рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Душа – сердце – сердечная молитва

Душа – сердце – сердечная молитва - раздел Религия, УМНОЕ ДЕЛАНИЕ или формирование личности в православии Умная Молитва – Это Молитва, Которая Совершается В Чистом Уме. Первы...

Умная молитва – это молитва, которая совершается в чистом уме.

Первые признаки такой молитвы частично происходят иногда во время внешней молитвы, псалмопения, если мы произносим слова не механически, а задумываемся над ними. Стало быть, простейший способ приобщения к умной молитве – размышление над словами псалма. Но это лишь первый шаг. В чистом виде умная молитва производится только в уме и не тормозится речью. В самом деле, на каком языке молится Ангел: на греческом, на еврейском, на русском? Молясь, мы подбираем слова, облекаем идеи в речевые формы и, слушая все это, тормозим молитву своей речью, делаем ее малоподвижною. Когда же молитва становится свободной, то она как молния освящает и душу молящегося и окружающий мир, принося с собой первые блаженства неизреченных благ. Любой самый совершенный текст, как бы он ни был верен, не может вместить всей полноты мысли. Поэтому когда ум вырывается на свободу, перед его умным взором предстают такие сокровища, которые невозможно описать никакими словами.

Сердечная молитва совершается чистым сердцем, когда логика уже исчерпала все свои возможности, когда мысль, перебрав все вокруг, замирает и устраняется, чтобы не мешать сердцу любить своего Творца. Так, рядом с любимым человеком часто хочется замолчать и просто смотреть друг на друга, ведь слова так грубы и примитивны, что не способны передать и малой части наших чувств.

Из названных трех видов молитв первая достаточно полно рассматривается в Богослужении и в келейном правиле. Третья, как наиболее возвышенная, вообще не излагается на бумаге. Ведь сердечная молитва – это любовь; а любовь описать невозможно, тем более, что в это время ум молчит и стоит на страже.

 

 


Глава 2

ЭТАПЫ УМНОЙ МОЛИТВЫ

 

Поведем разговор об умной молитве: ее еще часто называют умным деланием. Слово делание подходит более всего, так как при этом, действительно, происходит определенное действие умом в умном мире, как внутри души, так и вне ее.

Святитель Дмитрий Ростовский выделяет три этапа умного делания:

I. Очищение ума (познание видимого мира шести дней творения).

II. Очищение сердца (познание самого себя).

III. Познание неба (предварительное прохождение мытарств еще на земле).

Дадим краткую характеристику каждого этапа. Очищение ума является первостепенным, самым ответственным и трудоемким этапом умной молитвы, так как в нем необходимо грубый, плотский, зараженный грехом ум преобразовать в главный инструмент для всех будущих подвигов.

Очищение ума приводит к серьезным изменениям личности человека, раскрытию его умных сил (гениальности). И перед большинством занимающихся на первых порах встает соблазн довольствоваться уже достигнутым, они теряют интерес к дальнейшему пути, ведь основные проблемы жизни уже решены. Однако, умная молитва спасает и от этого соблазна. И человеку открываются, с одной стороны будущие небесные блага, которые надо зарабатывать здесь, с другой стороны, через болезни и страдания – суетность настоящей греховной жизни, которую надо переносить достойно, беспрестанно очищая свой ум. Ведь в наших силах привести ум в то состояние, в котором легче будет проходить мытарства, беседовать с Ангелами и Богом, жить в вечности.

Итак, умное делание заключается в том, чтобы привести наш ум к чистоте. И здесь вступает в силу необходимость православного вероучения. К сожалению, те христиане, которые не занимаются умным деланием, не ценят православные богословские истины, так как не пользуются ими в своих молитвах. Трудно защищать что бы то ни было, не видя в этом особой необходимости. Но когда христианин приступает к очищению ума, малейшее чужеродное пятнышко помрачает ясность видения.

Когда же ум научится правильно видеть все вокруг, его, как стерильный скальпель, можно опускать внутрь сердца и приступать ко второму этапу – очищению сердца, познанию самого себя. Важность этого подчеркивает заповедь блаженства: "чистые сердцем Бога узрят".

Ум с сердцем примиряются, в душе воцаряется гармония, приходит пора умносердечной молитвы. При этом все страсти оставляют человека. Ведь страсть – это ссора сердца и ума, скажем, сердце говорит: "хочу", а ум отвечает: "нельзя". Не нужно только путать страсть и чувство. Настоящие чувства при чистом уме восклицают: "дивны дела Твои, Господи!" И это уже первые шаги к третьему этапу – прославление Творца и твари, и, наконец, непосредственно любви к Богу, которая затмевает собой все привязанности к мирским благам. Достигнувшие этого еще на земле, прежде смерти проходят мытарства и еще находясь в теле, восходят в рай.

Описывая три этапа спасения души, Дмитрий Ростовский говорит: "Как Адам из высшего пришел в низшее, так нам необходимо из низшего перейти к высшему".

Так начнем, прежде всего, трудиться над своим умом – будущим воином и охранником нашего сердца. Не будем пока трогать сердце, хоть и не чисто оно, наполненное греховными желаниями. Нельзя прикасаться к нему грязным неочищенным умом, так можно поссориться со своим сердцем, заставить его закрыться. Не будем жестоки к нему, ведь оно наше, родное.

Приложим пока все силы к очищению ума, а сердце будем стараться охранять, придет время и для его исцеления.

Так как эта книга носит практический характер, дадим одно предостережение. Не приступайте к умной молитве без псалмопения. И даже если кажется, что умная молитва проходит успешно, нельзя отрываться от реальной церковной жизни, иначе можно стать мечтателем и создать свою собственную языческую религию. Особенно это опасно для многих интеллектуалов, которые ленятся изучать церковный язык и богослужение и, при этом, хотят заниматься умным деланием. Даже если это чистое искреннее стремление к молитве, необходимо регулярно часть времени тратить на изучение православного богослужения даже против своего желания, иначе молитва не будет успешна.

Поэтому начинаем мы всегда с псалмопения, а заканчиваем умной молитвой. Естественно, если происходит умная молитва, то псалмопение прекращается. Когда же умная молитва заканчивается, снова возвращаемся к псалмопению.

 

 


Глава 3

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА, КОТОРЫЕ СТАВИТ УМ

 

Приступая к внешнему умному деланию, по совету святителя Игнатия Брянчанинова рассмотрим четыре вопроса к видимому миру:

1. Что я вижу?

2. Кто это сделал?

3. Для чего это сделано?

4. Каким образом это сделано?

При взгляде на окружающий нас мир только эти четыре вопроса могут появиться в нашем пытливом уме, данным от Бога для умной жизни.

Здесь уместно вновь вспомнить Дмитрия Ростовского: "Первейшая Адаму заповедь в раю – делать и хранить, то есть: делать разумом, чтобы хорошо разуметь, и хранить заповедь, чтобы не нарушить ея". Адам давал названия всем предметам. И нам необходимо пройти тот же путь, называя все, что нас окружает.

Итак, первый вопрос: что я вижу? (Любопытство и удивление, рождающиеся при этом, полагают начало личности, неравнодушной к Божьему творению.) Ответ на этот вопрос мы находим в православном мировоззрении. И придумывать ничего не нужно, так как надо использовать имеющиеся имена. Например: что я вижу ? – дерево. Само имя характеризует состав и суть предмета. А вот если кто-то начнет фантазировать подобно восточным философам, что в дереве, цветке, камне есть душа, то это приведет к прельщению ума, его помрачению, когда ум обманут и называет то, что видит, неверно.

Второй вопрос: кто создал ? откуда это взялось ? Ответ мы находим в книге Моисея Бытие – Бог создал. Шестоднев открывает нам картину мира, происхождения предметов. К примеру, дерево Бог создал в третий день творения и повелел размножаться по роду своему.

Третий вопрос: для чего Бог создал этот предмет ? чему он служит ? т.е. назначение объекта. Например: фрукты и овощи для пищи.

Знание назначения предмета позволяет правильно пользоваться данным творением. И в этом уже кроется освобождение от греха. Ведь часто мы грешим не по злому умыслу, а по неразумению. К примеру, мы не прячем рук, глаз, носа, зная их назначение; половых же органов стыдимся, так как неправильно их воспринимаем. А, скажем, в больнице стыд пропадает, так как из головы вылетают, как говорят, "дурные" мысли, болезнь заставляет думать трезво. Вспомним Адама. который ходил наг и не смущался. Вспомним стихиры Богослужения, где воспевается грудь девы Марии, которой она кормила Иисуса Христа, прославляется чрево, носившее Богомладенца.

На поставленный нами третий вопрос – о назначении объекта – отвечает современная наука. Ломоносов говорил, что наука и религия – две сестры родные. Науку, познающую Божий мир, вполне можно рассматривать как молитву. "Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси!" (Пс. 103)

Но, отвечая на все три вопроса, не пытайтесь фантазировать, наоборот, нужно очень трезво мыслить. Не гоняйтесь за всеми вопросами, а отвечайте на самые простые и понятные, чтобы ум окреп в здравом смысле.

Заметьте, в какой строгой подчиненности идут первые три вопроса. Название предмета – это удивление, потрясение его красотой. Второе – нахождение Художника, исповедание источника Бытия. И третье – исследование творения и оценка творения, предложенного нам Богом, и восхищение Творцом, которого мы определили, отвечая на второй вопрос. Рассмотрение этого вопроса составляет предмет блаженства и простирается на вечность. Ради этого мы и созданы.

И, наконец, четвертый вопрос: каким образом все сотворено ? относится к вопросам, неразрешимым для человека, то есть, это уже область непознаваемого. Если бы нам дано было знать как изготовить атом, солнце, живую клетку, человека, мы могли бы сами это сделать. Для нас это тайна. Люцифер возмечтал, что подобное ему по силам, и лишь повредил свой ум.

Поэтому творил Бог под покровом ночи, символизирующей наше неведение, поэтому через Боговидца Моисея отвечает нам Господь, не открывая тайны: "сказал Бог и стало так".

Не надо бояться этого вопроса; надо лишь знать, что ответ на него для нас заповедан. И так же, как тело христианина падает ниц пред Богом, так же и ум его, решая этот вопрос, преклоняется пред Господом, занимая подобающее ему место. Здесь уместно упомянуть о смиренномудрии.

 

 

 


Глава 4

ОЧИЩЕНИЕ УМА

 

Чистый ум – объективен и оправдывает заповеди Христовы. Нечистый ум – субъективен и оправдывает человеческие желания либо существующее общественное мнение.

Прежде чем говорить об очищении ума, определим для себя само понятие ума. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, дав ему душу живую. И как Бог прост, так и душа наша проста. Простота души как раз свидетельствует о невозможности познания сущности души. Бог творит нашу душу вне времени и пространства – мгновенно. Мгновение – это точка, а заглянуть внутрь точки нельзя. Мы можем рассматривать сами мысли, но суть мышления не поддается исследованию. В предыдущей главе рассматривались четыре основных вопроса, которые может поставить ум. Типичным случаем четвертого вопроса является определение понятия ума – этого высшего творения Бога. И если все сотворенное Богом приводит нас в восторг, то особенный восторг вызывает красота нашей бессмертной умной души.

Есть вопросы, которые для нас неразрешимы не от недостатка искусства мышления, а принципиально по природе нашего ума. И, действительно, как можно умом познать сам ум ? Ведь кроме ума для познания у нас ничего нет.

Свободная воля, которой мы обладаем, позволяет ставить и решать все новые и новые вопросы, но свобода, будучи безграничной, в конце концов приведет к вопросам невозможным и будет только смущать наше сердце.

Душа человека проста так же, как прост и бесплотный ангел, и представляет собой сплошной ум. Даже при разделении ума и сердца говорим, что сердце средина ума. Сама же душа цельная и единая.

Когда мы пытаемся понять, что такое ум, мы думаем о свойствах души, находим в ней добродетели, пороки, совесть, память и прочее, но все эти качества души возникают и исчезают в зависимости от нашей деятельности.

Сама же душа, если она чиста, представляет собой некую цельную умную природу.

Впрочем, можно допустить исследование умной души, но только, естественно, грешной или, скажем, бесовской. Нечистая (грешная) душа имеет внутри определенные "образования" в виде памяти, придумывания интриг, злоумышлений, лицемерия и постоянного выстраивания различных козней, как, например, совершения добра для соблазна. В такой душе множество так называемых психотравм, оборачивающихся обидчивостью, желанием мщения и прочее.

Душа же чистая – проста и бесхитростна. Человек с чистой душой спокойно спит ночью и в каждое новое мгновение жизни принимает решения согласно новым условиям, по заповеди Христа: "довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6,34). Это необходимое условие для блаженной небесной жизни.

Когда мы называем душу простой, то ни в коем случае не умаляем ее. Наоборот, тем самым даем понять, что душа имеет власть над собой, над своей природой. Душу называют простой и бесхитростной, так как в ней нет навязанной конструкции и устройства как в теле, и она сама себя определяет. Как Бог имеет Сам в себе жизнь, также и наша душа свободно избирает духовную свою сущность.

Ум, по своей природе, может действовать как в грехе, так и в добре. Критерием для определения чистого и нечистого ума является только Бог (заповеди Христовы).

Поскольку Бог сотворил мир, то Его воля является основой всего мироздания. Потому мы 'всегда обращаемся к Богу за помощью.

Поскольку ум выполняет поручение человеческого духа, то чистота ума зависит от того, насколько наш дух не противоречит Святому Духу.

Так же как для жизни земной человеку необходимо иметь для защиты кожу на поверхности тела, также душа небожителя нуждается в умной оболочке, которая охраняет душу от случайных мыслей. Как только в этой оболочке появляются изъяны, нарушается целомудрие души.

Мир с Богом человек может приобрести в том случае, если его разум не будет вступать в противоречие с разумом Божиим. Это называется свет. Те существа, которые имеют на этот счет другое мнение, разрушают мир, созданный Богом. (То есть рубят сук, на котором сидят.) Это, прежде всего, сатана и бесы. Они своим противлением пытаются ввести понятия, отличные от тех, которые создал Бог. И это называется мраком, так как в этих запутанных неправильных понятиях нет реальности и истины. Чистый ум находится в свете и видит все так, как сотворил Бог. Нечистый ум находится во мраке и слеп в своем собственном заблуждении.

Как определить, что ум уже частично очищен? Чистый ум объективен, поэтому оправдывает заповедь Христову, а нечистый – субъективен и оправдывает свое человеческое желание.

В Церковной жизни неочищенный ум приводит к тяжелым последствиям: ересям, заблуждениям.

Многие являются еретиками не потому, что выступают против православного вероучения, а потому, что просто его не знают. Беспечность таких псевдохристиан ставит их вне Церкви. Здесь уместно привести слова Спасителя: "узкий путь ведет к спасению, а широкий в пагубу".

Истинное учение всегда одно и требует точного, конкретного понимания и, подобно узким вратам, не допускает отклонений. Когда же знаний конкретных нет, а существуют одни только догадки и фантазии, тогда мировоззрение представляет собой некий хаос блуждающих идей. При этом в душе невольно возникает постоянно хула на Бога, разные преступные мысли по отношению к Церковным таинствам. Не напрасно в Литургии существует возглас "елицы оглашенные изыдите, да никто от оглашенных".

В древности существовали катехизаторские школы с двухгодичным обучением и, перед таинством Крещения принимался экзамен у желающих вступить в лоно Церкви. Человека, не знающего Катехизис и основ православия, к Крещению допускать нельзя и в таинствах участвовать ему запрещается. Согласно слов Апостола "если кто приступит к чаше Господа не рассуждая Тела и Крови Господней, суд себе ест и пиет"(1 Кор. II,27). Скажем проще, такие люди сопричисляются к убийцам Христа, которые смотрели на распятого Господа и смеялись над Ним. не признавая в нем Бога.

Псалмопение в Православной церкви составлено в виде Богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии. Приступая к изучению и усвоению этой спасительной ступени восхождения на небо, верующий человек столкнется с необходимостью изучить Богослужение. Обучение новому предмету всегда связано с изучением основ. Например, изучая иностранный язык, мы должны выучить буквы, то есть алфавит. Естественно, никакой логики кроме исторической и этнографической в написании шрифта нет. Поэтому первое общение с новым языком довольно скучно и требует просто вызубривания новой системы знаков. Красота языка появляется тогда, когда составляются слова и предложения, и формируется речь. Точно также, познавая богослужение, человек в начале столкнется с небольшими трудностями по изучению церковного богословского языка и последовательности служб, то есть Устава. К счастью, учителя церкви много потрудились для нас, и богослужение со всей богословской терминологией перевели на наш родной язык. Но многие слова просто заимствованы из древне-еврейского и древне- греческого языков и потому требуют небольшого усилия для запоминания. Само богослужение, по своей структуре, является неким чудным творчеством. Поэтому необходимо просто выучить наизусть последовательность служб. Самая грубая ошибка при изучении Богослужения состоит в том, что человек пытается логически связать все свои мирские знания с церковной службой. Церковный устав как раз и составлен для того, чтобы оторвать христианина от греховных обычаев и погрузить его эмоции, чувства, радости и переживания в среду небесных, святых, христианских понятий.

После того, как выучены основные азбучные истины христианского богослужения, начинается настоящий интерес. Пример богослужения. В начале всенощного бдения поется 103-й псалом и совершается каждение всего храма в знак того, что Бог сотворил мир, и благодать Творца наполняла блаженный рай. Затем закрытие Царских врат означает изгнание из рая согрешившего Адама ("раю, мой раю!"). И так все богослужение. Естественно, не зная твердо основ, невозможно участвовать в богослужении. По словам многих христианских подвижников (например, Иоанна Кронштадского), имеющееся православное богослужение представляет собой некую оправу, в которой, как бриллианты находятся таинства. Потому споры о том, каким должен быть Устав, совершенно неуместны. Устав должен быть неизменным. И уже на основании этого, утвержденного на соборах. Устава строится церковное духовное знание, в коем пребывает Дух Святый, Которому и воспеваем славу во веки веков.

После изучения начальных основ богослужебной практики христианин может упражняться в псалмопении как в храме, так и дома.

Критерием того, что ступень псалмопения усвоена, служит постоянное жгучее желание регулярно участвовать в службе Богу. И не просто "отстаивать" обедню, как нерадивые школьники пережидают урок, прячась на задних партах, чтобы учитель их не вызвал к доске, а стремиться посещать храм и в будние дни, когда некому петь и читать на клиросе, чтобы самому занять "святое место" и активно воспевать славу своему Творцу.

Здесь необходимо сразу предупредить начинающих, что, наряду с истинными знаниями, к ним могут прикасаться различные суеверия, предрассудки и заблуждения. Поэтому необходимо все знания тщательно проверять, чтобы не стать "набожным человеком". Все необходимо изучать по сути со здравым смыслом, и тогда ложь и выдумки невежд к вам не прилипнут. Тут же оговоримся, что псалмопение сохраняется на всю жизнь, также как и знание букв для грамотного человека. После этого необходимо приступать к следующей ступени – очищению ума.

Очищение ума представляет собой более глубокое постижение тех православных истин, которые уже усвоены. Для сравнения опять приведем аналогию с изучением иностранного языка. Чтение со словарем либо механическое заучивание слов предполагает постоянное напряжение при переводе, так как человек думает на одном языке, а пытается говорить и слушать на другом. Намного важнее научиться думать на другом языке. Особенность существенной разницы этих двух способов видна в духовной жизни. Например, одно дело – научиться хорошим манерам, оставшись в душе подлецом и невеждой, и совсем иное дело стать действительно другим человеком так, чтобы хорошие манеры были потребностью сердца, не вызывая этим внутренней борьбы или противоречий, как в первом случае.

Вот именно такое перерождение должно произойти во время очищения ума. Когда ум не только запоминает как нужно поступить, чтобы все окружающие человека считали его хорошим (пример фарисея), но меняет всю свою природу и усваивает христианские истины, прежде всего, сердцем. То есть, чистый ум мыслит православными категориями, а не выполняет титаническую внутреннюю работу: имея внутри греховные категории, говорит о добрых делах.

Этот этап очищения ума уже связан с сердцем, поэтому и методика очищения ума, описанная в данной книге, как учат святые отцы, начинается с самых простых понятий, к которым мы относимся бесстрастно. Первые четыре дня творения и являются той областью, в которой можно начинать очищение ума для усвоения глубин православного миропонимания. Монах опускает глаза долу, чтобы не соблазниться, а размышлять в тех пределах, где сердце трезво и чисто.

Те христиане, которые практикуют этот метод очищения ума, сразу замечают, как совсем по другому, более глубоко начинают понимать Богослужение, и как к ним возвращается утраченная ревность и радость при участии в Богослужении. И самое удивительное: прекращаются споры и раздоры между христианами, так как все чувства поглощены глубоким смыслом произносимых слов и священнодействии. Прежде чем перейти к пятой главе, то есть, самой практике очищения ума, дадим один совет.

Изучение Шестоднева (особенно первых четырех дней) происходит постепенно. Для достижения искомой чистоты ума иногда может потребоваться несколько лет. Но пусть читателя это не пугает. Первые успехи приходят довольно быстро, но достигаются при определенном напряжении и старании. Со временем, постепенно, по мере более глубокого усвоения, ум легко и непринужденно будет жить в чистоте православного миропонимания. Тогда трудности пройдут, и очищение ума будет доставлять истинное наслаждение. Как, в свое время, псалмопение из трудов изучения церковного языка и чащи уставных законов переросло в блаженное воспевание псалмов пред Богом.

Забегая вперед, скажем, что когда ум станет свободным от труда рассмотрения первых четырех дней, он устремится в глубины нашей души, исследуя сердечные помыслы, связанные с нашей человеческой природой. А так как он уже к тому времени соединится со Христом, то и в сердце примет Спасителя и Созидателя всяческих – Господа Бога нашего, Которому слава во веки веков.

 

 

 


Глава 5

ШЕСТОДНЕВ

 

В настоящей главе представим шесть дней творения, чтобы читатель всегда имел под рукой учение Православной Церкви о видимом мире.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

"В начале сотворил Бог небо и землю."

Слово "в начале" (по-еврейски "берешит") означает, что Бог сотворил время и положил всему начало. Поэтому, когда возникает вопрос, чем занимался Бог до этого, то мы как бы хотим Бога поместить во временную цепь событий. Бог сотворил время. Сам же Он живет вне времени. Напрягите свое абстрактное мышление и помните, что Бог – источник бытия и не нуждается в чем-либо. Поскольку не было ни нас, ни ангелов, ни света, ни даже пространства и времени, то об этом говорить просто невозможно. Также и слово "было" здесь неуместно, так как Бытие только начинается. "Сотворил Бог небо и землю."

"Небо" – означает мир ангелов (духовный мир), "земля" означает пространство или трехмерный мир, где впоследствии происходит творчество.

Перевод книги "Бытие" сделан с древнееврейского, древнегреческого и латинского языков, в которых многие слова звучат совсем по-другому и имеют иногда несколько значений.

Слово "Небо" имеет три значения:

1. Мир ангелов.

2. Расстояние между предметами.

3. Видимое голубое небо, по которому летят птицы.

Также слово "Земля" имеет три разных смысла:

1. Пространство и время (бесконечный космос).

2. Земной шар – наша планета.

3. Грунт, где растут растения (почва).

"Вода" в переводе с еврейского означает – ничего или неопределенность, бесформенность. И также в тексте имеет три значения:

1. Космический вакуум, пустота.

2. Жидкое плазменное состояние только что созданных атомов.

3. Обычная наша вода (Н2О).

В то же время глаголу "сотворил" в еврейском подлиннике соответствуют три слова. На русском языке звучит одинаково, а на еврейском:

1. "Бара" – сотворил из ничего.

2. "Асса" – сотворил из готового материала.

3. "Йацар" – преобразовал уже сделанное.

Особое внимание необходимо обратить на глагол "бара", то есть, "сотворить из ничего". Этот глагол употребляется при сотворении мира всего три раза. Первый раз – в начале. Второй раз – в пятом дне творения, когда Господь сотворил рыб и птиц. душу живую, нечто совершенно новое. Третий раз – в шестом дне, при сотворении человека. Во всех остальных случаях творчества используется глагол "асса".

Учитывая сложности значения перечисленных слов, по ходу изложения текста Шестоднева будем указывать их точное значение.

Читателю придется выучить эти четыре слова с их тремя значениями, иначе дальнейшее чтение будет очень затруднительным. К сожалению, в русском языке нет эквивалентов, которые полностью соответствовали бы вышеперечисленным значениям, и при переводе вынуждены были применить слова, подходящие по смыслу, хотя в церковно-славянском тексте для одинаковых слов с разными значениями очевидно делались некоторые пометки для их уточнения.

Итак, сотворил (бара) Бог одновременно, в одно мгновение, мир ангелов (небо-1) и пространство (земля-1, будущий материальный мир). Если вы найдете в каком-либо описании Шестоднева небрежное высказывание, что якобы в начале сотворен мир духовный, а потом материальный, то исправьте эту ошибку, и вы спасете автора от греха. И духовный и материальный миры созданы мгновенно, иначе где бы ангелы находились? Ведь как ни духовны ангелы, все же они определены местом и временем, как твари, хотя и бесплотные, и могут перемещаться очень быстро, подобно нашим мыслям. На одновременность творения неба-1 и земли-1 особенно указывает Василий Великий в своем Шестодневе и опровергает ложное мнение, взятое из языческой философии древних греков (эллинов), которые вообще считали материальный мир ничтожным, нереальным (иллюзорным). Вспомним, как не хотели слушать проповедь апостола Павла в Афинах о воскресении из мертвых. Самые "прогрессивные" языческие философы отвергали материальное вечное будущее. Поэтому необходимо особенно уделить этому внимание. Поскольку ангелы (то есть мир духовный) созданы мгновенно, сразу совершенными (подобно душе человека в шестой день), то они, как неинерционные, не нуждались в постепенном созидании. И это, наверное, понятно, ведь каждый из нас знает. что для того, чтобы изменить свое мнение, не требуется столько времени, как скажем для выращивания дерева или животного. (Если время нужно, то только для подготовки к принятию решения. Само же решение принимает душа всегда мгновенно.)

Земля-1 же была при этом невидима и неустроена и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою-1.

То есть, мы видим, что земля-1 (материальный мир) представляла собой только пространство. Она была невидима – то есть ее нельзя было видеть. И как увидеть пустоту? Она была неустроена, то есть не готова к принятию человека. И так же, как готовится и благоустраивается дом для жизни в нем человека, точно так же мир нуждался в устроении. Тьма означает отсутствие света. Бездна означает бесконечный космос. Так же как с сотворением времени появилось понятие вечности, так же и пространство, сотворенное Богом, – бесконечно. Если кому-либо не понятно, как же может быть бесконечным пространство, то не беспокойтесь, это чувство не удивительно, ведь у нас так все ограничено: и жилье, и тело. Попытайтесь сравнить с понятием вечности. Здесь нас убеждать не нужно, так как нас устраивает, что мы вечно будем жить и никогда не исчезнем. А если родители устали от трудностей жизни, то уж детям своим хотят вечной жизни. По аналогии пространство обладает этим качеством бесконечности.

У людей, знающих линейную алгебру и астрономию, могут возникнуть вопросы мерности пространства и понятия тьмы. Если у кого-то не возникает таких вопросов, то пропустите следующих два абзаца, так как это не существенно и для многих очевидно.

Пространство Бог создал трехмерным: ширина, длина, глубина. Мы можем себе представить некоторые другие измерения, но это чисто математические модели. Бог, конечно, мог создать мир и четырехмерным и пятимерным, но счел достаточным ограничиться тремя измерениями, так как это дает возможность разнообразия и достаточно для создания живых организмов. Во всяком случае, все идеи о якобы существующих иных мирах с другими измерениями считаются фантазиями и не думайте, что они безвредны. В этих идеях заложено отрицание Бога Творца. Также как и в идеях о перевоплощениях. Теперь вопрос о тьме. Обычно достаточно сказать, что Бог тьму не создавал, так как тьма – это "отсутствие" или "ничего". Если кого-то и это не убеждает, то пусть попробует построить вектор тьмы или скаляр от ничего, и он убедится в предложенном понятии.

"Дух Божий носился над водою". Здесь слово "вода" имеет значение первое ничего, пусто. Даже не было света. "Над водою" – означает, что Бог превыше всего сотворенного, так как Он вне мира.

Слово "носился" означает в буквальном переводе с еврейского "птица, высиживающая яйца", то есть, "согревающее, дающее жизнь, животворящее". По-русски обычно говорят: "Что ты с ним носишься?" – что означает попечение, заботу, то, как Бог проявил свою заботу в шести днях творения или шести эпохах.

И вот от первого мгновения пошло время первого дня. "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет." В этих словах мы видим Живоночальную Троицу. Бог Отец сказал: "да будет", то есть родился Сын Божий (Слово, Логос), и Духом Святым стал свет. Все три Лица участвуют в творении.

"И увидел Бог свет, что он хорош." Конечно же, как говорит Иоанн Златоуст, Бог и так знал, что свет хорош, иначе зачем бы Он создавал свет. Но, чтобы кто-либо не сказал, что свет иногда бывает плох, подтверждает сказанное. Мы привыкли часто менять собственное мнение по разным причинам, поэтому мнение Бога нам необходимо.

"... и отделил Бог свет от тьмы." В Библии слово "смешение" имеет смысл хаоса или по-русски неразберихи. Поэтому отделение или разделение связано с творчеством и конкретизацией, то есть, всему выделяется свое место. Отдельно – свет и отдельно отсутствие света. Бог усложняет мир, но не делает его серым и однородным. Свет-это уже материя, из которой Бог делает разнообразие света, тени, гаммы цветов и спектров.

"И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один." То, что днем светло, а ночью темно настолько нам привычно, что данные слова не требуют разъяснений, но вот следующие: "и был вечер и было утро" нуждаются в комментарии.

Вечер означает начало ночи, а утро начало дня. Иоанн Златоуст, комментируя данное место, говорит, что некоторые еретики (очевидно его современники) считали, что день длится с вечера до утра и потому сидели всю ночь при свечах, а если ассоциировать с евангельской притчей о женихе, приходящем ночью, то так можно создать новую секту. Но мы посмеемся над их неразумием. Мы знаем, что день есть день, а ночь есть ночь. Ночь символизирует мрак, отсутствие, разрушение, смерть. День символизирует реальность, творчество, жизнь. Слово "вечер" в христианской литературе означает – затухание, исчезновение, угасание. Например, наша человеческая молитва вечерняя (ограниченная). Свет от свечи – вечерний, затухающий. А свет Христов не вечерний, то есть не угасающий, вечный.

Утро означает начало дня, то есть, созидание, творчество, реальность. Таким образом слова "и был вечер и было утро" означают переход из небытия в бытие. Не было света, а теперь свет есть. Еще можно сказать: поскольку нам недоступен образ творения (см. гл. 3), то Бог творит под покровом ночи, а утром мы видим уже все готовое и восклицаем: "Дивны дела Твои Господи!" И вот этот день длится и сейчас, как реальность.

Мы светом пользуемся и доныне. Само слово "день" (по-еврейски "йом") означает период, цикл, эпоха. Поэтому все споры о длительности этих дней неправомочны. Единственное, можно определить время от сотворения Адама, так как в Библии указаны годы жизни родословной Иисуса Христа. Если сложить все отрезки жизни, то получается от сотворения Адама до рождества Христова приблизительно 5,5 тысяч лет.

При чтении древних толкований, например, Василия Великого, у читателя может возникнуть недоумение по поводу так называемого облака первозданной материи, созданной до сотворения света. Это разночтение связано, по всей вероятности, с тем, что раньше под словом "атом" подразумевали нечто неделимое, и поэтому первоматерии, как воде невидимой и неустроенной, приписывалось значение темной, неосвященной материи (то есть, пространства, вакуума).

В современном представлении об атоме как делимом, естественно, и выражение звучит по-другому, сохраняя тот же смысл. В этом можно убедиться, сопоставляя описания последующих дней творения из описаний святыми отцами.

Темному неосвещенному облаку (первоматерии) приписывалось значение невидимой и неустроенной воды, в нашем представлении – это вакуум, где атомы просто предполагаются. Понятию же неделимости в современной физике приписывается совершенно другое значение.

Таким образом, Василий Великий, хотя и жил 1,5 тысячи лет назад, но не допустил отклонений в толковании творения мира с точки зрения современной ядерной физики. Так же как иконописец изображает бесплотного ангела, так же изображается невидимая "земля". И разночтения тут не философские, а лингвистические.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

"И сказан Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды."

Также, как в первый день Бог создал свет и, разделяя, сотворил многообразие, точно также теперь, во второй день, – Бог разделяет массы. Толкователи находят, что массы атомов были созданы вместе со светом в первый день, подтверждая свои выводы тем, что все знают о вспышке света во время взрыва ядерной бомбы, а также тем, что свет, излучаемый солнцем или звездами – это непрерывная термоядерная реакция, при которой образуются новые атомы. Но не будем фантазировать. Достаточно того, что современная ядерная физика устанавливает прямую связь между светом и массой (формула Эйнштейна). Не будем пугать читателя слишком сложными словами. Наша задача не запутать читателя, а открыть ему глаза на окружающий мир. Здесь уместно напомнить о том. что до работ Резерфорда и Эйнштейна многие философы-скептики смеялись над христианами по поводу сотворения света в первый день, а солнца, как источника света, в четвертый. Но теперь-то мы все знаем, что Моисей писал эту книгу не от своего ума, а Духом Святым, ведь он не знал ядерной физики.

Вот эти атомы в плазменном состоянии, находящиеся в хаосе, как Моисей их называет "вода-2", и были разделены на "верх" и "низ". Но поскольку наш мир трехмерный, то внизу образуется шар – вода внизу. А остальные воды (или массы) распространяются в беспредельные просторы космоса.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УМНОЕ ДЕЛАНИЕ или формирование личности в православии

На сайте allrefs.net читайте: "УМНОЕ ДЕЛАНИЕ или формирование личности в православии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Душа – сердце – сердечная молитва

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вода вверху I I вода вверху – вода внизу – вода вверху I I вода вверху
Из этих масс Бог в четвертый день сформировал звезды, то есть все небесные тела – галактики, метагалактики... "И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, котор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги