСЛЕМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП
(ХV-ХVI века)   Монгольское владычество, отразившееся отрицательно на всем ходе русской общественной и церковной жизни, отрицательно сказалось и на развитии

Даниил, митрополит Московский
(1522-1539 гг.) Биографические сведения о митрополите Данииле довольно скудны. Он был учеником преподобного Иосифа Волоцкого и еще при жизни последнего был избран в игумен

ПРОПОВЕДЬ ЮГО-ЗАПАДА РУСИ В ХVI-ХVII вв.
О латино-польском влиянии на русскую церковную проповедь можно говорить, начиная с ХVI века, когда литовское княжество, включавшее в себя одну из двух частей, на которые в результате монголо-татарс

Построение юго-западной проповеди
  Все разнообразие употреблявшихся способов построения и выбора тем можно свести к четырем способам или планам: Первый способ состоял в том, что проповед

Митрополит Киевский Петр Могила
  (1530-1646) Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесно

И посвященных ему исследований
1. Ключ разумения, Киев, 1659; последнее издание, Киев, 1985. 2. Небо новое новыми звездами, сотворенные то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица 3 чудами своими, Львов, 1665; Львов

Архиепископ Лазарь Баранович
(+ 1694) Лазарь Баранович сначала был ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского монастыря, а затем архиепископом Черниговским (+ 1694 г.). Был известе

И посвященных ему исследований
1. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь церкви воюющей из уст Христовых подданных, или книга проповедей слова Божиего, Киев, 1666; 2-е изд. Киев. 1686. 2. Трубы словес проповедных

СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА СЕВЕРО-ВОСТОК РУСИ
(ХVII – начало ХVIII вв.) В середине ХVII в. в Московской Руси заметно стало обнаруживаться стремление к просвещению, которое диктовалось историческими обстоятельствами. В

Иеромонах Епифаний Славинецкий
(1675 г.) Епифаний Славинецкий окончил Киево-Могилянскую коллегию, продолжил обучение за границей (возможно, в Краковском Университете). С 1642 по 164

Иеромонах Симеон Полоцкий
(1629-1680) После Епифания Славинецкого самым видным представителем юго-западной школы в богословии, литературе и проповедничестве в Москве был иеромонах Симеон

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
(1651 – 1709 гг.)   Самым выдающимся русским проповедником в ХVII веке был святитель Димитрий Ростовский. Проникнутое духом христианс

Митрополит Стефан Яворский
(1658-1722 гг.) Последним крупным представителем юго-западной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский, в проповедн

В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
С архиепископа Феофана Прокоповича начинается третий период в развитии русской гомилетики, характеризующийся значительно большей самостоятельностью и независимостью от схоластических влияний, чем э

Архиепископ Новгородский и Псковский
(1661-1736 гг.) Феофан Прокопович родился в Киеве в семье небогатых мещан и назван был при крещении Елеазаром. Перв

Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века
После смерти Петра I наступило смутное время для русского государства и для Православной Церкви. При дворе стала усиливаться, а с воцарением Анны Иоанновны востор

Й половины ХVIII века
Во 2-й половине ХVIII столетия (в правление Екатерины II) проповедь окончательно входит в ряд обыкновенных явлений и становится необходимой существенной частью бо

Святитель Тихон, епископ Воронежский
(1724-1783 гг.) Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первонача

Протоиерей Иоанн Леванда
  (1734-1814 гг.) Иоанн Леванда родился в 1734 году в Киеве в семье сапожника. В 1748 г. поступил в К

Платон Левшин, митрополит Московский
(1737-1812 гг.) Лучшим представителем нравственного направления в проповеди был митрополит Московский Платон (Левшин). Митрополит Платон,

РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Проповедники нравственно-практического направления 2-й половины ХVIII в. много и небезуспешно потрудились для искоренения начал неверия в нашем отечестве, однако пре

Филарет (Дроздов), митрополит Московский
(1782-1867 гг.) «Я пишу по-человечески, а Филарет по-ангельски»   митрополит Платон Левшин   Святител

Митрополит Филарет как проповедник
  В проповедничестве митрополита Филарета русская проповедь достигла своей зрелости и самостоятельности, наиболее полно отразив самобытно-русские начала религиозно-православное самосо

О духовной мудрости или духовном просвещении
  ( в обществе любителей духовного просвещения)   «Вспомним некоторые черты, которыми духовное просвещение или, что то же, духовную мудрость изображает апостоль

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский
(1800-1857) Знаменитый проповедник родился в семье священника Орловской епархии Алексия Борисова. Высшее духовное образование получил в Киевской академии, которую закончил

Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
(1807-1869 гг.)   Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 18

В ПРОПОВЕДИ 2-й половины XIX века
  Характерные черты нового направления проповеди касаются прежде всего выбора тем и предметов для нее. Крымская война 1853-1856 гг., обнажившая недостатки государственной и социальной

Конца XIX и начала XX вв.
  С самого времени принятия христианства на Руси стремление к подвижнической, аскетической жизни, осознание необходимости подвига во имя Христа вошли в жизнь русских людей. Нравственн

Святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник
  (1815-1894 гг.)   Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священника в селе Чернавске Орловской губернии. В 1837

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
  (1807 – 1867 гг.)   Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от

Святой праведный протоиерей
Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) (1829 – 1908 гг.) Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года под Архангельском, в семь

Протоиерей Валентин Амфитеатров
  (1836-1908 гг.) Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров происходил из древнего священнического рода Амфитеатровых, который в XIX веке дал Русской Церкви

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ
  Четвертый период в истории Русской церковной проповеди начинается (1917-1991 годы) для удобства изучения можно разделить на два подпериода: 1-я часть включает в себя проповедь с 191

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
Святейший Патриарх Алексий (Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве, в 1877 году. Получил прекрасное домаш

Сектора заочного обучения
  1 билет – 1. Значение изучения истории проповедничества отечественного. 2. Периоды проповедничества в истории Русской Православной Церкви. Виднейшие проповедники каждого из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги