Символические книги лютеран - раздел Религия, Православие и Западное христианство
Само Понятие «Символические Книги» Возникло В Протестантизме...
Само понятие «символические книги» возникло в протестантизме. От них оно перешло к римо-католикам, а потом и к православным.
Протестантизм как новое, по сути дела, вероучение, появившееся в результате разрыва с римским католицизмом и не имеющее твердой опоры в непрерывной живой церковной традиции, с самого начала испытывало настоятельную потребность формулировки новых, отличных от римо-католических, вероучительных норм и изложения их с возможной полнотой и определенностью. Это диктовалось, с одной стороны, необходимостью занять более определенные позиции в полемике с римо-католицизмом, а с другой — остановить процесс собственного дробления на различные толки. В результате в XVI в., то есть уже вскоре после возникновения протестантизма, появляются изложения его основных догматических положений, признанные протестантами за правильное выражение их веры и послужившие базой для их объединения в особую христианскую конфессию. Эти изложения вероучения и получили наименование «символических книг». Таковыми у протестантов признаются следующие книги:
«Большой катехизис» и «Малый катехизис» Лютера (1529).
Первый предназначался для учителей и проповедников, второй — для простого народа. В первом заметное место занимает полемический элемент, второй — чужд полемики. Оба катехизиса были одобрены впоследствии «Формулой согласия» и до сих пор не вышли из употребления.
«Аугсбургское исповедание» и «Апология Аугсбургского исповедания» (1530).
Оба являются произведениями Филиппа Меланхтона.
«Аугсбургское исповедание» получило свое название от города, в котором германский император Карл V проводил сейм для улаживания церковных раздоров. Протестантские князья выступили на нем с кратким изложением своего вероисповедания, отличающих его от католицизма. Поскольку оно получило опровержение католических богословов (consutatio pontificia), поддержанное императором, тут же была составлена в качестве ответа «Апология Аугсбургского исповедания» (Apologia Confessionis Augustanae). По содержанию «Апология» близка к самому исповеданию, но она значительно пространнее и ее можно назвать учебником протестантского богословия.
«Шмалькальденские члены» (1537).
Написаны Лютером с целью служить базой для полемики с римо-католиками на общем Соборе (такой Собор не состоялся). «Члены» были утверждены на сейме в Шмалькальдене, отчего и получили название «шмалькальденских».
«Формула согласия» (1580).
Одной из причин появления этой книги была распря среди лютеранских богословов по ряду вопросов (о свободе воли, о первородном грехе, о сущности оправдания, о необходимости закона для христиан, о Евхаристии). «Формула» была составлена группой богословов, спустя более тридцати лет после смерти Лютера. Подписали это произведение 56 лютеранских князей и графов, представители ряда городов и почти 8000 учителей и богословов. «Формула согласия» объединила лютеран, но окончательно оттолкнула от них кальвинистов.
Среди лютеран имеет место принципиально разное отношение к своим символическим книгам. Ограничив христианское вероучение одной Библией и отвергнув учение Церкви, не записанное в Священном Писании, лютеране не должны были бы считать символические книги авторитетными. И действительно, часть лютеранских богословов отвергает авторитет символических книг, но другие признают изложенное в них учение обязательным.
Все темы данного раздела:
Сравнительное богословие как дисциплина
Сравнительное, или обличительное, богословие изучает истины православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые со
Сравнительного богословия
Приступая к изучению сравнительного богословия, как и всякого нового предмета, полезно задать себе вопросы: что изучает этот предмет и зачем нужно его изучение?
Ответ на п
Отношение православной церкви к инославным конфессиям
Приведенные выше слова святого Григория Богослова содержат в себе одновременно и ключ к пониманию позиции Православной Церкви к инославным братьям-христианам и их догматическим забл
Три чиноприема инославных
Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко
Римско-католического вероучения
От возникновения христианства до IX в. Единая Христова Церковь — Вселенская, или Кафолическая (в славянском переводе Символа веры «Соборная Церковь»), обымала самую многочисленную
Римско-католическое учение о власти папы над Церковью
Преувеличенное представление Римских епископов об их роли в Церкви и власти над ней послужило главной причиной разделения Церквей и поэтому должно расцениваться как основное отсту
Православием и католицизмом
Опираясь на древнецерковные вероучительные тексты, православные христиане исходят в своем учении о Церкви из того. Что Церковь — это высшая святыня на земле, это царство Духа Святог
Папа как преемник апостола Петра
Как известно из начального церковного предания, преемниками апостолов являются все епископы. Это преемство осуществляйся через цепь рукоположений, начатую святыми апостолами. Ставить вопрос о том
Преемствуемую папой власть апостол Петр получил от Христа
По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,
Этой власти к одному апостолу Петру?
Христос обращает Свои слова к Петру и произносит их в единственном числе в ответ на исповедание, произнесенное им одним. Кроме того, как толкуют святые отцы, единственное число употреблено здесь к
Отношение апостола Петра к другим апостолам
Апостолу Петру в лике апостолов принадлежала некая первенствующая роль. В перечне апостольских имен имя Петра всегда стоит на первом месте. В Деяниях апостольских повествуется о том, что именно П
Роль римского епископа и римской кафедры в древней Церкви
В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень.
Отец церков
Конфликт пап с Константинопольской Церковью
Став независимыми светскими монархами, Римские епископы получили возможность действовать более решительно и в области церковных взаимоотношений.
Первым крупным столкновение
Римско-католическая церковь как абсолютная монархия
Греховный разрыв с Православными Церквами Востока не мог не отразиться на дальнейшем ходе истории Римской Церкви. На протяжении веков наблюдается постепенный отход ее от православн
Догмат об учительной непогрешимости папы
Завершением развития католического учения о власти папы над Церковью явился провозглашенный в 1870 г. папой Пием IX на I Ватиканском Соборе догмат о папской непогрешимости в делах
Римско-католическое учение об исхождении Св. Духа
от Отца и Сына («филиокве»)
Учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына — второе по значимости после учения о власти папы над Церковью вероучительное поло
Римско-католическое учение о спасении
Учение о взаимоотношениях Бога с человеком и о спасении человека имеет в Римско-католической и Православной Церквах разное толкование. Католическая экклесиология проникнута духом ю
Римско-католическое учение в первородном грехе
По римско-католическому учению, первородный грех отразился не столько на природе человека, сколько на отношении Бога к человеку. Бог отнял у него сверхъестественный дар праведности
Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи
Исповедуемое католиками сотериологическое учение Ансельма Кентерберийского изложено в сочинении «Cur Deus homo» («Почему Бог вочеловечился»). Как видно из цитируемых ниже рассужден
Римско-католическое учение о чистилище
Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая Церковь признает еще чистилище — место временных загробных мучений, где люди приносят удовлетворение Богу за совершенные в земн
О сокровищнице заслуг и индульгенциях
При рассмотрении основных пунктов разногласия между православными и католическими богословами уже было дано основное понятие о так называемой сокровищнице заслуг в римско-католич
МАРИАЛЬНЫЕ ДОГМАТЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
К наиболее поздним догматическим определениям, провозглашенным Римско-католической Церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непороч
Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
Догмат провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объявление особой буллой (без Собора). Он гласит следующее: «Учение, которое содержит, что преблагословенная Дева Мария от первог
Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй мариальный догмат — о воскресении и телесном вознесении (взятии, assumptio) Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоя
Особенности римско-католического учения о таинствах
Наиболее существенным догматическим расхождением между Римско-католической и Православной Церквами в учении о таинствах (сакраментологии) являются вопросы о их действительности и с
Таинство священства
Особенностью римско-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства, так называемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон.
Таинство брака
До Тридентского Собора (1545—1563) церковным считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися обоюдного согласия (mutuus consensus) перед свидетелями, даже в отсутств
ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ
Неодинаковое толкование основного содержания норм нравственной жизни Восточной и Западной Церквами проявилось очень рано. Идеалом нравственности для восточного христианства всегда был монашеский и
Священное Писание и Священное Предание
Основные отличия Римско-католической и Православной Церквей вих отношении к вероучительным текстам сводятся к следующим:
В отличие от православного римско-католическое бого
Латинский обряд совершения таинств
Преобладающей формой таинства Крещения в Римско-католической Церкви является обливание. По словам же апостола Павла, в Крещении человек спогребается Христу, чтобы стать участником
Джон Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола
Весь ход исторического процесса превращения Римско-католической Церкви в мощную абсолютную светскую монархию, настойчиво и жестко распространяющую свою власть в церковной и полит
ЛЮТЕРАНСТВО
Возникшая в Германии наиболее мощная ветвь протестантизма — лютеранство — получила свое название по имени ученого монаха Мартина Лютера. Основная цель его учения — освобождение Це
Мартин Лютер и начало Реформации
Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонском городе Эйслебене в семье рудокопа. Семья была патриархальная, довольно состоятельная (отец держал в аренде несколько плавильных печей
Лютеранское учение о Церкви
Признав Римско-католическую Церковь заблудившейся и порвав с нею, Лютер и лютеране не обратились к Церкви, непрерывно пребывающей в истине, а создали свою «церковь», то есть полож
Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой
Выступления Лютера начались, как известно, с протеста против продажи индульгенций. Римско-католическая практика в этой области основывалась на учении об удовлетворении Богу за гре
Лютеранское учение о таинствах
Отказав Церкви в непрерывном видимом существовании, лютеране, по сути дела, должны были бы объявить ненужными и таинства церковные как несовместимые с учением о невидимости Церкви.
Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли
Реформаторское учение Лютера, положившее начало расколу внутри католицизма, получило широкое распространение не только среди разных слоев населения Германии, но и во многих госуда
Кальвинизм
Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораз
Жан Кальвин
Жан Кальвин (1509-1564) родился на севере Франции в семье податного чиновника, состоящего также должностным лицом при епископе.
Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша
Символические книги кальвинистов
В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповед
Учение кальвинизма о Церкви и таинствах
Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерывной апосто
Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане
Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих условиях основной задачей протестантиз
АНГЛИКАНСТВО
Окончательная реформация английской Церкви и образование третьей ветви протестантизма — англиканства — в самостоятельную конфессию произошло во второй половине XVI в. Богословские
Особенности реформации в Англии
Англия издавна тяготилась зависимостью от Рима. Налоги, взимавшиеся Римско-католической Церковью в пользу строительства грандиозного собора св. Петра, ложились тяжелым бременем на
Реформационные течения внутри англиканства
Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделившегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского Направления — пуритан (см. раздел «Распространение и развитие Кал
Баптизм
Баптизм возник в Англии в первой половине XVII столетия на основе индепендентства (конгрегационализма). Первая община баптистов была образована в 1612 г.
Нет данных, которы
Методизм
Методизм возник в XVIII в. в результате стремления оживить государственную Англиканскую Церковь. Зародилось это новое английское вероисповедание под влиянием лютеранского пиетизма
Протестантизм на современном этапе
В протестантизме следует различать два разных направления: ортодоксальный протестантизм последователей Лютера и Кальвина и так называемый модерный протестантизм, широко распростра
Новости и инфо для студентов