рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РКЦ при Бонифации VIII (1295-1303 гг.).

РКЦ при Бонифации VIII (1295-1303 гг.). - Лекция, раздел Религия, Курс лекций по Сравнительному богословию Дальнейшее Развитие Противостояния Французских Королей И Пап Произошло При Ко...

Дальнейшее развитие противостояния Французских королей и пап произошло при короле Филиппе IV Красивом и папе Бонифации VIII.

Бонифаций VIII - последняя крупная личность из средневековых пап. Был красноречив, знаток права, тонкий дипломат, но лишен какого-либо нравственного чувства.

Карьеру он начал продуманно, устранив предшественника Целестина V (1292-1295 гг.), который был из села, необразован, с юности монах, жил в затворе и был выбран папой как внепартийный святой человек. Монахи уговорили Целестина согласиться с Божией волей. Народ встречал папу с благоговением. Католики считают его чудотворцем (поднимался в воздух во время молитвы). Но курия стремилась воспользоваться неопытностью Целестина. Ему дали дальнюю келью во дворце для молитвы и приносили лишь документы на подпись.

Устранить его было трудно, так как он верил, что по воле Божией принял эту должность. Тогда Бонифаций ночью с помощью рупора изобразил "глас с небес", просящий Целестина оставить кафедру. После этого Целестин V снял с себя папскую тиару и хотел удалиться в леса, но был арестован Бонифацием и умер под домашним арестом (Бонифаций VIII боялся, что кто-то воспользуется авторитетом Целестина). Таким образом, святой человек не был естественен на папском престоле.

После избрания папой Бонифация VIII, он укрепил свою власть в самом Риме, проведя борьбу с одной из знатных семей Рима рода Колонна (из них было 3 кардинала). Папа отлучил их, конфисковал имущество и собрал против них крестовый поход в их владения около Рима. В результате похода городок Палестрида был стерт с лица земли. Бонифаций пропахал борозду и посыпал ее солью в знак того, что здесь ничего не должно быть воссоздано.

Бонифаций VIII пытался укрепиться и во вне Рима, за Альпами. Он ввел практику так называемых "юбилеев". В языческом мире была традиция каждый 100-й год отмечать играми. Папа возобновил это "по-христиански". В булле 1300 г. он объявил всем, кто в течение этого года посетит Римские базилики Петра и Павла, отпущение грехов, за исключением некоторых противников Бонифация VIII, указанных в булле. Европа двинулась в Рим. Ежедневно Рим посещало около 30 тыс. богомольцев. В городе постоянно находилось каждый день около 200 тыс. человек. Каждый приносил посильную жертву. Были введены даже специальные суточные дежурства клириков, которые граблями складировали пожертвования.

Третьим успехом Бонифация было подтверждение папской власти в Германской империи. Когда император Альберт Гамбургский осмелился принять корону без папского утверждения, то был объявлен папой изменником и вызван на суд папского престола. Папа принял Альберта словами: "Я! Я! Я император!" И только услышав слова повиновения от Альберта, вручил корону.

Но Филипп IV Красивый, король Франции, был достойным противником папы. Он тоже без нравственных предрассудков, имел союзниками французские церкви и города. Он ввел подати с французского духовенства, которое ранее не облагалось госналогом, зато отменил все выплаты в Рим. Духовенство поддержало его. Бонифаций VIII лишился части доходов. И в декабре 1301 г. папа издал буллу "Ausculta fili..." ("Лобзай сыне..." - первые слова буллы), в которой настаивал на принципе подчинения светской власти духовной во всех делах, и приглашал короля в Рим услышать, "что Бог изречет нашими устами". Филипп IV приказал торжественно сжечь папскую буллу в соборе Парижской Богоматери и отдал дело на решение парламента, который обязал короля не подчиняться папским требованиям.

Папа 1 ноября 1302 г. созвал собор по делу исправления короля. На соборе была опубликована другая знаменитая папская булла "Unam Sanctum" ("Едину Святую"), в которой, в частности, говорится: "Евангелие учит, что во власти Церкви находится два меча - духовный и светский. Ибо когда Апостолы сказали: "се ножа два зде", то есть в Церкви, Господь не сказал "этого мало", но сказал "довольно есть". А тот, кто не признает за Петром право на светский меч, плохо вникает в слова Господа, сказавшего: "Вложи нож твой в ножны". Так что в обладании Церкви находится два меча - духовный и материальный". Далее в булле говорится о подчинении светского меча мечу духовному, что власть низшего порядка должна судиться высшею властью, а высшая, в случае уклонения, может быть судима только Богом, но не людьми. Как свидетельствует Апостол "духом человек судит вся, сам же ни от кого не судится".

На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу.

Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале 1303г., соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа (даже есть предание, что один из членов семьи Колонна оскорбил папу действием, первым ворвавшись к нему). Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября 1303 г. Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище).

После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по Сравнительному богословию

На сайте allrefs.net читайте: "Курс лекций по Сравнительному богословию"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РКЦ при Бонифации VIII (1295-1303 гг.).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В В Е Д Е Н И Е
  Предметом данного курса является изучение истории возникновения и развития папского примата в Римо-католической церкви (далее по тексту - РКЦ), начиная со II века, и выходящих из не

П р и м е ч а н и е !
  В тексте встречающиеся символы типа [2] указывают на обращение к списку дополнительной литературы по данному вопросу. Номер в квадратных скобках соответствует порядковому номеру ист

I. Отступление в области догматической.
1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современном католическом

II. Отступление в сотериологии.
  1. доктрина о юридическом характере искупления, ярким выразителем которой стал Ансельм Кентерберийский (XII-XIII вв.). 2. Учение о чистилище - средним состоянием между раем

IV. Обожествление Богоматери.
1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии. Догмат принят в 1854 г. папой Пием IX без собора после опроса буллой. Догмат учит: в силу будущих заслуг И

V. Отступления в учении о Таинствах.
1. Таинство Миропомазания. В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священ

VI. Особые церковные установления.
1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала. Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедрал

Спор о времени празднования Пасхи.
Разногласия и споры по поводу празднования Пасхи пришлись на время предстоятельства в Риме еп. Виктора (189-199 гг.). Существовало две традиции празднования Пасхи: — большинство христиан З

Спор о перекрещивании еретиков при Киприане Карфагенском.
Спор возник в период епископства папы Стефана (254-257 гг.). Речь шла о том, как принимать в Церковь отпавших во время гонения и раскола новациан. Папа Стефан допускал возвращение отпавших через по

Римская кафедра в IV веке.
С начала IV века римские епископы в поместных и вселенских правилах пытаются вводить, как бы закрепляющие их особый статус. Первым эпизодом можно назвать Сардикийский собор 343-344 гг. (на

Медиоланская (Миланская) церковь.
Церковь занимает территорию средней и северной Италии. Ее образование связано с периодом возвышения Милана. Одно время город был столицей Западной империи в IV в., что привело и к возвышению роли п

Фессалоникийская церковь.
С IV в. Фессалоникийские епископы начинают ориентироваться на Рим и к концу века получают титул викариев, подчеркивая свою лояльность к Риму. Причина этого — возвышение с IV в. Константинопольского

Галлийская церковь.
Дух независимости здесь был очень силен. Между 346-444 годами известно 8 случаев низложения епископов Галлийских на поместных соборах, и ни один из пострадавших не апеллировал к Риму (так велик был

Африканская церковь.
Наиболее стойкими борцами с римским влиянием были отцы Африканской церкви. Христианство в северной Африке распростарнилось очень рано, был выработан своеобразный церковный строй. Первенствующим был

Спор на IV Вселенском Соборе.
Наиболее ярким эпизодам встречи Востока и Запада является эпизод связанный с 28 правилом Халкидонского (IV Вселенского) собора. Ковремени Халкидонского собора Римским епископом был Лев I Великий (4

Разрыв общения Рима с Константинополем.
После Халкидонского собора мир между Востоком и Эападом в течении некоторого времени еще сохранялся. Но затем произошел раздор из-за схизмы Акакия. Акакий был Константинопольским патриархо

Спор о титуле "Вселенский".
Во второй половине VI века Константинопольским патриархом был Иоанн Постник (582-595 гг.), силой возведенный на этот пост (сам он отказавался). Будучи патриархом, он до обеда находился в молитве. П

Дело папы Гонория (625-638 гг.).
Папа Гонорий был первым папой, впавшим в ересь. Он был единомысленником с Константинопольским патриархом Сергием - монофелитом. Сохранилось два послания Гонория Сергию монофелитического характера.

Конфликт пап Николая I и Адриана II с Константинопольской церковью.
От Миланского эдикта (312 г.) до восшествия на папский престол Николая I (858 г.) были периоды (более 200 лет) разрыва евхаристического общения между Востоком и Западом. Но причиной разрывов ни раз

Упадок папства со второй половины IX в. и до начала XI в.
Во второй половине VIII в. папы превратились в светских правителей после дара Пипина Короткого, государя франков. Затем шло укрупнение франкского государства, и при Карле Великом (VIII-IX вв.) была

Предшественники Григория VII Гильдебранда.
Во второй половине X в. во Франции началось новое аскетическое движение, которое к концу столетия с большей или меньшей силой захватывает весь Запад (1000-й год рассматривался как конец света). Нап

Деятельность папы Григория VII Гильдебранда.
Идеалом для Гильдебранда был папа сильный и самостоятельный, фактически стоящий выше светских правителей. Это был теократический идеал. Фундаментом теократии мыслился авторитет Римской церкви как х

РКЦ при Иннокентии III (1198-1216 гг.).
Папа Иннокентий III родился в 1161 г. в семье знатного аристократа итальянской фамилии - графа Лотарь де Севьи. Богословское образование получил в университетах Парижа и Болоньи. В 1187 г. при Григ

Авиньонское пленение пап.
В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап

Период великой папской схизмы.
После смерти Григория XI выборы нового папы происходили в Риме в атмосфере всеобщего возбуждения. С одной стороны, большинство кардиналов, французов, хотели вернуться во Францию. А итальянские кард

Собор в Констанце 1414-1418 гг.
Избранный папа Александр V дал клятву провести церковную реформу с целью ограничения папского произвола и обязательного регулярного созыва собора как контроля над папами. В 1410 г. Алексан

Базельский собор 1431-1443 гг.
Во исполнение решений Констанцкого собора через 5 лет, в 1423 г. собрался Павийско-Сиенский собор. Но, прежде чем собор осуществил какие-либо реформы, он был распущен папой Мартином V. В Италии был

Учение отцов Церкви об исхождении Святого Духа.
Согласно восточной традиции, а также и западной, стоящим вне августиновской традиции, Бог Отец есть начало Пресвятой Троицы, Тот, в Котором осуществлается единство через передачу Его природы (сущно

Триадология Блаженного Августина.
Католические патристики делают важное замечание, что в учении о исхождении Духа Святого появляется расхождение между взглядами Блаженного Августина и творениями святых отцов, предшествующих ему, на

Распространение на Западе учения Блаженного Августина.
Авторитет Августина на Западе уже при его жизни был чрезвычайно велик. Даже пелагиане в споре с ним воздавали ему хвалу. В принятии августиновской триадологии следует различать два момента

Триадология Блаженного Августина и православный Восток.
Западное учение о "Филиокве", вероятно, не было известно за пределами латинского мира до VII века. Первое столкновение, известное нам, произошло по поводу соборного послания папы

Ферраро-Флорентийский собор о чистилище.
Доктрина о чистилище стала развиваться в XI-XII вв. Ее первым систематизатором был крупный схоласт Александр Каллист. Она вытекала из учения об удовлетворении Ансельма Кентерберийского, в котором и

I. Канонические постановления.
1. О Священном Писании и Предании. По этому вопросу были приняты следующие решения: — установлена равночестность Священного Писания и Священного Предания; — определен сос

II. Дисциплинарные постановления.
1. В отношении епископата. — В епископы должны избираться лишь те, кто хотя бы 1/2 года были священниками (уже нет более епископовмальчиков). — Кандидат в епископы должен иметь ст

Орден Иисуса (Иезуиты).
Фактически Орден Иезуитов начал действовать с 1543 года, а устав его был принят в 1540 году. Иезуиты в борьбе с реформаторами использовали и политические средства. В это время велась и вооруженная

Государство Иезуитов в Парагвае.
Испанцы и Португальцы осваивали Америку. Парагвай открыт испанцами в 1516 г. В 1536 г. была основана столица Парагвая Асунсьон. К северу от нее была империя инков. А в Парагвае жили индейские племе

Римо-католическая мариология.
В православном святоотеческом богословии автономной мариологии вообще не существует. Учение о Пресвятой Богородице существует у святых отцов лишь внутри христологии, а не как некая самостоятельная

Р А З Д Е Л II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.
  По данным на 1987 г. в мире было около 600 млн. католиков (включая униатов) - это около 15% населения Земли. Из них : — католических епископов 3500 чел. (с униатами);

Избрание папы.
В древней церкви Римский епископ избирался как любой другой епископ. Как правило, это было лицо в сане диакона или пресвитера. Редко переводили епископа с другой кафедры (впервые - в IX в.).

Папские мессы и папские храмы.
Папский цвет - красный. При совершении мессы на папу надевается накидка (фонона) из белого шелка с красными и золотыми полосами по вертикали. Поверх нее возлагается омофор - палиум (любого цвета).

I. Патриархи.
Патриархаты восточного обряда (их 6): 1 - Александрийский патриархат коптского обряда (бывшие монофизиты), возник в конце XIX в., насчитывает около 50 тыс. чел.; 2 - Антиохийский

II. Митрополиты и архиепископы.
Митрополиты, они же архиепископы - суть епископы, председательствующие в церковных провинциях. Митрополиты латинского обряда получаооооо папы палию (омофор западного типа) и право предношения крест

Пресвитеры.
В Конституции II Ватиканского собора говорится о помощниках епископов - пресвитерах. Декрет II Ватиканского собора "О служении и жизни пресвитеров" ставит на первом месте долг св

Диаконы.
Диаконская степень была восстановлена как самостоятельная степень лишь на II Ватиканском соборе. До этого диаконство существовало как промежуточная степень всего на несколько секунд. Диако

Религии (монашеские организации).
Организаци монашеского типа называются религиями (religiones). В этих организациях в официальном порядке выражены обеты соблюдения "евангельских советов" о послушании, целомудрии и беднос

I. Религиозные ордена.
В религиозных орденах существуют обеты простые и обеты торжественные. Торжественные обеты даются на всю жизнь и связаны с полным отречением от собственности. Если после этого монах вступае

II. Религиозные конгрегации.
В религиозных конгрегациях существуют только простые обеты. Мужчины в них называются религиозами простых обетов, а женщины - сестрами. Могут быть переходы из конгрегаций в ордена, но по бл

Безобетные общества.
Такие общества стали появляться в средние века. В 1917 году они отнесены к состояниям совершенства. Отличие их от орденов и конгрегаций в том, что члены обществ не приносят никаких обетов, но во вр

Католическая печать.
В одной Италии около 1800 различных котолических периодических изданий; во Франции - более 1000; в Испании - около 900; в США — около 500. Среди них наиболее известные: — "Че

Образование в РКЦ.
Духовенство РКЦ, в основном, готовится в семинариях, которые делятся на малые и большие (как у нас средние и высшие). Существуют также богословские факультеты при университетах и самостоят

Синод епископов.
Этот новый высший орган создан в 1965 году папой Павлом VI в духе решений II Ватиканского собора. Синод епископов создан по единоличному решению папы как совещательный орган при Римском епископе. О

Римская курия.
Курия - центральный церковный аппарат, при помощи которого осуществляется руководство Католической церковью. Это по сути правительство с министерствами. Слово "курия" на латыни означает д

Папский государственный секретариат.
В ведении этого подразделения находится администрация Ватикана, центральное руководство финансами Римской церкви, ведение статистики, подготовка папских документов (буллы, энциклики). Секретариат т

Совет по внешним делам церкви.
Совет утвержден в 1967 г. (до этого был совет по чрезвычайным делам, действующий со времен Наполеона). Совет занимается внешними делами с государственными властями. Ему подведомственна вся

Секретариаты.
1). Секретариат по содействию христианскому единству. Учрежден в 1960 г. Его цель - определение отношений между католиками и христианами других конфессий. Секретариат делится на две секции

Главные части мессы.
1. Интракт - входные стихи псалма. 2. Возглас "во имя Отца и Сына и Святого Духа". 3. Молитвенное исповедание грехов: "Исповедаю Всемогущему Бо гу...". Произно

Богослужебный календарь.
В 1969 г. подготовлен и утвержден папой новый богослужебный календарь. Изменение календаря преследовало две цели. Во-первых, в календаре накопилось много праздников святых, и праздники, не

Л И Т Е Р А Т У Р А.
  1. Филарет (Вахромеев), архим. "Лекции по курсу западного исповедания для III курса СЗО". 2. Успенский Евграф "Руководство по обличительному богословию"

С О Д Е Р Ж А Н И Е.
  Введение.   Обзор основных отступлений РКЦ от учения Вселенской Церкви.   РАЗДЕЛ I. История Римо-Католической Церкви.  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги