Ответы на вопросы.

В: Стоит ли слушать лекции «упавших гуру» или преданных, отошедших от ИСККОН?

О: У Шрилы Прабхупады был духовный брат, который очень много лет следовал Шриле Бхактисиддханте Сарасвати, но потом через некоторое время ушел. И Шрила Прабхупада сказал, что те вещи, которые он писал тогда, когда следовал Шриле Бхактисиддханте Сарасвати, мы можем читать, но те вещи, которые он написал после ухода, мы читать не должны. Так что в принципе это возможно, но в некоторых случаях, я бы не советовал этого. Это, на самом деле, зависит как от той личности, которая оставила движение, так и от того преданного, который слушает эти лекции. Если мы во время прослушивания этих лекций помним что-то негативное об этой личности, и она нас не вдохновляет, то лучше эти лекции не слушать. И если человек оставил путь преданного служения из-за чувственных наслаждений, то это может быть менее опасно, чем в том случае, когда человек становится враждебен к движению сознания Кришны. И, в принципе, это можно делать, но многое зависит от определенной ситуации.

 

В: Говорится, что имя Кришны и Сам Кришна – одно и то же. И если мы произносим имя Кришны, но не видим Его перед собой, то означает ли это, что наше сердце полно материальных желаний?

О: Шрила Прабхупада говорил, что душа способна видеть Кришну так же, как я вижу вас, а вы видите меня, но только лучше, потому что, на самом деле, я не вижу вас, а вы не видите меня. В Бхагавад-Гите есть слово пратьякша. И преданное служение дает непосредственное восприятие, пратьякшу. Слово пратьякша в мирском понимании используется для обозначения чувственного восприятия. Но эта пратьякша обозначает наше восприятие на уровне трансцендентных чувств. Каждый из нас обладает трансцендентными чувствами, и изначальное предназначение этих трансцендентных чувств – воспринимать Кришну. Но к несчастью мы используем эти чувства для каких-то глупых целей. Мы используем эти чувства для нашего собственного чувственного наслаждения. Сейчас эти чувства стали бесполезны, и преданное служение как бы обновляет их. И когда наши чувства снова обретут эту способность, тогда Кришна вновь появится перед нами.

 

В: Когда мы говорим о десяти оскорблениях, то имеем ввиду оскорбления в адрес нашей джапы, но Господь Чайтанья принес не только джапу, но и киртан – совместное воспевание. И когда в ходе нашего семинара мы будем говорить о культивировании святого имени, то будет иметься ввиду только джапа или киртан так же?

О: Мы говорим о джапе, и мы будем говорить о киртане. И еще, о чем бы я хотел поговорить – это о слушании Шримад-Бхагаватам, потому что параллельно с культивированием маха-мантры мы культивируем и Шримад-Бхагаватам.

Давайте посмотрим, что же такое имя Кришны? Это слово, которое описывает Кришну. Кришна обозначает – всепривлекающий, а Рама – тот, кто дает высшее наслаждение. И чем больше Кришна совершает игр, тем больше у Него качеств и значит больше имен. И иногда Его имена довольно длинные, как, например, Ямунатираваначари. Это имя обозначает Кришну, который бродит по зарослям на берегах Ямуны. Если немного подумать, то можно заключить, что Шримад-Бхагаватам – это одно большое имя, и таким образом, мы обнаружим, что нам необходимо культивировать также и Шримад-Бхагаватам. Существует также процесс правильного слушания Шримад-Бхагаватам, и если вы правильно его слушаете, то вся грязь уходит из сердца. Правильное слушание тесно связано с киртаном. Мы не просто должны прыгать подобно обезьянам. То есть, если взять процесс повторения святого имени, то джапа занимает в нем ключевое место, но сам процесс распространяется дальше на киртан, Шримад-Бхагаватам и другие вещи. Шрила Прабхупада также говорил, что мы должны повторять на четках 16 кругов, но намного больше мы должны повторять потом без четок и это также воспевание, которое занимает всю вашу жизнь.

 

В: Когда преданные только-только начинают воспевать святые имена, то они чувствуют экстаз, но потом это куда-то уходит. И этому существует такое объяснение, что сначала Кришна дает милость. Означает ли это, что с самого начала мы начинаем свое повторение святого имени со второй ступени, то есть с очистительной стадии.

О: То есть вы говорите, что в начале все экстатично и радостно, а потом это становится все труднее и труднее? Почему это так?

На самом деле, труднее становиться не должно, но так происходит.

В: …

О: В истории с дровами говорилось, что если у нас сырые дрова, то мы должны прилагать усилия, чтобы эти дрова высушить. Является ли это единственным способом. И прабху говорит, что следование процессу и есть огонь. Другими словами, если вы правильно следуете процессу, то можете немедленно начать чистое преданное служение. Вы можете не быть чистым преданным, так как у вас есть некоторая грязь в сердце, но если вы следуете процессу, то практикуете чистое преданное служение, и это огонь.

 

В: Если бхакта в движении три-четыре года, но все еще не приблизился к моменту инициации, означает ли это, что он до сих пор находится на уровне оскорбительного воспевания, и процесс анартха-нивритти не происходит. И вообще, как определить то, насколько далеко он продвинулся в своем развитии.

О: На самом деле, инициация не зависит от формальной церемонии обряда, но если преданный избегает этой церемонии, то что-то с ним не так. Шрила Прабхупада сам ждал 12 лет до инициации, но он говорил, что практически получил инициацию в сердце. Это зависит от личности и от взаимоотношений. Но, так или иначе, не следует избегать инициации. Если человек колеблется пред принятием процесса полностью, то такое колебание может быть оскорблением. Но также могут быть какие-то другие причины, по которым он избегает посвящения.

 

В: …

О: Было сказано, что своими собственными усилиями мы можем достичь очистительной стадии, но стадии чистого воспевания мы достигаем по милости Кришны.

Можем ли мы подняться на высшую стадию чистого воспевания с помощью своих собственных усилий? Поднятие на эту стадию зависит только от милости Кришны, но в наших силах делать нечто, что привлечет внимание Кришны, Его милость. В одной лекции Шрила Прабхупада говорил: «Вы говорите, что любите Кришну, но где же доказательства этого? Если вы любите Кришну, то следуете Его приказу». И мы должны сделать что-то, что продемонстрирует, что мы не просто сентиментальны, а действительно искренни. Наша задача состоит в том, чтобы достичь такой квалификации, которая позволит нам получить милость, и затем нужно подождать.

 

В: Где разница между сентиментальностью и искренностью?

О: Сложность в том, чтобы сначала научиться, а уже потом видеть разницу между сентиментальностью и искренностью. Но проблема в том, что сентиментальные люди не учатся этому. На самом деле, в сентиментах нет ничего плохого. Некоторые люди приходят в храм, прыгают, поднимают руки и кричат «Джая Прабхупад», но потом они очень просто нарушают регулирующие принципы. У них даже льются слезы из глаз, но, при этом, чего стоит это их «Джая Прабхупад»? Да, это что-то. Сентиментальность может быть началом чего-то, но нас должно заботить то, о чем говорил Шрила Прабхупада, то есть быть искренним и серьезным, а иначе будет «триста лет дыма».

 

Итак, завтра мы поговорим об этих трех уровнях, и научно и теологически обоснуем очистительную стадию воспевания.