Представления баптистов об источниках вероучения

Важнейшее положение вероучения баптистов – учение о Писании как единств.источнике Богопознания и вероучения. В силу этого главный авторитет в вопросах христиан.жизни и нравственности. Баптизм не знает понятия наставничество, духовничество, старчество. Эту роль выполняет Св.Писание. Баптисты полагают, будто бы Церковь всегда в своей жизни руководствуется Писанием как единств.источником спасения. В ВЗавете Писание за неск.столетий до воплощения Логоса было достоверным источником знаний о Мессии, так и в Н.Завете Писание выполняет эту функцию. Подтверждение этой доктрины – якобы тот факт, что для первохристиан из иудеев Писание было предметом тщатель.изучения. Деян.17,11 – здесь ап.Лука хвалит иудеев из г.Вереи, крые приняли слово со всем усердием, ежедн.разбирая Писание, точно ли это так. 2 Тим.3,16-17 – изучать Писание, ибо все Писание богодухновенно и полезно для научения.., наставления в вере и праведности. Т.образом, в 1м веке Писание было источником знания о Мессии и о спасении. В последующие века – 2-4 вв – якобы ситуация оставалась прежней, Писание продолжала играть ту же роль. И ситуация якобы стала меняться в начале 4 века. Христиане стали пренебрегать ежедн.чтением Писания, а постановления Рим.первосвященника, вселенских соборов, творения отцов – стали вытеснять авторитет Писания. Принимая Писание как единств.источник, баптисты напрочь отвергают роль и значение Церковного Предания. Предание, по их мнению, не может служить достовер.источником знаний о спасении, т.к.построено на человеч.основании. Т.к.человеч.природа повреждена грехом, ум помрачен, память лишена прежних сил. Др.словами, единств.вызывающим доверия источником м.служить только тот, крый имеет не естеств., а сверхъестеств.происхождение. Этим требованиям м.удовл. только Писание. Любое учение, крое не подтверждается Писанием и не опирается на Библию, является ложным, явл.заблуждением и ересью. Однако бапт.представление о Библии как единств.источ.знаний о спасении находится в явном противореч.со свидетельством Писания – не Библия, а Церковь явл. «столпом и утв.истины» 1 Тим., 3,15. Бапт.утверждают, что слова апостола относятся не к историч.христианству, а к невидимому телу Христова, к невидимой Церкви. Они подразумевают под историч.церквами Православную, Католич.церковь, отчасти – англиканство и лютеран. Это, по их мнению, административные, чиновничьи, бюрократич.организации и не более того. А т.к. Дух Св. может присутствовать только в сердце верующего, он не пребывает в этих чиновничьих структурах, а только в собрании людей, крые оправдываются верой, имеют спасающую веру. Т.е.Дух присутствует только у них, а не в православной церкви. Баптисты считают, будто бы каждый член их общины обладает способностью понимать Писание, ибо Дух Св.каждому чку непосредственно в сердце открывает истины спасения. Подтверждение – 1 Ин.2,20-27. «Вы имеете помазание от Святого, и все знаете. …в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто-то учил вас… То, чему оно научило вас, в том и пребывайте». Бапт.считают, что они имеют Духа Св., крый открывает им истину спасения. Критерий достоверного толкования Писания для баптистов – соответствие внутреннего откровения содержанию текстов Писания. Т.образом – для бапт.единств.источником богопознания является только текст Св.Писания. Каждый баптист благодаря дару Св.Духа обладает способностью толкования Св.Писания. Отсюда следует полное отрицание значения Св.Предания.