рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ - раздел Религия, ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ Вы...

Выше уже говорилось о том, что имя, символ или изобра­жение бога или демона могли служить амулетами и защи­щать тех, кто их носит, причем их сила сохранялась до тех пор, пока не разрушался сам амулет либо пока имя, символ или рисунок не стирались. Но египтяне пошли еще дальше, они верили, что возможно передать фигурке мужчины, женщины, животного или любого другого живого существа душу того, кого она изображает, его качества и атрибуты, что статуя бога в храме является вместилищем духа этого бога. В то, что в каждой статуе или фигурке обитает некий дух, жители Египта верили с незапамятных времен. И действия египтян, принявших христианство и боровшихся с языче­скими идолами, лишь подтверждают существование у них таких представлений, ибо они всегда стремились сбросить наземь и разбить статуи греческих и римских богов, полагая, что после этого обитающие в них духи останутся бездомны­ми и потеряют свою силу. В неканонических Евангелиях говорится, что когда Дева Мария с Сыном прибыли в Египет, то «повсюду земля пришла в движение и задрожал3 и все идолы попадали с пьедесталов и разбились». Тогда жрецы и вельможи отправились к жрецу, с которым «гово­рил дьявол, обитавший в идоле», и спросили у него, что эт значит. Он сказал, что на землю Египта вступил

 

 

Глава III. Магические фигурки «тайного и скрытого бога», и посоветовал спрашивавшим изготовить статую этого бога, что они и сделали. Египтяне признали, что новый бог могущественнее всех их богов вместе взятых, и согласились установить его статую, ибо верили, что после этого часть духа «тайного и скрытого бога» придет и поселится в ней. Далее мы рассмотрим, каким образом использовались в Египте фигурки богов, людей и зверей, приобретавшие после совершения неких обрядов или прочтения «слов власти» магическую силу и способность творить добро или причинять вред.

Один из самых древних примеров употребления маги­ческой фигурки приведен в папирусе Весткар1. Принц Хаф-Ра* рассказывает Хуфу (Хеопсу) историю времен Неб-ка (Неб-кау-Ра), царя III династии (около 3830 г. до н.э.)*. Однажды этот царь посетил дом одного из своих прибли­женных по имени Аба-анер, и жена Аба-анера воспылала любовной страстью к воину из царской свиты. Она отпра­вила к нему свою служанку с подарком — сундуком дорогих одежд, и та, видимо, рассказала воину о чувствах своей хозяйки и привела его с собой в дом Аба-анера. Там он увиделся с женщиной и они договорились о свидании в маленьком домике во владениях ее мужа. Она приказала одному из слуг Аба-анера подготовить домик для нее и ее любовника. Когда все было готово, женщина пошла туда и провела там со своим возлюбленным целый день, предава­ясь возлияниям и любви до захода солнца. Вечером воин отправился к реке и служанка омыла его. Но слуга, приво­дивший в порядок домик, заявил, что считает своим долгом известить хозяина о случившемся, и на рассвете следующего Утра отправился к Аба-анеру, чтобы рассказать ему обо всем. Выслушав слугу, Аба-анер ничего не ответил, но велел емУ принести определенные материалы и шкатулку из Менового дерева и драгоценного металла. Из шкатулки он взял немного воска, который хранился там, видимо, как раз Для подобных целей, слепил из него фигурку крокодила 1 Ed. Erman. - P. 7, 8.

 

Египетская магия

семи пядей в длину и, произнеся над ней магические слова, сказал: «Когда мужчина станет купаться в моих водах, схвати его». Фигурку крокодила он отдал слуге и приказал ему: «Когда мужчина по своему обыкновению пойдет совер­шать омовение, брось крокодила вслед за ним». Слуга взял у хозяина фигурку и отправился восвояси.

И опять жена Аба-анера приказала слуге подготовить домик в саду «Так как... — сказала она, — ну, словом, я проведу там некоторое время». Было подготовлено все необходимое, и она вновь наслаждалась там обществом своего любовника. Вечером, когда мужчина пошел к воде, чтобы совершить омовение, слуга отправился за ним и бросил в воду восковую фигурку. Та сразу же превратилась в живого крокодила семи локтей в длину (то есть около 12 футов), который схватил мужчину и утащил его в глубину.

Прошло семь дней. Аба-анер провел их в обществе царя Неб-кау-Ра, а мужчина все это время оставался под водой, не имея возможности дышать. На седьмой день Аба-анер, который был хер-хебом1, отправился с царем на прогулку и пригласил Его Величество самолично посмотреть, какие диковинные вещи случаются с людьми в его время. Царь согласился. Когда они подошли к воде, Аба-анер призвал крокодила и сказал: «Доставь сюда мужчину». Крокодил выплыл, держа в пасти человека. Когда царь заметил, что крокодил этот похож на ужасного монстра, Аба-анер взял зверя на руки и тот сразу же превратился в восковую фигурку. После этого Аба-анер рассказал царю обо всем, что произошло между его женой и мужчиной, вытащенным крокодилом из воды. Тогда царь приказал крокодилу: «За­бирай свое и убирайся». Крокодил сразу же схватил мужчи­ну, прыгнул в воду и исчез в глубине. Жена Аба-анера по царскому указу была схвачена и сожжена у северной стены


Глава III. Магические фигурки

дворца, а ее пепел был выброшен в пучину. Эта история показывает, что уже во времена III династии египтяне верили, что, произнеся нужные слова, можно заставить воскового крокодила превратиться в живого, а человека — прожить без воздуха на дне реки семь дней. Надо отметить также, что для хер-хеба, человека, принадлежавшего к высшему духовенству, подобные действия были столь обыч­ны, что он держал дома шкатулку с необходимыми матери­алами и инструментами, и ни он сам, ни царь, ни слуга не думали, что это занятие противоречит его высокому рангу священнослужителя.

Если Аба-анер использовал восковые фигурки для того, чтобы навредить своим врагам, то жрецы с помощью тех же фигурок, сделанных из различных материалов, обеспечива­ли счастье и благополучие умершим. Согласно очень древ­нему египетскому верованию, после смерти люди попадают в некую местность, называемую Сехет-Аару, где они вели жизнь совершенно такую же, как на земле. Из рисунков на саркофагах XI династии видно, что эта область окружена водой, разделена на части каналами и очень похожа на обычное хорошо ухоженное владение в Дельте. Проживав­шие там имели те же потребности, что и люди: они нужда­лись в еде и питье, то есть в лепешках и пиве. Для изготовления хлеба и пива нужны пшеница и ячмень, а для их выращивания необходимы плодородная почва и труд рабочих на полях. Но в загробном мире египтянин не желал снова пахать, жать или готовить землю под посев и пытался избежать этого, переложив всю работу на замещающие его фигурки. Если «слова власти», произнесенные над фигур­кой, могли заставить ее совершить зло, то они могли заставить ее и делать добро. Вначале были составлены формулы1, произнесение которых должно было полностью избавить умершего от необходимости выполнять работу. Если умерший говорил:


 


1 То есть духовным лицом, совершавшим важнейшие погребальные церемонии; хер-хеб был всегда человеком высокообразованным и при­надлежал, как правило, к высшим кругам То есть глава V Книги мертвых




 

 

Египетская магия

Я поднимаю руку человека, который бездействует. Я пришел из города Унну (Гермополя. — У. Б.). Я — живущая божествен­ная Душа, и я привел с собой сердца обезьян, —

то считалось, что его бытие уже не будет отягощено трудом. Но так как жители Сехет-Аару ели и пили, им были необходимы продукты и требовались работники. Поэтому вместе с умершим в захоронение помещали изображавшие его маленькие каменные фигурки, над которыми предва­рительно произносили «слова власти», чтобы заставить их делать за умершего любую работу, какая может потребо­ваться от него в царстве Осириса. Позднее эти слова стали писаться на фигурках иероглифами, а в дальнейшим каж­дую из них снабжали веревочной корзиной, плугом ^, цепом /, которые использовались египтянами при сборе урожая, вспашке, молотьбе и других полевых работах. Формулы1 или «слова власти», писавшиеся на таких фигурках, меня­лись от эпохи к эпохе; но согласно одной из древнейших формул, употреблявшихся во времена XIII династии, умер­ший говорит фигурке, называемой «шабти»*:

О ты, шабти, фигурка писца Небсени. Если я буду вызван или мне прикажут сделать работу, которую все живущие в загроб­ном мире должны выполнять по очереди, — отбрось все, что препятствует (или противодействует. — У. Б.), — пусть любая обязанность будет возложена на тебя вместо меня; и при засевании полей, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад.

Фигурка отвечала:

Воистину я здесь и выполню то, что ты прикажешь.

Более всего египтяне желали избежать работы, связан­ной с удобрением2 земли и посевом семян, которую прихо дилось выполнять стоя в воде под палящим солнцем, а также утомительных манипуляций с шадуфом, приспосо

1 То есть глава V Книги мертвых. апад.

2 Я полагаю, что имеется в виду переноска песка с востока на


Глава III. Магические фигурки

лением для поднятия воды с Нила, и поливов. В захороне- >• ниях находят, как правило, не одну, а несколько таких .г фигурок, а в гробнице Сети I, царствовавшего в Египте около 1370 г. до н.э., найдено не менее 700 деревянных, покрытых битумом ушабтиу, на которых написаны тексты главы VI Книги мертвых. Шабти были широко распростра­нены вплоть до Римского периода, когда в гробницы вместе t с умершими стали помещать ящики, наполненные плохо . сделанными, нерасписанными фаянсовыми фигурками.

Челыо

Другой важный пример использования магических фи­гурок содержится в официальном документе о тайном заговоре против Рамсеса III*, правившего Египтом около 1200 г. до н.э. Ряд высокопоставленных лиц, в том числе и хранитель казны и несколько писцов, объединились против царя, видимо, с целью его свержения. Они посвятили в свой заговор нескольких приближенных ко двору дам (некото­рые полагают, что это были наложницы из гарема), и их жилище стало штаб-квартирой заговорщиков. Один санов­ник отвечал за то, чтобы «донести их слова матерям и сестрам, которые должны были возбуждать мужчин и подстрекать злодеев причинить зло своему повелителю», другой, выступая зачинщиком, заботился о поддержке и расширении заговора. Третий должен был вести все дела и отвечал за сохранение тайны. Четвертый «подслушивал разговоры между мужчинами и женщинами Пер-хента*, и не использовал это им во вред», и так далее. Вскоре заговор из Египта распространился в Эфиопию, и один из высших военных чинов этой страны был втянут в него своей сестрой. °на побуждала его «подстрекать мужчин совершать пре­ступления и наносить вред своему повелителю». Сама она находилась в Пер-хенте и, следовательно, могла сообщать Рату самую свежую информацию о росте недовольства. Удовлетворенный попытками заговорщиков свергнуть Ря посредством бунта Хуи, высокопоставленный санов-к> смотритель царского стада, решил содействовать осу­ждению их злобных планов с помощью магии. С этой

он встретился с человеком, имевшим доступ в


 



 

 

Египетская магия

царскую библиотеку, и взял у него книгу с описанием магических формул и их применения. С ее помощью он получил «божественную силу» и возможность воздейство­вать на людей. Найдя место, где никто не мешал ему совершать магические обряды, он изготовил восковые фи­гурки мужчин и амулеты с магическими словами, вызыва­ющими любовь. С помощью сановника Атирмы он доставил их в царский дворец. По-видимому, и те, кто доставлял их во дворец, и те, кто приобрел их там, попали под магическое влияние Хуи. Возможно, приворотное зелье предназнача­лось для вовлеченных в заговор дам, однако восковые фигурки, несомненно, должны были использоваться во вред царю. Все это время Хуи прилежно изучал магию, и искал пути осуществления «ужасных замыслов и всевозможных злодеяний, какие только могло измыслить его сердце». Приведя свои планы в исполнение, он совершил величай­шие преступления, внушавшие ужас всем богам и богиням, и расплатой за эти злодеяния была смерть. Хуи обвинялся в написании книг и составлении магических формул, кото­рые могли лишить людей рассудка и посеять среди них страх, а также в изготовлении восковых фигурок богов и людей, с помощью которых можно было лишить человека способности двигаться и сделать его беспомощным. Но все усилия заговорщиков оказались напрасными. Заговор был раскрыт, дело рассматривали две судейские коллегии, очень немногочисленные по составу — членами их были, в основ­ном, близкие друзья царя. Царское решение было таково: «Виновный должен принять смерть от рук своих, а мне пусть более ничего не говорят об этом». Первая коллегия, в составе шести человек, проводила расследование преступ­ной деятельности мужей и родственников дворцовых дам, а также деяний самих дам. Но еще до того, как было заверше­но расследование, трое членов коллегии были арестованы, так как обнаружилось, что они находились под сильным влиянием подозреваемых дам, пировали с ними и не были, конечно, беспристрастными судьями. Они потеряли дове­рие царя, подверглись проверке, и вина их была полностью


Глава III. Магические фигурки

доказана. Им выкололи глаза и отрезали носы в наказание и в назидание другим, чтобы неповадно было водить дружбу с врагами царя. Вторая коллегия включала в себя пять человек и расследовала дела тех, кому вменялось в вину «возбуждение людей и подстрекательство злодеев делать зло своему повелителю». Доказав вину подсудимых, они приговорили шестерых из них к смертной казни. В данном документе детально описаны преступления каждого, напри­мер: «Пентаура, имеющий и другое имя. Признан виновным в преступлении, совершенном им вместе со своей матерью Тии*, вступившей в заговор с женщинами Пер-хента. Также виновен в том, что имел намерение причинить вред своему господину. Представ перед судебной коллегией, сознался во всем. Был признан виновным и приговорен к смерти. Принял смерть из собственных рук». Негодяй Хуи, делав­ший восковые фигурки и составлявший заклинания, чтобы причинить царю боль, страдания и смерть, также был вынужден покончить с собой.1

Эта история о заговоре против Рамсеса III доказывает, во-первых, что в дворцовой библиотеке содержались маги­ческие книги, и во-вторых, что это были не просто трактаты о магии, а детальные труды с подробными указаниями по проведению ритуалов, необходимых для того, чтобы сделать действенными заклинания или «слова власти». Таким обра­зом, как мы видим, восковые фигурки использовались в Египте с III по XX династии как с добрыми, так и со злыми намерениями, причем в 1200 г. до н.э. египтяне воспринима­ли их примерно так же, как и 2500 годами ранее. Можно отметить и повсеместное распространение фигурок ушабтиу, призванных освободить умерших от труда в потустороннем мире. Нет ничего удивительного в том, что фигурки эти использовались в додинастические времена, когда египетс­кая цивилизация медленно поднималась из полуварварского состояния, и продолжали существовать в период первых

1 Deveria. Lc Papyrus Judiciaire de Turin //Journal Asiatique. — 1865); Chabas. Le Papyrus Magique Harris. — P. 169 ff.


 



 

египетская магия

счастий, когда люди еще не осознали, что великие силы природы, обожествляемые ими, не могут управляться чело­веком и его пустячными словами и действиями, какими бы таинственными и торжественными они ни были. Но как ни странно, восковые фигурки играли важную роль в еже­дневных ритуальных службах в храме бога Амена-Ра в Фивах в те времена, когда египтяне славились во всем цивилизован­ном мире своими знаниями и мудростью! В то время как одни жрецы храма были заняты переписыванием гимнов и рели­гиозных текстов, выражавших четко и ясно идею единства, силы и могущества Бога, другие совершали обряды освобож­дения Солнца, обожествляемого в виде Ра, образа и символа Бога на земле, от нападений чудовища по имени Апеп!

Напомним, что глава XXXIX Книги мертвых написана для того, чтобы защитить умершего от змея, имеющего много имен, и даровать ему победу над этим чудовищем. В ней описывается победа над змеем; и умерший говорит ему:

Ра заставил тебя бежать, о ты, ненавидящий его. Он смотрит на тебя, прогоняя прочь. Он пронзил твою голову и рассек твое лицо, и разрубил твою голову на две части, и уничтожена она на его земле. Твои кости рассыпались в прах, твои члены отрублены, и бог Акер* осудил тебя, о Апеп, враг Ра. Убирай­ся, демон, восвояси от стрел его лучей! Ра низверг твои слова, боги повернули твою голову задом наперед. Рысь разорвала твою грудь, Скорпион* заковал тебя в кандалы и Маат возвестила о твоем разрушении. Боги Юга, и Севера, и Запада, и Востока* связали его цепями и заковали в кандалы, бог Рскес низверг его, и бог Хертит обвил оковами1.

Неизвестно, насколько древним является этот текст, но он встречается в той или иной редакции во многих копиях Книги мертвых, относящихся ко временам XVIII династии. Позже эти идеи были развиты, текст сильно увеличился в объеме, и во времена Птолемеев появилась книга из двенад­цати глав, называвшаяся «Книга низвержения Апепа»*.

См. Chapters of Coming Forth by Day. - P. 89.


Глава III. Магические фигурки

Наряду с ней существовала еще одна книга под тем же i названием, но она не была разбита на главы, а включала две [ легенды о Сотворении мира, список злых имен Апепа и гимн | Ра.2 Одна из глав первой книги под названием «Глава ! насылания огня на Апепа» гласит:

Да поглотит пламя тебя, Апеп, враг Ра! Око Хора господствует над ненавистным духом и тенью Апепа. Пламя Ока Хора поразит врага Ра. Пламя Ока Хора истребит всех врагов могущественного Бога, — да будет он жив, могуч и здоров, как на земле, так и в загробном мире.

Когда предаешь огню Апепа, — говорится в тексте, — ты

должен сказать такие «слова власти»: «Вкуси смерть, о Апеп,

убирайся, скройся, о враг Ра, провались сквозь землю, стань

отверженным, возвращайся назад, сгинь! Я отправил тебя

восвояси и разрезал тебя на куски!

Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп!

Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп!

Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп!

Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп!»

Последние слова произносились четыре раза, по одному разу для каждого из богов четырех сторон света. И далее:

Назад, Демон, конец тебе! Ибо я обратил пламя на тебя, ибо я разрушил тебя и наказал тебя за зло! Конец, конец тебе! Вкуси смерть! Конец тебе! Ты никогда не восстанешь вновь!

Таковы «слова власти». Они сопровождаются следую­щими указаниями по выполнению церемонии:

|' Если хочешь уничтожить Апепа, произнеси эту главу над его

изображением, нарисованным зеленым цветом на чистом

* листе папируса, и его восковой фигуркой2, на которой зеленым

1 Иероглифическую транскрипцию обеих книг и их перевод я дал в
«Archsologia», vol. LII.

2 Доказательства того, что в древние времена греки использовали
восковые фигурки, можно найти у Феокрита. Так, в Pharmakeutria (1.27 ff.)
Женщина, крутя колесо, говорит Рыси: «Как только я, с божьей помощью,
Расплавлю этот воск, то сразу же он будет поражен любовью» (перевод
Ланга, л. 12).


 



 

 

Египетская магия

цветом начертано его имя. Все это ты должен положить на огонь, ибо он может уничтожить врага Ра. Одну такую фигурку ты должен положить в огонь на рассвете, другую — в полдень, третью — вечером, когда Ра опускается на землю живых, четвертую — в полночь, пятую — в 8 часов утра и последнюю — к вечеру. [Если необходимо] ты можешь делать это и ежечасно в течение дня и ночи, и в праздничные дни... и в будни. Благодаря этому Апеп, враг Ра, будет низвержен в ливне, ибо засияет Ра, а Апеп воистину будет поражен». И папирус, и фигурка «сжигаются на огне из травы хесау, затем надо смешать золу с экскрементами и бросить в огонь. Ты должен это сделать в 6-м часу ночи и на рассвете 15-го дня [месяца]. Когда бросишь в огонь фигурку Апепа, плюй на нес ежечасно весь день, пока тень не сделает круг. Ты должен делать это, чтобы предотвратить надвигающийся шторм когда скрывается Ра и бури бушуют па востоке неба. Ты сделаешь это и предотвратишь надвигающийся шторм или ливень, и солнце засияет снова.

В другой части этой книги говорится, что нужно произ­нести с «твердостью в голосе»:

Падай ниц, о Апеп, враг Ра! Пламя, исходящее из Ока Хора, наступает на тебя. Ты ввергнут в пламя пожара, оно восстало против тебя! Это пламя убивает твою душу, твой дух, твои «слова власти», твое тело и твою тень. Владычица Огня* господствует над тобой, пламя проникает в душу твою, оно уничтожает твою личность и пронзает твое обличье! Око Хора, что сильнее врагов своих, низвергает тебя, уничтожает тебя, большой огонь терзает тебя. Око Ра господствует над тобой, пламя поглощает тебя, и ничто не поможет тебе избежать этого. Возвращайся назад, ибо ты расчленен на куски, твоя душа испарилась, ненавистное имя твое предано забвению, над ним — тишина, оно выпало [из памяти]. Ты пришел к концу, ты изгнан, ты забыт, забыт, забыт —

и так далее. Чтобы сделать эти слова действенными, нужно было написать имена Апепа на новом папирусе и сжечь его на огне при восходе Ра, или в полдень, или на заходе солнца и т. п. В другой части книги после ряда проклятий, которы полагается произнести над Апепом, указано, что слова э


Глава III. Магические фигурки

должны быть произнесены только после омовения и риту­ального очищения. Затем человек должен написать на новом папирусе зеленым цветом имена всех демонов из свиты Апепа, имена их отцов, матерей и детей, изготовить восковые фигурки демонов, написать ни них их имена, связать их черными волосами, бросить на землю, пнуть левой ногой и пронзить каменным копьем. Потом фигурки надо бросить в огонь. В книге несколько раз повторяется:

Хорошо бы регулярно зачитывать эту книгу перед высоким богом, —

ибо считалось, что тот, кто делает это, обретает великую силу «для себя на земле и в мире подземном». В конце книги после перечисления имен Апепа тому, кто хотел извлечь пользу из этого знания, предписывается

сделать фигурку змея с хвостом во рту, вонзить кинжал в его спину, бросить фигурку на землю и сказать: «Апеп, Демон, Бетет».

Затем, чтобы уничтожить демонов из свиты Апепа, надо изготовить их изображения или фигурки со связанными за спиной руками и назвать их «Дети бездействия». И далее:

Сделай другого змея с головой кота и с ножом в спине и назови его «Хемхем» (ревущий). Сделай также фигурку змея с головой крокодила и с ножом в спине и назови его «Хауна-ару-хер-хра». И еще одного змея — с головой утки и с ножом в спине, и назови его «Алути». И еще одного — с головой белого кота и с ножом в спине, свяжи его крепко и назови его «Враг Апеп».

Подобными методами египтяне пользовались, когда хотели прогнать дождь и бурю, гром и молнию, туман и ТУЧИ, чтобы появилось ясное чистое небо, где солнце совер-шает свой путь.

К магическим фигуркам должна быть отнесена и фигурка

тах-Секер-Аусара, делавшаяся обычно из цельного куска

Рева. Иногда она бывала и пустотелой. Ее, как правило,

еЩали на прямоугольную деревянную подставку, также


 

 

Египетская магия

цельную или пустотелую. Три бога, то есть троица Птах, Секер и Аусар (Осирис), представляли: бога восходящего Солнца (Птах), бога ночного Солнца (Секер) и бога воскре­шения (Осирис). Имя «Птах» означает Открывающий, так обычно обращались к солнцу как к «открывающему» день. Имя «Секер» означает «Тот, кто скрыт», то есть «ночное Солнце», которое считалось временно похороненным. Жизнь человека на земле отождествлялась с жизнью солнца: он, как Птах, «открывал» или начинал жизнь свою, а после смерти был «скрыт» или «похоронен». Но когда ночь заканчивалась, солнце восходило снова и начинало новую жизнь с новой силой и энергией, поэтому оно стало для египтян символом той новой жизни, которую они надеялись обрести в загробном мире. Но для этого надо было добиться покровительства Птаха, Секера и Осириса и заставить их сделать для человека то, что они сделали для себя, то есть стать подобными им. С этой целью изготовлялась фигурка, отражающая основные атрибуты и особенности внешнего облика этих богов; ее помещали на деревянную прямо­угольную подставку — символ гроба или сундука, из которого появилась троица Птах-Секер-Аусар. На самой фигурке и на стенках подставки писались молитвы от имени человека, для которого это делалось. Египтяне верили, что молитвы эти призовут могущество и силу трех богов, которая будет отныне пребывать в деревянной фи­гурке. Чтобы сделать подставку еще более похожей на гроб, внутрь ее помещали тщательно мумифицированную час­тичку тела умершего: считалось, что если троица богов защищает и охраняет эту частицу умершего и в свое время воскресит ее, значит, и все тело будет защищено, сохранено и воскрешено. Нередко, особенно в более поздние времена, на одной стороне подставки делалось углубление, куда клали маленький свиток папируса с написанными на нем главами Книги мертвых. Таким образом умерший обретал дополнительную гарантию воскрешения своего духовного тела в том мире, куда приходил. Маленькие свитки папиру­са были обычно густо исписаны короткими, фрагментарными


Глава III. Магические фигурки

отрывками текста. Но были и исключения: в случае жрицы Анхаи, например, в фигурке бога, изображавшей в данном случае только Осириса1, был обнаружен прекрасный боль­шой папирус2 с многочисленными текстами и рисунками. Очевидно, фигурки Птах-Секер-Аусара часто употребля­лись и в более поздние времена, ибо многие из них подписаны крайне неразборчиво — делавшие их люди явно не имели ни малейшего понятия о том, что они пишут. По

Осирис, поднимающийся из погребального сундука, держит в каждой руке символ жизни (из папируса Ани, лист 8)

Слева направо изображены: Хапи, Местха, Туамутеф, Кебсеннуф

всей видимости, эти фигурки широко использовались бед­няками, считавшими, что они служат для украшения гроб­ницы.

Возвращаясь вновь к восковым изображениям, отметим, что, как ни странно, бесчисленные фигурки богов, носившиеся живыми и помещавшиеся на тела умерших в качестве амулетов, делались из каких угодно материалов, но только не из воска. Причину этого несложно понять: от тепла и

1 British museum, № 20868.

2 Этот папирус хранится в Британском музее за № 10472.


 



 

 

Египетская магия '

давления воск легко изменяет свою форму. Кроме того, с незапамятных времен он употреблялся для производства фигурок, использовавшихся во зло человеку. Именно это побуждало изготовителей амулетов, изображавших богов, выбирать для своих изделий другой материал. Тем не менее, существует несколько восковых изображений богов, слу­живших защитными амулетами. Заслуживает внимания хранящийся сейчас в Британском музее набор из четырех фигурок, изображающих четырех детей Хора. Дети Хора, или боги четырех сторон света, назывались Местха, Хапи, Туамутеф и Кебсеннуф, с ними ассоциировались богини Исида, Нефтида, Нейт и Серкет соответственно. Местха имел голову человека, представлял юг и защищал желудок и толстую кишку; Хапи имел голову собаки, представлял север и защищал тонкий кишечник; Туамутеф имел голову шакала, представлял восток и защищал легкие и сердце; Кебсеннуф имел голову сокола, представлял запад и защи­щал печень и желчный пузырь*. Внутренние органы чело­века вынимали из тела перед мумификацией, пропитывали специальными вяжущими веществами и битумом, пеленали и помещали в четыре сосуда*, сделанные из камня, мрамора, фаянса, глины или дерева. Каждый сосуд находился под защитой одного из четырех детей Хора. Сосуды были полые, а их крышки имели форму головы соответствующего бога. Поскольку благодаря надписям каждый из них становился жилищем бога, можно было считать, что вложенный в сосуд внутренний орган умершего как бы помещался внутрь божества. Обычай бальзамировать внутренности отдельно является очень древним, некоторые из подобных захороне­ний относятся к XI династии, и уже тогда четыре сосуда с мумифицированными внутренностями помещали в погре­бальный сундук или саркофаг, который клали на повозку и везли в похоронной процессии сразу за гробом. В более поздние времена египтяне пытались обеспечить умершему защиту и благоволение этих богов уже без использования каменных сосудов. Для этого в гробницу помещали или четыре модели сосудов, или четыре фаянсовых фигурки

 

 

Глава III. Магические фигурки

богов - jЈ, jj, ]£> jj> или четыре их восковых фигурки. Неизвестно, почему эти фигурки делались из воска.1 Четве­ро детей Хора играли очень важную роль в погребальных церемониях ранних династий, первоначально они представ­ляли четыре опоры неба, но очень скоро каждый из них стал считаться богом одной четвертой части земли, а также, соответственно, одной четвертой части небес над ней. По­скольку в обращениях умершего к богам постоянно упоми­нается о том, что он хотел бы иметь возможность бывать по своему желанию в любой точке земли и неба, ему было совершенно необходимо добиться благосклонности и по­кровительства этих богов. Для этого можно было восполь­зоваться определенными «словами власти», произносивши­мися над фигурками богов или над представляющими их сосудами.

Если верить греческим источникам, из всех египтян самым искусным в магии был Нектанеб*, последний соб­ственно египетский царь Египта (около 358 г. до н.э.). Со­гласно работам Псевдо-Каллисфена, переведенным на пех­леви, арабский, сирийский и другие языки и диалекты, этот царь был широко известен как маг и мудрец, познавший всю египетскую мудрость. Он знал, что происходит в глубинах Нила и на небесах, был искусен в чтении звезд, толковании предзнаменований, составлении гороскопов, в предсказа­нии судьбы, определении будущего еще нерожденного ре­бенка и другой магии, как мы увидим ниже. Говорили, что он был Властелином Земли и правил всеми царями с помощью своих магических сил. Откуда бы ни угрожала ему опасность — с моря или с суши, — он уничтожал врагов и отводил их от своих берегов и границ следующим образом. Если враги наступали с моря, царь, вместо того чтобы посылать своих моряков на битву, удалялся в особую палату, доставал специально хранимую для этих целей чашу и наполнял ее водой. Затем он делал восковые фигурки

1 № 15563, 15564, 15753 и 15578 во Второй Египетской комнате.

 

Египетская магия

вражеских и своих кораблей и людей и опускал их в воду по краям чаши. После этого царь выходил, надевал плащ египетского пророка, брал в руки эбеновый жезл, возвра­щался в палату и, произнося «слова власти», взывал к богам, помогающим человеку в магических действах, к ветрам и к подземным демонам и все они немедленно приходили к нему на помощь. Восковые фигурки людей оживали и начинали воевать, а корабли из воска начинали двигаться как настоящие, при этом фигурки, представляю­щие его собственных людей, побеждали врагов. И по мере того как фигурки вражеских кораблей и людей тонули в чаше, реальные корабли и люди тонули в море. Так он поддерживал свою власть и сохранял в своем царстве мир. Но пришел день, когда разведчики известили Нектанеба, что народы Востока объединили свои силы и послали против Египта войска. Услышав это, царь лишь рассмеялся и, презрительно отозвавшись о своих врагах, прошел в залу, налил воды в чашу и начал свой обычный магический обряд. Но, произнеся «слова власти» и взглянув на воско­вые фигурки, он к ужасу своему увидел, что боги Египта управляют вражескими кораблями и ведут их солдат про­тив его сил. Тут Нектанеб понял, что конец Египетского царства близок, ибо до сих пор боги охотно общались с ним и оказывали ему помощь, если он в ней нуждался. Нектанеб поспешно покинул залу, сбрил волосы и бороду, переоделся в обычное платье, сел на корабль и бежал в город Пелла в Македонии, где и жил, занимаясь врачеванием и пред­сказаниями судьбы.

Опуская IV главу сочинения Псевдо-Каллисфена, в которой описано, как Нектанеб вычислял гороскоп Олим­пии, перейдем к той части, где рассказывается, как он с помощью восковой фигурки послал королеве сон. Он хотел убедить королеву, что ночью к ней придет египетский бог Амен. Для этого Нектанеб покинул свой дом и набрал в самых глухих местах трав, используемых для того, чтобы вызывать у людей сны, принес травы домой и выдавил из них соколо Затем он сделал из воска фигурку женщины и


Глава III. Магические фигурки

написал на ней имя Олимпии, точно так же, как фиванские жрецы делали восковую фигурку Апепа и вырезали на ней его имя. Потом Нектанеб зажег лампу и, вылив выдавлен­ный сок на фигурку, призвал к себе демонов, чтобы они погрузили Олимпию в сон, в котором Амен пришел бы к ней, обнял ее и сказал ей, что она родит сына, который отомстит за нее ее мужу Филиппу. Нектанебу, однако, были известны и другие способы вызывания снов. Когда ему понадобилось, чтобы Филипп Македонский увидел некий сон и истолковал его определенным образом, он послал из Македонии к спящему Филиппу заколдованного сокола, который сказал ему, что увиденное им во сне сбудется. На следующий день Филиппу приснился сон, и толкователь, разъясняя его, сказал, что будущий ребенок1 жены Филиппа Олимпии будет сыном бога Амена Ливийского*, отца всех царей, восседавших на троне Египта, но не принадлежавших египетскому царскому роду.2

В связи с нашей темой можно вспомнить также некото­рые предания об Александре Великом, имеющие, очевидно, египетское происхождение. Популярный в XIII веке араб­ский писатель Абу-Шакер упоминает о том, что Аристотель дал Александру несколько восковых фигурок в закрытом на засов ящике и строго наказал ему никогда не расставаться с ними или, в крайнем случае, доверять их только самому верному слуге. Аристотель научил Александра произносить магические формулы всякий раз, когда он подымал или опускал ящик. Фигурки представляли солдат армий, проти­востоявших Александру. Некоторые из них держали в руках картонные мечи остриями к себе, другие — направленные вниз копья, у третьих были луки с порванной тетивой. Все °ни лежали в ящике лицом вниз. Учитывая все, что мы знаем об использовании восковых фигурок египтянами и реками, становится совершенно ясно, что, передавая Алек-Сандру фигурки и «слова власти», Аристотель верил, что это

■ рассматриваются в следующей главе.

То есть Александр Великий. Сн


 


 


 

 

Египетская магия

даст ему возможность сделать своих врагов подобными этим восковым солдатам в ящике, так что они не смогут высту­пить против него.1

В греко-римский период2 восковые фигурки использова­лись при совершении различных магических церемоний. Два приводимых ниже примера показывают, что цели, для кото­рых они применялись, с веками ничуть не изменились.

Если влюбленный хотел, чтобы дама обратила на него внимание, он должен был сделать из смеси воска с дегтем, смолой или другими подобными веществами фигурку соба­ки длиной восемь пальцев, написав там, где располагаются ее ребра, определенные магические слова. Другие магиче­ские слова или имена существ, обладавших, как предпола­галось, магической силой, следовало написать на дощечке, куда устанавливалась фигурка собаки, а сама дощечка помещалась на треножник. Затем влюбленный должен был произнести магические слова, написанные на фигурке соба­ки, и начертанные на дощечке имена. После этого собака или рычала и кусала влюбленного, или лаяла. Если она рычала, и кусалась, то любовь оставалась безответной, а если лаяла, то дама приходила к влюбленному. В другом случае влюб­ленному рекомендовалось сделать две восковые фигурки: в виде Ареса и в виде женщины. Женская фигурка должна была быть коленопреклоненной, со связанными за спиной руками, а мужская фигурка — стоять над ней и держать меч на ее горле. На руках и ногах женской фигурки надо было написать имена демонов. После этого влюбленному следо­вало взять 13 бронзовых игл и втыкать их в руки и ноги женской фигурки, приговаривая при этом: «Я протыкаю (руку или ногу), чтобы она могла думать обо мне». Затем он должен был написать магические слова на свинцовой пла­стинке и привязать ее к фигуркам веревкой, имеющей

1 См. мою книгу Life and Exploits of Alexander the Great (one volume
edition). - P. XVI.

2 Заклинания греки использовали и в более ранние времена, как это
видно из «Пифии» Пиндара* (Pythia, 4. 213); этот писатель жил в первой
половине V в. до н.э.


Глава III. Магические фигурки

365 узлов. Обе фигурки и пластина закапывались в могилу того, кто умер молодым или был убит. Затем произносилось длинное заклинание, обращенное к подземным богам, и, если все было сделано правильно, женщина вскоре отвечала влюбленному взаимностью.1

Из Египта через Грецию и Рим обычай использовать для колдовства восковые изображения пришел в Западную Ев­ропу и Англию. В средние века он получил большое распро­странение среди тех, кто занимался «черной магией» и хотел причинить вред своим соседям или врагам. В Италии и Англии рассказывают множество историй о том, как невеже­ственные и злобные колдуны делали восковые фигуры своих недругов и подвешивали их в дымоходы не слишком близко к огню, чтобы они медленно плавились, тогда представлен­ные этими фигурками люди постепенно теряли свою силу, страдали бессонницей, долго болели и в конце концов умирали. Если при этом в восковые фигурки на время втыкали булавки и иглы, то страдания жертв значительно усиливались, а смерть их была более болезненной.

Шарпе рассказывает2, что король Даффус, правивший примерно в конце VII века, был так непопулярен, что «общество ведьм расплавило его восковое изображение, насаженное на деревянный вертел, произнося заклинания и поливая фигурку ядовитой жидкостью. Будучи аресто­ванными, эти женщины заявили, что как растаял воск, так и тело короля будет разрушено, а слова заклинания не позволят ему восстанавливать свои силы во сне». Две следующие выдержки из пьесы Томаса Миддлтона3 «Ведь­мы»4 являют собой прекрасный пример того, как воспри­нимались восковые изображения в Англии в те времена.

1 За эти два примера употребления восковых фигурок и за два
описания магических обрядов по предвидению и вызову сновидений
(с 208), а также за описание употребления сферы Демокрита (с. 295) я
°т души благодарен мистеру Ф.Г. Кениону (Кепуоп), помощнику храни­
теля отдела рукописей Британского музея.

2 См.: С. К. Sharpe, Witchcraft in Scotland. - London, 1884. - P. 21.

3 Он жил примерно с 1570 по 1626 г.

4 Т. Middlcton. The Witch. - London, 1778.


 



 

 

Египетская магия

Геката:

Насквозь проткнуто магическими :

В; Стедлин: Сделано, Геката.

Геката: Изображения Фармера и его жен

Положены в огонь?

Стедлин: Они уже поджариваются.

Геката: Хорошо,

Тогда их костный мозг тает по моему велению

И три болезни высасывают из них жизнь.

(акт 1, сцена 2)

II

Геката: Какую смерть ты пожелаешь для Алмахилдеса?

Герцогиня: Бурную и изысканную.

Геката: Значит, я угожу тебе. Вот лежат дары безумства

и коварства:

Его изображение, сделанное из воска

И медленно расплавленное на голубом огне,

Зажженном из глаз мертвеца,

Истязая, изнурит его.

(акт 5, сцена 2)

Мистер Элботи в своей очень интересной книге «Дур­ной глаз»1, приводит несколько поразительных примеров того, как уже в наше время люди занимались колдовством, сжигая сердца, проткнутые булавками. У одной пожилой женщины из селения Мендип заболела свинья. Она поду­мала, что животное «сглазили», и в тревоге обратилась к «белому колдуну», то есть «мудрецу». По его совету она раздобыла овечье сердце, проткнула его булавками2 и

1 Elworthy. The Evil Eye. - London, 1895. - P. 53, 56. I2 В северном райдинге (административная единица. — Прим. пер.)

Й
оркшира воздействия злых сил отводились при помощи живого черного  

 

р р

петуха, которого «прокалывали булавками и в глухую полночь сжигали f живьем, закрыв все двери, окна и заткнув щели и трещины» (см.: Blakeborough. Wit, Character, Folklore and Customs of the North Riding of Yorkshire. - London, 1898. - P. 205).


Глава III. Магические фигурки

положила поджариваться у огня, а в это время ее друзья и соседи пели:

Не это сердце хочу я сжечь,

А сердце человека,

Хочу я лишить их отдыха и покоя,

Пока они не умрут и не покинут сей мир.

В промежутках ее сын Джордж бросал в огонь соль, что придавало всей сцене чрезвычайную таинственность, и, наконец, далеко за полночь откуда-то выпрыгнул черный кот, которого, конечно же, объявили изгнанным демоном. В октябре 1882 г. в селе Ашбриттл в нише дымохода старого дома также было найдено пронзенное булавками сердце. В 1890 г. было найдено еще одно сердце, приколоченное внутри «перемычки» дымохода старого дома в селении Стэйплгроув.

Искусство изготовления такого рода фигур король Джеймс I называл дьявольским и, говоря о деяниях, кото­рые ведьмы способны «совершить благодаря силе своего повелителя»1, заявлял: «Других он в наши времена научил делать изображения из воска или глины. При их нагревании люди, чьи имена они носят, могут постепенно терять силы и изнемогать от длительной болезни... Они [ведьмы и колдуны] могут с помощью колдовства лишить жизни мужчину или женщину, нагревая, как я сказал, изображе­ния, поскольку на это способен их Хозяин. Ибо, хотя (как я уже говорил) эти восковые принадлежности сами не несут в себе ничего, не может ли он с легкостью, так же, как его рабы-колдуны расплавляют воск на огне, не может ли он, спрашиваю я вас, незаметно, как дух, ослабить и рассеять жизненные силы больного, чтобы, с одной стороны, заста­вить его истекать потом, а с другой, разладив действия духов пищеварения, ослабить его желудок, чтобы жизненные

1 Эти слова вложены в уста Эпистомона в Dsmonologie, in Forme of ane Dialogue. - London, 1603. - Second Book. - Chap. V. - P. 44, 45.


 


 

Глава III. Магические фигурки

соки, уходящие с потом, не могли возобновляться из-за плохого пищеварения, и человек, в конце концов, угаснет, так же, как умрет его изображение над огнем. А этот плут и ловкач, временами вмешиваясь, поддерживает равновесие между тем и другим, добиваясь того, чтобы человек и его изображение умерли одновременно». Итак, мы видим, что вера в силу восковых фигурок насчитывает по крайней мере шесть тысяч лет и, судя по работам современных писателей, существует и в настоящее время, даже в нашей собственной стране.

Эту главу уместно закончить историей о том, какую пользу принесли восковые фигурки купцу-христианину в Ливане. Согласно Эфиопскому манускрипту из Британ­ского музея1, этот человек был судовладельцем и купцом и перевозил товары на своих кораблях. В те дни моря бороз­дили многочисленные пираты, и он много терял из-за их нападений. Наконец купец решил сам отправиться в плава­нье на одном из своих кораблей, взяв на борт вооруженную охрану, чтобы дать отпор пиратам и наказать их за прошлые нападения. Вскоре после отплытия они встретили пират­ский корабль. Сразу же завязался бой, купец был ранен стрелою в глаз и, прекратив сражение, отправился в порт, неподалеку от которого располагался монастырь, где, по слухам, стояла чудотворная статуя Девы Марии. Но, при­быв в порт, он был настолько плох, что уже не мог двигаться. Часть стрелы осталась внутри глаза, и купец чувствовал, что если Дева Мария не поможет ему, то смерть его близка. В это время на корабль пришел некий христианин. Он сделал восковую фигурку купца, проткнул ей глаз подобием стре­лы и понес в монастырь, расположенный в нескольких милях от того места, где остановился корабль. Там он, спросив разрешения монахов, поднес фигурку к статуе и вознес молитвы Деве Марии. Тогда статуя Девы протянула руку и вынула стрелу из глаза восковой фигурки так, что


Глава III. Магические фигурки

никаких обломков внутри не осталось. Когда он вернулся на корабль, оказалось, что обломок стрелы выпал из глаза купца в тот самый момент, когда Дева вытащила стрелу из воскового изображения. Глаз купца благополучно зажил, а зрение восстановилось.

 


Восточный зал 646, t. 29b и далее.


 

 

 


 


Глава IV

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

Budge... Эрнест А Уоллес... Бадж...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Перевод с английского Третье издание Москва АЛЕТЕЙА     УДК 21 ББК 86.31 Б151 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ  

ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА
Мзучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнаю­щего, всемогущего, непостижимого, тв

III. Из папируса Ани3.
Это прекрасное сочинение — отчасти гимн, отчасти молитва — представляет для нас исключительный интерес. Слава тебе, Диск, ты владыка лучей, поднимающийся над горизонтом изо дня в день! Осв

ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ
Jjo все известные нам периоды истории Египта жители этой страны верили в божественное происхождение Осириса, в то, что он

БОГИ» ЕГИПТЯН
О этой книге мы часто упоминали о египетских «богах», и сейчас настало время объяснить, кем и чем они были. Мы уже показал

СУД НАД МЕРТВЫМИ
Depa в то, что все совершенное человеком при жизни будет рассматриваться и оцениваться божественными силами пос­ле его смерти, возникла в самый ранний период развития египетской цивилизации и остав

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Сэру Дж. Норману Локиеру, кавалеру ордена Бани 2-й степени, члену корол

О ДРЕВНОСТИ МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ЕГИПТЕ
Jj первой книге этой серии была сделана попытка изложить идеи и верования древних египтян относительно Бога, «богов», Суда

МАГИЧЕСКИЕ КАМНИ И АМУЛЕТЫ
•■/!■! Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались ег

МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ
Такследует из сказанного выше, египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно ожи­

Легенда о Ра и Исиде
Глава о боге богов, создавшем самого себя и сотворившем небо, и землю, и ветры [дающие] и жизнь и огонь, и богов, и людей, и диких зверей, и скот, и гадов, и птиц в небе, и рыб в морях, о царе люде

МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА
11гиптяне, как и все другие народы Востока, очень большое значение придавали знанию имени. И живым, и мертвым было необход

МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ
  ).-.'.■ л». В предыдущих главах мы говорили о том, как египтяне использовали амулеты, магические камни, слова, изображе­ния и имена для добрых или злых дел. Те

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги