рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ХРИСТИАНСКИЕ ДОГМАТЫ И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС

ХРИСТИАНСКИЕ ДОГМАТЫ И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС - раздел Религия, ТЕОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БОГОСЛОВСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Уникальность Христианства Как “Догматической” Религии. Отсутствие Церковности...

Уникальность христианства как “догматической” религии. Отсутствие церковности как основного “формального” параметра христианских догматов во всех остальных религиях [Лекция 2.3]. Значительно меньшая консистенция сверхразумности как “материального” параметра догматов в основоположениях других религий. Ислам: обсуждение основных вероучительных проблем (вопрос о предопределении или об атрибутах Божества) и принципов (Бог справедлив, воздает праведным, наказует грешников и т.д.) в истории калама (с VIII в.), относящихся скорее к области “рациональной теологии” [см. Лекция 3.3], чем к сверхразумным истинам, подобным учению о Св.Троице [Лекция 6.2]. Буддизм: сознательное отрицание веры в Бога, которая “замещается” в махаяне философическими спекуляциями в духе панэнтеизма; рационально-умозрительный характер трех “аксиом” всех буддийских школ в виде положений о всеобщности страдании, преходящести всего сущего и отсутствии “я”. Индуизм: совместимость в рамках даже традиционализма взаимоисключающих мировоззрений (от квази-теизма до “атеизма”) при аналогах буддийским, чисто рационально-умозрительным доктринам в некоторых философских школах[112]. Стратификация в буддизме и адвайта-веданты двух уровней истины — “практической” и конечной — как антипод догматического сознания.

Возможность “законного гражданства” философской рациональности в сверхразумном царстве христианских догматов — постоянная проблема христианской рефлексии. Две экстремальных тенденции (в теории и на практике) и сбалансированные способы ее решения в истории церкви[113].

7.1. Основные исторические вехи пересмотра догматов с целью рационализации христианства.

Первые значительные ересиархи Павел Самосатский и Савеллий (III в. по Р.Х.) : попытки упростить сверхразумное основоположение всей христианской веры — учения о Св. Троице, основываясь на философических соображениях (путем “разложения” Второй Ипостаси на Логос и Иисуса-пророка у Павла и путем “снятия” самих ипостасных различий в едином Божественном Анониме, принимающем поочередно три “личины” у Савеллия). Арий (IV в.): отказ ради избавления от “бремени сверхразумности” от божественности Второй Ипостаси; его младший современник Македоний — отказ от божественности Третьей Ипостаси. Несторий (V в.): разделение ради “рационализации” Боговоплощения единой личности Богочеловека на две (ср. Павел Самосатский). Основатели монофизитства Евтихий и Диоскор: для Иисуса Христа достаточно иметь одну божественную природу (человеческая — фактически мнимая). Кир, епископ Фазисский и Сергий, патриарх константинопольский (VII в.): Иисусу Христу достаточно иметь одну божественную энергию и волю. Богословы императора Льва III Исавра (717 — 741): трактовка почитания икон как идолопоклонства. Сигер Брабантский (ок. 1240 — 1282), а затем падуанские аверроисты и Помпонацци: догматы (о творении мира, бессмертии души и другие) относятся лишь к уровню образно-символической, но не философской истины (ср. стратификация истины в буддизме и адвайта-веданте — 7.0).

Ренессанс и Новое время: оформление целой концепции “естественной религии”, призванной заместить традиционную “религию откровения”. Критерий религиозной истины — то, что позволяет или, соответственно, не позволяет считать истинным “естественный разум”. Два типа отрицания догматов: непосредственное и допущение их в качестве основоположений “религии для масс”. М. Сервет (+ 1553) и другие антитринитарии: проект “восстановления христианства” через трактовку Ипостасей лишь как способов “самовозвещения” и “самосообщения” Божества (попытка вернуть “неразумное” триалогическое единобожие к более понятному “монологическому” в духе Савеллия). Ж. Боден в “Беседе семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей” (1593): выделение “разумного минимума веры” в виде допущения существования Бога, бессмертия души и посмертного воздаяния и “вынесения за скобки” всех прочих вероучительных положений. Г. Чербери в “Трактате об истине” (1624), первом документе деизма: отказ от догматов Боговоплощения, Искупления и Воскресения; Бог как лишь Высшее Существо, почитать которое необходимо ради утверждения нравственности (подобная “экономная вера” — начальная формая человеческой религии). Ч. Блаунт в “Кратком изложении религии деистов” (1693): отрицание сверхразумного как определяющее содержание деистической религии. Дж. Э. Коллинз в “Рассуждении о свободомыслии” (1713) — та же критика догматов с позиций усредненной рассудочности как доктрина “секты свободомыслящих” (термин впервые провозглашен в трактате). Дальнейшая эволюция “естественной религии” в XVIII в.

Полиморфизм “осовременивания” христианства за счет догматического сознания в ХХ в. Т. де Шарден: радикальная “модернизация” догмата о творении; А. Уайтхед, Ч. Хартсхорн, Дж. Кобб : облегчение для восприятия “прогрессивно мыслящего интеллектуала” учения о Боге как лишь динамическом корреляте мира, но не его трансцендентном первоначале. Проявления “адогматического христианства” в современной западной академической теологии[114]. Так называемый суперэкуменизм (движение, стремящемся к унификации не только христианских конфессий, но и мировых религий во имя так называемого диалога религий): отрицание самой значимости христианских догматов ради “расширения” религиозного мышления человека ХХ века. Основные претензии к догматам основных теоретиков “суперэкуменизма” или “радикального плюрализма” (Дж. Хик, Ж.Миле, Л. Ричард, П. Ниттер, Г. Каурд и другие): (1) догматы — реликт средневекового мышления, препятствующий свободе мысли; (2) догматы — выражение установки на традиционный христианский универсализм, препятствующий плюрализму как основному вектору нового религиозного сознания и “религии будущего”; (3) догматы — шторы, затеняющие единство мировых религий, которое состоит в едином мистическом и этическом опыте, и потому только разделяющие религии, препятствуя глобализации как основному вектору нового религиозного сознания и (все той же) “религии будущего”.

Общие логические сложности в религиозной критики догматов у “рационалистов”. Конкретные противоречия с рациональностью у “суперэкуменистов” и реальные последствия их “философии религии” для современного христианства (как актуальные предметы внимания христианской апологетики — см. Лекция 5.2).

7.2.Основные вехи отвержения философской рациональности ради “чистоты догматов” начиная с первых веков христианства по настоящее время.

Период первых апологетов. Сириец Татиан (середина II в.) и его “Речь против эллинов”: критика “аристократизма” греческой философии, особенно аристотелевской. Последователь Татиана месопотамец Теофил в “Трех книгах Автолику”: греческая философия — безбожие даже у Сократа, Платона и их последователей. Концепция “благочестивого” отрицания философии у Тертуллиана (II — III вв.) в контексте критики культуры: чем душа “естественнее”, тем ближе она к Богу, а чем более “образуется” в школах и библиотеках, тем меньше у нее шансов отражать истину; философия не только бесполезна для богопознания, но и вредна; философия (как и занятия ею) — мать всех ересей; христианам после Христа нет нужды в “любознательности”, после Евангелия — в каких-либо исследованиях. Общий вывод: “Что общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви?!...” (О еретических возражениях 7).

“Высокое средневековье” — единичные прецеденты радикального отрицания философии в эпоху господства христианизированного аристотелизма. Манегольд из Лаутенбаха (+ 1103): отрицание целесообразности изучения логики как таковой; Петр Дамиани (1007 — 1072): принижение диалектики, идея о том, что Божественное всемогущество (способное отменить даже события прошлого) приниципиально ограничивает возможности применения разума.

Новое время. М. Лютер: разум слеп по природе своей к вещам божественным, благодаря чему “рассуждения разума” бесполезны для богопознания, должного основываться на одной Библии. Аналогичные позиции в первом издании “Общих “мест” богословских предметов” (1521) первого протестантского богослова Ф. Меланхтона[115]. Католический богослов Янсений (XVII в.): пелагианская ересь восходит к Аристотелю, искажения истинного вероучения — к философии в целом. Британские фидеисты XVII в.: все в христианстве является “непостижимым”, и потому для философии здесь места нет. Единичные протесты против постепенной “схоластизации” немецкого протестантизма. Ф. Шпенер и другие пиетисты: философия несовместима с благочестием. С. Кьеркегор: “христианство не дело познания”, “христианство и философия не допускают сочетания”[116]. Отчасти протестантская “неоортодоксия” ХХ в. (К. Барт и другие): между Богом и миром “глобальный разрыв”, и философская рациональность к богословию малонеприменима.

“Тертуллиановские” тенденции в русской религиозной мысли. Старец Филофей, создатель “теории” Москва — Третий Рим ; иерусалимский патриарх Досифей в России (1690-е годы): “довольна бо православная вера ко спасению и не подобает верным прельщатися чрез философию и суетную прелесть”[117]. Востребованность “тертуллиановской” аргументации во время официального разгрома философии в 1820-е годы в российских университетах. Более тонкая борьба с разумом: И. В. Киреевский и его “догмат” о том, что положительное и живое познание возможно лишь посредством избавления от “логического ига” формальной абстрактности. Окончательное избавление от этого “ига” у о. П. Флоренского в “Столпе и утверждении истины” (1914), задуманном как “живой религиозный опыт как единственный законный способ познания догматов”[118]. Рассудок как греховный разум, который, оставив закон божественный, подчинился закону плотскому: формальный закон тождества замыкает его в конечности и статике, закон достаточного основания “размыкает” в дурной бесконечности, тогда как сама Св. Троица обеспечивает беспрепятственный “софийный” вход в бесконечность актуальную[119] (через переход от “дискурсивной интуиции” к ...“интуитивной дискурсии”[120]). “Тертуллиановские” установки у Л. Шестова и евразийцев (ср. перевернуто татиановские и феофиловские — у Х. Яннараса). Распространеннные современные установки: разум — источник заблуждения, сердце — единственный и безгрешный“орган истины”; ставшие общим местом разоблачения “школьного богословия” и противопоставление ему “опытного”; радикальные противопоставления западному философскому рационализму русской философии как “философии сердца”, “соборного разума”, “синтеза” и “преображения” (фактически приравнивается все к тому же “опытному богословию”).

Общая несостоятельность антирациональности с точки зрения христианства[121]. Диалектика неизменной сопряженности антирационализма с уклонением в ересь, архетип которой аполлинаризм[122] (результаты прямо противоположные предполагаемым).

7.3. Отсутствие альтернативности догматического сознания и рациональности — из несостоятельности рассмотренных опытов их конфронтации и системного определения самих догматов [Лекция 6.1]. Философский разум как источник осознания самой сверхразумности догматов и собственных границ. Различение рационализма и рациональности как способ разрешения антиномии веры и разума.

Две архетипические модели соотношения философии и истин Откровения у Климента Александрийского: 1) “вертикальная” — изучение философии как ступень к высшему познанию (подобно тому, как изучение “обычных наук — ступень к изучению философии) — точный прообраз формулы “философия — служанка богословия” (Строматы 1.15) [см. Лекции 2.2, 5.1]; 2) “горизонтальная” — сферы философия и Откровения параллельны, так как первая изучает “имена”, вторая — сами “вещи” (Строматы 6.1). Свт. Василий Великий (Слово 22): приблизительное совмещение обоих подходов[123]. Гонорий Августодунский (1075/ 80 — 1156) и Гуго Сен-Викторского (ок. 1096 — 1141) — разработка первого подхода. Гильберт Порретанский (1075/80 — 1154), Гильом Овернский (1180/90 — 1249) — разработка второго. Альберт Великий (1193 или 1206/7 — 1280): философские истины и христианские догматы не могут быть в конфликте, так как опираются на различные источники знания (и уровни разума)[124].

Три модуса исторически документированной синергичности догматического сознания и философского дискурса: диалектический (начиная с полемики пресвитера Малхиона с Павлом Самосатским), концептуалистический (начиная с введения термина “единосущный” и различения Природы и Лиц в эпоху первых Вселенских Соборов), метафизический (дифференциация сущности и энергий у свт. Григория Паламы). Некоторые другие перспективы философско-догматической синергийности — модусы критический и “эвристический”[125].


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БОГОСЛОВСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ТЕОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БОГОСЛОВСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ХРИСТИАНСКИЕ ДОГМАТЫ И ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОБРАЗОВАНИЯ
Констатации самых различных случаев нашего отставания от того, что обычно у нас называют цивилизованным миром, уже очень давно стали общим местом в “российском дискурсе”. Часто здесь отражаются реа

ТЕОЛОГИЯ” КАК РЕАЛЬНОСТЬ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
“Задания”, оставленные материалом предыдущей лекции. Переход от теологии a priori к теологии в реальной истории или, вновь обращаясь к языку Гегеля, от логического к историческому. Необходимость дл

РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ ТЕОЛОГИИ
Определение теологии a posteriori и возможность уточнения границ теологии и “смежных” областей знания и форматов мысли. Основные составляющие полученного ориентирующего определения теологии [Лекция

ТЕОЛОГИЯ: СЛОЖЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ СТРУКТУРЫ
Различительный признак теологии, отделяющий ее от любой нетеологической формы теоретизирования по поводу религии [Лекция 3.3] — наличие специфической предметно-дисциплинарной струк

АПОЛОГЕТИКА И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Деление теологии на исторические, систематические и практические дисциплины — основной итог “метатеологии” XIX в. Основная тенденция ХХ в. — дальнейшие модификации той же трехчастной структуры с но

ОCНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Мистический опыт и догматы у “среднестатистического религиеведа” (опыт — объединяет, догматы — разъединяют; первый — глубинное, вторые — работа “теологов”; первый — область сущего, вторые — область

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ ИЛИ ТЕОТЕТИКА
Синергии догматики и философии [Лекция 7.3] при различии в их основной интенциональности — теоретико-исследовательские задачи философии и духовно-практические богословия. Тексты Но

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ ИЛИ ТЕОТЕТИКА
Синергии догматики и философии [Лекция 7.3] при различии в их основной интенциональности — теоретико-исследовательские задачи философии и духовно-практические богословия. Тексты Но

ГЕРМЕНЕВТИКА И ЭКЗЕГЕЗА СВ. ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ
Обоснованность разграничения источниковедческих и истолковательных исследований в традиционных рамках библиологии и патрологии, намеченного частично уже в раннехристианской традиции (ср. текстологи

ПРИКЛАДНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ДИСКУРСЫ
Задача настоящего курса — введение студентов-гуманитариев в теологическое знание и теологические дисциплины — не была бы выполнена, если бы мы не перечислили хотя бы некоторые точки применения бого

ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Святитель Григорий Богослов. Пять слов о Богословии. М., Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2000. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1.Университетское преподавание теологии на Западе и в России (основные хронологические вехи). 2. Содержание предмета теологии исходя из ее этимологическог

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги