Баптизм и Предание

В наст.время бапт.подход к этой теме представлен широким спектром мнений, в зависимости от уровня богословской подготовки баптистов – от мнения об абсолютной неприемлемости Предания (консервативным) до мнения о существовании Предания в древней Церкви до 4 века, максимум – до Халкид.собора (либеральная). Сторонники строго консерв.т.зрения полагают, будто бы баптистам в 17 веке удалось реконструировать жизнь Церкви апостольского периода на основании Писания. Они отбросили из церковной жизни все то, что не м.быть подтверждено библ.текстами и то, что не укладывалось в рамки жизни апостольской церкви. Предание для них не может служить достоверным источником учения о спасении. Они отрицают все то, чего нет у них самих. Либералы полагают, что позиция консерваторов делает их христианство рафинированным, стерильным, оторванным от исторического опыта христианства. Они признают, что жизнь древней Церкви значительно отличалась от современного баптизма, и в древней Церкви существовали символы веры, свое Предание, и был другой подход к Писанию, чем тот, крый распространен в современном баптизме. Однако они полагают, что Предание дошло в неповрежденном виде к нам только в печатном виде. Они признают, что Предание охватывало и Писание, и определения соборов, и канонич.правила, и литургич.наследие. Но они считают, что из всего этого только апостольское предание было истинно, т.е.то, что зафиксировано в Евангелиях и посланиях. Т.е.такой подход сближает их позицию с консерваторами, и они приходят к тому же выводу, что только Писание м.быть достоверным источником спасения. Т.е.говорят, что человеческого в Предании больше, чем Божественного. Большая часть того, что составляет православное Предание, по мнению и тех, и тех, создают множество человеч.правил и преград вокруг Божественных правил (Ис.28,10 – о заповедях на заповедь…). Кроме того, человеческое предание постоянно изменяемо, и поэтому не м.служить гарантом неизменной передачи учения Христа и апостолов. В качестве примера неапостольского предания баптисты указывают введение богослужебных уставов, в частности, введение Саввой типикона; в богословии – введение философского языка. В совокупности это превратило христианство из жизни со Христом в жизнь по закону, а «Бог есть Дух, и поклоняться ему следует в духе и истине». Поэтому в православии были подменены – Дух буквой, вера – делами, благочестие – благолепием и однообразием. Также православные сначала принимают каноны, а затем им даже и не следуют, не соблюдают каноны. Так, например, нарушение канонич.возраста ставленника в священный сан. Так, делают они вывод, что православные являются еретиками и отступниками, т.к.соборы установили, что те, кто нарушают эти правила – извергаются из сана и анафематствуются. Вывод делается такой – Православное Предание изменяемо и не вызывает доверия. Православные же, утверждая, что Предание не изменяемо, ведут себя странно, не соблюдая его. Сами же баптисты, тем не менее, много используют в жизни общин заимствований из православного Предания. Например, использование кодекса Св.Писания (канон 367 года). Сами же они утверждают, что Библия сложилась сама по себе. Следующий пример заимствования – использование термина «Троица» и реже – «единосущный», чего нет в Писании. баптисты используют Никео-Цареградский символ веры. Каждая община баптистов самостоятельна, это как бы такая поместная церковь. Хотя большинство, ок.98% используют символ веры, написанный русскими баптистами в начале 20 века. Или используют выражение «мир создан из ничего» (однако это выражение из 1 Макк., а она «неканоничная», т.е.для баптистов – апокрифичная). Также отмечают Пасху, Рождество, Богоявление, Благовещение, Сретение, Преображение, хотя в Писании нет прямых указаний в определенном порядке отмечать эти дни. Также их чин Вечери напоминает и даже буквально повторяет евхаристич.канон на литургии Вас.Великого и Ин Златоуста. Также они вынуждены признать, что у них существует свое предание, развивается «систематическое» (догматич.) богословие, которое сводит воедино, в систему разные положения вероучения. Но ни критерием, ни методологии в Писании не существует, а это работа самих баптистских теологов. Т.образом, у них существует свое сектантское предание.