Учения о таинствах в баптизме

Таинства, будучи лишенными фций передачи энергий, благодати, превращаются в простой ритуал и аллегорию. Они выражают лишь некие идеи, но не сообщают никакой благодати. Они учат, что ни обряд крещения, ни вечеря Господня никакой благодати не сообщают. К крещению приступают уже «безгрешные». Задают вопрос – спасен ли ты? Если нет утвердительного ответа, то до крещения не допускают. Крещение у них – это «завершение» спасения, а не начало его. Такой взгляд отличается от православного, согласно крому нетварная энергия сообщается тленной твари, обоживая ее. В баптизме для этого нет необходимости, т.к.оправдание уже совершилось, кары Божии устранены. Речь идет только о нравственном единстве (подражании), а не онтологическом. Согласно правосл.учению, цель познания Бога – чтобы войти в совершенное единение с Ним, достичь обожения всего существа, или же, по словам ап.Петра 2Петр.1,4 – стать причастниками Божеств.естества. Чтобы тварь стала богом по благодати. В этом – высший смысл богословия. Баптисты пытаются толковать слова Петра в переносном смысле. Т.е.что когда чк будет исполнять заповеди Божии, будет следовать евангельским заповедям, то в своей жизни он будет являть те качва, свойства, крые мы будем уподоблять нравственно Богу, т.е.тем самым мы станем «нравственными причастниками» Богу, т.е.качвам нетленного естества Божия. Баптисты отвергают возможность единения с Божеством, Имеется два ряда взаимоисключ.текстов о познании Бога. В одних текстах говорится, что Бог недоступен, непостижим, неприступен. Ин.1,18. В других – что Бог реально доступен чку - 2Петра1,4. Что тварь м.реально видеть нетварный свет - Пс.103,2. И в этом свете Бог являлся Моисею на Синае, свидетелями были апостолы на Фаворе. Так, описание преображения Христова – лицо просияло как солнце (Мф.). У Лк.9,32 – что это было славой Божией. Т.образом, верующие могут созерцать нетварный свет Христов. Этот свет или слава, если бы были тварными, то мы не могли бы вести речь ни о каком реальном видении и постижении Бога, т.к.тогда было бы, что Бог недоступен и непостижим. Ин.17,5 и 24 – Хс обращается ко Отцу – прослави Меня, Отче, у Тебя Самого славою, которую я имел у Тебя прежде бытия мира. И также: да видят славу Мою, крую Ты дал Мне прежде основания мира. Отсюда следует, что своей человеч.природе Гсдь дал славу Божества, но Божественной субстанции не сообщил. Стало быть, Божественная природа – это одно, а Божия слава – это другое. И при этом славу Божию нельзя считать тварной, т.к.она существовала прежде бытия мира. То есть, сущность Божия и слава Божия реально различаются, будучи неотделимыми друг от друга, и человеч.природа способна участвовать в славе Божией, раз это возможно во Христе. В пользу такого толкования говорят и др.слова Христа – Ин.17,22.– Славу, крую Ты дал Мне, Я дал им, да будут едины, как Мы едины. Т.е.посредством славы Божией ученики могут пребывать вместе, подобно онтологическому единству Отца и Сына. Также - 2 Петра1,4 – что христиане могут стать причастниками Божественного естества. Однако единство святых с Богом надо отличать от единства Ипостасей в Троице, иначе Бог превратится в многоипостасное Божество. Единство Ипостаси Божества и человечества присуще только Логосу, Христу, 2му лицу Троицы. Человеку же сущность Божия несообщима. Т.е.данные тексты можно истолковать лишь с позиции православного богословия. Если же отбросить православное учение о нетварной природе благодати, то окажется, что весь мир никогда не сможет быть причастен Божественной жизни, или же что он уже единосущен и совечен Творцу. В обоих этих случаях мы уходим за пределы христианства как такового, и никто из людей не сможет достичь вечной жизни.