рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Книга II. Творение.

Книга II. Творение. - раздел Религия, ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО   Глава 1. Связь Того, Что Будет Далее Рассмотрено, С Предше...

 

Глава 1. Связь того, что будет далее рассмотрено, с предшествующим.

 

“Я размышлял о всех делах Твоих; я размышлял о делах твоих рук” (Пс. 142, 5).

(Meditatus sum in omnibus operibus tuis, et in factis manuum tuarum meditabar).

 

[1]. Никакое совершенное знание (perfecta cognitio) не может быть получено ни о какой вещи, пока не известны ее операции, так как о мере и качестве способности (virtutis) вещи судят по характеру и типу (ex modo et specie) ее операций, а ее способность, в свою очередь, обнаруживает ее природу. Ибо естественная склонность вещи к некой операции вытекает из того, что она действительно обладает определенного рода природой.

[2]. Однако, как учит Аристотель в Метафизике IX (IX, 8; 1050a 25), существуют двоякого рода операции: одни остаются в деятеле (in operante) и составляют его совершенство, такие, как (акты) ощущения, понимания и воления; другие переходят на внешние вещи и составляют совершенство вещи, созданной в результате этой операции, - например, (акты) нагревания, разрезания и строительства.

[3]. Бог имеет и те, и другие операции: первые состоят в том, что Он понимает, волит, радуется и любит; вторые – в том, что Он приводит вещи в бытие, сохраняет их и управляет ими. Поскольку операция первого рода есть совершенство действующего (perfectio operanti), а операция второго рода – совершенство сделанной вещи (perfectio facti), а также поскольку деятель естественно предшествует сделанной вещи и является ее причиной, то операции первого типа являются основанием (ratio) для операций второго и предшествуют им по природе, как причина предшествует своему следствию. В самом деле, очевидность этого явствует из человеческих дел: ведь в замысле (consideratio) и воле ремесленника заключается начало и план (principium et ratio) постройки.

[4]. Как простое совершенство действующего, первый тип операций претендует на название операция (operatio) или действие (actio); второй же, будучи совершенством сделанной вещи, называется деланием (factio), так что вещь, которую ремесленник производит такого рода действием, будет делом его рук.

[5]. О первого типа операциях в Боге мы уже говорили в предшествующей книге этого сочинения, рассматривая божественное знание и волю (SCG, I, c. 44-102). Так что для полноты изучения божественной истины, надлежит обратиться к операциям второго типа, посредством которых вещи созданы Богом и управляются Им.

[6]. Такой порядок усматривается из приведенных вначале слов. Псалмопевец сначала говорит о первом типе операций в словах: “Meditatus sum in omnibus operibus tuis”; под операциями здесь подразумеваются понимание и воление. Затем он говорит о делах Бога: “et in factis manuum tuarum meditabar”; под “делами рук Твоих” понимаются небо и земля и все, что Бог привел в бытие, подобно тому как ремесленник производит свое изделие.

 

Глава 2. Что рассмотрение творений полезно для наставления в вере.

 

[1]. Такого рода размышление о божественных созданиях необходимо для научения людей вере в Бога.

[2]. Во-первых, чтобы из размышления о созданиях мы могли приходить к восхищению божественной мудростью и созерцанию ее. Ведь вещи, созданные искусством, отображают само искусство, будучи созданы по подобию этого искусства. Бог же своей мудростью произвел вещи в бытие; поэтому и говорит Псалмопевец: “все соделал ты премудро” (“вся премудростию сотворил еси”; omnia in sapientia fecisti) (Пс. 103, 24). Следовательно, из рассмотрения созданий мы можем стяжать божественную мудрость, неким распространением ее подобия как бы рассеянную в созданных вещах. Ибо написано: “и излил ее”, а именно, премудрость, “на все дела свои” (Сирах. 1, 9) (Eccl 1, 10). Почему и Псалмопевец, сказавший: “Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его!” (удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему), а затем обращающийся к помощи божественного просвещения, говоря: “и ночь просвещение в сладости моей” и т. д., исповедует, что он получил помощь в познании божественной мудрости, размышляя о делах Божиих, говоря: “[исповемся Тебе] чудна дела Твоя, и душа моя знает зело” (Пс. 138, 6, 11, 14).

[3]. Во-вторых, это рассмотрение ведет к восхищению высочайшей силой Божией (Dei virtus) и, следовательно, возбуждает в сердцах людей благоговение перед Богом. Надлежит ведь мыслить силу делателя превосходящей созданные вещи. Потому сказано: “А если удивлялись [они]”, т.е. философы, “силе и действию их”, а именно, неба и звезд и мировых стихий, “то должны были бы узнать из них, сколь могущественнее Тот, Кто сотворил их” (Премудр. 13, 4). Также написано: “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы” (Рим. 1, 20). А от этого восхищения происходят страх Божий и благоговение. И сказано: “Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов?” (Иер. 10, 6-7).

[4]. В-третьих, это рассмотрение возводит человеческие души до любви к благости Божией. Ибо какие бы благо и совершенство ни были частично уделены различным творениям, все они в совокупности объединены в Нем, как в источнике всякого блага, что было показано в книге I (SCG, I, c. 28, 40). Поэтому, если благость, красота и усладительность творений столь привлекает людские души, то благость самого Бога, первоисточник всякого блага, в сравнении с ручейками благости, обнаруживаемой в творениях, повлечет к Себе всецело возгоревшиеся души людей. Потому сказано в псалме (91, 5): “Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих”. И в другом месте написано о сынах человеческих: “Насыщаются от тука дома Твоего”, т.е. всех творений, “и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их (и потоком сладости твоея напоиши я). Ибо у Тебя источник жизни” (Пс. 35, 9-10). А против некоторых людей сказано: “Из видимых совершенств (ex his quae videntur bona)”, а именно, творений, которые благи в силу некоего рода причастности, “не могли познать Сущего (non potuerunt intelligere eum qui est)” (Премудр. 13, 1), а именно, истинно благого, а вернее, саму благость, как показано в книге I (c. 38).

[5]. В-четвертых, это рассмотрение устраивает людей по некоему подобию божественного совершенства. Как было показано в книге I (c. 49-55), Бог, познавая Себя, созерцает в Себе все другие вещи. Когда христианская вера преимущественно учит человека о Боге и благодаря свету божественного откровения делает его знающим творения, она производит в человеке некое подобие божественной мудрости. Об этом говорится: “Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню (revelata facie gloriam Domini speculantes), преображаемся в тот же образ” (2 Кор. 3, 18).

[6]. Таким образом, очевидно, что рассмотрение творений способствует учреждению христианской веры. Поэтому сказано: “Воспомяну теперь о делах Господа и расскажу о том, что я видел. По слову Господа явились дела Его” (Сирах. 42, 15).

 

 

Глава 3. Что знание природы творений способствует устранению заблуждений относительно Бога.

 

[1]. Кроме того, рассмотрение творений необходимо не только для установления истины, но также для устранения заблуждений. Ибо заблуждения относительно творений порой уводят от истины веры, препятствуя истинному Богопознанию. Для этого бывают разные пути.

[2]. Во-первых, в силу невежества относительно природы творений люди судят настолько искаженно, что принимают за первопричину и за Бога то, что может получить свое бытие от чего-то иного; они полагают, что не существует ничего кроме видимых творений. Таковы те, кто считали то или иное тело Богом. О них говорится: “которые … почитали за богов, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила” (Премудр. 13, 2)[196].

[3]. Во-вторых, поскольку они приписывают некоторым творениям то, что принадлежит только Богу. Это – тоже следствие заблуждения относительно творений. Ибо то, что несовместимо с природой некой вещи, приписывается ей только в силу невежества относительно ее природы; например, если говорят, что человек имеет рост в три фута. То, что принадлежит одному только Богу, несовместимо с природой творения, подобно тому, как присущее исключительно человеку, несовместимо с природой другой вещи. Итак, именно из невежества относительно природы творения возникает названное заблуждение. Против этого сказано: “Несообщимое Имя прилагали к камням и деревам” (Премудр. 14, 21). В это заблуждение впадают люди, приписывающие творение вещей, знание будущего или чудотворение не Богу, а иным причинам.

[4]. В-третьих, так как из-за невежества относительно природы творения отымалось что-то от божественного могущества, действующего в творениях. Это очевидно в случае тех, кто устанавливает два начала вещей и кто утверждает, что вещи происходят от Бога не по божественной воле, а по необходимости [его?] природы; и тех, кто отнимает у божественного провидения либо все вещи, либо некоторые; и тех, кто отрицает, что оно может действовать помимо обычного хода вещей. Ведь все это умаляет божественное могущество. Против таких людей сказано: “Они говорили Богу: отойди от нас! И что сделает им Вседержитель?” (Иов 22, 17);[197] а также: “Силу Твою Ты показываешь неверующим всемогуществу Твоему” (Премудр. 12, 17).

[5]. В-четвертых, человек, который верою ведом к Богу как своей конечной цели, из-за невежества относительно природы вещей, а значит, и относительно достоинства своего собственного положения (рода, сословия, человеческого звания) во вселенной, считает, что он стоит ниже (подчинен) других творений, которых он превосходнее. Это относится к тем, кто подчиняет человеческую волю, против кого говорится: “Не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся” (Иер. 10, 2); и к тем, кто считает ангелов творцами душ и думает, что души людей смертны, или чем-либо тому подобным унижает достоинство человека.

[6]. Итак, очевидно, ложно мнение людей, утверждающих, будто для истины веры безразлично, что думает кто-то о творениях, если он правильно мыслит о Боге, как говорит Августин в книге О происхождении души (De origine animae).[198]Заблуждение относительно творений выливается в ложное мнение о Боге и уводит человеческие души от Бога, к которому вера стремится направить, до тех пор, пока оно подчиняет их каким-либо другим причинам.

[7]. Поэтому тем, кто заблуждается относительно творений, Писание угрожает наказанием, как неверующим: “За то, что они не внимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их” (Пс. 27, 5); “Так они умствовали, и ошиблись”, а также далее: “не считали достойными награды душ непорочных (non iudicaverunt honorem animarum sanctarum)” (Премудр. 2, 21-22).

 

 

Глава 4. Что философ и теолог рассматривают творения по-разному.

 

[1]. Из вышесказанного ясно, что доктрина христианской веры рассматривает творения, поскольку в них запечатлено некое подобие Богу и поскольку заблуждение, касающееся творений, ведет к заблуждению относительно божественного. Таким образом, в одном смысле они являются предметом (христианской) доктрины, в другом – человеческой философии. Философия рассматривает их, как они есть, так что оказывается, что различные части философии соответствуют различным родам вещей. Христианская же вера не изучает их как таковые; так она рассматривает огонь не как огонь, но поскольку он отображает божественное величие и находится в определенном отношении к самому Богу. Как сказано: “все дело Его полно славы Господней. И святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его” (Сирах. 42, 16-17).

[2]. По этой же причине философ и верующий обращают внимание на разные стороны творений. Философ рассматривает то, что принадлежит им согласно их собственной природе; например, для огня – стремление подниматься вверх. Верующий же рассматривает только то, что присуще творениям согласно их отношению к Богу; например, что они сотворены Богом, что они подчинены Богу и т.п.

[3]. Таким образом, доктрина веры не будет считаться несовершенной, если она не касается многих свойств вещей, таких как фигура неба и характер движения. Ведь и натурфилософ не рассматривает тех свойств (passiones) линии, которые рассматривает геометр, но только то, что характеризует ее как границу природного тела.

[4]. Но и те моменты в творениях, которых касаются как философ, так и верующий, трактуются на основании разных принципов. Философ аргументирует, исходя из собственных причин вещей, верующий же – исходя из первой причины; скажем, потому что так ведется по божественному определению, или потому что это совершается во славу Бога, или потому что божественное могущество бесконечно. Так что доктрину веры следует назвать высшей мудростью, поскольку она обращена к высочайшей причине; как сказано во Второзаконии (4, 6): “В этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов”. Ввиду этого ей, как первенствующей, служит человеческая философия. Потому порой и божественная мудрость исходит из начал человеческой философии. Ведь и у философов Первая философия пользуется доказательствами всех наук для обоснования своих положений.

[5]. Также и порядок рассмотрения не один и тот же в обеих доктринах. В учении философии, которая берет творения сами по себе и от них переходит к познанию Бога, первым будет рассмотрение творений, а последним – Бога. Но в доктрине веры, которая рассматривает творения только в их отношении к Богу, первым будет рассмотрение Бога, а затем – творений. И этот путь более совершенный, потому что более сходен с познанием Бога, который, познавая самого себя, знает непосредственно другие вещи.

[6]. Итак, следуя этому порядку, после сказанного в книге I о Боге самом по себе остается обсудить вещи, которые происходят от Него.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

На сайте allrefs.net читайте: "ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Книга II. Творение.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О священной доктрине, какова она и что охватывает.
Чтобы ввести наше намерение в определенные границы, необходимо прежде всего исследовать относительно самой священной доктрины, какова она и что охватывает. Относительно этого ставятся деся

Необходимо ли, кроме философских дисциплин, иметь иную доктрину?
Представляется, что нет необходимости помимо философских дисциплин иметь еще иную доктрину.   1. Ведь человеку не следует покушаться на то, что превышает его разумение, в сог

Является ли священная доктрина наукой?
Представляется, что священная доктрина не является наукой.   1. Всякая наука исходит из самоочевидных начал. Но священная доктрина исходит из положений веры, которые не самоо

Является ли священная доктрина единой наукой?
  Представляется, что священная доктрина не является единой наукой.   1. Ибо, согласно словам Философа во Второй аналитике (кн. I, гл. 28: 87 a 38), “

Действительно ли священная доктрина – наука более высокого достоинства, чем другие науки?
  Представляется, что священная доктрина не обладает более высоким достоинством, чем другие науки.   1. Ведь к достоинствам науки относится достоверность или не

Является ли священная доктрина мудростью?
  Представляется, что эта доктрина не есть мудрость.   1. Ведь никакая доктрина, которая кладет в основание начала, заимствованные откуда-то извне, не заслужива

Является ли Бог предметом этой науки?
  Представляется, что Бог не является предметом этой науки.   1. 1. _(юb__юыї0’чїяяяяьХb_`Jчї____6_E_ /D__Ъb__Цb_0ЄC_ЁЩb_(Цb_Tб@_Њ‰D_„_E_ш___ђЮb_0ЄC_ Q_

Применимо ли в этой доктрине доказательство?
  Представляется, что в этой доктрине не применимо доказательство.   1. Говорит ведь Амвросий в книге I О католической вере[23]: “отброс

Должно ли Священное Писание использовать метафоры?
  Представляется, что Священное Писание не должно использовать метафоры.   1. Ведь то, что характерно для низших наук, по-видимому, не подходит этой, занимающей

Содержит ли слово Священного Писания в себе одном многие смыслы?
  Представляется, что слово Священного Писания не содержит в себе одном многие смыслы, а именно исторический или буквальный, аллегорический, тропологический или моральный и анагогичес

О Боге, существует ли Бог.
Главное назначение священной доктрины - учить познанию Бога, и не только познанию того, чтo Он есть в себе, но и познанию Бога, поскольку Он является началом и конечной целью вещей, в особенности ж

Самоочевидно ли то, что Бог существует.
Представляется, что существование Бога самоочевидно.   1. Ведь самоочевидными для нас являются, как говорят, те вещи, знание которых присуще нам по природе, как можно видеть

Можно ли доказать, что Бог существует?
  Представляется, что существование Бога не может быть доказано.   1. Ибо это положение (articulus) веры - то, что Бог существует. А что принадлежит вере, не мо

Существует ли Бог.
  Представляется, что Бог не существует.   1. Ибо если одна из противоположностей бесконечна, то другая полностью уничтожается. Но в самом имени ”Бог” мыслится,

О простоте Бога.
Когда выяснено, что нечто существует, ставится вопрос о том, как оно существует, чтобы узнать, чтo оно есть. Но поскольку о Боге мы не можем знать, чтo Он есть, но только чтo Он не есть, мы можем и

Является ли Бог телом?
  Представляется, что Бог - это тело.   1. Ведь тело - это то, что имеет три измерения. А св. Писание приписывает Богу три измерения, ибо написано: “Он превыше

Состоит ли Бог из материи и формы?
  Представляется, что Бог состоит из материи и формы.   1. Ведь все имеющее душу состоит из материи и формы, так как душа - форма тела. Но Писание приписывает д

Есть ли Бог то же самое, что Его сущность или природа?
  Представляется, что Бог не то же самое, что Его сущность или природа.   1. Ибо ничто не может быть в себе самом. Но говорится, что субстанция или природа Бога

Действительно ли в Боге сущность и существование одно и то же?
  Представляется, что в Боге не одно и то же сущность и существование.   1. Если бы они были одним и тем же, тогда к божественному бытию ничего не добавлялось б

Относится ли Бог к какому-либо роду?
  Представляется, что Бог относится к какому-то роду.   1. Ведь субстанция - это сущее, которое существует само по себе. Но это в наибольшей степени приложимо к

Существуют ли в Боге какие-либо акциденции?
Представляется, что в Боге существуют акциденции.   1. Ибо субстанция ни для чего не является акциденцией, как говорит Аристотель в книге I Физики (гл. 3; 186 b 1-2).

Является ли Бог совершенно простым?
  Представляется, что Бог не является совершенно простым.   1. Ведь все, что от Бога, уподобляется Ему. Так, от первого сущего - все сущее; а от первого блага -

Входит ли Бог в состав других вещей?
  Представляется, что Бог входит в состав других вещей.   1. Ибо Дионисий говорит в сочинения О небесных иерархиях (гл. 4): “Бытие всех есть то, что выше

О совершенстве Бога.
  После рассмотрения божественной простоты следует сказать о совершенстве Бога. И так как каждая вещь, поскольку является совершенной, постольку же именуется благой, то сначала следуе

Является ли Бог совершенным.
  Представляется, что совершенство не принадлежит Богу.   1. Ведь совершенным называется нечто [вполне завершенное], как бы сделанное полностью. Но быть сделанн

Действительно ли в Боге [находятся] совершенства всех вещей?
  Представляется, что в Боге не находятся совершенства всех вещей.   1. Ведь, как показано (3, 7),Бог является простым. Совершенства же вещей многоразличны. Поэ

Может ли какое-либо творение быть подобно Богу?
  Представляется, что никакое творение не может быть подобно Богу.   1. Ибо говорится в псалме (85, 8): “Нет между богами, как Ты, Господи”. Но всех творений пр

О благе вообще.
  Далее разбирается вопрос о благе: во-первых, о благе вообще; во-вторых, о благости Бога (Вопрос 6). Что касается первого, то обсуждается шесть вопросов: Во-перв

Отличается ли благо от сущего реально?
  Представляется, что благо отличается от сущего реально.   1. Ведь Боэций говорит в Гебдомадах (De Hebdomadibus): “Я усматриваю, что в вещах то, что они

Предшествует ли благо сущему согласно понятию?
  Представляется, что благо по понятию предшествует сущему.   1. Ведь порядок имен соответствует порядку вещей, обозначаемых именами. А Дионисий (О Божествен

Является ли все сущее благим?
  Представляется, что не все сущее является благим.   1. Ведь благо добавляется к сущему, как явствует из сказанного (5, 1). Но то, что добавляет еще что-то к с

Имеет ли благо смысл целевой причины?
  Представляется, что благо имеет смысл не целевой причины, а, скорее, других причин.   1. Ведь, как говорит Дионисий (О Божественных именах, 4), “Благо

Подобает ли делить благо на похвальное,[112] полезное и приятное.
  Представляется, что благо не подобает делить на похвальное (honestum), полезное и приятное.   1. Ведь благо, как говорит Философ в книге I Этики,

О благости Бога.
Далее разбирается вопрос о благости Бога. Относительно этого обсуждаются четыре вопроса. Во-первых, подобает ли Богу быть благим. Во-вторых, является ли Бог высшим б

Действительно ли все является благим божественной благостью?
Представляется, что все является благим божественной благостью.   1. Говорит ведь Августин в книге VIII О Троице: “То благо и это благо; устрани то и это и вглядись, е

Каким образом Бог познается нами.
Так как выше мы рассмотрели, каким образом Бог есть сам по себе, то нам остается рассмотреть, каким образом он есть в нашем познании, т.е. каким образом познается творениями. Относительно

Об именах Бога
После рассмотрения того, что относится к божественному познанию, следует перейти к рассмотрению божественных имен: ведь все именуется нами в соответствии с тем, как мы познаем это. Относит

Является ли какое-то имя подобающим Богу.
  Представляется, что Богу не подобает никакое имя.   1. Ведь Дионисий говорит (О Божественных именах, гл. 1), что “ни имени нет для него, ни мнения о не

Сказывается ли какое-нибудь имя о Боге субстанциально.
  Представляется, что никакое имя не сказывается о Боге субстанциально.   1. Дамаскин говорит: “следует рассматривать все, что сказывается о Боге, не как обозна

Сказывается ли какое-нибудь имя о Боге в собственном смысле [или буквально] (proprie).
  Представляется, что никакое имя не сказывается о Боге в собственном смысле.[145]   1. Ибо все имена, сказываемые нами о Боге

Являются ли синонимами имена, приписываемые Богу.
Представляется, что эти имена, приписываемые Богу, являются синонимами.   1. Синонимами ведь называются имена, которые обозначают совершенно одно и то же. Но эти имена, припи

То, что сказывается о Боге и творениях, сказывается ли о них однозначно.
Как представляется, то, что сказывается о Боге и творениях, сказывается о них однозначно.[149]   1. Ведь все соименное (aequivocum) сводится

Об истине
  Поскольку знание (scientia) бывает об истинном, после рассмотрения Божественного знания следует поставить вопрос об истине. В этой связи обсуждаются восемь вопросов.

Находится ли истина только в интеллекте?
  Представляется, что истина находится не только в интеллекте, но скорее в вещах.   1. Ведь Августин в книге “Монологи”[155] осуждает следующее определение исти

Обратимы ли истинное и сущее?
  Представляется, что истинное и сущее не обратимы.   1. Ведь истинное в собственном смысле есть в интеллекте, как сказано (16, 1). Сущее же в собственном смысл

Является ли благое по понятию предшествующим истинному?
Представляется, что благое по понятию предшествует истинному.   1. Ведь более универсальное предшествует согласно понятию, как явствует из первой книги Физики.

Действительно ли Бог есть истина?
  Представляется, что Бог не есть истина.   1. Истина ведь состоит в составлении и разделении постигнутого, [производимом] интеллектом. Но в Боге нет составлени

Существует ли одна-единственная истина, согласно с которой все является истинным?
  Представляется, что существует одна-единственная истина, согласно которой все является истинным.   1. Ибо, согласно Августину,[187] ничто не больше ума челове

Вечна ли сотворенная истина?
  Представляется, что сотворенная истина вечна.   1. Говорит ведь Августин в книге О свободном выборе,[188] что нет нич

Неизменна ли истина?
  Представляется, что истина неизменна.   1. Говорит ведь Августин в сочинении О свободном выборе,[193] что истина не р

О потенции
Во-первых, ставится вопрос: есть ли в Боге потенция [могущество].[199] Во-вторых: является ли потенция Бога бесконечной.

Есть ли в Боге потенция [могущество].
  И представляется, что нет.   1. Ведь потенция – начало действия (operationis). Но действие Бога, которое является Его сущностью, не имеет начала, ибо не являе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги