рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Святой праведный протоиерей

Святой праведный протоиерей - раздел Религия, ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) (1829 –...

Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)

(1829 – 1908 гг.)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года под Архангельском, в семье сельского дьячка. Тот край, который дал России первого великого русского ученого М.В. Ломоносова, был родиной и великого русского пастыря.

Получив первоначальное религиозное образование в семье (впоследствии отец Иоанн вспоминал: «Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем, утешителем, с которым я сроднился с ранних лет»), он окончил затем Архангельскую семинарию и в 1855 году Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Тогда же был рукоположен во священника и направлен в собор г. Кронштадта. Началось пастырское служение отца Иоанна, продолжавшееся более полувека. С первых дней пребывания в Кронштадте отец Иоанн Сергиев обнаружил особенную любовь к церковной проповеди. За каждым богослужением он читал проповедь или своего сочинения, или по творениям русских проповедников XIX столетия; охотно вызывался отправлять череду за своих сослуживцев; безоговорочно во всякое время шел к многочисленным кронштадским беднякам с требами и не любил покидать их тотчас после совершения того или иного чина, оставался в каждом доме и подолгу беседовал с простыми людьми, со страждущими и отверженными.

Известность святого праведного Иоанна Кронштадтского быстро росла и достигла такой степени, что современник по праву мог назвать его «психологическим центром русской народной жизни».[22]

И причиной тому сила веры о. Иоанна и его молитва, ибо русский православный человек ничего так не ценит в пастыре, как его молитвенную настроенность. Также и сочинения святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского, проникнутые по-детски простой, ясной непоколебимой верой успешно ведут к тем высотам Богомыслия, которых после долгих и тяжких усилий достигает богословствующий разум.

Проповеди святого занимают три первые тома полного собрания его сочинений. В первом томе (92 проповеди) содержатся катехизические беседы, десять бесед о заповедях блаженства и поучения на двунадесятые праздники. Второй том (62 проповеди) включают в себя поучения на воскресные дни годичного круга, по 2, по 3, даже по 5 и 6 поучений на одну и ту же неделю. В третий том вошли 114 проповедей на различные случаи, на дни праздников святых, на освящение церквей, по случаю засухи, пожаров, холеры и т. п.

Проповеднический талант о. Иоанна несомненно вырабатывался под влиянием той среды, в которой приходилось жить и действовать проповеднику. Непосредственное знакомство с крайне неприглядной жизнью кронштадской бедноты развило в нем устойчивое чувство теплого участия ко всякого рода человеческим несчастьям, чувство, отчетливо проявляющееся во всех его сочинениях, в том числе и в проповедях. С первых строк поучений святого праведного протоиерея Иоанна читатель может убедиться, что они отличаются безусловной доступностью для понимания. Это драгоценное их свойство, потому что высота и сила мысли от простоты выражения не теряют ничего, а доступность для понимания открывает самый широкий простор распространению проповеди.

Первый том поучений о. Иоанна начинается восемнадцатью беседами о Боге, как Троичном в Лицах, как Творце и как Промыслителе. Это беседы, в которых автор просто и доступно излагает основные догматические истины Православной Церкви, являются и в настоящее время ценным толковым катехизисом. Не увлекаясь логическими тонкостями, проповедник непосредственно излагает сущность предмета, а истолкованием пользуется для преподания слушателям нравственного назидания, причем часто делает это в выражениях настолько рельефных, что все объяснение оказывается чрезвычайно легким для усвоения и запоминания. Спросив, например, в одной из проповедей: «В чем состоит подобие Божие?» – святой праведный протоиерей Иоанн отвечает: «Подобие Божие или уподобление Господу Богу, состоит в том, чтобы иметь чистый, светлый, богопросвещенный ум, какой имели пророки, апостолы и все святые; – волю, избирающую правду, добро; – сердце чистое, искреннее, доброе, простое. Поэтому-то святые отцы, которые старались и стараются больше всех приобрести такой ум, такую волю и такое сердце, назывались и называются преподобными отцами, то есть, преподобными Богу. И блаженны, братие, люди преподобные, кто бы они ни были: монашествующие или в миру живущие: они узрят Бога лицом к лицу (1 Ин. 3,2; Мар.5, 8). Позаботимся все, каждый по силам своим, успеть в уподоблении Господу».

Приведем также образец экзегетического толкования о. Иоанна на текст Священного Писания:

«Да изведет земля душу живу. Это значит, что душа животных происходит от земли и есть что-то земное, хотя тончайшее: и потому по смерти животного в землю же опять и возвращается.

Только душа человеческая бессмертна: потому что только в человеке из всех земных творений есть разум, свобода, стремление к Богу, к бессмертию. Значит о ней больше всего должно нам заботиться и обогащать ее делами добрыми, спасительными: о теле же, как об одеянии души, устроенном для нас Господом Богом из земли и нужно для нас в настоящем виде только дотоле, пока мы на земле, не слишком много заботиться: потому что... от красоты телесной остается одна земля».

С указанными беседами сходны по простоте и назидательности и беседы святого протоиерея Иоанна о заповедях блаженства (10), хотя они заметно уступают первым по глубине и полноте рассмотрения предмета.

Значительную часть гомилетического наследия святого протоиерея Иоанна Кронштадтского составляют проповеди на великие праздники и воскресные дни. Они по преимуществу написаны на текст евангельского зачала и представляют собой характеризующиеся простотой, доступностью и, в большинстве случаев, краткостью этюды, содержащие уяснение или раскрытие той или иной Евангельской мысли. Эти многочисленные проповеди далеко не одинаковы по качеству. В то время как одни из них суть не более чем школьные экзегетические упражнения в толковании священного текста, другие по глубине замысла, по силе выражения и простоте формы достигают уровня лучших святоотеческих образцов. Вот, например, краткое поучение в день всех святых:

«Ныне мы торжествуем память всех святых, подвизавшихся на земле добрым подвигом веры и добродетели и переселившихся на небеса для вечного упокоения и радости. Каждогодное возвращение к нам настоящего праздника памяти всех святых есть, братия, не что иное, как много раз повторяемое воззвание святых преставльшихся к нам, живущим на земле и подвизающимся со врагами спасения ради будущего нетленного царствия, воззвание идти по их следам. Они говорят нам: стремитесь неленостно к будущему царствию и вы, меньшие братья наши, как стремились мы, да не останавливают вас никакие препятствия на пути ко спасению, как ничто не остановило нас; будьте мужественны, тверды в борьбе со своею ленивою и грешною плотью, с приманками обманчивого, скоропреходящего света, с кознями невидимого врага диавола, помните постоянно, что Царствие Небесное усилиями приобретается и только употребляющие усилие наследуют его (Мф. 2,12). Вот мы много боролись, много терпели и за то ныне покоимся покоем вечным и нерушимым. Много борьбы перенесете и вы: настанет и для вас вечный покой. Живя на земле, мы услышали слова Спасителя и Упокоителя нашего: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы, – и с верою и упованием поспешили на зов Его, пришли к Нему, все терпели для Него и теперь получили от Него обещанный покой; последуйте также и вы: упокоит Он и вас на лоне Своей вечной любви».

В третьем томе сочинений обращают на себя внимание слова на государственные праздники, почти всегда посвященные какому-нибудь важному вопросу из области нравственной или социальной.

Что касается формы проповедей святого праведного протоиерея Иоанна, то здесь можно заметить, что он использует все три основные предоставляемые гомилетикой их разновидности: слово, беседу и поучение, постоянно и успешно комбинируя и сочетая их в целях пастырского душепопечительства. Есть у него заранее тщательно составленные рассуждения, есть – и таких большинство – импровизированные наставления, явившиеся выражением насущной потребности пастырского обращения к пастве. Язык обычный, простой. Иногда встречаются риторические обращения к священнописателям или описываемым в евангельском повествовании лицам. Например, процитировав текст из Послания к Римлянам ХV, 1 и 3, святой праведный Иоанн так начинает свою проповедь: «Апостоле Христов, что ты говоришь?».

Иногда святой протоиерей Иоанн откровенно высказывает в проповеди перед слушателями те чувства и впечатления, которые он сам переживает в тайниках души, и нужно сказать, что это откровенное слово производит сильное впечатление. «Вот я прикасаюсь к святому Престолу Царя Славы, – говорит он в одном из своих поучений, – и, чудное дело, тотчас ощущаю животворную, спасительную силу, исходящую от Седящего невидимо на престоле; я исцеляюсь от всех уязвлений невидимых змиев, избавляюсь от всех скорбей, от всякой тесноты греховной, – и приемлю мир, свободу, дерзновение, силу душевную. Он тут – Господь и Бог мой...».


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Святой праведный протоиерей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
  Византийским периодом в истории греческой литературы обычно называется время от правления Юстиниана до падения Константинополя (525-1453 гг.). Но в истории церковной проповеди этот

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века по Р.Х. В 867 г. греческий епископ, знавший славянский язык, и, вероятно, посланный из Болгарии, уже с успехом про

ДОМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(XI – середина ХIII вв.)   Поскольку одной из главных тем русской проповеди в XI-ХIII веках была борьба с язычеством и порожденными им явлениями духовной и м

Епископ Новгородский Лука Жидята
(1035-1058 гг.)   Одним из первых известных нам проповедников домонгольской эпохи является Лука Жидята. Сведений о жизни и личности епископа Луки сохранилось

Преподобный Феодосий, игумен Киево-печерский
(1057-1074) Преподобный Феодосий относится к тем проповедникам, у которых слова не расходятся с жизнью и учение с делами. В своей жизни преподобный Феодосий вполне осущест

Иларион, митрополит Киевский
(1051-1054) Биографических сведений об Иларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Иларион, родом «русин», «муж благ

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(около 1130-около 1182 г.) Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся

МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(середина ХIII– конец ХV вв.)   В 1223 г. на Калке, небольшой реке в половецких степях, недалеко от Азовского моря, произошло первое столкно

Святитель Серапион, епископ Владимирский
  (1274-1275 гг.) Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 12

Святитель Алексий, митрополит Московский
  (1354 – 1378 гг.) Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он «изучился всей грамоте и

Фотий, митрополит Киевский
  (1409-1431 гг.)   Митрополит Фотий был греком. С юности воспитывался в пустыне под руководством опытного старца и привык к пустынножительству

ПОСЛЕМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП
(ХV-ХVI века)   Монгольское владычество, отразившееся отрицательно на всем ходе русской общественной и церковной жизни, отрицательно сказалось и на развитии

Даниил, митрополит Московский
(1522-1539 гг.) Биографические сведения о митрополите Данииле довольно скудны. Он был учеником преподобного Иосифа Волоцкого и еще при жизни последнего был избран в игумен

ПРОПОВЕДЬ ЮГО-ЗАПАДА РУСИ В ХVI-ХVII вв.
О латино-польском влиянии на русскую церковную проповедь можно говорить, начиная с ХVI века, когда литовское княжество, включавшее в себя одну из двух частей, на которые в результате монголо-татарс

Построение юго-западной проповеди
  Все разнообразие употреблявшихся способов построения и выбора тем можно свести к четырем способам или планам: Первый способ состоял в том, что проповед

Митрополит Киевский Петр Могила
  (1530-1646) Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесно

И посвященных ему исследований
1. Ключ разумения, Киев, 1659; последнее издание, Киев, 1985. 2. Небо новое новыми звездами, сотворенные то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица 3 чудами своими, Львов, 1665; Львов

Архиепископ Лазарь Баранович
(+ 1694) Лазарь Баранович сначала был ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского монастыря, а затем архиепископом Черниговским (+ 1694 г.). Был известе

И посвященных ему исследований
1. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь церкви воюющей из уст Христовых подданных, или книга проповедей слова Божиего, Киев, 1666; 2-е изд. Киев. 1686. 2. Трубы словес проповедных

СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА СЕВЕРО-ВОСТОК РУСИ
(ХVII – начало ХVIII вв.) В середине ХVII в. в Московской Руси заметно стало обнаруживаться стремление к просвещению, которое диктовалось историческими обстоятельствами. В

Иеромонах Епифаний Славинецкий
(1675 г.) Епифаний Славинецкий окончил Киево-Могилянскую коллегию, продолжил обучение за границей (возможно, в Краковском Университете). С 1642 по 164

Иеромонах Симеон Полоцкий
(1629-1680) После Епифания Славинецкого самым видным представителем юго-западной школы в богословии, литературе и проповедничестве в Москве был иеромонах Симеон

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
(1651 – 1709 гг.)   Самым выдающимся русским проповедником в ХVII веке был святитель Димитрий Ростовский. Проникнутое духом христианс

Митрополит Стефан Яворский
(1658-1722 гг.) Последним крупным представителем юго-западной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский, в проповедн

В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
С архиепископа Феофана Прокоповича начинается третий период в развитии русской гомилетики, характеризующийся значительно большей самостоятельностью и независимостью от схоластических влияний, чем э

Архиепископ Новгородский и Псковский
(1661-1736 гг.) Феофан Прокопович родился в Киеве в семье небогатых мещан и назван был при крещении Елеазаром. Перв

Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века
После смерти Петра I наступило смутное время для русского государства и для Православной Церкви. При дворе стала усиливаться, а с воцарением Анны Иоанновны востор

Й половины ХVIII века
Во 2-й половине ХVIII столетия (в правление Екатерины II) проповедь окончательно входит в ряд обыкновенных явлений и становится необходимой существенной частью бо

Святитель Тихон, епископ Воронежский
(1724-1783 гг.) Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первонача

Протоиерей Иоанн Леванда
  (1734-1814 гг.) Иоанн Леванда родился в 1734 году в Киеве в семье сапожника. В 1748 г. поступил в К

Платон Левшин, митрополит Московский
(1737-1812 гг.) Лучшим представителем нравственного направления в проповеди был митрополит Московский Платон (Левшин). Митрополит Платон,

РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Проповедники нравственно-практического направления 2-й половины ХVIII в. много и небезуспешно потрудились для искоренения начал неверия в нашем отечестве, однако пре

Филарет (Дроздов), митрополит Московский
(1782-1867 гг.) «Я пишу по-человечески, а Филарет по-ангельски»   митрополит Платон Левшин   Святител

Митрополит Филарет как проповедник
  В проповедничестве митрополита Филарета русская проповедь достигла своей зрелости и самостоятельности, наиболее полно отразив самобытно-русские начала религиозно-православное самосо

О духовной мудрости или духовном просвещении
  ( в обществе любителей духовного просвещения)   «Вспомним некоторые черты, которыми духовное просвещение или, что то же, духовную мудрость изображает апостоль

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский
(1800-1857) Знаменитый проповедник родился в семье священника Орловской епархии Алексия Борисова. Высшее духовное образование получил в Киевской академии, которую закончил

Проповедничество архиепископа Иннокентия
  Начнем с изложения гомилетических взглядов архиепископа Иннокентия. Еще в бытность студентом Киевской академии он указывал: «Пишите, во-первых, просто, без всяких умствований... Вид

Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
(1807-1869 гг.)   Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 18

В ПРОПОВЕДИ 2-й половины XIX века
  Характерные черты нового направления проповеди касаются прежде всего выбора тем и предметов для нее. Крымская война 1853-1856 гг., обнажившая недостатки государственной и социальной

Конца XIX и начала XX вв.
  С самого времени принятия христианства на Руси стремление к подвижнической, аскетической жизни, осознание необходимости подвига во имя Христа вошли в жизнь русских людей. Нравственн

Святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник
  (1815-1894 гг.)   Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священника в селе Чернавске Орловской губернии. В 1837

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
  (1807 – 1867 гг.)   Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от

Протоиерей Валентин Амфитеатров
  (1836-1908 гг.) Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров происходил из древнего священнического рода Амфитеатровых, который в XIX веке дал Русской Церкви

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ
  Четвертый период в истории Русской церковной проповеди начинается (1917-1991 годы) для удобства изучения можно разделить на два подпериода: 1-я часть включает в себя проповедь с 191

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
Святейший Патриарх Алексий (Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве, в 1877 году. Получил прекрасное домаш

Сектора заочного обучения
  1 билет – 1. Значение изучения истории проповедничества отечественного. 2. Периоды проповедничества в истории Русской Православной Церкви. Виднейшие проповедники каждого из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги