рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ

МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ - раздел Религия, ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ ...

Такследует из сказанного выше, египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно ожи­вить любую фигурку человека или животного и заставить ее действовать на благо человека или во вред ему. Кроме того, они безоговорочно верили в силу изображений богов, божественных существ и предметов, над которыми специ­ально подготовленные люди правильно произнесли «слова власти». Если принимать все это во внимание, исчезают многие трудности в понимании религиозных текстов, а то, что с первого взгляда казалось наивным, приобретает важное значение. На стенах древних гробниц часто изобра­жались сцены из жизни умершего, где он приносит жертвы богам, совершает религиозные обряды, управляет своим имением или ведет хозяйство. Эти рисунки создавались вовсе не из тщеславия; в глубине души каждый египтянин верил и надеялся, что они отражают ту жизнь, которую он будет вести в потустороннем мире, и слова его молитв обратят картинки в действительность. Умирая, богатый египтятнин оставлял средства на приношения, необходи­мые его ка, двойнику, на обеспечение своей гробницы и часовни ка, а также на содержание жреца или жрецов, служивших ка. Каждый египтянин, к какому бы классу он ни принадлежал, был твердо уверен в том, что без надлежа-


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

щего питания ка вынужден будет бродить по земле, подби­рая отбросы и грязь, встречающуюся на его пути. В главе LIIКниги мертвых умерший говорит:

То, что мне отвратительно; то, что мне отвратительно, да не буду я есть. То, что мне отвратительно; то, что мне отврати­тельно, — это отбросы. Да не буду я есть их вместо лепешек [которые приносятся] двойникам (кау). Да не прикоснется это к моему телу; да не буду я вынужден держать это в своих руках и да не буду я принужден наступать на это моими сандалиями.

А в главе CLXXXIX он молится о том, чтобы ему не пришлось пить грязную воду и быть оскверненным ею. Если даже богатый египтянин не был уверен, что положенные приношения пищи и питья будут делаться у его гробницы вечно, то как мог бедный человек спасти своего ка от позорной участи пить грязную воду и есть отбросы? Для этого из камня изготовлялось подобие жертвенника, а на него помещались изображения лепешек, сосудов с водой, фруктов, мяса и так далее. Если это было невозможно, изображения приношений высекались на самом жертвенни­ке. В других случаях, когда родственники покойного не могли оплатить даже изготовление жертвенника, в гробницу помещали просто его рисованное изображение. И пока существовал жертвенник, его подобие или рисунок, про­износимые молитвы обеспечивали ка пищей. Иногда в гробницу не помещали ни жертвенника, ни его подобия, ни рисунка, и единственным, что обеспечивало нужды ка, была молитва богам о погребальной пище, писавшаяся на погре­бальной утвари. И всякий раз, когда человек, проходивший Мимо гробницы, читал эту молитву, добавляя к ней имя Умершего, ка получал пищу и питье, ибо изображения их или пожелания в надписях сразу становились реальностью. Внутри деревянных саркофагов XIIдинастии (около 2500 г. До н.э.) нарисованы различные предметы, которые в еще более древние времена помещались в гробницы вместе с Мумиями; но постепенно люди переставали выполнять мно­гочисленные предписания старинного ритуала погребен



 

Египетская магия

надеясь, что начертанные тексты и формулы превратят рисунки в реальные вещи, и, кроме подушки, мало что клали в гробницу.

Через тысячу лет после этого, когда религиозные тексты из Книги мертвых вместо стенок саркофагов стали писать на

 

Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

Эта глава должна произноситься умершим после очищения, когда он облачен в одеяния и обут в белые кожаные сандалии, а глаза его подведены сурьмой и тело умащено мазью «анти», когда он принес в жертву скот, птицу, ладан, лепешки, светлое пиво и ароматные травы. Нарисуй картину того, что должно случиться в Зале Маати, па повой пластинке, сделанной из


 


Богиня Хатхор, дающая писцу Ани пишу и питье

из дерева сикомора, которое растет на берегу реки

(из папируса Ани, лист 16)папирусах, к ним добавилось множество иллюстраций и виньеток. Многим из них придавалось большое значение; в этом смысле рассматриваемые ниже рисунки особенно ценны. Напомним, что Глава CXXV Книги мертвых содержит так называемую Исповедь отрицания, произносимую умер­шим в Зале Маат, а также имена богов и существ, которые умерший должен был знать во имя собственного благополу­чия. В конце текста говорится:


Писец Ани со своей женой стоят в реке и пьют воду (из папируса Ани, лист 16)

глины, на которую не ступала ни свинья, ни какое-нибудь другое животное. И если ты напишешь на ней эту Главу, умерший будет процветать, и его дети будут процветать, и его имя никогда не будет предано забвению. А хлеб, лепешки, сладости, вино и мясо будут даны ему на жертвеннике великого бога. И ему не преградит путь ни одна из дверей подземного мира. И его пропустят внутрь вместе с царями Севера и Юга, и он будет пребывать в свите Осириса во веки веков.

Этот текст является прекрасным примером того, как Далеко простирается воздействие изображения, сопровож­даемого необходимыми «словами власти», и любой из Рисунков Книги мертвых был столь же эффективным средством для обеспечения благополучия умершего.

 

 

Египетская магия

Судя по некоторым фрагментам и главам, умерший очень боялся остаться без воздуха и воды, которые были нужны ему не меньше, чем пища. Чтобы избежать этого несчастья, на папирусе помещались рисунки, на которых умерший держит в руках парус (символ воздуха, ветра и дыхания), стоя по щиколотку в воде1. Под рисунками писались тексты, подобные следующим:

Мой рот и мои ноздри открыты в Татту (Бусирисе. — У. Б.). Я обрел покой в Анну (Гелиополе. — У. Б.), моем доме. Он был построен для меня богиней Сешат*, а бог Хнему воздвиг сто стены для меня...» «Приветствую тебя, бог Тему, подари мне сладостное дыхание, пребывающее в твоих ноздрях! Я обни­маю великий трон, расположенный в Хеменну (Гермополе. — У. Б.). Я наблюдаю за яйцом Великого Гоготуна*: я зарожда­юсь, как зарождается оно; я живу, как живет оно; мое дыхание есть его дыхание.2

Другое «величайшее таинство» должно было совершать­ся для того, чтобы умерший мог по своему желанию поднять­ся на небеса через четыре двери и дышать воздухом, прохо­дящим через них. Северный ветер принадлежал Осирису, южный — Ра, западный — Исиде и восточный — Нефтиде. Чтобы обрести власть над ветрами, умерший должен был стать хозяином дверей, через которые они дули. Это было возможно лишь в том случае, если на саркофаге были изображены эти двери и бог Тот, открывающий их. Этому обряду придавалось особое значение, ибо текст гласит:

Не разрешай никому из посторонних узнать эту главу, ибо она — великая тайна, и те, кто обитают в болотах (т. с. непосвященные. — У. Б.) не знают ее. Ты не должен делать этого в присутствии кого-либо, кроме твоего отца, твоего сына или тебя самого; ибо это воистину великое таинство, не известное никому из людей.3


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

 

Одним из наслаждений, дарованных умершему, было плавание по небесам в ладье бога Ра вместе с богами погребального цикла Осириса. Этого можно было достичь, нарисовав определенные картинки и произнеся над ними необходимые «слова власти». Ладья должна была быть нарисована па чистом папирусе чернилами, сделанными из зеленого абут, смешанного с настоем анти, внутри ладьи изображались фигуры Исиды, Тота, Шу, Хепера и самого умершего. Папирус следовало прикрепить на грудь умерше­го, но так, чтобы он не касался его тела. Это позволяло духу умершего ежедневно входить в ладью Ра, бог Тот охранял его, и он мог плыть с Ра в любое место, куда пожелает1. В другом фрагменте говорится, что ладья должна быть нари­сована в «чистом месте», а на ее носу надо поместить изображение умершего. Поскольку предполагалось, что Ра путешествует до полудня в одной ладье (называемой Атет), а от полудня до заката — в другой (называемой Сектет), необходимо было обеспечить умершему доступ в каждую из них. Как это делалось? С одной стороны рисунка, изобража­ющего ладью, должна была быть нарисована утренняя ладья Ра, с другой — полуденная. Таким образом, один рисунок мог превращаться в две ладьи. Пользуясь подношениями, которые надлежало делать в день рождения Осириса, душа умершего могла жить вечно, не умирая во второй раз2. Судя по рубрике главы3, в которой даны эти указания, тексты, включенные в нее, относятся ко временам очень древним и датируются правлением Хесепти, пятого царя I династии (около 4350 г. до н.э.), следовательно, и обычай рисовать ладью на папирусе относится к тому же времени. О важно­сти подобных рисунков говорят следующие рубрики глав СХХХШ и CXXXIV:

1. Эта глава должна быть зачитана над ладьей длиной в четыре локтя, изготовленной из зеленого фаянса, [на котором


 


1 См. виньетки из глав LIV-LX Книги мертвых.

2 См. Chapters of Coming Forth by Day. - P. 106.

3 Ibid. - P. 289.


1 См. Chapters of Coming Forth by Day. - P. 162.

2 Ibid. - P. 212.

3 Глава СХХХ.


 


 

   
 
 
 

 

 

 

Египетская магия

«Г, должны быть нарисованы] высшие божества городов, а также небо со звездами. Перед этой церемонией необходимо очис­титься с помощью соды и ладана. Ты должен нарисовать образ Ра желтым цветом на чистом диске и поместить его на носу и корме ладьи. И еще нужно изобразить духа, которому ты желаешь стать совершенным, [и поместить его] в этой ладье. Ты должен сделать так, чтобы он путешествовал в этой ладье, [которая должна быть сделана в форме ладьи] Ра, и он узрит самого бога Ра в ней. Не разрешай никому смотреть на это, кроме тебя самого, твоего отца или твоего сына, и охраняй это с величайшим тщанием. Тогда дух станет совершенным в сердце Ра, и это даст ему силу в сонме богов; и боги будут смотреть на него как на божественное существо, подобное им самим; а живые и мертвые падут ниц перед ним, и он появится в подземном мире в виде сияния Ра.

2. Эта глава должна быть зачитана над стоящим соколом, имеющим белую корону на голове, [и над фигурками] богов Тему, Шу, Тефнут, Себа, Нут, Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды, нарисованными желтой краской на чистом диске, который должен быть помещен [в подобие] Ладьи [Ра] вместе с изображением духа того, кому ты желаешь стать совершенным. Все фигурки необходимо умастить кедровым маслом, затем воскурить во славу их благовония и принести в жертву домашнюю птицу, изжарив ее на огне. Эта церемо­ния — проявление почтения к Ра в его странствии, и благодаря ей умерший ежедневно будет сопровождать Ра в его путешествиях, а враги Ра воистину будут побеждены всегда и везде.

Многие рисунки и виньетки поддаются точному толко­ванию. Например, изображение души, парящей над лежа­щим на носилках мертвым телом, сразу же ассоциируется с воссоединением души и тела. Рисунок, изображающий умершего, выходящего из «Дома казней», и нож с капающей с него кровью, подразумевает спасение от жестокой смерти. Изображение души и духа перед открытой дверью означает, что душа может свободно витать, где пожелает. Изображе­ние души и тени, проходящих через дверь гробницы, ясно указывает, что эти части человеческой сущности не остают-


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

i ся там навечно. Однако идеи, заложенные в других виньет-| ках, не столь ясны. Возьмем, к примеру, рисунки из глав j CLXII-CLXV более позднего (пересмотренного и исправ­ленного) варианта Книги мертвых. К счастью, их смысл [проясняется рубриками глав. Так, картинка перед главой СХИ

Душа писца Ани посещает его мумифицированное тело,

лежащее на носилках в гробнице

(из папируса Ани, лист 17)

изображает корову с рогами, диск и два пера. В рубрике ^лавы указано, что одна такая фигурка, сделанная из золота, цолжна быть прикреплена к шее умершего, а другую, нарисованную на папирусе, надо положить ему под голову. Если это сделано, «то в него обязательно войдет тепло, подобное тому, что было в нем при жизни. Он уподобится 5огу в подземном мире, и ни одни врата не закроются перед 4м». Слова этой главы имеют большую защитную силу (то представляют собой важнейший талисман), ибо, как рообщается в тексте,

это было сделано коровой для своего сына Ра, когда он скрылся с горизонта и его жилище окружили существа огня.

Корова, конечно же, олицетворяет Исиду-Хатхор, а Юва эти, как и рисунок, относятся к некоему событию из


 


 

 

 


жизни Ра или Хора. По-видимому, «слова власти» или заклинание, произнесенное Исидой-Хатхор, избавили бога от напасти. Но если заклинание освободило бога и принесло ему пользу, оно освободит и умершего и так же поможет ему. «слова власти» гласят:

 

Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

Изображения сопровождались магическими текстами и со временем, когда папирусы стали прикрепляться к пеленам, лист с подобными текстами и рисунками заменил золотую фигурку коровы на шее умершего, то есть стал собственно, амулетом, хотя обычное его название у археологов —



Анубис, поддерживающий мумию писца Ани.

Перед дверью гробницы находятся душа и дух умершего в виде

сокола с человеческой головой и птицы Бенну соответственно

(из папируса Ани, лист 16)

О Амеп! О Амен, пребывающий на небесах, обрати лик свой к мертвому телу твоего сына и сделай его здоровым и сильным в подземном мире.

Текст этот опять-таки сопровождается указанием, что эти слова — «великая тайна» и «ничей взор не должен упасть на них, ибо негоже [каждому] знать их. Поэтому храни эту книгу. „Книга Властительницы тайного храма" — имя ее».

Исследование мумий позднего периода показывает, что египтяне действительно рисовали фигурку коровы на папи­русе, положенном под голову умершего, и что корова лишь одна из многих фигурок, рисовавшихся на нем.


Писец Ани, проходящий через дверь гробницы. За дверью находится его тень и его душа в виде птицы

с человеческой головой (из папируса Ани, лист 18)

«гипоцефал». Отметим, что он имеет круглую форму, так как представляет собой зрачок Ока Хора, которое в Египте с незапамятных времен считалось источником всех продук­тивных сил, возобновления и жизни. На одном из таких гипоцефалов в верхнем ряду изображены следующие боги: Нехеб-ка, подносящий Хору его Око; богиня с Оком Хора вместо головы; упомянутая выше корова Исида-Хатхор; четверо детей Хора; два льва; часть человеческого тела; опора для голов Хнему — бога возобновления — и Хор-Ра.


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

Египетская магия

Во втором ряду расположена ладья Солнца, которую Хор направляет с помощью шеста, а также ладья Луны с Харпократом на носу. На нижней половине гипоцефала мы видим бога Хепера в своей ладье, бога Хора в своей ладье и бога Хора-Септ в своей ладье. Бог с двумя лицами изобра­жает две ипостаси Солнца — заходящего и восходящего, бог с бараньими головами, которому поклоняются павианы, — это мистический образ Хнему, одного из великих богов возобновления, который позднее под именем Хнумиса или Хнубиса занял столь важное место среди магических имен гностиков. Две молитвы из гипоцефала иллюстрируют при­веденные выше «слова власти», обращенные к Амену, то есть «Сокрытому».

1. Я — Сокрытый в потаенном месте. Я - совершенный дух среди спутников Ра. Я вышел и явился среди совершенных душ. Я - могущественная Душа в темно-оранжевой одежде*. Я пришел из подземного мира по своему желанию. Я пришел. Я пришел из Ока Хора. Я пришел из подземного мира вместе с Ра из Дома Великого Старца в Гелиополе*. Я - один из духов, приходящих из подземного мира. Да будет дано телу моему все необходимое, душе моей - небеса и мумии моей -потайное место.

2. Пусть бог, который сам сокрыт и чье лицо сокрыто, который сияет над миром в своем образе и в мире подземном! даст моей душе вечную жизнь! Пусть великий Бог в своем диске пошлет лучи в подземный мир Гелиополя! Дай мне возможность входить и выходить из подземного мира без помех и препятствий.

Глава CLXIIIКниги мертвых имела своей целью не допустить распада человеческого тела в подземном мире и освободить его от душ, которые, по несчастью, были заперты в разных его частях. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо было зачитать эту главу над следующими тремя изображениями: 1) змеей с ногами, несущей диск и два рога на голове; 2) учатом или Оком Хора,

1 См. выше, с. 183.


^Типоцефал или предмет, помещенный под головой умершего Шаи-енена, чтобы сохранить тепло тела

в зрачке которого должна быть фигура Бога с поднятой рукой, с лицом божественной души, имеющего перья и спину как v сокола;

3) учатом, или Оком Хора,

в зрачке которого должна быть фигура Бога с поднятой рукой, и с лицом богини Нейт, имеющего перья и спину сокола.

Если это будет сделано,

умерший не будет возвращен к каким-либо вратамподземного мира, а будет есть и пить и отправлять естественныефункции,

 

 

Египетская магия '

как делал это на земле; и никто не восстанет против него;'Щщн во веки веков будет защищен от рук врагов своих.1

«Слова власти», приведенные в главе CLXIV, следовало зачитать над фигуркой богини Мут* с тремя головами. Первая голова должна быть похожа на голову богини Пехат и иметь перья; вторая — на человеческую голову, увенчан­ную короной Юга и Севера; третья — на голову коршуна и иметь перья. У фигурки была пара крыльев и лапы льва. Это изображение рисовалось черной, зеленой и желтой краской на куске полотна анес; перед ним и позади него были нарисованы карлики, носившие перья на голове. У каждого карлика одна согнутая в локте рука была поднята, каждый имел два лица: одно — сокола, другое — человека, — и тучное тело. Эти фигурки делались для того, чтобы умер­ший был

подобен богу среди богов подземного мира; он никогда, никогда не будет возвращен назад; его плоть и кости станут подобны плоти и костям тех, кто никогда не умирает; он будет пить воду из истока ручья; ему дадут поместье в Сехет-Аару; он станет звездой на небе; он отправится сражаться с чудо­вищным змеем Некау и с Таром, обитающими в подземном мире; он не будет закрыт вместе с закованными душами; у него будет сила, чтобы освободиться, где бы он ни находился; и черви не пожрут его.2

«Слова власти», приведенные в главе CLXV, как указы­вается в рубрике, необходимо зачитать «над фигуркой Бога с поднятой рукой и с перьями на голове; ноги его должны быть широко расставлены, а туловище сделано в форме жука, и он должен быть раскрашен голубой краской, состо­ящей из ляпис-лазури, смешанной с настоем камаи». Текст этот следует также прочитать над «фигурой с человеческой головой, у которой руки согнуты в локтях и отведены в стороны, а над плечами находятся головы баранов. *b

1 См. Chapters of Coming Forth by Day. - P. 292.

2 Cm. Chapters of Coming Forth by Day. - P. 294.


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

должен нарисовать фигурку Бога с поднятой рукой на куске полотна прямо над сердцем умершего и другую фигурку — над его грудью; но не позволяй богу Сукати из подземного мира узнать это». Если это будет сделано, «умерший будет пить воду из истока ручья и будет сиять, как звезды в небесах». Возможно, главы CLXII-CLXV были составлены несколько позже других.

Приведем еще один пример магических картинок Книги мертвых. Виньетка из главы CXLVIII содержит изображе­ния семи коров «и их быка» и четырех рулевых весел. Семь коров символизируют семь богинь Хатхор, бык, конечно же, — Ра, а четыре рулевых весла символизируют четыре стороны света и четыре кардинальные точки. В самом тексте есть имена коров и быка и названия рулевых весел, а также молитвы для погребальных жертвоприношений. Если все требуемое будет сделано для умершего, он будет получать «изобильную пищу во веки веков регулярно и постоянно». Изображения коров, их быка и рулевых весел должны были быть нарисованы в цвете на столе (?) и когда Ра, бог Солнца, поднимаясь, касался этих фигурок, друзьям умершего сле­довало положить подношения перед ними. Эти приношения таинственным образом достигали изображенных богов и божеств, а те в ответ даровали умершему все подношения или другие пищу и питье, которые ему требовались. Кроме того,

если это будет сделано... Ра станет руководить умершим, станет силой, защищающей умершего, и уничтожит всех его врагов в подземном мире, на небесах, на земле и в любом Другом месте, где бы тот ни оказался.

Ранее, при изучении египетских амулетов, мы видели,

что магической силой обладали как материал, из которого

°ни сделаны, так и написанные на них слова. В папирусах,

Днако, можно найти указания на то, что для получения

нужного результата иногда достаточно и одних написанных

°в. Такое развитие первоначальных идей представляется

°лне естественным, и заклинания, или «слова власти»,


 



 
 

 
 

 

 

Египетская магия

для использования которых не требовалось ничего, кроме написания их на папирусе или полотне, сразу стали попу­лярными среди всех слоев населения, особенно среди бед­ных и невежественных масс. На Востоке с незапамятных времен к написанным словам относились с уважением и благоговением. Жители этих мест с древнейших времен и по сей день надевают на себя или носят с собой копии священных книг или текстов, надеясь, что подобные «аму­леты» смогут защитить их. Вся египетская Книга мертвых и те ее фрагменты, которые особенно часто копировались на папирусах, состояли из серий «слов власти». Современный египтянин относится к Корану так же, как его предок относился к Книге мертвых. Интересный отрывок из тек­стов пирамиды Унаса (строка 583) гласит:

Кости и плоть, на которых ничего не написано, — несчастны, но смотри, на писаниях Унаса — большое клеймо, и смотри — это не маленькое клеймо.

Трудно понять этот отрывок целиком, но он, несомненно, как-то связан с обычаем класть в гробницу умершего папи­русы и другие предметы, обладавшие, как считалось, маги­ческой силой. В религиозных книгах древних народов всегда выделялись отрывки или разделы, считавшиеся более важ­ными, чем другие, а их большой объем в данном случае не должен вызывать у нас удивления. Египтяне использовали два варианта главы LXIV Книги мертвых: нет никаких сомнений в том, что более короткий вариант уже в далекие времена I династии* (около 4300 г. до н.э.) представлял собой краткое изложение всей книги и его чтение было столь же эффективным, как и чтение всего текста целиком1. Интерес­но отметить, что этот вариант называется Глава знания «Глав Выхода Днем» в одной главе и датируется временами Хесепти, царя I династии (около 4300 г. до н.э.), в то ре^я

' Аналогично арабы такое же большое значение, как всему Кор3"^ придают Фатихе («Открывающей книгу») или суре 1, а также той час суры СХИ, в которой описано Единство Бога.


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

как более длинный вариант, согласно преданию, был найден при Мен-кау-Ра (Микерине), царе IV династии (около 3600 г. до н.э.). Замечательным представляется и то постоян­ство, с которым определенные главы и формулы появляются в погребальных папирусах разных времен. По-видимому, когда-то в древности произошел естественный отбор, и в дальнейшем отдельные тексты копировались с добавления­ми или пропусками — в зависимости от того, что позволяли средства друзей умершего. Но одно известно точно: каждый человек в Египте умирал в твердой уверенности, что в своем путешествии в мир иной он будет снабжен «словами власти», которые помогут ему пройти весь путь беспрепятственно и получить в изобилии пищу и питье. Этот взгляд на «слова власти» мы можем проследить в следующих отрывках: Пусть бог Тот, преисполненный и облеченный «словами власти», придет и снимет пелены, даже пелены Сета, что 1. опутали мои уста... А что до «слов власти» и всех слов, которые Щ могут быть произнесены против меня, пусть боги противодей­ствуют им и пусть каждый из них противостоит им1. Смотри, я собираю «слова власти» отовсюду, где бы они ни находились, от любого владеющего ими; скорее, чем борзые, они и быстрее, чем свет.2

Крокодилу, который пришел к нему, чтобы отнять «слова власти», умерший говорит:

Сгинь, возвращайся, иди назад, крокодил, демон Суй! Ты не сможешь приблизиться ко мне, ибо я живу благодаря «словам власти», которые имею... Небеса имеют власть над временами года, а «слова власти» главенствуют над тем, что отдано им. Мои уста имеют власть над «словами власти», которые находятся в них3.

Я покрыт (?) и полностью снабжен магическими словами, о Ра, пребывающий на небесах надо мной и в земле подо мной.4

1 См. Chapters of Coming Forth by Day. — P. 70.

2 Ibid. - P 71

3 Ibid. - P. 81.

4 Ibid. - p. 84.


 



 

Египетская магия

Двум богиням-сестрам Мерт* умерший говорит:

Мое послание к вам — это мои «слова власти». Я сияю с ладьи Сектет, я — Хор, сын Исиды, и я пришел, чтобы увидеть отца своего Осириса.1

Я стал духом в своем обличьи, я стал хозяином своих «слов власти» и мне должно стать духом.2

Приветствую тебя, отрубающего головы и рассекающего лбы, тебя, стирающего «словами власти» память о зле с уст духов... Да не замолчат мои уста под твоими «словами власти»... Иди назад и отступи перед словами, которые богиня Исида произнес­ла, когда ты пришел изъять воспоминание о зле из уст Осириса.3

На амулете пряжки обычно писали слова:

Пусть кровь Исиды и силы (?) Исиды, и «слова власти» Исиды защитят это могущественное существо

и т. д., а Тот, обращаясь к Осирису, говорит:

Я — Тот, любимец Ра, властелин силы, доводящий до благо­получного завершения то, что он делает, могущественный обладатель «слов власти», пребывающий в ладье Миллионов Лет, властелин законов, покоритель двух земель

и Т. д.4

Все вышеизложенное позволяет нам не только судить о том, как велико было доверие умершего к «словам власти», но и объясняет их происхождение: слова эти исходили от бога Тота и богини Исиды. Следует напомнить, что Тот называется «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса», «изобретателем палитры и черниль­ницы», «властелином божественных слов», то есть священ­ных писаний и манускриптов. И так как он был властелином книг и владыкой силы речи, считалось, что он владеет всеми


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

знаниями — человеческими и божественными. При сотворе­нии мира именно он был тем, кто выразил в словах волю невидимой и неизвестной созидающей Силы и произнес эти слова так, что возник мир. Именно он.благодаря своим знаниям стал защитником и другом Осириса, Исиды и их сына Хора. Из текстов мы знаем, что Тот помогал этим трем богам не с помощью своей физической силы — он сообщал им «слова власти» и обучал, как пользоваться ими. Осирис, как известно, победил своих врагов, восстановил свое тело и стал царем подземного мира и богом мертвых. Но он смог сделать это только благодаря «словам власти» бога Тота, который дал ему эти слова и научил произносить их правильно и надлежащим тоном. Умерший убежден в этом и потому восклицает:

Приветствую тебя, Тот, с чьей помощью Осирис победил врагов своих, сделай так, чтоб и Ани победил врагов своих в присутствии великих и высших правителей из Татту

или любого другого места. Без полученных от Тота «слов власти» Осирис был бы бессилен перед атаками врагов, значит, и умерший, всегда отождествлявшийся с Осирисом, сможет победить смерть, но лишь с помощью «слов власти», которые он узнает из рукописей, погребенных вместе с ним. В сцене Суда именно Тот докладывает богам о результате взвешивания сердца. Он снабжает владельца взвешиваемо­го сердца словами, которые тот произносит в своем обраще­нии к богам, и сам говорит и делает все, что может, для его блага. Оставаясь защитником и другом Осириса, Тот стал опорой Исиде в ее бедах. Слова гимна говорят, что она знала, «как отвести злой рок», была

сильна языком и произносила известные ей «слова власти» правильно, не запинаясь, [она] была безупречна как в отдаче приказаний, так и в произнесении слов,'


 


1 Ibid. - Р. 87.

2 Ibid. - Р. 129.

3 Ibid. - Р. 150.

4 Ibid. - Р. 340 f.


' Chabas. Revue Archeologique. — 1857. — P. 65 ff.; Lebrain. Monuments ttens, p]. XXII ff. Из последних переводов см. мою First Steps in ti - P. 179-188.


 



 

 

Египетская магия ....

но это описание лишь подтверждает, что Тот научил ее искусству произнесения «слов власти». Однако она обязана ему не только этим. Найдя мертвое тело своего мужа Осириса, Исида птицей воспарила над ним, и удары крыль­ев ее рождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Своими «словами власти» она воскресила мертвое тело. От их объятий во время этой встречи родился Хор. Исида растила и воспитывала его в тайном убежище в тростнико­вых топях. Через какое-то время ее стал преследовать Сет, убийца ее мужа, который, по-видимому, захватил ее с сыном, как пленников, однако, благодаря помощи Тота, ночью Исида бежала. В дороге ее сопровождали семь скорпионов1, которых звали Тефен, Бефен, Местет, Месте-теф, Петет, Четет, Матет — последние трое указывали Исиде путь. Дорога привела их к болотам Пер-Суй2, к Городу Двух Богинь сандалий*, туда, где начинается боло­тистая страна Атху*. Продолжив путь, они дошли до Теба*3, где правитель построил дом для своих жен. Хозяйка дома, выглянув из двери и увидев издали Исиду, захлопнула перед ней дверь, ибо испугалась скорпионов. Тогда бедная женщина, жившая в болотах, впустила богиню в свою хижину. Скорпионы, посовещавшись, решили ужалить трус­ливую женщину, оскорбившую Исиду, избрав для этого Тефена. Он прополз под дверью в дом правителя, ужалил сына хозяйки и поджег дом. Сколько ни пытались люди погасить огонь, ничего не получалось, и не было дождя, чтобы потушить пожар, ибо это случилось не в сезон дождей. А несчастная женщина бежала по улицам города, громко крича от отчаяния и горя, ибо не знала, будет жив ее малыш или умрет.

Увидев это, Исида пожалела ужаленного ребенка, кото­рый не был виновен в том, что мать его захлопнула дверь

'История рассказана в знаменитой книге Metternichstele//Ed-Golenischeff. - Leipzig, 1877.

2 То есть Крокодилополис.

3 Город двух сандалий. Две сандалии были сделаны из ремня из ко*
бога Нехеса или Сета, противника Хора.

 

Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

перед богиней, и решила спасти его. Она крикнула обезу­мевшей матери:

Сюда, сюда! Мое слово — это талисман, возвращающий жизнь Я — дочь, хорошо известная и в твоем городе, и я изгоню зло силой произнесенных слов, которым научил меня мой отец ибо я — дочь от плоти его.

Чтобы оживить ребенка, Исида возложила на него свои руки и сказала:

Выйди, Тефен, сойди на землю, уходи отсюда, не проникай! Выйди, яд Бсфеиа, сойди в землю. Я Исида богиня, влады­чица «слов власти», творящая магические действа, и слова что произносит мой голос, есть чары. Повинуйся мне всякая тварь, что жалит, и беги очертя голову. О яд [Местета и] Местетефа, не поднимайся! О яд Петета и Четета, не прони­кай! О отрава Матета, беги очертя голову!

Затем богиня Исида произнесла слова заклинания, сообщенные ей Гебом, чтобы изгнать яд, и сказала: Выходи, уходи, отступай, яд,

добавляя слова «Мер-Pa»* утром и «Яйцо Гуся, выходящего из сикомора»* вечером, когда обращалась к скорпионам. Обе фразы были талисманами. После этого Исида заплака­ла, говоря, что она более одинока и несчастна, чем все люди в Египте, и подобна старику, отказывающемуся смотреть на прекрасных женщин и посещать их дома. После этого она приказала скорпионам отвратить от нее свои взоры и показать ей дорогу среди болот в тайное Место в городе Хебт. Затем она воскликнула:

Оживи, дитя, умри, яд! Пока солнце живо, яд мертв, —

а огонь в доме женщины погас, и небеса возрадовались сЛовам Исиды. Сказав, что

сын женщины был ужален, потому что мать его закрыла Дверь своего дома перед ней и не захотела ничего сделать для

Нее, .

 

 

 

Египетская магия

 

Исида вновь прокричала: 'й.лт'^'л'.

Оживи, дитя, умри, яд!

Тут сын женщины пришел в себя.

А Исида продолжала свое повествование:

Я, Исида, зачала ребенка и выносила Хора. Я, богиня, родила Хора, сына Исиды, на острове (или в гнезде) в стране болот Атху. Я возрадовалась этому весьма, ибо считала Хора даром, способным возместить мне потерю его отца. Я тщательно скрывала сына, тревожась за него, и он был воистину наделено спрятан, когда я отправилась в город Ам. Поприветствов его жителей, я вернулась назад к ребенку, чтобы дать ему грудь, по вдруг увидела, что мой младенец Хор, мое прекрасное, золотое дитя на пороге смерти. Он орошал землю влагой из своих глаз и пеной со своих губ, его тело окоченело, его сердце остановилось и ни один мускул его рук и ног не двигался1. Я страшно закричала от горя, и жители тростниковых топей сразу же сбежались ко мне из своих домов. Они скорбели о величайшем моем несчастье, но никто из них не открыл рта, чтобы сказать что-нибудь, ибо в глубокой печали были все, но не было никого, кто бы знал, как вернуть Хора к жизни. Тут ко мне подошла женщина, известная в своем городе, ибо принадлежала к благородному роду, и попробовала вдохнуть жизнь в Хора, но, хотя сердце ее было преисполнено знаний, сын мой оставался неподвижным.

Тем временем люди стали говорить, что сын боже­ственной матери Исиды защищен от нападок брата свое­го, Сета, и что ни Сет, ни кто-то иной не мог проникнуть сквозь растения, укрывавшие ребенка, а «слова власти» Тему, отца богов, «того, кто в небесах», должны были

1 Это точное описание состояния животного, ужаленного маленьким черным скорпионом из Египта и Судана. Я видел собаку полковника Драга, укушенную этим насекомым в Мероэ в 1897 году. Около часа она пребывала в состоянии Хора. Все сильно переживали, ибо хорошо знали и хозяина, и собаку. Когда же стало ясно, что больше невозможн поддерживать в ней жизнь, майор Грифитс с друзьями погрузили на несколько часов ее тело в бадью с очень горячей водой. А на закате собак вдруг стала нормально дышать и вскоре окончательно пришла в себя-


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

сохранить жизнь Хору. Наконец было обнаружено, что Хора ужалил скорпион и что эта тварь, «разрушающая сердце», ранила или даже убила ребенка.

В этот момент появилась Нефтида. Бродя по тростни­ковым топям, она горько оплакивала несчастье, постигшее ее сестру Исиду. С нею была Серкет, богиня скорпионов, которая снова и снова спрашивала: «Что же произошло с малышом Хором?»

Тогда Нефтида сказала Исиде:

Обратись к небесам с молитвой. Пусть прекратят гребцы ладьи работу свою, и пусть ладья Ра не сдвинется с места ради спасения Хора.

И тотчас же Исида воззвала к небесам, обратив свой голос к ладье Миллионов Лет. И остановилось Солнце, и его ладья не двигалась дальше, как и просила богиня. Из ладьи спустился бог Тот, наделенный магической силой, и обла­давший способностью приказывать так, что сказанные сло­ва исполнялись без промедления. И обратился он к Исиде:

О ты, богиня Исида, чьи уста знают, как произносить заклина­ния, никакое страдание не коснется ребенка Хора, ибо его здоровье и безопасность во власти ладьи Ра. Я сошел в этот день из священной ладьи Диска (Атена) на место, где это случилось вчера. Когда правит темнота, свет должен победить ее во имя здоровья Хора (или для защиты), ради его матери Исиды — и так будет с каждым, кто обладает тем, что написано здесь.

Совершенно ясно, что последовало за этим. Ребенок был возвращен к жизни к большой радости его матери Исиды, которая была очень признательна богу Тоту за то, что он пришел ей на помощь в таком горе, как смерть сына, точно так же, как он сделал это, когда умер ее муж. И Поскольку Исида оживила и мужа, и сына с помощью «слов власти» и талисманов, которыми она владела, считалось, "то любому смертному совершенно необходимо снискать ее Расположение и защиту, ибо в ее руках были вечная жизнь смерть. Со временем египтяне стали почитать Исиду все


 



 

 


Египетская магия

больше и больше и, считая ее владычицей богов и небес, приписывали ей силу, равную силе самого Ра. А в дошедшей до нас легенде из папируса, содержащего магическую фор­мулу против яда всех гадов, описано, как Исида попыталась лишить Ра его силы, чтобы самой стать хозяйкой вселенной. Эта легенда записана в хранящемся в Турине иератическом папирусе1, впервые расшифрованном М. Лефебюром. Мы приводим ее перевод.

'

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

Budge... Эрнест А Уоллес... Бадж...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Перевод с английского Третье издание Москва АЛЕТЕЙА     УДК 21 ББК 86.31 Б151 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ  

ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА
Мзучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнаю­щего, всемогущего, непостижимого, тв

III. Из папируса Ани3.
Это прекрасное сочинение — отчасти гимн, отчасти молитва — представляет для нас исключительный интерес. Слава тебе, Диск, ты владыка лучей, поднимающийся над горизонтом изо дня в день! Осв

ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ
Jjo все известные нам периоды истории Египта жители этой страны верили в божественное происхождение Осириса, в то, что он

БОГИ» ЕГИПТЯН
О этой книге мы часто упоминали о египетских «богах», и сейчас настало время объяснить, кем и чем они были. Мы уже показал

СУД НАД МЕРТВЫМИ
Depa в то, что все совершенное человеком при жизни будет рассматриваться и оцениваться божественными силами пос­ле его смерти, возникла в самый ранний период развития египетской цивилизации и остав

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Сэру Дж. Норману Локиеру, кавалеру ордена Бани 2-й степени, члену корол

О ДРЕВНОСТИ МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ЕГИПТЕ
Jj первой книге этой серии была сделана попытка изложить идеи и верования древних египтян относительно Бога, «богов», Суда

МАГИЧЕСКИЕ КАМНИ И АМУЛЕТЫ
•■/!■! Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались ег

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ
Выше уже говорилось о том, что имя, символ или изобра­жение бога или демона могли служить амулетами и защи­щать тех, кто и

Легенда о Ра и Исиде
Глава о боге богов, создавшем самого себя и сотворившем небо, и землю, и ветры [дающие] и жизнь и огонь, и богов, и людей, и диких зверей, и скот, и гадов, и птиц в небе, и рыб в морях, о царе люде

МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА
11гиптяне, как и все другие народы Востока, очень большое значение придавали знанию имени. И живым, и мертвым было необход

МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ
  ).-.'.■ л». В предыдущих главах мы говорили о том, как египтяне использовали амулеты, магические камни, слова, изображе­ния и имена для добрых или злых дел. Те

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги