рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Суфизм, говоривший на языке притч, парадоксов и метафор, оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию.

Суфизм, говоривший на языке притч, парадоксов и метафор, оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию. - раздел Религия, Основы религиоведения 7. Исихазм И Имяславие. «Исихазм» В Переводе С Греческого Зн...

7. Исихазм и имяславие. «Исихазм» в переводе с греческого значит «покой, безмол­вие, отрешенность»; исихасты — «пребывающие в покое». Мистико-философское учение исихастов сложилось в IV—VII вв. в ас­кетической практике египетских и синайских монахов. В XIV в. оно было существенно обновлено в сочинениях византийского богослова митрополита Солунского св. Григория Паламы (1296— 1359). В полемике с западными теологами-рационалистами, за­щищая тезис о несотворенности (нетварности) «Фаворского све­та», Палама учил видеть Бога «духовными очами», т.е. мыслен­но, внутренним зрением; учил обращаться к Богу с умной, т.е. мысленной (молчаливой) молитвой и в сосредоточенном молча­нии достигать слияния с Богом.

«Фаворский свет» — ослепительное сияние вокруг Иисуса Христа, которое дано было увидеть его ученикам на палестинской горе Фавор в момент Преображения учителя: «И преобразился перед ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет <...> се, облако светлое осенило их» (Мф 17, 2 - 5). После Воскресения свет Иисуса Христа не раз являлся апостолам (Ср.: «[Когда же Павел] приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба» - Деян 9, 3), что трактуется как Богоявление избранным.

Как это обычно у мистиков, исихасты сочетали с молчаливой мо­литвой специальные психосоматические и дыхательные упражнения, позволявшие отрешиться от всего земного, сосредоточиться и прийти в требуемое экстатическое состояние «тихого умиления».

Преподобный Григорий Синаит (ум. после 1340 г.) наставлял в «Добротолюбии»: «С утра, сидя на сидалище вышиною в одну пядь, низведи ум из головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая [«сдавливая, тесня». — С.П.] грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя (Этот текст составляет «Молитву Иисусову»). Удерживай также и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает ум и рассеивает мысль».[564]

Продолжительная сосредоточенность на одном слове или сло­весной формуле, как и молчание, приводили исихастов к пиетическому восприятию главных словесно-языковых символов уче­ния. «Умными очами» и «духовным слухом» они открывали в слове то, что было невидимо и неслышимо для непосвященных. Исихасты благоговели перед священными смыслами, перед звучани­ем и буквами священных слов. Не случайно, что именно в исихазме культ буквы, вера в букву достигли в православии своего пика (прежде всего в книжной практике Тырновской школы, принципы которой позже отразились в «Книге о писменах» Кон­стантина Костенечского).

Вторая яркая вспышка византийско-славянского исихазма происходит в начале XX в. - в учении имяславцев, или в имяславии. В 1906—1907 гг. имяславие возникает в скитах Кавказа и в 10-х гг. распространяется среди русских монахов на Афоне. (Афон — гора в Греции на побережье Эгейского моря. Здесь с первых веков христианства селились монахи, отчего Афон издавна звали «иноческой страной» и «Святой горой». С XI в. и до сих пор на Афоне есть русские монастыри). Монахи-мистики из простых людей («простецы», или «мужики») во главе с афонским схимником Антонием (в миру Александром Булатовичем, в прошлом гусарским офицером, бывавшим в Аф­рике с исследовательскими и дипломатическими поручениями) стали вдруг учить и проповедывать, что Имя Божие и Имя Иису­са Христа имеют Божественную природу, являются святыней и что во время молитвы «Бог неотделимо присутствует во Имени Своем».

Имяславцам возражали имяборцы — позитивистски и рацио­налистически настроенные монахи-интеллигенты. Они увидели в Имяславии «обожение» звуков и букв и называли его имябожнической ересью, а свидетельства православных авторитетов о силе Божьего Имени называли «церковной поэзией», что имяславцы воспринимали как кощунство.

Официальное православие (Синод) выступило против имяславцев. Возникла публичная дискуссия, Булатович напечатал в Москве и Петербурге несколько брошюр; вышел также сборник «Имяславие по доку­ментам имяславцев» (СПб., 1914) и несколько брошюр официальных богословов (напр.: С. В. Троицкий «Учение афонских имябожников и его разбор». СПб., 1914). Спор, однако, был оборван силой: по определению Синода несколько сот афонских монахов были вывезены в Россию на российском военном корабле и расселены по дальним обителям и при­ходам.

Имяславцам сочувствовали, даже не разделяя их убеждений (О.Э. Ман­дельштам, Н.А. Бердяев). Многие, однако, не только сочувствовали по­терпевшим, но и верили в имяславие. В их числе — самые видные фигуры русского религиозного возрождения начала века: С.Н. Булгаков, В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский. Они печатно защищали самое идею имяславия, хотя их и не удовлетворял уровень богословствования «просте­цов».

В.Ф. Эрн, автор книги «Борьба за Логос» (1911), в поддержку имя­славцев написал «Разбор послания Св. Синода об Имени Божием» (1917). С.Н. Булгаков ещё в 1912 г. напечатал в «Русской мысли» статью «Афон­ское дело», позже он готовил доклад об имяславии (в целях реабилита­ции учения) для Всероссийского Церковного Собора в 1917—1918 г. и продолжил свою «борьбу за логос» в книге «Философия имени», издан­ной уже посмертно.

Защита имяславцев-«простецов» привела к расцвету «учено­го» исихазма - в сочинениях П.А. Флоренского (1882—1937) и А.Ф. Лосева (1893—1988). Флоренский в конце 10-х — начале 20-х гг. пишет сочинения, в которых усложняет и генерализует идеи имяславия, — «Общечеловеческие корни идеализма», «Магичность слова», «Имяславие как философская предпосылка», «Об имени Божием». В имяславии Флоренского, по-видимому, про­явилась как раз та черта его творчества, о которой С. С. Аверинцев писал, что для Флоренского, «перенесшего в клерикальную науку изощреннейшие приемы интеллектуального декаданса, ха­рактерно нарочитое подчеркивание именно тех моментов право­славия, которые своей суровой архаичностью в наибольшей сте­пени эпатируют современное сознание».[565]

В семиотике, филологии, философии и богословии интерес к творче­ству П.А. Флоренского возродился в СССР в конце 60-х гг., когда А.А. Дорогов, Вяч. Bc. Иванов и Б.А. Успенский в «Трудах по знаковым систе­мам» (Тарту, 1967) публикуют его работу «Обратная перспектива», жур­нал «Декоративное искусство» (1969) — главу «Органопроекция» из не­опубликованной книги «У водоразделов мысли», а «Богословские труды» (1972) — его работу «Иконостас» и затем ряд других сочинений. С тех пор поток публикаций трудов Флоренского и работ о нем ширился. В оценках его творчества формула гениальный Флоренский стала общепринятой.

А.Ф. Лосев, последний представитель «серебряного века» рус­ской культуры, называл себя учеником отца Павла Флоренского, несмотря на непродолжительность их знакомства и общения. Защищая и развивая имяславие, А. Ф. Лосев пишет в конце 10-х — начале 20-х гг. несколько работ, в том числе в 1923 г. — книгу «Философия имени», которая увидела свет в 1927 г. По инициативе философов в 1990 г. это сочинение было дважды пере­издано. Космический культ слова у одер­жимого диалектикой Лосева далеко превосходит «скромную» веру имяславцев (у них имяславие — это «всего лишь» вера молящего­ся в молитвенное слово). У Лосева имяславие перерастает в поэ­тический гимн могуществу слова.

8. Ваджраяна – буддистский эзотеризм.Как мы уже отмечали, в буддизме существуют три основных направления: махаяна («большая колесница»), хинаяна («малая колесница») и ваджраяна («алмазная колесница»), где махаяна и хинаяна, соответственно – «широкие врата», «пространный путь», и «тесные врата», «узкий путь», предназначенные, соответственно, для мирян и монахов, а ваджраяна – буддистский эзотеризм, постижением которого занимаются представители буддистской духовной элиты.[566]

Важдраяна представляет собой одну из разновидностей тантризма (от сакср. – tantra – хитросплетение, сокровенное ученье, магия). Тантризм – родовое имя различных направлений в индуизме (вишнуизм, шиваизм, шактизм) и буддизме (ваджраяна), основанных на использовании в практике духовного восхождения энергии Кундалини. Обряды тантризма основаны на йогической практике, с помощью которой высвобождается энергия Кундалини и открываются чакры – энергетические центры человека. Наиболее развитой формой тантризма является буддистская ваджраяна.

Известный современный эзотерик Сергей Емелин, говоря о буддизме вообще и ваджраяне в частности, подчеркивает: «Во-первых, на наш взгляд, именно буддизм оказал решающее воздействие на раннее христианство вообще и на гностицизм в частности. Во-вторых, буддизм является высшей формой развития предшествовавших ему великих религий и, в первую очередь, индуизма. Из-за того, что полное, не ограниченное палийским каноном изучение буддизма началось буквально в последние десятилетия, Запад и Россия понимали его очень фрагментарно. Даже великий эзотерик Рене Генон ошибся, придав ему негативную антитрадиционную окраску…[567] ныне на Востоке по своей духовной значимости ничего интересней буддизма ваджраяны нет. Это почти последнее из того, что можно выразить словами».[568]

Ваджраяна является наиболее эффективным эзотерическим Учением, на основе которого можно, в результате постоянного духовного совершенствования выйти на сверчеловеческие уровни Бытия и, достигнув Нирваны, разорвать круг бесконечных перевоплощений («колесо сансары»), что и является на нынешнем уровне духовного развития «Homo sapiens» главной метафизической целью подавляющего большинства представителей рода человеческого на ближайшие тысячелетия.

9. «Последняя доктрина» Ю. Мамлеева – вершина мирового эзотеризма.Однако Нирвана – отнюдь не самоцель, а в свою очередь лишь одна из ступеней бесконечного духовного совершенствования, и поэтому не следует забывать, что, хотя на пути к Нирване, к Богореализации, необходимо отождествить себя с Абсолютом, но при этом должен – на каком-то последнем уровне – момент неотождествления. Так как полное отождествление своего «Я» грозит потерей метафизической свободы. Целое, Свет может поглотить «Я», стремящееся к Абсолюту, но не в смысле «растворения» бессмертного «Я», а в смысле заключённости его в Целое и невозможности выхода в истинную трансцендентную жизнь при всепоглощающем нарциссическом всемогуществе Центра Бытия.

Особо подчеркнём, что Абсолют, Бог не есть истинно Трансцендентное. Его «трансцендентность» является в основе своей иллюзорной. На само деле нет ничего более близкого человеку, чем Бог, ибо в своём высшем проявлении человек перестаёт быть человеком, и становится тем, кем он есть в действительности, то есть Богом. Бог содержится в человеке потенциально и его лишь надо, посредством духовного восхождения, «реализовать». Бог оказывается абсолютно имманентным человеку, точнее, практически, тождественным тому, что скрыто под маской так называемого «человека» (доктрина «не-дуализма» - тождество Атмана-Брахмана). «Трансцендентность» Бога основана таким образом на «незнании» на метафизической иллюзии, на Майи, без которой невозможно создание Мира.

Начать необходимо, разумеется, с достижения Нирваны, с Богореализации, но потом «роман» человека с Богом заканчивается и «Богореализованное» бессмертное «Я» выходит из Целого, начиная собственное Священное Писание, которое уже естественно, имеет отношение не к Богу, а к Бездне.

Однако этот выход из Целого может быть реализован только в том случае, если ещё на пути к Абсолюту даётся некоторое посвящение в «Последнюю доктрину». Эта метафизическая доктрина, обоснованная концептуально крупнейшим мистиком и писателем-метафизиком Юрием Мамлеевым в работе «Судьба бытия», а также изложенная в художественной форме во многих его литературных произведениях, созданным «методом метафизического реализма», представляет собой результат одного из наиболее поразительных по своей глубине мистических озарений в истории не только русской, но и мировой метафизики. С нашей точки зрения, «Последняя доктрина» Ю. Мамлеева является вершиной мирового эзотеризма.

«Последняя доктрина» - это учение о том, что лежит по ту сторону Абсолюта, о том, что трансцендентно по отношению к Абсолюту к Реальности и к высшему «Я» (однако эта доктрина не имеет ничего общего с известным ученьем о Божественном Ничто, Святой Тьме Абсолюта и т. д.).

Это Ученье о том, что Бог является всего лишь «телом» Трансцендентного; последнее является как бы истинной Тьмой, истинным Океаном, который «окружает» Реальность. По отношению к Богу эта Тьма (речь, разумеется, идёт об истинной Трансцендентной Тьме, которая не имеет никакого отношения к демонической тьме, связанной с миром Бытия и включённой в систему Абсолюта) является тем же, чем Дух по отношению к Телу (разумеется, принимая во внимание, что такая аналогия носит чисто внешний характер). Поскольку эта доктрина учит о том, что выходит за пределы Абсолюта, она действительно заслуживает названия «Последней доктрины» (это – её экзотерическое название, эзотерически она именуется по-другому), ибо дальше этого пойти уже невозможно.

Однако инициация в Бездну, в истинно Трансцендентное – высшее из возможных Посвящений, по сравнению с которым обычное Посвящение любой, самой наивысшей степени, является лишь преддверием подлинного Посвящения – удел немногих. Путь же большинства – это путь Богореализации, длящееся тысячи лет, поступательное движение через бесчисленные инкарнации к блаженству Нирваны, к полной Богореализации, с последующей «заключённостью» в Абсолюте и невозможностью выхода на периферию Бытия, где зияют «дыры» в Бездну, в Вечно Трансцендентное, находящееся за пределами Абсолюта.

Высшая цель существ, находящихся на Периферии Бытия, обычно определяется как возврат в Центр (при условии Богореализации, конечно), так как сущность Зла и «падения» состоит в постепенном отходе от Бога, от Абсолюта, от Центра. Миры, в смысле их совершенства, всё более и более удаляются от Центра (до тех пор, пока равновесие не будет восстановлено непосредственным вмешательством Свыше), становясь Периферией по отношению к Центру. Однако зададим себе такой вопрос: есть ли на Периферии, то есть в «падшем мире», нечто, что «отсутствует» в Центре? Вернее, есть ли там нечто метафизически важное, чего нет в Центре? Например, какая-либо метафизическая возможность, которая отсутствует в ослепительных лучах Центра (ибо и Свет может ослеплять)?

Может быть, даже такая возможность предполагает присутствие в мире Зла, страдания, негаций, смерти как концентрации и символа всех негаций?! Если это так (что обычно, конечно, отрицается), то Периферия Бытия (а, следовательно, и само творение Мира, включая его последующее «падение») приобретает определённый трансцендентный За-смысл, хотя и, естественно, совершенно скрытый. Весь Смысл (а, точнее, За-смысл) существования Периферии Бытия – «греховного мира» - как раз заключается в том, что эта форма Реальности даёт возможность «открытия» «дыр» в Бездну, в истинно Трансцендентное, контакт с которым осуществляется Абсолютом через тех, кто заранее к этому предназначен, кто получил соответствующую инициацию и на ком лежит «отсвет», тень Бездны ещё во время их пути к Нирване, к полной Богореализации.

В иерархической структуре духовных сущностей «Существо Бездны» - несравненно выше не только любого «Бога», но и, в определённом смысле – «выше» самого Абсолюта: вследствие его полной Богореализации, этому существу доступно всё то, что доступно и Абсолюту, но, кроме того – ещё и то, что Абсолюту недоступно вообще, но к чему Абсолют неизбежно устремлён – непосредственный контакт с Бездной, полностью находящейся за пределами Абсолюта, вследствие чего он сам контактировать с этой истинно Трансцендентной Тьмой не имеет возможности, а может вступать с ней в контакт лишь опосредствованно, через «Существо Бездны», вышедшее из его лона и «выпестованное» им именно для такого рода контактов.

Однако этот «Сверхбог» уже полностью независим от Абсолюта, поскольку находится за его пределами и принадлежит лишь Бездне, истинно Трансцендентному. Вступать или нет в какой-либо контакт с Абсолютом – полностью определяется его свободной волей. Но, поскольку контакт с Абсолютом для этого «Существа» уже пройденный этап духовного развития, не представляющий, поэтому для него особого интереса, то подобный контакт может иметь место лишь эпизодически. В основном же вся его деятельность носит «Абсолютно Потусторонний» характер и для нас, принадлежащих к миру Абсолюта – полностью трансцендентна. «Сверхбог Бездны» - высшая, из доступных человеческому восприятии, ступень развития духовных сущностей.

Очевидно, и в самой Бездне нет предела дальнейшему духовному совершенствованию. Однако для нас, принадлежащих к системе Абсолюта, сущность этого духовного совершенствования и его формы – полностью трансцендентны.

Что же касается «человеческого» уровня Бытия, подчеркнём ещё раз – это лишь одна из ступеней уходящей в безмерную высь бесконечной «лестницы Иакова» - лестницы космической иерархии. В системе «Абсолют-Бездна» предела духовному совершенствованию не существует, точно так же, как не существует и предела духовной деградации – лестница космической иерархии бесконечна не только «вверх», но и «вниз».

Человек же, в силу своего Богоподобия, подчеркнём это ещё раз, занимает «центральное» положение на «лестнице Иакова», то есть, человеческое существование – это именно та ступень духовного развития, на которой выбирается на многие и многие тысячелетия вперёд восходящая, или нисходящая направленность движения по лестнице космической иерархии.

И каждый человек, в силу изначально данной ему свободы воли, должен самостоятельно сделать свой духовный выбор. Этот духовный выбор - не есть одномоментный акт, он осуществляется постоянно, в течение всей человеческой жизни – ежедневно, ежечасно, ежеминутно – каждым помыслом, каждым поступком, каждым действием или бездействием, что в результате, в полном соответствии с законом Кармы и определяет в своём итоге дальнейшее восходящее, или нисходящее посмертие.

Каждый человек, кто сознательно, а кто лишь подсознательно – это зависит от уровня его духовного развития – в конечном итоге окончательно делает свой духовный выбор, полностью определяя свою дальнейшую судьбу на тысячи и тысячи лет вперёд.

Свобода духовного выбора – крайне редкое благо, предоставляемое лишь Богоподобным сущностям, то есть тем, которые занимают «центральное» положение на «лестнице Иакова» («человек» - не единственное «центральное» положение, в Мироздании существуют и другие «центральные» положения, не имеющие никакого отношения к «человеческому плану Бытия). Человеческое существование, в силу Богоподобия человека, его «центрального» положения на лестнице космической иерархии – это уникальнейшая возможность выхода на высшие уровни Бытия. Утрата этой возможности, с дальнейшим неизбежным нисхождением на многие тысячелетия на низшие «дочеловеческие» уровни Бытия («вечный Ад» экзотерических религий) – одна из величайших драм в Мироздании.

Судьба человека апокалиптична по самой своей сути, человеческое существование, в метафизическом отношении – одно из самых драматичных во всём Мироздании.

 

ГЛАВА 20. РЕЛИГИОЗНЫЙ КАНОН

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы религиоведения

На сайте allrefs.net читайте: Основы религиоведения. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Суфизм, говоривший на языке притч, парадоксов и метафор, оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Седьмая тенденция - размежевание с теологией
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ     ВВЕДЕНИЕ   Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов

Теоретическое и историческое религиоведение
  1. Религия в структуре общественного сознания.Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков (измерений). Одни из них заложены в человеке генетиче

Эзотерическая концепция
1. Понятие мировоззрения, основной вопрос мировоззрения.Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией данного исследоват

Человек встречается с Богом не в бытии, о котором мыслят в понятиях, а в духе, в духовном опыте.
Человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. В этом тайна человеческого существования: оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Челов

Достоинство человека в том, чтобы не подчиняться тому, что ниже его. Но для этого должно быть то, что выше его, хотя и не вне его и не над ним.
Ошибочность гуманистической антропологии. Гуманистическая антропология ошибочна в самой своей сути. Не случайно на Востоке об эпохе Ренессанса, породившей гуманистическое мировоззр

Теософия
14. «Агни-Йога» (Ученье «Живой Этики») Рерихов   1. Эзотерическая и экзотерическая составляющая духовных знаний.Потребность в получении знан

На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин. Основная часть работ классиков Традиционализма переведена на русский язык.

Мифологический эпос и народные сказания о героях. Миф и сказка
  1. Особенности первобытного мировосприятия.Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, остававшихся на ступени неолита. На дан

Конфессиональный признак в самоидентификации государств
  1. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, монотеизм.Д

В отличие от буддизма, теистические религии (иудаизм, христианство, ислам) не допускают принадлежности одного человека двум конфессиям сразу.
Таким образом, применительно к историческим (письменным) эпохам религию не приходится рассматривать в качестве этнообразующего, тем более этноразделяющего фактора. Однако в содержательном плане (в

Ферикид и Эпименид
1. Ранний период древнегреческой истории.Ранняя древнегреческая история распадается на эпоху неолита и бронзовый век, внутри которого выделяются Критское (1-я половина II тысячелет

Олимпийская религия являлась официальной религией древнегреческих полисов.
«В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях

Основные школы китайской философии
  1. Исторические условия формирования китайской мифологии.История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на четыре периода: 1) Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э

Конфуцианство как религия
  1. Конфуций.Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно с

Даршаны
  1. Ведическая литература. Следует подчеркнуть, что о «ведической религии», как и о всех «восточных религиях» вообще, строго говоря, можно вести речь лишь с определе

Учение о должном действии, йоге, гунах, Атмане-Брахмане
1. Исторические условия формирования кришнаизма (бхагаватизма). В середине I-ого тысячелетия до н.э. в Древней Индии, на основе развития сельских общин произошло второе крупное общ

Сущность индийской духовности в целом
Буддизм - самая ранняя из мировых религий. Он «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии».[318] 1. Возн

Вот почему буддизм, вопреки официальной статистике, считают иногда самой распространенной религией в мире.
13. Сущность индийской духовности в целом. Как считал один из классиков Традиционализма Мирча Элиаде, для того, чтобы постичь самую суть многообразных форм индийской духовности необходимо понять че

Манихейство
1. Исторические условия формирования зороастризма.Населявшие Иранское плоскогорье народы – мидяне и персы – значительно отставали в социально-экономическом развитии от ариев Индии,

Зерванизм.
4. Зороастризм – предтеча монотеизма.В лице древнего Бога Света и Правды Ахура Мазды Заратустра открыл единого Бога и Творца и поэтому выступил как воинствующий противник многобожи

Еврейская религиозная философия
1. Иудаизм - мировая религия? Хотя иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамистическим религиям, возводящим свои истоки к библейскому патриарху Аврааму, однако

Каббалистические доктрины важны как ключ к масонскому эзотеризму.
Что касается популярного сознания, то его привлекала так называемая практическая каббала – магия, призванная воздействовать на мир («ибо каждое возбуждение «снизу», от человека, вызывает возбуждени

Судьбы канонического права в христианстве
10. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь» 1. Структура Откровения в Священном Писании христиан.Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается

Впрочем, либеральные русские богословы подчеркивали необходимость живого и творческого отношения к догматам.
В начале XX в. профессор Московской духовной академии А. И. Введенский писал, что за каждым догматом, прежде всего, нужно слышать тот вопрос, на который он отвечает. «Тогда догмат оживет и откроетс

Ниже приводится Никео-Константинопольский Символ веры, канонический для православия.
[1] Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. [2] И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного от Отца

Скептическая мистика
1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба.Ислам, самая молодая из мировых религий, складывался под сильным воздействием религий соседних народов – иудаизма, христианства,

Основные сложности юридического использования исламского Писания (Корана) и Предания (Сунны пророка, т.е. хадисов) состояли в следующем.
Во-первых, суры Корана, услышанные пророком в разное время (а Мухаммед, как известно, слышал Откровение Аллаха и «транслировал» его людям на протяжении более 20 лет), часто противо

Официальное признание сатанизма как конфессии
11. Смена эонов и её влияние на религиозность 1. Сатанизм - разновидность Чёрного оккультизма. Учитывая ту огромную опасность, которую представляет Чёрный

Суфизм - исламский мистицизм
7. Ваджраяна – буддистский эзотеризм 8. «Последняя доктрина» Ю. Мамлеева – вершина мирового эзотеризма   1. Мистический вых

В новое время поиски иных, более тесных и личностных связей с Богом привели к сложению новых мистических учений и движений.
В их числе, в частности, янсенисты(неортодоксальные католики Франции и Голландии XVII - XVIII вв.); квиетисты(католические противники иезуитов во Франции XVII в.);

Любая система духовного совершенствования, чтобы быть приемлемой для народов Запада, должна отвечать определенным требованиям.
Во-первых, - её методики должны легко восприниматься людьми с рационалистическим складом мышления, составляющими подавляющее большинство среди представителей западных народов.

Суфием был знаменитый насмешник и парадоксалист Ходжа Насреддин, ставший героем арабского фольклора.
В раннем суфизме, как почти во всяком мистическом учении, было много туманного, алогичного, сумбурного, Как сказал Газали (Абу Хамидаль Газали), крупнейший мыслитель ислама, живший в XI в.,

Ранние христианские апокрифы
1. Правильность текста и правильность корпуса текстов Откровения, вероисповедная ось Писания.3а исключением Корана, который весь – Откровение, текст Священного Писания в разных рел

Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы.
1)Запись учения первоначально распространявшегося устно. Это, в сущности, не жанровое изменение: это изменение в т и п е о б щ е н и я, тот сдвиг, который со временем приобретает г

Основные направления воздействия религиозного культа на верующих
  1. Сущность религиозного культа.Религиозный культ представляет собой совокупность религиозных обрядов.Обряд, как это доказано не только наукой, но и практикой не яв

Как давно отмечено религиоведением, культ наиболее консервативный элемент религиозного комплекса.
Стереотипы сознания и особенно поведения, которые выработаны у индивидов в процессе повторения ими культовых действий, исчезают очень медленно. Подчас бывает, что прежние религиозные верования разм

Антропософия
1. Понятие «антропологии(др.-гр. anthropos – человек и logos - учение) — «учение о человеке», «человековедение» — наука о человеке, его происхождении и развитии, его месте в систем

Перспективы развития различных антропологических видов
  Чтобы получить полное представление об антропологии в целом необходимо с нашей точки зрения, рассмотреть в курсе «Основы религиоведения» и современную научную антропологию. Учитываю

Становление философской антропологии
1. Понятие философской антропологии. Прежде, чем изучать религиозную антропологию, необходимо получить хотя бы первоначальное представление о философской антропологии, как о мирово

Антропологическая переориентация современной религиозной философии и теологии
1. Два способа рассмотрения человека. Антропологические ученья принципиально различаются между собой в зависимости от того, с каких исходных позиций в них рассматривается человек,

Религиозная антропология в Древнем Мире
1. Особенности первобытного сознания. Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, так и остававшихся на ступени неолита до наших дней. На данн

Буддистская антропология
Обратим внимание на кардинальные различия, существующие между Западной и Восточной религиозной антропологией. 1. Западная религиозная антропология основана главным образом

Традиционализм о протестантизме
1. Христианская антропология в целом. Основой христианской антропологии является учение о дуализме человеческой природы, сочетающей в себе плотское и духовное начало, тело, душу и

На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин. Традиционалисы подвергают жесткой критики современный мир, который они счит

Духовные ученья и проблема антропогенеза
1. Определение антропогенеза.Антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода. Основное внимание мы уделим рассмотрению эз

Различные тела человека и их функции
4. Монада — бессмертное «Я» 1. Понятие теософии.Термин «теософия» дословно переводится с древнегреческого языка как «божественная мудрость».

Лестница космической иерархии
  1. Реинкарнация. Процесс создания всех тел, выбор семьи и места рождения во всех своих деталях является следствием предыдущей деятельности самого человека.

Планетарные реинкарнации
Поскольку антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода, то после рассмотрения онтогенеза, необходимо также рассмотреть и филоге

Развитие сознания
2. Сознание на «Сатурне» 3. Сознание на «Солнце» 4. «Лунное» сознание 5. «Земное» сознание

Атлантическое поселение
1. Особенности восприятия и мышления атлантов.Представители предыдущих Коренных Рас очень значительно отличались от нас. Даже представители непосредственно предшествовавшей нам рас

Условия существования лемурийцев
1. Развитие и упадок Коренных Рас. О предшествовавших атлантам лемурийцах -- вообще говорить нечего: они нам так же непонятны и чужды, как гуманоиды-инопланетяне. Ведь есл

Условия существования первых Коренных Рас
1. Облик первых Коренных Рас. Сколь ни значительно отличался облик человека в древние времена, которые были описаны в предыдущих извлечениях их Хроники Акаши, от его современного о

Личность и социально-волевое начало
  1. Понятие «индивид».Для характеристики человека как обособленной формы бытия в обществознании используется ряд терминов. Важнейшие из них — индивид, индивидуальнос

Характер
  1. Религиозность и экзистенциальные дихотомии.Современная концепция личности наиболее глубоко, с нашей точки зрения, разработана крупнейшим современным психологом-н

Необходимо провести четкое разграничение между характером и темпераментом.
Темперамент относится к способу психологической реакции, он является врожденным и неизменяется в течение всей жизни конкретного индивида. Характер же, фор

Совершенный человек
6. Дух — это монада, сокровенное «Я» человека Данный круг проблем в религиозной антропологии трактуется следующим образом. 1. Человек создан Богом

Антропосфера
Учение о единстве Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека) проходит «красной нитью» через все эзотерические антропологические ученья с древнейших времен до наших дней. Эта идея отражена в

Преодоление экзистенциальных дихотомий
1. Основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти.Как отметил Э. Фромм, основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти. Тот факт, что предстоит умер

Смерть с точки зрения эзотеризма
1. Определение танатологии. Танатология (от др.-гр. - thanatos — смерть и logos – наука, учение). Таким образом, танатология – это наука (учение) о смерти. Различают танатологию в

Жизнь в информационном аспекте
  1. Ужас небытия. Оригинальный мыслитель, представитель русского космизма Н.Ф. Федоров утверждал, что высшая цель человечества — победа над смертью, воскрешение всех

Научность идей о живом Космосе
1. Вера в бессмертие души и отношение к смерти. Философы с древнейших времен с одинаковой убедительностью доказывали и смертность, и бессмертие души; тут каждый из нас имеет возмож

Теоретики постиндустриального общества выделяют четыре сферы экономики.
Первичная экономика — включает сельское, лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающую промышленность. Вторичная экономика — обрабатывающую промышленност

Воинствующее антихристианское неоязычество
1. Господство официозного атеизма в советской России.Ещё в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практ

Выдающиеся современные русские мистики и метафизики.
Александр Дугин. Из современных русских мистиков и метафизиков, особый интерес, в сложившихся условиях, представляют работы Александра Дугина, изложившего в вышедшем в издательстве

Строение Розы Мира
1. Неизбежность «религии итога». Тенденция глобализма - объединения человечества в единую семью народов, имеет, после крушения двухполярного мира, явно выражение значение, и вопрос

Третий эон - искупление Сатаны
1. Понятие эсхатологии. Все варианты эсхатологических учений (учений о Конце Света) имеют сходные черты. Как правило, наступление Конца Света связывают с приходом Мессии (Спасителя

Седьмая тенденция - размежевание с теологией
  Религиоведение второй половины ХХ – начала XXI века называют «современным религиоведением», противопоставляя его религиоведению классическому. Оно имеет ряд тенденций, которые важно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги