рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретики постиндустриального общества выделяют четыре сферы экономики.

Теоретики постиндустриального общества выделяют четыре сферы экономики. - раздел Религия, Основы религиоведения Первичная Экономика — Включает Сельское, Лесное Хозяйство, Р...

Первичная экономика — включает сельское, лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающую промышленность.

Вторичная экономика — обрабатывающую промышленность и строительство.

Третичная экономика — сферу услуг, транспорт, финансы, управленческую сферу, систему образования.

В настоящее время осуществляется переход и четвертичной экономики, в результате которого и сформируется постиндустриальное общество.

Четвертичная экономика относятся следующие области человеческой деятельности:

ритуальная и эстетическая;

создание новых традиций обычаев и запретов;

развитие искусства для искусства;

туризм, игры, обряды;

праздный эпикурейский и аристократический стили жизни, при которых люди будут наслаждаться благами цивилизации, ничего не делая;

дискуссии, дебаты, обсуждения.

Переход к постиндустриальному, технотронному обществу рассматривается как третья в истории человечества величайшая революция.

Первая революция — аграрная, произошла 10 тыс. лет назад.

Вторая революция — промышленная, началась в Англии 200 лет назад и в отсталых странах продолжается до сих пор.

2. Отношение к смерти в технотронном обществе. В силу сибаритского, праздного образа жизни отношение к смерти основной массы населения в технотронном обществе — сугубо отрицательное. Люди здесь всеми доступными им средствами стараются продлить себе жизнь как можно дольше. И технотронная цивилизация предоставляет человеку для решения этой проблемы большие возможности.

Основными формами достижения бессмертия в технотронном мире являются в настоящее время следующие формы: медикаментозное продление жизни, клонирование, самокопирование, замораживание, человек-киборг, виртуальная жизнь.[602]

3. Рационалистическая наука о человеческом бессмертии.Сегодня мысль о достижении бессмертия связывают с наукой. Одним из первых, кто пришел к этому, был Роджер Бэкон. «Человеческое тело — писал он — можно освободить от всех неправильностей и продолжить жизнь на многие столетия». Бэкон имел в виду осмысленное направленное воздействие на человеческий организм.

В то, что со временем такое воздействие окажется возможным, верил и другой великий ученный прошлого — Бенджамин Франклин. Он заявил, что в будущем жизнь человека будет продлена более чем на тысячу лет.

Еще большим оптимистом, верившим в возможности науки, был французский философ-гуманист XVIII в. Кондорсе. Он считал, что продолжительность жизни человека, увеличиваясь из века в век, может приблизиться к бессмертию.

О проблеме человеческого бессмертия размышлял К. Э. Циолковский. «Жизнь не имеет определенного размера и может быть удлинена на тысячи лет, — писал он, — неопределенного удлинения жизни наука рано или поздно достигнет». Известный английский философ Дж. Бернал также считает, что со временем люди постигнут тайну бесконечного продления своей жизни.

Принципиальная возможность человеческого бессмертия.Еще в конце прошлого века биолог Август Вейсман пришел к выводу, что гибель индивидуума вовсе не является неизбежным финалом, порожденным самой его биологической природой. По его мысли, если бессмертие практически возможно для одноклеточных, то принципиально оно достижимо и для человека.

По словам лауреата Нобелевской премии профессора Р. Н. Фейнмана, если бы человек вздумал соорудить вечный двигатель, он столкнулся бы с запретом в виде физического закона. В отличие от этой ситуации в биологии нет закона, который утверждал бы обязательную конечность жизни каждого индивида. Вот почему, считает он вопрос заключается только во времени, когда человеческое тело избавится от обреченности.

Известный советский ученый, президент Белорусской Академии наук В. Ф. Купревич, также считал, что бессмертие человека принципиально достижимо.

Имеются даже попытки назвать время, когда это будет сделано. Так, по мнению английского ученого и писателя А. Кларка, бессмертие будет достигнуто уже к 2090 г.

Поиск путей к бессмертию. А. Лаврин в своем монументальном труде «Хроники Харона. Энциклопедия смерти» подчеркивает, что продление жизни на 5, 10, 50, 500 лет лишь оттягивает момент смерти и задается вопросом — достижимо ли физическое бессмертие в принципе? Можем ли мы обмануть клетки организма, заставив их делиться не 40—60 раз, а бесконечно? Со времен А. Вейсмана длится спор о том, бессмертны ли простейшие — речь идет об отсутствии у них запрограммированного процесса разрушения. Если это так, то при определенных условиях и многоклеточные могли бы обрести такое качество. Отвечая на этот вопрос А. Лаврин выражает надежду, что преодоление физической смерти в будущем возможно. Сумев изменить генетическую программу, можно добиться вечного обновления клеточного вещества, в том числе и мозга, с сохранением в нем информационного поля. Если же пойти по другому пути — пересадки мозга в новое тело (синтетическое или донорское, выращенное путем клонирования), то здесь важно, чтобы ни на мгновение не прерывалось сознание. Иначе «новый» человек (тело, оболочка) будет действительно новым т. е. другим несмотря на прежнее сознание. Таким образом, мы получим копию, а не отреставрированный подлинник. С точки зрения физики для бессмертия требуется создать такую систему, которая отдает во внешнюю среду не больше энергии, чем получает (а еще точнее: сохраняет абсолютно равный обмен в системе «объект-среда»). Фактически мы пытаемся создать биологический вариант перпетуум-мобиле. Но возможно ли такое динамическое равновесие? И какого информационного объема должна быть система, чтобы, существуя внутри себя, не погибнуть? Пока весь научный и социально-исторический опыт говорит о том, что неразвивающаяся система обречена. Следовательно, не для перманентного существования необходимо накапливать информацию и энергию. Поскольку тела наши бренны, задача эта возложена не на отдельных индивидуумов, а на все сообщество людей.

Энерговооруженность человечества.Несмотря на многочисленные войны и эпидемии, энерговооруженность человечества и количество обрабатываемой информации возрастает в геометрической прогрессии. За последние 50 лет мы произвели энергии больше, чем за всю предшествующую историю цивилизации. По некоторым экспертным оценкам, если скорость овладения энергией не уменьшится, то уже через 300—400 лет мы колонизируем планеты Солнечной системы, а через тысячу лет заселим и ближайшие звездные системы, через миллион лет (весьма незначительное время по сравнению с продолжительностью существования жизни на нашей планете — около миллиарда лет) полностью будет колонизирована вся наша Галактика. Достигнутый уровень энергообеспеченности позволит решить задачу и физического бессмертия человека.

4. Факторы долгожительства.Согласно данным, полученным при изучении египетских мумий средняя продолжительность жизни в Древнем Египет составляла около 22 лет. Приблизительно столько же она составляла и в эпоху феодализма. К XIX в. средняя продолжительность жизни выросла до 34 лет. Ну а дальше последовал огромный скачок: в начале второй половины XX в. даже в нашей стране люди доживали в среднем до 67 лет, в 1963—64 гг.эта цифра возросла до 70 лет. В настоящее время по известным всем причинам показатели долголетия несколько снизились. В любом случае факт остается фактом: всего за полвека продолжительность жизни возросла более чем вдвое.

Ряд исследователей считает, что главным, что определяет продолжительность жизни человека, является его непосредственное окружение, род занятий и образ жизни. Некоторые исследователи пытаются найти закономерность, подробно расспрашивая долгожителей об их образе жизни, склонностях и т. д. Это, действительно выявляет некоторые любопытные факты. Так, из числа живущих свыше ста лет — 98 % мужчин и 99 % женщин состояло в браке; 61 % из них работал в сельском хозяйстве, 16 % — в промышленности. И только 4% из числа долгожителей составляют работники умственного труда. Казалось бы, это сопоставление убедительно говорит, что пахать землю гораздо полезнее для организма, чем писать стихи, или заниматься высшей математикой.

Но так ли это? Оказывается, цифры действительно отражают закономерности, однако совершенно иные: они отражают всего лишь соотношение профессиональной занятости, каким оно было лет сто назад, когда теперешние долгожители избирали себе род деятельности. Иными словами, если из 100 человек приблизительно 61 занимался тогда сельским хозяйством, а 4 — умственной деятельностью, то соотношение это неизбежно должно было сохранится и среди долгожителей. Таким образом, эти цифры не дают ответа на главный вопрос — в чем причина долгой жизни людей.

Когда Демокрита, прожившего свыше ста лет, современники спрашивали, каким образом ему удалось так удлинить свою жизнь и сохранить здоровье, он отвечал, что достиг этого благодаря тому, что всегда ел мед и натирал свое тело маслом.

Конечно, Демокриту можно было возразить, что так поступали многие в его время, однако столь блистательных результатов никому из них это не принесло. Следовательно, как и в предыдущем примере, оказывается, трудно установить прямую связь между образом жизни и ее продолжительностью.

Старение организма и питание.Известны также попытки проследить некоторую зависимость между пищевым рационом и долголетием. В свое время И. И. Мечников полагал, что причина старения — самоотравление организма обитающими в кишечнике человека микроорганизмами. Чтобы подавить их губительное действие, он предлагал каждый день съедать на ночь стакан простокваши.

Определенная связь между питанием и старением организма, очевидно, есть. Это подтверждали эксперименты сотрудников Института физиологии Академии наук Украины. Введя особый режим питания для подопытных крыс, они добились потрясающих результатов: двухгодовалые крысы, находившиеся, как считается, «в старческом» возрасте, стали вести себя, словно молодые трехмесячные. Но самое главное — в их организме, как сообщается, не было обнаружено никаких изменений, связанных с наступлением старости.

Следует заметить, что всегда существовала точка зрения, пытавшаяся объяснить долгую жизнь как своего рода воздаяние за добродетель. Так, во время рассвета христианства, принято было усматривать связь между долгой жизнью, ревностной верой и праведными поступками. В наше время некоторые журналисты, пишущие о долгожителях, особо подчеркивают такое их качество, как любовь к труду.

Вопреки попыткам установить те или иные факторы, якобы удлиняющие жизнь человека, есть мнение, что делать это бессмысленно, ибо долгожительство — качество наследственное. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи. Этот взгляд получил казалось бы экспериментальное подтверждение. Проводя среди крыс искусственный отбор по этому признаку, исследователям удалось вывести особую долгоживущую породу. Однако это качество крыс определялось не особым режимом содержания и питания, а какими-то врожденными и передаваемыми по наследству свойствами их организма.

Видовая продолжительность человеческой жизни. Исследования геронтологов заставляют воздержаться от излишнего оптимизма в отношении возможностей увеличения средней продолжительности жизни. Да, благодаря успехам мировой медицины меньше людей стали умирать в детском и зрелом возрасте. Но вот сам пик смертности практически не сдвинулся с места. Он, как и раньше, приходится на возраст 80 лет. Расчеты Национального центра статистики здоровья США показывают, что даже полное избавление от сердечно-сосудистых заболеваний, уносящих сегодня огромное количество жизней, продолжит жизнь среднестатистического человека всего на 6—7 лет. Уничтожение раковых заболеваний прибавит еще 1,5—2 гг. Поэтому понятен интерес геронтологов к населению тех районов, где долгожителей особенно много. Например, на территории бывшего СССР к таким регионам относятся Абхазия, Азербайджан и, как ни странно, Эвенкия.

Когда ученые Института геронтологии проанализировали типы старения трех регионов с различными уровнями долголетия — на Украине этот показатель средний, а на Кавказе (Абхазия и Азербайджан) высокий, — то получилась вот какая картина. Для жителей Украины, например, характерен смешанный тип старения, который проявляется в основном возрастными изменениями центральной нервной и сердечно-сосудистой системы. В регионах с высоким уровнем долголетия типы старения разные: в Абхазии старение проявляется преимущественно изменениями сердечно-сосудистой системы, а в Азербайджане — центральной нервной системы. Эти особенности указывают на специфичность механизмов в формировании «феномена долголетия» в разных районах.

Региональные особенности старения.Что же определяет тип региональных особенностей столетних? Прежде всего, окружающая среда, условия обитания и, конечно, наследственность.

Долгожители Абхазии, Азербайджана и Эвенкии живут, как правило, в сельских районах. Здесь и воздух чище и продукты качественнее нежели в город, важно и то, полагают геронтологи, что в глубинке сохранилось уважительное отношение к пожилым людям, воспитываемое буквально с колыбели.

Большое значение имеют, естественно, питание и образ жизни. Есть старое правило, которому подчинялись все умные путешественники — «ешь то, что едят вокруг тебя». Ведь в каждом регионе веками складывался свой, самый оптимальный, рацион питания.

К примеру, новосибирские ученые выяснили, что северные народы, потребляя сырую мороженную рыбу и печень животных, запасаются жизненно необходимыми витаминами, ведь на урожай овощей и фруктов в этих краях рассчитывать не приходится. Северяне едят много жирной пищи. Жиры помогают переносить жестокие морозы.

А в Азербайджане преобладает растительно-молочный тип питания. «Высокое потребление мяса в жарком климате способствует интоксикации организма продуктами обмена, — считают ученые, — кисломолочные же продукты нормализуют кишечную микрофлору».

В Абхазии не только жарко, но и очень влажно. И это тоже сказалось на местной диете. В пище абхазов высоко содержание самых различных веществ, противостоящих окислению, отмечают исследователи. У долгожителей же содержание витамина Е в организме на 74 % превышает рекомендуемый уровень.

Ортобиоз —так назвал Мечников умение жить разнообразной, активной и умеренной жизнью. Дети непоседливы от природы. Взрослые же должны заставлять себя двигаться: это верный способ продлить жизнь.

Приведем высказывания видного современного физиолога Ганса Салье. «Не бойтесь перетрудиться — призывает он. — Когда я в 18 лет поступил в медицинскую школу, я был настолько захвачен возможностью заниматься исследованиями, что приучил себя вставать в 4 утра и работать с очень небольшими перерывами до 6 вечера. Мать тогда говорила мне, что подобный образ жизни нельзя долго выдержать. И что он несомненно доведет меня до нервного расстройства. Сейчас мне 66 лет. Я по-прежнему встаю в 4 утра и работаю до вечера».

«В феномене долголетия значительна роль генетических факторов, — отмечают современные исследователи — у долгожителей, как у мужчин, так и у женщин, обнаружены определенные варианты морфологической организации хромосом». То есть ученые убедились, что долголетие человека во многом зависит от его генов.

5. Медикаментозные средства продления жизни.Ученые, занимающиеся процессом жизнеспособности, начинают понимать, что этот процесс зависит от деятельности по крайней мере трех различных систем организма: мозга, осуществляющего общее руководство ритмом жизни и многими ее процессами; эндокринной системы, которая вырабатывает гормоны, регулирующие наше настроение, самочувствие, и помогает ликвидировать последствия стрессов; иммунной системы, которая защищает организм от нашествия внешних напастей.

Но каким образом все три системы завязаны между собой? Впервые на этот вопрос ответили нейробиологи из Рочестера. Американские исследователи пришли к выводу, что реакция иммунной системы непосредственно зависит от «распоряжений», отдаваемых центральной нервной системой. А это, в свою очередь, позволяет предположить, что наш мозг может быть связан нервными каналами с органами, которые производят лимфатические клетки. Имеются доказательства, что стресс, нервное перенапряжение, могут привести к снижению иммунной защиты из-за влияния гормонов, которые выделяются гипофизом и действуют на надпочечную систему. А гормоны надпочечной железы, выброшенные в кровь, по сосудам кровеносной системы попадают в мозг. И вот здесь, как предполагают ученые, эти гормоны приводят к ускоренному старению нейронов. По мнению нейробиолога из Падуанского университета Дж. Тоффано, существует еще один не менее серьезный механизм старения — иммунологический.

С возрастом иммунологический отклик организма меняется. Наше тело становится менее защищенным от инфекций, слабее реагирует на появление и развитие раковых клеток. Получается, что дефицит иммунологического контроля является одной из основных причин старения. Кроме всего, снижение иммунной защиты активизирует, по мнению некоторых ученых, деятельность «спящих» вирусов. Причем не тех, что вызывают обычные болезни, а так называемых длинных, которые несут заболевания, схожие по своим признакам со старением — организм начинает дряхлеть на глазах.

«Конечно, очень заманчиво найти некую вакцину, с помощью которой можно было бы лечить старость примерно так же, как мы сегодня лечим некоторые иммунные заболевания, — говорит Умберто Скападажини, директор Института фармакологии при университете Катани. — Однако мы сделали на этом пути лишь первые шаги. И никто пока не знает, куда заведет нас эта дорога. Хотя цель и очень заманчива — ведь, пожалуй, впервые за всю историю человечества мы начали понимать, почему стареет человек»

Вещества — катализаторы старения. Одно из ключевых веществ старения известно. Это холестерин. Тот самый, который содержится в жирах, а затем откладывается на стенках кровеносных сосудов, вызывая атеросклероз. Не случайно врачи советуют пожилым людям есть поменьше жирного.

Впрочем, сегодняшний фармакологии известны и ингибириты — вещества, способные снизить концентрацию холестерина в организме. Так что в принципе с холестерином можно справиться. Одновременно с этим можно уменьшить концентрацию так называемого гормона роста — того самого вещества, которое в детстве помогает человеку расти и правильно развиваться, а вот к старости превращается в бич, сводящий его в могилу.

Поиски «эликсира бессмертия». Как известно, проблемой бессмертия человеческой жизни занимался известный русский ученый В. М. Бехтерев. Над этой задачей упорно работал И. И. Мечников, стремившийся, в частности, найти некую сыворотку, которая стимулировала бы деятельность клеток и тем самым омолаживала бы весь организм. По сути дела это был один из вариантов все того же неуловимого «эликсира бессмертия», только уже на уровне науки. Некоторое подобие такой сыворотки было изготовлено советским академиком А. А. Богомольцем. Состав этот повышал устойчивость стареющего организма и действительно производил несколько омолаживающее действие.

К той же цели, но иными путями стремился швейцарский врач П. Ниганс. Он пытался омолаживать организм, вводя в него сыворотку из тканей новорожденных ланей.

В нескольких странах проведены эксперименты по введению пожилым людям гормона щитовидной железы. Результаты были поразительны: началось буквально омоложение всего организма. Однако благотворный эффект был непродолжителен.

Советскими учеными был разработан препарат НРВ — нефтяное ростовое существо. После приема НРВ повышалась работоспособность, у седых людей темнели волосы, улучшался тканевый обмен веществ и т. д.Однако при длительном испытании и этот вариант «эликсира молодости» не оправдал себя. Сейчас НРВ как стимулирующее средство разрешено только для наружного применения.

Не такими уж наивными мечтами были сообщения о различных эликсирах молодости и вечной жизни, известных:. 6. 6. Клонирование.Кусочки биологической ткани помещают в питательную среду. Через некоторое время клетки начинают активно размножаться. Если регулярно добавлять в раствор свежие питательные вещества и гормоны, которые служат регуляторами роста, такой процесс может продолжаться очень долго.

Самыми «старыми» на сегодняшний день являются клетки, полученные из плодов моркови еще в 1938 г. создателем этого метода профессором Р. Готре. Клетки, взятые из лаборатории Готре, продолжают разрастаться во многих лабораториях мира, и что для нас весьма ценно, нигде еще не обнаружено ни малейших следов их старения.

Методы выращивания растительной ткани in virto, т. е. в стекле, взяты на вооружение отечественной промышленностью. Таким образом, например, выращивают растительную массу женьшеня, чтобы затем использовать ее в парфюмерии и фармацевтических целях. В сельском хозяйстве подобными же методами научились выращивать из нескольких клеток целые растения. Оказывается, подобным способом можно вырастить здоровое потомство даже от больного растения. Достаточно найти на нем хотя бы несколько здоровых клеток, и они потом дадут полноценное потомство, не зараженное никакими вирусами или метастазами.

Клонирование человека. Все это заставляет ученых подумать об осуществлении одной, пока еще фантастической идеи. Человек неизлечимо болен раком или СПИДом. Спасти его самого уже невозможно, зато можно вырастить двойника.

Растительные клетки удается превратить в полноценные растения в специальных камерах. А вот с клетками животных, а тем более человека, все обстоит гораздо сложнее. Тем не менее, методом клонирования удалось уже вырастить овцу, причем эта овца смогла затем естественным путем произвести потомство, т. е. наглядно продемонстрировала, что она представляет собой в биологическом отношении полноценный экземпляр своего вида.

В настоящее время на повестке дня стоит вопрос о клонировании человека. Хотя проблема клонирования человека, в технологическом отношении фактически решена, она встречает целый ряд принципиальных возражений морально-этического характера, как со стороны различных общественных организаций, так и со стороны отдельных политических и религиозных деятелей, требующих вообще запретить эксперименты подобного рода. Ясно, что никакие запреты здесь не помогут рано и поздно, клонирование человека станет будничным событием нашей жизни.

7. Самокопирование.Другой путь, ведущий к бессмертию, — воспроизводство индивидом копий себя самого.

Каждая клетка, из которой состоит живое существо, хранит в своем ядре всю генетическую информацию, необходимую для образования нового организма. Эта информация как бы дремлет, и до последнего времени все попытки активизировать ее были тщетны. Недавно это удалось сделать ученым Оксфордского университета. В ходе эксперимента доктор Герден из клетки эпителия кишечника взрослой лягушки вырастил новую особь, которая явилась как бы биологическим двойником первой. Это была копия, отличающаяся от оригинала только возрастом.

Самокопирование человека. Эти эксперименты вызвали сенсацию, «поскольку, — как писала одна из газет, — из них следует, что, по крайней мере теоретически, возможно массовое производство идентичных близнецов. В том числе и близнецов человека». По словам директора Международной лаборатории генетики и биофизики в Неаполе А. Буззати-Траверсо, «применяя этот метод к человеку, т. е. взяв у взрослого человека ядра клеток (которых у него имеется почти неограниченное количество) и вырастив их в клетках, лишенных ядра, мы могли бы вырастить любое нужное количество индивидуумов, генетически идентичных нам; мы могли бы в определенном смысле обеспечить свое бессмертие, поскольку эту операцию можно было бы повторять неограниченное число раз».

Это значит, когда человеку исполнится, скажем, восемьдесят или девяносто лет, он смог бы повторить себя самого, вновь появившись в качестве новорожденного. Однако сколь бы точной копией биологически и внешне ни был двойник, он будет наделен собственным сознанием. В этом смысле это будет другой индивид, и его память, его радости и печали, любовь и нелюбовь будут далеки от прототипа.

Правда, известный советский ученый П. К. Анохин выдвинул гипотезу, согласно которой принципиально возможна наследственная передача информации, полученной человеком в течение жизни. В этом случае такой «человек-копия» будет носит в себе память обо всем, что произошло с «оригиналом», будет хранить их в себе, как воспоминания своей собственной жизни. Тем самым окажется возможным добиться полной идентичности индивидуальностей. Цепь индивидуального сознания, переходя из тела в тело, не будет прерываться.

8. Замораживание.В Институте физиологии растений РАН, в специальных холодильниках, при температуре кипения жидкого азота (-196,8° С) хранятся кусочки живой растительной ткани и даже целые картофельные клубни. Как известно картошка в прохладном подвале не прорастает до весны. Но процессы, протекающие в клубнях, при таком режиме хранения лишь приостанавливаются, а не замирают. Поэтому и в подвале и в домашнем холодильнике нельзя хранит продукты очень долго. Иное дело, если мы поместим клетки растений, кусочки растительной ткани, клубни в жидкий азот. При столь низкой температуре все химические процессы практически полностью замирают. Как показывают расчеты, картофель в таких условиях может хранится практически без изменений 30 тысяч лет. И если клубень потом постепенно разморозить, поместить в питательный раствор, он даст начало новым растениям.

Без последствий переносят глубокое замораживание и многие представители животного мира. Еще Афиней — древнегреческий мыслитель, живший во II-III вв нашей эры, отметил, что в северных странах рыбы, замерзшие во льду, отогревшись, оживают.

Эксперименты по замораживанию. Первым, кто провел специальные эксперименты по замораживанию и оживлению животных, был английский естествоиспытатель Генри Пауэр, живший более трех столетий назад. В сосуде, заполненном смесью льда и уксуса, он замораживал угриц — маленьких, едва различимых невооруженным глазом существ, относящихся к одному из подвидов круглых червей-нематод. Во льду угрицы «закристаллизовывались», становясь твердыми. Но когда через 2—3 часа лед в сосуде таял, они вновь, как писал Пауэр, «плясали и резвились как ни в чем не бывало».

Однако результаты опытов изменились, когда ученые перешли к экспериментам с более сложными живыми организмами. Например, английский естествоиспытатель Роберт Бойль в молодости провел серию опытов с лягушками и рыбами. Поначалу все шло благополучно: таз с водой, выставленный на ночь за дверь, промерзал до дна вместе с плавающими там лягушками и пескарями. Но как только лед таял — и лягушки и пескари оживали. Однако когда Бойль оставил их замороженными на трое суток, оживить их уже не удалось. Почему?

Ответить на этот вопрос пытались исследователи в разных странах. В конце концов это удалось немецким ученым — зоологу Ределю и микробиологу Коху. «Животные погибают не от холода, — писали они, — а от кристалликов льда, которые образуются в тканях их тела». Говоря иначе, пока холод не проникал в ткани чересчур глубоко, лягушек и рыб удавалось оживить. Но если холод превращал в лед всю воду организма, а лед, в свою очередь, клеточные ткани, оживление становилось невозможным.

Этот вывод поддерживал и известный швейцарский физик Рауль Пиктэ. Когда он попытался замораживать и воскресать млекопитающих — собак и морских свинок, — опыты его были безуспешны. А вот холоднокровных животных — лягушек, змей, рыб, насекомых — исследователю удалось оживлять. Рыбы, например, оживали и после замораживания до 15° С, если такое замораживание и последующее размораживание проводилось постепенно, в течение нескольких суток. Впрочем, и тут дела шли далеко не всегда гладко. Змея, например, оживала после замораживания до 25° С. Но вот повторного охлаждения она уже не перенесла. Многоножки гибли при температуре 90° С, в то время как мороз 50° С они выдерживали. Коловратки и инфузории и при морозе -90° С погибали не все, но температура 150° С оказалась для них губительной. Лишь бактерии, водоросли и другие микроорганизмы остались живы даже при охлаждении до 169° С. К слову сказать, два десятилетия спустя, уже в начале нашего века, исследования, проведенные англичанином Макфэйдайном и итальянцем Цирколо, подтвердили данные Пиктэ. Ученые заморозили светящиеся бактерии в жидком гелии при температуре -271,95° С. А при оттаивании они снова стали светиться, жизненные процессы в них возобновились. Таким образом, в очередной раз был подтвержден главный вывод Пиктэ: «Жизнь всегда существует, никогда не погибает и требует для своего проявления лишь предшествующей организации».

Анабиоз.Но коль скоро дела обстоят так, то, наверное, при хорошей организации эксперимента удастся оживить и теплокровных животных? Это в начале XX в. удалось доказать на деле русскому исследователю П. И. Бахметьеву. Начал он с замораживания бабочек, сделав при этом важное открытие, мимо которого прошли его предшественники. Когда бабочка, с прикрепленным к ней термометром была помещена в холодильную камеру, Бахметьев заметил следующее: дойдя до отметки –93° С, ртуть в градуснике, измеряющем температуру бабочки, вдруг ни с того ни с сего поднялась до –1,7° С. Внезапное повышение температуры уже замороженной бабочки заинтересовало ученого. Попытки разобраться в сути температурного скачка привели ученого к выводу: «Вероятно, это есть скрытая теплота затвердения соков бабочки». Это оказалось действительно так. При переходе вещества из жидкого состояния в кристаллическое, как известно, выделяется тепло — за счет него и происходит температурный скачок.

Из этого открытия в свою очередь последовал важный вывод: все, что происходит с животным до скачка, т. е. до начала кристаллизации, — еще не замораживание, а переохлаждение. От этого порога еще можно вернуть организм к жизни, перешагнув его — уже нет.

Дальнейшие исследования в этой области продолжали ученики П.И. Бахметьева, скоропостижно скончавшегося в конце 1913 г. Однако достичь каких-либо существенных результатов им не удалось. Лишь через 20 лет ученые установили, что многие млекопитающие остаются живимы при охлаждении до –3—5° С.

Большую работу в этом направлении проделала английская исследовательница Одри Смит. Ей удалось достичь в своих опытах такого глубокого охлаждения тканей животных, что у последних промерзали все внутренние органы. Кристаллы льда появлялись даже в мозгу и печени хомячков, с которыми вела опыты Смит. В лед превращалось 25—45 % воды, содержащейся в организме. Но меньше, чем через час после замораживания хомячков успешно оживляли.

Обратите внимание: хомяки как раз относятся к тем животным, которые с наступлением зимних холодов впадают в спячку. Ну а как быть с другими представителями животного мира теплокровных? Убедительный ответ на этот вопрос получили совсем недавно американские исследователи: им удалось заморозить, а потом оживить собаку.

Оживление замерших людей.Что же касается замораживания людей, здесь продолжаются интенсивные поиски, собираются статистические данные. И эти данные свидетельствуют: подобные «остановки» на жизненном пути человека вполне возможны. Вот лишь некоторые факты.

Удивительный случай произошел в 1826 г. В вечных снегах Швейцарских Альп был обнаружен замерзший человек. Когда его отогрели, он ожил и заговорил. Выяснилось, что зовут его Роже Додсворт, он сын знаменитого антиквара, скончавшегося в 1654 г., а самого Роже засыпало снежной лавиной в 1660 г. Таким образом, человек ожил более чем через полтора столетия.

В книге исследователя Крайнего Севера В. И. Иохельсона, изданной в начале нашего века, приводится такой случай. Якутская девушка, застигнутая пургой, целую неделю пролежала окоченевшей во льду, а когда ее нашли и отогрели, она ожила.

Подобные случаи, когда людей, казалось, уже умерших, удавалось возвращать к жизни, впервые натолкнули на мысль использовать низкие температуры для временной консервации человеческого организма.

В состоянии анабиоза организм почти полностью перестает функционировать. Но где-то глубоко под слоем застывших клеток и окоченевших мышц едва теплится слабая искра жизни. Задача заключается в том, чтобы не дать этой искре потухнуть, чтобы суметь возвращать человека к жизни не только несколько часов или дней спустя, а спустя годы или даже столетия.

Добровольное погружение в состояние анабиоза.Человек, погруженный в анабиоз, может поставить будильник своего пробуждения на XXX в., или на гораздо более позднее время, он может проснуться через несколько тысяч лет. Если сегодня он болен и неизлечим, он может оговорить условие, чтобы его разморозили тогда, когда лекарство или метод лечения будет найден. Так поступил, например, 73-летний профессор психологии американец Джеймс Бедфорд. Его тело, из которого была откачана кровь и заменена специальной жидкостью, поместили в морозильную камеру, где беспрерывно циркулирует жидкий азот при температуре -196 градусов. Решение профессора в замороженном виде отправиться в будущее вызвало вполне понятный резонанс. Вслед за ним «через холодильник в вечность» отправилось еще несколько человек в США и Японии.

Главное, однако, не в том, чтобы анабиоз позволил человеку преодолевать расстояния времени и жить в разных веках или даже тысячелетиях. Многие пожелают отправится в будущее, движимые не только чисто туристским интересом и любопытством. Отправляясь в это путешествие в морозильных камерах, они будут надеяться попасть в мир, который приблизится к решению проблемы бессмертия, а может быть и решит ее.

Антропологические проблемы бессмертия.Подобно тому, как древние загробную жизнь представляли себе повторением и продолжением своего повседневного бытия, так и сегодня многие на Западе не представляют, чтобы будущее общество не было копией нынешнего капиталистического мира. Древние клали умершему копье, топор и убивали его коня, чтобы все, чем он привык пользоваться сопровождало его в загробной жизни. Точно также, те, кто решил отправиться через холодильную камеру в будущее, стараются обзавестись приличным счетом в банке, который сопровождал бы их в новой жизни. Оказывается, для того, чтобы через триста лет проснуться миллионером, достаточно сегодня положить в банк 1000 долларов. При 3 % годовых через 300 лет эта сумма превратиться в 7 млн. долларов.

Надо думать, что миллионы, уготованные впрок для жизни грядущей, будут так же неиспользуемы практически, как сегодня те каменные топоры и копья, которые заботливо клали древние в захоронения. От денег, утративших смысл, можно будет, конечно отказаться. Но что делать с тем духовным бременем, которое неизбежно будут нести с собой эти люди в будущее?

Представим себе, что произойдет, если в ходе эволюции люди достигнуть бессмертия. Поколения перестанут сменять друг друга, они будут наслаиваться одно на другое, пока люди своего времени окажутся погребенными под напластованиями родившихся задолго до них.

Не исключено, что на каком-то этапе развития общества, придется жертвовать бесконечной жизнью индивида, ради бесконечной эволюции человечества.

Когда человек придет к бессмертию, в результате своей естественной эволюции (в эзотерической литературе этот вопрос основательно разработан), бессмертие, возможно, не вызовет у него того интереса и не покажется ему таким ценным, каким представляется оно нам сегодня. Потому что нормы, оценки и критерии человека будущего будут во многом отличны от сегодняшних наших представлений.

9. «Человек-кибор» как путь к бессмертию.В настоящее время протезируются сегодня не только конечности, но и многие внутренние органы. Так, в Институте трансплантации и искусственных органов мы и американцы сообща работаем над созданием протеза сердца. Искусственные устройства пока еще уступают по своим качествам природным. Поэтому искусственное сердце используют как промежуточный вариант продления жизни пациента, пока для него не будет подобрано подходящее донорское сердце. Используются подобные аппараты для поддержания жизнедеятельности и при обширных инфарктах.

В дальнейшем, как полагают многие специалисты, применение «запасных частей» для человека станет примерно таким же обыденным явлением как ныне замена деталей автомобиля или самолета.

Трансплантация мозга.В одном из зарубежных научно-исследовательских институтов демонстрировали странную лягушку. Странной была не ее внешность, странным было ее поведение. Вместо того чтобы пригнуть в воду, как поступила бы на ее место любая другая особь этого вида, она принялась искать в земле нору, чтобы зарыться в нее и т. д. Это непонятное поведение объяснилось довольно неожиданным образом.

«Мы пересадили мозг жабы в голову лягушки — пояснил ученый — и вот результат: лягушка движется подобно жабе».

Этот эксперимент был проведен в 1963 г.у. Тогда многие полагали, что если подобные опыты могут удаваться у низших животных, то у высших они обречены на неудачу. Но это было заблуждение. Оно было опровергнуто, когда советский врач экспериментатор В. Н. Демихов сумел пересадить голову одной собаки к туловищу другой. Созданные таким образом из двух собак существа проявляли все признаки осмысленного бытия и жили по два-три дня.

Опыты профессора Демихова вызвали большой резонанс в научном мире, Комментируя его открытие, известный американский нейрохирург Р. Уайт писал, что «пока эти работы, по-видимому, почти невозможно дублировать на человека, хотя принципиально такая возможность должна быть признана».

Возможность эта во многом зависит от того, насколько успешными окажутся в конечном счете пересадки других органов человеческого тела — почек, печени, сердца. Если удастся окончательно решить проблему тканевой несовместимости, путь к экспериментам в этой области окажется открыт. Во всяком случае, уже сегодня дискутируется вопрос, что окажется целесообразным — пересадка всей головы или только мозга человека. Р. Уайт высказывает при этом предположение, что пересадка только мозга окажется предпочтительнее. Уже имеются данные, позволяющие надеяться, что, в отличие от других органов, пересаженная мозговая ткань не отторгается организмом.

«Возникает предположение — заметил Р.Уайт — что мозг, самый «благородный» орган человеческого тела, возможно, и не будет подвержен тому процессу отторжения, которому подвержены менее важные, менее «благородные» органы.

Можно представить себе в будущем людей, мозг которых — носитель их индивидуальности, будет много раз переходит из одного тела в другое.

Киборг как путь к бессмертию. Не исключено что на каком-то этапе человек вообще откажется от дарованного ему природой тела. Высказывается мысль, что в начале XXI в. будет создан почти полный набор искусственных органов человеческого тела: искусственные легкие, искусственное сердце, которое будет работать надежнее настоящего, искусственные руки и ноги, управляемые биотоками человека, и т. д. В Москве в одном из НИИ уже создана модель человеческой руки, которой можно управлять и манипулировать при помощи биотоков. Вполне возможно, что, заменяя хрупкие и недолговечные части своего тела этими устройствами, человек когда-нибудь научится смотреть на свое тело, доставшееся ему от рождения, как на некий ненужный и варварский атавизм, тягостное напоминание о животном происхождении. Тогда человек так же легко будет расставаться с этим излишним придатком своего «Я», как сегодня он расстается со своим аппендиксом. Вместилище же его индивидуальности, его сознания — мозг, обретет более надежную оболочку. Это будет тело, построенное из синтетических материалов, повинующееся приказам, исходящим из помещенного в нем человеческого мозга. Отдельные узлы и детали этого «тела», как и все оно, будут заменяемы и поэтому практически вечны.

Говоря об этой форме симбиоза человека и машины, американские профессора М. Клайпс и Н. Клайни создали особый термин для обозначения этого существа будущего — «киборг». Утверждается, что именно в этой форме разумная жизнь с земли будет расселяться по другим мирам и планетам.

Преимущества киборгов по сравнению с людьми.Действительно, велики преимущества киборгов по сравнению с людьми, обремененными телом. Во-первых, это практически неограниченный срок жизни.

Во-вторых, киборгам не нужна атмосфера, они не дышат и могут обитать в безвоздушном пространстве — на Луне, на астероидах, на планетах с атмосферой из метана или углекислого газа, где человек, прикованный к своему телу, не мог бы просуществовать и мгновения.

В-третьих, им не нужна пища. Единственное, что им нужно, это получение энергии из какого-то внешнего источника для поддержания биологических условий существования мозга. Получение энергии из окружающего пространства с каждым годом становится все более простой задачей.

Что же касается подержания жизнедеятельности мозга, отделенного от тела, то это давно уже перестало быть областью научной фантастики. В лабораториях изолированные мозги обезьяны и собаки были помещены в условия, которые поддерживали их существование. Оказалось, что все показания изолированного мозга удивительно похожи на показания мозга в нормальных условиях.

Следовательно, если бы удалось привносить информацию в этот изолированный мозг, а импульсы, адресованные различным частям тела, передать искусственным (и уже имеющимся) моделям, первый вариант киборга был бы создан. Естественно, сначала это будет киборг на базе животного.

Когда же эксперименты будут перенесены на человека и первые киборги сделают первые неуверенные шаги где-нибудь в создавшей их лаборатории, очевидно, только начальные их экземпляры внешне будут походить на человека. Возможность свободно конструировать свое тело открывает перед человеком самые неограниченные перспективы.

По мнению. Р. Уайта, пересадка мозга человека в другое тело станет возможной лет через пятьдесят.

10. Виртуальная жизнь как путь к бессмертию.Рассказ об этой возможности начнем с упоминания литературного произведения. В рассказе Роберта Блоха «Глаза мумии» речь идет, в общем-то о раскопках. Дело происходит в Египте. Найденная мумия оказалась не совсем обычной — у жреца перед смертью были вырваны глаза, а на их место вставлены некие драгоценные камни. С помощью этих камней сознание мумии, пролежавшей многие сотни лет, затем было трансформировано в память одного из «гробокопателей». И он как бы стал жрецом. Его же собственное «Я» было переправлено в мумию и вместе с нею рассыпалось в прах.

При желании подобное «переселение душ» можно организовать и не оккультными, а научными методами, используя в качестве «желтых камней» микрочипы — основу современных компьютеров.

Нейронные компьютеры. Давно уже кибернетики носятся с мыслю создать компьютер, который бы по своим возможностям соответствовал или даже превосходил человеческий мозг. Ныне созданы первые модели так называемых нейронных компьютеров. По своему строению они несколько напоминают устройство человеческого мозга. Оптимисты полагают, что думать эти машины вскоре смогут не хуже людей. Можно ли в принципе «переписать» человеческую личность в недра компьютера? Многие ученые отвечают на этот вопрос положительно.

Энергетическое поле как вместилище разума. Некоторые ученые развивают эту идею еще дальше. Они полагает, что разуму вообще не нужно материальное тело — его вместилищем может стать некое энергетическое поле, позволяющее бывшему человеку в случае необходимости материализоваться в любом обличье. Идеи эзотеризма и современной науки, как мы видим, могут совпадать.

Машина времени. Некоторые ученые работают над созданием действующей модели «машины времени». Способность перемещения во времени и пространстве открывает для нас не только принципиальную возможность прожить несколько жизней, заглядывая в прошлое или будущее. Согласно теории А. Эйнштейна при перемещении с неограниченными скоростями появляется возможность растягивать время, как резиновое. Более того, согласно современному научному мировоззрению, где-то во Вселенной могут существовать миры, в которых время течет наоборот, навстречу нашему. Если это действительно так, то, попав в такой мир, путешественник может повернуть вспять события своей жизни. То есть, говоря иначе, он может помолодеть.

11. «Планета-звездолет» как путь к бессмертию человечества. «Человечество обречено, если оно не подумает о своем будущем. Жизнь угаснет вместе с угасшим Солнцем. Хотя впереди у человечества 4—5 млрд лет. А что потом?

Когда запасы водорода, из которого в основном состоит наше светило, иссякнуть, оно превратится в красный гигант. Тепловое излучение возрастет, испепелит все живое на Земле. Потом гигант сожмется и станет карликом.

Один выход из положения обрисовали фантасты: земляне рассаживаются по звездолетам и переселяются в иные миры.

И все-таки мыслимо ли переселить таким образом миллиарды людей? А как быть с колыбелью человечества?

«Планета-звездолет».А если не бросать? Сотворить планетарный двигатель и, сдвинув Землю с орбиты, на ней и отправиться в межзвездное путешествие.

Следует переместить нашу планету с траектории вокруг Солнца на орбиту вокруг новой звезды, в точности похожей на нашу своими спектральными характеристиками.

Сделать это можно так. Если на каком-то расстоянии от Солнца поместить стационарный экран, то симметрия солнечного излучения нарушится, возникнет сила, подобная реактивной. Она-то и заставит двигаться нашу Землю в выбранном направлении. А Земля потянет за собой своим огромным притяжение и всю нашу систему.

Всего-то и нужно, получается, что соорудить экран. Однако, как показывают расчеты, сооружение такого экрана — задача вовсе не из простых. Чтобы он висел неподвижно, его плотность не должна превышать 1,5 гр. на квадратный метр. То есть, по сути, экран должен представлять собой пленку, на огромной площади, а значит и массы — 10 в 17 степени т.

Эта величина сопоставима с той массой нашей планеты, которая возвышается над уровнем моря. Так, что на Земле такого количества исходного строительного материала мы не найдем. Придется поискать на других планетах, скажем, на Марсе или Венере. Так что намечающиеся в XXI в. полеты людей к другим планетам послужат своеобразным плацдармом для далеко идущих планов.

Сам экран, как показывают расчеты, придется разместить где-то на орбите нашей планеты, в 150 млн. км от светила, расположив под таким углом, чтобы отраженные лучи не попадали на Землю. На это грандиозное строительство уедет, конечно, не одна сотня, а может и тысяча лет, но тут уж беспокоится особо не стоит — несколько млрд. лет у нас в запасе все-таки имеется.

Этого времени как раз хватит, чтобы, не торопясь, обстоятельно выбрать маршрут следования, слетать, может быть, к Солнцу номер два на разведку. А уж потом и трогаться в путь.

При подлете к новому пристанищу можно рассчитать маршрут движения таким образом, чтобы планеты Солнечной системы перешли на новую орбиту, подчиняясь притяжению новой звезды. А наше старое светило пусть следует дальше, навстречу своему естественному концу.

12. Технотронное общество и метафизика смерти. В целом, вопрос о продолжительности земной человеческой жизни имеет актуальное значение лишь в рамках тех мировоззренческих систем, которые рассматривают наш мир как замкнутое самодостаточное образование, из которого нет выхода и вне которого ничего нет, или, в крайнем случае, существование чего-то, находящегося за его пределами формально признаётся, но фактически во внимание не принимается. При таком мировоззренческом подходе абсолютизируется всё, что относиться к этому срезу Бытия, в том числе и чисто количественная продолжительность пребывания на этом плане Реальности.

То есть, в рамках мировоззренческих систем подобного типа, как «материалистических», так и «идеалистических», чисто количественное увеличение продолжительности земной человеческой жизни рассматривается как самодовлеющая ценность и является самоцелью.

Конечно, подобного типа мировоззрение и ментальность развеются, как дым, как только человечество столкнётся с очередной попыткой неприкрытого вмешательства в жизнь нашего мира тех сил из параллельных миров, с которыми оно уже неоднократно сталкивалось в прежние эпохи. Тогда рассыплется, как карточный домик при малейшем дуновении ветра, и вся современная Западная «денежно-технологическая» цивилизация, основанная на выдаваемых за здравый смысл «научно обоснованных» наивных иллюзиях.

С метафизической же точки зрения, то есть в рамках нормального традиционалистского мировоззрения, постановка проблемы достижения сверхпродолжительности земной человеческой жизни вообще не имеет особого смысла. Как пишет один из крупнейших русских мыслителей-метафизиков Даниил Андреев в своей знаменитой «Розе Мира», отрезок земной жизни человека на фоне его бесконечного существования подобен десятисекундной остановки где-то в глухой степи на маленьком полустанке мчащегося через необозримые пространства скорого поезда, и любая попытка насильственного продления этой «десятисекундной остановки» приведёт лишь к ненужной задержке в дальнейшем движении «поезда».

Или, обращаясь к Библии, земная человеческая жизнь - это лишь одна из ступеней уходящей в безмерную высь «лестницы Иакова» (Быт. 28:12). И любая искусственная задержка на этой ступени не только приостанавливает дальнейшее движение вверх, но приводит к скатыванию вниз. Так как на «лестнице Иакова» (лестнице космической иерархии) невозможно задерживаться в одном и том же состоянии сверх определённой меры - можно только двигаться: либо вверх, к сверхчеловеческим уровням бытия, либо вниз, к дочеловеческим уровням.

Тем более что человеческий уровень бытия - «центральное положение» на «лестнице Иакова», а «из центрального положения, из состояния Богоподобия можно продолжить путь только вверх, или вниз... человеческая душа предназначена или «погибнуть» или «спастись»... этим отчасти объясняется средневековая теория спасения...

Однако эта «гибель» в плане Всего Космоса - отнюдь не вечная: в вихре низших метаперевоплощений данная монада самобытия, потерявшая человеческий облик и суть, может - через тысячи и миллионы рождений, кто знает? - прийти опять к центральному положению со всеми его возможностями обретения спасения, высшего рождения или Богореализации (конечно, и с возможностями опять потерять всё это).

Разумеется, это центральное положение уже не будет иметь никакого отношения к «человеку», ибо в цепи метаперевоплощений, нет такого рода повторений, но и помимо человека во всём Космосе есть иные центральные положения...

При этом надо учитывать относительность наших представлений: с точки зрения человека, такая гибель души может действительно казаться «вечной» (в условном смысле), ибо как измерить человеку миллионы низших жизней, чередующихся во тьме, которые имеют к тому же совсем иное временное протяжение, чем наше. А как измерить качественно эту почти «бесконечную» цепь идиотских существований, матааналоги которых со статусом «зверя» ещё не самые худшие? Их бессмысленность, отсутствие непосредственной надежды вырваться в высшие круги бытия, детерминированность кармой, их неизбежные и «необъяснимые» (с точки зрения этих существ) огромные страдания?..

Нет ничего более трагичного, чем «проспать» духовно человеческую жизнь - трагичного по своим последствиям, по потере тех необыкновенных и уникальных возможностей, которые предоставляет человеческое рождение».[603]

Борьба сил Света с силами Тьмы – сил духовной эволюции с силами духовной инволюции – не прекращается ни на минуту, принимая тысячи и тысячи всевозможных оттенков и форм. И каждый человек, независимо от того, осознаёт он это или нет, делает в этой борьбе свой выбор и от этого выбора полностью зависит его судьба не только на земном отрезке существования, но и на многие тысячелетия вперёд.

Ведь действительно, для человека нет ничего более трагичного, чем духовно «проспать» свою земную жизнь и в результате, может быть, на многие тысячелетия утратить всякую перспективу выхода на высшие уровни Бытия (это и есть так называемый «вечный Ад» экзотерических религиозных учений).

Таким образом, определяющее значение для дальнейшего продвижения человека по библейской «лестнице Иакова» - лестнице космической иерархии – имеет вовсе не количественная протяжённость земной жизни, а эволюционная или инволюционная духовная ориентированность человека, то есть его приверженность Добру и Злу. Здесь право выбора полностью за человеком, так как он наделён при своём появлении в мире полной свободой воли и полной свободой выбора между Добром и Злом.

И каждый человек в течение земной жизни буквально на каждом шагу самостоятельно должен решать эту проблему выбора, не забывая однако, что кому много дано, с того много и спросится, и неизбежно, рано или поздно, в полном соответствии с законом Кармы, он должен будет нести всю полноту ответственности за все последствия своего духовного выбора.

Если в интересах его высшего «Я» человеку необходимо будет относительно длительное существование на земном Плане Бытия, то он его получить непременно – со стороны это будет выглядеть как счастливое для него стечение обстоятельств, однако случайно, просто так, никто долго не живёт, точно так же как никто преждевременно, зря, не умирает.

Как справедливо отметил устами Воланда М. Булгаков в своём знаменитом романе «Мастер и Маргарита», «кирпич ни с того ни с сего, никому и никогда на голову не свалится» - всё совершается в полном соответствии с законом Кармы, одним из наиболее универсальных законов Мироздания. Умилостивить, обмануть или переделать этот объективный закон не под силу не только человеку, но и любому «Богу», вообще любому «Духу», какое бы высокое положение на библейской «лестнице Иакова» - лестнице космической иерархии – он ни занимал.

Можно только в результате постоянного духовного совершенствования выйти на сверчеловеческие уровни Бытия и, достигнув Нирваны, разорвать круг бесконечных перевоплощений («колесо сансары»), что и является на нынешнем уровне духовного развития «Homo sapiens» главной метафизической целью подавляющего большинства представителей рода человеческого на ближайшие тысячелетия.

Однако Нирвана – отнюдь не самоцель, а в свою очередь лишь одна из ступеней бесконечного духовного совершенствования, и поэтому не следует забывать, что, хотя на пути к Нирване, к Богореализации, необходимо отождествить себя с Абсолютом, но при этом должен – на каком-то последнем уровне – момент неотождествления. Так как полное отождествление своего «Я» грозит потерей метафизической свободы. Целое, Свет может поглотить «Я», стремящееся к Абсолюту, но не в смысле «растворения» бессмертного «Я», а в смысле заключённости его в Целое и невозможности выхода в истинную трансцендентную жизнь при всепоглощающем нарциссическом всемогуществе Центра Бытия.

Особо подчеркнём, что Абсолют, Бог не есть истинно Трансцендентное. Его «трансцендентность» является в основе своей иллюзорной. На само деле нет ничего более близкого человеку, чем Бог, ибо в своём высшем проявлении человек перестаёт быть человеком, и становится тем, кем он есть в действительности, то есть Богом. Бог содержится в человеке потенциально и его лишь надо, посредством духовного восхождения, «реализовать». Бог оказывается абсолютно имманентным человеку, точнее, практически, тождественным тому, что скрыто под маской так называемого «человека» (доктрина «не-дуализма» - тождество Атмана-Брахмана). «Трансцендентность» Бога основана таким образом на «незнании» на метафизической иллюзии, на Майи, без которой невозможно создание Мира.

Начать необходимо, разумеется, с достижения Нирваны, с Богореализации, но потом «роман» человека с Богом заканчивается и «Богореализованное» бессмертное «Я» выходит из Целого, начиная собственное Священное Писание, которое уже естественно, имеет отношение не к Богу, а к Бездне.

Однако этот выход из Целого может быть реализован только в том случае, если ещё на пути к Абсолюту даётся некоторое посвящение в «Последнюю доктрину». Эта метафизическая доктрина, обоснованная концептуально крупнейшим мистиком и писателем-метафизиком Юрием Мамлеевым в работе «Судьба бытии», а также изложенная в художественной форме во многих его литературных произведениях, созданным «методом метафизического реализма», представляет собой результат одного из наиболее поразительных по своей глубине мистических озарений в истории не только русской, но и мировой метафизики.

«Последняя доктрина» - это учение о том, что лежит по ту сторону Абсолюта, о том, что трансцендентно по отношению к Абсолюту к Реальности и к высшему «Я» (однако эта доктрина не имеет ничего общего с известным ученьем о Божественном Ничто, Святой Тьме Абсолюта и т. д.).

Это Ученье о том, что Бог является всего лишь «телом» Трансцендентного; последнее является как бы истинной Тьмой, истинным Океаном, который «окружает» Реальность. По отношению к Богу эта Тьма (речь, разумеется, идёт об истинной Трансцендентной Тьме, которая не имеет никакого отношения к демонической тьме, связанной с миром Бытия и включённой в систему Абсолюта) является тем же, чем Дух по отношению к Телу (разумеется, принимая во внимание, что такая аналогия носит чисто внешний характер). Поскольку эта доктрина учит о том, что выходит за пределы Абсолюта, она действительно заслуживает названия «Последней доктрины» (это – её экзотерическое название, эзотерически она именуется по-другому), ибо дальше этого пойти уже невозможно.

Однако инициация в Бездну, в истинно Трансцендентное – высшее из возможных Посвящений, по сравнению с которым обычное Посвящение любой, самой наивысшей степени, является лишь преддверием подлинного Посвящения – удел немногих. Путь же большинства – это путь Богореализации, длящееся тысячи лет, поступательное движение через бесчисленные инкарнации к блаженству Нирваны, к полной Богореализации, с последующей «заключённостью» в Абсолюте и невозможностью выхода на периферию Бытия, где зияют «дыры» в Бездну, в Вечно Трансцендентное, находящееся за пределами Абсолюта.

Высшая цель существ, находящихся на Периферии Бытия, обычно определяется как возврат в Центр (при условии Богореализации, конечно), так как сущность Зла и «падения» состоит в постепенном отходе от Бога, от Абсолюта, от Центра. Миры, в смысле их совершенства, всё более и более удаляются от Центра (до тех пор, пока равновесие не будет восстановлено непосредственным вмешательством Свыше), становясь Периферией по отношению к Центру. Однако зададим себе такой вопрос: есть ли на Периферии, то есть в «падшем мире», нечто, что «отсутствует» в Центре? Вернее, есть ли там нечто метафизически важное, чего нет в Центре? Например, какая-либо метафизическая возможность, которая отсутствует в ослепительных лучах Центра (ибо и Свет может ослеплять)?

Может быть, даже такая возможность предполагает присутствие в мире Зла, страдания, негаций, смерти как концентрации и символа всех негаций?! Если это так (что обычно, конечно, отрицается), то Периферия Бытия (а, следовательно, и само творение Мира, включая его последующее «падение») приобретает определённый трансцендентный За-смысл, хотя и, естественно, совершенно скрытый. Весь Смысл (а, точнее, За-смысл) существования Периферии Бытия – «греховного мира» - как раз заключается в том, что эта форма Реальности даёт возможность «открытия» «дыр» в Бездну, в истинно Трансцендентное, контакт с которым осуществляется Абсолютом через тех, кто заранее к этому предназначен, кто получил соответствующую инициацию и на ком лежит «отсвет», тень Бездны ещё во время их пути к Нирване, к полной Богореализации.

В иерархической структуре духовных сущностей «Существо Бездны» - несравненно выше не только любого «Бога», но и, в определённом смысле – «выше» самого Абсолюта: вследствие его полной Богореализации, этому существу доступно всё то, что доступно и Абсолюту, но, кроме того – ещё и то, что Абсолюту недоступно вообще, но к чему Абсолют неизбежно устремлён – непосредственный контакт с Бездной, полностью находящейся за пределами Абсолюта, вследствие чего он сам контактировать с этой истинно Трансцендентной Тьмой не имеет возможности, а может вступать с ней в контакт лишь опосредствованно, через «Существо Бездны», вышедшее из его лона и «выпестованное» им именно для такого рода контактов.

Однако этот «Сверхбог» уже полностью независим от Абсолюта, поскольку находится за его пределами и принадлежит лишь Бездне, истинно Трансцендентному. Вступать или нет в какой-либо контакт с Абсолютом – полностью определяется его свободной волей. Но, поскольку контакт с Абсолютом для этого «Существа» уже пройденный этап духовного развития, не представляющий, поэтому для него особого интереса, то подобный контакт может иметь место лишь эпизодически. В основном же вся его деятельность носит «Абсолютно Потусторонний» характер и для нас, принадлежащих к миру Абсолюта – полностью трансцендентна. «Сверхбог Бездны» - высшая, из доступных человеческому восприятии, ступень развития духовных сущностей.

Очевидно, и в самой Бездне нет предела дальнейшему духовному совершенствованию. Однако для нас, принадлежащих к системе Абсолюта, сущность этого духовного совершенствования и его формы – полностью трансцендентны.

Что же касается «человеческого» уровня Бытия, подчеркнём ещё раз – это лишь одна из ступеней уходящей в безмерную высь бесконечной «лестницы Иакова» - лестницы космической иерархии. В системе «Абсолют-Бездна» предела духовному совершенствованию не существует, точно так же, как не существует и предела духовной деградации – лестница космической иерархии бесконечна не только «вверх», но и «вниз».

Человек же, в силу своего Богоподобия, подчеркнём это ещё раз, занимает «центральное» положение на «лестнице Иакова», то есть, человеческое существование – это именно та ступень духовного развития, на которой выбирается на многие и многие тысячелетия вперёд восходящая, или нисходящая направленность движения по лестнице космической иерархии.

И каждый человек, в силу изначально данной ему свободы воли, должен самостоятельно сделать свой духовный выбор. Этот духовный выбор - не есть одномоментный акт, он осуществляется постоянно, в течение всей человеческой жизни – ежедневно, ежечасно, ежеминутно – каждым помыслом, каждым поступком, каждым действием или бездействием, что в результате, в полном соответствии с законом Кармы и определяет в своём итоге дальнейшее восходящее, или нисходящее посмертие.

Каждый человек, кто сознательно, а кто лишь подсознательно – это зависит от уровня его духовного развития – в конечном итоге окончательно делает свой духовный выбор, полностью определяя свою дальнейшую судьбу на тысячи и тысячи лет вперёд.

Свобода духовного выбора – крайне редкое благо, предоставляемое лишь Богоподобным сущностям, то есть тем, которые занимают «центральное» положение на «лестнице Иакова» («человек» - не единственное «центральное» положение, в Мироздании существуют и другие «центральные» положения, не имеющие никакого отношения к «человеческому плану Бытия). Человеческое существование, в силу Богоподобия человека, его «центрального» положения на лестнице космической иерархии – это уникальнейшая возможность выхода на высшие уровни Бытия. Утрата этой возможности, с дальнейшим неизбежным нисхождением на многие тысячелетия на низшие «дочеловеческие» уровни Бытия («вечный Ад» экзотерических религий) – одна из величайших драм в Мироздании.

Судьба человека апокалиптична по самой своей сути, человеческое существование, в метафизическом отношении – одно из самых драматичных во всём Мироздании.

 

 

ГЛАВА 46. СОВРЕМЕННЫЙ ДУХОВНЫЙ КРИЗИС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы религиоведения

На сайте allrefs.net читайте: Основы религиоведения. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретики постиндустриального общества выделяют четыре сферы экономики.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Седьмая тенденция - размежевание с теологией
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ     ВВЕДЕНИЕ   Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов

Теоретическое и историческое религиоведение
  1. Религия в структуре общественного сознания.Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков (измерений). Одни из них заложены в человеке генетиче

Эзотерическая концепция
1. Понятие мировоззрения, основной вопрос мировоззрения.Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией данного исследоват

Человек встречается с Богом не в бытии, о котором мыслят в понятиях, а в духе, в духовном опыте.
Человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. В этом тайна человеческого существования: оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Челов

Достоинство человека в том, чтобы не подчиняться тому, что ниже его. Но для этого должно быть то, что выше его, хотя и не вне его и не над ним.
Ошибочность гуманистической антропологии. Гуманистическая антропология ошибочна в самой своей сути. Не случайно на Востоке об эпохе Ренессанса, породившей гуманистическое мировоззр

Теософия
14. «Агни-Йога» (Ученье «Живой Этики») Рерихов   1. Эзотерическая и экзотерическая составляющая духовных знаний.Потребность в получении знан

На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин. Основная часть работ классиков Традиционализма переведена на русский язык.

Мифологический эпос и народные сказания о героях. Миф и сказка
  1. Особенности первобытного мировосприятия.Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, остававшихся на ступени неолита. На дан

Конфессиональный признак в самоидентификации государств
  1. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, монотеизм.Д

В отличие от буддизма, теистические религии (иудаизм, христианство, ислам) не допускают принадлежности одного человека двум конфессиям сразу.
Таким образом, применительно к историческим (письменным) эпохам религию не приходится рассматривать в качестве этнообразующего, тем более этноразделяющего фактора. Однако в содержательном плане (в

Ферикид и Эпименид
1. Ранний период древнегреческой истории.Ранняя древнегреческая история распадается на эпоху неолита и бронзовый век, внутри которого выделяются Критское (1-я половина II тысячелет

Олимпийская религия являлась официальной религией древнегреческих полисов.
«В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях

Основные школы китайской философии
  1. Исторические условия формирования китайской мифологии.История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на четыре периода: 1) Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э

Конфуцианство как религия
  1. Конфуций.Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно с

Даршаны
  1. Ведическая литература. Следует подчеркнуть, что о «ведической религии», как и о всех «восточных религиях» вообще, строго говоря, можно вести речь лишь с определе

Учение о должном действии, йоге, гунах, Атмане-Брахмане
1. Исторические условия формирования кришнаизма (бхагаватизма). В середине I-ого тысячелетия до н.э. в Древней Индии, на основе развития сельских общин произошло второе крупное общ

Сущность индийской духовности в целом
Буддизм - самая ранняя из мировых религий. Он «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии».[318] 1. Возн

Вот почему буддизм, вопреки официальной статистике, считают иногда самой распространенной религией в мире.
13. Сущность индийской духовности в целом. Как считал один из классиков Традиционализма Мирча Элиаде, для того, чтобы постичь самую суть многообразных форм индийской духовности необходимо понять че

Манихейство
1. Исторические условия формирования зороастризма.Населявшие Иранское плоскогорье народы – мидяне и персы – значительно отставали в социально-экономическом развитии от ариев Индии,

Зерванизм.
4. Зороастризм – предтеча монотеизма.В лице древнего Бога Света и Правды Ахура Мазды Заратустра открыл единого Бога и Творца и поэтому выступил как воинствующий противник многобожи

Еврейская религиозная философия
1. Иудаизм - мировая религия? Хотя иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамистическим религиям, возводящим свои истоки к библейскому патриарху Аврааму, однако

Каббалистические доктрины важны как ключ к масонскому эзотеризму.
Что касается популярного сознания, то его привлекала так называемая практическая каббала – магия, призванная воздействовать на мир («ибо каждое возбуждение «снизу», от человека, вызывает возбуждени

Судьбы канонического права в христианстве
10. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь» 1. Структура Откровения в Священном Писании христиан.Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается

Впрочем, либеральные русские богословы подчеркивали необходимость живого и творческого отношения к догматам.
В начале XX в. профессор Московской духовной академии А. И. Введенский писал, что за каждым догматом, прежде всего, нужно слышать тот вопрос, на который он отвечает. «Тогда догмат оживет и откроетс

Ниже приводится Никео-Константинопольский Символ веры, канонический для православия.
[1] Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. [2] И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного от Отца

Скептическая мистика
1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба.Ислам, самая молодая из мировых религий, складывался под сильным воздействием религий соседних народов – иудаизма, христианства,

Основные сложности юридического использования исламского Писания (Корана) и Предания (Сунны пророка, т.е. хадисов) состояли в следующем.
Во-первых, суры Корана, услышанные пророком в разное время (а Мухаммед, как известно, слышал Откровение Аллаха и «транслировал» его людям на протяжении более 20 лет), часто противо

Официальное признание сатанизма как конфессии
11. Смена эонов и её влияние на религиозность 1. Сатанизм - разновидность Чёрного оккультизма. Учитывая ту огромную опасность, которую представляет Чёрный

Суфизм - исламский мистицизм
7. Ваджраяна – буддистский эзотеризм 8. «Последняя доктрина» Ю. Мамлеева – вершина мирового эзотеризма   1. Мистический вых

В новое время поиски иных, более тесных и личностных связей с Богом привели к сложению новых мистических учений и движений.
В их числе, в частности, янсенисты(неортодоксальные католики Франции и Голландии XVII - XVIII вв.); квиетисты(католические противники иезуитов во Франции XVII в.);

Любая система духовного совершенствования, чтобы быть приемлемой для народов Запада, должна отвечать определенным требованиям.
Во-первых, - её методики должны легко восприниматься людьми с рационалистическим складом мышления, составляющими подавляющее большинство среди представителей западных народов.

Суфием был знаменитый насмешник и парадоксалист Ходжа Насреддин, ставший героем арабского фольклора.
В раннем суфизме, как почти во всяком мистическом учении, было много туманного, алогичного, сумбурного, Как сказал Газали (Абу Хамидаль Газали), крупнейший мыслитель ислама, живший в XI в.,

Суфизм, говоривший на языке притч, парадоксов и метафор, оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию.
7. Исихазм и имяславие. «Исихазм» в переводе с греческого значит «покой, безмол­вие, отрешенность»; исихасты — «пребывающие в покое». Мистико-философское учение исихастов сложилось

Ранние христианские апокрифы
1. Правильность текста и правильность корпуса текстов Откровения, вероисповедная ось Писания.3а исключением Корана, который весь – Откровение, текст Священного Писания в разных рел

Основные направления, по которым шло жанровое развитие конфессиональной литературы, таковы.
1)Запись учения первоначально распространявшегося устно. Это, в сущности, не жанровое изменение: это изменение в т и п е о б щ е н и я, тот сдвиг, который со временем приобретает г

Основные направления воздействия религиозного культа на верующих
  1. Сущность религиозного культа.Религиозный культ представляет собой совокупность религиозных обрядов.Обряд, как это доказано не только наукой, но и практикой не яв

Как давно отмечено религиоведением, культ наиболее консервативный элемент религиозного комплекса.
Стереотипы сознания и особенно поведения, которые выработаны у индивидов в процессе повторения ими культовых действий, исчезают очень медленно. Подчас бывает, что прежние религиозные верования разм

Антропософия
1. Понятие «антропологии(др.-гр. anthropos – человек и logos - учение) — «учение о человеке», «человековедение» — наука о человеке, его происхождении и развитии, его месте в систем

Перспективы развития различных антропологических видов
  Чтобы получить полное представление об антропологии в целом необходимо с нашей точки зрения, рассмотреть в курсе «Основы религиоведения» и современную научную антропологию. Учитываю

Становление философской антропологии
1. Понятие философской антропологии. Прежде, чем изучать религиозную антропологию, необходимо получить хотя бы первоначальное представление о философской антропологии, как о мирово

Антропологическая переориентация современной религиозной философии и теологии
1. Два способа рассмотрения человека. Антропологические ученья принципиально различаются между собой в зависимости от того, с каких исходных позиций в них рассматривается человек,

Религиозная антропология в Древнем Мире
1. Особенности первобытного сознания. Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, так и остававшихся на ступени неолита до наших дней. На данн

Буддистская антропология
Обратим внимание на кардинальные различия, существующие между Западной и Восточной религиозной антропологией. 1. Западная религиозная антропология основана главным образом

Традиционализм о протестантизме
1. Христианская антропология в целом. Основой христианской антропологии является учение о дуализме человеческой природы, сочетающей в себе плотское и духовное начало, тело, душу и

На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.
Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин. Традиционалисы подвергают жесткой критики современный мир, который они счит

Духовные ученья и проблема антропогенеза
1. Определение антропогенеза.Антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода. Основное внимание мы уделим рассмотрению эз

Различные тела человека и их функции
4. Монада — бессмертное «Я» 1. Понятие теософии.Термин «теософия» дословно переводится с древнегреческого языка как «божественная мудрость».

Лестница космической иерархии
  1. Реинкарнация. Процесс создания всех тел, выбор семьи и места рождения во всех своих деталях является следствием предыдущей деятельности самого человека.

Планетарные реинкарнации
Поскольку антропогенез включает в себя онтогенез — становление человека и филогенез — становление человеческого рода, то после рассмотрения онтогенеза, необходимо также рассмотреть и филоге

Развитие сознания
2. Сознание на «Сатурне» 3. Сознание на «Солнце» 4. «Лунное» сознание 5. «Земное» сознание

Атлантическое поселение
1. Особенности восприятия и мышления атлантов.Представители предыдущих Коренных Рас очень значительно отличались от нас. Даже представители непосредственно предшествовавшей нам рас

Условия существования лемурийцев
1. Развитие и упадок Коренных Рас. О предшествовавших атлантам лемурийцах -- вообще говорить нечего: они нам так же непонятны и чужды, как гуманоиды-инопланетяне. Ведь есл

Условия существования первых Коренных Рас
1. Облик первых Коренных Рас. Сколь ни значительно отличался облик человека в древние времена, которые были описаны в предыдущих извлечениях их Хроники Акаши, от его современного о

Личность и социально-волевое начало
  1. Понятие «индивид».Для характеристики человека как обособленной формы бытия в обществознании используется ряд терминов. Важнейшие из них — индивид, индивидуальнос

Характер
  1. Религиозность и экзистенциальные дихотомии.Современная концепция личности наиболее глубоко, с нашей точки зрения, разработана крупнейшим современным психологом-н

Необходимо провести четкое разграничение между характером и темпераментом.
Темперамент относится к способу психологической реакции, он является врожденным и неизменяется в течение всей жизни конкретного индивида. Характер же, фор

Совершенный человек
6. Дух — это монада, сокровенное «Я» человека Данный круг проблем в религиозной антропологии трактуется следующим образом. 1. Человек создан Богом

Антропосфера
Учение о единстве Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека) проходит «красной нитью» через все эзотерические антропологические ученья с древнейших времен до наших дней. Эта идея отражена в

Преодоление экзистенциальных дихотомий
1. Основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти.Как отметил Э. Фромм, основная экзистенциальная дихотомия — дихотомия жизни и смерти. Тот факт, что предстоит умер

Смерть с точки зрения эзотеризма
1. Определение танатологии. Танатология (от др.-гр. - thanatos — смерть и logos – наука, учение). Таким образом, танатология – это наука (учение) о смерти. Различают танатологию в

Жизнь в информационном аспекте
  1. Ужас небытия. Оригинальный мыслитель, представитель русского космизма Н.Ф. Федоров утверждал, что высшая цель человечества — победа над смертью, воскрешение всех

Научность идей о живом Космосе
1. Вера в бессмертие души и отношение к смерти. Философы с древнейших времен с одинаковой убедительностью доказывали и смертность, и бессмертие души; тут каждый из нас имеет возмож

Воинствующее антихристианское неоязычество
1. Господство официозного атеизма в советской России.Ещё в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практ

Выдающиеся современные русские мистики и метафизики.
Александр Дугин. Из современных русских мистиков и метафизиков, особый интерес, в сложившихся условиях, представляют работы Александра Дугина, изложившего в вышедшем в издательстве

Строение Розы Мира
1. Неизбежность «религии итога». Тенденция глобализма - объединения человечества в единую семью народов, имеет, после крушения двухполярного мира, явно выражение значение, и вопрос

Третий эон - искупление Сатаны
1. Понятие эсхатологии. Все варианты эсхатологических учений (учений о Конце Света) имеют сходные черты. Как правило, наступление Конца Света связывают с приходом Мессии (Спасителя

Седьмая тенденция - размежевание с теологией
  Религиоведение второй половины ХХ – начала XXI века называют «современным религиоведением», противопоставляя его религиоведению классическому. Оно имеет ряд тенденций, которые важно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги