рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Православие и Западное христианство

Православие и Западное христианство - раздел Религия, Д.п. Огицкий, Священник Максим Козлов ...

Д.П. Огицкий, священник Максим Козлов

 

 

Православие и

Западное христианство

 

МДА

Издательство «Отчий Дом», 1995


СОДЕРЖАНИЕ

 

Сравнительное богословие как дисциплина…………………………………….4

Содержание курса и цель изучения сравнительного богословия……………...4

Отношение православной церкви к инославным конфессиям………………...7

Три чиноприема инославных…………………………………………………...11

Основные догматические и обрядовые отличия

Римско-католического вероучения……………………………………………..13

Римско-католическое учение о власти папы над церковью…………………..14

Различие в понимании учения о церкви православием и католицизмом……15

Догматические предпосылки римско-католического учения

О власти папы…………………………………………………………………….17

Роль римского епископа и римской кафедры в древней Церкви……………..24

Светская власть папы. «Дарственная Константина»………………………….27

Конфликт пап с Константинопольской Церковью…………………………….29

Завершительный акт разделения церквей……………………………………...37

Римско-католическая церковь как абсолютная монархия…………………….43

Догмат об учительной непогрешимости папы………………………………...48

Римско-католическое учение об исхождении Св. Духа

От Отца и Сына («Филиокве»)…………………………………………………..52

Роль учения о «филиокве» в процессе разделения церквей…………………..56

Римско-католическое учение о спасении………………………………………58

Римско-католическое учение в первородном грехе…………………………...59

Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи……………..60

Римско-католическое учение о чистилище…………………………………….63

Римско-католическое учение о сокровищнице заслуг и индульгенциях…….64

Мариальные догматы Римско-католической церкви………………………….69

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии…………………………………...69

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо…………………………71

Особенности римско-католического учения о таинствах…………………….72

Таинство исповеди (покаяния)………………………………………………….73

Таинство священства…………………………………………………………....74

Таинство брака…………………………………………………………………...75

Другие особенности римско-католического богословия

И церковной практики…………………………………………………………...78

Священное Писание и Священное Предание………………………………….78

Латинский обряд совершения таинств……………………………………........79

Посты……………………………………………………………………………..80

Римско-католическая церковь накануне реформации.

Первые реформационные движения……………………………………………82

Джон Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола………………………………….82

Лютеранство……………………………………………………………………..86

Мартин Лютер и начало Реформации………………………………………….86

Лютеранское вероучение………………………………………………………..88

Символические книги лютеран…………………………………………………88

Лютеранское учение о Церкви………………………………………………….90

Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой…………………93

Лютеранское учение о таинствах……………………………………………...102

Распространение и развитие идей Лютера.

Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли………………………………………104

Кальвинизм……………………………………………………………………..105

Жан Кальвин……………………………………………………………………106

Вероучение кальвинистов…………………………………………………......107

Символические книги кальвинистов………………………………………….107

Учение кальвинизма о Церкви и таинствах…………………………………..108

Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане……...........111

Англиканство…………………………………………………………………...114

Реформационные течения внутри англиканства………………………..........117

Баптизм……………………………………………………………………….....119

Методизм………………………………………………………………………..119

Протестантизм на современном этапе…………………………………….......120

Список литературы……………………………………………………………..124

Предметный указатель…………………………………………………………125

 

 


Сравнительное богословие как дисциплина

Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и… В историческом плане сравнительное богословие, можно счи­тать, появилось с… В эпоху Вселенских Соборов (IV—VIII вв.) святые отцы и учители Церкви формулировали истины православного учения в…

Содержание курса и цель изучения

Сравнительного богословия

Приступая к изучению сравнительного богословия, как и вся­кого нового предмета, полезно задать себе вопросы: что изучает этот предмет и зачем нужно… Ответ на первый вопрос достаточно прост: сравнительное бо­гословие изучает… 1. Римский католицизм, который откололся от единства Все­ленской Церкви в 1054 году, заявив о своем первенствующем…

Отношение православной церкви к инославным конфессиям

Приведенные выше слова святого Григория Богослова содержат в себе одновременно и ключ к пониманию позиции Православной Церкви к инославным… Православные христиане не имеют права вычеркнуть из своего сердца ту часть… Надо отдать справедливость, что среди католиков и протестантов нередко можно встретить людей, которые являют собой…

Три чиноприема инославных

Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную… Поэтичным образом поясняет эту мысль епископ Алексий ван дер Менсбрюгге… Еще в IV-V вв. в церковную практику вошли три чиноприема инославных, сформулированные затем в канонах Вселенских и…

Основные догматические и обрядовые отличия

Римско-католического вероучения

От возникновения христианства до IX в. Единая Христова Цер­ковь — Вселенская, или Кафолическая (в славянском переводе Символа веры «Соборная… Сохранив существенные черты древней неразделенной Церк­ви, Римско-католическая… Основные разногласия между обеими Церквами в вопросах догматического характера, изложенные в хронологическом поряд­ке…

Римско-католическое учение о власти папы над Церковью

Преувеличенное представление Римских епископов об их роли в Церкви и власти над ней послужило главной причиной разделе­ния Церквей и поэтому должно… Официальный титул папы римского звучит следующим обра­зом: «Епископ Рима,… На определяемое этим титулом учение о верховном первосвя­щеннике Вселенской Церкви, заместителе Христа, католики…

Различие в понимании учения о Церкви

Православием и католицизмом

Опираясь на древнецерковные вероучительные тексты, православные христиане исходят в своем учении о Церкви из того. Что Церковь — это высшая святыня… В отличие от православного римско-католическое учение, при­знающее единоличную… По Слову Божию, Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), она Тело Христово, полнота Наполняющего все во…

Догматические предпосылки римско-католического

Учения о власти папы

 

Католические богословы строят свое учение о власти папы на двух предпосылках, которые они пытаются обосновать толковани­ем Священного Писания.

Эти предпосылки следующие:

1) римские папы являются преемниками апостола Петра,

2) преемствуемую папами власть апостол Петр получил от Христа.

Близко примыкающим к ним является вопрособ отношении Петра к другим апостолам.

Папа как преемник апостола Петра

Но есть другой вид преемства — преемство по кафедре. Римская кафедра учреждена, как известно, апостолами Петром и Павлом. В этом смысле епископов… Все это очень просто, понятно и естественно. Но если смот­реть на Римского… Первым преемником апостола Петра по Римской кафедре считают Лина. Но когда и каким актом передал ему апостол.

Преемствуемую папой власть апостол Петр получил от Христа

По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над… Подтверждение этого римо-католические богословы находят в нескольких местах… 1) Евангелие от Матфея (16, 13-19): Пришед же Иисус во страны Кесарии Филипповы, вопрошаше ученики Своя, глаголя: кого…

Почему в Кесарии Филипповой Христос обращается с обето­ванием

Этой власти к одному апостолу Петру?

О том же говорит блаженный Августин: «Петр один отвеча­ет: «Ты — Христос», и ему говорится: «Тебе дам ключи Царствия Небесного», как будто бы он… И самая личность Петра и самое имя Петр (камень, скала) здесь знаменует весь… Отцы Констанцского Собора толковали папе: «Доколе Иуда был в числе апостолов, он имел власть вязать и решить, когда же…

Отношение апостола Петра к другим апостолам

Однако все вопросы общецерковного значения апостолы решают сообща, соборно. Петр не повелевает апостолам. Наоборот, об апостолах сказано в книге… Следовательно, не могло быть и речи о слепом, безоговорочном повиновении всех… Рассмотрев основные догматические предпосылки, на которые пытаются опереться римо-католические богословы, можно…

Роль римского епископа и римской кафедры в древней Церкви

В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный,… Отец церковной истории Евсевий Кесарийский (ок. 260-340) приводит… В послеапостольское время первое место заняла Римская ка­федра. Рим был естественным центром Древнего мира и Древней…

Конфликт пап с Константинопольской Церковью

Став независимыми светскими монархами, Римские епископы получили возможность действовать более решительно и в области церковных взаимоотношений. Первым крупным столкновением папизма с Православием, послужившим предвестником… Характеризуя это столкновение двух миров, в недрах которых уже отчетливо созрело взаимное отчуждение, ведущее к…

Завершительный акт разделения церквей

 

Момент полного разрыва неуклонно приближался. Двенадца­тилетний Бенедикт IX и его преемник, папа немецкой националь­ности, канонического общения с Восточными Церквами уже не поддерживали. Церковно мыслящие люди скорбели о таком по­ложении.

Ситуация на папском престоле была в эти годы весьма слож­ной и это еще больше усугубляло взаимоотношения Церквей. На Римский престол в 1045-1047 гг. одновременно с Бенедиктом IX претендовали «лжепапы» Сильвестр III и Григорий VI. На Сутрийском Соборе 1046 г. по желанию императора Генриха III все три папы были объявлены низложенными. При его же под­держке на Римской кафедре в 1049 г. был утвержден его родственник — Лев IX, человек выдающихся организаторских дарований, убежденный апологет идеологии папизма.

Восточные иерархи неоднократно делали попытки сохранить единство Вселенской Церкви. При этом они твердо отстаивал догматические основы вероучения, но готовы были не придавать большого значения каноническим и обрядовым расхождениям.

Патриарх Антиохийский Петр писал в 1052 г. папе Льву IX: «День и ночь я спрашиваю себя, почему произошло церковное разделение и как могло случиться, что великого Петра великий преемник, пастырь древнего Рима отлучился и отсекся от Боже­ственного тела Божественных Церквей и не соучаствует предстоятелям сих в божественных советах и не вносит своего участия в церковные попечения и сам не получает от других братского и апостольского руководства». Патриарх Петр искренне желает восстановления единства, но прежде чем вписать имя папы в дип­тихи, он хочет знать о православии папы. Патриарх отрицает принципиальную непогрешимость папы и не исключает a priori возможности нарушения им чистоты веры и канонического поряд­ка. В связи с этим патриарх посылает свое исповедание веры и просит того же от папы. В ответном письме, пришедшем через два года, папа исповедовал свою веру в преимущества Римского престола, на котором вера апостола Петра «не оскудеет во веки веков», а также — в исхождении Св. Духа от Отца и Сына; но в перечне Вселенских Соборов он все же не шел дальше Седьмо­го и о Соборе 869 г. не упоминал. Этот ответ Льва IX сейчас у римо-католиков приравнивается к символам веры.

Важно подчеркнуть, что в момент окончательного разрыва предметом спора и полемики оказались не вопросы, по-настояще­му разделяющие Церкви — о папстве и Св. Духе, а обрядовые отличия Западной Церкви от Восточной: опресноки, пост в суб­боту, пение аллилуйя на Пасху и т. д. Здесь сказалось сужение вселенского кругозора Церкви: второстепенное, внешнее, обрядо­вое заслоняло собой Истину.

Подтверждением этому служит написанное одним из видных византийских иерархов Львом Охридским по поручению импера­тора Константина Мономаха сочинение против латинских обря­дов. В нем он хочет обратить внимание всех представителей За­падной Церкви на неуместность соблюдения христианами иудей­ских обычаев. Речь идет преимущественно об употреблении оп­ресноков в Евхаристии и заканчивается призывом оставить иудейские обычаи, «да будем чистыми в правой и непорочной вере и стадом единым единого Пастыря — Христа». Как видно, это письмо тоже проникнуто заботой о восстановлении единства. Патриарх Антиохийский Петр, справедливо разграничивая догматы от обрядов, не считал совершение литургии на опресноках и другие обрядовые разности чем-то имеющим существенное значе­ние, хотя и признавал преимущество за практикой употребления в Евхаристии обычного хлеба. «Что касается меня, чтобы и я обна­ружил свое мнение, то, если бы латиняне исправились в прибавке к св. Символу, я ничего не потребовал бы от них сверх сего и даже вопрос об опресноках вместе со всем прочим оставлю без различными», — так писал он патриарху Константинопольской Церкви Михаилу Керулларию.

Письмо Льва Охридского попало в руки папы Льва IX, и он использовал его по-своему. Осенью 1053 г. папа ответил на него целым трактатом, включавшим 41 главу. Тон папского сочинения очень резкий. Папа обрушивается не столько на Льва Охридско­го, сколько на Константинопольскую Церковь, он отзывается о ней как об источнике заразы, обвиняет ее в том, что она возво­дит на свой престол евнухов и даже, как «настойчиво утверждает публичная молва», женщин. В одном месте обширного послания папа упоминает о дошедших до него слухах о закрытии греками латинских храмов. Папа называет восточных христиан «врагами света и истины», «знаменосцами мрака», их патриарха — неучем», «неофитом», «слепым псом». Послание содержит обшир­ные цитаты из «Дарственной Константина». Несколько раз папа упоминает о том, что «высшая кафедра никем не судится» (prima sedes a nemine judicatur), требует признать высший авторитет Римской Церкви, единственной матери «всех прочих Церквей, «главы мира и госпожи народов», грозит восточным анафемой и «отсечением».

Через несколько месяцев после этого в Риме было получено послание Константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Как и Антиохийский патриарх Петр, Константинопольский патриарх выражает озабоченность тем фактом, что Римская Церковь обособилась от других Поместных Церквей. Патриарх заявляет о своей готовности вновь вписать имя папы в восточные диптихи, если и папа окажется готовым восстановить общение с Востоком.

В ответ на это миролюбивое предложение патриарха папа Лев XIX посылает в Константинополь летом 1054 г. возглавляемое кардиналом Гумбертом посольство со вторым письмом, адресуя его «архиепископу Михаилу». Папа подтверждает получение из Константинополя письма, в котором патриарх, по словам папы, «печется о деле согласия и единства». В дальнейшем, однако, послание папы полно выпадов против патриарха Михаила. Папа назы­вает снова Михаила «неофитом, не по степеням проскочившим на высоту епископства», обвиняет его в «гнусном и достоплачевном святотатстве» — присвоении титула «вселенский», в гонении на употребляющих опресноки, о чем якобы говорит дошедшая до папы «молва». Сам папа решительно высказывается против упот­ребления в Евхаристии квасного хлеба, как содержащего в себе «тление, искажение природы» и «порчу». Папа иронизирует по поводу предложения патриарха восстановить общение Римской Церкви с другими Поместными Церквами. Римская Церковь — «глава и мать Церквей», могла ли она оказаться обособленной? Она не нуждается в согласии других. Наоборот, «если на круге земном (orbis terrarum) какой-либо ирод гордо разногласит с ней, то такой народ не должен ни называться, ни считаться ка­кой-либо Церковью, он — совершенное ничто или, лучше ска­зать, — это собрание еретиков, скопище схизматиков, синагога сатаны... Папа отказывается иметь общение с пребывающими в заблуждении. Это письмо папы короче первого, но тон — еще более резкий. Учение о том, что для всех христианских народов в религиозных вопросах обязательна римская точка зрения, не только излагается здесь с полной определенностью, но сопровож­дается хулой на иную, кафолическую, концепцию церковности, исходящую из признания за всеми народами равного права на ис­тину. Для папы Льва Церковь, базирующаяся на таком принципе и считающая возможным не соглашаться с Римом, — не Цер­ковь, а «синагога сатаны». Оба послания папы очень красноречи­вы и рольих в дальнейших событиях 1054 г. ясна. Ими был окончательно предрешен полный разрыв Церквей.

Поведение снабженных таким письмом легатов было достойно всяческого осуждения. «Они не сказали мне даже обычного при­ветствия, — пишет Михаил Антиохийскому патриарху, — не благоволили сделать самого простого поклона, не оказали ни ма­лейших знаков уважения... Всего же удивительнее то, что они всякому твердят: мы-де прибыли сюда не для того, чтобы у вас учиться, но чтобы вас научить, вас заставить принять наши дог­маты».

В письме императору Генриху III папа писал: «Собрат наш, архиепископ Михаил, направил нам письмо с призывом к согласию и единству... Но пусть знает твоя светлость, что до слуха Нашего дошли вести о многих нестерпимых его поступках».

Содержание обоих писем папы не оставляет никакого сомне­ния в том, что он хотел принудить Константинополь, а через него — и прочие Церкви Востока к признанию Римской Церкви «главой и матерью» всех церквей, понимая под этим не только право осу­ществлять высшую административную власть над всеми Церква­ми, но и привилегию на непогрешимое руководство в вопросах вероучения. Вместе с тем папа не хочет, чтобы признание такого главенства выглядело как введение чего-то нового. Он представляет дело так, что такое положение существовало всегда и суще­ствует везде, что Римская Церковь не одинока, когда учит об этом, и что исключение из общего положения представляет как раз Михаил Керулларий со своими сторонниками.

Михаил действительно совершенно не склонен был призна­вать безусловный авторитет Римской Церкви, и стремился, как видно из его действий, к установлению с ней нормальных канонических отношений. Вот почему мирные предложения патриарха Михаила вызвали у папы даже большее раздражение, чем крити­ческие замечания архиепископа Охридского. Папа всеми силами старается скомпрометировать Михаила Керуллария, представить его нарушителем чего-то. В лице Михаила он видел препятствие к осуществлению своих церковных планов, и считал нужным это препятствие во что бы то ни стало устранить. Однако он не оце­нил того, что римской концепции церковности противостояла кон­цепция кафолическая, имевшая на своей стороне прошлое Церкви и дух Нового Завета.

Кроме писем папы, легаты привезли в Константинополь и стали распространять полемическое сочинение под названием «Против греческой клеветы». Все сочинение написано в неспо­койном, вызывающем тоне. «Вы потеряли рассудок», «дурак, если бы молчал, считался бы умным», «глупость ваша всем известна», — такие и подобные резкие выпады встречаются здесь часто. Каса­ется это сочинение ряда обрядовых вопросов и заканчивается уг­розой анафемы.

В очень спокойном тоне ответил легатам на это сочинение мо­нах Студийского монастыря, ученик Симеона Нового Богослова, пресвитер Никита Стифат на состоявшемся по этому поводу бо­гословском диспуте. Начинается его ответ с напоминания о люб­ви, которая «все терпит, не превозносится, не ищет своего» и т.д. Далее Никита пишет, что держащиеся опресноков находятся еще «под сенью закона». Второе замечание Никиты касается поста и субботы Великой Четыредесятницы, нарушения латинянами 64-го апостольского правила, как известно, возбраняющего пост по воскресеньям и субботами (за исключением Великой Субботы). У латинян это нарушенное имело место в Великую Четыредесятницу, когда 64-е апостольское правило выполнялось ими лишь в отношении воскресных дней, в то время как субботы Великой Четыредесятницы у них причислялись к постными дням. Об этом отступлении латинян говорит и 55-е правило VI Вселенского Со­бора, на которое тоже ссылается Никита Стифат. Третье замеча­ние Никиты касается совершения латинянами полной литургии в постные дни Великой Четыредесятницы, притом в обычные ут­ренние часы дня, вопреки 49-му правилу Лаодикийского Собора и 52-му правилу VI Вселенского Собора. Последнее, четвертое, замечание касается обязательного безбрачия духовенства. Отме­тив эти четыре канонических нарушения, Никита увещевает рим­лян избегать их, чтобы быть «светлыми очами всего мира и еди­ными с нами, вашими собратиями». Заканчивает свое писание Никита следующими словами: «Приветствуем вас во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков».

Кардинал Гумберт в ответном сочинении разразился бранью по адресу Никиты Стифата: «Ты глупее осла... Тебе место не в Студийском монастыре, а в цирке или лупанаре... Ты столько на­блевал, что в извращении божественного учения не уступаешь скверным и бешеным собакам — Иулиану и Порфирию...» (12). Возражение Никиты против обязательного целибата Гумберт расценил в своем ответе как николаитскую ересь и стремление превратить Церковь Божию в «синагогу сатаны и иезавелинскую блудницу» (13). Заканчивается это сочинение такими словами: «А ты, жалкий Никита, доколе не обратишься, будь анафема от всей Церкви Христовой со всеми, кои слушаются твоего превратного учения».

Главное препятствие к достижению взаимопонимания заклю­чалось в том, что Восток и Запад стояли на принципиально раз­личных позициях в вопросе самого метода решения споров. Суть этого различия очень хорошо резюмирует современный римско-католический византолог А. Венгер: «В Константинополе говорили: если есть расхождения, давайте разберемся сообща. Нет, от­вечал Рим, надо подчиниться, ибо у нас примат, а это значит, что мы правы» (14).

Легаты так и не добились от патриарха заявления о послуша­нии папе в духе тех тезисов, которые папа выдвинул в двух своих посланиях. Создать в Константинополе оппозицию против патри­арха им также не удалось. И вот 16 июля 1054 г. они положили на престол Святой Софии грамоту, в тексте которой провозгла­шалось отлучение от церкви патриарха Константино-польского и всех с ним единомыслящих. В ней «Михаил, несправедливо назы­ваемый патриархом, и защитники его глупости» были обвинены в причастности к девяти ересям (симонианству, валезианству, ари­анству, донатизму, николаитству, северианству, духоборчеству, манихейству и назарейству) и преданы анафеме «с диаволом и ан­гелами его», — анафеме, которую заранее условно произнес на них папа.

Прежде чем покинуть Константинополь, легаты, как они сами говорят в своем отчете, «привели в порядок дела латинских церк­вей этого города»: они успели опубликовать еще одну анафему — на всякого, кто стал бы принимать причащение от «грека» (то есть от греческого священнослужителя), порицающего римскую Евхаристию.

Нелепость происшедшего поразила всех. Император дал ука­зание сжечь акт отлучения. Но Константинопольский Синод ре­шил сохранить этот документ «на вечное посрамление и осужде­ние хулителей Бога нашего».

Синод анафематствовал «нечестивое писание» и легатов. Са­мого папу Константинопольский Синод все же прямо не задел в своем определении по этому вопросу.

В ответ на анафематствования папских легатов состоявшийся 20 июля Собор под председательством Михаила Керуллария и в составе двух архиепископов, двенадцати митрополитов и семи епископов, в свою очередь, торжественно отлучил виновников выступления 16 июля. Окружным посланием патриарха решение Собора было доведено до сведения всей восточной иерархии. Так совершился окончательный акт разрыва двух Церквей.

Дальнейший исторический процесс характеризуется постепен­ным ослаблением церковных связей, перерастанием разрыва в окончательное разделение Церквей, которое со временем оформи­лось в расово-религиозную ненависть.

По оценке прот. Александра Шмемана, «Ужас разделения Церквей в том, что на протяжении веков мы не встречаем почти ни одного проявления страдания от разделения, тоски по единству, сознания ненормальности греха, ужаса этого раскола в хри­стианстве. В нем доминирует не сознание невозможности единство предпочесть Истине, единство отделить от Истины... сколь­ко почти удовлетворение разделением, желание найти все больше и больше темных сторон в противоположном лагере. Это эпоха разделения Церквей не только в смыслеих фактической разделенности, но и в смысле постоянного углубления и расширения этого рва в сознании церковного общества» (15).

Римско-католическая церковь как абсолютная монархия

Греховный разрыв с Православными Церквами Востока не мог не отразиться на дальнейшем ходе истории Римской Церкви. На протяжении веков наблюдается… После окончательного отпадения от православия (1054 г.) Римско-католическая… Утверждается мнение о возможности развития догматического учения и в связи с этим провозглашаются новые, неизвестные…

Догмат об учительной непогрешимости папы

Завершением развития католического учения о власти папы над Церковью явился провозглашенный в 1870 г. папой Пием IX на I Ватиканском Соборе догмат о… Постановление Ватиканского Собора гласит: «Твердо держась предания, дошедшего… Таким образом, римо-католики пытаются еще больше укре­пить фундамент всей догматики католичества — учение о папской…

Римско-католическое учение об исхождении Св. Духа

  Учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына — второе по значимости после… Догматическая сущность учения о «филиокве»

Роль учения о «филиокве» в процессе разделения церквей

 

В историческом плане разногласие Востока и Запада по пово­ду учения о «филиокве» имело длительное и сложное развитие, сыгравшее немаловажную, если не решающую, роль в процессе разделения Церквей и их дальнейших взаимоотношений.

Возникнув в V столетии, это учение далеко не сразу получило признание даже среди иерархов Западной Церкви. Решительно воспротивился влиянию добавления в Символ веры, например, папа Лев III (795-816), несмотря на настойчивое давление импе­ратора германцев Карла Великого. В доказательство своей лояль­ности папа повелел начертать на двух серебряных досках текст Символа веры без слов «и Сына» на греческом и латинском язы­ках и установить эти доски в соборе св. Петра в Риме, сопрово­див надписью: «Я, папа Лев, сделал это по любви к православ­ной вере и ради сохранения ее». Такова была тогда позиция Рим­ского епископа, еще не ставившего себя выше Вселенской Церкви.

Однако со второй половины IX столетия римские папы начи­нают однозначно поддерживать измененный Символ веры. Наря­ду с другими причинами, именно учением о «филиокве» был выз­ван раскол между Востоком и Западом при патриархе Констан­тинопольском Фотии. Для предотвращения его дальнейшего раз­вития в 879 г. в Константинополе состоялся так называемый Ве­ликий Свято-Софийский Собор, прямо осудивший внесение каких бы то ни было добавлений в Символ веры. Занимавший в то время папский престол Иоанн VIII выразил при этом согласие с патриархом Фотием. Римская Церковь некоторое время счита­лась с определением этого Собора. Но в начале XI в., когда Рим и папский престол оказались во власти германского императора, последний, движимый антивизантийскими настроениями, все же побудил папу Бенедикта VIII внести добавление в Символ веры (1014). Когда в 1054 г. состоялось формальное разделение За­падной и Восточной Церквей, легат папы Льва IX в Константинополе уже обвинял греков в том, что они будто бы устранили слова «и Сына» из текста Символа веры. Собор в Бари (1098) под председательством папы Урбана II также объявил отказ от «филиокве» ересью.

Окончательное учение о «филиокве» было сформулировано и догматизировано католиками в 1438 г. на печально известном Ферраро-Флорентийском Соборе, провозгласившем унию, то есть при­соединение Восточных Церквей к римскому католицизму на услови­ях последнего. Эту унию подписал, среди прочих, митрополит Исидор Киевский, который был изгнан затем из Москвы и закончил свою жизнь кардиналом Римско-католической Церкви.

В дальнейшем усилия сторонников унии были направлены на то, чтобы убедить православных, что древние святоотеческие формулировки выражают «филиокве», но только в других терми­нах. Таким образом, отрицание его после провозглашения догмата должно было расцениваться как ересь. Перед лицом таких попы­ток православные богословы неустанно утверждали, что в глазах всего Предания (вне августиновского и латинского наследия) Сын никоим образом не является причиной ипостасного бытия Святого Духа и что это различие касается самых основ веры. Именно это общее сознание Церкви выражало Окружное посла­ние восточных Патриархов (1848): «...Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи Его, кто бы они ни были, еретики. Составляющиеся из них общества суть общества еретические и всякое духовно – богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви — беззаконие».

Глубинная причина отрицания православными богословами «филиокве» состоит в том, что учение это частное, принадлежащее блаженному Августину и происшедшей от него традиции, чуждой общему учению отцов Древней Церкви, и никогда не было принято церковной полнотой. Оно никогда не входило в сокровище веры, передаваемое Церковью, критерий которого, согласно св. Викентию Леринскому, есть то, «чему верили всегда, повсюду и все».

Чтобы возвести частное учение Августина в догмат веры, потребовалось заменить этот общепризнанный критерий другой, уже явно неправославной экклезиологической доктриной, ставящей папу римского выше Вселенских Соборов, выше самой Вселенской Церкви.

 

Римско-католическое учение о спасении

Учение о взаимоотношениях Бога с человеком и о спасении чело­века имеет в Римско-католической и Православной Церквах разное толкование. Католическая… Православные богословы отмечают следующие пункты разно­гласия с католиками в… В общих чертах римско-католическое понимание сущности взаи­моотношения Бога и человека состоит в следующем: Бог,…

Римско-католическое учение в первородном грехе

По римско-католическому учению, первородный грех отразил­ся не столько на природе человека, сколько на отношении Бога к человеку. Бог отнял у него… Такой взгляд чужд Православию. Как учил преп. Иоанн Дамаскин: «Бог сотворил… Сущность спасения в том, что Христос стал для православ­ных последователей Его учения начальником (началом) новой…

Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи

Исповедуемое католиками сотериологическое учение Ансельма Кентерберийского изложено в сочинении «Cur Deus homo» («По­чему Бог вочеловечился»). Как… Отпущение грехов без наказания было бы равнозначно отсут­ствию порядка и… Православию чужда эта альтернатива «или-или»; от человека требуется одно — святость, и не потому, что грехом человек…

Римско-католическое учение о чистилище

Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая Церковь признает еще чистилище — место временных загробных мучений, где люди приносят… Точка зрения римско-католических богословов на сущность временных наказаний,… В подтверждение своего учения о «чистилище» римо-котолики ссылаются на то, что Иуда Маккавей и его соратники, молились…

Римско-католическое учение

О сокровищнице заслуг и индульгенциях

При рассмотрении основных пунктов разногласия между пра­вославными и католическими богословами уже было дано основ­ное понятие о так называемой… Само слово «индульгенция» означает послабление, милость, снисходительность.… С юридической точки зрения это вполне естественное поня­тие. Один человек потрудился лишь в меру собственного…

МАРИАЛЬНЫЕ ДОГМАТЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

К наиболее поздним догматическим определениям, провозгла­шенным Римско-католической Церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые… В православном святоотеческом богословии автономная мариология отсутствует.…

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии

Догмат провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объяв­ление особой буллой (без Собора). Он гласит следующее: «Уче­ние, которое содержит, что… Смысл этого догмата таков: Римско-католическая Церковь признает, что Дева… Католическая Церковь исходит при этом из того, что перво­родный грех состоит в утрате первобытной праведности, лишении…

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо

В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй мариальный дог­мат — о воскресении и телесном вознесении (взятии, assumptio) Девы Марии на небо.… Новый догмат явился логическим выводом из догмата о непо­рочном зачатии, ибо… «Непорочная Богоматерь, Приснодева Мария, закончив путь земной жизни, была взята с душой и телом в Небесную Славу». В…

Особенности римско-католического учения о таинствах

Наиболее существенным догматическим расхождением между Римско-католической и Православной Церквами в учении о таин­ствах (сакраментологии) являются… По римско-католическому учению, для действительности та­инства требуется… Считается, что там, где вышеуказанные условия соблюдены, таинство действует само через себя (ex opere operatum), а не…

Таинство священства

Особенностью римско-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства, так назы­ваемый целибат, возведенный… Объединяя под именем «николаитов» священников-блудодеев со священниками… Ни Евангелие, ни другие Писания апостольских времен не заключают в себе никаких указаний, дающих основание считать…

Таинство брака

До Тридентского Собора (1545—1563) церковным считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися обоюд­ного согласия (mutuus consensus)…

ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ

У католиков дух юридизма вторгся и в эту область. Римско-католическая система морали рассматривает добрые дела как зас­луги, дающие человеку право… Добро рассматривается не как самоцель, а как средство, нравственность — как… Например, в канонах Тридентского Собора (1545—1563) име­ется такая угроза: «Если бы кто сказал... что тот, кто имеет…

ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ И ЦЕРКОВНОЙ ПРАКТИКИ

Священное Писание и Священное Предание

Основные отличия Римско-католической и Православной Церквей вих отношении к вероучительным текстам сводятся к следующим: В отличие от православного римско-католическое богословие не делает различия в… Состоявшийся в 1962-1965 гг. II Ватиканский Собор поста­вил рядом со Священным Писанием и Священным Преданием еще и…

Латинский обряд совершения таинств

Преобладающей формой таинства Крещения в Римско-като­лической Церкви является обливание. По словам же апостола Павла, в Крещении человек… При крещении по латинскому обряду употребляется Крещальная формула,… Преимущественным совершителем таинства Миропомазания в латинском обряде является епископ. Формула этого таинства на…

Посты

 

Правила о постах в Римско-католической Церкви ныне не отли­чаются строгостью. В дни Великого поста, за исключением пятниц и суббот, разрешается все, даже мясо, но в понедельник, вторник, сре­ду и четверг пищу можно принимать не более трех раз в день (один солидный прием — обед или ужин и два легких; в промежутках между этими тремя приемами разрешаются лишь напитки, например кофе с молоком). В пятницы и субботы Великого поста так же, как и в пятницы всего года разрешается молоко, яйца и сало в растоп­ленном виде (как приправа к кушаниям), но не мясо. По воскрес­ным дням не бывает никаких ограничений.

Днями самого строгого поста у римо-католиков являются «пепловая среда» в начале поста. Великая пятница и рождественский со­чельник. В эти дни действуют оба вышеуказанных ограничения: и относительно воздержания от мяса и относительно того, чтобы не принимать пищи более трех раз в день. Но употребление в пищу молочных продуктов даже и в эти дни не возбраняется.

Некоторые ограничения в пище предписываются также в ка­нуны самых больших праздников (если кануны эти не приходятся на воскресенье), а также в среды, пятницы и субботы четырех недель в разное время года (так называемые четыре срока в об­щей сложности — двенадцать дней в году). Никаких других по­стов римо-католики латинского обряда не знают. Да и вышеука­занные посты обязательны для них лишь по достижении 21 года и при условии, если эти ограничения не мешают их ежедневным занятиям и не отражаются на здоровье. Лицам, достигшим шес­тидесятилетнего возраста, поститься не обязательно.

До недавнего времени причастники должны были воздержи­ваться от пищи с полуночи. Папа Павел VI значительно сократил срок этого, так называемого, евхаристического поста. Теперь от причастников требуется лишь, чтобы они прекращали еду за час до момента причащения.


РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ РЕФОРМАЦИИ. ПЕРВЫЕ РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Джон Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола

Весь ход исторического процесса превращения Римско-католи­ческой Церкви в мощную абсолютную светскую монархию, настой­чиво и жестко распространяющую… Начиная с XIV в. в недрах Римско-католической Церкви возникали и постепенно… Здесь уместно вспомнить основные вехи истории католицизма, которые тесным образом связаны с зарождением этой…

ЛЮТЕРАНСТВО

Возникшая в Германии наиболее мощная ветвь протестантиз­ма — лютеранство — получила свое название по имени ученого мо­наха Мартина Лютера. Основная…

Мартин Лютер и начало Реформации

Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонском городе Эйслебене в семье рудокопа. Семья была патриархальная, до­вольно состоятельная (отец держал в… Но по окончании университета со степенью магистра (1505) Лю­тер, вопреки… В новых условиях он переживает глубокий духовный кризис. Обуреваемый искушениями, он не находит удовлетворения и…

Лютеранское вероучение

Символические книги лютеран

Само понятие «символические книги» возникло в протестан­тизме. От них оно перешло к римо-католикам, а потом и к православным. Протестантизм как новое, по сути дела, вероучение, появив­шееся в результате… «Большой катехизис» и «Малый катехизис» Лютера (1529).

Лютеранское учение о Церкви

Признав Римско-католическую Церковь заблудившейся и по­рвав с нею, Лютер и лютеране не обратились к Церкви, непре­рывно пребывающей в истине, а… Это говорит прежде всего о несовместимости протестантизма с верой в… Этот, лежащий в самых основах лютеранства, грех неверия в Церковь лютеранам надо было как-то оправдать. Надо было…

Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой

Выступления Лютера начались, как известно, с протеста про­тив продажи индульгенций. Римско-католическая практика в этой области основывалась на… Выступив против продажи индульгенций, Лютер должен был отвергнуть и их… Отвергнув учение о дополнительном удовлетворении, Лютер, естественно, отверг и все то, что римо-католики считают…

Лютеранское учение о таинствах

Отказав Церкви в непрерывном видимом существовании, лю­теране, по сути дела, должны были бы объявить ненужными и таинства церковные как… Символические книги лютеран определяют таинства как «не­обходимые для христиан… По лютеранскому учению, таинства совершаются для того, чтобы постоянным напоминанием о прощении «утешать совесть»…

Распространение и развитие идей Лютера.

Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли

Реформаторское учение Лютера, положившее начало расколу внутри католицизма, получило широкое распространение не толь­ко среди разных слоев населения… Представителями одного из таких радикальных реформационных течений,… Возглавили это движение, возникшее в 20-х гг. XVI в., ремесленник Николай Шторх и священник Томас (Фома) Мюнцер.

Кальвинизм

Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и… Кальвинисты называют себя реформатами, а свое общество Реформатской или… Однако за последователями учения Кальвина, которое распространилось на многие страны Европы, исторически закрепились и…

Жан Кальвин

Жан Кальвин (1509-1564) родился на севере Франции в семье податного чиновника, состоящего также должностным лицом при епископе. Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша получил тонзуру, то есть был… В 30-х гг. XVI в., проникшись сочувствием к протестантизму, Кальвин порвал с Римско-католической Церковью и вынужден…

Вероучение кальвинистов

Символические книги кальвинистов

В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные… Главнейшими символическими книгами кальвинистов являются следующие: «Первый катехизис» Кальвина (1536) является переработкой основного богословского труда Кальвина «Наставления в…

Учение кальвинизма о Церкви и таинствах

Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное… Согласно учению Кальвина, всякое соединение людей, в кото­ром раздается… Несмотря на непримиримую вражду с католицизмом учение Кальвина о Церкви приближается к средневековому и заключает в…

Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане

Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих… Продолжатели дела Кальвина действовали в иной историчес­кой обстановке, где… Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где зародилось учение Кальвина, оно распространяется на Германию,…

АНГЛИКАНСТВО

Окончательная реформация английской Церкви и образование третьей ветви протестантизма — англиканства — в самостоя­тельную конфессию произошло во… Английская Церковь с момента утверждения в ней Реформа­ции получила название…  

Особенности реформации в Англии

Англия издавна тяготилась зависимостью от Рима. Налоги, взимавшиеся Римско-католической Церковью в пользу строитель­ства грандиозного собора св.… Предшественником Реформации в Англии был Джон Виклиф (1324-1384),… Начало самой Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547) из династии Тюдоров. Поначалу…

Реформационные течения внутри англиканства

Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделив­шегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского Направления — пуритан (см.… Высокоцерковники — это протестантская церковная аристок­ратия, подчеркивающая… Помимо изложенных в предыдущих разделах течений, Англи­канская Церковь вызвала к жизни ряд общин (сект), основные…

Баптизм

Баптизм возник в Англии в первой половине XVII столетия на основе индепендентства (конгрегационализма). Первая община баптистов была образована в… Нет данных, которые бы говорили о прямой зависимости анг­лийского баптизма… В результате преследования Епископальной Церковью и пресвитерианами баптисты вскоре эмигрировали в Северную Амери­ку и…

Методизм

Методизм возник в XVIII в. в результате стремления ожи­вить государственную Англиканскую Церковь. Зародилось это новое английское вероисповедание… Англиканское духовенство неодобрительно смотрело на дея­тельность Веслея и… Методизм получил широкое распространение в Америке. Особенно большой рост здесь он имел в XIX в. В 1951 г. был…

Протестантизм на современном этапе

В протестантизме следует различать два разных направления: ортодоксальный протестантизм последователей Лютера и Кальви­на и так называемый модерный… Субъективизм превращает религию в лишенные твердой осно­вы, меняющиеся… Характерной чертой современного протестантизма является также искаженное, примитивное понимание учения Церкви о…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цит. по: Светлов П., Где Вселенская Церковь? К вопросу о соединении Церквей и к учению о Церкви. Сергиев Посад. 1908 С. 114.

2. Филарет (Дроздов), митр. Разговор между испытующим и уве­ренным в Православии Восточной Кафолической Церкви. 4-е изд М, 1849, С. 15.

3. Цит. по: Bernard С. Н. Le schisme 1054. Paris. P. 89.

4. Александр Шмеман, прот. Исторический путь Православия Репринт. М.. 1993. С. 291.

5. Там же. С. 292.

6. Hefele. Hist. de conc. IV, I, C. 437 (18 пункт письма).

7. Смирнов Е. Учебник по истории Церкви. Вильно, 1907. С. 368.

8. Васильев А.. Лекции по истории Византии. Пг., 1917. Т. 1. С.306.

9. Dvornik F. The Photian Schism. Cambridge, 1948.

10. Dvomik F. Studes sur Photios, Bysantion. 1936. XI.

11. Dictionnaire de Theologie Catholique /Под ред. проф. Е. Алммана. Paris, 1939. Т. IV. Col. 2302.

12. Migne. Patrologia Latina. 143. Col. 983-984.

13. Там же. 143. Col. 997.

14. Vatican 11... Chr. de la troisieme session. Paris, 1965. P. 253.

15. Александр Шмеман, прот. Исторический путь Православия. Репринт. М., 1993. С. 298.

16. Там же. С.298.

17. Disputationes de contr. Controversia 1. Lib. 11, Т.Н. Р. 17.

18. Там же. Controversia III. Lib. IV. Т. 1. Р. 5.

19. Цит. по: Митрофан Зноско-Боровский, прот. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство (сравнительное бого­словие). Изд. Троице-Сергиевой лавры. 1992. С. 43.

20. Там же. С.42.

21. Dictionnaire de Theologie Catholique, V. Col. 1734.

22. Dictionnaire de Theologie Catholique. 1930.

23. Dictionnaire de Theologie Catholique, XIV. Col. 1134.

24. Там же. Paris, 1923. Т. р. 2. Col. 2246.

25. Арсеньев Н.А. Православная Церковь и западное христиан­ство. Варшава. 1924. С. 83-86.

26. Там же. XIV. Col. 637.

27. Migne. Patrologia Latina. 143. Col. 776.

28. Kung H. Kirche im Konzil. Freiburg, 1963.

29. Сергий, архиеп. Финлядский. Православное учение о спасении. Казань, 1898.

 

 


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

А

Анабаптисты144

«Апология Аугсбургского исповедания»125

Аугсбургское исповедание 125

Арианство 65

Аугсбургский религиозный мир 124

Аутодафе 67, 120

 

Б

Баптизм127, 163, 173, 166

Безусловное предопределение, учение 147

Белое братство 20

Богородичный центр 20

Булла 120, 122

 

В

«Вера и строй», движение 169,170

Вселенские Соборы: 9,17,20,40-41,51-53,64

II Вселенский Собор (I Константинопольский) (381) 65

III Вселенский Собор (Ефесский) (431) 21

IV Вселенский Собор (Халкидонский) (451) 21

V Вселенский Собор (II Константинопольский) (553) 120

VI Вселенский Собор (III Константинопольский) (680-681) 41

VII Вселенский Собор (II Никейский) (783-787) 57

VIII Вселенский Собор53

Всемирный Совет Церквей 170

Всемирный союз баптистов 163

Всемирный союз методистов 65

Вульгата 74

Высокая Церковь 161-162

 

Г

«Галликанское исповедание» 148

«Гейдельбергский катехизис» 149

Гугеноты 146, 153-154

 

Д

«Дарственная Константина» 42

Диктат папы Григория VII 63

Диссентеры155

«Доктрина об индульгенциях» 96

 


Е

Епископальная Церковь 155, 157, 161, 163

Ересь Македония 81

Ересь николаитов 105

 

Ж

«Женевский катехизис» Кальвина 148

«Женевское соглашение» 148

«Жизнь и деятельность», движение 169-170

 

И

Иконоборчество 42,45

«Индифферентная Церковь» 162

Икономисты 45

Имморталисты 101

Индепенденты 156

Интердепенденты 156

Интердикты 68, 118

Интеркоммунион 169-170

«Исповедание веры» Кальвина 147-148

 

К

Кардинал 51-52, 58, 61, 71, 84, 86, 105

Книга общественных богослужений 159

Конгрегационалисты 156

Конгрегация индекса запрещенных книг 68

Консистория 147

Конституция 72

Конфирмация 112

Крестовые походы69

 

Л

«Лжеисидоровские документы» 51

 

М

Манихейство 62, 80, 113

Методисты 164

Мытарства 91-92

Монофизитство 9, 21, 41, 74, 79

 

Н

Направления намерения 108

«Наставление в христианской вере» Кальвина 148

Невидимость Церкви, учение 141

«Непримиримые» 48

Низкая Церковь 162

Нонконформисты 155, 159

 

О

Окружное послание восточных патриархов (1848) 84, 153

Окружное послание Фотия 80

Оправдание, учение 135

Орос 78

 

П

«Пепловая среда», пост114

«Первый катехизис» Кальвина 148

Перекрещенцы 144

Предестинация150

Преемственность пастырского служения 128

Пресвитериане 155, 161, 163

Пробабилизм 108

Прозелитизм 16

Пронунциация, учение139

Пуритане146

 

Р

Реформатство 10

 

С

«Святая служба» 68

«Священная конгрегация инквизиции» 67

Стигматизация 15

«Силлабус» 75

Символ веры 48,52,56,73,77-81,83,159

Синергисты 134

Синергизм151

Соборы:

Собор, созванный Фотием (867) 51

Великий Свято-Софийский Собор «383 отцов» 53

Собор в Бари (1098) 84

I Латеранский Собор (1123) 70

III Латеранский Собор (1179) 65

I Лионский Собор (1245) 70

II Лионский Собор 1274 82

Римский Собор (1302) 32

Констанцский Собор (1414-1418) 32,64,70

Базельский Собор (1431-1443) 64,70

Ферраро–Флорентийский Собор (1439) 64

V Латеранский Собор (1512-1516) 64

Тридентский Собор (1545-1563) 89,90,103,106

I Ватиканский Собор (1870) 25,71-72,74

II Ватиканский Собор (1962-1965) 35,68,72,111

 

Т

«Теория ветвей» 170

 

У

Учительная роль Церкви 130

 

Ф

«Формула согласия» 125

 

Ц

Церковное Учительство 111

Целибат 61,105,123

 

Ч

«Четыре срока», пост 114

 

Ш

Широкая Церковь 163

Шмалькальденские войны 124

«Шмалькальденские члены» 125


[1] Викарий.

[2] Имеется в виду апостол Петр.

[3] Первенствующий из епископов.

[4] Независимый светский правитель.

 

[5] Иконоборчество — движение против почитания икон, возникшее в Ви­зантии в первой половине VIII в. и продолжавшееся почти до середины IX в.

[6] Борьба в Византии двух партий — «непримиримых» и «икономистов» — имела глубокие исторические корни. Каждая из этих партий желала видеть на императорском троне и на патриаршем престоле своего сторонника. Одним из вопросов, вызывавших между ними расхождение, было в это время отношение к раскаявшимся иконоборцам. «Икономисты» были за снисхождение к ним, «не­примиримые» не допускали никаких снисхождении. К «икономистам» принадле­жали: патриарх Тарасий, патриарх Мефодий, которого «непримиримые» студиты отказались даже поминать за богослужением, архиепископ Сиракузский Григо­рии Асбеста (видный церковный деятель того времени) и патриарх Фотий. Патриархов Мефодия и Фотия поддерживал кесарь Варда. «Непримиримых» поддерживал прежний император Михаил I, отец патриарха Игнатия, императ­рица Феодора, низложенная Вардой (он был ее братом), и сам патриарх Игнатий. «Непримиримых» было немало среди монахов, особенно студитов.

 

[7] Собор 861 г. получил название «Двукратного», возможно потому, что вторично занимался рассмотрением уже решенного дела. Иначе его называют также Первовторым(или Второпервым). Назван так вследствие того, что заседания его были прерваны нападением иконоборцев, а затем возобновлены, то есть он проходил в два этапа — второй и первый.

[8] Впервые Библия была переведена на латинский язык блаженным Иеронимом Стридонским и IV и, и этот период получил такое название, означают обычная, общепринятая (версия).

[9] До последнего времени была возможность считать ее таковою, поскольку в ней сохранялось преемство иерархии. Православная Церковь тоже это призна­вала до той поры, пока у англикан не появилось женское священство и даже женское епископство.

– Конец работы –

Используемые теги: Православие, Западное, Христианство0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Православие и Западное христианство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Православие и современность. Электронная библиотека Оккультизм в православии
Диакон Андрей Кураев...

Средневековая культура Западной Европы
Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь… Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было… Исследования показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции — тенденция…

Купечество и православие
В целом бытовая культура купечества остается малоисследованной. Причина этого кроется в довольно узком круге сохранившихся источников по купеческому… Отцы семейства пользовались глубокой покорностию. Молодое поколение смотрело… При выходе замуж она принимала звание и сословное положение мужа. Жена была обязана "повиноваться мужу своему как…

Костюм Западной Европы в период средневековья
С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма, с другой— отражение огромного богатства внутренней жизни человека, его душевного… На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с… Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля, определили мужественность его…

Шизоанализ в западной социологии эпохи постмодерна
Показательным примером деконструктивизма может служить шизоанализ, представленный в вышедшем в свет в 80-е годы ХХ столетия коллективном труде Ж.… Бессознательное есть нечто "производящее желание", или "желающее… Сопоставляя "производящее желание" и марксово общественное производство, Гваттари и Делез стремятся убедить читателя,…

Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации
В научный оборот вводятся новые данные, показывающие соотношение традиционных и новых элементов питания. ритуальное значение пищи, а также сведения… Казахи Западной Сибири различают горячую пищу - ыстык ас и простую - жай ас.… Прием пищи - ас ишу, тамактану происходит 3-4 раза в день: завтрак - танертенге ас, обед - туске ас, ужин - кешке ас.…

Христианство и искусство
И хотя на первый взгляд кажется, что здесь «spiritus flat ubi vult», что в художественно-эстетической жизни «христианских» народов нет никакой иной… Именно это четко определило границы и возможности религиозного влияния на… Причем пластически-изобразительный характер этих произведений искусства неизбежно переносит акцент образности с…

Западная экономическая зона России
Здесь есть большое количество выходов за пределы нашей страны, территория имеет густую сеть автомобильных и железных дорог, трубопроводов и линий… Доля городского населения составляет 74 %. По числу городов Запад опережает… Северный Кавказ выступает как крупный производитель и переработчик сельскохозяйственной продукции.И только Северный…

Критика метафизики и разложение западного рационализма: Хайдеггер
На этом пути Хайдеггер и приходит к темпорализированной философии истока. Что я под этим подразумеваю, будет видно на примере четырех операций,… Итогом этой критики идеализма стало то, что философия лишилась своей власти —… Уже для Гегеля история философии стала ключом к философии истории.

"Народ" в западных концепциях демократии
И если опираться строго на этимологию, в переводе с греческого оно обозначает "народовластие". В связи с этим закономерно возникают следующие… Однако не секрет, что политические реалии самых развитых стран далеки от этого… Демократия - власть народа, а значит, народ и осуществляет свою власть непосредственно или через представителей в…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. Одновременно падал политический авторитет католической церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Еще… Эти войны нередко сливались с попытками крупных феодалов восстановить былую… Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества. В XVI в.…
  • Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в. Массовое разорение мелких собственников и развитие пролетариата, с одной стороны, стремительное обогащение промышленной, торговой и финансовой… Росло относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Его разрозненные… К буржуазной политико-правовой идеологии относятся те концепции, которые оценивали гражданское общество периода…
  • Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX в. За революцией последовали реставрации. Во Франции вновь воцарились Бурбоны. Вернувшиеся в страну эмигранты, особенно реакционные круги дворянства… Всю силу своего недюжинного таланта Жозеф де Местр обрушил на Просвещение и… Человек, который может все видоизменить, но не может ничего создать или изменить к лучшему без помощи божьей, возомнил…
  • Философия эпохи Возрождения в Западной Европе В самом деле, как считает Леонардо, "ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математическое… И далее он наставительно отмечает: "Когда будешь излагать науку о движении… Сам Леонардо стремился сделать знания основой того, что сегодня называют техникой и технологией.В его рукописях…
  • Основные течения западной философии 20 века Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим… Почему это происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем… А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненно-го знания, не только не избегает кризисных…