рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Может ли какое-либо творение быть подобно Богу?

Может ли какое-либо творение быть подобно Богу? - раздел Религия, ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО   Представляется, Что Никакое Творение Не Может Быть Подобно Бо...

 

Представляется, что никакое творение не может быть подобно Богу.

 

1. Ибо говорится в псалме (85, 8): “Нет между богами, как Ты, Господи”. Но всех творений превосходнее те, которые именуются “богами" по приобщению (participative). Ведь тем более нельзя сказать, что другие творения подобны Богу.

2. Кроме того, подобие предполагает некое сравнение. Но между вещами, относящимися к разным родам, не может быть сравнения. А потому не может быть и подобия: ведь мы не скажем, что сладость подобна белизне. Но никакое творение не относится к тому же роду, что и Бог, потому что Бог не относится ни к какому роду, как показано выше (3, 5). Следовательно, никакое творение не подобно Богу.

3. Кроме того, подобным называется совпадающее по форме (quae conveniunt in forma). Но ничто не совпадает по форме с Богом: ибо сущностью не является само бытие ни у одной вещи, - только у Бога. Следовательно, никакое творение не может быть подобно Богу.

4. Кроме того, в подобных вещах подобие взаимно: ведь подобное подобно подобному. Тогда, если некое творение подобно Богу, то и Бог подобен некоему творению. Но это противоречит сказанному Исаийей (40, 18): “кому уподобите вы Бога?”

 

Напротив, сказано (Быт. 1, 26): “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему”; а также (I Иоан. 3, 2): “когда откроется, будем подобны Ему”.

 

Отвечаю: Надобно сказать, что поскольку подобие основывается на согласовании или общности по форме,[82] то подобие многообразно, в соответствии с многими способами общности по форме. В одном смысле подобными называются те вещи, которые разделяют одну и ту же общую форму, одинаковые как по понятию, так и по модусу. Эти вещи называются не только подобными, но равными в своем подобии Так, например, две вещи, одинаково белые, называются подобными по белизне. Это самое совершенное подобие.

В другом смысле подобными называются вещи, которые разделяют общую форму, будучи одинаковыми по понятию, а по модусу не одинаковыми, но как большее и меньшее. Так говорят, что менее белое подобно более белому. Это несовершенное подобие.

В третьем смысле подобными называются вещи, которые имеют общность по форме, не будучи одинаковыми по понятию; как это видно в действующих [причинах], не являющихся однозначными (in agentibus non univocis). Ведь если всякое действующее производит подобное себе, поскольку оно действующее, а производит оно все соответственно своей форме, то необходимо, чтобы в произведении (in effectu) было сходство с формой действующего. Таким образом, если действующее относится к тому же виду, что и его произведение, то между делающим и сделанным будет подобие по форме, согласно одному и тому же смысловому содержанию вида (secundum eandem rationem speciei); как, например, когда человек рождает человека. Если же действующее не относится к тому же виду, то подобие будет, но не согласно одному и тому же смысловому содержанию вида. Так, например, то, что порождается действием (ex virtute) солнца, хотя и получает некое подобие солнцу, однако таким образом, чтобы эти вещи восприняли форму солнца, уподобляясь не по виду, но лишь по роду.[83]

Если же нечто действующее не относится и к тому же самому роду, его произведения (effectus) получат еще более отдаленное сходство с формой действующего; не такое, чтобы приобщаться сходству с формой действующего согласно одному и тому же смысловому содержанию вида или рода, но согласно некоей аналогии, подобно тому, как само бытие является общим для всего. Вот таким образом все, что от Бога, поскольку оно является сущим, уподобляется Ему, как первому и универсальному началу всего бытия.

 

На первый довод следует сказать, что, согласно словам Дионисия (О Божественных именах, гл. 9), когда св. Писание говорит, будто ничто неподобно Богу, “это не противоречит уподоблению Ему. Ведь одно и то же и подобно Богу, и неподобно ему: подобно, поскольку подражает Ему в той мере, в какой ему удается подражать совершенно Неподражаемому; неподобно же, потому что оно уступает своей причине”;[84] и не только в смысле усиления и ослабления,[85] как менее белое уступает более белому, но и потому что они не согласуются ни по виду, ни по роду.

На второй довод следует сказать, что Бог относится к творениям не так, как если бы Он принадлежал к другому роду, чем творения; Он относится к ним как то, что вне всякого рода и есть начало всех родов.

На третий довод следует сказать, что относительно подобия творения Богу не утверждается, что это - подобие, имеющее место в силу общности по форме согласно одному и тому же понятию вида или рода, но лишь согласно аналогии; ведь Бог есть сущее благодаря своей сущности, а все прочее - благодаря соучастию.

На четвертый довод следует сказать: хотя в известном смысле можно согласиться, что творение подобно Богу, однако никоим образом нельзя признать, что Бог подобен творению. Ибо, как говорит Дионисий (О Божественных именах, гл. 9), “в том, что одного порядка, подобие взаимно, но это не относится к причине и ее следствию”.[86] Ведь мы говорим, что изображение подобно человеку, а не наоборот. И сходным образом можно сказать в каком-то смысле, что творение подобно Богу; но никак нельзя сказать, что Бог подобен творению.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

На сайте allrefs.net читайте: "ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Может ли какое-либо творение быть подобно Богу?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О священной доктрине, какова она и что охватывает.
Чтобы ввести наше намерение в определенные границы, необходимо прежде всего исследовать относительно самой священной доктрины, какова она и что охватывает. Относительно этого ставятся деся

Необходимо ли, кроме философских дисциплин, иметь иную доктрину?
Представляется, что нет необходимости помимо философских дисциплин иметь еще иную доктрину.   1. Ведь человеку не следует покушаться на то, что превышает его разумение, в сог

Является ли священная доктрина наукой?
Представляется, что священная доктрина не является наукой.   1. Всякая наука исходит из самоочевидных начал. Но священная доктрина исходит из положений веры, которые не самоо

Является ли священная доктрина единой наукой?
  Представляется, что священная доктрина не является единой наукой.   1. Ибо, согласно словам Философа во Второй аналитике (кн. I, гл. 28: 87 a 38), “

Действительно ли священная доктрина – наука более высокого достоинства, чем другие науки?
  Представляется, что священная доктрина не обладает более высоким достоинством, чем другие науки.   1. Ведь к достоинствам науки относится достоверность или не

Является ли священная доктрина мудростью?
  Представляется, что эта доктрина не есть мудрость.   1. Ведь никакая доктрина, которая кладет в основание начала, заимствованные откуда-то извне, не заслужива

Является ли Бог предметом этой науки?
  Представляется, что Бог не является предметом этой науки.   1. 1. _(юb__юыї0’чїяяяяьХb_`Jчї____6_E_ /D__Ъb__Цb_0ЄC_ЁЩb_(Цb_Tб@_Њ‰D_„_E_ш___ђЮb_0ЄC_ Q_

Применимо ли в этой доктрине доказательство?
  Представляется, что в этой доктрине не применимо доказательство.   1. Говорит ведь Амвросий в книге I О католической вере[23]: “отброс

Должно ли Священное Писание использовать метафоры?
  Представляется, что Священное Писание не должно использовать метафоры.   1. Ведь то, что характерно для низших наук, по-видимому, не подходит этой, занимающей

Содержит ли слово Священного Писания в себе одном многие смыслы?
  Представляется, что слово Священного Писания не содержит в себе одном многие смыслы, а именно исторический или буквальный, аллегорический, тропологический или моральный и анагогичес

О Боге, существует ли Бог.
Главное назначение священной доктрины - учить познанию Бога, и не только познанию того, чтo Он есть в себе, но и познанию Бога, поскольку Он является началом и конечной целью вещей, в особенности ж

Самоочевидно ли то, что Бог существует.
Представляется, что существование Бога самоочевидно.   1. Ведь самоочевидными для нас являются, как говорят, те вещи, знание которых присуще нам по природе, как можно видеть

Можно ли доказать, что Бог существует?
  Представляется, что существование Бога не может быть доказано.   1. Ибо это положение (articulus) веры - то, что Бог существует. А что принадлежит вере, не мо

Существует ли Бог.
  Представляется, что Бог не существует.   1. Ибо если одна из противоположностей бесконечна, то другая полностью уничтожается. Но в самом имени ”Бог” мыслится,

О простоте Бога.
Когда выяснено, что нечто существует, ставится вопрос о том, как оно существует, чтобы узнать, чтo оно есть. Но поскольку о Боге мы не можем знать, чтo Он есть, но только чтo Он не есть, мы можем и

Является ли Бог телом?
  Представляется, что Бог - это тело.   1. Ведь тело - это то, что имеет три измерения. А св. Писание приписывает Богу три измерения, ибо написано: “Он превыше

Состоит ли Бог из материи и формы?
  Представляется, что Бог состоит из материи и формы.   1. Ведь все имеющее душу состоит из материи и формы, так как душа - форма тела. Но Писание приписывает д

Есть ли Бог то же самое, что Его сущность или природа?
  Представляется, что Бог не то же самое, что Его сущность или природа.   1. Ибо ничто не может быть в себе самом. Но говорится, что субстанция или природа Бога

Действительно ли в Боге сущность и существование одно и то же?
  Представляется, что в Боге не одно и то же сущность и существование.   1. Если бы они были одним и тем же, тогда к божественному бытию ничего не добавлялось б

Относится ли Бог к какому-либо роду?
  Представляется, что Бог относится к какому-то роду.   1. Ведь субстанция - это сущее, которое существует само по себе. Но это в наибольшей степени приложимо к

Существуют ли в Боге какие-либо акциденции?
Представляется, что в Боге существуют акциденции.   1. Ибо субстанция ни для чего не является акциденцией, как говорит Аристотель в книге I Физики (гл. 3; 186 b 1-2).

Является ли Бог совершенно простым?
  Представляется, что Бог не является совершенно простым.   1. Ведь все, что от Бога, уподобляется Ему. Так, от первого сущего - все сущее; а от первого блага -

Входит ли Бог в состав других вещей?
  Представляется, что Бог входит в состав других вещей.   1. Ибо Дионисий говорит в сочинения О небесных иерархиях (гл. 4): “Бытие всех есть то, что выше

О совершенстве Бога.
  После рассмотрения божественной простоты следует сказать о совершенстве Бога. И так как каждая вещь, поскольку является совершенной, постольку же именуется благой, то сначала следуе

Является ли Бог совершенным.
  Представляется, что совершенство не принадлежит Богу.   1. Ведь совершенным называется нечто [вполне завершенное], как бы сделанное полностью. Но быть сделанн

Действительно ли в Боге [находятся] совершенства всех вещей?
  Представляется, что в Боге не находятся совершенства всех вещей.   1. Ведь, как показано (3, 7),Бог является простым. Совершенства же вещей многоразличны. Поэ

О благе вообще.
  Далее разбирается вопрос о благе: во-первых, о благе вообще; во-вторых, о благости Бога (Вопрос 6). Что касается первого, то обсуждается шесть вопросов: Во-перв

Отличается ли благо от сущего реально?
  Представляется, что благо отличается от сущего реально.   1. Ведь Боэций говорит в Гебдомадах (De Hebdomadibus): “Я усматриваю, что в вещах то, что они

Предшествует ли благо сущему согласно понятию?
  Представляется, что благо по понятию предшествует сущему.   1. Ведь порядок имен соответствует порядку вещей, обозначаемых именами. А Дионисий (О Божествен

Является ли все сущее благим?
  Представляется, что не все сущее является благим.   1. Ведь благо добавляется к сущему, как явствует из сказанного (5, 1). Но то, что добавляет еще что-то к с

Имеет ли благо смысл целевой причины?
  Представляется, что благо имеет смысл не целевой причины, а, скорее, других причин.   1. Ведь, как говорит Дионисий (О Божественных именах, 4), “Благо

Подобает ли делить благо на похвальное,[112] полезное и приятное.
  Представляется, что благо не подобает делить на похвальное (honestum), полезное и приятное.   1. Ведь благо, как говорит Философ в книге I Этики,

О благости Бога.
Далее разбирается вопрос о благости Бога. Относительно этого обсуждаются четыре вопроса. Во-первых, подобает ли Богу быть благим. Во-вторых, является ли Бог высшим б

Действительно ли все является благим божественной благостью?
Представляется, что все является благим божественной благостью.   1. Говорит ведь Августин в книге VIII О Троице: “То благо и это благо; устрани то и это и вглядись, е

Каким образом Бог познается нами.
Так как выше мы рассмотрели, каким образом Бог есть сам по себе, то нам остается рассмотреть, каким образом он есть в нашем познании, т.е. каким образом познается творениями. Относительно

Об именах Бога
После рассмотрения того, что относится к божественному познанию, следует перейти к рассмотрению божественных имен: ведь все именуется нами в соответствии с тем, как мы познаем это. Относит

Является ли какое-то имя подобающим Богу.
  Представляется, что Богу не подобает никакое имя.   1. Ведь Дионисий говорит (О Божественных именах, гл. 1), что “ни имени нет для него, ни мнения о не

Сказывается ли какое-нибудь имя о Боге субстанциально.
  Представляется, что никакое имя не сказывается о Боге субстанциально.   1. Дамаскин говорит: “следует рассматривать все, что сказывается о Боге, не как обозна

Сказывается ли какое-нибудь имя о Боге в собственном смысле [или буквально] (proprie).
  Представляется, что никакое имя не сказывается о Боге в собственном смысле.[145]   1. Ибо все имена, сказываемые нами о Боге

Являются ли синонимами имена, приписываемые Богу.
Представляется, что эти имена, приписываемые Богу, являются синонимами.   1. Синонимами ведь называются имена, которые обозначают совершенно одно и то же. Но эти имена, припи

То, что сказывается о Боге и творениях, сказывается ли о них однозначно.
Как представляется, то, что сказывается о Боге и творениях, сказывается о них однозначно.[149]   1. Ведь все соименное (aequivocum) сводится

Об истине
  Поскольку знание (scientia) бывает об истинном, после рассмотрения Божественного знания следует поставить вопрос об истине. В этой связи обсуждаются восемь вопросов.

Находится ли истина только в интеллекте?
  Представляется, что истина находится не только в интеллекте, но скорее в вещах.   1. Ведь Августин в книге “Монологи”[155] осуждает следующее определение исти

Обратимы ли истинное и сущее?
  Представляется, что истинное и сущее не обратимы.   1. Ведь истинное в собственном смысле есть в интеллекте, как сказано (16, 1). Сущее же в собственном смысл

Является ли благое по понятию предшествующим истинному?
Представляется, что благое по понятию предшествует истинному.   1. Ведь более универсальное предшествует согласно понятию, как явствует из первой книги Физики.

Действительно ли Бог есть истина?
  Представляется, что Бог не есть истина.   1. Истина ведь состоит в составлении и разделении постигнутого, [производимом] интеллектом. Но в Боге нет составлени

Существует ли одна-единственная истина, согласно с которой все является истинным?
  Представляется, что существует одна-единственная истина, согласно которой все является истинным.   1. Ибо, согласно Августину,[187] ничто не больше ума челове

Вечна ли сотворенная истина?
  Представляется, что сотворенная истина вечна.   1. Говорит ведь Августин в книге О свободном выборе,[188] что нет нич

Неизменна ли истина?
  Представляется, что истина неизменна.   1. Говорит ведь Августин в сочинении О свободном выборе,[193] что истина не р

Книга II. Творение.
  Глава 1. Связь того, что будет далее рассмотрено, с предшествующим.   “Я размышлял о всех делах Твоих; я размышлял о делах твоих рук” (Пс. 142, 5).

О потенции
Во-первых, ставится вопрос: есть ли в Боге потенция [могущество].[199] Во-вторых: является ли потенция Бога бесконечной.

Есть ли в Боге потенция [могущество].
  И представляется, что нет.   1. Ведь потенция – начало действия (operationis). Но действие Бога, которое является Его сущностью, не имеет начала, ибо не являе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги