Разбор учения баптистов о критериях каноничности

Главный признак каноничности текста в православии – это его соответствие правилу веры или преданию. То, что мы называем рецепцией Церкви. Если учение книги противоречило вере Церкви, такая книга считалась неканонической, не вызывавшей доверия. Дополнительными признаками считались – апостольское происхождение книги и чтение за богослужением. Апостольское происх-е – составлялось главным образом на основании Предания. То есть, Предание было главным признаком и авторства, и чтения за богослужением. Соврем.протестанты говорят, что достоверность книг сегодня м.установить на основании научно-историч.методов текстологии и проч. Но следует принять во внимание, что методы текстологии появились сравнительно недавно. А раньше, во 2м, 3м веке, ее не было. Никогда богодухновенность не рассматривалась в качве каноничности книг. Это, конечно, не значит, что отцы сомневались в богодухновенности Писания, но они не считали ее свойством исключительно Писания, т.к.благодатны не только Св.тексты, но и вся история Церкви. 1Ин, 2,20-27 – все христиане имеют помазание Духа. Поэтому позиция баптистов-консерваторов по этому вопросу противоречит свидетельствам памятников церк.письменности. С этим заключением отчасти соглашаются и бапт-либералы. Сама же позиция либералов внутренне противоречива. Когда речь идет о богопознании, они говорят, что она возможно только на основании библ.текста, и отвергают ее в православии, говоря, что пребывание верующим в Духе Святом не исключает богословских ошибок. Но в таком случае вообще никакое собрание верующих не застраховано от ошибок при определении канона книг. Если следовать логике баптистов, то и по сей день нет никаких гарантий, что Писание – это на самом деле Св.Писание, а не ересь. С правосл.т.зрения – верующие могут ошибаться, когда высказываются по любым вопросам, но вся Церковь в заблуждение впасть не может. Также – учение либералов о пассивной роли Церкви противоречит Писанию. Деян, когда описывает апостольский собор – что его решение – это результат сотрудничества Бога и апостолов – «угодно Св.Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени» Деян.15,28. Т.е.соборы принимали активное и ответственное участие в составлении канона. Представления и консерваторов, и либералов не даютполного ответа на вопрос о каноне – почему же христиане, крые являются пассивными орудиями Св.Духа, составили канон только к концу 4 века, а не намного ранее? Ведь нужда в каноне появилась уже в 150 г., когда еретики стали составлять свои каноны, им и надо было противопоставить свой канон. И совсем уже не понятно, почему Библия появилась тогда (367), когда «Церковь отпала от истины», по их мнению, после 1 вселен.собора?