рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вода вверху I I вода вверху – вода внизу – вода вверху I I вода вверху

Вода вверху I I вода вверху – вода внизу – вода вверху I I вода вверху - раздел Религия, УМНОЕ ДЕЛАНИЕ или формирование личности в православии Из Этих Масс Бог В Четвертый День Сформировал Звезды, То Есть Все Небесные Те...

Из этих масс Бог в четвертый день сформировал звезды, то есть все небесные тела – галактики, метагалактики...

"И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом."

"Создал Бог твердь." Так скульптор, создавая скульптуру, отделяет от камня лишнее. И вот это -расстояние между скульптурой и осколками – можно назвать красиво – небом. То есть, "небо" – это расстояние между звездами или вообще расстояние между предметами.

Но теперь нас волнует слово "твердь" Не будем создавать лишних проблем: положим, что здесь имеются ввиду законы природы, достаточно твердые и неизменные. Если кто-то возразит и скажет, что физические законы были установлены сразу, в момент творения пространства и времени, то спорить не будем, ведь неизвестно, когда именно были установлены естественные законы природы. Одно необходимо утвердить: все эти законы подчинены Богу, так как Он их сотворил и имеет полную власть управлять ими (или нарушать "естества чин"). Вот почему, когда у Иисуса Христа требовали совершить "чудо" без особого смысла, то Он отказался. Естественно, зачем Он, Бог, будет нарушать то, что Сам сотворил? Именно по этому принципу можно будет определить антихристово чудо (чудо ради чуда, без христианского смысла).

Твердь названа небом потому, что расстоянием определена форма, то есть, красота. Здесь "небо" имеет второе значение. Именно поэтому в этом дне творения не пишется "и увидел Бог, что это хорошо". Как говорит Иоанн Златоуст, нелепо писать "хорошо, что это хорошо". Хотя в русском переводе это оправдано и многие издатели пишут, но, конечно, в скобках, как некое добавление.

"И был вечер и было утро: день второй."

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

"И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом в одно место, и да явится суша. И стало так."

В третий день устраивается земной рельеф. Горы, долины, моря, реки, озера. В данном месте слово "вода-3", которая под небом, имеет уже значение обычной воды (Н2О), наполняющей водоемы.

"И назвал Бог сушу землею, а собрания вод морями. И увидел Бог, что это хорошо."

Здесь и без комментария понятно, что море – это собрание вод, и что появилась суша. Единственное, нужно указать, что слово "земля" здесь означает третье понятие – почва, чернозем.

"И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так."

Не будем удивляться тому, как неживая земля может что-либо произвести, но услышим повеление: "сказал Бог", и земля не может ослушаться. Атомы, молекулы из почвы, силой Духа Святого, собираются, соединяются, склеиваются, образуя живые клетки, формы растений; и к тому же, Животворящий Дух наделяет их неким законом размножения по роду своему. Во втором дне мы видели установление порядка неживых физических тел и существование их по, теперь уже естественным, законам тяготения масс. Теперь, в третьем дне. уже причудливые растения, насажденные Гениальным Творцом, получают свою независимость и самостоятельность, имея возможность размножаться и расти по своим, внутри заложенным, принципам. И настолько эти принципы стабильны и охраняются Богом, что у некоторых легковерных людей даже возникают мысли, что так было всегда.

Заметим, что все растения размножаются только по роду своему. И на яблоне желуди не растут, и на вишне не растут орехи. И если посадить косточку тщательно выведенного гибрида, то вырастит дичка. Гибрид – это некое изменение растения, произведенное человеком, удобное для сельского хозяйства. Те виды, которые мы истребили, больше никогда не появятся. Они занесены в "Красную книгу".

"И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро: день третий."

Трудно здесь описать насколько это хорошо. Мы любим отдыхать на природе, в лесу. И без растительного мира жизнь человека или животного была бы невозможна. Даже в домах мы устраиваем оранжереи, чтобы восполнить утраченную красоту, необходимую для жизни атмосферу. Наши тела, как и тела животных, состоят из материи, но чтобы эти тела росли и развивались, нужны растения. Таким образом, все живет от земли. Поэтому растения не только очень красивы, они еще очень полезны.

Атмосфера, благодаря растениям, наполняется кислородом, эфирными маслами, смолами, благоухают цветы – чудо!

"И увидел Бог, что это хорошо." Если Бог говорит, что это хорошо, то уже никто не скажет, что это плохо. Находятся люди, которые считают некоторые растения вредными, опасными, ядовитыми, но это не значит, что эти растения не нужны. Они, например, используются для изготовления лекарств. Ничего плохого Бог не сотворил.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

"И сказал Бог : да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды."

Для формирования небесных тел используется "вода", которая над твердью была отделена во втором дне. Назначение светил – прежде всего для освещения земли, затем для знамений, времен и дней и годов. "Знамения" со стороны светил ни в коем случае нельзя рассматривать как предсказание будущего по звездам, так как астрология чужда христианству и, по словам Иоанна Златоуста, ведет в ад, а Иоанн Дамаскин называет ее безумием. Приведем слова Иоанна Дамаскина по данному вопросу:

"Эллины, конечно, говорят, что восхождение и захождение, и сближение этих звезд и солнца, и луны устраивают все наши дела; ибо астрология занимается этим; однако мы утверждаем, что хотя от них (разумеется от солнечного тепла) и получается предзнаменование дождя и бездождия, как холода, так и жары, как влажности, так и сухости, также ветров и подобного, но никоем образом не предзнаменование наших дел. Ибо мы, происшедшие от Творца одаренными свободною волею, бываем господами наших дел. Ибо, если мы все делаем вследствие течения звезд, то по необходимости совершаем то, что делаем; а то, что происходит по необходимости, – ни добродетель, ни порок; если же мы не имеем ни добродетели, ни порока, то не достойны ни похвал, ни наказаний, а также и Бог окажется несправедливым, доставляя одним блага, другим бедствия. Но Бог даже не будет ни управлять Своими творениями, ни помышлять о них, если все управляется и увлекается необходимостью. Сверх того и разум будет в нас излишним, ибо мы, не будучи господами никакого дела, излишне обдумываем про себя; но разум дан нам непременно для обсуждения, почему все разумное одарено также и свободною волею."

"... звезда, явившаяся магам во время человеколюбивого и спасительного ради нас рождения Господа по плоти, не была из числа звезд, которые произошли "в начале". И это ясно из того обстоятельства, что она совершала свой бег то с востока на запад, то с севера на юг, и что она то скрывалась, то показывалась. Ибо это несвойственно порядку или природе звезд."(Свят. Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры", стр.61).

По словам Иоанна Златоустого, Вифлиемская звезда не что иное, как Ангел, который указывал дорогу волхвам. Также затемнение солнца во время распятия Господа Иисуса Христа происходило не по законам астрономии, так как было полнолуние, и луна находилась с противоположной стороны земли и не могла закрыть солнечный диск. Да и время по длительности (3 часа) совершенно невозможное для солнечного затмения, которое может длиться считанные минуты. То же самое, когда в Библии описываются казни египетские, то знамение "мрак по всей стране египетской" нисколько не мешало солнцу освещать соседнюю область (земля Гесем), где израильтяне жили без всяких катаклизмов, связанных с небесными светилами.

Само расположение звезд, а особенно солнца, позволяет определить суточное вращение земли. А так как звезды настолько далеки, что даже не заметен их сдвиг за тысячу лет, то по звездам выполняют все геодезические измерения на поверхности земли. Других методов измерения не существует, только по звездам.

Особое значение в описании четвертого дня придается солнцу и луне. Древние люди, лишенные знаний, приписывали этим светилам особые божественные качества (например, Ваал или Астарта). Можно себе представить какое удовольствие получали бесы, когда люди преклонялись перед светилами неба, и тем самым становились очень похожими на сатану, не желавшему поклоняться Творцу. Потому-то и говорит Моисей, что сотворил Бог светила небесные для освещения земли, точно так же, как дома мы зажигаем светильник, чтобы было светло. Приходится только удивляться, как в наше время, когда даже школьники знают астрономию, находятся люди, поклоняющиеся звездам и пытающиеся вернуться в язычество, составляющие гороскопы и "предсказывающие будущее" на утеху бесам.

Пусть никого не смущает то, что другие небесные тела звезды, галактики – очень велики по сравнению с нашей планетой. У Бога царские подарки. Это у нас возникают проблемы с размерами и количеством. Бог, если бы было необходимо, мог бы создать нашу планету сколь угодно большой, но наша планета и так достаточно велика. А то, что вокруг в космосе много места и много звезд, то это не должно нас смущать, а, наоборот, радовать, потому что жить в замкнутом объеме неприятно и страшно. Ограниченное пространство всегда создает для человека чувство ограниченности – ограничение свободы. Потому-то и преисподняя ада означает в переводе ограничение, сжатие, изоляцию, отлучение. Так же как преступников сажают в клетку тюремную подобно диким зверям, точно так же ад представляет собой темницу духовную. А территориально ад находится в центре земли и стремится в точку, коллапс, сжатие. В то время, как райская жизнь есть свобода и снятие всех запретов и ограничений. И в нашем человеческом обществе, чем более честен человек, тем больше ему доверяют и дают свободу. Свобода чад Божиих и является райским блаженством. Все законы и ограничения в аду. Там цепи и там узы. Чтобы закончить тему четвертого дня, добавим, что разговоры о так называемых инопланетянах и жизни на других планетах являются идеей сатаны. Все видения, связанные с понятием "жизни в иных мирах", являются бесовским наваждением, чтобы Бога-Творца заменить на пришельцев из космоса.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ

В пятый день, по слову Божию, вода произвела душу живую, то есть появились в воде слизняки, насекомые, пресмыкающиеся и рыбы, а над землею, по тверди небесной, полетели птицы. К этому добавим, что Бог благословил рыб наполнять воды и птиц размножаться на земле. И, забегая вперед, слышим, что на земле в шестом дне Бог благословил человека наполнять землю, а о животных умолчал. Но ведь мы знаем, что животные хорошо размножаются. Дело в том, что каждое слово в Библии имеет серьезное значение. И если Бог нас упрекает в праздных словах, то Сам не допустил, чтобы пророк написал что-то не точно. Рыбы нам не конкуренты в морях, поэтому они, хотя и находятся под нашим владычеством, но свободно наполняют воды. Также и птицы, хотя и живут на суше, но обитают на деревьях и нам всегда уступают дорогу. А вот животные постепенно вытесняются с лица земли, и уже сейчас некоторые виды обитают лишь в заповедниках или на сельскохозяйственных фермах. Только в наши дни сбываются эти пророчества о наполнении людьми всей поверхности земли.

ШЕСТОЙ ДЕНЬ ТВОРЕНИЯ

В шестой день, по слову Божию, земля произвела душу живую и появились на земле животные, то есть скоты, гады и звери; и, наконец, сотворил Бог человека – мужчину и женщину по образу и подобию Своему, то есть, по духу похожими на Себя!

Поскольку сведения о райской жизни у нас чисто умозрительные, не будем фантазировать и ограничимся теми сведениями, которые изложены в Библии. Подробности может знать только очевидец, а мы отвержены райского блаженства. Если кого-то очень волнуют подробности, то спросите у ангелов, которые наблюдали весь процесс творения, а так же у Адама, как он жил в Раю. Но это, очевидно, будет возможно только после освобождения от греховного бремени, за которое мы подвержены суду и отвержены не только от райского блаженства, но даже от знаний о райском блаженстве.

Как вели себя животные до грехопадения и были ли среди них хищники или нет – подобные рассуждения приближают нас к прельщению первого рода, поэтому не будем останавливаться на таких вопросах. Одно можно сказать, что сейчас мы видим остатки того блаженного Рая. Святой Иоанн Златоуст в своем Шестодневе говорит, что возможно змий раньше летал, а затем, когда получил проклятие, у него отпали лапы и крылья, и он стал только ползать. Возможно, во время Иоанна Златоуста были еще летающие или бегающие драконы, и это мнение вполне правдоподобно. То предположение, что у хищников после грехопадения людей выросли когти и зубы не имеет никаких доказательств. Мы знаем медведя по виду хищника, но по питанию вегетарианца, а также обезьян с клыками, питающихся только фруктами. Эти все рассуждения особого значения не имеют для нашего спасения, и только портят наш ум. Одно скажем точно: сатана вошел в змия, так как змея символ хитрости, ума, изворотливости.

Животные созданы в великом множестве и любители природы могут насладиться этим многообразием, изучая зоологию, а также посещая зоопарк, либо наблюдая домашних животных. Хочется добавить, что животным приписываются определенные характерные черты: льву – сила, власть; овце – кротость, смирение; орлу – небесный простор, полет мысли; свинье – грех, небрежность; козлу – распутство и т.д., и хотя это чисто условно, и любое живое существо создано Творцом прекрасным и "весьма хорошо", тем не менее для человека все окружающее имеет серьезный воспитательный смысл. Поэтому для принесения в жертву за грех, как прообраз страдающего Христа, можно было употреблять только так называемое "чистое" животное. А, например, свинья, не может быть прообразом Иисуса Христа, так как она олицетворяет грех. Как говорит Иоанн Златоуст, рыба более нечистое существо, чем свинья и она тем не менее употребляется в пищу евреями по закону Моисеевому, а свинья намного чище, но отвергается. В Новом Завете, когда Христос уже искупил грехи мира, все является чистым, и оценивается здравым смыслом и уровнем брезгливости. Но предпочтительнее, конечно, считается растительная райская пища. Осуждение христиан со стороны вегетарианцев за попущение мясной пище совершенно несправедливо, так как христиане ставят цели несколько более возвышенные, чем диета; и поэтому новоначальным предписывают прежде всего очистить свой ум, а уж потом желудок. Хотя, если рассмотреть посты, то христиане молока и яиц не едят, а современные вегетарианцы считают их пищей постной. Если же говорить о настоящем монашестве и аскетизме, то пища принимается ими только растительная, за исключением тех случаев, когда возникает гордость.

Разделение животных на хищников и травоядных не всегда дает о них однозначное мнение. Если оценить их нрав по человеческим понятиям, то выходит, что – хотя овца ест только траву, назвать ее постницей было бы не совсем верно, так как овца ест день и ночь и, кроме еды, ее ничего не интересует. Тогда как хищник лишнего никогда не съест и проявляет часто просто любопытство, увлекаясь поиском нового. То есть, овца просто глупая, но не праведная. С другой стороны, наблюдая жестокость хищника, мы перестаем восхищаться его силой. Каждый характер в отдельности имеет положительные и отрицательные черты. Но если от каждого выбрать лучшее: от льва – силу, а от овцы кротость, то получится совершенство. Поэтому говорят об Иисусе Христе: "Лев от колена Иудина" и "кроткий, как овца".

По христианским канонам каждому Евангелию приписывается определенный тип (как и изображено на иконах):

· Евангелию от Матфея – человек,

· Евангелию от Марка – лев,

· Евангелию от Луки – бык,

· Евангелию от Иоанна – орел.

Также и пророк видит перед престолом Божиим те же четыре вида животных: "поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще...".

О характерах сотворенных животных знаем, что лев, например, может быть начальником, хотя ему необходимо стать кротким, а овца никогда не сможет быть начальником, так как она глупая. Может быть, поэтому ей и не свойственно нападать. То есть, в греховном мире животные после разрешения зла изменили свой нрав и рацион питания. Поэтому и Ною Бог после потопа позволяет вкушать как траву, так и все движущееся, указывая, что животные не имеют вечной жизни и, хотя внешне чем-то похожи на нас, но, по сути, имеют то же место, что и трава. Хочется предостеречь от идолопоклонства, когда твари воздают почести Творца; более того, находятся и такие уникальные язычники, которые ухитряются поклоняться даже деревьям. Здесь любителям природы придется напрячь свои силы. Не спешите с выводами и не сердитесь, так как сентиментальное вегетарианство очень далеко от трезвения. Хотя все подвижники христианства, естественно, вегетарианцы и вкушают "райскую пишу".

Для того. чтобы приблизиться к Истине, необходимо по всем быть чистым. И если какой-то вопрос не совсем ясен. то допускается не акцентировать на нем внимание, а оставить на дальнейшее рассмотрение, но держаться при этом всегда только чисто православной точки зрения. Помните, что вольнодумства и различные толки допускаются только у язычников и сектантов. В Православии это смертельно опасно, так как мы приступаем непосредственно к Живому Богу.

Вспомним благословение Божье: Адам – царь над всеми животными: и рыбами и птицами, – и увидим, что и сейчас дикие звери человека боятся. Но, конечно, во многом сила человека ослабела и только у святых, которые приблизились к первоначальной Адамовой чистоте, снова восстанавливается царское достоинство. Примеры этого: Даниил во рве с голодными львами. Серафим Саровский кормит медведя. Мария Египетская и лев.

Человек стал настолько греховен, что даже животные не узнают в нем своего хозяина. Иоанн Златоуст: "Если ты муж пришел домой и на пороге тебя встречает не подруга, а львица, то подумай, где ты обидел жену, что она тебя не узнает." Даже в семье может произойти грехопадение, после которого ненависть заменит любовь.

Поскольку мы говорим о животных, то уместно сказать, что происходит с душой животного после смерти. После смерти душа животного растворяется в небытии, так как она не может жить без тела. Животное живет только в материальном мире, подчиняясь законам инстинкта и элементарным потребностям тела. Те зачатки мыслительных способностей, которые восхищают дрессировщиков, имеют значение только для выживания в окружающей среде. Человек, как говорит Иоанн Златоуст, тоже разумное животное, но обладает бессмертным духом. Этот бессмертный дух позволяет человеку жить и без тела. Макарий Великий указывает на пробуждение спящей человеческой души от скотского состояния к ангельскому.

Человек, который не заботится о своей бессмертной душе, уподобляется животным, которые не могут по своей природе жить в духовном мире. Животные не могут, а человек не хочет. Те функции, которые выполняет душа животного, конечно же, есть и у человека, и это передается по наследству. То есть размножение животных, как и растений, включает в себя и размножение той животной души, что управляет телом. Обычно, когда художники рисуют душу, они ее рисуют прозрачной и поэтому, наверное, называют ее призраком и, конечно, точно такой же формы. как и тело. Это как бы чертеж тела животного. Тот, кто занимается фотографией, может провести параллель с негативом, с которого печатаются снимки. Кстати, воскресение из мертвых при таком взгляде достаточно объяснимо. Тело умирает временно для покаяния, но так как душа сохраняет всю информацию о теле. то тело потом будет восстановлено ради бессмертной души.

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Вторая глава Бытия посвящена человеку и райской жизни. Встречаются литературоведы, которые находят, что вторая глава отличается по стилю написания. Но это претензии неверующих людей. Во-первых, и писатель одно произведение пишет в стихах, а другое в прозе, и стиль очень отличается в зависимости от жанра. Одно дело писать о сотворении мира – пророчество в прошлое, а другое описывать райскую жизнь наших прародителей, счастливую и безоблачную, которой мы лишились и хотим вернуть. Но самое главное то, что Моисей писал это не своим умом, а Духом Святым, Богу видней в каком стиле излагать данную информацию. Во всяком случае ничего подобного по своей силе, научности и неопровержимой ясности, нигде в литературе не встречается.

Сотворив человеку плоть, Бог вдунул в нее бессмертную душу. Разговоры о том, как устроена душа у человека, скорей похожи на фантазирование, чем на познание. Единственно, что можно сказать, у животных, как и у человека, есть душа живая, которая управляет телом и передается по наследству со своими инстинктами, а вот дух бессмертный творится Богом индивидуально каждому человеку уже в готовом теле. Точно также, как Бог сотворил ангелов в одно мгновение, точно также каждую душу человека Бог творит индивидуально и мгновенно – потому-то человек и бессмертен, так как вечность и мгновение близкие понятия.

Хотя все люди происходят от прародителей путем естественного рождения, однако же Бог является Творцом и каждого человека в отдельности. Разница только в том, что Адама и Еву Он создал непосредственно, а всех потомков их творит посредственно – силою Своего благословения, которое Он даровал, сказав: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт. 1,28.) (Догматическое богословие стр. 437, том 1).

Что касается вопроса о происхождении душ человеческих, то православная Церковь всегда держалась, как и ныне держится мысли, что они творятся Богом. Снятая Церковь, веруя Божественному Писанию, учит, что душа творится вместе с телом, но не так, чтобы с самим семенем, из которого образуется тело, и она получила бытие, но что, по воле Творца, она тотчас же является в теле по его образовании" (блаженный Феодорит).

Когда же именно творятся человеческие души и соединяются с телом? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матери постепенно; а душа, существо простое, может твориться только мгновенно, и, действительно, творится и дается от Бога, по учению православной Церкви, "в то время, когда тело образуется уже и соделается способным к принятию оной" (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 28). Так учили и древние учителя Церкви: Кирилл Александрийский, Августин, Феодорит, Геннадий и другие и в доказательство своих слов указывали на слова Моисея: Исх. 21,22- 24. Вот как, например, раскрывает мысль свою блаженный Феодорит: "Тот же пророк (Моисей) в законах своих еще яснее учит, что сперва образуется тело, а потом вливается душа. Ибо, говоря о том, кто поразит беременную женщину, он дает такой закон: аще кто поразит жену непраздну, и изыдет младенец ея неизображен: тщетою да отщетится. Аще изображен будет, да даст душу за душу, око за око и проч. (Исх. 21, 22-24). Этим самым он дает разуметь, что неизображенный или необразовавшийся младенец еще не имеет души, а образовавшийся имеет душу".

Здесь сразу может возникнуть мысль: значит можно делать аборты при ранних сроках беременности? В ответ на этот вопрос можно только вздохнуть с сожалением. Люди насколько злы, что только и ждут случая, чтобы совершить преступление. Где это видано, чтобы волчица убила своего волчонка? А ведь мы – не хищники. И образ материнства всегда был связан с любовью и защитой детей. Но не будем отчаиваться, так как после очищения ума восстановится правильное отношение и к семье и к детям. Некоторые, имеющие духовное образование, скажут, что открытие людям этой истины о творении души младенца не полезно, так как приведет к соблазну сделать аборт. На это ответим, что ложь и истина не совместимы. Впрочем, этот упрек относится более к мужчине и обществу, поставившему женщину в подобную ситуацию. Человек же, который решил сделать аборт, в любом случае это сделает. Ему мы не поможем, а знания эти нужны верным для умной молитвы.

Если кому-то захочется поразмышлять о том, что хромосомы составляют код индивидуальности, и это связано с животной душой, и он начнет строить различные модели, как это любят делать "верующие" с восточным уклоном, то таких любителей необходимо предупредить, что данные рассуждения не что иное как мечтательность. Здесь полезно вспомнить об известном литературном персонаже – Манилове. Как он повреждал свою душу и жизнь и был смешон для всех из-за того, что не мог ум употребить для чего- то полезного.

Если мы хотим заняться серьезным богомыслием, то не будем спешить решать задачи, которые нам не доступны, и используем силы для необходимого. Ведь реальная трезвая жизнь намного интереснее выдуманной, и теория должна быть построена на твердом основании. Понятно, если ум устал, то можно развлечься, но вещами безопасными, например, сделать что-либо по хозяйству. Святые отцы в таких случаях занимались рукоделием часто плели корзины или канаты из пальмовых волокон. То есть нужно ум приучить выполнять всегда что-то полезное. Но если все-таки есть желание пофантазировать, то необходимо выбрать что-то безопасное, например, музыку. Как тело поддается тренировке, точно также, а, может быть, еще более, поддается тренировке ум.

Итак, человек стал душою живою. Как и все живые существа, человек обитает на нашей планете в райском саду. Мы слышим еще один раз как Бог сотворил животных и насалил райский сад. Повторения только усиливают и уточнят сказанное выше. В первой главе Бытия указан строгий порядок, а во второй уточняются подробности о человеке.

Скажем еще об одной особенности. Бог-Творец, как художник, никогда не повторяется. Даже человек, если он себя уважает, не станет тиражировать свои картины. Тираж репродукций производят другие люди -рабочие, маляры, копировальщики, у них совсем другое искусство: снятие копии. Если талантливому человеку проще сделать что-то новое, чем повторять старое, то уж тем более Богу. Поэтому наш мир, в котором мы живем, конечно же, уникален и нигде во вселенной нет биологической жизни, кроме нашей планеты. Если говорить, что остальной мир заселен, то только ангелами. А мы, когда получим спасение, сможем находиться там, где захотим. Скелеты и тела многих животных очень похожи по конструкции, что создает определенные удобства для сосуществования. Биологическая совместимость с организмами животных позволяет вместе питаться одной общей пищей и жить, хотя бы по телу, общими интересами.

Господь привел к человеку всех зверей-животных, и Адам назвал их. То есть Бог показал Адаму весь мир. Адам оценил созданное Богом: ведь дать имя рабу может только царь, имя собственности может дать только хозяин.

Адам – первый человек, созданный Богом. При описании создания человека используется глагол "бара" – создать из ничего. Всего глагол "бара" используется в Библии три раза. Первый раз вначале, второй – в пятый день при создании рыб и птиц, и теперь при создании человека, то есть создания совершенно нового.

Читатель обратил внимание, что комментарии по книге Бытия носят буквальный характер. Если кто-то этого не заметил, то пусть впредь помнит, что Бог через Моисея предлагает не аллегории, а конкретную информацию для спасения от еретических и идолопоклоннических заблуждений израильтян, измученных египетским рабством. И не только им, но и всех желающим выйти из мрака заблуждения. Поскольку мы говорим об Адаме, то, укажем, что существуют некоторые фантазеры, которые называют Адама и Еву не конкретно, а целыми народами, как аллегорию. Прошу обратить внимание на то, что это не праздный вопрос. В книге "Жив Бог" совершена грубая ошибка именно в этом вопросе, и очень печально, что автор называя эту книгу православным катехизисом, в угоду современным маловерным людям разрушает основы веры. Если допустить аллегорию в чем-то одном, тогда постепенно можно поставить под сомнение и все остальное. А при достаточной смелости можно стать скептиком, и, ссылаясь на оригинальность ума, вообще разрушить здравый смысл. Как некоторые говорят, что, мол, нам только кажется, что вокруг что-то происходит. Все вокруг нас иллюзия (майя). Вспомним слова Пилата: "Что есть истина?". И хотя синтаксически это вопрос, но Пилат говорит утвердительно.

Возникают различные толки о том, как это Бог сотворил Адама, а Евы еще не было? Именно Бог сотворил одного первого человека, и первые роды не могли произойти естественным путем, так как Адам был только мужчиной. Бог создал Еву из ребра Адама по причине единого родства. Все разговоры о том, что Адам был гермафродитом относятся к ложным, разрушающим умную молитву, мнениям. Библейские же слова о том, что Господь после грехопадения первых людей сшил им одежды кожаные, можно рассматривать, по всей вероятности, как одежды, сделанные из шкур животных, принесенных в жертву за грех Евы и за грех Адама. Здесь снова возникает ряд проблем. Поможем их решить. Прежде всего, зачем убивать невинных животных? Но для начала скажем, что человека более жалко, чем животного. Зачем нужна жертва? – для того, чтобы сохранялась правда и справедливость. Грех должен быть наказан и пресечен, иначе Бог становится соучастником преступления. (Часто родителя, начальника обвиняют в том, что воспитали преступника.) Далее, очень важно, чтобы человек знал, чего он достоин за свой грех. Поэтому, наблюдая принесение в жертву животного, человек глубже осознает свой грех. Кроме того, это есть пророчество н? крестные страдания Иисуса Христа. Во всяком случае, говорить о том, что Адам и Ева были бесплотны, либо имели какие-то необычные тела, и только после грехопадения будто бы Бог их одел в те кожаные одежды (плоть и кожу), которые у нас, будет совершенно неверным. Зачем спрашивается тогда Адам с Евой надели опоясания? И почему, собственно, указано, что были наги и не стыдились? Ведь стыд – следствие греха.

Теперь решим вопрос: почему Адам и Ева были наги и не стыдились. Они все органы воспринимали по своему назначению. Поэтому также, как мы не стыдимся своих глаз или ушей, точно так же они не стыдились и своей наготы, т.к. знали назначение всех органов. А вот мы используем некоторые свои органы не по назначению, а для своего плотского удовольствия, поэтому и стыдимся. Почему у Адама и Евы не было детей в раю? Наверное, это еще раз говорит о том, что человек имеет свободную волю и поступает не по инстинкту, а так, как считает нужным. Но более всего, наверное, по той причине, что они наблюдали, как размножались вокруг животные, и им это было неинтересно. Во всяком случае, если бы дети рождались в раю, то ад был бы пуст. А так ад переполнен и более многочислен, чем рай. После грехопадения воля настолько ослабла, что инстинкт размножения стал сильнее свободного выбора. Если возникнет вопрос, были ли бы у них дети, если бы не грехопадение, то, думаю, решать нам это неприлично. Зачем лезть в чужие семейные дела? Тем более, когда речь идет о наших прародителях. Лучше обратиться к своим насущным проблемам.

Трудно решать вопросы шестого дня творения, когда человек плохо усвоил даже первые четыре дня. Вообще человека как-то тянет заниматься проблемами не собственными, а чужими. Поэтому монахи стремятся решать семейные проблемы, а семейные учат, как должны жить монахи. Пусть каждый совершит свой подвиг. Бог предоставил в наше распоряжение мир, который мы портим и уничтожаем планомерно, а особенно свое здоровье и нравственность. Бог поставил Херувима с мечом обращающимся охранять древо жизни, чтобы не случились того, что Адам вкусит вечной жизни и останется вечно злым. Пока человек грешит и страдает, он может покаяться и исправиться. Как только после греха не будет страдания – грех станет неисправим.

Змей был хитрее всех зверей полевых. Сатана явился Еве в виде змия, так как тело змия – символ хитрости и изворотливости ума. Почему не Адаму, а Еве? Зачем Ева вообще разговаривает с посторонним, ведь змий был не из зверей сада), да еще без хозяина – Адама. Это известный прием – действовать на мужа через жену. Ложь была видна сразу, так как змий называет Бога обманщиком, говоря: "Правда ли, что запретил вообще кушать?" Но когда Ева сказала, что только с одного древа запрещено вкушать плоды, тогда он говорит: "нет, не умрете, а будете как боги, знающие добро и зло".

Для того, чтобы познать добро, нужно совершить добро. Это Ева уже умела, ведь прежде она не брала запрещенного. Для того, чтобы познать зло, нужно совершить зло. Это было еще неизвестно первым людям. А все, что неизвестно, привлекает внимание. Говоря слова: "будете как боги", змий, с одной стороны, имеет ввиду себя и бесов и гордится своим восстанием против Бога, но сказать прямо боится, поэтому предлагает, чтобы Адам с Евой имели ввиду, что речь идет о Живоначальной Троице – Отце, Сыне и Святом Духе. Кроме того, он старается внушить им мысль помечтать о том, чтобы самим посягнуть на Престол. Об этом мы слышим в конце всех событий. В результате "Адам стал, как один из Нас", Эта ситуация очень похожа на то, что произошло в России: революция, переворот, "кто был ничем, тот станет всем", "бей царя". Очевидно, руководитель и вдохновитель был тот же. Потому-то, когда он взял в плен умы людей, посмеялся над всем, то до основания разрушил все, что мог, так как строить не умеет и не привык.

Возникает вопрос, а, собственно, что это были за два дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла? Дерево жизни своими плодами давало жизнь, подобно тому, как спасал от змеиных укусов израильтян в пустыне медный змий, а, особенно, как спасает крест Господень. Более подробно о древе жизни мы знать не можем по причине греха, ведь херувим очень хорошо охраняет нас от этого древа. Древо же добра и зла мы очень хорошо знаем, и плоды его вкушаем регулярно, но все не можем убедить себя, что зло плохо и вредно. Это познание и составляет смысл седьмого дня. Этот седьмой день начался после сотворения Адама, когда Бог "почил" от своих дел и предоставил Адаму трудиться над формированием своей души. И продолжается этот седьмой день (покой, шаббат) сейчас и закончится на Страшном суде, когда зло будет запрещено. Сейчас зло совершать попускается в виде эксперимента познания, а на Страшном суде закончится седьмой день и произойдет разделение ада и рая, потому как вместе они существовать не могут; и праведники ждут не дождутся отделения зла.

Иногда возникают у людей вопросы: а как же смогут блаженствовать праведники, если другие в аду страдают? Вот тогда- то и наступит блаженство полное, когда все преступники будут изолированы. Ведь страдания причинять грешникам будет не Бог и не святые Ангелы, а сами они друг другу будут доставлять страдания. Так же и в тюрьме: не надзиратель мучает преступника, а преступники мучают друг друга. В раю же полная свобода и возможность развития и любви свободных существ. И не нужно переживать – никто случайно в ад попасть не может. Если человек не желает быть грешником, то никто не будет держать его в аду. Даже если сатана сейчас покается, то станет светлым и войдет в рай. Только он этого не хочет и предпочитает муки совести. Например, сатана даже Бога может назвать мучителем, так как выбрал своим творчеством зло, а поскольку в Боге зла нет, то сатана страдает вечно.

Древо познания добра и зла не отличалось ничем от других деревьев, и плоды его были самыми обыкновенными, а, может быть, и самыми худшими, хотя трудно представить, чтобы в раю Бог создал что-либо плохое. Съела Ева плода и не распробовала – дала Адаму, а когда они поели, то поняли, что плоды эти самые обычные и знания не дают, и что их обманули. И стало им страшно, и помрачился их ум, как у преступников закона, так что стали они даже прятаться от Бога, от которого, как известно, спрятаться невозможно. Стыд перед своей наготой возник как следствие греха. Преступник всегда прячется, и удел преступника – это ночь и мрак. Поэтому одежда на человеческом теле ничто иное как стыд греха – невозможность взирать на красоту человеческого тела. Телесная временная болезнь и смерть является единственным лекарством для лечения грешной души, чтобы душа не была вечно злой. И грешная душа прячется. И спрятался Адам. И взывает Бог: "Адам, где ты?" Этот призыв слышит каждый из нас. Но очень сложно виновному прийти к покаянию, и мы прячемся, как Адам. А Господь стоит и стучит в сердце человека: "Адам, где ты?" Мы уподобляемся детям, которые прячутся от родителей и усугубляют свою вину. Хуже, когда родители несправедливы и безжалостны, и детям есть чего опасаться. Но, и нашем случае, о Боге так сказать никто не может, взирая на Крест. Почему же такая строгость с осуждением на болезнь и смерть? Ну кто выгонит из дома ребенка, который ослушался один раз? Очевидно, Бог к нам предъявляет особые требования. Наверно, Он в нас видит какие-то особые задатки и требует воспитания соответствующих качеств.

Друг познается в беде, и истинные качества в человеке проявляются после сильных испытаний. Святые отцы всегда сравнивают формирование души святого с выплавкой золота. Как огнем очищается золото, так и душа человека требует работы. Кто душу (жизнь) будет беречь, тот ее погубит, а кто не пожалеет, тот приобретет ее. Поэтому человек, в любом случае, перед лицом смерти предстанет перед выбором. Либо это будет страдание за истину, либо муки болезни и страх перед неопределенностью. Именно это решение, возникшее в момент максимального напряжения души, на грани смерти, и определяет состояние души в вечности.

Адам сваливает вину за грех на Еву и упрекает Бога, напоминая, что именно Он привел Еву. Представьте, если бы Бог создал Еву не из ребра Адамова? Ева сваливает вину на змия. Со змием Бог не говорит, очевидно потому, что все отношения были выяснены во время низвержения Люцифера. Бог определяет змию проклятие – ползать на чреве. Вполне возможно, что Бог испытывал сатану, показывая рай. И на этом примере определил его участь. Жене определяется подчинение мужу: "... и к мужу твоему влечение твое, и он будет, господствовать над тобой". Здесь задаются взаимоотношения в семье. Очевидно, нормальный мужчина добивается влечения жены и получает над ней господство. К сожалению, данное естественное определение большинство мужчин нарушают, многие развивают в себе влечение к женщине до такой степени, что сами становятся похожими на чувственных возбужденных женщин. Не говоря уже о том, что практика такой чувственности у мужчин приводит и к другим, уже содомским, извращениям. Адаму определено в поте лица приобретать пищу. Необходимость труда заставляет человека думать, и размышления помогают обретать здравый смысл. Ту заповедь, что дал Бог "делать и хранить", теперь Адам вынужден выполнять, испытывая нужду в еде, жилье и прочем.

Поскольку мы говорили о Шестодневе, сказали о седьмом дне до страшного суда, то теперь уместно закончить данную тему последним, восьмым днем. Восьмой день наступит после Страшного суда и будет уже вечным. Всем понятно, почему суд называется страшным, но возникающий при этих словах страх связан с тем, что суд этот будет окончательным (без изменений). Суда у человека два: первый – после смерти, в сороковой день – временный. Второй суд – страшный, всеобщий, когда будут разрешены все причинно- следственные связи. Так же и смерти две: одна телесная, а затем – воскресение, вторая – духовная и ад. И если первой смерти избежать нельзя, то второй необходимо.

Для более удобного восприятия в книге приводится схема дней творения. Как видно из рисунка. Библейский отсчет времени начинается от сотворения Адама. Поэтому говорят: "время от сотворения мира" т.е. не от начала сотворения, а от того времени, когда мир уже был сотворен, и началось летоисчисление седьмого дня. Длительность шести дней творения (до сотворения Адама) в Библии не конкретизируется. Одни, основываясь на археологических исследованиях, утверждают, что до сотворения Адама прошли миллионы лет. Другие заявляют, что дни творения были очень коротки, ведь "у Господа один день, как тысяча лет", так как мир не мог существовать без хозяина – человека – царя природы. И не потому, что мир нуждался в человеке, а потому, что нет смысла в существовании мира без человека. Зачем вещь, если нет хозяина ?

Эта мысль подтверждается и тем, что мир с грехом Адама исказился, хотя никто, кроме Адама, не был виновен. И Страшный суд произведет изменения со всем миром: солнце померкнет, земля поколеблется, звезды сойдут со своих орбит, так как судится человек.

Но как одно мнение, так и другое, точных подтверждений не имеют, так как этот вопрос не носит практического значения. По той же причине и в Евангелии нет описания жизни Иисуса Христа до вступления Его на Евангельскую проповедь. Все попытки раскрыть подробности жизни Иисуса Христа, не описанные в Евангелии, носят суетный и не этичный характер, не говоря уже о фантастических еретических домыслах.

Даже в мирской жизни есть люди, которые интересуются творчеством гения и есть те, которых интересуют только интимные моменты его личной жизни.

В схеме нужно обратить внимание на то, что пресмыкающиеся созданы были и в пятый день, и в шестой, потому что одни созданы для жизни в воде, а другие – для жизни на суше. Особого внимания требует рассмотрение Царства Христа на земле. Как видно из схемы, мы сейчас живем в этот период. В Библии оно называется тысячелетним, но не в том смысле, что длится ровно тысячу лет, а в том что много лет (тьма лет), так как "тысяча" в древнем языке означает максимальное число. Если кто-либо будет настаивать на круглой цифре именно 1000 лет, то это будет больше подходить к суеверным колдовским вычислениям и противоречить словам Христа, что "о дне и часе не знает никто". При описании в Апокалипсисе тысячелетнего Царства Христа на земле упоминаются воскресшие мученики, которые торжествуют со Христом и (живыми) верными. Имеется в виду единение Церкви Торжествующей и Церкви воинствующей, то есть, одной – достигнувшей и другой – стремящейся к Царству Небесному. Это торжество происходит во время богослужения: Христос, мученики, все святые и мы (живые) духовно и телесно участвуем в Богослужении. Вот в чем важность святых икон в Храме, что и было подтверждено на последнем Вселенском Соборе, выступившем против иконоборческой ереси.

Версия сектантов, что якобы после страшного суда будет ровно тысячу лет Царства Христа, не подтверждается ни Писанием, ни здравым смыслом. После Страшного суда Царство Божие будет вечным и никогда не прекратится.

В приведенной на рисунке схеме Царство Христово начинается с того момента, когда Христос связал сатану, и продолжается до того момента, когда сатана будет отпущен на три с половиной года перед Страшным судом.

Что было с миром до Рождества Христова ? Так как Адам был поставлен царем над всей землей, то царство свое он утратил, подружившись со змием. При этом царство частично перешло сатане. Когда Бог родился в человеческом виде, Он снова воцарился на земле: "Господь воцарися в лепоту облечеся".

Седьмой день – это время от сотворения Адама до Страшного суда. Но поскольку этот седьмой день назван покоем, то и дни творения сохраняют свои действия в продолжении всего седьмого дня.

Что будет с миром после Страшного суда мы узнать не сможем до тех пор, пока эти дни не придут. В пророчествах Иоанна Богослова сказано, что мир изменится, и небо свернется, как свиток. И солнца не будет, а сам Господь будет всем вместо солнца. Богу Нашему слава во веки веков.

 

 

 


Глава 6

УМНОЕ ДЕЛАНИЕ ПО ЧЕТЫРЕМ ДНЯМ ТВОРЕНИЯ

 

Мы уже побеседовали с вами о Шестодневе. Здесь мы предлагаем первый этап очищения ума грешной души с неочищенным сердцем, а, может быть, и вообще с отсутствием веры в Бога.

Прежде всего не будем забывать, что наш ум еще не очищен, и те крохи здравого смысла, которые как-то поддерживают в нас жизнь, мы будем использовать для уникального подвига. Не надо себя дразнить слишком сложными проблемами пятого и шестого дня. Потерпим немного до прояснения ума – ведь мы и так много страдаем.

Вооружимся терпением и будем совершать умное делание, чтобы не ошибиться, идя от более простого и понятного – к более сложному.

Первые четыре дня творения включают в себя предметы, к которым мы относимся спокойно. На деревья мы не раздражаемся, на звезды мы не сердимся, поэтому нам легко изменить свое отношение к данным предметам. Здесь у нас не возникает особых споров.

Православное знание о предметах, сотворенных Богом, в эти начальные четыре эпохи, позволит нам наполнить ум чистым Богооткровенным учением. Это будет первое удовольствие, которое испытает подвижник. Он почувствует уверенность в себе, почувствует себя царем природы, а самое главное, приобретет веру и страх Божий, что составляет цель этого этапа.

Вера и страх Божий – понятия очень сходные и являются следствием работы ума. Когда мы видим нечто необычное, то нам становится страшно. Пока мы не видим Бога, а видим только Его творение, это вызывает у нас определенные трепетные чувства к Художнику. Сердце трепещет пред Богом, на Которого смотрит ум. Когда возникает реальный прилив веры и страха Божия, необходимо как можно дольше удерживать в себе это состояние. К сожалению, у многих бытует мнение, что вера – дар Божий. Это заблуждение. Если так рассуждать, то даром Божиим является абсолютно все. И совсем непонятно, почему мы слышим упрек со стороны Бога об отсутствии у нас веры? Если только Бог дает веру, то почему Он упрекает, что у нас нет ее? Несомненно, вера приобретается кропотливым трудом христианина. То есть, веру имеют абсолютно все, только одни хотят верить, а другие не хотят. Конечно же, вера – это степень риска.

Мы рискуем ошибиться, веря в невидимое. Но когда, веруя, находим сокровище, то вдохновляемся на новые подвиги, используя начальную веру, умноженную на успех. Постепенно вера вырастает, как некое дерево из зерна самого малого так, что даже птицы небесные могут укрываться в его ветвях.

Самое главное – не спешить идти вперед по дням творения. Наша цель – приобретать веру и страх Божий.

Приступим к самому деланию. Необходимым условием для успешного умного делания является:

1. Подробное знание 1-2-3 глав Бытия (наизусть).

2. Знание основ православной веры (Катехизис, Догматика).

3. Знание православного Богослужения. Участие в таинствах.

4. Регулярное чтение Евангелия и Добротолюбия.

Все это позволит нам: легко, без принуждения, взирать на мир; не впасть в еретические размышления; быть членом церкви, телом Христа; обучаться от святых отцов умной молитве.

Итак, успокоились, отвлеклись от всех житейских забот. Тех, кого любим – забыли. Вошли в состояние одиночества. Есть только вы и мир, который перед вами. (Живая природа, созданная Творцом). В это состояние попадает человек, потерявший самое дорогое для себя из мирских увлечений.

Начинаем рассматривать предметы, которые нас окружают. Они все имеют устройство, конструкцию.

Деревья имеют корни, ствол, ветви, листья, они состоят из живых клеток, которые можно рассмотреть, клетки состоят из молекул, атомов и так далее.

Все, что мы видим, имеет сложность, а Бог прост. Он не имеет устройства, так как Он не созданный.

Рассматривая мир, удивимся этому чуду и найдем в себе страх и трепет. Этот мир имеет бытие – "Еже быть". А Бог не имеет бытия. Он самобытен. Поэтому и первая книга из Торы Моисея называется "Бытие", то есть сотворение, происхождение. И не только окружающая природа, но и наше тело также имеет конструкцию, и мы ужасаемся перед Конструктором, Которого мы называем простым не в плохом смысле, а в хорошем – как не зависящем от чего-то постороннего. Творец не ограничен ни временем, ни пространством. Здесь хотим сразу предостеречь: не сравнивать себя в этом состоянии с любителями природы, с их восторженными чувствами к окружающему миру. Может быть, в чем-то их радость похожа на радость царя Давида, который восклицает: "Дивны дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил" (Пс. 103). Но, на самом деле, все восторги без православного мировоззрения приводят обязательно к прелести первого рода. Мечтательность делает ум человека неразборчивым, и хотя он и восторгается окружающим миром, но выводы делает ложные. Например, есть люди. которые больше любят животных, чем человека.

Таким образом, ощутив сложность окружающих нас предметов, мы определяем место для Творца, называя Его простым. В этот момент уже должны появиться страх Божий и вера – как некая волна страха, трепета, восхищения(мороз по коже). Это явные внешние признаки того, что вы не равнодушны к окружающему миру. Это первые признаки трезвения, о котором упоминают святые отцы, описывая умную молитву. Более смелые подвижники используют посещение кладбища, и тем самым увеличивают уже имеющийся страх Божий.

Память смертная является необходимой частью умной молитвы, но пользоваться ею нужно рассудительно.

Если мы начнем рассматривать все сразу, включая сюда и самое страшное – смерть, то сердце еще больше сожмется, обидится и не пустит в себя этот "жестокий" ум. Ведь мы часто очень грубы. Как по отношению к окружающим, так и по отношению к себе. Оцените, как вели себя святые – доброта и ласка. Они так же относились к своему сердцу и потому стяжали внутренний мир. Мир между умом и сердцем. Когда же у новоначального внутренний мир начинает перерождаться в лень и беспечность, то приходит время памяти смертной.

Подробно о памяти смертной будет описано в следующей книге, посвященной очищению сердца. Здесь лишь необходимо указать на то, что при рассмотрении первых четырех дней творения, память смертная поможет удерживать нас от излишних восторгов, так как мы живем не в Раю и нас ждет суд Божий.

Итак, вернемся к практике умного делания. Первый вопрос что я вижу? Посмотрите вокруг себя. Оцените все окружающие предметы. При более богатом воображении посмотрите на горизонт, и вы убедитесь, что стоите на шаре, вы видите на расстоянии не более 3,5 км, дальше поверхность земли загибается, так как земля – шар. Ощутите себя стоящим на шаре. Посмотрите на небо, луну, звезды или солнце – очень впечатляет. При этом главное – сконцентрировать внимание и осознать, увидеть структуру, устройство, сложность, конструкцию видимого мира.

Так как Бог создал нас по образу и подобию Своему, то и творчество человека может быть только образом истинного Божественного творчества. И хотя это только образ, но, благодаря этим возможностям творчества, мы познаем красоту и оцениваем другого, способного творить, а особенно Бога. Здесь уместно упомянуть, что в еврейском тексте глагол "йацар" (сотворить) относится к творчеству человека, то есть человек подражает Творцу в Его творчестве. Какую бы самую сложную или простую конструкцию мы не представили (велосипед, автомашина, самолет и др.) ясно, что все это изготовлено отдельно. И для того. чтобы создать эти вещи. человек обременяет себя часто непосильным трудом и, кроме того, ему необходимо иметь инструменты. материалы, механизмы, заводы и фабрики; и даже самая лучшая конструкция требует повторения, то есть создается заново, в то время как Творец создает все силой Своего Слова. За все время существования жизни на земле, никто не смог создать что-либо, что могло бы потом самостоятельно размножаться. Все, что создал человек гибнет, рушится, превращается в хлам. И только то, что создано Творцом размножается Божьей силой," по подобию своему" и "по семени своему".

Будем дальше рассматривать творение Божие. Как только увидели сложность мира – говорим: мир сложен, а Бог прост. То есть не имеет сложности, так как Он никем не сотворен, а имеет жизнь в Себе. Это будет первым догматом веры.

"Мир сложен, а Бог прост". Теперь, когда у нас появилось первое зерно веры, будем его выращивать. Кто уже многие годы жил христианской жизнью, но относился к сотворению мира пренебрежительно, пусть обратится к Символу веры. "Верую во Единого Бога, Отца Вседержителя, Творца Неба и Земли, видимым же всем и невидимым". И на этом неоспоримом основании пусть приступит к важному этапу формирования православного мировоззрения (зрения на мир).

Обучение народа Божия начинается с правильного названия всех предметов (мировоззрения). По поручению Божию Моисей именно так учил свой народ, выводя их из идолопоклонства, потому и нам должно таким же способом от греховных мыслей придти к православному мировоззрению. Потому и Библия начинается с описания сотворения мира. Страшно видеть истину. Но намного опасней ходить во тьме.

И сразу же говорим: раньше мир таким не был, как сейчас. Когда- то ничего этого не было. Ни солнца, ни луны, ни звезд, ни нашей планеты, ни даже света. Начало было у Бога.

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою." Бог положил всему начало, создав мир Ангелов – небо и материальный мир – пространство и время (земля). Это творчество произошло мгновенно. И с этого мгновения пошло время. Духовный мир Ангелов был сразу совершенный, по их духовной природе они не нуждаются в росте. А земля, мир материальный, требует времени, так как он инерционный. Поэтому слышим: земля же была безвидна и пуста и тьма над бездной. Необходимо помнить простое правило : то ощущение трепета, которое возникло при первом рассмотрении окружающих предметов, необходимо тщательно хранить в своей душе и переходить к следующим понятиям, взятым из книги Бытия. Если первое ощущение пропало, необходимо "перевести дыхание", остановиться, вернуться к исходному моменту и опять рассматривать видимый мир до получения желаемого трепета перед реальным миром, который мы можем потрогать руками и проверить здравым смыслом. Главное, чтобы мы себя не обманывали и все называли своими именами. Если у читателя возникает опасение, что якобы мы занимаемся самовнушением, то это здоровая реакция умной души. Я вас поздравляю – вы нашли свое сердце, которое защищает свою независимость. При этом проще всего поговорить со своим духовником, но если нет такой возможности, то найти объяснения в православном вероучении.

Помните, умное делание основывается на истине. Никогда себя не обманывайте. Все, что вы поняли, отложится в вашем сердце. О всем, что вызывает сомнение, спрашивайте у знающих людей. Помните, что прежде всего, столп и утверждение истины – Православная Церковь. В православных учебниках можно найти ответы на все вопросы. А впоследствии Сам Бог во время богомыслия каждому будет открывать решение его проблем, в которых нуждается душа. Тогда и радость будет несравненно больше настоящей, это будет такая радость, которая составляет блаженство подвижника.

Итак, открыв глаза на окружающий мир, читаем: "В начале сотворил Бог..." все до конца осмысливая, каждое слово по Шестодневу (гл.5). Осознаем видимое и совмещаем то, что можно потрогать руками с тем, что написано в Библии.

"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет." Оглянемся вокруг, посмотрим на свет. Он действительно хорош. "И отделил Бог свет от тьмы". Найдем освещенное место и посмотрим на темное. Бог усложняет мир, делает его разнообразным.

"И был вечер, и было утро: день один". Другими словами, не было света (вечер) и стал свет (утро), который мы видим и который существует до сего момента.

"И сказал Бог: да будет твердь посреди воды". Но мы зашли уже далеко, и неопытный человек может забыть начало. Проверьте себя. Сохранилось ли чувство, которое вы уже испытали прежде, рассматривая вообще все предметы, называя Бога простым? Вернемся к исходному моменту. Если перед вашим взором предстает трепетная картина мира, если при рассмотрении света к первому чувству трепета, добавилось еще более трепетное, то осторожно идем дальше, чтобы не расплескать живительную веру. Любой поймет, насколько нужно быть при этом спокойным, и.конечно же, первые опыты проводить наедине. Со временем это чувство настолько укоренится, что вы сможете возбуждать в себе веру и в беседах с людьми. А потом всегда иметь ее с собою днем и ночью.

Итак мы читаем: "да будет твердь посреди воды". Это уже не та вода, о которой говорилось в начале. Здесь мы видим реальную массу вещества. И водой она названа потому, что хаотична и не имеет формы. Бог ей определяет место.

Представьте себя в безлюдном диком лесу, и вдруг на земле вы видите следы прошедшего зверя. Величина следов наталкивает на мысль о значительных размерах неизвестного существа. Возникает естественный страх и беспокойство, так как, возможно, этот зверь поблизости или уже наблюдает за вами. Или другой пример. Вы случайно зашли в запретную зону и увидели какие-то опасные сооружения. И заволновались: ведь у вас вполне могут возникнуть проблемы с хозяевами этих сооружений, которых вы пока не видите. То же самое чувство трепета необходимо найти в себе, рассматривая творение Божие.

Как только вы почувствуете страх и трепет перед невидимым Творцом нашего мира, это и будет началом веры и страха Божия. Но чтобы вырвать свою душу из бесчувственного состояния, необходимо потрудиться.

"И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью".

И хотя масса, та что внизу, намного меньше, чем та, что вверху, но именно нашему земному шару уделяется особое внимание – более подробно это мы уже рассмотрели в Шестодневе.

"И был вечер, и было утро: день второй". И сейчас мы стоим на этом, созданном Богом земном шаре. Здесь очень уместно увидеть, что земля – шар. Несколько выше данный пример был описан.

Это чувство еще более усилит страх перед мирозданием и Архитектором. Напомним, что это не фантазия, а реальное, научное (разумное) объяснение или видение мира, в котором мы живем. Проверим, сохранилось ли чувство трепета, приобретенное в начале нашего умного труда. Чаше всего к этому времени мы много раз отвлекались и забыли с чего начали. Поэтому снова вспомним, что мир сложный, а Бог простой. Ощутим трепет и пойдем дальше. Спешить не нужно. Наша задача не бежать вперед, а приобрести глубину познания. Очень важно ничего не выдумывать и те предметы, которые не упоминаются в первой главе Бытия, пока трогать не будем. Нас интересуют вера и страх Божий.

"И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша". Рассмотрим рельеф на поверхности земли: реки, озера, моря, горы. Обязательно, разглядывая берег моря, повторим внутри себя снова: "да соберется вода". Очень важно точно прочитывать Библейский текст и связывать его с реальностью, которую мы ощущаем пятью органами чувств.

При этом возникает Библейское видение мира. Только строго Библейский текст.

"И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями". Если удается удержать в сознании все от начала до конца, получим первые ощущения понятия "ходить пред Богом".

"И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду своему и дерево плодовитое..."

Мы пришли к самому близкому для нас – зелени. Святые отцы производили подобный умный труд в так называемой зеленой пустыне. Поэтому церковные праздники преподобных отцов совершаются в зеленых облачениях.

Здесь очень важно потрогать руками траву или ствол дерева. Посмотреть на деревья, которые просто растут перед нами. Стволы возносятся из земли, и мы читаем: "да произрастит... ", и вот они растут до сего дня.

Не забудем предостережения, которое мы уже делали и не станем увлекаться эмоциями любителей природы, это уже будет не умное делание, а прельщение первого рода. Чувства должны быть сильные, умные и точно соответствовать тексту Библии, иначе очищения ума не произойдет.

Опять проверяем себя и последовательно проходим все дни творения. Обычно с первых попыток не удается далеко продвинуться. Но не будем унывать. В конце концов, вы запомните эти Библейские слова и сможете повторять их без особого напряжения, то есть, возможная неудача будет связана только с вашей памятью.

Идти вперед, забыв предыдущее, не рекомендуется. Иначе пропадет весь эффект.

Всегда помним, чувствуем и видим, что мир сложен, а Бог прост. Если очень захотелось добраться до четвертого дня, тогда коротко пробежим в уме все с начала, чтобы восстановить трепетные чувства, и подойдем к четвертому дню.

"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной..." Вот из той воды, которая вверху, из второго дня. Бог в четвертый день сотворил Солнце, Луну и звезды. Запомним, что светила созданы для освещения земли. Столько внимания такой маленькой земле, ведь на ней будет жить царь природы – человек.

Бог, будучи художником, никогда не повторяется. Взглянем на Солнце. Такого сделать человек не может, а Бог сказал : "да будет..." и стало так. Будем провожать заход и восход Солнца и помнить Библейские слова. И при правильном умном делании вы почувствуете, что человек лучше и значительнее Солнца, и никакая звезда не сравнится с вашей душой, так как вы царь материального мира. И если вам скажут о влиянии расположения звезд на вашу жизнь, то вы рассмеетесь языческому идолопоклонству.

Поскольку мы дошли до своего дозволенного предела, то остановимся и не будем спешить идти дальше. Будем трудиться над этими четырьмя днями – эпохами, восстанавливая в своей душе православное мировоззрение.

При этом вы заметите, что когда ум педантично рассматривает окружающий мир, сердце при этом как бы потихоньку выглядывает из своего убежища. Оно не привыкло к умному обращению и ждет подвоха. Поэтому долго может просто скучать и мешать нашему уму заниматься таким важным умным трудом. Но иногда сердце не выдерживает и проявляет настоящий интерес к миру и к Богу, создавшему этот мир. Этот интерес и является основой формирования страха Божия и спасительной веры. Вокруг нас остатки рая, так сильно искаженного и изуродованного после грехопадения. Исчезли многие виды животных, нарушился климат, да и человеческая цивилизация изрядно испортила экологию. Но того, что осталось, достаточно, чтобы очистить ум. Конечно, удобнее всего это делать среди дикой природы, но можно увидеть и потрогать деревья даже в городе. Но не стоит экспериментировать на фотографии или кино : мир должен быть реальным. Предметы города – это каменный лес. Только храмы с крестами на куполах напоминают нам о Боге. Перенаселенный город угнетает и заставляет участвовать в бесовском поспешении. Хорошо совершать первую ступень умного делания в оранжерее, но лучше – за городом.

Не обижайте свое сердце, которое напоминает о себе во время умного делания, но тщательно приучайте его к трезвому уму. Тогда только сердце станет умным. Мы раньше много жили безрассудно, теперь будем себя перевоспитывать. Счастье умной жизни превосходит все другие радости, а, главное, оно становится вечным. Любая мечта в конце концов заканчивается подобно сказке, а вечная жизнь начинается у вас прямо сейчас.

Если кто здесь, в этой жизни, в этом теле, не вкусит блаженства райской жизни, то и там не получит.

Теперь один из самых важных моментов. Ваш ум вдруг стал самопроизвольно рассматривать другие предметы (самодвижущаяся молитва). Например: вспорхнула стая птиц. И мы повторяем: "да полетят птицы по тверди небесной". В уме текст "да полетят", а глаза видят летящих птиц. Но это уже предел. Здесь необходимо прекратить усилия и мягко, спокойно наблюдать действия ума. Поскольку мы уже затронули пятый день, то вступают в силу другие отношения ума и сердца. На первой ступени ум может делать усилия, а теперь необходима деликатность. Так как там была борьба за правильное мировоззрение, а теперь начинается настоящее искусство. В любом искусстве есть начальная подготовительная часть, где мы преодолеваем лень, где изучаются основы, а затем наступает время настоящего творчества.

Те предметы, которые привлекают наш ум из пятого-шестого дней творения, вы должны рассматривать непринужденно. Ждите, когда ум сам на них посмотрит и не заставляйте его решать проблемы, любое насилие в этом вопросе ухудшит отношения между умом и сердцем. Особенно, когда вы смотрите на тело человека. Вопросы пятого и шестого дней очень касаются нашего сердца, поэто

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УМНОЕ ДЕЛАНИЕ или формирование личности в православии

На сайте allrefs.net читайте: "УМНОЕ ДЕЛАНИЕ или формирование личности в православии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вода вверху I I вода вверху – вода внизу – вода вверху I I вода вверху

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Душа – сердце – сердечная молитва
Умная молитва – это молитва, которая совершается в чистом уме. Первые признаки такой молитвы частично происходят иногда во время внешней молитвы, псалмопения, если мы произносим слова не м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги