Уровни развития от шраддхи до премы.

/цитирует стихи …/ В этих двух стихах, которые Шрила Прабхупада часто цитирует, говорится о садхане и о постепенном процессе культивирования сознания Кришны. И здесь приводится хронологическая последовательность стадий, через которые мы должны пройти, чтобы достичь премы.

Все начинается со шраддхи. Шраддха – это предварительная вера, доверие или просто какой-то интерес. Если эта вера приносит плоды, то наступает следующая ступень, которая называется садху-санга, и это означает, что такой человек будет общаться с преданными. Если мы прогрессируем на этой ступени, то, со временем, достигнем уровня бхаджана-крии.

Бхаджана-крия означает практику сознания Кришны под руководством духовного учителя, и это подразумевает принятие обетов и обещание следовать регулирующим принципам. Бхаджана-крия включает в себя стадию, на которой мы получаем посвящение в воспевание святого имени.

Следующая ступень – это анартха-нивритти. Анартха – это какая-то грязь в сердце, это нечто нежелательное. Артха иногда обозначает деньги, так как деньги всегда желанны, таким образом артха - это желанные вещи. Анартха же означает то, что вы обычно не хотите. Для нас это обозначает вожделение, гнев, жадность, оскорбления (апарадхи), и для преданных, может быть, даже деньги. Все это - анартхи. Если мы достигаем успеха на этой ступени, то достигаем следующей стадии – ништха.

Ништха означает что-либо утвердившееся, зафиксированное. Шрила Прабхупада использует выражение - «утвердившийся в сознании Кришны». Когда преданный достигает уровня ништхи, то, скорее всего, он уже не упадет.

Следующая стадия – это ручи, когда преданный обретает вкус к деятельности в преданном служении. Потом идет асакти – привязанность к Кришне. Ручи означает привязанность к практике преданного служения, то есть на этой ступени вы предпочитаете какое-то конкретное служение. Но асакти означает привязанность уже непосредственно к самому Кришне.

За этим следует бхава, которая включает в себя физические проявления экстаза. И последняя ступень – любовь к Богу, према.

Такова последовательность, которую дают наши ачарьи.