Имеет ли благо смысл целевой причины? - раздел Религия, ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Представляется, Что Благо Имеет Смысл Не Целевой Причины, А, ...
Представляется, что благо имеет смысл не целевой причины, а, скорее, других причин.
1. Ведь, как говорит Дионисий (О Божественных именах, 4), “Благо воспевается как Прекрасное”.[99] Но прекрасное имеет смысл формальной причины. Следовательно, благо имеет смысл формальной причины.
2. Кроме того, благо является само-распространяющимся, как можно понять из слов Дионисия (О Божественных именах, 4), где он говорит, что “благо – это то, от чего все и пребывает, и существует (subsistunt et sunt)”.[100] Но быть распространяющимся - имеет смысл производящей причины. Следовательно, благо имеет смысл производящей причины.
3. Кроме того, по словам Августина в книге I О христианской науке,[101] “поскольку Бог благ, мы существуем”. Но мы получаем существование от Бога как от производящей причины. Следовательно, благо имеет смысл производящей причины.
Напротив, как говорит Философ в книге II Физики, “то, ради чего, - это как бы цель и благо для других [вещей]”.[102] Следовательно, благо имеет смысл целевой причины.
Отвечаю: Надобно сказать, что, поскольку благо – это то, к чему все стремится, а таковое имеет смысл цели, то ясно, что благо имеет смысл цели. Однако понятие блага предполагает и смысл производящей или действующей причины, и смысл формальной причины. Ведь мы видим, что первое в причиняющем (том, что служит причиной), является последним в причиненном (том, что вызвано этой причиной): ибо огонь прежде нагревает, а затем сообщает форму огня, тогда как в самом огне тепло следует за субстанциальной формой. В причиняющем (служащем причиной) первым идет благо и цель, которые приводят в движение производящего (efficientem); вторым – действие производящего, движущего к форме; третьей привходит форма. В причиненном должно быть наоборот: первой будет сама форма, благодаря которой оно есть сущее; второй в нем будет действующая сила (virtus effectiva), благодаря которой оно совершенно по бытию (perfectum in esse) (ибо что бы то ни было тогда является совершенным, когда может произвести себе подобное, как говорит Философ в книге IV Метеорологики;[103] третьим следует понятие блага (ratio boni), которое есть основание совершенства в сущем.[104]
На первый довод следует сказать, что прекрасное и благо по подлежащему суть одно и то же, ибо основываются на одном и том же, а именно на форме. Потому благо и воспевается как прекрасное. Но они отличаются по понятию. Благо в собственном смысле соответствует желаемому: ведь именно к благу все стремится. А потому оно имеет смысл цели: ибо стремление – это как бы некое движение к вещи. Прекрасное же соотносится с познавательной силой, ибо прекрасным называется то, что приятно зрению. Прекрасное заключается в должной пропорции, поскольку чувство наслаждается вещами, в которых соблюдена должная пропорция, как подобными ему самому: ведь и чувство есть некое отношение, и всякая познавательная способность (virtus cognoscitiva). Поскольку же познание происходит посредством уподобления, а подобие касается формы, то прекрасное в собственном смысле подпадает под понятие формальной причины.
На второй довод следует сказать: о благе говорят, что оно распространяет себя, так же, как о цели говорят, что она движет.
На третий довод следует сказать, что всякий, кто имеет волю, называется благим, если имеет благую волю: ибо посредством воли мы пользуемся всеми способностями, которые есть у нас. Потому благим называют не человека, имеющего благой [хороший] интеллект, а имеющего благую волю. Воле же соответствует цель, как ее собственный объект. Таким образом, сказанное “поскольку Бог благ, мы существуем” относится к целевой причине.
5. Состоит ли понятие блага в модусе, виде и порядке?[105]
Представляется, что понятие блага не состоит в модусе, виде и порядке (in modo, specie et ordine).
1. Ведь благо и сущее различаются по понятию, как сказано выше. Однако представляется, что модус, вид и порядок относятся к понятию сущего. Ибо как сказано: “все расположил числом, весом и мерою” (Премудр. 11, 21). Но к этим трем сводятся вид, модус и порядок, потому что, как говорит Августин в книге IV О бытии буквально: “мера наделяет всякую вещь модусом, а число доставляет всякой вещи вид, вес же влечет всякую вещь к покою и устойчивости”.[106] Следовательно, понятие блага не состоит в модусе, виде и порядке.
2. Кроме того, сами модус, вид и порядок являются чем-то благим. Но если понятие блага состоит в модусе, виде и порядке, то модус должен будет иметь модус, вид и порядок; точно так же и вид, и порядок. И так далее до бесконечности.
3. Кроме того, зло – это лишенность модуса, вида и порядка. Но зло не устраняет полностью блага. Следовательно, понятие блага не состоит в модусе, виде и порядке.
4. Далее, то, в чем состоит понятие блага, не может называться дурным. Но говорят: дурной модус, дурной вид, дурной порядок. Следовательно, понятие блага не состоит в модусе, виде и порядке.
5. Кроме того, причинами модуса, вида и порядка служат вес, число и мера, как явствует из приведенной цитаты из Августина. Однако не все благое имеет вес, число и меру. Говорит же Амвросий[107] в Шестодневе, что “природа света - быть сотворенным, но не числом, не весом и не мерой”.[108] Следовательно, понятие блага не состоит в модусе, виде и порядке.
Напротив, Августин говорит в книге О природе блага: “Эти три – модус, вид и порядок – находятся в вещах, созданных Богом, как некие общие блага. Таким образом, где эти три велики, там великие блага; где малы – малые блага; где их нет, нет и никакого блага”.[109] Этого не было бы, если бы понятие блага не состояло в них. Следовательно, понятие блага состоит в модусе, виде и порядке.
На сайте allrefs.net читайте: "ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
ФОМЫ АКВИНСКОГО"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Имеет ли благо смысл целевой причины?
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
О священной доктрине, какова она и что охватывает.
Чтобы ввести наше намерение в определенные границы, необходимо прежде всего исследовать относительно самой священной доктрины, какова она и что охватывает.
Относительно этого ставятся деся
Является ли священная доктрина наукой?
Представляется, что священная доктрина не является наукой.
1. Всякая наука исходит из самоочевидных начал. Но священная доктрина исходит из положений веры, которые не самоо
Является ли священная доктрина единой наукой?
Представляется, что священная доктрина не является единой наукой.
1. Ибо, согласно словам Философа во Второй аналитике (кн. I, гл. 28: 87 a 38), “
Является ли священная доктрина мудростью?
Представляется, что эта доктрина не есть мудрость.
1. Ведь никакая доктрина, которая кладет в основание начала, заимствованные откуда-то извне, не заслужива
Является ли Бог предметом этой науки?
Представляется, что Бог не является предметом этой науки.
1. 1. _(юb__юыї0’чїяяяяьХb_`Jчї____6_E_ /D__Ъb__Цb_0ЄC_ЁЩb_(Цb_Tб@_Њ‰D_„_E_ш___ђЮb_0ЄC_ Q_
Применимо ли в этой доктрине доказательство?
Представляется, что в этой доктрине не применимо доказательство.
1. Говорит ведь Амвросий в книге I О католической вере[23]: “отброс
Должно ли Священное Писание использовать метафоры?
Представляется, что Священное Писание не должно использовать метафоры.
1. Ведь то, что характерно для низших наук, по-видимому, не подходит этой, занимающей
О Боге, существует ли Бог.
Главное назначение священной доктрины - учить познанию Бога, и не только познанию того, чтo Он есть в себе, но и познанию Бога, поскольку Он является началом и конечной целью вещей, в особенности ж
Самоочевидно ли то, что Бог существует.
Представляется, что существование Бога самоочевидно.
1. Ведь самоочевидными для нас являются, как говорят, те вещи, знание которых присуще нам по природе, как можно видеть
Можно ли доказать, что Бог существует?
Представляется, что существование Бога не может быть доказано.
1. Ибо это положение (articulus) веры - то, что Бог существует. А что принадлежит вере, не мо
Существует ли Бог.
Представляется, что Бог не существует.
1. Ибо если одна из противоположностей бесконечна, то другая полностью уничтожается. Но в самом имени ”Бог” мыслится,
О простоте Бога.
Когда выяснено, что нечто существует, ставится вопрос о том, как оно существует, чтобы узнать, чтo оно есть. Но поскольку о Боге мы не можем знать, чтo Он есть, но только чтo Он не есть, мы можем и
Является ли Бог телом?
Представляется, что Бог - это тело.
1. Ведь тело - это то, что имеет три измерения. А св. Писание приписывает Богу три измерения, ибо написано: “Он превыше
Состоит ли Бог из материи и формы?
Представляется, что Бог состоит из материи и формы.
1. Ведь все имеющее душу состоит из материи и формы, так как душа - форма тела. Но Писание приписывает д
Относится ли Бог к какому-либо роду?
Представляется, что Бог относится к какому-то роду.
1. Ведь субстанция - это сущее, которое существует само по себе. Но это в наибольшей степени приложимо к
Существуют ли в Боге какие-либо акциденции?
Представляется, что в Боге существуют акциденции.
1. Ибо субстанция ни для чего не является акциденцией, как говорит Аристотель в книге I Физики (гл. 3; 186 b 1-2).
Является ли Бог совершенно простым?
Представляется, что Бог не является совершенно простым.
1. Ведь все, что от Бога, уподобляется Ему. Так, от первого сущего - все сущее; а от первого блага -
Входит ли Бог в состав других вещей?
Представляется, что Бог входит в состав других вещей.
1. Ибо Дионисий говорит в сочинения О небесных иерархиях (гл. 4): “Бытие всех есть то, что выше
О совершенстве Бога.
После рассмотрения божественной простоты следует сказать о совершенстве Бога. И так как каждая вещь, поскольку является совершенной, постольку же именуется благой, то сначала следуе
Является ли Бог совершенным.
Представляется, что совершенство не принадлежит Богу.
1. Ведь совершенным называется нечто [вполне завершенное], как бы сделанное полностью. Но быть сделанн
Может ли какое-либо творение быть подобно Богу?
Представляется, что никакое творение не может быть подобно Богу.
1. Ибо говорится в псалме (85, 8): “Нет между богами, как Ты, Господи”. Но всех творений пр
О благе вообще.
Далее разбирается вопрос о благе: во-первых, о благе вообще; во-вторых, о благости Бога (Вопрос 6).
Что касается первого, то обсуждается шесть вопросов:
Во-перв
Отличается ли благо от сущего реально?
Представляется, что благо отличается от сущего реально.
1. Ведь Боэций говорит в Гебдомадах (De Hebdomadibus): “Я усматриваю, что в вещах то, что они
Предшествует ли благо сущему согласно понятию?
Представляется, что благо по понятию предшествует сущему.
1. Ведь порядок имен соответствует порядку вещей, обозначаемых именами. А Дионисий (О Божествен
Является ли все сущее благим?
Представляется, что не все сущее является благим.
1. Ведь благо добавляется к сущему, как явствует из сказанного (5, 1). Но то, что добавляет еще что-то к с
О благости Бога.
Далее разбирается вопрос о благости Бога. Относительно этого обсуждаются четыре вопроса.
Во-первых, подобает ли Богу быть благим.
Во-вторых, является ли Бог высшим б
Каким образом Бог познается нами.
Так как выше мы рассмотрели, каким образом Бог есть сам по себе, то нам остается рассмотреть, каким образом он есть в нашем познании, т.е. каким образом познается творениями.
Относительно
Об именах Бога
После рассмотрения того, что относится к божественному познанию, следует перейти к рассмотрению божественных имен: ведь все именуется нами в соответствии с тем, как мы познаем это.
Относит
Является ли какое-то имя подобающим Богу.
Представляется, что Богу не подобает никакое имя.
1. Ведь Дионисий говорит (О Божественных именах, гл. 1), что “ни имени нет для него, ни мнения о не
Являются ли синонимами имена, приписываемые Богу.
Представляется, что эти имена, приписываемые Богу, являются синонимами.
1. Синонимами ведь называются имена, которые обозначают совершенно одно и то же. Но эти имена, припи
Об истине
Поскольку знание (scientia) бывает об истинном, после рассмотрения Божественного знания следует поставить вопрос об истине.
В этой связи обсуждаются восемь вопросов.
Находится ли истина только в интеллекте?
Представляется, что истина находится не только в интеллекте, но скорее в вещах.
1. Ведь Августин в книге “Монологи”[155] осуждает следующее определение исти
Обратимы ли истинное и сущее?
Представляется, что истинное и сущее не обратимы.
1. Ведь истинное в собственном смысле есть в интеллекте, как сказано (16, 1). Сущее же в собственном смысл
Действительно ли Бог есть истина?
Представляется, что Бог не есть истина.
1. Истина ведь состоит в составлении и разделении постигнутого, [производимом] интеллектом. Но в Боге нет составлени
Вечна ли сотворенная истина?
Представляется, что сотворенная истина вечна.
1. Говорит ведь Августин в книге О свободном выборе,[188] что нет нич
Неизменна ли истина?
Представляется, что истина неизменна.
1. Говорит ведь Августин в сочинении О свободном выборе,[193] что истина не р
Книга II. Творение.
Глава 1. Связь того, что будет далее рассмотрено, с предшествующим.
“Я размышлял о всех делах Твоих; я размышлял о делах твоих рук” (Пс. 142, 5).
О потенции
Во-первых, ставится вопрос: есть ли в Боге потенция [могущество].[199]
Во-вторых: является ли потенция Бога бесконечной.
Есть ли в Боге потенция [могущество].
И представляется, что нет.
1. Ведь потенция – начало действия (operationis). Но действие Бога, которое является Его сущностью, не имеет начала, ибо не являе
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов