рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религия и мораль. Попытки верующих монополизировать свое понимание морали

Религия и мораль. Попытки верующих монополизировать свое понимание морали - раздел Религия, МЫСЛИ О РЕЛИГИИ Верующие Всё Время Пытаются Монополизировать Свое Понимание Морали, Моральных...

Верующие всё время пытаются монополизировать свое понимание морали, моральных ценностей, установить жесткую связь между моральным поведением и верой в бога.

В частности, они нередко эксплуатируют такой тезис: “если Бога нет, то всё дозволено” (из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”)! В этой связи мне вспоминается герой чеховского рассказа унтер Пришибеев, который оправдывал свои пришибеевские действия тем, что нельзя народу дозволять, чтобы он безобразил. Слова “дозволять”, “не дозволять” — из лексикона не в меру ретивых начальников, “законников”, добровольных опекунов и командиров. С их точки зрения всё, что не дозволено, — запрещено, неприемлемо. С человеком в таком случае обращаются как с ребенком или того хуже, как с рабом.

Иеромонах в телепередаче по 1-му каналу заявляет без тени смущения: “Добро можно творить только с Богом. Без Бога нет добра” (7 января 1996 г.). Вот так, ни больше не меньше. Ты не можешь быть добрым, нравственным, если не веришь в бога (“не с Богом”).

Известный кинорежиссер Никита Михалков в телевыступлении по поводу своего нового фильма "Сибирский цирюльник" 7 января 1999 г. (по TV-6) сказал буквально следующее: “без Бога в душе ты — животное”. Затем он сделал оговорку: речь идет не только о православном Боге, а и о Боге других религий. — Спасибо ему! Уважил! Значит, все верующие — люди, человеки, потому что они с богом в душе, а все неверующие — животные, потому что не верят в какого-либо бога. Какая глупость! И какое высокомерие!

Кстати, существует прямо противоположная точка зрения на отношение религии к морали. “Религия, — писал Л. Фейербах, — противоречит нравственности на том же основании, на каком она противоречит разуму. Чувство добра тесно связано с чувством истины. Испорченность разума влечет за собой испорченность сердца. Кто обманывает свой разум, не может обладать искренним, честным сердцем”[10]. В самом деле, раз религия не в ладах с истиной, она неизбежно будет не в ладах с добром. Об этом писали многие. Вот что мы, например, читаем у Бертрана Рассела:

 

"Существует великое множество путей, при помощи которых церковь, настаивая на том, что ей угодно называть нравственностью, и в наше время причиняет различным людям незаслуженные и ненужные страдания. И как вам, разумеется, известно, церковь в лице большей части своих представителей все еще продолжает оставаться противником прогресса и улучшения во всем, что ведет к уменьшению страданий в мире, ибо ей угодно приклеивать ярлык нравственности к определенному узкому кодексу правил поведения, которые не имеют никакого отношения к человеческому счастью. А когда вы заявляете, что следует сделать то или другое, ибо сделанное вами будет содействовать человеческому счастью, церковники полагают, что это вообще не имеет никакого отношения к делу. "Какое отношение человеческое счастье имеет к нравственности? Ведь цель нравственности заключается вовсе не в том, чтобы сделать людей счастливыми. Цель нравственности — сделать их пригодными для неба". И, как надо думать, непригодными для этого мира."[11]

 

Для иллюстрации этих слов Рассела приведу фрагмент из Евангелия от Луки. На вопрос "кто же может спастись?" Иисус Христос ответил: "истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, в век будущий жизни вечной" (18: 26, 29-39). Этот фрагмент говорит сам за себя. (Некоторые люди пытались и продолжают еще пытаться жить в соответствии с этой рекомендацией Иисуса Христа. Наиболее знаменитый пример: жизнь христианского мученика Алексея — божия человека. По своей воле он оставил дом, родителей, невесту и стал нищенствовать, монашествовать.)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МЫСЛИ О РЕЛИГИИ

На сайте allrefs.net читайте: "МЫСЛИ О РЕЛИГИИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религия и мораль. Попытки верующих монополизировать свое понимание морали

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МОСКВА 2001
ББК 87.817 Б 20     О цикле“Философские беседы”   Цикл задуман автором как своеобразная библиот

Балашов Л. Е.
Мысли о религии.М., 2001. (Из цикла "Философские беседы / серия "Практическая философия") — 28 с.   Автором изданы:   1

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Как я понимаю религию?..................................................................... 4 Религиозная вера и разум.................................................................... 5

Как я понимаю религию?
Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Она — коллективное верование. Как общественное сознание религия выступает в виде веры в сверхъестественное, прежде

Религиозная вера и разум
Религия ставит веру выше разума.[4] Это противоестественно, это всё равно, что утверждать, что не мозг управляет организмом, а сердце или какая-либо другая его часть. Слово “голова

Религия и свободомыслие несовместимы
Религия существенно ограничивает свободу мышления. Это ограничение проявляется прежде всего в том, что она объявляет высшим авторитетом не разум, а догмы веры, зафиксированные в том или ином священ

Вера и сомнение
Религиозная вера — это преувеличенная, гипертрофированная, абсолютизированная вера. Она значительно ограничивает, если не заглушает, критическую составляющую человеческого мышления. Верующий челове

Глупость религии
Чтобы поглупеть, начните верить Б. Паскаль   Верующие фактически исповедуют неразумие, глупость. В одном из рассказов Горького есть такой диалог: “Кт

Религия — антинаука
Религия не просто ненаучна, вненаучна, а антинаучна, агрессивно настроена против научного знания, мракобесна по сути. Например, Библия рассказывает о всяких чудесах, нарушающих законы природы. Иису

Религия против философии
В Новом завете читаем: “Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу” (К колоссянам, 2; 8). Я впервые узнал

Религия против логики
Верую, ибо абсурдно Тертуллиан   Апологеты и защитники религии пренебрежительно относятся к логике. Тому есть много свидетельств.

Религия и мистика
Религия и мистика — сестры. Во всякой религии есть значительный элемент мистики. И во всякой мистике есть значительный элемент религиозности (религиозной веры, трепета, страха,

Интуиция — великая вещь, но без союза с логикой она беспомощна и даже вредна, превращается в легкомыслие и/или мистицизм.
В известной степени абсолютизацией интуиции является характерное для определенной части философов прошлого понимание ее как способности непосредственного постижения истины без предварительного логи

Вера и убеждение
Нередко высказывают мнение, что вера и убеждение — одно и то же. Такое мнение характерно для верующих. Они склонны сдвигать весь спектр жизнезначимых духовных феноменов в сторону веры. Однако и нер

Религия — постоянный источник человеческих драм и трагедий
Было бы полбеды, если бы религиозная вера ограничивалась лишь верой, верованием. Но она претендует на то, чтобы управлять мышлением человека и его поведением в целом. Она постоянно вмешивается в де

Религия и гуманизм
У религии очень сложные отношения с гуманизмом. Гуманность, человечность отдельных религиозных заповедей и поведения отдельных верующих, священнослужителей отнюдь не исключает того факта, что

Религия и государство
Вера в единого бога, отца-вседержителя, служит духовной основой для установления авторитарных и тоталитарных режимов. Один бог на небе, один царь на Земле — так нередко рассуждают те, кто пытается

Об отношении религии к человеческому телу
Христианская религия противопоставляет дух и тело, объявляет их враждебными друг другу. Это и понятно. Бог — фантом, нечто бестелесное. Чтобы убедить людей в существовании бога, надо принизить суще

Кого надо спасать?
Человеческая взаимопомощь — одна из фундаментальных ценностей жизни. Формы помощи весьма многообразны. Это может быть и содействие, и поддержка, и защита, выручка. Наиболее значимой является

Об атеизме и свободомыслии
Атеизм — позиция несвободы. Атеист на “да” верующего должен говорить “нет”, а на “нет” верующего — “да”. Т. е. атеист не свободен в определении своей позиции по тем или иным во

В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ "МЗ-ПРЕСС" ВЫШЛИ В СВЕТ КНИГИ
————————   Л. Е. БАЛАШОВ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. М., 2001. — 320 с.   Практическая философия — та часть философии, которая оказывает непосредственное

Заказы по телефону: (095) 304-09-52
[1] Цит. по: Н.В.Мотрошилова. Путь Гегеля к “Науке логики”. М., 1984. С. 44. [2] А. Шопенгауэр. Собр. соч., т. 1, М., 1992. С. 8. [3] Примерно так назвал первую главу своей к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги