рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О сокровищнице заслуг и индульгенциях

О сокровищнице заслуг и индульгенциях - раздел Религия, Православие и Западное христианство   При Рассмотрении Основных Пунктов Разногласия Между Пра­восла...

 

При рассмотрении основных пунктов разногласия между пра­вославными и католическими богословами уже было дано основ­ное понятие о так называемой сокровищнице заслуг в римско-ка­толическом учении о спасении (см. раздел «Римско-католическое учение о спасении»), а также о ее связи с учением о чистилище и вытекающем из него учении об индульгенциях — одной из форм дополнительного удовлетворения, с помощью которой католик может избавить себя от посмертных мук в чистилище.

Само слово «индульгенция» означает послабление, милость, снисходительность. Согласно современному католическому праву римской церкви, индульгенцией называется отпущение перед ли­цом Божиим временной кары за грехи, уже отпущенные на испо­веди. Выражение «перед лицом Божиим» значит, что индульген­ция освобождает от кар, уготованных Богом, то есть от мук в чистилище. При этом, как учит Римско-католическая Церковь, засчитывается в качестве удовлетворения необходимое количество добрых дел из сокровищницы заслуг. Согласно римско-католи­ческому учению, ключами к сокровищнице заслуг владеет высшая церковная власть, прежде всего папа.

С юридической точки зрения это вполне естественное поня­тие. Один человек потрудился лишь в меру собственного спасе­ния, то есть он принес адекватное удовлетворение справедливости Божией: у него и покаяние и сатисфакция были вполне достодол­жные. Другой потрудился недостаточно, принес недостаточное удовлетворение, и потому будет пребывать в чистилище. Третий же потрудился сверх меры, нужной для его спасения, то есть со­вершил больше добрых дел и имеет больше заслуг перед Богом, чем это требуется для собственного спасения. По католическому воззрению, это и есть сверхдолжные заслуги, или сверхдолжные добрые дела, которые вместе с сверхдолжными заслугами святых составляют сокровищницу заслуг. Их высшая церковная власть может перераспределять и вменять эти заслуги тому, кто на са­мом деле ее не имеет.

Такая индульгенция для того, кто ее принимает, связана с обязательным исполнением определенных, заранее оговоренных благочестивых поступков. Первоначально условием получения ин­дульгенции было участие в крестовом походе. Позднее и до на­стоящего времени индульгенции стали давать, например, за про­изнесение определенной молитвы заданное число раз, посещение указанной святыни с соблюдением определенных правил, прохож­дению крестным путем, - тарифицированное пожертвование, упот­ребление освященного особым образом предмета (креста, четок, медальона) в соответствии с определенными предписаниями и т.п.

Условия получения индульгенций и их эффективность устанав­ливаются папой или уполномоченными им на то епископами. В индульгенции точно указывался срок, на какой она сокращает чистилищные муки: 40 дней, год, 100 лет и т. п. Максимальный срок, на какой когда-либо до сих пор давалась частичная индуль­генция, — 154 000 лет. До последнего времени римско-католи­ческие богословы учили, что сроки эти зависят не от внутреннего расположения человека, получившего индульгенцию, а единствен­но от воли того, кто ее устанавливает.

Совершенно очевидно, насколько индульгенция искажает ду­ховную жизнь католиков, внося в отношения между человеком и Богом такую меру, счет, когда человек держит в подсознании факт, на сколько дней, месяцев, лет сокращается ему пребывание в чистилище за каждую такую молитву, дело благочестия и т.п. Это мера не духовного возрастания и приближения к Богу, а мера зачета, снижения наказания.

Появление индульгенций было подготовлено учением Запад­ной церкви раннего средневековья о покаянии. Уже до XI в. по­являются индульгенции как (первоначально частичные) сокраще­ния наложенных епитимий, даруемые в индивидуальных случаях епископами по их усмотрению и в зависимости от усердия каю­щегося и внешних обстоятельств. Сопровождающие дарование таких «сокращений покаяния» милостыни или паломничества яв­лялись не заменой или выкупом части покаяний, а внешним пока­зателем раскаяния и религиозности грешника, позволяющим ему получить льготу.

Собственно индульгенции появились лишь в XI в. и касались не индивидуальной, а общей, распространяющейся на всех, удов­летворивших требуемым условиям, меры, исходящей от верховной церковной инстанции (епископа, папы) и принципиально осво­бождающей от дел покаяния (частично или вполне). Церковь, наложившая епитимью во имя Бога, считает себя вправе и осво­бодить от нее.

Развитие учения о покаянии, признанном в XII—XIII вв. та­инством, существо которого стали видеть в самом акте раскаяния и исповеди (contritio-confessio) и отпущении грехов священником, выделило идею удовлетворения и заставило иначе ее обосновать. По мнению схоластиков, начиная с Абеляра (1079—1143), грех-вина (culpa) отпускается священником в силу раскаяния грешни­ка, но это раскаяние лишь в исключительном случае достаточно для удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому не­обходимо выкупить у Бога наказание (poena) за грех делами по­каяния на земле или муками в чистилище. Таким образом, индульгенция становится не только освобождением от наложенной Церковью епитимьи, но главным образом отпущением земных и загробных наказаний за грех. Но ввиду того, что при таком по­нимании удовлетворения (satisfactio) человек рассматривается как должник не Церкви, а Бога, Церковь же расширяет свою власть на трансцендентную загробную сферу, нужно было найти основа­ние отпущения Церковью дел покаяния без соответствующего ви­димого эквивалента, требуемого идеей справедливости Божией, иначе говоря — понять индульгенцию как выкуп, в чем не было необходимости, пока отпускалась наложенная Церковью епити­мья. Это основание было найдено в учении о сокровищнице зас­луг, находящейся в распоряжении Церкви (епископов и, главным образом, папы).

Дальнейшим шагом в развитии теории индульгенций оказыва­ется сочетание ее с отпущением самого греха. С XIV в. высшим видом индульгенции (plenissimma remissio) является так называе­мая полная индульгенция, освобождающая и от вины, и от нака­зания (indulgentia a poena et a culpa), причем, конечно, предпола­гается исповедь этих грехов до или после получения индульген­ции, так что под отпущением греха (culpa) следует разуметь от­пущение его в случаях, резервированных епископу или папе, пу­тем ли, назначения особых пенитенциариев, или путем передачи особому священнику права отпускать такие грехи лицам, получив­шим индульгенции.

С другой стороны, предполагаемое индульгенцией расширение прав Церкви и папы на чистилище повело к тому, что сначала епис­копы, а с XV в. и папы стали даровать индульгенции душам умер­ших, находящимся в чистилище, так как и на них распространялась дарованная Церкви власть вязать и разрешать, и молитвы и мессы за них давно признавались действенными. Такие индульгенции про­давались родственникам и друзьям умершего; в них пропадал момент предполагаемых раскаяния и исповеди грешника, но зато и отпуска­лись только несовершенные дела покаяния, так как вина находящим­ся в чистилище была отпущена уже на земле.

Доходность индульгенций приводила все к большему их раз­витию и к изысканию новых поводов их дарования. Не без влия­ния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индуль­генций, откровенно денежными интересами руководствовались проповедники и продавцы их.

Это вызывало протест и против самих индульгенций, и против торговавшей ими Церкви, главным образом папства. На индуль­генции нападали и противники католичества, как еретики XII-XIII и следующих веков, так и богословы, и Соборы, тем более что в массах терялось понимание самой природы индульгенций и забывалось о ее необходимой связи с искренним раскаянием и исповедью. Некоторые отрицали возможность и даже существо­вание полных индульгенций, другие нападали на индульгенции для умерших, третьи возвышались до принципиального их отрицания Нападки на индульгенции были одним из первых моментов реформационного движения в XVI столетии.

Акцентируя самые слабые, с догматической точки зрения, стороны учения об индульгенциях следует, однако, избегать ши­роко распространенного, но неверного полемического взгляда, что индульгенция — это отпущение грехов, которое получается за деньги. Индульгенция в любом случае связана с таинством Пока­яния, то есть если человек не получил прощения за вину греха, то никакая индульгенция действенной не будет (речь идет о живущих).

Практика выдачи индульгенций существует в Римско-католи­ческой Церкви и в настоящее время. Она была предметом об­суждения на II Ватиканском Соборе (1962—1965). Некоторые участники его говорили о необходимости сделать практику выдачи индульгенций более приемлемой для религиозного сознания хрис­тиан, если уж ее никак нельзя отменить вообще раз и навсегда.

В 1967 г. папа Павел VI издал новую «Доктрину об индуль­генциях» (Indulgentiorum doctrina), согласно которой прямая зави­симость между индульгенцией и сроком пребывания в чистилище больше не фиксируется, но сама практика индульгенций сохраня­ется. Новые правила несколько ограничивают возможности полу­чения полной индульгенции, ибо то, «что даруется обильно, це­нится мало». Согласно новым правилам, католик может получить только одну полную индульгенцию в день (для себя лично или для кого-нибудь из умерших). Кроме того, отныне для получения полной индульгенции обязательно соответствующее внутреннее настроение, без которого может быть выдана лишь частичная ин­дульгенция. Согласно новому указанию, частичные индульгенции будут даваться без уточнения срока. Через предметы, освящен­ные простым священником, теперь могут даваться только частичные индульгенции. Несколько сокращена категория священных предметов, имевших до сих пор индульгенцирующую силу, исключенные из этой категории священные предметы потеряли эту силу 1 апреля 1967 г. В дополнительном разъяснении папы пре­дусмотрена возможность, в некоторых исключительных случаях, индульгенции, даже полной, без предварительной исповеди.

Едва ли нужно доказывать несоответствие всей этой практики практике Древней Церкви и ее несогласие с духом Евангелия. Даже некоторые римо-католики признают сейчас, что от форма­лизма, которым проникнута практика индульгенций, недалеко до фетишизма.

Вопрос о спасении человека — важнейшая часть христиан­ского вероучения, и именно в понимании спасения лежит одно из самых существенных вероисповедных расхождений Православия и Католичества. Как указывает патриарх Сергий (Страгородский) - «Православие и инославие противоположны между собой... как два совершенно отличных, не сводимых одно на другое, мировоз­зрения: правовое и нравственное».

Сущность спасения, по православному учению, состоит в том, что Господь Иисус Христос даровал нам силу, которой мы по­беждаем нападения диавола и делаемся свободными от страстей. Способ совершения нашего спасения — не внешнесудебный, не магический, а подразумевающий внутреннее развитие, постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией.

В католической же сотериологии получил преобладание раци­оналистический юридизм: в учении об искуплении, последствиях первородного греха, в теории сатисфакции. И здесь юридическое, внешнее, идея заслуги, удовлетворения, зачета получает преобла­дание над нравственным и органическо-мистическим учением о нашем спасении через воплощение, страдание и воскресение Сына Божия и через наше внутреннее органическое участие в его искупительной жертве и Его просветленной жизни. Главная опас­ность юридического учения для духовной жизни католика именно в том, что при желании человек может ограничиться только вне­шним деланием. Так что здесь имеют место великий соблазн и, в некотором смысле, победа врага рода человеческого, которые для многих и многих католиков исказили подлинный путь ко спасению.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Православие и Западное христианство

На сайте allrefs.net читайте: "Православие и Западное христианство"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О сокровищнице заслуг и индульгенциях

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сравнительное богословие как дисциплина
  Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые со

Сравнительного богословия
  Приступая к изучению сравнительного богословия, как и вся­кого нового предмета, полезно задать себе вопросы: что изучает этот предмет и зачем нужно его изучение? Ответ на п

Отношение православной церкви к инославным конфессиям
  Приведенные выше слова святого Григория Богослова содержат в себе одновременно и ключ к пониманию позиции Православной Церкви к инославным братьям-христианам и их догматическим забл

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

Римско-католического вероучения
  От возникновения христианства до IX в. Единая Христова Цер­ковь — Вселенская, или Кафолическая (в славянском переводе Символа веры «Соборная Церковь»), обымала самую многочислен­ную

Римско-католическое учение о власти папы над Церковью
  Преувеличенное представление Римских епископов об их роли в Церкви и власти над ней послужило главной причиной разделе­ния Церквей и поэтому должно расцениваться как основное от­сту

Православием и католицизмом
  Опираясь на древнецерковные вероучительные тексты, православные христиане исходят в своем учении о Церкви из того. Что Церковь — это высшая святыня на земле, это царство Духа Святог

Папа как преемник апостола Петра
Как известно из начального церковного предания, преемника­ми апостолов являются все епископы. Это преемство осуществля­йся через цепь рукоположений, начатую святыми апостолами. Ставить вопрос о том

Преемствуемую папой власть апостол Петр получил от Христа
  По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,

Этой власти к одному апостолу Петру?
Христос обращает Свои слова к Петру и произносит их в единственном числе в ответ на исповедание, произнесенное им одним. Кроме того, как толкуют святые отцы, единственное чис­ло употреблено здесь к

Отношение апостола Петра к другим апостолам
Апостолу Петру в лике апостолов принадлежала некая пер­венствующая роль. В перечне апостольских имен имя Петра все­гда стоит на первом месте. В Деяниях апостольских повествуется о том, что именно П

Роль римского епископа и римской кафедры в древней Церкви
  В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень. Отец церков

Конфликт пап с Константинопольской Церковью
  Став независимыми светскими монархами, Римские епископы получили возможность действовать более решительно и в области церковных взаимоотношений. Первым крупным столкновение

Римско-католическая церковь как абсолютная монархия
  Греховный разрыв с Православными Церквами Востока не мог не отразиться на дальнейшем ходе истории Римской Церкви. На протяжении веков наблюдается постепенный отход ее от пра­вославн

Догмат об учительной непогрешимости папы
  Завершением развития католического учения о власти папы над Церковью явился провозглашенный в 1870 г. папой Пием IX на I Ватиканском Соборе догмат о папской непогрешимости в де­лах

Римско-католическое учение об исхождении Св. Духа
от Отца и Сына («филиокве»)   Учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына — второе по значимости после учения о власти папы над Церковью вероучительное поло

Римско-католическое учение о спасении
  Учение о взаимоотношениях Бога с человеком и о спасении чело­века имеет в Римско-католической и Православной Церквах разное толкование. Католическая экклесиология проникнута духом ю

Римско-католическое учение в первородном грехе
  По римско-католическому учению, первородный грех отразил­ся не столько на природе человека, сколько на отношении Бога к человеку. Бог отнял у него сверхъестественный дар праведности

Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи
  Исповедуемое католиками сотериологическое учение Ансельма Кентерберийского изложено в сочинении «Cur Deus homo» («По­чему Бог вочеловечился»). Как видно из цитируемых ниже рассужден

Римско-католическое учение о чистилище
  Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая Церковь признает еще чистилище — место временных загробных мучений, где люди приносят удовлетворение Богу за совершенные в земн

МАРИАЛЬНЫЕ ДОГМАТЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
  К наиболее поздним догматическим определениям, провозгла­шенным Римско-католической Церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непороч

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
  Догмат провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объяв­ление особой буллой (без Собора). Он гласит следующее: «Уче­ние, которое содержит, что преблагословенная Дева Мария от первог

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
  В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй мариальный дог­мат — о воскресении и телесном вознесении (взятии, assumptio) Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоя

Особенности римско-католического учения о таинствах
  Наиболее существенным догматическим расхождением между Римско-католической и Православной Церквами в учении о таин­ствах (сакраментологии) являются вопросы о их действительности и с

Таинство священства
  Особенностью римско-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства, так назы­ваемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон.

Таинство брака
  До Тридентского Собора (1545—1563) церковным считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися обоюд­ного согласия (mutuus consensus) перед свидетелями, даже в от­сутств

ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ
Неодинаковое толкование основного содержания норм нрав­ственной жизни Восточной и Западной Церквами проявилось очень рано. Идеалом нравственности для восточного христианства всегда был монашеский и

Священное Писание и Священное Предание
  Основные отличия Римско-католической и Православной Церквей вих отношении к вероучительным текстам сводятся к следующим: В отличие от православного римско-католическое бого

Латинский обряд совершения таинств
  Преобладающей формой таинства Крещения в Римско-като­лической Церкви является обливание. По словам же апостола Павла, в Крещении человек спогребается Христу, чтобы стать участником

Джон Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола
  Весь ход исторического процесса превращения Римско-католи­ческой Церкви в мощную абсолютную светскую монархию, настой­чиво и жестко распространяющую свою власть в церковной и поли­т

ЛЮТЕРАНСТВО
  Возникшая в Германии наиболее мощная ветвь протестантиз­ма — лютеранство — получила свое название по имени ученого мо­наха Мартина Лютера. Основная цель его учения — освобождение Це

Мартин Лютер и начало Реформации
  Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонском городе Эйслебене в семье рудокопа. Семья была патриархальная, до­вольно состоятельная (отец держал в аренде несколько плавиль­ных печей

Символические книги лютеран
  Само понятие «символические книги» возникло в протестан­тизме. От них оно перешло к римо-католикам, а потом и к православным. Протестантизм как новое, по сути дела, вероуче

Лютеранское учение о Церкви
  Признав Римско-католическую Церковь заблудившейся и по­рвав с нею, Лютер и лютеране не обратились к Церкви, непре­рывно пребывающей в истине, а создали свою «церковь», то есть полож

Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой
  Выступления Лютера начались, как известно, с протеста про­тив продажи индульгенций. Римско-католическая практика в этой области основывалась на учении об удовлетворении Богу за гре­

Лютеранское учение о таинствах
  Отказав Церкви в непрерывном видимом существовании, лю­теране, по сути дела, должны были бы объявить ненужными и таинства церковные как несовместимые с учением о невидимости Церкви.

Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли
  Реформаторское учение Лютера, положившее начало расколу внутри католицизма, получило широкое распространение не толь­ко среди разных слоев населения Германии, но и во многих госу­да

Кальвинизм
  Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораз

Жан Кальвин
  Жан Кальвин (1509-1564) родился на севере Франции в семье податного чиновника, состоящего также должностным лицом при епископе. Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша

Символические книги кальвинистов
  В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповед

Учение кальвинизма о Церкви и таинствах
  Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерыв­ной апосто

Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане
  Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих условиях основной задачей протестан­тиз

АНГЛИКАНСТВО
  Окончательная реформация английской Церкви и образование третьей ветви протестантизма — англиканства — в самостоя­тельную конфессию произошло во второй половине XVI в. Бого­словские

Особенности реформации в Англии
  Англия издавна тяготилась зависимостью от Рима. Налоги, взимавшиеся Римско-католической Церковью в пользу строитель­ства грандиозного собора св. Петра, ложились тяжелым бременем на

Реформационные течения внутри англиканства
  Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделив­шегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского Направления — пуритан (см. раздел «Распространение и развитие Кал

Баптизм
  Баптизм возник в Англии в первой половине XVII столетия на основе индепендентства (конгрегационализма). Первая община баптистов была образована в 1612 г. Нет данных, которы

Методизм
  Методизм возник в XVIII в. в результате стремления ожи­вить государственную Англиканскую Церковь. Зародилось это новое английское вероисповедание под влиянием лютеранского пиетизма

Протестантизм на современном этапе
  В протестантизме следует различать два разных направления: ортодоксальный протестантизм последователей Лютера и Кальви­на и так называемый модерный протестантизм, широко распрост­ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги