рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Епископ Новгородский Лука Жидята

Епископ Новгородский Лука Жидята - раздел Религия, ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1035-1058 Гг.)   Одним Из Первых Изв...

(1035-1058 гг.)

 

Одним из первых известных нам проповедников домонгольской эпохи является Лука Жидята. Сведений о жизни и личности епископа Луки сохранилось немного. Известно, что первым из русских он удостоился в 1035 г., епископского сана по воле великого князя Киевского Ярослава, вероятно, знавшего образованность и благочестивую жизнь Луки Жидяты. В бытность епископом Лука заботился о духовном просвещении вверенной ему паствы, занимался переводом духовной литературы с греческого языка, являлся одним из инициаторов сооружения новгородского собора святой Софии. В 1055 г. мирная и плодотворная деятельность епископа Луки была нарушена. Он был оклеветан своим слугой Дудиком перед Киевским митрополитом Ефремом (якобы он говорил «неподобные речи» про митрополита), был вызван на суд в Киев, признан виновным и 3 года провел в заточении. После пересмотра дела добился оправдания и опять принял звание Новгородского епископа, но на обратном пути в свою епархию скончался 15 октября 1059 года. От Луки Жидяты до нас дошел самый первый письменно зафиксированный памятник русского проповедничества – «Поучение к братии». В нем в лапидарной форме излагаются самые общие наставления об истинах христианской веры и правилах жизни. По содержанию «Поучение» может быть разделено на 4 части: в 1-й проповедник указывает на главные обязанности христианина по отношению к Богу; во 2-й – к ближним; в 3-й – к самому себе; в 4-й называет еще несколько правил христианской жизни в быту церковном, гражданском и семейном, которые были соотнесены с нравственным состоянием новгородской паствы ХI-го столетия.

На основании содержания можно предположить, что поучение было произнесено при вступления на епископскую кафедру (1035 г.). Оно носит огласительный, духовно-просветительский характер и отличается совершенной безыскусностью и простотой построения, полным отсутствием риторики и последовательных логических конструкций. В поучении нет единого плана, нет законченной системы, но везде чувствуется биение подлинной христианской жизни, ее животворность. Иначе говоря, «Поучение» вполне соответствовало потребностям времени и места и было как нельзя лучше приспособлено к религиозному уровню и понятиям тех младенцев в вере, которыми несомненно являлись совсем недавно принявшие христианство новгородцы. Для них и требовалось «словесное млеко», т.е. самые простые, бесхитростные, первоначальные наставления в вере и жизни христианской. При этом епископ Лука нисколько не обходит актуальные для его времени греховные язвы, не только ясно видит языческие наклонности своей паствы, но именно с них и начинает рассуждение, желая противопоставить им христианское отношение к жизни и к самим себе, заложить в слушателях основы христианского мировоззрения, что было столь важно для недавних язычников.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Епископ Новгородский Лука Жидята

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
  Византийским периодом в истории греческой литературы обычно называется время от правления Юстиниана до падения Константинополя (525-1453 гг.). Но в истории церковной проповеди этот

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века по Р.Х. В 867 г. греческий епископ, знавший славянский язык, и, вероятно, посланный из Болгарии, уже с успехом про

ДОМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(XI – середина ХIII вв.)   Поскольку одной из главных тем русской проповеди в XI-ХIII веках была борьба с язычеством и порожденными им явлениями духовной и м

Преподобный Феодосий, игумен Киево-печерский
(1057-1074) Преподобный Феодосий относится к тем проповедникам, у которых слова не расходятся с жизнью и учение с делами. В своей жизни преподобный Феодосий вполне осущест

Иларион, митрополит Киевский
(1051-1054) Биографических сведений об Иларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Иларион, родом «русин», «муж благ

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(около 1130-около 1182 г.) Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся

МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(середина ХIII– конец ХV вв.)   В 1223 г. на Калке, небольшой реке в половецких степях, недалеко от Азовского моря, произошло первое столкно

Святитель Серапион, епископ Владимирский
  (1274-1275 гг.) Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 12

Святитель Алексий, митрополит Московский
  (1354 – 1378 гг.) Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он «изучился всей грамоте и

Фотий, митрополит Киевский
  (1409-1431 гг.)   Митрополит Фотий был греком. С юности воспитывался в пустыне под руководством опытного старца и привык к пустынножительству

ПОСЛЕМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП
(ХV-ХVI века)   Монгольское владычество, отразившееся отрицательно на всем ходе русской общественной и церковной жизни, отрицательно сказалось и на развитии

Даниил, митрополит Московский
(1522-1539 гг.) Биографические сведения о митрополите Данииле довольно скудны. Он был учеником преподобного Иосифа Волоцкого и еще при жизни последнего был избран в игумен

ПРОПОВЕДЬ ЮГО-ЗАПАДА РУСИ В ХVI-ХVII вв.
О латино-польском влиянии на русскую церковную проповедь можно говорить, начиная с ХVI века, когда литовское княжество, включавшее в себя одну из двух частей, на которые в результате монголо-татарс

Построение юго-западной проповеди
  Все разнообразие употреблявшихся способов построения и выбора тем можно свести к четырем способам или планам: Первый способ состоял в том, что проповед

Митрополит Киевский Петр Могила
  (1530-1646) Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесно

И посвященных ему исследований
1. Ключ разумения, Киев, 1659; последнее издание, Киев, 1985. 2. Небо новое новыми звездами, сотворенные то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица 3 чудами своими, Львов, 1665; Львов

Архиепископ Лазарь Баранович
(+ 1694) Лазарь Баранович сначала был ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского монастыря, а затем архиепископом Черниговским (+ 1694 г.). Был известе

И посвященных ему исследований
1. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь церкви воюющей из уст Христовых подданных, или книга проповедей слова Божиего, Киев, 1666; 2-е изд. Киев. 1686. 2. Трубы словес проповедных

СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА СЕВЕРО-ВОСТОК РУСИ
(ХVII – начало ХVIII вв.) В середине ХVII в. в Московской Руси заметно стало обнаруживаться стремление к просвещению, которое диктовалось историческими обстоятельствами. В

Иеромонах Епифаний Славинецкий
(1675 г.) Епифаний Славинецкий окончил Киево-Могилянскую коллегию, продолжил обучение за границей (возможно, в Краковском Университете). С 1642 по 164

Иеромонах Симеон Полоцкий
(1629-1680) После Епифания Славинецкого самым видным представителем юго-западной школы в богословии, литературе и проповедничестве в Москве был иеромонах Симеон

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
(1651 – 1709 гг.)   Самым выдающимся русским проповедником в ХVII веке был святитель Димитрий Ростовский. Проникнутое духом христианс

Митрополит Стефан Яворский
(1658-1722 гг.) Последним крупным представителем юго-западной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский, в проповедн

В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
С архиепископа Феофана Прокоповича начинается третий период в развитии русской гомилетики, характеризующийся значительно большей самостоятельностью и независимостью от схоластических влияний, чем э

Архиепископ Новгородский и Псковский
(1661-1736 гг.) Феофан Прокопович родился в Киеве в семье небогатых мещан и назван был при крещении Елеазаром. Перв

Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века
После смерти Петра I наступило смутное время для русского государства и для Православной Церкви. При дворе стала усиливаться, а с воцарением Анны Иоанновны востор

Й половины ХVIII века
Во 2-й половине ХVIII столетия (в правление Екатерины II) проповедь окончательно входит в ряд обыкновенных явлений и становится необходимой существенной частью бо

Святитель Тихон, епископ Воронежский
(1724-1783 гг.) Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первонача

Протоиерей Иоанн Леванда
  (1734-1814 гг.) Иоанн Леванда родился в 1734 году в Киеве в семье сапожника. В 1748 г. поступил в К

Платон Левшин, митрополит Московский
(1737-1812 гг.) Лучшим представителем нравственного направления в проповеди был митрополит Московский Платон (Левшин). Митрополит Платон,

РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Проповедники нравственно-практического направления 2-й половины ХVIII в. много и небезуспешно потрудились для искоренения начал неверия в нашем отечестве, однако пре

Филарет (Дроздов), митрополит Московский
(1782-1867 гг.) «Я пишу по-человечески, а Филарет по-ангельски»   митрополит Платон Левшин   Святител

Митрополит Филарет как проповедник
  В проповедничестве митрополита Филарета русская проповедь достигла своей зрелости и самостоятельности, наиболее полно отразив самобытно-русские начала религиозно-православное самосо

О духовной мудрости или духовном просвещении
  ( в обществе любителей духовного просвещения)   «Вспомним некоторые черты, которыми духовное просвещение или, что то же, духовную мудрость изображает апостоль

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский
(1800-1857) Знаменитый проповедник родился в семье священника Орловской епархии Алексия Борисова. Высшее духовное образование получил в Киевской академии, которую закончил

Проповедничество архиепископа Иннокентия
  Начнем с изложения гомилетических взглядов архиепископа Иннокентия. Еще в бытность студентом Киевской академии он указывал: «Пишите, во-первых, просто, без всяких умствований... Вид

Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
(1807-1869 гг.)   Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 18

В ПРОПОВЕДИ 2-й половины XIX века
  Характерные черты нового направления проповеди касаются прежде всего выбора тем и предметов для нее. Крымская война 1853-1856 гг., обнажившая недостатки государственной и социальной

Конца XIX и начала XX вв.
  С самого времени принятия христианства на Руси стремление к подвижнической, аскетической жизни, осознание необходимости подвига во имя Христа вошли в жизнь русских людей. Нравственн

Святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник
  (1815-1894 гг.)   Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священника в селе Чернавске Орловской губернии. В 1837

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
  (1807 – 1867 гг.)   Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от

Святой праведный протоиерей
Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) (1829 – 1908 гг.) Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года под Архангельском, в семь

Протоиерей Валентин Амфитеатров
  (1836-1908 гг.) Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров происходил из древнего священнического рода Амфитеатровых, который в XIX веке дал Русской Церкви

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ
  Четвертый период в истории Русской церковной проповеди начинается (1917-1991 годы) для удобства изучения можно разделить на два подпериода: 1-я часть включает в себя проповедь с 191

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
Святейший Патриарх Алексий (Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве, в 1877 году. Получил прекрасное домаш

Сектора заочного обучения
  1 билет – 1. Значение изучения истории проповедничества отечественного. 2. Периоды проповедничества в истории Русской Православной Церкви. Виднейшие проповедники каждого из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги