ТЕОЛОГИЯ: СЛОЖЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ СТРУКТУРЫ

Различительный признак теологии, отделяющий ее от любой нетеологической формы теоретизирования по поводу религии [Лекция 3.3] — наличие специфической предметно-дисциплинарной структуры. Определение теологии a posteriori как предполагающее осмысление этой авторефлексии в качестве “дискурса Церкви” [Лекция 2.2]. Характеристика данной рефлексии как теоретической [Лекция 1.1] — исходный пункт для периодизации теологии как теоретической дисциплины знания.

4.1.Прямыеаналогии с историей становления философских дисциплин. Единичность случаев совпадения начала соответствующего философского дискурса с его “самоосознанием” и дисциплинарной идентификацией (этика). Норма — наличие многих промежуточных стадий. Онтологический дискурс начиная с Парменида и “онтология” как результат структуризации метафизики в XVII в., эстетические воззрения начиная с Аристотеля и “эстетика” в вольфианской систематизации философии XVIII в., аксиологические идеи начиная со стоиков и “аксиология” как философская специализация с начала XX вв. (ср. “философско-религиозные” воззрения начиная с античности и “философия религии” со второй половины XVIII в. [Лекции 1.1, 3.2]). Закономерная стадиальность авторефлексии теологии в систематизации теологических дисциплин в аналогичной исторической последовательности. Первая стадия: II — XVII вв.

Начальные школы преподавания богословия. Александрийская школа при Клименте: первый опыт тематизированного преподавания богословия. Четыре ступени богословских дисциплин — то, что соответствует апологии христианского учения и жизни (“Протрептик”), христианской этике (“Педагог”), догматике (“Строматы”) и библеистике, каждая из которых преподавалась на своем курсе [Лекция 2.2]. Концепция этой последовательности: восхождение по ступеням христианского познания истины (Педагог I.1). Сходный “богословский состав” в сочинениях Оригена и, вероятно, в его преподавании: “Истинное слово” против Цельса и апологетика, “О началах” и догматика, сочинение по аскетике, библейская текстология (“Гекзаплы”), экзегеза книг Ветхого и Нового Заветов (схолии, гомилии, комментарии)[64]. Предварение пастырского богословия в школе бл. Августина.

Петр Абеляр (1079 — 1142): первый опыт разработки теологии как “рациональной дисциплины”, содержащей дифференциацию методов богопознания. Задачи теологии до Абеляра — апологетическая и “положительная”, после Абеляра — также логическая (обоснование системы богословского знания и ее “дедуцирование”) и критическая[65]. Этика и логика как методологические стадии богопознания. Первый опыт “Введения в теологию” (introductio ad theologiam). Догматические проблемы — “О единстве и троичности Бога”, “Теология высшего блага”, “Христианская теология”; этические — “Этика или познай самого себя” (с начальным различением этической теории и практики); пастырско- канонические — “Любому ли настоятелю принадлежит право связывать и разрешать?” (ср. экзегетические — схолии к книге Пророка Иеремии и т.д.).

Четыре книги “Сентенций” Петра Ломбардского (ок.1100 — 1160), обобщающие результаты святоотеческого богословия под углом зрения католической доктрины [см. Введение]. “О таинстве Троицы” и “О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом”— догматическая тематика (о Боге-Троице, троичной терминологии, о творении мира невидимого и видимого и о человеческой душе как образе и подобии Божием, о грехопадении человека, свободе воли и благодати). “О воплощении Слова” — догматическо-этическая (христология, основные христианские добродетели и заповеди). “О таинствах” — догматическо-эсхатологическая.

Догматическая, этическая и апологетическая проблематика у Фомы Аквинского в “Сумме против язычников” (1259 — 1264). “Сумма теологии” (1265 — 1273): о Боге как таковом, о Св. Троице, о Божественном действии в мире (догматическая проблематика), об антропологии и этике (нравственно-богословская), о Воплощении, Искуплении, церковных таинствах (догматическая).

Основные предметы теологии в немецких университетах к началу XVII в.: богословие “схоластическое”, полемическое, нравоучительное. Логическая обоснованность трехчастного куррикулума преподавания теологии — основные задачи богословия как апология и распространении христианской истины, ее раскрытие и “разработка” ее применения в жизни.

4.2. Новый период (с XVII в.): научно-критическая эксплицитная дисциплинарная идентификация предметностей богословского дискурса с целью создания системы богословских наук. Три основных стимула: 1) успехи в отделении метафизики от богословия и в структуризации предметов самой метафизики, в которую включается и “естественная” теология во второй схоластике (cр. грандиозные “Метафизические рассуждения” (1597) Ф. Суареса[66]) и в университетской немецкой философии XVII в.; 2) претензии религиозных рационалистов на построение теологии “в пределах одного только разума” (ср. “естественная религия”)[67], побуждавшие противопоставить им научно построенную теологию “основающуюся на Откровении”; 3) конкуренция протестантской и католической теологии. Наиболее убедительные способы деления предметов метафизики у немецких философов. Р.Гоклений (1613): рациональная натурфилософия, онтология, рациональная теология (theologia rationis); И. Микраэлий (1653): метафизика общая (онтология) и метафизика специальная (рациональная теология, пневматология и антропология) — схема, популярная и в XVIII в.; И.Б. дю Хальде (1678): онтология, этиология[68], философская теология (theologia naturalis)[69].

Начальная инициатива лютеранских богословов в структуризации “богословской теологии” как системы научно организованного знания. Георг Калликст (1586 — 1656), последователь Мелахтона [см. Введение], впервые четко отделивший “теологию” от “веры”, и его “Конспекты нравственного богословия” (1634) — различение theologia dogmatica как исследование положений вероучения и theologia moralis как исследование христианской нравственности[70] (христианская этика как объединяющий фактор, призванный сбалансировать конфессиональные конфронтации). Г. Альтинг, автор “Исторического богословия” (1635): постановка вопроса о целесообразности различения теологии догматической и исторической (богословское осмысление Св. Писания и истории Церкви). Л.Ф. Рейнхарт, автор “Свода христианского догматического богословия” (1659): выяснение предметности догматического богословия как важнейшей из богословских наук наряду с богословием “церковным” (дидактическое, “положительное”), истолковательным, историческим и апологетическим. Появление к этому же времени деления на “теоретическую теологию” и “практическую науку” в богословии. Иезуит Дионисий Петавий, автор “О богословских догматах” (1644 — 1650): систематизация догматов Церкви как предмет догматического богословия. Основной итог классификационной работы — отделение систематической теологии от исторической, а в рамках систематической различение догматического и нравственного богословия.

Устойчивость этих принципов деления до критики их “рационализма” Ф. Шлейермахером (1768 — 1834) с позиций христианской “философии жизни” [см.. Лекция 1.1], а также экклезионизма — рассмотрение теологического знания в перспективе задач и функций Церкви (не “преподавния христианской религии”)[71]. Последователи Шлейермахера. А. Неандер (1789 — 1850), “отец новейшей церковной истории”: задача богословского образования — образование христианской жизни (Lebensgestaltung) в человеке, поскольку он формируется в церкви, а не просто усвоение определенных истин (ср. Баумгартен-Крузий). Конкретный результат данной тенденции — введение в круг теологических дисциплин осмысление и организацию “правил церковных искусств” (praktische Theologie). Противоположная тенденция (не без влияния немецкой классической философии) — стремление ввести в теологию “христианскую философию”, прежде всего христианскую философию истории и культуры (spekulative Theologie). Попытки синтеза обеих тенденций.

“Синтетическая” классификация теологических дисциплин у Л. Пельта (1848, 1862). Предмет теологии — научное самосознание Церкви как осознание ею своего самосозидания, отсюда “приоритет в последовательности” за исторической теологией. Историческая теология: 1) “Библейская теология Ветхого и Нового Завета” (каноника — изучение сложения корпуса библейских текстов, исагогика — введение в библейские книги, герменевтика — их филологическо-богословское истолкование), 2) “Историко-церковная теология” (история церкви; история догматов; история церковной нравственности, литературы и искусства; источниковедение, церковная география и хронология[72]); 3) “Церковная статистика” (изучение образовавшихся конфессий и деноминаций и их сложившихся символов веры, а также их географии). Переход от “церковной статистики” к систематической теологии. Систематическая теология: (1) “Теологическое учения об первопринципах или основах” образовавшихся форм христианства (учение о церковном предании; “систематическая символика”[73]; полемика — учение об этических и догматических искажениях в истории церкви); (2) “Тетическая теология” как наука о догматическом и этическом содержании этих принципов (догматика — изучение основной истины Царства Божия, этика — изучение осуществления ее в христианской жизни); (3) “Христианская философия” — система знаний о Боге и божественном в контексте целостного человеческого знания (спекулятивная теология, которая зарождается в мистике, эксплицируется в тео-софии, утверждается в “критике”, оформляется в “умозрении”, прежде всего в философии истории, представляя христианство как высшую религию, научную систему и завершение культуры). Переход от систематики к практической теологии: осуществление “спекулятивного” идеала в жизни церкви. Практическая теология: (1) “Принципы практической теологии” (от раскрытие того, как человек приходит к Богу через Самого Бога до обоснования церковной организации как условия этого процесса); (2) “Церковное право и церковное управление” (церковная “политика” и душепопечительство); (3) “Теории церковных искусств” ( искусство богослужения — литургика, искусство проповеди — гомилетика, искусства педагогики, катехизации, миссионерской деятельности и христианского образования)[74].

Некоторые методологические тенденции, характерные для немецкой систематизации богословских дисциплин в XIX в. Обобщение самой классификации богословских наук (в контексте определения задач теологии как таковой) в специальную пропедевтическую метадисциплину “теологическая энциклопедия” (см. Введение) — иногда со статусом третьей систематической дисциплины (наряду с догматикой и этикой)[75]; специальное место, уделяемое “спекулятивной теологии” (см. выше) и “теологии христианских памятников” (всестороннее изучение памятников христианской архитектуры и искусства и их богословское осмысление). Общая западная тенденция к рубежу XIX — XX вв.: потребность включать в систему богословских дисциплин также “естественную теологию” [Лекция 3.2] (сохранявшуюся и в составе философской метафизики — см. выше) в качестве апологетики, основного богословия, “фундаментального богословия”. Дискуссии относительно целесообразности этого новшества и способов его инкорпорирования в систему богословских дисциплин.

4.3. Основные способы деления теоретических дисциплин в русском богословии, опиравшиеся на немецкий преимущественно опыт в преподавании введения в богословские науки[76]. “Учебный” принцип деления митр. Макария (Булгакова) и его последователей:

Дисциплины основные Дисциплины вспомогательные

1) предварительные:

герменевтика введение в книги Св. Писания

экзегетика библейская археология

патристика патрология

символика история символов веры

2) составные:

догматическое богословие история догматов, сравнительная догматика

нравственное богословие

литургика церковная археология, сравнительная литургика

каноническое право история права, сравнительное право

3) прикладные:

пастырское богословие

гомилетика история красноречия

аскетика история аскетизма[77]

 

 

С.С. Глаголев: принцип деления исходя из трех основных вопросов (и “запросов”) богословия. Вопрос “Как следует верить?” — богословие теоретическое (догматическое и “основное” — почему надо верить? и как надо верить? включая “сравнительное” — сопоставление вероучительных и духовно-практических “разночтений” православия, католицизма и протестантизма); вопрос “Как верили и верят?” — богословие историческое (библейская и церковная история включая патристику); вопрос “Что нужно делать, чтобы жить по вере и приводить к ней других?” — богословие практическое (нравственное, литургическое, церковное право, пастырское, гомилетика, аскетика)[78].