Рюриковичи — княжеская династия.

<415> Савинский Сергей Васильевич (1877–1954) — протоиерей, профессор Богословского института, инспектор, проректор и ректор МДА, настоятель академического храма в 1947–1951 г. Похоронен на Немецком кладбище (уч. 23–13).

Савонарола Джироламо (1452–1498) — флорентийский религиозно–политический деятель, поэт. В проповедях обличал царившие во Флоренции социальные контрасты, резко нападал на политику и образ жизни римских пап, требуя глубокой реформы католической церкви в духе возвращения к апостольскому идеалу.

Сагдеев Роальд Зинурович (р. 1932) — российский физик.

Салам Абдус (р. 1926) — пакистанский физик.

Салтанов Юрий Алексеевич — ученый секретарь и помощник ректора МГУ, чтец в храме Иоанна Воина в послевоенные годы.

Сарафановы — домовладельцы в Сергиевом Посаде.

Сахаров Александр Никитич (ск. в 1954 г.) — протодиакон храма Иоанна Воина, однокашник о. Александра Воскресенского по духовной школе. Служил псаломщиком в Павловом Посаде, потом в храме Николы в Кленниках, где был рукоположен во диакона.

Сахаров Андрей Дмитриевич (1921–1989) — физик–теоретик, общественный деятель, академик.

Сахаров Петр — протоиерей, последний настоятель храма Василия Блаженного

Святослав Игоревич (942–972) — сын кн. Ольги, князь Киевский с 946 г.

Севастиан Карагандинский (Фомин) (1884–19.04.1966) — схиархимандрит, исповедник (канонизирован в 1997 г.). Ученик и преемник оптинских старцев, родился в бедной крестьянской семье, в 1909 г. поступил в Оптину пустынь келейником к старцу Иосифу, после его смерти (в 1911г.) стал келейником старца Нектария. После закрытия пустыни жил в разных местах, в Козлов приехал в 1928 г. В 1033 г. был арестован, находился в лагерях, год — в Тамбовской области, затем — в Карлаге. После освобождения из лагеря в 1939 г. остался в Караганде. В 50–е гг. создал религиозную общину, в 1955 г. в городе был освящен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Славился прозорливостью и даром чудотворения.

Сен–Санс Шарль Камиль (1835–1921) — французский композитор, пианист, дирижер.

Серафим (Никитин) (1905–1979) — митрополит Крутицкий и Коломенский. По первому образованию архитектор, заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию. В 1962 г. принял постриг, вскоре рукоположен во епископа Курского и Белгородского. С 1971 г. — митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1977 г. ушел на покой. Последние годы жил в Ленинграде, скончался в праздник Пасхи во время богослужения в Спасо–Преображенском соборе, куда приходил молиться.

Серафим (Родионов) (1905–1993) — архиепископ Цюрихский. На Цюрихской кафедре с 1971 г.

<416> Серафим (Чичагов) (1856–1937) — митрополит Ленинградский, священномученик. Родом из дворян, в молодости был военным. По совету о. Иоанна Кронштадского оставил военную службу и стал священником. Овдовев, принял монашество. Хиротонисан во епископа в 1905 г., Ленинградскую кафедру занимал с 1928 по 1933 г., затем ушел на покой и жил в Подмосковье. В 1937 г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. Был разнообразно одаренным человеком: музыкант, живописец, духовный писатель; отличался энергичным характером.

Серафим Вырицкий (Муравьев) (1865–1949) — иеросхимонах, подвижник благочестия. С юности мечтал стать монахом, однако долгое время был мирянином, имел жену и детей, занимался торговлей. Незадолго до революции принял постриг. Был назначен духовником Александро–Невской лавры. После ее закрытия поселился в поселке Вырица под Петербургом.

Серафим Саровский (1759–1833) — преподобный, один из самых почитаемых русских святых. Память празднуется 2 (15) января и 19 июля (1 августа), а также в день поминовения Собора Тамбовских святых — 28 июля (10 августа) — день памяти свт. Питирима Тамбовского. Митрополит Питирим говорил, что это русский святой, наиболее широко известный во всем мире.

Сергиенко Александра Порфирьевна — секретарь митрополита Сергия (Страгородского), мать Л.К. Колчицкой.

Сергий о. — священник, студент Духовной семинарии.

Сергий (Голубцов) (1906–1982) — епископ, позднее — архиепископ Новгородский и Старорусский, с 1967 г. на покое, сын профессора церковной археологии А.П. Голубцова, художник–реставратор по первой специальности. Студент Богословского института первого набора.

Сергий (Ларин) (1908–1967) — архиепископ Ярославский и Ростовский. Начинал свой путь в обновленчестве, где прошел ступени от псаломщика и иподьякона до епископа Ташкентского и Самаркандского. Будучи в обновленчестве, принял постриг. В 1943 г. принес покаяние и принят в Русскую Православную Церковь в звании монаха, но уже в 1944 г. хиротонисан во епископа Кировоградского. Затем сменил несколько кафедр, архиепископом Берлинским и Среднеевропейским был в 1962–1964 гг. С 1964 г. на Ярославской кафедре.

Сергий (Савельев) (1899–1977) — архимандрит, подвижник благочестия, духовный писатель. 5 лет провел в ссылке, после возвращения, с 1947 г. служил в Елоховском соборе, с 1952 г. — в Богородском, в 1957–1962 гг. — в храме Покрова на Лыщиковой горе, с 1962 г. — настоятель храма Покрова в Медведкове. Похоронен на Немецком кладбище (уч. 4–2).

Сергий (Страгородский) (1867–1944) — Патриарх Московский и всея Руси, богослов, подвижник благочестия. Родился в священнической семье г. Арзамаса, учился в Нижегородской семинарии и Санкт–Петербургской духовной Академии. В 1890 г. принял постриг. В 1899 г. назначен <417> ректором Санкт–Петербургской Духовной семинарии, в 1901 хиротонисан во епископа Ямбургского. В 1900–е гг. представлял Церковь в Религиозно–философских собраниях, учрежденных по инициативе петербургской творческой интеллигенции, возглавлял комиссию, занимавшуюся исправлением богослужебных книг. В сане митрополита с 1917 г. После смерти Патриарха Тихона считался заместителем Патриаршего Местоблюстителя, фактически же управлял Церковью, чувствуя на это свое внутреннее право. Первые годы его правления были годами больших разногласий между иерархами, расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви, многие отделились от него особенно после декларации, выпущенной им в 1927 г. Декларация митрополита Сергия вплоть до настоящего времени является основным пунктом расхождения между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. Между тем, это был едва ли не единственный возможный путь выживания Церкви в условиях гонений — без угрозы превращения ее в секту. Со временем расколы и смуты изжили себя и в годы войны авторитет митрополита Сергия был непререкаем. Церковный народ очень любил его и называл «Дедушкой». В 1943 году собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 15 мая 1944 года, погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора. В 30–е гг. митрополит Сергий служил в Дорогомиловском кафедральном соборе (впоследствии закрытом и разрушенном), где ему порой сослужил в соборном служении о. Владимир Нечаев. Митрополит Питирим глубоко чтил память Патриарха Сергия, очень ценил его магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении», всегда рекомендовал для чтения студентам, а в 1992 г. переиздал массовым тиражом.

Сергий (Тихомиров) (1871–1945) — митрополит Японский (на кафедре — с 1908 г.), духовный писатель.

Сергий Радонежский (1314–1392) — преподобный, один из самых почитаемых русских святых. Память празднуется 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября).

Сергия (Быкова) — монахиня, долгие годы несущая послушание при церкви Спаса Преображения в селе Спас Волоколамского района.

Сикорский Игорь Иванович (1889–1972) — русский авиаконструктор.

Сильвестр — протопоп Благовещенского собора, духовник Ивана Грозного.

Симанская Ольга Александровна — мать Патриарха Алексия. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Симанский Владимир Андреевич — камергер, отец Патриарха Алексия.

Симанский Сережа — будущий Патриарх Алексий (см.)

«о. Симеон» — псевдоним одного из сотрудников органов Госбезопасности, засланного в церковную среду.

Симеон — афонский монах.

<418> Симеон Новый Богослов (949–1022) — преподобный, византийский богослов, мистик и поэт. О нем существует монография еп. Василия (Кривошеина): «Преподобный Симеон Новый Богослов» (Париж, 1980, переиздана в России в 1996 г.). Кандидатское сочинение Константина Нечаева, написанное в 1950–1951 гг., называлось «Значение христианской любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова». Имело посвящение: «Посвящается блаженной памяти духовного отца и наставника — протоиерея Александра Георгиевича Воскресенского».