рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие сознания

Развитие сознания - раздел Религия, Основы религиоведения 2. Сознание На «Сатурне» 3. Сознание На «Со...

2. Сознание на «Сатурне»

3. Сознание на «Солнце»

4. «Лунное» сознание

5. «Земное» сознание

6. «Сверхземные» ступени сознания

1. Развитие сознания.Общую нить, проходящую через последовательность этих кругооборотов, можно найти, если предварительно проследить по ним развитие человеческого сознания. Всё остальное можно рассматривать по аналогии.

Сознание, которое человек развертывает в течение своего земного пути, называется -- в Западном эзотеризме – «светлым, дневным сознанием». Оно состоит в том, что человек при помощи органов чувств воспринимает вещи и существа окружающего мира, и при помощи своего рассудка и своего разума составляет себе представления и идеи об этих вещах и существах. Он действует тогда в чувственном мире сообразно этим своим восприятиям, представлениям и идеям. Это сознание человек выработал себе только на четвертой главной ступени своего мирового развития, на «Земле»; на «Сатурне», «Солнце» и «Луне» его ещё не было. Там жил он в других состояниях сознания. Сообразно с этим, три предыдущие ступени развития можно обозначить, как раскрытие низших состояний сознания. Самое низкое состояние сознания было пройдено во время развития на «Сатурне», более высоким является состояние «солнечного сознания», за ним следует «лунное сознание» и, наконец, нынешнее «земное сознание». За «земным сознанием» последуют всё более и более высокие формы сознания, которых человек достигнет на «Юпитере», «Венере» и «Меркурии» («Вулкане»).

Более ранние состояния сознания отличаются от «земного сознания» главным образом двумя признаками: степенью ясности и объёмом сферы, на которую простирается восприятие человека.

2. Сознание на «Сатурне» обладает наименьшей степенью ясности. По сравнению с «земным сознанием», оно очень смутно. Трудно поэтому дать более точное представление об этом сознании, так как даже смутность сна уже на одну ступень светлее, чем это состояние сознания. В так называемых, «изменённых состояниях сознания», состояниях глубокого транса, современный человек может ещё возвращаться к нему. Также и человек, ставший ясновидящим может составить себе верное представление о нем. Но только сам он вовсе не живет в таком состоянии сознания. Он поднимается, напротив, к иному, гораздо более высокому, но в некоторых отношениях все же сходному с тем, первоначальным состоянию сознания. У обычного человека современной ступени земного развития это состояние, через которое он некогда прошел, бывает погашено «ясным дневным сознанием». Но «медиум», впадающий в глубокий транс, переносится снова в него и воспринимает тогда так, как некогда воспринимали все люди «во времена Сатурна». И подобный медиум может тогда, в состоянии транса, или после пробуждения, рассказывать о переживаниях, сходных с теми, которые имели место на «Сатурне». Но можно говорить, конечно, только о «сходных», а не «одинаковых» переживаниях, ибо события, происходившие на «Сатурне», раз и навсегда отошли в прошлое, поскольку эволюционная ступень «Сатурна давно уже пройдена. А события, воспринимаемые в нынешних состояниях глубокого транса, имеют лишь известное сходство с событиями на «Сатурне», но отнюдь им не тождественны. Хотя, лишь такое состояние сознание, каким оно было на «Сатурне», может воспринимать эти последние.

Современный экстрасенс, вводя себя в состояние глубокого транса, достигает такого состояния сознания, каким оно было на «Сатурне», но он сохраняет при этом ещё и своё нынешнее земное «ясное дневное сознание», которого человек не имел ещё на «Сатурне», хотя «земное сознание» и «затуманивается» во время транса.

Таким образом, хотя современный ясновидящий и не находится во время глубокого транса полностью в том состоянии сознания, какое было на «Сатурне», поскольку его «земное сознание» окончательно не исчезает, но, тем не менее, он может составить себе о сознании на «Сатурне» достаточно полное представление.

Между тем как по своей ясности такое сознание на «Сатурне» стоит на несколько ступеней ниже современного человеческого сознания, по объему того, что оно может воспринимать, оно превосходит последнее. А именно, при всей своей смутности, оно может воспринимать до мельчайших подробностей не только всё, что происходит на его собственном мировом теле, но может ещё также наблюдать вещи и существа на других мировых телах, находящихся в связи с его собственным планетным телом «Сатурном». И оно может также оказывать на эти вещи и существа определённое воздействие. Едва ли стоит упоминать, что это наблюдение других мировых тел совершенно отлично от того, какое может осуществлять современный человек с помощью астрономических методов наблюдения. Астрономическое наблюдение опирается на «ясное дневное сознание» и потому воспринимает другие мировые тела извне. Сознание же на «Сатурне» есть, напротив, непосредственное ощущение, сопереживание того, что происходит на других мировых телах. Не совсем, но все же до некоторой степени правильным будет сказать, что обитатель «Сатурна» воспринимает вещи и события других мировых, а также -- своего собственного, приблизительно так же, как современный человек воспринимает биение своего сердца. То есть, как нечто внутреннее, а не нечто, находящееся где-то вне его тела.

Это сознание на «Сатурне» развивается медленно. Оно проходит, как первая главная ступень развития человечества, через ряд подчиненных ступеней, которые в европейском эзотеризме называются «малыми кругооборотами». В теософской литературе принято называть эти «малые кругообороты» -- «кругами», а их дальнейшие подразделения -- ещё более мелкие кругообороты – «глобами».

3. Сознание на «Солнце». Когда раскрытие сознания на «Сатурне» было закончено, наступил один из вышеупомянутых долгих периодов покоя (пралайя). После него из планетного тела развилось то, что в эзотеризме называется «Солнцем». Это следующая, после «Сатурна», реинкарнация нашей планеты. И на «Солнце» снова восстали от своего сна также и человеческие существа. В них было, как задаток, развернувшееся уже раньше на «Сатурне» сознание. Его они сначала и вывели снова из зачаточного состояния. Можно сказать, что человек повторил на «Солнце» состояние «Сатурна», прежде чем подняться к более высокому «солнечному сознанию».

После повторения состояния «Сатурна» в первом малом кругообороте наступает «солнечное сознание» человека. Оно на одну ступень яснее предыдущего, зато и несколько утратило в широте кругозора. В своем нынешнем положении человек во время глубокого сна без сновидений обладает состоянием сознания, похожим на то, какое у него было некогда на «Солнце». Но тот, кто не обладает ясновидением, или кто не является хотя бы медиумом, не может воспринимать вещей и существ, отвечавших «солнечному сознанию». По отношению к трансу погруженного в это состояние медиума и к высшему сознанию истинного ясновидящего дело обстоит и здесь так же, как о том было сказано относительно сознания на «Сатурне».

Объем «солнечного сознания» простирается только на «Солнце» и на находящиеся с ним в ближайшей связи мировые тела. Только его и его подобия может воспринимать обитатель «Солнца», опять же, подобно тому, как нынешний человек воспринимает биение своего сердца, то есть, как нечто, находящееся внутри его самого.

Обитатель «Сатурна» сопереживал аналогичным образом жизнь также и мировых тел, не принадлежавших непосредственно к ближайшей области «Сатурна», то есть его сознание было шире «солнечного сознания».

Таким образом, увеличение ясности сознания при последовательных реинкарнациях планеты, достигается за счёт уменьшения его широты. Однако это верно только по отношению к сознанию «Сатурна», «Солнца», «Луны» и «Земли». На «Юпитере», «Венере» и «Меркурии» («Вулкане») сознание опять будет всё более и более расширяться. И в конечном итоге достигнет той же широты, какой оно обладало на «Сатурне», однако при этом приобретёт такую ясность, которую нам при нынешнем нашем «земном сознании» представить трудно.

4. «Лунное» сознание. Когда ступень «Солнца» прошла через соответственные малые кругообороты, она тоже вступила в период покоя (пралайи). Из него планетное тело пробуждается к своему «лунному существованию». Снова человек проходит здесь, прежде чем подняться выше, через ступени «Сатурна» и «Солнца» в двух первых малых кругооборотах. Затем он вступает в свое «лунное сознание». О нем уже легче составить представление, потому что есть некоторое сходство между этой ступенью сознания и сном со сновидениями. Но особо следует подчеркнуть, что и здесь может идти речь лишь о сходстве, а не о тождестве. Ибо хотя «лунное сознание» протекает в образах, подобных образам сновидений, но эти образы также соответствуют предметам и событиям, находящимся в окружении нынешнего человека, как и представления современного «ясного дневного сознания». Но только все в этом соответствии ещё смутно. Это можно наглядно представить себе следующим образом. Предположим, что лунное существо приблизилось к какому-нибудь предмету, скажем, к соли. (Конечно, тогда ещё не было «соли» в нынешней форме, но, чтобы быть понятным, приходится оставаться в пределах привычных для нас образов и сравнений). Это лунное существо -- предшественник современного человека -- не воспринимает вне себя пространственно протяженного предмета определенного цвета и формы, но приближение к этому предмету вызывает то, что внутри лунного существа как бы всходит некоторый образ, а именно похожий на образ сновидения. Этот образ имеет известную цветовую окраску, в зависимости от того, каков данный предмет. Если он симпатичен этому существу, если он благоприятен для его жизни, окраска бывает светлой, желтоватых оттенков, или же зеленой; если дело идет о несимпатичном предмете, или вредном для этого существа, тогда появляется кроваво-красный оттенок. Подобным образом воспринимает и теперь ясновидящий, но только он при этом сохраняет полное сознание, тогда как обитатель «Луны» обладал лишь сновидческим, сумеречным сознанием. Образы, вспыхивающие «внутри» этого обитателя, имели вполне определенное отношение к окружающему миру. В них не было ничего произвольного. Поэтому можно было ими руководствоваться в жизни. И под впечатлениями этих образов обитатели «Луны» действовали так же, как действуют теперь под впечатлениями чувственных восприятий нынешние люди.

Развитие этого сновидческого сознания -- третьей главной ступени сознания -- было задачей большого «лунного кругооборота». После того, как «Луна» прошла через соответствующие «малые кругообороты», снова наступил период покоя (пралайя). И затем из мрака возникла «Земля» -- нынешняя реинкарнация нашей планеты.

5. «Земное» сознание. Четвертая ступень человеческого развития переживается на «Земле». Это то состояние сознания, в котором находится в настоящее время современный человек. Но прежде чем придти к нему, он должен был сам, а вместе с ним вся «Земля», повторить сначала в трёх малых кругооборотах (называемых в теософской литературе также «кругами») последовательно одно за другим состояния сознания «Сатурна», «Солнца» и «Луны». Теперь человек живет в четвертом малом кругообороте «Земли». Он уже несколько переступил через середину этого кругооборота.

На этой ступени сознания человек не воспринимает уже только сновидческие образы, всплывающие в его душе под воздействием окружающего мира, но окружающие предметы для него уже выступают «вовне в пространстве». На «Луне», а также ещё и на «Земле» во время её повторительных ступеней (трёх первых малых кругооборотов), в его душе вставал, например, красочный образ, когда приближался соответственный предмет. Всё сознание состояло из таких приливающих и отливающих образов, звуков, и т.д. Только при наступлении четвёртого состояния сознания цвет выступает уже не только в душе, но и на внешних пространственно ограниченных предметах, а звук не является уже только внутренним звучанием души, но сам предмет звучит в пространстве. Поэтому это четвёртое земное состояние сознания называют в эзотеризме также «предметным сознанием». Медленно и постепенно выработалось оно в ходе развития таким путем, что мало-помалу возникали физические органы чувств, которые делали возможным восприятие у внешних предметов всё большего числа их качеств и сторон. Но кроме развитых теперь уже у человека чувств есть и другие, находящиеся у него пока ещё в зачатке, которые развернутся в следующих земных эпохах и явят чувственный мир в ещё большем многообразии, чем то, которое человек воспринимает на нынешней ступени своего развития.

Красочный, звучащий и т.д. мир, который прежний человек воспринимал, таким образом, внутри себя, выступает для него в нынешней земной жизни вовне, в пространстве. Но зато теперь внутри его возникает новый мир -- мир помыслов, стремлений, духовных порывов и т.д. То есть, всё то, что в обиходе называется «внутренним миром» человека. О представлениях и мыслях не может быть речи при предыдущем «лунном сознании». Оно состоит из одних только вышеозначенных образов.

Приблизительно в середине земного развития -- это подготовляется, собственно, уже несколько раньше -- возникает в человеке эта способность создавать представления и мысли о предметах своих восприятий. И эта же способность образует основу для памяти и самосознания. Только «представляющий» человек может выработать воспоминание о том, что он воспринял, и только мыслящий человек достигает того, что начинает отличать себя от окружающего мира, как самостоятельное, самосознающее существо, научается познавать себя, как «Я». Три первые описанные ступени были, таким образом, ступенями только сознания. Четвёртая, «земная» ступень является уже не только ступенью сознания -- главное её отличие от предшествовавших ступеней сознания состоит в том, что здесь возникает уже и самосознание, то есть, осознание собственного «Я».

7. «Сверхземные» ступени сознания. Но внутри нынешнего человеческого «Я» образуется уже зачаток ещё более высоких состояний сознания. Эти состояния сознания человеку предстоит пережить на ближайших планетах, в которые «реинкарнирует» Земля после своей нынешней «планетной инкарнации» -- на «Юпитере», «Венере», «Меркурии» («Вулкане»). Рассмотрим подробнее эти будущие состояния сознания, следовательно, также и жизнь на этих «планетах». Ибо, во-первых, ясновидящий -- по известным причинам -- опережает в своем развитии своих собратьев. Таким образом, у него уже теперь вырабатываются те состояния сознания, которых всему человечеству предстоит достигнуть лишь в ходе дальнейшего планетарного развития. Поэтому в сознании ясновидящего мы имеем уже образы будущих ступеней сознания человечества. Во-вторых, три следующих состояния имеются уже и теперь во всех людях как зачатки, и ясновидящее исследование обладает средствами указать, что может возникнуть из этих зачатков.

Если здесь говорится, что ясновидящий развивает в себе уже теперь те состояния сознания, которых в будущем достигнет всё человечество, то это надо понимать, конечно, с некоторыми оговорками. Ясновидящий вырабатывает, например, теперь в своём душевном складе то зрение, которое в будущем появится у человека физически. Но это будущее физическое состояние человека будет верным отображением соответствующего душевного состояния у современного ясновидящего. И сама Земля разовьётся, благодаря чему у её грядущих физических обитателей проявятся совсем другие физические формы, чем те, которые существуют теперь; но эти физические формы подготовляются в теперешних душевных и духовных формах восприятия Реальности. То, например, что ясновидящий видит теперь как световое и цветное облако вокруг физического тела человека -- так называемая «аура» -- превратится позднее в физическую форму; и иные органы чувств, чем теперешние, дадут человеку будущего способность воспринимать эти иные физические формы. Но ясновидящий воспринимает духовные прообразы последующих физических существ (как, например, ауру) уже и теперь своими духовными органами восприятия. Для него возможен взгляд в будущее, о своеобразности которого, конечно, лишь с большим трудом может быть дано представление при помощи нынешнего языка и современных человеческих представлений.

Когда сейчас человек говорит о представлении «красного», не имея перед собой красного предмета, то это представление как бы лишь теневой образ действительной «красноты» Позднее человек достигнет того, что в душе его будет появляться не «теневое» только представление «красного», но когда он будет мыслить «красное», то перед ним действительно будет «красное». Он будет в состоянии творить образы, а не только представления.

Таким образом, им будет достигнуто нечто похожее на то, что уже существовало во время «лунного сознания». Но образы не будут тогда приливать, и отливать в нём, подобно сновидениям; он будет вызывать их в себе с полным самосознанием, как он вызывает теперь представления. Мысль о каком-нибудь цветке будет самим цветком, представление о звуке будет самим звуком и т.д. Мир образов будет в грядущем приливать и отливать в душе человека по его собственной воле, тогда как во время его лунного бытия подобный мир образов без всякого содействия со стороны человека заполнял все его внутреннее существо. И пространственный характер внешнего предметного мира не исчезнет. Цвет, возникающий вместе с представлением о цвете, будет не только образом в душе, но развернётся вовне в пространстве. И следствием этого будет то, что человек будет в состоянии воспринимать вещи и существа более высокого рода, чем те, которые окружают его теперь. Это вещи и существа более тонкого духовного и душевного рода, так что они не облекаются в те предметные цвета, которые могут быть восприняты нынешними физическими органами чувств, но открываются в более тонких душевных и духовных цветах и звуках, которые человек будущего сможет пробудить из своей души.

Таким образом, человек приближается к состоянию, в котором он будет обладать пригодным для таких восприятий «самосознающим образным сознанием».Грядущее развитие Земли, с одной стороны, доведет современную жизнь представлений и мыслей до гораздо более высокого, тонкого и совершенного расцвета; с другой же стороны, в это время постепенно сложится уже и «самосознающее образное сознание». Но полного своего развития данное состояние сознания достигнет в человеке только на ближайшей планете, в которую преобразится Земля, и которая в эзотеризме называется «Юпитером». Тогда человек сможет входить в общение с такими существами, которые остаются совершенно скрытыми для его современного чувственного восприятия. Понятно, что благодаря этому не только жизнь восприятий станет совсем иною, но совершенно изменятся также и дела, и чувства, и отношение человека к окружающему его миру. Точно так же, как теперь человек может сознательно влиять лишь на чувственные существа, так сможет он тогда сознательно воздействовать на совсем иные «силы» и «власти»; и сам он будет получать вполне доступные его познанию влияния из совсем иных областей, чем теперь.

О рождении и смерти, в современном значении, на этой ступени не будет больше речи. Ибо «смерть» наступает только вследствие того, что сознание обращено на внешний мир, с которым оно вступает в общение посредством физических органов чувств. Когда эти физические органы чувств отказываются служить, прекращается всякая связь с окружающим миром. Это как раз и означает, что человек «умер». Но когда душа человека достигает того, что воспринимает влияния внешнего мира не через физические органы чувств, а посредством образов, которые она создает своей же собственной силой, то она доходит до того состояния, благодаря которому может по своей воле устанавливать общение с окружающим миром. То есть, жизнь человека, достигшего данной ступени эволюции, не может быть прервана без его воли. Он становится господином над рождением и смертью.

«Самосознающее образное сознание», которого человек достигнет на «Юпитере», называется также «психическим сознанием».

Ближайшее состояние сознания, которого достигнет человек на следующей за «Юпитером» планете -- «Венере», отличается от предыдущего тем, что душа может теперь сама создавать не одни только образы, но и предметы и существа. Это происходит при «самосознающем предметном сознании», или «сверхпсихическом сознании». При помощи образного сознания человек может воспринимать до некоторой степени существа и предметы сверхчувственного мира и может влиять на них, пробуждая свои образные представления. Но чтобы, например, произошло то, чего он желает от такого сверхчувственного существа, для этого последнее должно, по его побуждению, привести в действие свои собственные силы. Человек является здесь господином над образами и может при их помощи обусловливать некоторые действия. Но он не господин над самими силами. Когда выработается его самосознающее предметное сознание, тогда будет он господином также и над творческими силами других миров. Он будет не только воспринимать другие существа и влиять на них, но даже и творить.

Таков ход развития сознания: оно начинается с сумеречного, человек ещё совсем не воспринимает других вещей и существ, но лишь внутренние переживания (образы) собственной души; затем развивается восприятие. И, наконец, воспринимающее сознание превращается в творческое.

Прежде чем перейти к жизни на «Юпитере», «Земле» предстоит -- после нынешнего четвертого малого кругооборота -- пройти ещё три малых кругооборота. Они также содействуют дальнейшему усовершенствованию земного сознания.

Когда «Земля», после периода покоя (пралайи) превратится в «Юпитер», и человек перейдёт на эту планету, то в её первых четырех малых кругооборотах будут повторены четыре предыдущих состояния – «Сатурна», «Солнца», «Луны», «Земли». И лишь во время пятого малого кругооборота «Юпитера» человек достигает той ступени, которая была отмечена выше, как присущее «Юпитеру» состояние сознания.

Соответствующим образом и «сознание Венеры» проявляется лишь во время шестого малого кругооборота «Венеры», а сознание «Меркурия» («Вулкана») проявится лишь во время последнего, седьмого малого кругооборота этой планеты, после завершения которого человечество полностью завершит своё развитие на всей Земной Планетарной Цепи, от «Сатурна» до «Меркурия» («Вулкана») включительно и перейдёт на следующую, гораздо более высокую Планетарную Цепь – «Цепь Юпитера», где всё повторится в той же последовательности, что и во время прохождения Земной Планетарной Цепи, но на гораздо более высоком витке эволюционной спирали. Затем человечество перейдёт на Планетарную Цепь Венеры, и, наконец -- на Планетарную Цепь Меркурия (Вулкана), после прохождения которой оно поднимется на следующий виток эволюционной спирали, который при нашем нынешнем земном состоянии сознания вообще трудно представить, даже в первом приближении.

До прохождения нынешней Земной Планетарной Цепи человечество уже прошло Планетарные Цепи «Сатурна», «Солнца» и «Луны». О том, что было до этого трудно сказать даже в самом общем плане.

Здесь должен быть кратко отмечен один факт, который сыграет известную роль в последующем изложении. Это та быстрота, с которой протекает развитие на отдельных планетах. А именно: она не на всех планетах одинакова. Жизнь протекает первоначально с наибольшей быстротой на «Сатурне»; затем на «Солнце» скорость уже убывает, на «Луне» она становится ещё меньше, и медленнее всего протекает жизнь на «Земле». На ней движение жизни всё более замедляется, но лишь до того момента, когда возникает самосознание. После этого скорость эволюции снова возрастает.

Таким образом, в настоящее время человек уже переступил период наименьшей скорости своего развития. Эволюция начала снова ускоряться. На «Юпитере» будет достигнута скорость эволюции «Луны», на «Венере» -- скорость эволюции «Солнца», а на «Меркурии» («Вулкане») – скорость эволюции «Сатурна».

Последняя седьмая планета, принадлежащая к ряду земных планетарных превращений (Земной Планетарной Цепи), которая следует за «Венерой» -- это «Меркурий» («Вулкан»). На этой планете будет достигнута назначенная человечеству цель его развития на Земной Планетарной Цепи. Ступень сознания, на которую вступит тогда человек, называется «блаженством в Боге» или «духовным сознанием». Человек достигнет его после повторения шести предыдущих ступеней, на седьмом малом кругообороте «Меркурия» («Вулкана»). О жизни на этой планете не многое может быть сообщено открыто. В тайноведении о нём говорится в таких выражениях: «О Вулкане и о жизни его не должна размышлять ни одна душа, связанная ещё своим мышлением с физическим телом». Это означает, что только оккультисты высшего порядка, которые могут проникать в Хронику Акаши и усваивать сверхчувственные знания, могут узнавать что-либо достоверное о Вулкане.

Так выражаются в ходе развития человечества семь ступеней сознания в семи планетных превращениях. Человечество на каждой ступени сознания должно пройти ещё через семь подчиненных состояний, которые осуществляются в указанных уже малых кругооборотах. Эти подчиненные состояния в Западном эзотеризме называются «состояниями жизни», в противоположность стоящим над ними «состояниям сознания». Иначе говоря, каждое состояние сознания движется через семь «Царств». Согласно этому счислению, во всем развитии человечества надо различать 7x7=49 малых кругооборотов или «Царств» (по терминологии теософов – «кругов»). И далее, каждый малый кругооборот должен пройти через семь ещё меньших, называемых «состояниями формы» (на языке теософии – «глобами»). Это даст для полного кругооборота человечества 49x7=343 различных «состояния формы».

После ступени «Вулкана» человек будет развиваться, конечно, и ещё дальше, и подниматься на ещё высшие ступени сознания. Как смотрит внешний глаз в туманно-серую даль, так внутренний глаз ясновидящего -- в духовную даль на пять ещё иных форм сознания, описание которых, однако, совершенно невозможно при нашем нынешнем уровне сознания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы религиоведения

На сайте allrefs.net читайте: Основы религиоведения. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие сознания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Седьмая тенденция - размежевание с теологией
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ     ВВЕДЕНИЕ   Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов

Теоретическое и историческое религиоведение
  1. Религия в структуре общественного сознания.Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков (измерений). Одни из них заложены в человеке генетиче

Эзотерическая концепция
1. Понятие мировоззрения, основной вопрос мировоззрения.Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией данного исследоват

Человек встречается с Богом не в бытии, о котором мыслят в понятиях, а в духе, в духовном опыте.
Человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. В этом тайна человеческого существования: оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Челов

Достоинство человека в том, чтобы не подчиняться тому, что ниже его. Но для этого должно быть то, что выше его, хотя и не вне его и не над ним.
Ошибочность гуманистической антропологии. Гуманистическая антропология ошибочна в самой своей сути. Не случайно на Востоке об эпохе Ренессанса, породившей гуманистическое мировоззр

Теософия
14. «Агни-Йога» (Ученье «Живой Этики») Рерихов   1. Эзотерическая и экзотерическая составляющая духовных знаний.Потребность в получении знан

На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин. Основная часть работ классиков Традиционализма переведена на русский язык.

Мифологический эпос и народные сказания о героях. Миф и сказка
  1. Особенности первобытного мировосприятия.Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, остававшихся на ступени неолита. На дан

Конфессиональный признак в самоидентификации государств
  1. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, монотеизм.Д

В отличие от буддизма, теистические религии (иудаизм, христианство, ислам) не допускают принадлежности одного человека двум конфессиям сразу.
Таким образом, применительно к историческим (письменным) эпохам религию не приходится рассматривать в качестве этнообразующего, тем более этноразделяющего фактора. Однако в содержательном плане (в

Ферикид и Эпименид
1. Ранний период древнегреческой истории.Ранняя древнегреческая история распадается на эпоху неолита и бронзовый век, внутри которого выделяются Критское (1-я половина II тысячелет

Олимпийская религия являлась официальной религией древнегреческих полисов.
«В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях

Основные школы китайской философии
  1. Исторические условия формирования китайской мифологии.История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на четыре периода: 1) Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э

Конфуцианство как религия
  1. Конфуций.Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно с

Даршаны
  1. Ведическая литература. Следует подчеркнуть, что о «ведической религии», как и о всех «восточных религиях» вообще, строго говоря, можно вести речь лишь с определе

Учение о должном действии, йоге, гунах, Атмане-Брахмане
1. Исторические условия формирования кришнаизма (бхагаватизма). В середине I-ого тысячелетия до н.э. в Древней Индии, на основе развития сельских общин произошло второе крупное общ

Сущность индийской духовности в целом
Буддизм - самая ранняя из мировых религий. Он «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии».[318] 1. Возн

Вот почему буддизм, вопреки официальной статистике, считают иногда самой распространенной религией в мире.
13. Сущность индийской духовности в целом. Как считал один из классиков Традиционализма Мирча Элиаде, для того, чтобы постичь самую суть многообразных форм индийской духовности необходимо понять че

Манихейство
1. Исторические условия формирования зороастризма.Населявшие Иранское плоскогорье народы – мидяне и персы – значительно отставали в социально-экономическом развитии от ариев Индии,

Зерванизм.
4. Зороастризм – предтеча монотеизма.В лице древнего Бога Света и Правды Ахура Мазды Заратустра открыл единого Бога и Творца и поэтому выступил как воинствующий противник многобожи

Еврейская религиозная философия
1. Иудаизм - мировая религия? Хотя иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамистическим религиям, возводящим свои истоки к библейскому патриарху Аврааму, однако

Каббалистические доктрины важны как ключ к масонскому эзотеризму.
Что касается популярного сознания, то его привлекала так называемая практическая каббала – магия, призванная воздействовать на мир («ибо каждое возбуждение «снизу», от человека, вызывает возбуждени

Судьбы канонического права в христианстве
10. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь» 1. Структура Откровения в Священном Писании христиан.Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается

Впрочем, либеральные русские богословы подчеркивали необходимость живого и творческого отношения к догматам.
В начале XX в. профессор Московской духовной академии А. И. Введенский писал, что за каждым догматом, прежде всего, нужно слышать тот вопрос, на который он отвечает. «Тогда догмат оживет и откроетс

Ниже приводится Никео-Константинопольский Символ веры, канонический для православия.
[1] Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. [2] И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного от Отца

Скептическая мистика
1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба.Ислам, самая молодая из мировых религий, складывался под сильным воздействием религий соседних народов – иудаизма, христианства,

Основные сложности юридического использования исламского Писания (Корана) и Предания (Сунны пророка, т.е. хадисов) состояли в следующем.
Во-первых, суры Корана, услышанные пророком в разное время (а Мухаммед, как известно, слышал Откровение Аллаха и «транслировал» его людям на протяжении более 20 лет), часто противо

Официальное признание сатанизма как конфессии
11. Смена эонов и её влияние на религиозность 1. Сатанизм - разновидность Чёрного оккультизма. Учитывая ту огромную опасность, которую представляет Чёрный

Суфизм - исламский мистицизм
7. Ваджраяна – буддистский эзотеризм 8. «Последняя доктрина» Ю. Мамлеева – вершина мирового эзотеризма   1. Мистический вых

В новое время поиски иных, более тесных и личностных связей с Богом привели к сложению новых мистических учений и движений.
В их числе, в частности, янсенисты(неортодоксальные католики Франции и Голландии XVII - XVIII вв.); квиетисты(католические противники иезуитов во Франции XVII в.);

Любая система духовного совершенствования, чтобы быть приемлемой для народов Запада, должна отвечать определенным требованиям.
Во-первых, - её методики должны легко восприниматься людьми с рационалистическим складом мышления, составляющими подавляющее большинство среди представителей западных народов.

Суфием был знаменитый насмешник и парадоксалист Ходжа Насреддин, ставший героем арабского фольклора.
В раннем суфизме, как почти во всяком мистическом учении, было много туманного, алогичного, сумбурного, Как сказал Газали (Абу Хамидаль Газали), крупнейший мыслитель ислама, живший в XI в.,

Суфизм, говоривший на языке притч, парадоксов и метафор, оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию.
7. Исихазм и имяславие. «Исихазм» в переводе с греческого значит «покой, безмол­вие, отрешенность»; исихасты — «пребывающие в покое». Мистико-философское учение исихастов сложилось

Ранние христианские апокрифы
1. Правильность текста и правильность корпуса текстов Откровения, вероисповедная ось Писания.3а исключением Корана, который весь – Откровение, текст Священного Писания в разных рел

Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы.
1)Запись учения первоначально распространявшегося устно. Это, в сущности, не жанровое изменение: это изменение в т и п е о б щ е н и я, тот сдвиг, который со временем приобретает г

Основные направления воздействия религиозного культа на верующих
  1. Сущность религиозного культа.Религиозный культ представляет собой совокупность религиозных обрядов.Обряд, как это доказано не только наукой, но и практикой не яв

Как давно отмечено религиоведением, культ наиболее консервативный элемент религиозного комплекса.
Стереотипы сознания и особенно поведения, которые выработаны у индивидов в процессе повторения ими культовых действий, исчезают очень медленно. Подчас бывает, что прежние религиозные верования разм

Антропософия
1. Понятие «антропологии(др.-гр. anthropos – человек и logos - учение) — «учение о человеке», «человековедение» — наука о человеке, его происхождении и развитии, его месте в систем

Перспективы развития различных антропологических видов
  Чтобы получить полное представление об антропологии в целом необходимо с нашей точки зрения, рассмотреть в курсе «Основы религиоведения» и современную научную антропологию. Учитываю

Становление философской антропологии
1. Понятие философской антропологии. Прежде, чем изучать религиозную антропологию, необходимо получить хотя бы первоначальное представление о философской антропологии, как о мирово

Антропологическая переориентация современной религиозной философии и теологии
1. Два способа рассмотрения человека. Антропологические ученья принципиально различаются между собой в зависимости от того, с каких исходных позиций в них рассматривается человек,

Религиозная антропология в Древнем Мире
1. Особенности первобытного сознания. Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, так и остававшихся на ступени неолита до наших дней. На данн

Буддистская антропология
Обратим внимание на кардинальные различия, существующие между Западной и Восточной религиозной антропологией. 1. Западная религиозная антропология основана главным образом

Традиционализм о протестантизме
1. Христианская антропология в целом. Основой христианской антропологии является учение о дуализме человеческой природы, сочетающей в себе плотское и духовное начало, тело, душу и

На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин. Традиционалисы подвергают жесткой критики современный мир, который они счит

Духовные ученья и проблема антропогенеза
1. Определение антропогенеза.Антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода. Основное внимание мы уделим рассмотрению эз

Различные тела человека и их функции
4. Монада — бессмертное «Я» 1. Понятие теософии.Термин «теософия» дословно переводится с древнегреческого языка как «божественная мудрость».

Лестница космической иерархии
  1. Реинкарнация. Процесс создания всех тел, выбор семьи и места рождения во всех своих деталях является следствием предыдущей деятельности самого человека.

Планетарные реинкарнации
Поскольку антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода, то после рассмотрения онтогенеза, необходимо также рассмотреть и филоге

Атлантическое поселение
1. Особенности восприятия и мышления атлантов.Представители предыдущих Коренных Рас очень значительно отличались от нас. Даже представители непосредственно предшествовавшей нам рас

Условия существования лемурийцев
1. Развитие и упадок Коренных Рас. О предшествовавших атлантам лемурийцах -- вообще говорить нечего: они нам так же непонятны и чужды, как гуманоиды-инопланетяне. Ведь есл

Условия существования первых Коренных Рас
1. Облик первых Коренных Рас. Сколь ни значительно отличался облик человека в древние времена, которые были описаны в предыдущих извлечениях их Хроники Акаши, от его современного о

Личность и социально-волевое начало
  1. Понятие «индивид».Для характеристики человека как обособленной формы бытия в обществознании используется ряд терминов. Важнейшие из них — индивид, индивидуальнос

Характер
  1. Религиозность и экзистенциальные дихотомии.Современная концепция личности наиболее глубоко, с нашей точки зрения, разработана крупнейшим современным психологом-н

Необходимо провести четкое разграничение между характером и темпераментом.
Темперамент относится к способу психологической реакции, он является врожденным и неизменяется в течение всей жизни конкретного индивида. Характер же, фор

Совершенный человек
6. Дух — это монада, сокровенное «Я» человека Данный круг проблем в религиозной антропологии трактуется следующим образом. 1. Человек создан Богом

Антропосфера
Учение о единстве Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека) проходит «красной нитью» через все эзотерические антропологические ученья с древнейших времен до наших дней. Эта идея отражена в

Преодоление экзистенциальных дихотомий
1. Основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти.Как отметил Э. Фромм, основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти. Тот факт, что предстоит умер

Смерть с точки зрения эзотеризма
1. Определение танатологии. Танатология (от др.-гр. - thanatos — смерть и logos – наука, учение). Таким образом, танатология – это наука (учение) о смерти. Различают танатологию в

Жизнь в информационном аспекте
  1. Ужас небытия. Оригинальный мыслитель, представитель русского космизма Н.Ф. Федоров утверждал, что высшая цель человечества — победа над смертью, воскрешение всех

Научность идей о живом Космосе
1. Вера в бессмертие души и отношение к смерти. Философы с древнейших времен с одинаковой убедительностью доказывали и смертность, и бессмертие души; тут каждый из нас имеет возмож

Теоретики постиндустриального общества выделяют четыре сферы экономики.
Первичная экономика — включает сельское, лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающую промышленность. Вторичная экономика — обрабатывающую промышленност

Воинствующее антихристианское неоязычество
1. Господство официозного атеизма в советской России.Ещё в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практ

Выдающиеся современные русские мистики и метафизики.
Александр Дугин. Из современных русских мистиков и метафизиков, особый интерес, в сложившихся условиях, представляют работы Александра Дугина, изложившего в вышедшем в издательстве

Строение Розы Мира
1. Неизбежность «религии итога». Тенденция глобализма - объединения человечества в единую семью народов, имеет, после крушения двухполярного мира, явно выражение значение, и вопрос

Третий эон - искупление Сатаны
1. Понятие эсхатологии. Все варианты эсхатологических учений (учений о Конце Света) имеют сходные черты. Как правило, наступление Конца Света связывают с приходом Мессии (Спасителя

Седьмая тенденция - размежевание с теологией
  Религиоведение второй половины ХХ – начала XXI века называют «современным религиоведением», противопоставляя его религиоведению классическому. Оно имеет ряд тенденций, которые важно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги