рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Протестантизм на современном этапе

Протестантизм на современном этапе - раздел Религия, Православие и Западное христианство   В Протестантизме Следует Различать Два Разных Направления: Ор...

 

В протестантизме следует различать два разных направления: ортодоксальный протестантизм последователей Лютера и Кальви­на и так называемый модерный протестантизм, широко распрост­раненный в настоящее время. Отличительная особенность этого нового направления состоит в том, что каждый отдельный чело­век, его личные переживания становятся мерою вещей, а необхо­димость пополнения индивидуального разума, познание Истины соборным церковным разумом отвергаются. Этим религиозным субъективизмом современный протестантизм вступил в резкое противоречие Лютеру и даже Кальвину, ибо эти «отцы протес­тантизма» были побуждены к выступлениям против римского уче­ния, против юридизма и пассивного восприятия благодати, созна­нием все превозмогающей, не подлежащей человеческому учету силы Божией, перед которой должно умолкнуть ничтожное чело­веческое «я». Но самое начало религиозному субъективизму было все же положено Лютером, его отрицанием предания и «выпаде­нием из опыта Церкви».

Субъективизм превращает религию в лишенные твердой осно­вы, меняющиеся переживания отдельных, между собой не связан­ных, личностей, а возведенный в принцип субъективизм распыля­ет веру: отсюда вместо единого «столпа и утверждения истины», вместо единого целого — Тела Христова — море сект, которые и учении о вере и Церкви зашли дальше Ватикана и изначально­го протестантизма. В протестантизме не Священное Писание и не опыт Церкви определяют богословское мышление, а, 165наобо­рот, последнее определяет достоверность первого. Для доказа­тельства этого предвзятого положения протестантские богословы выбирают из Священного Писания те тексты, которыми его мож­но подтвердить. При этом они берут эти тексты отрывочно, вне всякой связи с контекстом, с общим составом повествования Священного Писания. Естественно, что смысл при этом искажа­ется или толкуется превратно.

Характерной чертой современного протестантизма является также искаженное, примитивное понимание учения Церкви о спа­сении. У протестантов (практически у всех) в учении о спасении каждого человека и всех христиан вместе есть совершенно осо­бенный тезис: человек спасается только верой. В более упрощен­ном виде это можно услышать от какого-нибудь нынешнего ино­земного проповедника в такой формулировке: «Прими Христа как своего личного Спасителя, прими Его сейчас, уверуй, и ты будешь тотчас же спасен», будешь спасен в тот момент, когда ты уверовал и принял Христа как своего личного Спасителя. Этот протестантский постулат, согласно которому человек спасается не верой, споспешествуемой делами любви и милосердия, а только верой самой по себе, не просто заблуждение, которое мы должны отметить, а вещь глубинно трагичная, потому что из этого учения проистекают очень печальные для нравственного облика протес­тантов выводы.

Можно заметить, что западные протестанты отличаются от нас внешне беззаботным настроением, они всегда улыбаются и всегда радостные. Это оттого, что они считают себя уже спасен­ными. Католики — нет; католики знают, что это дело непростое. А протестанты как братья во Христе помогают всем, помогают и нам, искренне считая себя уже спасенными. И это очень печаль­но. Потому что, значит, понятие об аскезе, понятие о борьбе со грехом, часто многолетней, тяжкой, с потом и кровью, о преодо­лении греховного начала в самом себе, собственных страстей и греховных навыков у них полностью отсутствуют. Если человек уже спасен, то как можно серьезно относиться к какому-то аске­тическому деланию? Поэтому у протестантов и нет постов, нет внешних мер воздержания, поэтому и богослужения воспринима­ются как некоторая дань, которую нужно отдать Богу, а не как средство внутреннего аскетического возрастания. Поэтому у них отсутствует понятие об утреннем и вечернем келейном правиле.

Тем самым вся история протестантизма свидетельствует, что отрыв от подлинной церковности, от Священного Предания приводит, как бы ни были искренни побуждения вождей протестан­тизма, не к возрождению апостольской простоты и чистоты веро­учения и жизни, а к еще более очевидному, чем даже в католи­цизме, искажению учения Древней неразделенной Церкви.

Экуменическое движение декларирует своей целью достижение возможно более полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Движение это зародилось в протестантском мире в начале текущего столетия.

Термин «экуменический» (вселенский) приобрел в связи с этим движением новый смысл, отличный от того, какой это слово имело в церковной жизни до этого. Первая конференция представителей различных христианских исповеданий в Эдинбурге (1910) проходила без участия право-равных и занималась лишь вопросами протестантского сотрудничества в миссионерской деятельности.

Вскоре определились два главных русла экуменического движения, ставших известными под названиями «Вера и строй» (Faith and Order) и «Жизнь и деятельность» (Life and Work). Первое нанимается вопросами единства веры и церковности, второе — вопросами практической деятельности.

Подготовительная конференция экуменического движения с участием представителей Православной Церкви происходила в Женеве в 1920 г.

Первая международная конференция движения «Вера и строй» проведена с участием православных в Лозанне (Швейцария) в 1927 г. Протестантский мир впервые встретился тогда с Православием на таком широком форуме для обсуждения догматических вопросов. На форуме были рассмотрены вопросы о Церкви, об общецерковном исповедании веры, о таинствах. Представители Православной Церкви не согласились тогда с резолюциями, предложенными протестантским большинством.

Вторая конференция движения «Вера и строй» происходила в Эдинбурге (Англия) в 1937 г. Темами обсуждения были благо­дать, Церковь и слово Божие, таинства, единство. По вопросу интеркоммуниона (обращения в таинствах) православные заявили, что евхаристическое общение может быть только «венцом», «за­вершением истинного и реального единства, а не инструментом в пользу этого единства». Православные представители занимали особую позицию по многим вопросам и на последующих конфе­ренциях движения «Вера и строй».

В 1948 г. был учрежден Всемирный Совет Церквей. Он при­нял на себя функции движения «Жизнь и деятельность» при со­хранении в определенных границах самостоятельности движения «Вера и строй».

Русская Православная Церковь примкнула к экуменическому движению в 1961 г., вступив во Всемирный Совет Церквей на Всемирной ассамблее в Нью-Дели. На этой ассамблее Совет был объявлен «братским союзом Церквей, который исповедует Господа нашего Иисуса Христа Богом и Искупителем, согласно Писанию, и старается ответить на их общее призвание во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа». Всемирный Совет Церквей может действовать от имени Церквей только по их по­ручению, не может для Церквей «составлять законы».

Римско-католическая Церковь во Всемирный Совет Церквей не входит, но представители ее являются полноправными членами секретариата движения «Вера и строй» и некоторых других ответ­влений Всемирного Совета Церквей.

Участие Поместных Православных Церквей в экуменическом движении имеет чрезвычайно большое значение для общехристи­анского дела. Благодаря этому голос Православной Церкви слы­шен сейчас на экуменических форумах при обсуждении весьма важных вопросов.

Протестанты склонны считать закономерным существующее сейчас положение в христианском мире — дробление, Церкви Христовой на конфессии. Они придерживаются в этом вопросе так называемой "теории" ветвей (branch theory), согласно которой различные христианские исповедания не что иное, как ветви еди­ной Церкви Христовой. Поэтому протестанты в большинстве своем стоят за интеркоммунион, то есть за евхаристическое об­щение представителей различных конфессий. Православные счи­тают конфессиональное дробление совершенно несогласным с во­лей Божией и природой основанной Христом Церкви, а интер­коммунион невозможным. В качестве основы, на которой следует строить единство христиан, православные предлагают веру и нор­мы церковности Древней, исторической, Церкви, не подвергнув­шейся еще последующим разделениям. «Теорию ветвей» и интеркоммунион Православная Церковь считает несовместимыми с этой верой и этими нормами.

Существеннейшими признаками истинной Церкви Правосла­вие считает историческую непрерывность ее бытия и апостоль­ской преемственности, а также верность ее изначальному сокро­вищу церковности. Православная Церковь при всех наших чело­веческих слабостях и недостатках является той горой дома Гос­подня, которая возвышается над прочими горами и холмами, то есть только она является единственным прямым, без отклонений, продолжением Церкви апостольской как единственная Святая Соборная и Апостольская Церковь.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Православие и Западное христианство

На сайте allrefs.net читайте: "Православие и Западное христианство"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Протестантизм на современном этапе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сравнительное богословие как дисциплина
  Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые со

Сравнительного богословия
  Приступая к изучению сравнительного богословия, как и вся­кого нового предмета, полезно задать себе вопросы: что изучает этот предмет и зачем нужно его изучение? Ответ на п

Отношение православной церкви к инославным конфессиям
  Приведенные выше слова святого Григория Богослова содержат в себе одновременно и ключ к пониманию позиции Православной Церкви к инославным братьям-христианам и их догматическим забл

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

Римско-католического вероучения
  От возникновения христианства до IX в. Единая Христова Цер­ковь — Вселенская, или Кафолическая (в славянском переводе Символа веры «Соборная Церковь»), обымала самую многочислен­ную

Римско-католическое учение о власти папы над Церковью
  Преувеличенное представление Римских епископов об их роли в Церкви и власти над ней послужило главной причиной разделе­ния Церквей и поэтому должно расцениваться как основное от­сту

Православием и католицизмом
  Опираясь на древнецерковные вероучительные тексты, православные христиане исходят в своем учении о Церкви из того. Что Церковь — это высшая святыня на земле, это царство Духа Святог

Папа как преемник апостола Петра
Как известно из начального церковного предания, преемника­ми апостолов являются все епископы. Это преемство осуществля­йся через цепь рукоположений, начатую святыми апостолами. Ставить вопрос о том

Преемствуемую папой власть апостол Петр получил от Христа
  По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,

Этой власти к одному апостолу Петру?
Христос обращает Свои слова к Петру и произносит их в единственном числе в ответ на исповедание, произнесенное им одним. Кроме того, как толкуют святые отцы, единственное чис­ло употреблено здесь к

Отношение апостола Петра к другим апостолам
Апостолу Петру в лике апостолов принадлежала некая пер­венствующая роль. В перечне апостольских имен имя Петра все­гда стоит на первом месте. В Деяниях апостольских повествуется о том, что именно П

Роль римского епископа и римской кафедры в древней Церкви
  В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень. Отец церков

Конфликт пап с Константинопольской Церковью
  Став независимыми светскими монархами, Римские епископы получили возможность действовать более решительно и в области церковных взаимоотношений. Первым крупным столкновение

Римско-католическая церковь как абсолютная монархия
  Греховный разрыв с Православными Церквами Востока не мог не отразиться на дальнейшем ходе истории Римской Церкви. На протяжении веков наблюдается постепенный отход ее от пра­вославн

Догмат об учительной непогрешимости папы
  Завершением развития католического учения о власти папы над Церковью явился провозглашенный в 1870 г. папой Пием IX на I Ватиканском Соборе догмат о папской непогрешимости в де­лах

Римско-католическое учение об исхождении Св. Духа
от Отца и Сына («филиокве»)   Учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына — второе по значимости после учения о власти папы над Церковью вероучительное поло

Римско-католическое учение о спасении
  Учение о взаимоотношениях Бога с человеком и о спасении чело­века имеет в Римско-католической и Православной Церквах разное толкование. Католическая экклесиология проникнута духом ю

Римско-католическое учение в первородном грехе
  По римско-католическому учению, первородный грех отразил­ся не столько на природе человека, сколько на отношении Бога к человеку. Бог отнял у него сверхъестественный дар праведности

Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи
  Исповедуемое католиками сотериологическое учение Ансельма Кентерберийского изложено в сочинении «Cur Deus homo» («По­чему Бог вочеловечился»). Как видно из цитируемых ниже рассужден

Римско-католическое учение о чистилище
  Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая Церковь признает еще чистилище — место временных загробных мучений, где люди приносят удовлетворение Богу за совершенные в земн

О сокровищнице заслуг и индульгенциях
  При рассмотрении основных пунктов разногласия между пра­вославными и католическими богословами уже было дано основ­ное понятие о так называемой сокровищнице заслуг в римско-ка­толич

МАРИАЛЬНЫЕ ДОГМАТЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
  К наиболее поздним догматическим определениям, провозгла­шенным Римско-католической Церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непороч

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
  Догмат провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объяв­ление особой буллой (без Собора). Он гласит следующее: «Уче­ние, которое содержит, что преблагословенная Дева Мария от первог

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
  В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй мариальный дог­мат — о воскресении и телесном вознесении (взятии, assumptio) Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоя

Особенности римско-католического учения о таинствах
  Наиболее существенным догматическим расхождением между Римско-католической и Православной Церквами в учении о таин­ствах (сакраментологии) являются вопросы о их действительности и с

Таинство священства
  Особенностью римско-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства, так назы­ваемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон.

Таинство брака
  До Тридентского Собора (1545—1563) церковным считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися обоюд­ного согласия (mutuus consensus) перед свидетелями, даже в от­сутств

ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ
Неодинаковое толкование основного содержания норм нрав­ственной жизни Восточной и Западной Церквами проявилось очень рано. Идеалом нравственности для восточного христианства всегда был монашеский и

Священное Писание и Священное Предание
  Основные отличия Римско-католической и Православной Церквей вих отношении к вероучительным текстам сводятся к следующим: В отличие от православного римско-католическое бого

Латинский обряд совершения таинств
  Преобладающей формой таинства Крещения в Римско-като­лической Церкви является обливание. По словам же апостола Павла, в Крещении человек спогребается Христу, чтобы стать участником

Джон Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола
  Весь ход исторического процесса превращения Римско-католи­ческой Церкви в мощную абсолютную светскую монархию, настой­чиво и жестко распространяющую свою власть в церковной и поли­т

ЛЮТЕРАНСТВО
  Возникшая в Германии наиболее мощная ветвь протестантиз­ма — лютеранство — получила свое название по имени ученого мо­наха Мартина Лютера. Основная цель его учения — освобождение Це

Мартин Лютер и начало Реформации
  Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонском городе Эйслебене в семье рудокопа. Семья была патриархальная, до­вольно состоятельная (отец держал в аренде несколько плавиль­ных печей

Символические книги лютеран
  Само понятие «символические книги» возникло в протестан­тизме. От них оно перешло к римо-католикам, а потом и к православным. Протестантизм как новое, по сути дела, вероуче

Лютеранское учение о Церкви
  Признав Римско-католическую Церковь заблудившейся и по­рвав с нею, Лютер и лютеране не обратились к Церкви, непре­рывно пребывающей в истине, а создали свою «церковь», то есть полож

Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой
  Выступления Лютера начались, как известно, с протеста про­тив продажи индульгенций. Римско-католическая практика в этой области основывалась на учении об удовлетворении Богу за гре­

Лютеранское учение о таинствах
  Отказав Церкви в непрерывном видимом существовании, лю­теране, по сути дела, должны были бы объявить ненужными и таинства церковные как несовместимые с учением о невидимости Церкви.

Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли
  Реформаторское учение Лютера, положившее начало расколу внутри католицизма, получило широкое распространение не толь­ко среди разных слоев населения Германии, но и во многих госу­да

Кальвинизм
  Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораз

Жан Кальвин
  Жан Кальвин (1509-1564) родился на севере Франции в семье податного чиновника, состоящего также должностным лицом при епископе. Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша

Символические книги кальвинистов
  В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповед

Учение кальвинизма о Церкви и таинствах
  Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерыв­ной апосто

Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане
  Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих условиях основной задачей протестан­тиз

АНГЛИКАНСТВО
  Окончательная реформация английской Церкви и образование третьей ветви протестантизма — англиканства — в самостоя­тельную конфессию произошло во второй половине XVI в. Бого­словские

Особенности реформации в Англии
  Англия издавна тяготилась зависимостью от Рима. Налоги, взимавшиеся Римско-католической Церковью в пользу строитель­ства грандиозного собора св. Петра, ложились тяжелым бременем на

Реформационные течения внутри англиканства
  Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделив­шегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского Направления — пуритан (см. раздел «Распространение и развитие Кал

Баптизм
  Баптизм возник в Англии в первой половине XVII столетия на основе индепендентства (конгрегационализма). Первая община баптистов была образована в 1612 г. Нет данных, которы

Методизм
  Методизм возник в XVIII в. в результате стремления ожи­вить государственную Англиканскую Церковь. Зародилось это новое английское вероисповедание под влиянием лютеранского пиетизма

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги