рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сектора заочного обучения

Сектора заочного обучения - раздел Религия, ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   1 Билет – 1. Значение Изучения Истории Проповедничества Отече...

 

1 билет – 1. Значение изучения истории проповедничества отечественного.

2. Периоды проповедничества в истории Русской Православной Церкви. Виднейшие проповедники каждого из периодов.

2 билет – 1. Особенности византийской христианской проповеди VI-Х вв. и ее влияние на русскую церковную проповедь.

2. Произнести проповедь на тему: «Первая встреча пастыря с паствой на приходе».

3 билет – 1. Возникновение христианской проповеди на Руси.

2. Произнести проповедь на тему: «Встреча архиерея в храме».

4 билет – 1. Проповедничество на Руси в домонгольское время (Х-ХIII вв.). Проповедники этого времени.

2. Проповедническое служение митрополита Киевского Иллариона, известные его проповеди и их характерные гомилетические особенности.

5 билет – 1. Проповедничество митрополита Киевского Никифора и святителя Кирилла, епископа Туровского.

2. Характеристика их проповедей. Элементы византизма в их проповедях.

6 билет – 1. Проповедничество святителя Луки (Жидяты), епископа Новгородского, и преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.

2. Характеристика и гомилетические особенности их проповедей.

7 билет – 1. Проповедничество в Русской Православной Церкви во времена татаро-монгольского ига (ХIII-ХV вв.). Проповедники этого времени.

2. Произнести проповедь на тему: «Святая Церковь и духовное спасение в ней».

8 билет – 1. Проповедничество Серапиона, епископа Владимирского. Содержание и гомилетическая характеристика его слов.

2. Произнести проповедь на тему: «Послушание Церкви».

9 билет – 1. Проповедничество святого Алексия, митрополита Московского. Содержание и гомилетическая характеристика его посланий.

2. Проповедничество Фотия, митрополита Киевского. Содержание и характеристика его поучений.

10 билет – 1. Проповедничество в Русской Православной Церкви в послемонгольское время византийского периода (ХV-ХVI вв.).

2. Произнести проповедь на тему: «Святой храм и отношение к нему христианина».

11 билет – 1. Митрополит Московский Даниил и его проповеди.

2. Произнести проповедь на тему: «Православное богослужение».

12 билет – 1. Период латино-польского влияния на русскую церковную проповедь (ХVI-ХVII вв.) Особенности проповеди этого времени. Наиболее известные проповедники латино-польского периода.

13 билет – 1. Митрополит Киевский Петр (Могила) и его труды по развитию отечественного проповедничества. Схоластический элемент в проповедях митрополита Петра (Могилы).

2. Архимандрит Иоанникий (Голятовский), его проповеди и гомилетические труды. Черты схоластики в его проповедях и гомилетическом руководстве.

14 билет – 1. Епископ Лазарь (Баранович), его проповеди, их характерные особенности.

2. Произнести проповедь на тему: «Таинство Крещения и его значение».

15 билет – 1. Распространение латино-польского влияния в отечественной проповеди с юго-запада на северо-восток Руси (ХVII в.).

2. Проповедничество иеромонаха Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого. Характеристика их проповедей.

16 билет – 1. Митрополит Стефан (Яворский), его проповеди и их гомилетические особенности. Наличие схоластических свойств в проповедях митрополита Стефана (Яворского).

2. Произнести проповедь на тему: «Духовные восприемники и их обязанности».

17 билет – 1. Проповедническое служение святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Характеристика его проповедей.

2. Произнести проповедь на тему: «Таинство Покаяния».

18 билет – 1. Период самостоятельного развития отечественной проповеди (ХVIII-ХIХ вв.). Лучшие проповедники этого времена.

2. Архиепископ Феофан (Прокопович), его проповеди и гомилетические советы.

19 билет – 1. Проповедническое служение святителя Тихона, епископа Воронежского. Характеристика его проповедей.

2. Произнести проповедь на тему: «Истинное покаяние».

20 билет – 1. Проповедничество митрополита Московского Платона (Левшина) и характеристика его проповедей.

2. Протоиерей Иоанн Лаванда и его проповеди.

21 билет – 1. Проповедничество митрополита Московского Филарета (Дроздова). Характеристика – и особенности его проповедей.

2. Произнести проповедь на тему: «Святая Евхаристия».

22 билет – 1. Архиепископ «Херсонский Иннокентий (Борисов) и его отношение к проповедническому служению. Характеристика и особенности его проповедей.

2. Произнести проповедь на тему: «Достойное приобщение Святых Христовых Тайн».

23 билет – 1. Протоиерей Родион Путятин и его отношение к проповедническому служению. Характеристика и особенности его проповедей.

2. Произнести проповедь на тему: «Таинство брака и обязанности христианских супругов».

24 билет – 1. Общественно-публицистическое направление в русской церковной проповеди второй половины ХIХ века. Главные представители этого направления.

2. Произнести проповедь на тему: «Значение взаимной любви и всепрощение».

25 билет – 1. Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) и характеристика его проповедей.

2. Проповедничество архиепископа Херсонского Никанора (Бровковича). Характеристика и особенности его проповедей.

26 билет – 1. Архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев), его проповеди и гомилетические советы.

2. Произнести проповедь на тему: «Отношение к таинству Елеосвящения».

27 билет – 1. Архиепископ Херсонский Димитрий (Муретов), его проповеди и отношение к проповедническому служению.

2. Произнести проповедь на тему: «Бессмертие».

28 билет – 1. Нравственно-аскетическая проповедь XIX века в Русской Церкви. Представители этого вида проповеди.

2. Характеристика и особенности проповедей епископа Игнатия (Брянчанинова) и епископа Феофана (Говорова), Вышенского Затворника.

29 билет – 1. Пастырско-душепопечительная проповедь конца ХIХ и начала XX века. Представители ее.

2. Характеристика и особенности проповедей протоиерея Виктора Гурьева и протоиерея Валентина Амфитеатрова.

30 билет – 1. Отечественная проповедь четвертого периода.

2. Лучшие проповедники этого времени и характеристика их проповедей.


[1] Протоиерей М. Поторжинский. История русской церковной проповеди. – К., 1891. С. 10, 22.

[2] Сборник «Златая цепь». Очерк Буслаева, II, 125.

[3] Киевская Русь того времени, по выражению профессора Б.Д. Грекова, шла «впереди многих европейских стран, опередивших ее только позднее, когда Русь оказалась в особо тяжелых условиях, приняв за себя удар монгольских полчищ и загородив собой Западную Европу». («Киевская Русь», 1953 г., с. 460).

[4] История Русской Церкви. Т. I, период I, ч. II, 1881, с. 774.

[5] Лат. аmрlifiсаtiо – умножение, увеличение.

[6] Пахомий на Руси стал заниматься составлением житий святых и вошел в историю российской словесности под именем Пахомия Логофета.

[7] Нижегородский князь Даниил, призвав на помощь татар, вел войну с московским князем и разорял его области.

[8] Е. Голубинский. История Русской Церкви, т. 2, ч. 2, с. 158. Таким исключением был, например, Макарий, архиепископ Новгородский, с 1526 г. По свидетельству летописи и современников, он успешно вел миссионерскую работу в том крае, а сами новгородцы «поражались простыми, бесхитростными проповедями своего архипастыря, приводящими их сердца к Богу», «ЖМП», 1947, № 6, с. 28.

[9] Говоря так, мы не имеем в виду так называемые частные (отдельным лицам пастырские послания и поучения, среди которых можно назвать: послания преподобного Иосифа Волоцкого, преподобного Кирилла Белозерского, игумена Панфила, старца Филофея, преподобного Нила Сорского и др.

[10] «О древле-русской проповеди, слагавшейся по греческим образцам», – «Руководство для сельских пастырей», 1868, № 15, 23, 42, 50, 52, «Южнорусское проповедничество ХVI и ХVII века (По латино-польским образцам)». – Там же, 1869, № 21, 30, 34.

[11] Разумихин А. И. «История русской проповеди». Стр. 133-134.

[12] Там же, стр. 134-135.

[13] Разумихин А. И. «История русской проповеди», стр. 142.

[14] Аподиктический – от греч. arodiktiw – «показывать» – т.е. основанный не на доказательствах, а на убедительности самого повествования, рассказа.

[15] Иркутские Епархиальные Ведомости, 1862 г. № 52.

[16] «Духовная беседа». 1856 г. № 19.

[17] П. Заведеев. История русского проповедничества. Тула, 1879, с. 235.

[18] «Живое слово», Харьков, 1903, с. 19.

[19] «Об обязанности каждого христианина участвовать в деле распространения веры Христовой». – «Полное собрание проповедей», т. I. стр. 123.

[20] «Живое слово», стр. 80.

[21] Архиепископ Савва (Тихомиров). «Хроника моей жизни». Сергиев Посад, 1907, т. 7, с. 76.

[22] Свящ. М. Алабовский. Великий пастырь русского народа. Киев, 1909, с. 8.

[23] «Подвижник веры и благочестия», М., 1914, с. 25.

[24] Цит. соч., стр. 78.

[25] Патриарх Сергий и его духовное наследство. Изд. Московской Патриархии, 1947 г., с. 7- 8.

[26] Патриарх Алексий. Слова, речи, послания. Т I. – М., 1948, стр. 228.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сектора заочного обучения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИЗ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ
  Византийским периодом в истории греческой литературы обычно называется время от правления Юстиниана до падения Константинополя (525-1453 гг.). Но в истории церковной проповеди этот

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века по Р.Х. В 867 г. греческий епископ, знавший славянский язык, и, вероятно, посланный из Болгарии, уже с успехом про

ДОМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(XI – середина ХIII вв.)   Поскольку одной из главных тем русской проповеди в XI-ХIII веках была борьба с язычеством и порожденными им явлениями духовной и м

Епископ Новгородский Лука Жидята
(1035-1058 гг.)   Одним из первых известных нам проповедников домонгольской эпохи является Лука Жидята. Сведений о жизни и личности епископа Луки сохранилось

Преподобный Феодосий, игумен Киево-печерский
(1057-1074) Преподобный Феодосий относится к тем проповедникам, у которых слова не расходятся с жизнью и учение с делами. В своей жизни преподобный Феодосий вполне осущест

Иларион, митрополит Киевский
(1051-1054) Биографических сведений об Иларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Иларион, родом «русин», «муж благ

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(около 1130-около 1182 г.) Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся

МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРОПОВЕДИ
(середина ХIII– конец ХV вв.)   В 1223 г. на Калке, небольшой реке в половецких степях, недалеко от Азовского моря, произошло первое столкно

Святитель Серапион, епископ Владимирский
  (1274-1275 гг.) Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 12

Святитель Алексий, митрополит Московский
  (1354 – 1378 гг.) Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он «изучился всей грамоте и

Фотий, митрополит Киевский
  (1409-1431 гг.)   Митрополит Фотий был греком. С юности воспитывался в пустыне под руководством опытного старца и привык к пустынножительству

ПОСЛЕМОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП
(ХV-ХVI века)   Монгольское владычество, отразившееся отрицательно на всем ходе русской общественной и церковной жизни, отрицательно сказалось и на развитии

Даниил, митрополит Московский
(1522-1539 гг.) Биографические сведения о митрополите Данииле довольно скудны. Он был учеником преподобного Иосифа Волоцкого и еще при жизни последнего был избран в игумен

ПРОПОВЕДЬ ЮГО-ЗАПАДА РУСИ В ХVI-ХVII вв.
О латино-польском влиянии на русскую церковную проповедь можно говорить, начиная с ХVI века, когда литовское княжество, включавшее в себя одну из двух частей, на которые в результате монголо-татарс

Построение юго-западной проповеди
  Все разнообразие употреблявшихся способов построения и выбора тем можно свести к четырем способам или планам: Первый способ состоял в том, что проповед

Митрополит Киевский Петр Могила
  (1530-1646) Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесно

И посвященных ему исследований
1. Ключ разумения, Киев, 1659; последнее издание, Киев, 1985. 2. Небо новое новыми звездами, сотворенные то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица 3 чудами своими, Львов, 1665; Львов

Архиепископ Лазарь Баранович
(+ 1694) Лазарь Баранович сначала был ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского монастыря, а затем архиепископом Черниговским (+ 1694 г.). Был известе

И посвященных ему исследований
1. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь церкви воюющей из уст Христовых подданных, или книга проповедей слова Божиего, Киев, 1666; 2-е изд. Киев. 1686. 2. Трубы словес проповедных

СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА СЕВЕРО-ВОСТОК РУСИ
(ХVII – начало ХVIII вв.) В середине ХVII в. в Московской Руси заметно стало обнаруживаться стремление к просвещению, которое диктовалось историческими обстоятельствами. В

Иеромонах Епифаний Славинецкий
(1675 г.) Епифаний Славинецкий окончил Киево-Могилянскую коллегию, продолжил обучение за границей (возможно, в Краковском Университете). С 1642 по 164

Иеромонах Симеон Полоцкий
(1629-1680) После Епифания Славинецкого самым видным представителем юго-западной школы в богословии, литературе и проповедничестве в Москве был иеромонах Симеон

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
(1651 – 1709 гг.)   Самым выдающимся русским проповедником в ХVII веке был святитель Димитрий Ростовский. Проникнутое духом христианс

Митрополит Стефан Яворский
(1658-1722 гг.) Последним крупным представителем юго-западной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский, в проповедн

В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
С архиепископа Феофана Прокоповича начинается третий период в развитии русской гомилетики, характеризующийся значительно большей самостоятельностью и независимостью от схоластических влияний, чем э

Архиепископ Новгородский и Псковский
(1661-1736 гг.) Феофан Прокопович родился в Киеве в семье небогатых мещан и назван был при крещении Елеазаром. Перв

Русская церковная проповедь во второй четверти ХVIII века
После смерти Петра I наступило смутное время для русского государства и для Православной Церкви. При дворе стала усиливаться, а с воцарением Анны Иоанновны востор

Й половины ХVIII века
Во 2-й половине ХVIII столетия (в правление Екатерины II) проповедь окончательно входит в ряд обыкновенных явлений и становится необходимой существенной частью бо

Святитель Тихон, епископ Воронежский
(1724-1783 гг.) Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первонача

Протоиерей Иоанн Леванда
  (1734-1814 гг.) Иоанн Леванда родился в 1734 году в Киеве в семье сапожника. В 1748 г. поступил в К

Платон Левшин, митрополит Московский
(1737-1812 гг.) Лучшим представителем нравственного направления в проповеди был митрополит Московский Платон (Левшин). Митрополит Платон,

РУССКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Проповедники нравственно-практического направления 2-й половины ХVIII в. много и небезуспешно потрудились для искоренения начал неверия в нашем отечестве, однако пре

Филарет (Дроздов), митрополит Московский
(1782-1867 гг.) «Я пишу по-человечески, а Филарет по-ангельски»   митрополит Платон Левшин   Святител

Митрополит Филарет как проповедник
  В проповедничестве митрополита Филарета русская проповедь достигла своей зрелости и самостоятельности, наиболее полно отразив самобытно-русские начала религиозно-православное самосо

О духовной мудрости или духовном просвещении
  ( в обществе любителей духовного просвещения)   «Вспомним некоторые черты, которыми духовное просвещение или, что то же, духовную мудрость изображает апостоль

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский
(1800-1857) Знаменитый проповедник родился в семье священника Орловской епархии Алексия Борисова. Высшее духовное образование получил в Киевской академии, которую закончил

Проповедничество архиепископа Иннокентия
  Начнем с изложения гомилетических взглядов архиепископа Иннокентия. Еще в бытность студентом Киевской академии он указывал: «Пишите, во-первых, просто, без всяких умствований... Вид

Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
(1807-1869 гг.)   Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 18

В ПРОПОВЕДИ 2-й половины XIX века
  Характерные черты нового направления проповеди касаются прежде всего выбора тем и предметов для нее. Крымская война 1853-1856 гг., обнажившая недостатки государственной и социальной

Конца XIX и начала XX вв.
  С самого времени принятия христианства на Руси стремление к подвижнической, аскетической жизни, осознание необходимости подвига во имя Христа вошли в жизнь русских людей. Нравственн

Святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник
  (1815-1894 гг.)   Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в семье священника в селе Чернавске Орловской губернии. В 1837

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
  (1807 – 1867 гг.)   Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, происходил из древнего дворянского рода, берущего начало от

Святой праведный протоиерей
Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) (1829 – 1908 гг.) Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года под Архангельском, в семь

Протоиерей Валентин Амфитеатров
  (1836-1908 гг.) Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров происходил из древнего священнического рода Амфитеатровых, который в XIX веке дал Русской Церкви

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ПРОПОВЕДЬ В XX ВЕКЕ
  Четвертый период в истории Русской церковной проповеди начинается (1917-1991 годы) для удобства изучения можно разделить на два подпериода: 1-я часть включает в себя проповедь с 191

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
Святейший Патриарх Алексий (Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве, в 1877 году. Получил прекрасное домаш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги