рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ - раздел Религия, ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Четвертый Период В Истории Русской Церковной Проповеди Начина...

 

Четвертый период в истории Русской церковной проповеди начинается (1917-1991 годы) для удобства изучения можно разделить на два подпериода: 1-я часть включает в себя проповедь с 1917 по 1945 гг., 2-я часть – проповедь с 1945 года до 1991 года.

1-я часть четвертого периода (1917-1945 гг.)

 

Он характерен тем, что Русская Православная Церковь жила и развивалась в новых исторических условиях – в Советском социалистическом государстве. В это время, после 200-летнего синодального управления, в нашей Церкви было восстановлено патриаршество.

В духовной жизни, особенно в начале периода, проявлялось стремление некоторых членов Церкви внести в ее ряды разделение, следствием чего были расколы: Обновленческий, Иосифлянский, Григорианский и другие, которые нарушали мирную жизнь Православной Церкви.

Православные пастыри этого времени в своих проповедях старались раскрыть и показать истинность учения и обрядов Православной Церкви, необоснованность канонических и догматических раскольничьих нововведений, допущенных обновленцами.

Церковь устами многих своих пастырей-проповедников научала паству доброй христианской жизни, тому, чтобы каждый христианин был достойным чадом своей Церкви и Великой Родины.

В годы Великой Отечественной войны церковная проповедь призывала христиан к любви и самоотверженной защите своего Отечества.

В первый же день войны, 22 июня 1941 года, патриарший местоблюститель Блаженнейший митрополит Сергий (Страгородский, а с 1943 г. – Патриарх Московский и всея Руси) обратился к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви с призывом всеми мерами способствовать скорейшей победе советского народа. Это историческое послание было исполнено твердой, непоколебимой веры в лучшие силы нашего народа, в правоту его дела, в неизбежность его победы. Горячая любовь к Родине, отеческая забота о родном народе пронизывает все послание. «Жалкие потомки врагов православного христианства, – писал Блаженнейший митрополит Сергий, – хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может».

Указав на примеры святых вождей нашего народа таких, как Александр Невский и Дмитрий Донской, митрополит Сергий решительно заявляет: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Послание заканчивается призывом: «Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших воинов, полагавших свою жизнь за Родину и веру во все времена нашествия врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

Патриотическая деятельность Православной Церкви и ее священнослужителей в годы Великой Отечественной войны была по достоинству оценена Советским правительством. Целый ряд архипастырей и пастырей получили медали: «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Ленинграда» и др.

Лучшие проповеди отечественных проповедников печатались в Журнале Московской Патриархии.

 

Проповедничество Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского)

«Патриарх Сергий, – писал о нем Святейший Патриарх Алексий, – бесспорно занимает одно из первенствующих мест в сонме иерархов Российской Церкви текущего столетия...

Не только Русская Церковь, но и Православный Восток и инославный Запад хорошо знали и ценили духовную мудрость Патриарха Сергия и выражали свое глубокое почтение к нему, к его посланиям, обращениям и церковным мероприятиям».[25]

Происходил Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич) из семьи арзамасского протоиерея Николая Ивановича Страгородского. Родился он 11 января 1867 года.

Иван Николаевич окончил Арзамасское духовное училище, Нижегородскую семинарию и Петербургскую духовную академию. В 1890 году, на последнем году обучения в Академии принял монашество с именем Сергий.

Затем продолжалась его многогранная деятельность на различных духовных послушаниях. По окончании Академии он был с миссией в Японии, в 1893 году он – инспектор Московской духовной Академии, в 1894 году – настоятель русской посольской церкви в Афинах, в 1897 году вновь направляется на служение с миссией в Японию. В 1899 году назначается ректором Петербургской Семинарии, затем инспектором духовной Академии, а в 1901 году ее ректором и рукополагается во епископа.

Владыка Сергий в бытность еще ректором Академии возглавлял «Общество религиозно-нравственного просвещения», часто выступал на его собраниях.

В 1905 году под заглавием «Слова и речи» были изданы проповеди архиепископа Сергия. Некоторые из проповедей Владыки Сергия печатались в богословских журналах.

Архиепископ Сергий был усердным тружеником в подготовке Поместного собора 1917-1918 гг. После избрания Патриарха Тихона, архиепископ Сергий был постоянным членом Синода, затем Патриаршим Местоблюстителем, а с 1943 года Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 15 мая 1944 года, на 78-м году жизни.

Часть из произнесенных проповедей периода местоблюстительства и патриаршества опубликованы в Журнале Московской Патриархии.

Проповеди Святейшего Патриарха Сергия характеризуются содержательностью, глубиной раскрытия темы, непосредственной связью слов проповеди с жизнью, которой он всегда конкретно касается. По форме построения одни из проповедей дошли до нас в виде слов, другие – речей. В них нет школьного упрощенного разделения на части: обычно после изложения темы проповеди и анализа событий проповедник призывает слушателей к совершенствованию в духовной жизни, в добрых общечеловеческих делах.

 

2-я часть Четвертого периода (1945-1991 годы)

 

После победного окончания Великой Отечественной войны начинается новый этап в истории нашего Государства и в истории нашей Церкви.

Поместный собор Русской Православной Церкви 1945 года избрал на Московский патриарший престол митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). В Москве, Ленинграде и других городах открываются богословские школы. С 1943 года начинает регулярно выходить «Журнал Московской Патриархии», в каждом номере которого печатаются проповеди наших архипастырей и пастырей. Проповеди наиболее выдающихся проповедников печатаются отдельными сборниками. В 1948 году выходит первый том «Слов, речей, посланий...» Святейшего Патриарха Алексия. Следующие тома были изданы в 1954, 1957, 1963 годах. (О проповедничестве Святейшего Патриарха Алексия будет сказано отдельно). С 1947 по 1957 годы вышло четыре тома проповедей известного проповедника митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). В 1951 году в Праге на русском языке был напечатан сборник проповедей митрополита Елевферия «На Божией ниве».

В 1977 и в 1985 годах Московской Патриархией были изданы два тома «Слов, речей, посланий, обращений» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, куда вошли проповеди, произнесенные им в период с 1957 года по 1984 год.

Следует также отметить проповедническое наследие таких проповедников, как митрополита Ленинградского Григория (Чукова), + 1955 г.; митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), + 1978 г.; архиепископа Симферопольского Луки (Войно-Ясенецкого), +1961 г.; и многих других архипастырей и пастырей нашей Церкви, чьи проповеди опубликованы в Журнале Московской Патриархии.

Большинство священнослужителей-проповедников нашей Церкви этого времени имеют специальное духовное образование: закончили либо Духовную академию, либо Семинарию. Воспитанные на лучших образцах святоотеческой и отечественной проповеди, они хранят и преумножают проповеднические традиции в своей пастырской деятельности.

В проповедях этого времени наряду с темами о духовной жизни, духовно-нравственном совершенствовании уделяется внимание также миротворческому деланию, проблемам защиты мира во всем мире и воспитанию паствы в духе патриотизма.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
  Византийским периодом в истории греческой литературы обычно называется время от правления Юстиниана до падения Константинополя (525-1453 гг.). Но в истории церковной проповеди этот

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века по Р.Х. В 867 г. греческий епископ, знавший славянский язык, и, вероятно, посланный из Болгарии, уже с успехом про

ДОМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(XI – середина ХIII вв.)   Поскольку одной из главных тем русской проповеди в XI-ХIII веках была борьба с язычеством и порожденными им явлениями духовной и м

Епископ Новгородский Лука Жидята
(1035-1058 гг.)   Одним из первых известных нам проповедников домонгольской эпохи является Лука Жидята. Сведений о жизни и личности епископа Луки сохранилось

Преподобный Феодосий, игумен Киево-печерский
(1057-1074) Преподобный Феодосий относится к тем проповедникам, у которых слова не расходятся с жизнью и учение с делами. В своей жизни преподобный Феодосий вполне осущест

Иларион, митрополит Киевский
(1051-1054) Биографических сведений об Иларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Иларион, родом «русин», «муж благ

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(около 1130-около 1182 г.) Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся

МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(середина ХIII– конец ХV вв.)   В 1223 г. на Калке, небольшой реке в половецких степях, недалеко от Азовского моря, произошло первое столкно

Святитель Серапион, епископ Владимирский
  (1274-1275 гг.) Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 12

Святитель Алексий, митрополит Московский
  (1354 – 1378 гг.) Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он «изучился всей грамоте и

Фотий, митрополит Киевский
  (1409-1431 гг.)   Митрополит Фотий был греком. С юности воспитывался в пустыне под руководством опытного старца и привык к пустынножительству

ПОСЛЕМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП
(ХV-ХVI века)   Монгольское владычество, отразившееся отрицательно на всем ходе русской общественной и церковной жизни, отрицательно сказалось и на развитии

Даниил, митрополит Московский
(1522-1539 гг.) Биографические сведения о митрополите Данииле довольно скудны. Он был учеником преподобного Иосифа Волоцкого и еще при жизни последнего был избран в игумен

ПРОПОВЕДЬ ЮГО-ЗАПАДА РУСИ В ХVI-ХVII вв.
О латино-польском влиянии на русскую церковную проповедь можно говорить, начиная с ХVI века, когда литовское княжество, включавшее в себя одну из двух частей, на которые в результате монголо-татарс

Построение юго-западной проповеди
  Все разнообразие употреблявшихся способов построения и выбора тем можно свести к четырем способам или планам: Первый способ состоял в том, что проповед

Митрополит Киевский Петр Могила
  (1530-1646) Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесно

И посвященных ему исследований
1. Ключ разумения, Киев, 1659; последнее издание, Киев, 1985. 2. Небо новое новыми звездами, сотворенные то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица 3 чудами своими, Львов, 1665; Львов

Архиепископ Лазарь Баранович
(+ 1694) Лазарь Баранович сначала был ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского монастыря, а затем архиепископом Черниговским (+ 1694 г.). Был известе

И посвященных ему исследований
1. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь церкви воюющей из уст Христовых подданных, или книга проповедей слова Божиего, Киев, 1666; 2-е изд. Киев. 1686. 2. Трубы словес проповедных

СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА СЕВЕРО-ВОСТОК РУСИ
(ХVII – начало ХVIII вв.) В середине ХVII в. в Московской Руси заметно стало обнаруживаться стремление к просвещению, которое диктовалось историческими обстоятельствами. В

Иеромонах Епифаний Славинецкий
(1675 г.) Епифаний Славинецкий окончил Киево-Могилянскую коллегию, продолжил обучение за границей (возможно, в Краковском Университете). С 1642 по 164

Иеромонах Симеон Полоцкий
(1629-1680) После Епифания Славинецкого самым видным представителем юго-западной школы в богословии, литературе и проповедничестве в Москве был иеромонах Симеон

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
(1651 – 1709 гг.)   Самым выдающимся русским проповедником в ХVII веке был святитель Димитрий Ростовский. Проникнутое духом христианс

Митрополит Стефан Яворский
(1658-1722 гг.) Последним крупным представителем юго-западной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский, в проповедн

В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
С архиепископа Феофана Прокоповича начинается третий период в развитии русской гомилетики, характеризующийся значительно большей самостоятельностью и независимостью от схоластических влияний, чем э

Архиепископ Новгородский и Псковский
(1661-1736 гг.) Феофан Прокопович родился в Киеве в семье небогатых мещан и назван был при крещении Елеазаром. Перв

Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века
После смерти Петра I наступило смутное время для русского государства и для Православной Церкви. При дворе стала усиливаться, а с воцарением Анны Иоанновны востор

Й половины ХVIII века
Во 2-й половине ХVIII столетия (в правление Екатерины II) проповедь окончательно входит в ряд обыкновенных явлений и становится необходимой существенной частью бо

Святитель Тихон, епископ Воронежский
(1724-1783 гг.) Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первонача

Протоиерей Иоанн Леванда
  (1734-1814 гг.) Иоанн Леванда родился в 1734 году в Киеве в семье сапожника. В 1748 г. поступил в К

Платон Левшин, митрополит Московский
(1737-1812 гг.) Лучшим представителем нравственного направления в проповеди был митрополит Московский Платон (Левшин). Митрополит Платон,

РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Проповедники нравственно-практического направления 2-й половины ХVIII в. много и небезуспешно потрудились для искоренения начал неверия в нашем отечестве, однако пре

Филарет (Дроздов), митрополит Московский
(1782-1867 гг.) «Я пишу по-человечески, а Филарет по-ангельски»   митрополит Платон Левшин   Святител

Митрополит Филарет как проповедник
  В проповедничестве митрополита Филарета русская проповедь достигла своей зрелости и самостоятельности, наиболее полно отразив самобытно-русские начала религиозно-православное самосо

О духовной мудрости или духовном просвещении
  ( в обществе любителей духовного просвещения)   «Вспомним некоторые черты, которыми духовное просвещение или, что то же, духовную мудрость изображает апостоль

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский
(1800-1857) Знаменитый проповедник родился в семье священника Орловской епархии Алексия Борисова. Высшее духовное образование получил в Киевской академии, которую закончил

Проповедничество архиепископа Иннокентия
  Начнем с изложения гомилетических взглядов архиепископа Иннокентия. Еще в бытность студентом Киевской академии он указывал: «Пишите, во-первых, просто, без всяких умствований... Вид

Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
(1807-1869 гг.)   Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 18

В ПРОПОВЕДИ 2-й половины XIX века
  Характерные черты нового направления проповеди касаются прежде всего выбора тем и предметов для нее. Крымская война 1853-1856 гг., обнажившая недостатки государственной и социальной

Конца XIX и начала XX вв.
  С самого времени принятия христианства на Руси стремление к подвижнической, аскетической жизни, осознание необходимости подвига во имя Христа вошли в жизнь русских людей. Нравственн

Святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник
  (1815-1894 гг.)   Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священника в селе Чернавске Орловской губернии. В 1837

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
  (1807 – 1867 гг.)   Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от

Святой праведный протоиерей
Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) (1829 – 1908 гг.) Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года под Архангельском, в семь

Протоиерей Валентин Амфитеатров
  (1836-1908 гг.) Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров происходил из древнего священнического рода Амфитеатровых, который в XIX веке дал Русской Церкви

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
Святейший Патриарх Алексий (Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве, в 1877 году. Получил прекрасное домаш

Сектора заочного обучения
  1 билет – 1. Значение изучения истории проповедничества отечественного. 2. Периоды проповедничества в истории Русской Православной Церкви. Виднейшие проповедники каждого из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги