рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский - раздел Религия, ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   (1807 – 1867 Гг.)   С...

 

(1807 – 1867 гг.)

 

Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от соратника Дмитрия Донского, Михаила Бренко. С детства Дмитрий Брянчанинов мечтал об иноческой жизни, но подчинился воле отца, определившего его в 1822 году в Главное инженерное училище в Петербурге. Окончив училище в декабре 1826 года, он несмотря на открывающуюся блестящую светскую карьеру, сразу же подал прошение об увольнении от службы, которое было удовлетворено в ноябре 1827 года. После четырехлетнего послушания в различных монастырях принял монашеский постриг, а в 1833 году был наречен настоятелем Сергиевой пустыни в Петербургской епархии. В 1857 году был хиротонисан во епископа Черноморского и Кавказского, а в 1861 году, по состоянию здоровья ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии, где получил давно ожидаемое, «время на покаяние прежде кончины». Последние свои годы святитель Игнатий проводил в молитвах и трудах по завершению и подготовке к изданию своих сочинений. 30 апреля 1867 года, в Неделю жен мироносиц, епископ Игнатий тихо скончался.

Проповеди святителя Игнатия – плод его напряженной духовной мысли и истинно подвижнической жизни. Поэтому оценить их можно лишь в свете его общих христианско-аскетических воззрений, которые он с замечательной последовательностью воплощал в опыте.

По мнению святителя Игнатия, боговдохновенный спасительный опыт святых отцов для современных христиан остался в туне. Вместо внутреннего делания, дающего смирение и очищение сердца, большинство усвоило поверхностное служение Богу, перемешанное со служением страстям, исповедание Бога устами вместо исповедания деятельностью и сокровенной жизнью сердца. «Судьбы Божии привели меня быть свидетелем одной из горестных сеятств плевелов, враждебных церкви» («Письма... к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому», М., 1875, с. 17). В нечувствии людей ко греху епископ Игнатий видел распространившуюся душегибельную опасность. Добрые дела, идущие от падшего естества, нельзя смешивать с христианскими добродетелями, требующими нелицемерного соблюдения заповедей Божиих. Глубокое и искреннее сознание греховности ведет к покаянию, отверзающему двери сердца для Небесного Царя. Один из смыслов спасительной христианской жизни святитель Игнатий видел в терпении скорбей: не несущий креста своего не может быть учеником Христовым.

Он указывал на важность для христиан сознания, что все совершается по воле Божиего Промысла. Последняя предсмертная работа его была посвящена этой теме: «Судьбы Божии» (СПб., 1867). Он говорил и писал, что в мире быстро множатся соблазны. «Дух времени, подобно вихрю, завывает сильно и рвет, ломает многое». Много людей, не сознавая того, вступают в союз с падшими духами и отпадают от Бога. С приближением кончины мира христианин должен возлюбить покаяние и духовным трезвением готовиться ко спасению. «Установлен Богом тесный и прискорбный путь из земной жизни к небу, заповедано шествие по этому пути под крестом».

В проповеди святитель Игнатий видел великое оружие служения Богу «Божественная цель слова в писателях, во всех учителях, а паче в пастырях – наставление и спасение человеков». Святитель Игнатий характеризует святителя Иоанна Златоуста, как церковного писателя, который необыкновенною чистотою, ясностью, силою христианского учения мог вознести читателя превыше всего земного».

К составлению проповеди святитель Игнатий приступал в благодатном состоянии духа, которое стяжал молитвою. По свидетельству его бывшего келейника (И.В. Малышева), ставшего впоследствии настоятелем Троице-Сергиевой пустыни: «После долгого затвора всегда являлись его поучительные творения, и сам он выходил из своей темницы с светлым необыкновенно радостным лицом».

Святитель Игнатий почти сорок лет провел в монастырях, около тридцати лет занимал настоятельские должности. Поэтому значительная часть его гомилий адресована монахам; другая их часть обращена к священникам и мирянам (преимущественно во время архипастырской деятельности), однако все его проповеди поучительны для всех христиан.

В своих проповедях святитель Игнатий стремился внушить пастве, что спасение требует внутреннего подвига. Подвиг этот многотруден ввиду силы и распространенности греха. О грехе в своих поучениях, словах и беседах епископ Игнатий говорит часто. Так в «Поучении в Неделю о самарянке» он касается падшего естества человека влекущего его исключительно ко злу. Пребывание лишь в падшем естестве погружает человека во мрак глубочайшего неведения. «Грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа». («Поучение в Неделю всех святых»). В некоторых проповедях он особо говорит об отдельных грехах и их преодолении: о самомнении («Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии»), о лихоимстве («Поучение в Двадцать шестую неделю), лицемерии («Поучение в среду 1-й Недели Великого поста. О вреде лицемерства»), о ересях, как изобретении падших духов («Слово в 1-ю Неделю Великого поста. О Православии»). Нечувствие греха делает его всепроникающим. «Действует во мне грех мыслию греховною, действует ощущением греховным, ощущением сердца и ощущением тела, действует через телесные чувства, действует через воображение». Зрение греха своего, данное человеку Богом – начало исцеления души. Зрением греха возбуждается покаяние. Святитель Игнатий много поучал на тему покаяния: 2 поучения в Неделю по Богоявлении, «Поучение II в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии», «Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии» и др. «Возлюбим покаяние – и получим спасение», – призывал святитель Игнатий. Покаяние должно быть глубоким и сердечным. Нет греха, который устоял бы против покаяния. «Смирение и покаяние – единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества». Для поддержания немощи нашей, для врачевания язв греховных Бог даровал нам таинство Евхаристии, которым Богочеловек вводит нас в теснейшее общение с Собою (проповеди эти собраны в кн. «Приготовление к таинствам исповеди и Святого Причастия» СПб., 1900). Установившееся общение с Богом нужно укреплять постоянной сердечной молитвой. В своей проповеднической деятельности святитель Игнатий придавал особое значение научению молитве «Слово о церковной молитве», «Слово о молитве устной и гласной», «Слово о молитве умной, сердечной и душевной», «Слово о молитве Иисусовой»). Молясь нужно взирать в глубину сердца. «Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму». Он призывает к молитве, чуждой парений фантазии, помыслов и мечтаний.

Требуют к себе внимания слова и поучения о молитве, обращенные к монахам. Святитель Игнатий видел современное ему монашество удалившимся от тех духовных высот, на которых было древнее иночество. Оно сосредоточилось на благовидности наружного поведения и телесном подвиге, что вводит в душу самомнение, развиваются душевные страсти, которые телесный делатель в себе заметить не может. Святитель Игнатий разъясняет это инокам во многих поучениях: «Дух молитвы новоначального», «О существенном делании монаха», «Слово о келейном молитвенном правиле», «Слово о поучении или памяти Божией» и др. В этих проповедях он поучает, что «молитва есть мать всех истинных, божественных добродетелей». Инок должен стремиться достичь такого состояния, когда все существо его соделывается как бы едиными устами, произносящими молитву. В такой смиренной молитве человек умирает для мира, для всего, что чуждо Бога. Не стремящийся к этому даже в неисходном затворе будет возмущен молитвою помыслов.

Для назидательного чтения монахов святитель Игнатий составил «Отечник». Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их».

В своих проповедях святитель Игнатий говорил о возрастании признаков кончины мира. «Человечество не будет видеть свои бедственные положения в нравственном и духовном отношении, оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув христианское для духа, для вечности, для Бога» ( «Поучение в понедельник 26 недели. О Царствии Божием». «О кончине мира. Три поучения»). В другой проповеди («Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих») он говорит только, что нередко особенный род греха объемлет целые общества и навлекает на них казнь Божию. «Последнею казнию должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя, за окончательное уклонение человеков в общение с ангелами отверженными» (с. 157). Христианин должен быть готов к этому часу, должен оставить плотскую и греховную жизнь и посредством покаяния и жизни по евангельским заповедям очистить себя. Понимание святителем Игнатием духов как имеющих тончайшую телесность (он опирался на некоторые места в творениях святых Иоанна Дамаскина и Макария Великого) вызвало богословские возражения святителя Феофана Затворника («Душа и Ангел не тело, а дух», М., 1891).

Назидательно-поучительный характер имеют у святителя Игнатия стихотворения в прозе. Он стремится показать религиозно-символический смысл происходящих в природе явлений. Описание зимнего сада он заканчивает словами: «ежегодно природа повторяет пред глазами всего человечества учение о воскресении мертвых» («Сад во время зимы»). В другом произведении он отмечает: «солнце всецело изображается в каждой смиренной и чистой капле росы» («Роса»).

Проповедям святителя Игнатия в целом присуща острота духовной мысли. Они отмечены особым воодушевлением и облечены в строгую форму. Хорошо знакомый с лучшими образцами русской литературы, он много работал над чистотой языка, стремясь исключить из своих поучений слова и выражения «сколько-нибудь натянутые, тяжелые, неестественные».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
  Византийским периодом в истории греческой литературы обычно называется время от правления Юстиниана до падения Константинополя (525-1453 гг.). Но в истории церковной проповеди этот

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века по Р.Х. В 867 г. греческий епископ, знавший славянский язык, и, вероятно, посланный из Болгарии, уже с успехом про

ДОМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(XI – середина ХIII вв.)   Поскольку одной из главных тем русской проповеди в XI-ХIII веках была борьба с язычеством и порожденными им явлениями духовной и м

Епископ Новгородский Лука Жидята
(1035-1058 гг.)   Одним из первых известных нам проповедников домонгольской эпохи является Лука Жидята. Сведений о жизни и личности епископа Луки сохранилось

Преподобный Феодосий, игумен Киево-печерский
(1057-1074) Преподобный Феодосий относится к тем проповедникам, у которых слова не расходятся с жизнью и учение с делами. В своей жизни преподобный Феодосий вполне осущест

Иларион, митрополит Киевский
(1051-1054) Биографических сведений об Иларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Иларион, родом «русин», «муж благ

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(около 1130-около 1182 г.) Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся

МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(середина ХIII– конец ХV вв.)   В 1223 г. на Калке, небольшой реке в половецких степях, недалеко от Азовского моря, произошло первое столкно

Святитель Серапион, епископ Владимирский
  (1274-1275 гг.) Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 12

Святитель Алексий, митрополит Московский
  (1354 – 1378 гг.) Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он «изучился всей грамоте и

Фотий, митрополит Киевский
  (1409-1431 гг.)   Митрополит Фотий был греком. С юности воспитывался в пустыне под руководством опытного старца и привык к пустынножительству

ПОСЛЕМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП
(ХV-ХVI века)   Монгольское владычество, отразившееся отрицательно на всем ходе русской общественной и церковной жизни, отрицательно сказалось и на развитии

Даниил, митрополит Московский
(1522-1539 гг.) Биографические сведения о митрополите Данииле довольно скудны. Он был учеником преподобного Иосифа Волоцкого и еще при жизни последнего был избран в игумен

ПРОПОВЕДЬ ЮГО-ЗАПАДА РУСИ В ХVI-ХVII вв.
О латино-польском влиянии на русскую церковную проповедь можно говорить, начиная с ХVI века, когда литовское княжество, включавшее в себя одну из двух частей, на которые в результате монголо-татарс

Построение юго-западной проповеди
  Все разнообразие употреблявшихся способов построения и выбора тем можно свести к четырем способам или планам: Первый способ состоял в том, что проповед

Митрополит Киевский Петр Могила
  (1530-1646) Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесно

И посвященных ему исследований
1. Ключ разумения, Киев, 1659; последнее издание, Киев, 1985. 2. Небо новое новыми звездами, сотворенные то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица 3 чудами своими, Львов, 1665; Львов

Архиепископ Лазарь Баранович
(+ 1694) Лазарь Баранович сначала был ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского монастыря, а затем архиепископом Черниговским (+ 1694 г.). Был известе

И посвященных ему исследований
1. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь церкви воюющей из уст Христовых подданных, или книга проповедей слова Божиего, Киев, 1666; 2-е изд. Киев. 1686. 2. Трубы словес проповедных

СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА СЕВЕРО-ВОСТОК РУСИ
(ХVII – начало ХVIII вв.) В середине ХVII в. в Московской Руси заметно стало обнаруживаться стремление к просвещению, которое диктовалось историческими обстоятельствами. В

Иеромонах Епифаний Славинецкий
(1675 г.) Епифаний Славинецкий окончил Киево-Могилянскую коллегию, продолжил обучение за границей (возможно, в Краковском Университете). С 1642 по 164

Иеромонах Симеон Полоцкий
(1629-1680) После Епифания Славинецкого самым видным представителем юго-западной школы в богословии, литературе и проповедничестве в Москве был иеромонах Симеон

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
(1651 – 1709 гг.)   Самым выдающимся русским проповедником в ХVII веке был святитель Димитрий Ростовский. Проникнутое духом христианс

Митрополит Стефан Яворский
(1658-1722 гг.) Последним крупным представителем юго-западной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский, в проповедн

В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
С архиепископа Феофана Прокоповича начинается третий период в развитии русской гомилетики, характеризующийся значительно большей самостоятельностью и независимостью от схоластических влияний, чем э

Архиепископ Новгородский и Псковский
(1661-1736 гг.) Феофан Прокопович родился в Киеве в семье небогатых мещан и назван был при крещении Елеазаром. Перв

Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века
После смерти Петра I наступило смутное время для русского государства и для Православной Церкви. При дворе стала усиливаться, а с воцарением Анны Иоанновны востор

Й половины ХVIII века
Во 2-й половине ХVIII столетия (в правление Екатерины II) проповедь окончательно входит в ряд обыкновенных явлений и становится необходимой существенной частью бо

Святитель Тихон, епископ Воронежский
(1724-1783 гг.) Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первонача

Протоиерей Иоанн Леванда
  (1734-1814 гг.) Иоанн Леванда родился в 1734 году в Киеве в семье сапожника. В 1748 г. поступил в К

Платон Левшин, митрополит Московский
(1737-1812 гг.) Лучшим представителем нравственного направления в проповеди был митрополит Московский Платон (Левшин). Митрополит Платон,

РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Проповедники нравственно-практического направления 2-й половины ХVIII в. много и небезуспешно потрудились для искоренения начал неверия в нашем отечестве, однако пре

Филарет (Дроздов), митрополит Московский
(1782-1867 гг.) «Я пишу по-человечески, а Филарет по-ангельски»   митрополит Платон Левшин   Святител

Митрополит Филарет как проповедник
  В проповедничестве митрополита Филарета русская проповедь достигла своей зрелости и самостоятельности, наиболее полно отразив самобытно-русские начала религиозно-православное самосо

О духовной мудрости или духовном просвещении
  ( в обществе любителей духовного просвещения)   «Вспомним некоторые черты, которыми духовное просвещение или, что то же, духовную мудрость изображает апостоль

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский
(1800-1857) Знаменитый проповедник родился в семье священника Орловской епархии Алексия Борисова. Высшее духовное образование получил в Киевской академии, которую закончил

Проповедничество архиепископа Иннокентия
  Начнем с изложения гомилетических взглядов архиепископа Иннокентия. Еще в бытность студентом Киевской академии он указывал: «Пишите, во-первых, просто, без всяких умствований... Вид

Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
(1807-1869 гг.)   Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 18

В ПРОПОВЕДИ 2-й половины XIX века
  Характерные черты нового направления проповеди касаются прежде всего выбора тем и предметов для нее. Крымская война 1853-1856 гг., обнажившая недостатки государственной и социальной

Конца XIX и начала XX вв.
  С самого времени принятия христианства на Руси стремление к подвижнической, аскетической жизни, осознание необходимости подвига во имя Христа вошли в жизнь русских людей. Нравственн

Святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник
  (1815-1894 гг.)   Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священника в селе Чернавске Орловской губернии. В 1837

Святой праведный протоиерей
Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) (1829 – 1908 гг.) Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года под Архангельском, в семь

Протоиерей Валентин Амфитеатров
  (1836-1908 гг.) Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров происходил из древнего священнического рода Амфитеатровых, который в XIX веке дал Русской Церкви

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ
  Четвертый период в истории Русской церковной проповеди начинается (1917-1991 годы) для удобства изучения можно разделить на два подпериода: 1-я часть включает в себя проповедь с 191

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
Святейший Патриарх Алексий (Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве, в 1877 году. Получил прекрасное домаш

Сектора заочного обучения
  1 билет – 1. Значение изучения истории проповедничества отечественного. 2. Периоды проповедничества в истории Русской Православной Церкви. Виднейшие проповедники каждого из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги