Личность и социально-волевое начало - раздел Религия, Основы религиоведения
1. Понятие «Индивид».Для Характеристики Чело...
1. Понятие «индивид».Для характеристики человека как обособленной формы бытия в обществознании используется ряд терминов. Важнейшие из них — индивид, индивидуальность, личность.
Термин «индивид» (индивидуум) происходит от латинского individuum – неделимое. Данный термин означает «отдельное живое существо, особь, отдельный человек – в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление индивида и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализма). Индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам, - синоним индивидуальности».[588] (Курсив – автора цитаты).
В социологии термином «индивид» обозначается единичный представитель какого-либо социального целого — исторически определенного общества или социальной группы. Различия людей как индивидов — это, во-первых, различия между общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно признаки одной и той же группы выражены в составляющих ее индивидах. С помощью данного понятия подчеркивается изначальная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование. Во всякий момент, когда человек может осознать себя, он существует в качестве продукта социальных отношений. Эпоха, в которую человек родился и сформировался, специфика социальной группы, к которой он принадлежит, уровень культуры его ближайшего окружения — все это определяет первоначальные установки, часто неосознанные, и влияет на осознанные мотивы поступков. Человеку приходится не просто «считаться» с условиями и возможностями существующего общества, он должен еще понять, что обязан последнему многими качествами, которые поначалу казались ему самостоятельно приобретенными.
2. Индивидуальность и личность. Характеристика индивида как продукта общественных отношений не означает, что исходные условия индивидуального существования (место жительства, социальная группа, семья и т. д.) раз и навсегда определяют последующее поведение людей. Несводимость человека только к его социальному положению, относительная независимость его поведения от исходных условий существования — все это характеризуется уже не понятием «индивид», а близкими и взаимосвязанными с ним понятиями «индивидуальность» и «личность».
Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» — то, что личность индивидуальная. Реальная индивидуальность любой личности приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные. Вместе с тем в понятиях индивидуальности и личности можно обнаружить разные измерения социально значимых качеств. Суть этого различия схватывается уже на семантическом уровне. Слово «индивидуальность» ассоциируется с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная». Слово «личность» ассоциируется с эпитетами «сильная», «энергичная», «независимая». В индивидуальности подчеркивается ее самобытность, в личности — ее независимость. Человек есть личность, поскольку у него есть «свое лицо» и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он «не теряет своего лица».
3. Способности и индивидуальное своеобразие личности.Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что выделяет данного индивида среди других людей. При этом имеется в виду, прежде всего, совокупность его социально значимых качеств. Эта совокупность весьма ограниченная у посредственных или однобоко одаренных людей. С представлением же о развитой индивидуальности связывается наличие широкого многообразия социально значимых качеств. Понятие индивидуальности можно назвать ренессансным по своему происхождению и духу. Не в том смысле, что эпоха Ренессанса создала это понятие — оно появилось значительно позже — а в том, что деятели Возрождения реально были очень развитыми индивидуальностями. Хотя, конечно, многосторонне одаренные люди жили и в прежние времена, но в таком количестве в одной и той же эпохе они ранее не появлялись. Сообщество деятелей эпохи Ренессанса было как бы наброском, провозвестием того, чем должно стать в отдаленном будущем все человечество: многообразием всесторонне одаренных индивидуальностей. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но обязательно еще представляет собой некую целостность. Широко одаренный индивид обладает не просто набором, совокупностью, но «целокупностью», системой, интегрированных в органическое целое различных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, довлеет над всеми остальными, определяя своеобразный способ их сочетания. Гармоническое многообразие способностей достигается путем реализации какого-то главного дарования, отличающего данного конкретного индивида. Чтобы индивидуальная целостность образовалась, нужны многообразные целенаправленные усилия. Но не они создают индивидуальность: она как бы сама собой строится на прочном фундаменте способностей индивида. Если же индивид отказывается от своего призвания, «зарывает талант в землю», т. е. отказывается выполнять свои кармические обязанности, то, в конечном итоге, это приводит к деградации личности, не говоря уже о посмертном воздаянии. Но понятие индивидуальности далеко не исчерпывает всей человеческой активности. Есть иная структура человеческой активности, на основе которой сама индивидуальность зреет, развертывается и гармонизируется. Речь идет о личностной структуре, определяющими характеристиками которой, в отличие от индивидуальности, является не спонтанность формирования, а как раз наоборот — преднамеренность, целенаправленность, жесткая обусловленность поступков.
4. Личность и социально-волевое начало. Если понятие индивидуальности подводит деятельность индивида под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, то понятие личности подчеркивает в этой деятельности социально волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем жестче его контролирует, полностью подчиняя своей жизненной стратегии. Слово «личность» (persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре, отсюда русское понятие — «личина». Затем это слово стало обозначать персонаж, который актер изображал на сцене. У древних римлян слово «persona» употреблялось с указанием определенной социальной функции, (личность отца, царя, судьи, и т. д.). Превратившись в философский термин слово «личность» существенно изменило свой смысл и стало выражать нечто обратное тому, что понимали под ним в древности. Личность — это индивид, который отнюдь не играет роль, не является ни в каком смысле «лицедеем». Доставшаяся ему социальная роль (художника, писателя, ученого и т. д.) принимается им абсолютно серьезно. Он исполняет ее как миссию, свободно выбранную обязанность нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом данное понятие предполагает не своеобразие последних, а, прежде всего, специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное ее исполнение.
Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его являются общественно значимыми лишь в той мере, в какой они получают свое предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней общественно значимы именно поступки. Сами свершения личности истолковываются обществом, прежде всего, в качестве поступков, т. е. преднамеренных поведенческих актов. Достоинство личности определяется не столько тем, сколько индивиду удалось совершить, «состоялся» он или — нет, сколько грузом ответственности, который он берет на себя, и с которым он способен успешно справиться.Личностное бытие — это никогда непрекращающиеся, непрерывные усилия. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. Отсутствие личностного бытия действует на индивидуальность разрушительно. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельных решений и ответственности равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на подчиненное, зависимое существование, на мелочный контроль со стороны социальных институтов и государства, независимо от содержания их деятельности, даже если она — бездушно-бюрократическая и античеловеческая по своей сути.
ГЛАВА 38. ЛИЧНОСТЬ, ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР
Все темы данного раздела:
Седьмая тенденция - размежевание с теологией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов
Теоретическое и историческое религиоведение
1. Религия в структуре общественного сознания.Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков (измерений). Одни из них заложены в человеке генетиче
Эзотерическая концепция
1. Понятие мировоззрения, основной вопрос мировоззрения.Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией данного исследоват
Человек встречается с Богом не в бытии, о котором мыслят в понятиях, а в духе, в духовном опыте.
Человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. В этом тайна человеческого существования: оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Челов
Достоинство человека в том, чтобы не подчиняться тому, что ниже его. Но для этого должно быть то, что выше его, хотя и не вне его и не над ним.
Ошибочность гуманистической антропологии. Гуманистическая антропология ошибочна в самой своей сути. Не случайно на Востоке об эпохе Ренессанса, породившей гуманистическое мировоззр
Теософия
14. «Агни-Йога» (Ученье «Живой Этики») Рерихов
1. Эзотерическая и экзотерическая составляющая духовных знаний.Потребность в получении знан
На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин.
Основная часть работ классиков Традиционализма переведена на русский язык.
Мифологический эпос и народные сказания о героях. Миф и сказка
1. Особенности первобытного мировосприятия.Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, остававшихся на ступени неолита. На дан
Конфессиональный признак в самоидентификации государств
1. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, монотеизм.Д
В отличие от буддизма, теистические религии (иудаизм, христианство, ислам) не допускают принадлежности одного человека двум конфессиям сразу.
Таким образом, применительно к историческим (письменным) эпохам религию не приходится рассматривать в качестве этнообразующего, тем более этноразделяющего фактора. Однако в содержательном плане (в
Ферикид и Эпименид
1. Ранний период древнегреческой истории.Ранняя древнегреческая история распадается на эпоху неолита и бронзовый век, внутри которого выделяются Критское (1-я половина II тысячелет
Олимпийская религия являлась официальной религией древнегреческих полисов.
«В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях
Основные школы китайской философии
1. Исторические условия формирования китайской мифологии.История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на четыре периода: 1) Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э
Конфуцианство как религия
1. Конфуций.Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно с
Даршаны
1. Ведическая литература. Следует подчеркнуть, что о «ведической религии», как и о всех «восточных религиях» вообще, строго говоря, можно вести речь лишь с определе
Учение о должном действии, йоге, гунах, Атмане-Брахмане
1. Исторические условия формирования кришнаизма (бхагаватизма). В середине I-ого тысячелетия до н.э. в Древней Индии, на основе развития сельских общин произошло второе крупное общ
Сущность индийской духовности в целом
Буддизм - самая ранняя из мировых религий. Он «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии».[318]
1. Возн
Вот почему буддизм, вопреки официальной статистике, считают иногда самой распространенной религией в мире.
13. Сущность индийской духовности в целом. Как считал один из классиков Традиционализма Мирча Элиаде, для того, чтобы постичь самую суть многообразных форм индийской духовности необходимо понять че
Манихейство
1. Исторические условия формирования зороастризма.Населявшие Иранское плоскогорье народы – мидяне и персы – значительно отставали в социально-экономическом развитии от ариев Индии,
Зерванизм.
4. Зороастризм – предтеча монотеизма.В лице древнего Бога Света и Правды Ахура Мазды Заратустра открыл единого Бога и Творца и поэтому выступил как воинствующий противник многобожи
Еврейская религиозная философия
1. Иудаизм - мировая религия? Хотя иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамистическим религиям, возводящим свои истоки к библейскому патриарху Аврааму, однако
Каббалистические доктрины важны как ключ к масонскому эзотеризму.
Что касается популярного сознания, то его привлекала так называемая практическая каббала – магия, призванная воздействовать на мир («ибо каждое возбуждение «снизу», от человека, вызывает возбуждени
Судьбы канонического права в христианстве
10. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь»
1. Структура Откровения в Священном Писании христиан.Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается
Впрочем, либеральные русские богословы подчеркивали необходимость живого и творческого отношения к догматам.
В начале XX в. профессор Московской духовной академии А. И. Введенский писал, что за каждым догматом, прежде всего, нужно слышать тот вопрос, на который он отвечает. «Тогда догмат оживет и откроетс
Ниже приводится Никео-Константинопольский Символ веры, канонический для православия.
[1] Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
[2] И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного от Отца
Скептическая мистика
1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба.Ислам, самая молодая из мировых религий, складывался под сильным воздействием религий соседних народов – иудаизма, христианства,
Основные сложности юридического использования исламского Писания (Корана) и Предания (Сунны пророка, т.е. хадисов) состояли в следующем.
Во-первых, суры Корана, услышанные пророком в разное время (а Мухаммед, как известно, слышал Откровение Аллаха и «транслировал» его людям на протяжении более 20 лет), часто противо
Официальное признание сатанизма как конфессии
11. Смена эонов и её влияние на религиозность
1. Сатанизм - разновидность Чёрного оккультизма. Учитывая ту огромную опасность, которую представляет Чёрный
Суфизм - исламский мистицизм
7. Ваджраяна – буддистский эзотеризм
8. «Последняя доктрина» Ю. Мамлеева – вершина мирового эзотеризма
1. Мистический вых
В новое время поиски иных, более тесных и личностных связей с Богом привели к сложению новых мистических учений и движений.
В их числе, в частности, янсенисты(неортодоксальные католики Франции и Голландии XVII - XVIII вв.); квиетисты(католические противники иезуитов во Франции XVII в.);
Любая система духовного совершенствования, чтобы быть приемлемой для народов Запада, должна отвечать определенным требованиям.
Во-первых, - её методики должны легко восприниматься людьми с рационалистическим складом мышления, составляющими подавляющее большинство среди представителей западных народов.
Суфием был знаменитый насмешник и парадоксалист Ходжа Насреддин, ставший героем арабского фольклора.
В раннем суфизме, как почти во всяком мистическом учении, было много туманного, алогичного, сумбурного, Как сказал Газали (Абу Хамидаль Газали), крупнейший мыслитель ислама, живший в XI в.,
Суфизм, говоривший на языке притч, парадоксов и метафор, оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию.
7. Исихазм и имяславие. «Исихазм» в переводе с греческого значит «покой, безмолвие, отрешенность»; исихасты — «пребывающие в покое». Мистико-философское учение исихастов сложилось
Ранние христианские апокрифы
1. Правильность текста и правильность корпуса текстов Откровения, вероисповедная ось Писания.3а исключением Корана, который весь – Откровение, текст Священного Писания в разных рел
Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы.
1)Запись учения первоначально распространявшегося устно. Это, в сущности, не жанровое изменение: это изменение в т и п е о б щ е н и я, тот сдвиг, который со временем приобретает г
Основные направления воздействия религиозного культа на верующих
1. Сущность религиозного культа.Религиозный культ представляет собой совокупность религиозных обрядов.Обряд, как это доказано не только наукой, но и практикой не яв
Как давно отмечено религиоведением, культ наиболее консервативный элемент религиозного комплекса.
Стереотипы сознания и особенно поведения, которые выработаны у индивидов в процессе повторения ими культовых действий, исчезают очень медленно. Подчас бывает, что прежние религиозные верования разм
Антропософия
1. Понятие «антропологии(др.-гр. anthropos – человек и logos - учение) — «учение о человеке», «человековедение» — наука о человеке, его происхождении и развитии, его месте в систем
Перспективы развития различных антропологических видов
Чтобы получить полное представление об антропологии в целом необходимо с нашей точки зрения, рассмотреть в курсе «Основы религиоведения» и современную научную антропологию. Учитываю
Становление философской антропологии
1. Понятие философской антропологии. Прежде, чем изучать религиозную антропологию, необходимо получить хотя бы первоначальное представление о философской антропологии, как о мирово
Антропологическая переориентация современной религиозной философии и теологии
1. Два способа рассмотрения человека. Антропологические ученья принципиально различаются между собой в зависимости от того, с каких исходных позиций в них рассматривается человек,
Религиозная антропология в Древнем Мире
1. Особенности первобытного сознания. Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, так и остававшихся на ступени неолита до наших дней. На данн
Буддистская антропология
Обратим внимание на кардинальные различия, существующие между Западной и Восточной религиозной антропологией.
1. Западная религиозная антропология основана главным образом
Традиционализм о протестантизме
1. Христианская антропология в целом. Основой христианской антропологии является учение о дуализме человеческой природы, сочетающей в себе плотское и духовное начало, тело, душу и
На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин.
Традиционалисы подвергают жесткой критики современный мир, который они счит
Духовные ученья и проблема антропогенеза
1. Определение антропогенеза.Антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода. Основное внимание мы уделим рассмотрению эз
Различные тела человека и их функции
4. Монада — бессмертное «Я»
1. Понятие теософии.Термин «теософия» дословно переводится с древнегреческого языка как «божественная мудрость».
Лестница космической иерархии
1. Реинкарнация. Процесс создания всех тел, выбор семьи и места рождения во всех своих деталях является следствием предыдущей деятельности самого человека.
Планетарные реинкарнации
Поскольку антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода, то после рассмотрения онтогенеза, необходимо также рассмотреть и филоге
Развитие сознания
2. Сознание на «Сатурне»
3. Сознание на «Солнце»
4. «Лунное» сознание
5. «Земное» сознание
Атлантическое поселение
1. Особенности восприятия и мышления атлантов.Представители предыдущих Коренных Рас очень значительно отличались от нас. Даже представители непосредственно предшествовавшей нам рас
Условия существования лемурийцев
1. Развитие и упадок Коренных Рас. О предшествовавших атлантам лемурийцах -- вообще говорить нечего: они нам так же непонятны и чужды, как гуманоиды-инопланетяне.
Ведь есл
Условия существования первых Коренных Рас
1. Облик первых Коренных Рас. Сколь ни значительно отличался облик человека в древние времена, которые были описаны в предыдущих извлечениях их Хроники Акаши, от его современного о
Характер
1. Религиозность и экзистенциальные дихотомии.Современная концепция личности наиболее глубоко, с нашей точки зрения, разработана крупнейшим современным психологом-н
Необходимо провести четкое разграничение между характером и темпераментом.
Темперамент относится к способу психологической реакции, он является врожденным и неизменяется в течение всей жизни конкретного индивида.
Характер же, фор
Совершенный человек
6. Дух — это монада, сокровенное «Я» человека
Данный круг проблем в религиозной антропологии трактуется следующим образом.
1. Человек создан Богом
Антропосфера
Учение о единстве Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека) проходит «красной нитью» через все эзотерические антропологические ученья с древнейших времен до наших дней. Эта идея отражена в
Преодоление экзистенциальных дихотомий
1. Основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти.Как отметил Э. Фромм, основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти. Тот факт, что предстоит умер
Смерть с точки зрения эзотеризма
1. Определение танатологии. Танатология (от др.-гр. - thanatos — смерть и logos – наука, учение). Таким образом, танатология – это наука (учение) о смерти. Различают танатологию в
Жизнь в информационном аспекте
1. Ужас небытия. Оригинальный мыслитель, представитель русского космизма Н.Ф. Федоров утверждал, что высшая цель человечества — победа над смертью, воскрешение всех
Научность идей о живом Космосе
1. Вера в бессмертие души и отношение к смерти. Философы с древнейших времен с одинаковой убедительностью доказывали и смертность, и бессмертие души; тут каждый из нас имеет возмож
Теоретики постиндустриального общества выделяют четыре сферы экономики.
Первичная экономика — включает сельское, лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающую промышленность.
Вторичная экономика — обрабатывающую промышленност
Воинствующее антихристианское неоязычество
1. Господство официозного атеизма в советской России.Ещё в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практ
Выдающиеся современные русские мистики и метафизики.
Александр Дугин. Из современных русских мистиков и метафизиков, особый интерес, в сложившихся условиях, представляют работы Александра Дугина, изложившего в вышедшем в издательстве
Строение Розы Мира
1. Неизбежность «религии итога». Тенденция глобализма - объединения человечества в единую семью народов, имеет, после крушения двухполярного мира, явно выражение значение, и вопрос
Третий эон - искупление Сатаны
1. Понятие эсхатологии. Все варианты эсхатологических учений (учений о Конце Света) имеют сходные черты. Как правило, наступление Конца Света связывают с приходом Мессии (Спасителя
Седьмая тенденция - размежевание с теологией
Религиоведение второй половины ХХ – начала XXI века называют «современным религиоведением», противопоставляя его религиоведению классическому. Оно имеет ряд тенденций, которые важно
Новости и инфо для студентов