Суфизм - исламский мистицизм - раздел Религия, Основы религиоведения 7. Ваджраяна – Буддистский Эзотеризм
8. «По...
7. Ваджраяна – буддистский эзотеризм
8. «Последняя доктрина» Ю. Мамлеева – вершина мирового эзотеризма
1. Мистический выход за пределы слова: «мрак, который выше ума».Мистика – в природе религии. У истоков самых разных религий имело место событие, которое потом назовут «просветление», «озарение», «открывшаяся истина», «потрясение», «голос с неба», «прозрение», «всепонимание» и т.п. Просветленный религиозный вождь (пророк, посланник, основатель вероучения) и его последователи позже осознают это событие как общение с Богом, как некое слияние, единение с ним, т.е. как мистику. Мистический компонент в той или иной мере присутствует в каждой религии.
Мистика – это единение с Богом на основе личного сверхчувственного и сверхлогического знания, путем экстатического порыва к Абсолюту, без видимого посредства церкви или религиозной общины. Мистическая практика включает также физические действия и состояния (аскетическую самодисциплину, воздержание, поклоны, определенные позы, иногда специальную пищу или пост, особые напитки, особые способы дыхания и т.п.), которые очищают ищущего единения с Богом и подготавливают его к восприятию «озаряющей благодати».
В иудаизме, христианстве и исламе мистические течения, противопоставленные основной доктрине, складываются на периферии учения и иногда довольно поздно – как, например, каббала (VIII – XIII вв.) и движение хасидов (с начала XVIII в.) в иудаизме.
Напротив, на Востоке абстрактная и «неразговорчивая» мистика – это как раз первоначальное ядро учений, а живая образность, наглядность и биографичность, удобные для культа и принятия учения широкими народными массами, складываются позже.
Как сказал Александр Блок, «мистика – богема души, религия – стояние на страже». В «организованных» религиях – с развитой церковностью, канонизированной и поэтому закрытой доктриной, с давно сложившимися традициями религиозной жизни – мистические порывы не поощряются.
Мистика – это зона вольномыслия, религиозных поисков и возможных открытий, «направление мысли с антиправовым и антисхоластическим уклоном», как охарактеризовал Густав фон Грюнебаум теорию познания в раннем мусульманском мистицизме, усматривая именно в этом сходство между исламской и западной мистикой. Ср. также характерное противопоставление у о. Георгия Флоровского (в рассказе об одном русском богослове XIX в.): «он соединял логическую точность с мистической пытливостью».[451]
Мистика чревата ересью, поэтому официальная церковь всегда осторожна по отношению к мистике. Она стоит «на страже»: признавая возможность мистической благодати, церковь стремится ограничить её, так сказать, официальной и коллективной мистикой богослужения, например, в таинстве евхаристии. Коран и Магомет допускали единение с Аллахом, однако тот, кто понимал это слишком буквально, иногда расплачивался головой. В начале XX в. Русская православная церковь, не отказываясь от учения о «фаворском свете» св. Григория Паламы (1296 - 1359) и не осуждая исихазм, тем не менее, посчитала ересью рождение мистики паламизма в «имяславии» русских монахов-простецов на Афоне.
Мистики склонны считать (провозглашать) себя божьими избранниками, обладателями знания Истины через экстремальные психические состояния и процессы (экстаз, транс, видения, вещие сны, наитие и т.п.). Их часто отличает презрение к условностям в той или иной мере – безразличие к каноническому культу.
Для мистических учений и доктрин характерно недоверие к знанию и слову.
Наиболее полно это недоверие исповедуется в даосизме, который стремится к «созерцанию Целого под образом я не знаю»:«Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя».[452] (Курсив - «Дао дэ цзин»).
Рассказывают, что однажды в средневековом китайском монастыре, наставник уже приготовился к проповеди, но в этот миг запела птица. Наставник хранил молчание, монахи тоже молчали. Потом птица улетела, а наставник сказал: «Проповедь окончена». Аналогичные предания есть и в буддизме: однажды Будда собрал учеников и, молча, улыбаясь, показывал им цветок. Это и была вся проповедь.
В христианской мистике недоверие к слову не столь кардинально, как в даосизме, зато разнообразно и имеет развернутые логико-теоретические обоснования.
Если мистику противопоставлять религиозному рационализму и религиозному позитивизму, то представить основные черты мистического отношения к слову можно так:
1) Христианский мистик выскажется за апофатическое (отрицательное) богословие. Догматическая теология придерживается несколько более широкой точки зрения: Божественная сущность непостижима; однако существует и менее глубокое знание оБоге, доступное разуму человека; есть знание о Боге доступное, постижимое, но не выразимое в слове.
Поэтому христианскоебогословие признает, наряду с апофатическим, и катафатическое (положительное) знание о Боге, однако при этом считает, что апофатическое знание превосходит катафатическое, а ещё выше и ближе к Абсолюту – молчание. Согласно православному догматическому богословию, «истинная цель богословия состоит не в приобретении суммы знаний о Боге, а в том, чтобы привести нас к живому с Ним общению, привести к той полноте ведения, где всякая мысль и слово становятся излишни».[453]
Мистический автор внушает читателю ощущение выхода за пределы слова, в трансцендентный мир. О таком знании Псевдо-Дионисий Ареопагит, христианский мыслитель Vили начала VI в., писал: «Мы погружаемся во мрак, который выше ума, и здесь мы обретаем уже не краткословие, а полную бессловесность».[454] Таким образом, для мистика последней разгадкой всех загадок становится молчание.
2) Мистик не удовлетворяется вербальной коммуникацией и ищет иных каналов связи – в том числе интуитивных, внерациональных, паранормальных, патологических. Такого рода поисками обусловлены шаманские экстатические выкрики, заговоры абракадабры; глоссолалия и всякого рода речевые прорывы и сбои, связанные с пограничными состояниями психики (транс, прострация, предкоматозное состояние и т.п.); в «Новом Завете» эти поиски отразились в рассказе о сошествии в день Пятидесятницы Святого Духа на апостолов и последовавшем их «говорении языками» (т.е. о «даре языков» – способности говорить и понимать на незнакомом языке); в русском футуризме – в явлении «зауми» (термин Велимира Хлебникова).
3) Простой и ясной речи мистик предпочитает метафору, парадокс, иносказание, двоящиеся смыслы, размытые границы категорий, недоговоренность.
4) Мистик не стремится быть понятым. Возможно, он не стремится и к эзотеризму, но если его тексты оказываются не понятными, то он не сделает шага навстречу ученику. Скорее, попробует увлечь неофита красотой тайны и поэзией непонимания.
2. Мистика или назидание? Выбор апостола Павла и «Откровение» Иоанна Богослова. Раннее христианство, жившее ещё недавней памятью об Иисусе Христе и верой в его скорое второе пришествие, в единение Богом, было по своим устремлениям глубоко мистично. Вместе с тем для первых христиан, если не считать секту ессеев (иудо-христиан), не характерен эзотеризм. Напротив, апостолы несли учение людям и не жалели усилий для его распространения и популяризации. Об этом не однажды говорится в «Новом Завете».
В «Евангелии от Матфея» есть образ свечи, которую зажгли, чтобы осветить дом, а не скрывать её свет под сосудом: «И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мтф 15). «Апостол языков» Павел, возможно, полемизируя с замкнутостью кумранских ессеев, выступает за проповедь учения среди всех, кто ищет нового неба – независимо от языка, учености, социального статуса: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Рим 1, 14).
Павлу принадлежит замечательно глубокое и человечное осмысление главной проблемы религиозной коммуникации: как сочетать «дар языков», т.е. мистику, с «назиданием» многих. В «даре языков», т.е способности к мистическому общению на незнакомом языке, Павел видит мистическую одаренность, позволяющую тому, кто наделен этим даром приблизиться к Богу. Однако по мысли Павла, церковь более нуждается в тех, кто может говорить на языке, понятном многим (в его терминологии – пророчествовать):«Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя, а кто пророчествует, тот назидает церковь. <...> Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования <...> я более вас всех говорю языками; Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор 14, 2 – 19).
Вместе с тем уже в «Новом Завете» отчетливо обозначилась мистическая христианская струя – в «Евангелии от Иоанна», особенно в «Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе)».
Иоанн, любимый ученик Христа, – прототип аскета-прозорливца, «духоносного старца». Он единственный из апостолов, кого традиция называет Богословом – «за высоту его учения о Боге Слове» (как сказано о нем у одного церковного писателя). По данным С. С. Аверинцева, византийские авторы прилагают к апостолу Иоанну слово мист – термин, ещё в дохристианские времена означавший посвященного в мистерию (ср. церк.-слав. таинник). Он более других учеников лично близок Христу и поэтому «пригоден для восприятия и возвещения особенно глубоких тайн веры (начало «Евангелия от Иоанна») и тайн будущего («Апокалипсис»). Если апостолы Петр и Павел назидали народ и созидали всенародную христианскую церковь, то апостол и евангелист Иоанн добавляет к их демократизму то, что открывается избранным, – тайну, поэзию, бесконечность. Иоанн Богослов в конце жизни был сослан за веру на Патмос, скалистый остров в Эгейском море. Здесь ему было Откровение (греч. apokalypsis - раскрытие, проявление, откровение) – видение о конце света, страшном суде, тысячелетнем царстве Божием, о борьбе между Христом и антихристом. Записи этих видений и составили последнюю книгу «Нового Завета» – «Откровение Иоанна Богослова». Это таинственная книга, полная загадочных и мрачных образов, многосмысленных аллегорий, странных символов (число зверя, красный дракон, семь чаш с семью язвами, «книга, написанная внутри и отвне, запечатанная семью псчатями» (Откр 5, 1), четыре животных, каждое из которых «имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей» (Откр 4, 8). В одной из аллегорий речь идет о книге и даре пророчеств: «Ангел сильный» дал Иоанну «раскрытую книгу» и сказал: «Возьми и съешь её. ...> И взял я книжку из руки Ангела и съел её; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел её, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих» (Откр 10, 9 – 11). Среди видений «Апокалипсиса» есть пророчество о бедствии, связанном со звездой Полынь (в русском языке полынь – это название горькой сорной многолетней травы, которая иначе ещё называется чернобыль, чернобыльник):«Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась Полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр 8, 10 – 11).
К эсхатологическому замыслу «Апокалипсиса» восходит ряд повествовательных жанров средневековой литературы Европы.
Это рассказы о загробном мире, в который вдруг попадает простой человек (во сне, или упав в яму, или что-то выпив). На Западе такие полуфольклорные рассказы называли видениями, в русском народном христианстве это обмирания. К ним близки также некоторые апокрифы и духовные стихи о странствиях по тому свету («Слово о видении апостола Павла», «Хождение Богородицы по мукам» и др.). К жанру видений восходит «Божественная комедия» Данте (1307 – 1321).
В послеапостольской истории христианства почти каждый век, и особенно время кризисов, потрясений и переходных эпох, отмечены мистическими исканиями. В позднее средневековье, в эпоху Возрождения и барокко с мистическими идеями и сочинениями выступали лучшие и смелые умы, яркие ивсесторонне одаренные личности. Достаточно назвать такие имена, как Раймунд Луллий (ок. 1235 – ок. 1315), испанский поэт и философ, первый разработавший концепцию логического автомата, миссионер и первый европейский арабист; Иоганн Экхарт (1260 – 1327), знаменитый немецкий мыслитель-пантеист; св. Григорий Палама (1296 – 1359), «завершитель мистико-аскетических традиций Византии» (С.С. Аверинцев); Теофраст Парацельс (1493 – 1541), выдающийся немецкий медик и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии; Якоб Бёме (1575 – 1624), немецкий сапожник, вдруг «разразившийся» сочинениями, о которых богословы и философы спорят до сих пор.
На сайте allrefs.net читайте: Основы религиоведения. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Суфизм - исламский мистицизм
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Теоретическое и историческое религиоведение
1. Религия в структуре общественного сознания.Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков (измерений). Одни из них заложены в человеке генетиче
Эзотерическая концепция
1. Понятие мировоззрения, основной вопрос мировоззрения.Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией данного исследоват
Ферикид и Эпименид
1. Ранний период древнегреческой истории.Ранняя древнегреческая история распадается на эпоху неолита и бронзовый век, внутри которого выделяются Критское (1-я половина II тысячелет
Основные школы китайской философии
1. Исторические условия формирования китайской мифологии.История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на четыре периода: 1) Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э
Конфуцианство как религия
1. Конфуций.Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно с
Даршаны
1. Ведическая литература. Следует подчеркнуть, что о «ведической религии», как и о всех «восточных религиях» вообще, строго говоря, можно вести речь лишь с определе
Учение о должном действии, йоге, гунах, Атмане-Брахмане
1. Исторические условия формирования кришнаизма (бхагаватизма). В середине I-ого тысячелетия до н.э. в Древней Индии, на основе развития сельских общин произошло второе крупное общ
Сущность индийской духовности в целом
Буддизм - самая ранняя из мировых религий. Он «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии».[318]
1. Возн
Манихейство
1. Исторические условия формирования зороастризма.Населявшие Иранское плоскогорье народы – мидяне и персы – значительно отставали в социально-экономическом развитии от ариев Индии,
Зерванизм.
4. Зороастризм – предтеча монотеизма.В лице древнего Бога Света и Правды Ахура Мазды Заратустра открыл единого Бога и Творца и поэтому выступил как воинствующий противник многобожи
Еврейская религиозная философия
1. Иудаизм - мировая религия? Хотя иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамистическим религиям, возводящим свои истоки к библейскому патриарху Аврааму, однако
Каббалистические доктрины важны как ключ к масонскому эзотеризму.
Что касается популярного сознания, то его привлекала так называемая практическая каббала – магия, призванная воздействовать на мир («ибо каждое возбуждение «снизу», от человека, вызывает возбуждени
Судьбы канонического права в христианстве
10. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь»
1. Структура Откровения в Священном Писании христиан.Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается
Скептическая мистика
1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба.Ислам, самая молодая из мировых религий, складывался под сильным воздействием религий соседних народов – иудаизма, христианства,
Официальное признание сатанизма как конфессии
11. Смена эонов и её влияние на религиозность
1. Сатанизм - разновидность Чёрного оккультизма. Учитывая ту огромную опасность, которую представляет Чёрный
Ранние христианские апокрифы
1. Правильность текста и правильность корпуса текстов Откровения, вероисповедная ось Писания.3а исключением Корана, который весь – Откровение, текст Священного Писания в разных рел
Антропософия
1. Понятие «антропологии(др.-гр. anthropos – человек и logos - учение) — «учение о человеке», «человековедение» — наука о человеке, его происхождении и развитии, его месте в систем
Перспективы развития различных антропологических видов
Чтобы получить полное представление об антропологии в целом необходимо с нашей точки зрения, рассмотреть в курсе «Основы религиоведения» и современную научную антропологию. Учитываю
Становление философской антропологии
1. Понятие философской антропологии. Прежде, чем изучать религиозную антропологию, необходимо получить хотя бы первоначальное представление о философской антропологии, как о мирово
Религиозная антропология в Древнем Мире
1. Особенности первобытного сознания. Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, так и остававшихся на ступени неолита до наших дней. На данн
Буддистская антропология
Обратим внимание на кардинальные различия, существующие между Западной и Восточной религиозной антропологией.
1. Западная религиозная антропология основана главным образом
Традиционализм о протестантизме
1. Христианская антропология в целом. Основой христианской антропологии является учение о дуализме человеческой природы, сочетающей в себе плотское и духовное начало, тело, душу и
Духовные ученья и проблема антропогенеза
1. Определение антропогенеза.Антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода. Основное внимание мы уделим рассмотрению эз
Различные тела человека и их функции
4. Монада — бессмертное «Я»
1. Понятие теософии.Термин «теософия» дословно переводится с древнегреческого языка как «божественная мудрость».
Лестница космической иерархии
1. Реинкарнация. Процесс создания всех тел, выбор семьи и места рождения во всех своих деталях является следствием предыдущей деятельности самого человека.
Планетарные реинкарнации
Поскольку антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода, то после рассмотрения онтогенеза, необходимо также рассмотреть и филоге
Развитие сознания
2. Сознание на «Сатурне»
3. Сознание на «Солнце»
4. «Лунное» сознание
5. «Земное» сознание
Атлантическое поселение
1. Особенности восприятия и мышления атлантов.Представители предыдущих Коренных Рас очень значительно отличались от нас. Даже представители непосредственно предшествовавшей нам рас
Условия существования лемурийцев
1. Развитие и упадок Коренных Рас. О предшествовавших атлантам лемурийцах -- вообще говорить нечего: они нам так же непонятны и чужды, как гуманоиды-инопланетяне.
Ведь есл
Условия существования первых Коренных Рас
1. Облик первых Коренных Рас. Сколь ни значительно отличался облик человека в древние времена, которые были описаны в предыдущих извлечениях их Хроники Акаши, от его современного о
Личность и социально-волевое начало
1. Понятие «индивид».Для характеристики человека как обособленной формы бытия в обществознании используется ряд терминов. Важнейшие из них — индивид, индивидуальнос
Характер
1. Религиозность и экзистенциальные дихотомии.Современная концепция личности наиболее глубоко, с нашей точки зрения, разработана крупнейшим современным психологом-н
Совершенный человек
6. Дух — это монада, сокровенное «Я» человека
Данный круг проблем в религиозной антропологии трактуется следующим образом.
1. Человек создан Богом
Антропосфера
Учение о единстве Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека) проходит «красной нитью» через все эзотерические антропологические ученья с древнейших времен до наших дней. Эта идея отражена в
Преодоление экзистенциальных дихотомий
1. Основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти.Как отметил Э. Фромм, основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти. Тот факт, что предстоит умер
Смерть с точки зрения эзотеризма
1. Определение танатологии. Танатология (от др.-гр. - thanatos — смерть и logos – наука, учение). Таким образом, танатология – это наука (учение) о смерти. Различают танатологию в
Жизнь в информационном аспекте
1. Ужас небытия. Оригинальный мыслитель, представитель русского космизма Н.Ф. Федоров утверждал, что высшая цель человечества — победа над смертью, воскрешение всех
Научность идей о живом Космосе
1. Вера в бессмертие души и отношение к смерти. Философы с древнейших времен с одинаковой убедительностью доказывали и смертность, и бессмертие души; тут каждый из нас имеет возмож
Воинствующее антихристианское неоязычество
1. Господство официозного атеизма в советской России.Ещё в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практ
Выдающиеся современные русские мистики и метафизики.
Александр Дугин. Из современных русских мистиков и метафизиков, особый интерес, в сложившихся условиях, представляют работы Александра Дугина, изложившего в вышедшем в издательстве
Строение Розы Мира
1. Неизбежность «религии итога». Тенденция глобализма - объединения человечества в единую семью народов, имеет, после крушения двухполярного мира, явно выражение значение, и вопрос
Третий эон - искупление Сатаны
1. Понятие эсхатологии. Все варианты эсхатологических учений (учений о Конце Света) имеют сходные черты. Как правило, наступление Конца Света связывают с приходом Мессии (Спасителя
Седьмая тенденция - размежевание с теологией
Религиоведение второй половины ХХ – начала XXI века называют «современным религиоведением», противопоставляя его религиоведению классическому. Оно имеет ряд тенденций, которые важно
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов