Буддистская антропология - раздел Религия, Основы религиоведения Обратим Внимание На Кардинальные Различия, Существующие Между Западной И Вост...
Обратим внимание на кардинальные различия, существующие между Западной и Восточной религиозной антропологией.
1. Западная религиозная антропология основана главным образом на религиозном принципе, который постулирует непреодолимый дуализм между Богом-Творцом и человеком-творением: человек в принципе не может стать Богом, хотя он и «богоподобен» — создан «по образу и подобию Божьему».
ВЗападном мистицизме, как и в Восточных доктринах, также исследуется вопрос о познании Бога путем мистического прозрения, однако дуализм между Богом и человеком здесь никогда не преодолевается, и о Богореализации вопрос даже не ставится — здесь всегда речь идет лишь о «спасении души», т. е. о гораздо более скромной метафизической цели.
Даже в исламе, который сохранил свое эзотерическое ядро в гораздо большей степени, чем Западное христианство, отношение мусульманских религиозных ортодоксов к суфизму — исламскому эзотеризму — всегда было настороженное. Так, например, один суфийский мистик был казнен только за то, что в мистическом экстазе, в момент полного единения с Богом, произнес — «Я есть Истинный», т. е. — «Я есть Бог».
2. Восточная религиозная антропология не отрицает различие, существующее между Богом и человеком, но только в отношении «тварного» человека. Она исследует «нетварное», истинно бессмертное начало в человеке (Атман), между которым и Богом (Брахман), согласно Восточной антропологии, нет никакой пропасти. Более того, это божественное начало в человеке является не просто «подобием» Бога, а самим Богом. Таким образом, Восточные доктрины основываются на идее «не-дуализма» между Богом и внутренней сущностью (высшим «Я») человека, утверждая прямое тождество между этими двумя началами. Но, что важнее всего — это тождество не является лишь теоретическим догматом, а подтверждено духовной практикой Востока. То есть, на Востоке нет разрыва между метафизической теорией и метафизической практикой: Бог познается там не опосредствовано, через религию, а непосредственно путем мистического прозрения. Поэтому можно говорить об относительной «безрелигиозности» высшего Востока, поскольку связь с Абсолютом осуществляется там не на религиозном, а на метафизическом уровне. То есть не посредством молитв и религиозных ритуалов, а путем непосредственного познания Бога в результате мистического единения с Ним. Отказ от потребности в религии признается и в христианской Традиции, но только по отношению к «избранным праведникам», которые останутся на земле после Страшного Суда, и будут непосредственно жить в Боге и, следовательно, не будут нуждаться в религиозном посредничестве для связи с Ним.
В отождествлении Атмана и Брахмана — основной пафос Упанишад, эзотерической части Вед — священного писания индусов, послужившей основой для ученья Веданты — вершины индуистской метафизики.
Высшим духовным идеалом на Востоке является Богореализация, которая означает полное отождествление с Богом. На Западе высший духовный идеал ограничивается гораздо более скромной духовной целью — так называемым «спасением души».
Очень важно понять, что когда говорится о Богореализации, то речь идет не о каких-либо степенях сходства и приближения между высшим «Я» человека и Богом, а именно о полном тождестве, причем это потенциально касается каждого человека.
3. «Тайна человека». Таким образом, согласно Восточной доктрине «не-дуализма», не человек является в своей потенции Богом, а тот, кого мы называем человеком, в своей окончательной истине им не является, а есть не кто иной, как Бог, скрытый в оболочке человека. То есть, согласно Восточной антропологии, тайна человека состоит в том, что он не есть человек, а потенциально является Богом.
Вспомним в этой связи известный тезис теософии, что нет Богов, которые бы раньше, пусть даже эоны и эоны назад, не были бы людьми — через «человеческую» ступень духовного развития не может «перепрыгнуть» ни одна сущность во Вселенной, сколь бы высокое положение на «лестнице Иакова» — лестнице космической духовной иерархии — она в настоящее время ни занимала. Даже Логосы галактик — сущности непредставимого могущества, когда-то, Манватары и Манватары назад, прошли «человеческую» ступень эволюции.
4. Буддистская антропология.Квинтэссенцией Восточной духовности является буддизм. Известный современный эзотерик Сергей Емелин, говоря о буддизме и ваджраяне – буддистском эзотеризме, подчёркивает: «Во-первых, на наш взгляд, именно буддизм оказал решающее воздействие на раннее христианство вообще и на гностицизм в частности. Во-вторых, буддизм является высшей формой развития предшествовавших ему великих религий и, в первую очередь, индуизма. Из-за того, что полное, не ограниченное палийским каноном изучение буддизма началось буквально в последние десятилетия, Запад и Россия понимали его очень фрагментарно. Даже великий эзотерик Рене Генон ошибся, придав ему негативную антитрадиционную окраску…[576] ныне на Востоке по своей духовной значимости ничего интересней буддизма ваджраяны нет. Это почти последнее из того, что можно выразить словами».[577]
Человек рассматривается в буддизме, как индивидуальность, сформированная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная на физическом Плане Бытия. У человека помимо физического тела имеется ещё несколько «тонких» тел (эфирное, астральное, ментальное, и т.д.), которые существуют на «тонких» Планах Бытия и все вместе образуют человека как некую целостность. Уровень духовного развития человека обуславливается уровнем развития его «тонких» тел. Таким образом, всемерное развитие «тонких» тел – главный принцип в духовном совершенствовании человека. Реализации данного принципа подчинена система упражнений йоги и практика медитаций.
Будда учил, что самостоятельного «Я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни: всё сущее - лишь неразрывные корреляты.Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что даёт ему впечатление обладания постоянной личностью? Существо, породившее причины, за которые оно, в соответствии с законом кармы, должно нести ответственность, получит соответствующее новое рождение. Рождается новое соединение сканд-элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время, как конкретная личность, и каждый раз после смерти - в виде конкретной другой, третьей, четвертой и т.д. личностей. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса элементов или дхарм, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.
На качество нового соединения сканд-элементов новой личности оказывает большое вляние последнее, предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.
Человек есть некая целостность, представляющая собой сочетание различных сканд-элементов, в то же время, он – звено в цепи перевоплощений. Он – целостность, ибо в каждый момент он содержит конкретное число сканд, соединённых определённым образом; он - звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и преемственность.
В этой связи часто приводится следующий пример. Физиологически человек полностью обновляется каждые семь лет – по прошествии данного времени в нём не остаётся ни одного прежнего атома. Тем не менее, каждый индивидуум в старости тождествен с самим собой в юности. И всё же, вследствие постоянного разрушения и восстановления его тела, изменений в умонастроениях и характере – он в старости совершенно другое существо, чем в юности. Человек в старости является результатом образа жизни, мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни.
Подобным же образом, при каждом очередном рождении, новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в изменённой форме, в новом соединении сканд-элементов, закономерно пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях. «Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного я, которое оставалось бы неизменным». «Нужно, чтоб эмбрион умер, для того, чтобы родился ребёнок, и смерть мальчика выявляет юношу». (Шикшасамуччая, стр. 358). Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем – каждая буса которого одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту, как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингридиент, который, конечно, изменяет весь состав… Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить её в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для данной планеты… Энергия, стремящаяся создать новое сушество и направляемая кармой называется «Тришна» - стимул, жажда бытия».[578]
И только когда, постигнув истину, что в принципе «в самсаре не может быть счастливой жизни», будь ты хоть величайшим из властелинов, или мудрейшим из мудрецов, человек утолит жажду бытия и полностью изжевёт в себе все стимулы к перевоплощению. Тогда он сможет выйти из колеса бесконечных перевоплощений (колеса самсары) и достигнуть Нирваны.
ГЛАВА 28. ПРАВОСЛАВНАЯ, КАТОЛИЧЕСКАЯ, ПРОТЕСТАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Все темы данного раздела:
Седьмая тенденция - размежевание с теологией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов
Теоретическое и историческое религиоведение
1. Религия в структуре общественного сознания.Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков (измерений). Одни из них заложены в человеке генетиче
Эзотерическая концепция
1. Понятие мировоззрения, основной вопрос мировоззрения.Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией данного исследоват
Человек встречается с Богом не в бытии, о котором мыслят в понятиях, а в духе, в духовном опыте.
Человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. В этом тайна человеческого существования: оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Челов
Достоинство человека в том, чтобы не подчиняться тому, что ниже его. Но для этого должно быть то, что выше его, хотя и не вне его и не над ним.
Ошибочность гуманистической антропологии. Гуманистическая антропология ошибочна в самой своей сути. Не случайно на Востоке об эпохе Ренессанса, породившей гуманистическое мировоззр
Теософия
14. «Агни-Йога» (Ученье «Живой Этики») Рерихов
1. Эзотерическая и экзотерическая составляющая духовных знаний.Потребность в получении знан
На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин.
Основная часть работ классиков Традиционализма переведена на русский язык.
Мифологический эпос и народные сказания о героях. Миф и сказка
1. Особенности первобытного мировосприятия.Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, остававшихся на ступени неолита. На дан
Конфессиональный признак в самоидентификации государств
1. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, монотеизм.Д
В отличие от буддизма, теистические религии (иудаизм, христианство, ислам) не допускают принадлежности одного человека двум конфессиям сразу.
Таким образом, применительно к историческим (письменным) эпохам религию не приходится рассматривать в качестве этнообразующего, тем более этноразделяющего фактора. Однако в содержательном плане (в
Ферикид и Эпименид
1. Ранний период древнегреческой истории.Ранняя древнегреческая история распадается на эпоху неолита и бронзовый век, внутри которого выделяются Критское (1-я половина II тысячелет
Олимпийская религия являлась официальной религией древнегреческих полисов.
«В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях
Основные школы китайской философии
1. Исторические условия формирования китайской мифологии.История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на четыре периода: 1) Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э
Конфуцианство как религия
1. Конфуций.Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно с
Даршаны
1. Ведическая литература. Следует подчеркнуть, что о «ведической религии», как и о всех «восточных религиях» вообще, строго говоря, можно вести речь лишь с определе
Учение о должном действии, йоге, гунах, Атмане-Брахмане
1. Исторические условия формирования кришнаизма (бхагаватизма). В середине I-ого тысячелетия до н.э. в Древней Индии, на основе развития сельских общин произошло второе крупное общ
Сущность индийской духовности в целом
Буддизм - самая ранняя из мировых религий. Он «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии».[318]
1. Возн
Вот почему буддизм, вопреки официальной статистике, считают иногда самой распространенной религией в мире.
13. Сущность индийской духовности в целом. Как считал один из классиков Традиционализма Мирча Элиаде, для того, чтобы постичь самую суть многообразных форм индийской духовности необходимо понять че
Манихейство
1. Исторические условия формирования зороастризма.Населявшие Иранское плоскогорье народы – мидяне и персы – значительно отставали в социально-экономическом развитии от ариев Индии,
Зерванизм.
4. Зороастризм – предтеча монотеизма.В лице древнего Бога Света и Правды Ахура Мазды Заратустра открыл единого Бога и Творца и поэтому выступил как воинствующий противник многобожи
Еврейская религиозная философия
1. Иудаизм - мировая религия? Хотя иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамистическим религиям, возводящим свои истоки к библейскому патриарху Аврааму, однако
Каббалистические доктрины важны как ключ к масонскому эзотеризму.
Что касается популярного сознания, то его привлекала так называемая практическая каббала – магия, призванная воздействовать на мир («ибо каждое возбуждение «снизу», от человека, вызывает возбуждени
Судьбы канонического права в христианстве
10. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь»
1. Структура Откровения в Священном Писании христиан.Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается
Впрочем, либеральные русские богословы подчеркивали необходимость живого и творческого отношения к догматам.
В начале XX в. профессор Московской духовной академии А. И. Введенский писал, что за каждым догматом, прежде всего, нужно слышать тот вопрос, на который он отвечает. «Тогда догмат оживет и откроетс
Ниже приводится Никео-Константинопольский Символ веры, канонический для православия.
[1] Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
[2] И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного от Отца
Скептическая мистика
1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба.Ислам, самая молодая из мировых религий, складывался под сильным воздействием религий соседних народов – иудаизма, христианства,
Основные сложности юридического использования исламского Писания (Корана) и Предания (Сунны пророка, т.е. хадисов) состояли в следующем.
Во-первых, суры Корана, услышанные пророком в разное время (а Мухаммед, как известно, слышал Откровение Аллаха и «транслировал» его людям на протяжении более 20 лет), часто противо
Официальное признание сатанизма как конфессии
11. Смена эонов и её влияние на религиозность
1. Сатанизм - разновидность Чёрного оккультизма. Учитывая ту огромную опасность, которую представляет Чёрный
Суфизм - исламский мистицизм
7. Ваджраяна – буддистский эзотеризм
8. «Последняя доктрина» Ю. Мамлеева – вершина мирового эзотеризма
1. Мистический вых
В новое время поиски иных, более тесных и личностных связей с Богом привели к сложению новых мистических учений и движений.
В их числе, в частности, янсенисты(неортодоксальные католики Франции и Голландии XVII - XVIII вв.); квиетисты(католические противники иезуитов во Франции XVII в.);
Любая система духовного совершенствования, чтобы быть приемлемой для народов Запада, должна отвечать определенным требованиям.
Во-первых, - её методики должны легко восприниматься людьми с рационалистическим складом мышления, составляющими подавляющее большинство среди представителей западных народов.
Суфием был знаменитый насмешник и парадоксалист Ходжа Насреддин, ставший героем арабского фольклора.
В раннем суфизме, как почти во всяком мистическом учении, было много туманного, алогичного, сумбурного, Как сказал Газали (Абу Хамидаль Газали), крупнейший мыслитель ислама, живший в XI в.,
Суфизм, говоривший на языке притч, парадоксов и метафор, оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию.
7. Исихазм и имяславие. «Исихазм» в переводе с греческого значит «покой, безмолвие, отрешенность»; исихасты — «пребывающие в покое». Мистико-философское учение исихастов сложилось
Ранние христианские апокрифы
1. Правильность текста и правильность корпуса текстов Откровения, вероисповедная ось Писания.3а исключением Корана, который весь – Откровение, текст Священного Писания в разных рел
Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы.
1)Запись учения первоначально распространявшегося устно. Это, в сущности, не жанровое изменение: это изменение в т и п е о б щ е н и я, тот сдвиг, который со временем приобретает г
Основные направления воздействия религиозного культа на верующих
1. Сущность религиозного культа.Религиозный культ представляет собой совокупность религиозных обрядов.Обряд, как это доказано не только наукой, но и практикой не яв
Как давно отмечено религиоведением, культ наиболее консервативный элемент религиозного комплекса.
Стереотипы сознания и особенно поведения, которые выработаны у индивидов в процессе повторения ими культовых действий, исчезают очень медленно. Подчас бывает, что прежние религиозные верования разм
Антропософия
1. Понятие «антропологии(др.-гр. anthropos – человек и logos - учение) — «учение о человеке», «человековедение» — наука о человеке, его происхождении и развитии, его месте в систем
Перспективы развития различных антропологических видов
Чтобы получить полное представление об антропологии в целом необходимо с нашей точки зрения, рассмотреть в курсе «Основы религиоведения» и современную научную антропологию. Учитываю
Становление философской антропологии
1. Понятие философской антропологии. Прежде, чем изучать религиозную антропологию, необходимо получить хотя бы первоначальное представление о философской антропологии, как о мирово
Антропологическая переориентация современной религиозной философии и теологии
1. Два способа рассмотрения человека. Антропологические ученья принципиально различаются между собой в зависимости от того, с каких исходных позиций в них рассматривается человек,
Религиозная антропология в Древнем Мире
1. Особенности первобытного сознания. Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, так и остававшихся на ступени неолита до наших дней. На данн
Традиционализм о протестантизме
1. Христианская антропология в целом. Основой христианской антропологии является учение о дуализме человеческой природы, сочетающей в себе плотское и духовное начало, тело, душу и
На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин.
Традиционалисы подвергают жесткой критики современный мир, который они счит
Духовные ученья и проблема антропогенеза
1. Определение антропогенеза.Антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода. Основное внимание мы уделим рассмотрению эз
Различные тела человека и их функции
4. Монада — бессмертное «Я»
1. Понятие теософии.Термин «теософия» дословно переводится с древнегреческого языка как «божественная мудрость».
Лестница космической иерархии
1. Реинкарнация. Процесс создания всех тел, выбор семьи и места рождения во всех своих деталях является следствием предыдущей деятельности самого человека.
Планетарные реинкарнации
Поскольку антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода, то после рассмотрения онтогенеза, необходимо также рассмотреть и филоге
Развитие сознания
2. Сознание на «Сатурне»
3. Сознание на «Солнце»
4. «Лунное» сознание
5. «Земное» сознание
Атлантическое поселение
1. Особенности восприятия и мышления атлантов.Представители предыдущих Коренных Рас очень значительно отличались от нас. Даже представители непосредственно предшествовавшей нам рас
Условия существования лемурийцев
1. Развитие и упадок Коренных Рас. О предшествовавших атлантам лемурийцах -- вообще говорить нечего: они нам так же непонятны и чужды, как гуманоиды-инопланетяне.
Ведь есл
Условия существования первых Коренных Рас
1. Облик первых Коренных Рас. Сколь ни значительно отличался облик человека в древние времена, которые были описаны в предыдущих извлечениях их Хроники Акаши, от его современного о
Личность и социально-волевое начало
1. Понятие «индивид».Для характеристики человека как обособленной формы бытия в обществознании используется ряд терминов. Важнейшие из них — индивид, индивидуальнос
Характер
1. Религиозность и экзистенциальные дихотомии.Современная концепция личности наиболее глубоко, с нашей точки зрения, разработана крупнейшим современным психологом-н
Необходимо провести четкое разграничение между характером и темпераментом.
Темперамент относится к способу психологической реакции, он является врожденным и неизменяется в течение всей жизни конкретного индивида.
Характер же, фор
Совершенный человек
6. Дух — это монада, сокровенное «Я» человека
Данный круг проблем в религиозной антропологии трактуется следующим образом.
1. Человек создан Богом
Антропосфера
Учение о единстве Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека) проходит «красной нитью» через все эзотерические антропологические ученья с древнейших времен до наших дней. Эта идея отражена в
Преодоление экзистенциальных дихотомий
1. Основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти.Как отметил Э. Фромм, основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти. Тот факт, что предстоит умер
Смерть с точки зрения эзотеризма
1. Определение танатологии. Танатология (от др.-гр. - thanatos — смерть и logos – наука, учение). Таким образом, танатология – это наука (учение) о смерти. Различают танатологию в
Жизнь в информационном аспекте
1. Ужас небытия. Оригинальный мыслитель, представитель русского космизма Н.Ф. Федоров утверждал, что высшая цель человечества — победа над смертью, воскрешение всех
Научность идей о живом Космосе
1. Вера в бессмертие души и отношение к смерти. Философы с древнейших времен с одинаковой убедительностью доказывали и смертность, и бессмертие души; тут каждый из нас имеет возмож
Теоретики постиндустриального общества выделяют четыре сферы экономики.
Первичная экономика — включает сельское, лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающую промышленность.
Вторичная экономика — обрабатывающую промышленност
Воинствующее антихристианское неоязычество
1. Господство официозного атеизма в советской России.Ещё в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практ
Выдающиеся современные русские мистики и метафизики.
Александр Дугин. Из современных русских мистиков и метафизиков, особый интерес, в сложившихся условиях, представляют работы Александра Дугина, изложившего в вышедшем в издательстве
Строение Розы Мира
1. Неизбежность «религии итога». Тенденция глобализма - объединения человечества в единую семью народов, имеет, после крушения двухполярного мира, явно выражение значение, и вопрос
Третий эон - искупление Сатаны
1. Понятие эсхатологии. Все варианты эсхатологических учений (учений о Конце Света) имеют сходные черты. Как правило, наступление Конца Света связывают с приходом Мессии (Спасителя
Седьмая тенденция - размежевание с теологией
Религиоведение второй половины ХХ – начала XXI века называют «современным религиоведением», противопоставляя его религиоведению классическому. Оно имеет ряд тенденций, которые важно
Новости и инфо для студентов