рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕОЛОГИЯ” КАК РЕАЛЬНОСТЬ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ

ТЕОЛОГИЯ” КАК РЕАЛЬНОСТЬ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ - раздел Религия, ТЕОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БОГОСЛОВСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ “Задания”, Оставленные Материалом Предыдущей Лекции. Переход От Теологии A Pr...

“Задания”, оставленные материалом предыдущей лекции. Переход от теологии a priori к теологии в реальной истории или, вновь обращаясь к языку Гегеля, от логического к историческому. Необходимость для выяснения вопроса о том, где теология была и где ее не было и как она формировалась там, где была, выявления того, в каких религиозно-культурных регионах и в каком объеме мы имеем дело (1) с функционированием самого понятия “теология” (2) с наличием самой “теологической деятельности”[33] и (3) с разработкой соответствующих текстов.

2.1. “Теология” как результат христианизации определенных античных словоупотреблений. Платон (“Государство” 379 а): вопросы, относящиеся к “учению о богах” (характеристика того или иного бога, каким его надо изображать, в какой поэзии он “выведен”). Аристотель (“Метафизика” 1026 a 15-20): тео-логия как “учение о божественном” — высшая из трех умозрительных наук (после учения о природе и математике) и, в определенном смысле, “первая философия”. Квинт Муций Сцевола и Варрон (I в. до н.э.): трехчастная “теология” или “теологии” поэтов (мифология), философов (натурфилософия) и государственных деятелей (“гражданская религия”)[34]. Наличие целого класса авторских текстов стоиков “О богах”, где разрабатывались истолковательные аллегорезы (у Клеанфа [+232], его ученика Персея, Хрисиппа [+ 208], Посидония [+50]). Наличие знатоков, именовавшихся feologoi потому, что они писали стихи о богах. Пифагорейская школа: “священная наука” (ѓerХj lТgoj) как высший предмет познания, которым завершалось учение.

Принципиальное отличие уже раннехристианского значения понятия теологии от эллинского — теология не просто рассуждение поэтов, политиков или философов о богах или даже о Боге как таковое, но дискурс в рамках четкой конфессиональности — исповедания конкретного вероучения (confessio)[35]. Три значения бого-словия: 1) “слово о Боге” (lТgon perЂ toа Qeoа); 2) “слово от Бога” (lТgon ¦pХ toа Qeoа); 3) “слово к Богу и для Бога” (lТgon prХj toа Qeoа). Три указанных значения и трактовка как “теологии” всего Св. Писания: книги Ветхого Завета — “бого-словие древнее”, книги Нового Завета — “бого-словие новое”, соответственно “богословы” — Пророки и Апостолы. Предметный аспект “теологии” как 1) учение о божественности Иисуса Христа[36] и о “домостроительстве” спасения Им человечества в Его Воплощении, 2) учение о Св. Троице, 4) учение как о Боге, так и обо всех “божественных вещах”, а также обо всем, относящемся к богопочитанию[37]. Евсевий Кесарийский (+339): теология включает и собственно бого-словие и сотериологию — учение о спасении (вместе с учениями о Церкви, таинствах и “жизни будущего века”). Догма (dТgma) и керигма: первое означает церковное учение, должное быть усвоенным верующими, второе — проповедь, обращенную к “внешним”. Богословие — учение о “Божественных догматах” (Евсевий Кесарийский. Церковная история V.10). Богословие как духовное созерцание, предполагающее и откровение истины от Самого Бога и соответствие ему самого реципиента Истины, от которого требуется исполнение Божественных заповедей, очищение души от страстей и отрешение ума от всего мирского.

Латинские эквиваленты тео-логии: “божественные писания” (sacra scriptura), “божественные познания” (sacra eruditio), иногда “божественные страницы” (sacra pagina), популярнее всего “учение” (doctrina) — начиная с Тертуллиана (ср. “учение апостольских церквей”). Бл. Августин: “Этой науке свойственно только то, чем порождается, вскармливается и укрепляется спасительнейшая вера” (О Троице, XIV).

2.2. Многообразие форм “теологической деятельности” уже в эпохи раннего христианства и “золотого века” святоотеческой традиции.

Катехизаторская деятельность — посвящение приходящих и пришедших к христианской вере в догматы и каноны Церкви. Истолкование символов веры поместных церквей[38]. Символ веры древнейшей из них — Иерусалимской: “Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога истинного, через Которого все произошло, воплотившегося и вочеловечшегося, распятого и погребенного, воскресшего из мертвых в третий день, восшедшего на небеса, седящего одесную Отца и грядущего во славе судить живых и мертвых, Которого царству не будет конца. И во единого Святого Духа Утешителя, глаголавшего через пророков. И во единую святую вселенскую Церковь. И в воскресение плоти. И в жизнь вечную”. Символы веры римский, антиохийский, александрийский и другие[39]. Наставления готовящихся к таинству крещения как посвящения в кафолическое вероучение. Нормативные тексты: “Толкование Символа веры” свт. Григория Неокесарийского (+ 270/5) Чудотворца (истолкование Божественного Триединства); “Прокатехизис” свт. Кирилла Иерусалимского (+386) для готовящихся к крещению и его же 18 “огласительных” слов к готовящимся к крещению и 5 “мистагогических” проповедей [40] к новокрещеным (учение о домостроительстве Сыне Божия и Св. Духа, о природе Церкви, ее таинствах).

Апологетическая деятельность — опровержение эллинско-иудейских обвинений в адрес христианства, гностических претензий на обладание ключом к “истинному христианству” и ранних ересей и одновременное раскрытие основных положений христианского учения. Наиболее значительные тексты: “Апология” и “Разговор с Трифоном иудеем” св. Иустина Мученика (+166), “Апология” Афинагора (ок. 177), “Три книги к Автолику” Феофила (+ ок. 180), “Пять книг против ересей” сщмч. Иринея Лионского (ок. 198), “Опровержение еретиков” Тертуллиана (+ после 220), “Три книги против Евномия” свт. Василия Великого (+ 379). “Двенадцать книг против Евномия” и “Против Аполлинария” свт. Григория Нисского (+ 394), cерии “Против манихейства”, “Против донатизма”, “Против Пелагия” бл. Августина (+ 430). Обращение богословского дискурса к технике полемической диалектики.

Преподавательская деятельность. Богословские школы, первая из которых — знаменитое Александрийское огласительное училище (дидаскалон) — III — VI вв. Ранние стадии и расцвет при трех “схолархах” — Пантене (181 — ок. 220), Клименте (ок. 150 — 211/215) и Оригене (ок. 185 — 254). Христианизация организации преподавания и предметного куррикулума греческих философских школ[41]. Александрийское богословие — дисциплина для тех, кто могут философствовать и не могут усвоить христианское учение иначе, чем через доказательства (Климент. Строматы VII.1, I.5) и готовы к собственным “изысканиям”. Богословие — sof…a (“мудрость”), по отношению к которой философия — “служанка”, как по отношению к ней общеобразовательные дисциплины (ср. Строматы I.5). Четыре ступени богословского знания — то, что соответствует апологетике, христианскому нравственному учению (изучалось в связи с философской этикой), учению догматическому (изучалось в связи с “метафизическими” философскими системами) и библеистике — истолкование Св. Писания. Константинопольская школа (V — VIII вв.) — аналог Александрийской. Сирийская (Эдесско-Нисибийская) школа, основанная сщмч. Лукианом Антиохийским (+ 312): отличие от эллинских в отсутствии пропедевтических дисциплин; богословие — почти исключительно истолкования Св. Писания. “Монастырь для клириков” бл. Августина (ок. 390): истолкование Св. Писания и искусство церковной проповеди [42]. Наиболее известные учебные пособия: богословская трилогия Климента “Протрептик”, “Педагог”, “Строматы”(материалы для лекций по апологетике, христианской нравственности и догматическому учению), отчасти “О христианской науке” бл. Августина (396 — 426).

Систематизаторская деятельность. “О началах” Оригена: раскрытие вопросов, связанных с бытием Божием, бесплотными духами, творением мира, природой и будущим души, а также с истолкованием Св. Писания. “Большой катехизис” свт. Григория Нисского: о вере, о Св. Троице, о Боговоплощении, об Искуплении, таинствах и эсхатологии.

“Монографическая” деятельность — исследование отдельных фундаментальных богословских тем: “О Св. Духе” Василия Великого, “Об устроении человека” свт Григория Нисского (ок. 379), “О Троице” бл. Августина (399 — 419)[43].

Эпистолярное (пастырские послания и частные письма) и экзегетическое (библиологические толкования и проповеди александрийцев и Отцов Церкви) наследие. Пять константинопольских “Богословских слов” свт. Григория Богослова (380) — авторефлексия богословия как познание самого богопознания и его границ.

Внешняя граница начального периода теологии. “Платонова теология”и “Начала теологии” Прокла (+ 485) — “эллинистический ответ” христианскому богословию и имитационно-оппозиционная (в результате “пародийная”) реакция на христианское “присвоение” эллинской тео-логии.

Церковность основных видов богословской деятельности — и катхизаторской, и преподавательской. Неизменная, хотя и неоднообразная связь с церковными институтами и Преданием Церкви на стадиях раннего, патристического и схоластического периодов. Богословие как особое церковное служение “народу Божьему”(ср. деятельность преп. Максима Исповедника, преп. Иоанна Дамаскина, Альберта Великого, Фомы Аквинского и других), синергийное пасторскому[44] и основывающееся на Апостольском Предании, но направленное в большей мере за исследование истины, чем за ее хранение (равная необходимость новаторства и консерватизма). Определение о. И. Конгара: “Теология — это дискурс, через который верующие развивают и выражают содержание своей веры как она исповедуется Церковью; с этой целью теолог использует ресурсы культуры и сосредоточивается на тех вопросах, которые перед ним ставит время”[45].

2.3. Существует ли теология за границами христианства? Позиция 1): существуют в двух других теистических религиях (иудаизм, ислам); позиция 2): существуют во всех религиях в том или виде (движение “компаративной теологии” в рамках борьбы “религиеведческого интернационализма” за “глобальный плюрализм во всем мире”). Корректная постановка вопроса: в какой мере можно говорить о параллелях вышеприведенным компонентам теологии в инохристианском мире?

Ислам. “Калдм”: параллели лексические (букв. “речь, рассуждение”) и фукциональные — рассуждения на религиозно-философскую тему, с дальнейшим делением “рассуждающих” (муттакаллимы) на направление ‘илм ал-калам (толкование вероучительных положений на основании разума)[46] и талкид (на основании следования авторитетам). Параллели в видах деятельности “рассуждающих” — религиозное преподавание и ведение дискуссий по проблематике богословского содержания с заявкой диспутантов на “правоверие” в рамках недискуссионного вероучения (о единобожии и пророчестве Мухаммеда). Основные предметы дискуссий мутазилитов, первой школы калама, с VII — VIII вв. в хронологической последовательности: проблема верховной власти в мусульманской общине и ее происхождения (“социального” или божественного); проблема “границ общины” (в какой мере тяжко согрешившие могут оставаться “правоверными”); проблема степени предопределенности всей жизнедеятельности человека волей Аллаха (фаталисты и их оппоненты); проблема соотношения сущности Божества (аз-зат) и его атрибутов (позиции признающих реальность атрибутов и отрицающих их); проблема сотворенности Корана ( зависимость ее решения от решения предыдущей, так как признавать “авторство” Аллаха — значит признавать его атрибуты). Параллели в формулировках “основоположений веры” — с IX в.. Параллели в создании не только полемических сочинений, но и “компендиев по основам религии” (усул ад-дин), ср. “Учения мусульман” Ал-Ашари (Х в.). “Догматизированные” позиции ашаритов. Основные различия. Отсутствие Церкви, от лица которой мог бы говорить теолог. Отсутствие, вследствие этого, церковной институциализации его деятельности и возможности церковного признания признаваемых им “догматов” и его собственного вероизложения (метафоричность в применении к исламу самих понятий “ортодоксия” и “ересь”). Начало деятельности иудейских мутакалимов с Х в. (Саадья бен Иосиф) — фактическая имитация теологической деятельности в исламе. 13 приницпов иудаизма (начиная с единобожия) у Маймонида (XII в.). Наличие указанной “теологической неполноты” ислама и в иудаизме.

Принципиальная неприменимость понятия “теология” к религиозному дискурсу за пределами конфессиональных — вероучительных и вероисповедных — религий. Культурологическая безграмотность в расширении объема понятия “теология” до “теологии подразумеваемой” в архаических и этнических религиях. Логическая противоречивость в применении самого термина “теология” к “атеистической” религиозности буддизма, конфуцианства или даосизма. Религиеведческая некомпетентность в словоупотреблениях типа “индуистская теология”, или, даже более аккуратно, “вишнуитская теология”, “шиваитская теология”, “тантристская теология” (за отсутствием в приведенных случаях аналогов не только церквей, но и “общин”)[47].

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БОГОСЛОВСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ТЕОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БОГОСЛОВСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕОЛОГИЯ” КАК РЕАЛЬНОСТЬ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОБРАЗОВАНИЯ
Констатации самых различных случаев нашего отставания от того, что обычно у нас называют цивилизованным миром, уже очень давно стали общим местом в “российском дискурсе”. Часто здесь отражаются реа

РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ ТЕОЛОГИИ
Определение теологии a posteriori и возможность уточнения границ теологии и “смежных” областей знания и форматов мысли. Основные составляющие полученного ориентирующего определения теологии [Лекция

ТЕОЛОГИЯ: СЛОЖЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ СТРУКТУРЫ
Различительный признак теологии, отделяющий ее от любой нетеологической формы теоретизирования по поводу религии [Лекция 3.3] — наличие специфической предметно-дисциплинарной струк

АПОЛОГЕТИКА И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Деление теологии на исторические, систематические и практические дисциплины — основной итог “метатеологии” XIX в. Основная тенденция ХХ в. — дальнейшие модификации той же трехчастной структуры с но

ОCНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Мистический опыт и догматы у “среднестатистического религиеведа” (опыт — объединяет, догматы — разъединяют; первый — глубинное, вторые — работа “теологов”; первый — область сущего, вторые — область

ХРИСТИАНСКИЕ ДОГМАТЫ И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС
Уникальность христианства как “догматической” религии. Отсутствие церковности как основного “формального” параметра христианских догматов во всех остальных религиях [Лекция 2.3]. З

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ ИЛИ ТЕОТЕТИКА
Синергии догматики и философии [Лекция 7.3] при различии в их основной интенциональности — теоретико-исследовательские задачи философии и духовно-практические богословия. Тексты Но

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ ИЛИ ТЕОТЕТИКА
Синергии догматики и философии [Лекция 7.3] при различии в их основной интенциональности — теоретико-исследовательские задачи философии и духовно-практические богословия. Тексты Но

ГЕРМЕНЕВТИКА И ЭКЗЕГЕЗА СВ. ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ
Обоснованность разграничения источниковедческих и истолковательных исследований в традиционных рамках библиологии и патрологии, намеченного частично уже в раннехристианской традиции (ср. текстологи

ПРИКЛАДНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ДИСКУРСЫ
Задача настоящего курса — введение студентов-гуманитариев в теологическое знание и теологические дисциплины — не была бы выполнена, если бы мы не перечислили хотя бы некоторые точки применения бого

ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Святитель Григорий Богослов. Пять слов о Богословии. М., Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2000. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1.Университетское преподавание теологии на Западе и в России (основные хронологические вехи). 2. Содержание предмета теологии исходя из ее этимологическог

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги