Психология потери веры

Адриан ван Каам

ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ ВЕРЫ

Феномен католика, потерявшего свою веру, прежде всего, является предметом теологического изучения. Однако трагедия потери или не-нахождения Веры… Постановка вопроса о психологии потери веры предполагает реалистический подход… Дискуссия об интеграции психологии и теологии не должна рассматриваться в качестве простого введения в предмет данной…

Потребность теологии для психологии

Теология воспринимает человека в свете Божьего Слова и в перспективе звучания этого Слова в рамках теологической традиции. Теологическое понимание… Человек как эк-зистенция есть природное желание принимать участие в Добре,…

Потребность психологических концепций для богословия

Для теолога невозможно выразить предмет потери Веры, если теолог не обладает концепциями, объясняющими подобные состояния. Эти концепции могут быть найдены в психологии. Зависимость теологии от светских концепций - многие из которых являются психологическими - не противоречат тому, что теология исходит из Слова Божия. Здесь просто отражен факт, что Бог может использовать светские концепции и применять Свое Слово в психологии для того, чтобы быть услышанным современным человеком.

Актуальность теологии

Актуализация теологической традиции и психология

Традиция является "живой и говорящей" только тогда, когда теолог проявляет подлинную заботу о судьбе человека. Одной из перспектив…

Теология как коммуникация и психология

Личность теолога и психология

Ответ на эти вопросы может быть дан только самим теологом, если после молитвы он расслышит свое призвание следовать за Христом, взяв крест своей… Однако теолог может отказаться от своей священной миссии не потому что он… Психология может также помочь и в противоположном случае, когда теолог оказывается неуравновешенным и вовлеченным в…

Какая психология лучше всего отвечает потребностям теологии?

Сегодня мы осознаем необходимость новой психологии, в которых происходила бы интеграция экспериментальных, поведенческих и социальных аспектов… Многие из теологов теперь интересуются образом человека представляемом этой… Базовая конструкция экзистенциальной психологии:

Человек как бытие-в-мире

Важнейшей характеристикой культурального мира смысла является атмосфера мыслей и чувств, иногда называемая Zeitgeist, что переводится дословно как… Психологическое исследование христианина, потерявшего веру должно включать… Мир смысла не дается человеку в виде неизменяющейся структуры или застывшей ситуации. Этот мир всегда богат…

Преобладание профанного образа существования и соответствующая секуляризация в мире

Применительно к сакральному образу бытия, психологическое исследование культур и цивилизаций показывает, что человек воспринимает мир напрвленным к… Подобная религиозная позиция характерна для цивилизаций прошлого и даже… Следует отметить, что природная религиозность не должна быть ошибочно принятой за сверхъестественную Веру, являющуюся…

Секуляризация образования и потеря сакрального образа бытия

В результате подобного образования выходят технически компетентные, но дезориентированные эмоционально ученики. Подобно описанным в романах Д.… Сегодня молодой верующий поставлен перед лицом концентрированного и… Часто ученики не достигают подобной определенности. Многие продолжают практиковать стерильную, наивную Веру, которая…

Экзистенциальная психология традиции

Прогресс оказывается возможным только на базисе традиции. Это справедливо и для религиозной жизни. Человек, стремящийся жить наполненной религиозной… Традиция - это дом человека, его пристань, его страна, его вдохновение. При… Многие люди предпочитают сами в этом смысле оставаться детьми и Благодать не спешит исцелить их нестабильность и…

Потеря аутентичной и живой традиции в аспекте потери Веры

Религиозная традиция должна быть не только аутентичной, но также живой. Традиция жива, когда она представляет собой не просто свод обычаев в отрыве… Как говорилось выше, подобное также справедливо и для личности с более зрелой…

Утрата традиции

В настоящее время мы переживаем подобный судьбоносный момент. Внезапная и быстрая эволюция науки и техники на протяжении последних веков открывает… Новая ситуация в которой оказалось человечество может привести к распаду…

Профессиональная дифференциация Западной экзистенции и потеря традиции

Христианизация общества означает воплощение Христа в рамках живой традиции в союзах, составляющих человеческое общество. Социальные союзы прошлого,… Искаженное восприятие "оставленных Богом душ" Христианские сообщества могут потерять из виду саму суть феномена, которая является первичным предметом их внимания и…

Священники и миряне и вовлеченность в традицию "богооставленных" субкультур

Но священник, так или иначе, присутствует и его роль остается неизменной в любой культуре. Это человек, обладающий особой благодатью, полученной в… Декартовский дуализм противопоставления разума и тела по-прежнему отравляет… Профессиональная стратификация общества представляет собой дополнительную трудность для религиозных конгрегаций. В…

Итоги

Мы приходим к заключению, что наиболее релевантным психологическим аспектом современного кризиса веры является происходящее в экзистенциальном диалоге. Современное противостояние между профанным и сакральным образом бытия может привести к кризису Веры у тех, кто более жизненно, по сравнению с другими, вовлечен в современную культуру. Это противостояние должно стать диалогом.

Мы обсудили четыре измерения такого диалога: диалектическое взаимодействие теологии и психологии современного человека, между сакральным и профанным образом бытия, между сакральным образом бытия и секуляризованным образованием, между традицией и возникающими субкультурами.

Разрешение современного кризиса Веры не может произойти через отрицание или откладывание этого диалога или через возвращение исключительно сакрального образа бытия.

Только решительное принятие длительного эксплицитного диалога при свете Откровения и Благодатной поддержке разрешит кризис религиозных оснований.

Мы обсудили четыре аспекта эффективного диалога между религией и современной культурой.

Во-первых, теология нуждается в терминах для понимания современного человека. Главным препятствием интеграции теологии и психологии является детерминистический уклон, свойственный психологическому и психиатрическому мышлению. Однако зарождающаяся ныне новая психология признает свободную и уникальную суть человеческой природы и переформулирует в гуманистическом свете достижения рационалистической и материалистической психологии.

Во-вторых, диалог между религией и секуляризованным образованием требует специалистов, которые посвятят себя разработке теологических и философских основ секулярных сфер обучения или культуры, в которых они компетентны.

В-третьих, постоянный жизненный диалог с Христианской традицией в свете современной ситуации должен привести к обновлению аутентичной и живой традиции в самой Католической среде. Эта живая преемственность традиции необходима для поддержки и возрастания Веры.

Наконец, диалог между католической традицией и вновь возникающими традициями среди малых, но влиятельных кругов ученых, мыслителей и людей творчества должен стать возможным. Этот диалог требует постоянного присутствия в академической и культурной среде широко образованных и высоко специализированных священников и мирян

Этот насущный диалог нашего времени не должен ставить себе целью рост обращенных в Христианство, быть пропагандой или использоваться для роста власти и престижа Церкви. Он должен положить основание новому синтезу сакрального и профанного, для того, чтобы Запад мог приоткрыться сакральному без отрицания определенных преимуществ функционального образа бытия.

Когда эта открытость будет создана, Западное общество окажется способным вновь расслышать голос Бога.

Библиография (17 источников, включая работы М.Элиаде, В.Франкла, Х.Лопец-Ибора, Р.Мэя)