рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ

МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ - раздел Религия, ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ   ).-.'.■ Л». В Предыдущих Главах Мы Гово...

 

).-.'.■ л».

В предыдущих главах мы говорили о том, как египтяне использовали амулеты, магические камни, слова, изображе­ния и имена для добрых или злых дел. Теперь нам осталось рассмотреть магические церемонии, в которых мастерство магов-жрецов проявлялось в наибольшей степени и пресле­довало самые высокие цели. К этим церемониям относятся обряд сохранения тела умершего в виде мумии и мистичес­кие действия по восстановлению его естественных функций. Принимая во внимание то, какую возвышенную жизнь ведут души благословенных умерших на небесах вместе с богами, трудно понять, почему египтяне так старались сохранить физическое тело от разложения. Ни один египтянин, верив­ший Священным писаниям, не думал, что его тленное тело вознесется на небеса и будет жить там среди богов; напротив, в текстах четко сказано, что тело остается на земле, в то время как душа пребывает на небесах. Но какая-то причина, из-за которой сохранение тела было абсолютно необходимо, существовала наверняка, ибо искусство мумификации про­цветало в Египте в течение нескольких тысячелетий; буДь это просто данью обычаю и традиции, царь и жрец, придвор­ный и простолюдин, богатый и бедный не стали бы обреме нять своих родственников и наследников бесполезным обр дом и расходами на дорогие погребальные церемонии, п


Глава VI. Магические церемонии

первый взгляд также кажется странным, что египтяне дела­ли все возможное, чтобы обеспечить умершего регулярными погребальными жертвоприношениями, ибо, обращаясь к рассмотрению этого вопроса, мы видим, что в обеспечении благополучия умершего ничто не было предоставлено на волю случая. Так, папирус содержал несколько однотипных молитв и рисунков с формулами, цель которых была одна — дать умершему еду и питье. Любой молитвы или рисунка для этого было бы вполне достаточно, но египтяне считали что в таком важном деле лучше подстраховаться, и если существовало хоть малейшее сомнение в эффективности какого-либо текста, к нему сразу же добавляли еще один или даже несколько, служащих той же цели. Поскольку после смерти физическому телу свойственно разлагаться, самым важным делом была мумификация различных его членов: ни один из них не должен быть быть изъят и не должен был подвергнуться разложению и тлению из-за случайной ошиб­ки при произнесении необходимых «слов власти» или из-за небрежного выполнения какой-то церемонии или обряда Египтянин утверждал, что он бессмертен, и верил, что будет наслаждаться вечной жизнью в духовном теле, но, тем не менее, пытался посредством магических церемоний и «слов власти» сделать вечным и существование своего тленного тела. Он верил, что в обители богов будет питаться боже­ственной и вечной пищей, но в то же время не жалел ни средств, ни усилий, чтобы обеспечить регулярную доставку в свою гробницу земной пищи в виде жертвоприношений скота, птицы, лепешек, хлеба и т. п. Египтяне мумифициро­вали своих умерших и пеленали их, а затем, совершая магические церемонии и произнося «слова власти», пыта­лись вернуть им способность по своему желанию есть, пить говорить, думать и двигаться. Создается впечатление, что им никогда не приходило в голову, будто боги могут действо­вать и без их помощи, а картинки или изображения сцен *Изни, смерти, погребения и воскрешения Осириса, на к°торые они так слепо полагались, могут оказаться менее Действенными, чем реальная сила самого бога.

 

Египетская магия

Исследование мумий дало нам достаточно точную и полную информацию о том, как готовились к пеленанию и обряжались тела умерших, а средства, применявшиеся для сохранения наиболее уязвимых частей тела, хорошо извес­тны из сочинений греческих и других авторов. Что касается самого способа пеленания, перечня применявшихся при этом мазей и материалов и «слов власти», произносимых при наложении каждого бинта на свое место, то для их изучения следует обратиться к очень интересному папиру­су, переведенному и опубликованному Г. Масперо под на­званием «Le Rituel de l'Embaumement»1 («Ритуал бальзамиро­вания»). Первая часть папируса, в которой, возможно, содержались указания по экзентерации (извлечению внут­ренностей) тела, отсутствует, однако раздел, относящийся к пеленанию, сохранился полностью. Он начинается с обра­щения к умершему:

Благовония из Аравии принесены тебе, чтобы сделать твой запах совершенным с помощью божественного аромата. При­несены тебе жидкости от Ра, чтобы был у тебя... прекрасный запах в Зале [Суда]. О благоуханная душа великого бога, ты издаешь такой сладкий аромат, что лицо твое никогда не будет меняться и портиться... Твои члены станут юными в Аравии, а твоя душа появится над твоим телом в Та-нетер (т. е. «божественной земле». — У.Б.).

После этого жрец или бальзамировщик должен был взять чашу с жидкостью, в состав которой входило десять благовоний, и дважды намазать тело с головы до ног, особое внимание уделяя голове. Затем он должен был сказать:

Осирис (т. е. умерший. — У.Б.), ты получил благовония, которые сохранят твои члены нетленными. Ты получаешь источник [жизни] и принимаешь форму великого Диска (т. е. Атена. — У.Б.), который соединяется с тобою, чтобы дать бессмертие твоим членам. Ты воссоединишься с Осирисом в Великом Зале. Мазь проникает в тебя, чтобы укрепить твои

1 См.: Memoire sur quelques Papyrus du Louvre. — Paris, 1875. 268


Глава VI. Магические церемонии

члены и возрадовать твое ссрдЦе, и ты явишься в образе Ра. Благодаря ей ты будешь здоров, когда вечерней порою восся­дешь на небесах и твой аромат будет разливаться в помах Акерта*... Ты получаешь кедровое масло в Аментете, и кедр, исходящий от Осириса, входит в тебя; он избавит тебя от врагов твоих и защитит в номах. Душа твоя опускается на священный сикомор, ты взываешь к Исиде, и Осирис слышит твой голос, и Анубис приходит, чтобы призвать тебя. Ты получаешь масло страны Many*, пришедшее с Востока, и Ра восходит над тобой у врат горизонта возле священных дверей Нейт. Ты проходишь их, твоя душа теперь в высших небесах, а тело-на нижних... О Осирис, пусть Око Хора навеки передаст то, что расцветает в нем, тебе и твоему сердцу!

После произнесения этих слов церемонию повторяли еще раз. Затем вынутые из тела внутренние органы клали для пропитки в «жидкость сыновей Хора», читали над ними соответствующие тексты и помещали в погребальные сосу­ды. Сосуды ставили на тело, при этом позвоночник был погружен в священное масло, а лицо обращено к небу. Затем на позвоночник накладывались бинты Себека и Седи. В длинной речи, обращенной к умершему, говорилось, что эта жидкость — «тайная», она представляет собой эманацию богов Шу и Себа, и что смолы Финикии и битум Вавилона дадут ему возможность упокоиться в подземном мире, возвратят ему ноги, облегчат движения и освятят шаги в Зале Себа*. После этого умершему преподносили золото, серебро, ляпис-лазурь и бирюзу, а также хрусталь для освещения лица и сердолик для укрепления поступи. Эти амулеты обеспечивали свободу передвижения в загробном мире. Позвоночник все это время оставался в масле, а лицо было обращено к небу. Ногти на руках и ногах покрывали золотом. После этого, обернув каждый палец в полотно из Саиса, обращались к усопшему:

О Осирис, ты получаешь золотые ногти, твои пальцы из золота, а большой палец - из металла ему (или уасм. У.Б.); жидкость Ра проникает в тебя, как и в божественные члены Осириса, и ты сможешь передвигаться в вечной обители на

 

 


Египетская магия

своих ногах. Ты простер свои руки в дом вечности, ты совершенен в золоте, ты ярко сияешь в металле ему, и твои пальцы блестят в жилище Осириса, в святилище самого Хора. О Осирис, горное золото вошло в тебя, это священный талисман богов в их обителях, и оно освещает твое лицо на нижних небесах. Ты пребываешь в золоте, ты являешься в металле ему, и обитатели Ре-стау принимают тебя. Те, кто находятся в погребальных урнах, радуются, что ты превратил­ся в золотого сокола с помощью своих амулетов (или талис­манов. — У.Б.) из Города Золота...

Затем жрец, олицетворявший Анубиса, подходил к умершему, совершал над его головой магический обряд и определенным образом накладывал на нее бинты. Когда голова, рот и лицо хорошо пропитывались маслом, на лоб накладывался бинт Нехеб, на лицо — бинт Хатхор, на уши -бинт Тота, на затылок — бинт Небт-Хетепа. Всю голову целиком обматывали двумя бинтами Сехет: бинты или куски полотна покрывали оба уха, ноздри и щеки. Лоб покрывали четыре куска полотна, макушку — два, рот -снаружи и внутри — по два, подбородок — два, затылок -четыре больших куска. Всего на лице должно было распо­лагаться двадцать два куска, справа и слева поверх ушей. Далее обращались к Владычице Запада*:

Позволь дыханию войти в голову умершего в загробном мире, позволь ему видеть своими глазами и слышать своими ушами, дышать своим носом, издавать звуки своим ртом и говорить своим языком. Услышь его голос в Чертоге Маати и речь его в Зале Себа в присутствии Великого Бога, владыки Аментета.

Потом говорили о наслаждениях и удовольствиях, обес­печенных умершему в будущей жизни благодаря маслам, мазям (тщательно перечисляемым и описываемым) и изо раженным на бинтах магическим фигуркам, упоминал также защитные свойства бирюзы и других драгоцен камней. После смазывания маслом и накладывания мирР^ и смолы объявлялось, что умерший «обрел свою голову она никогда не отделится от него. В результате церемо относящихся к голове, умерший получал возможное


Глава VI. Магические церемонии

ти в сонм святых и совершенных духов, его имя прославля­лось людьми, жители небес встречали его душу, существа подземного мира склонялись перед его телом, живущие на земле поклонялись ему, а обитатели погребальной горы возвращали ему молодость. Кроме этого, Анубис и Хор делали совершенными его бинты, а бог Тот защищал его члены своими магическими «словами власти». Сам умер­ший узнавал магические формулы, необходимые для того, чтобы проложить путь в подземный мир, и учился правиль­но произносить их. Все это он обретал благодаря бинтам и мазям, обладающим магическими именами и свойствами, «словам власти», произнесенным жрецами во время ритуала бальзамирования, а также церемониям, которые жрец, оли­цетворявший Анубиса, совершил над его телом, имитируя то, что в древности сделал сам Анубис для мертвого бога Осириса.

Далее по ритуалу бальзамирования следовал обряд мумификации и пеленания кисти левой руки. Кисть рас­прямляли на куске полотна и, надев браслет, наполняли ее тридцатью шестью (по числу ипостасей бога Осириса) веществами, необходимыми для бальзамирования. После этого кисть обматывали кусками полотна в шесть слоев, на каждом куске были нарисованы фигуры Исиды и Хапи. Кисть правой руки обрабатывали так же, но на бинтах были изображены фигуры Ра и Амсу. Произнесенные над кистя­ми рук магические слова обеспечивали им божественную защиту. После того как церемонии для правой и левой руки были завершены, ступни, голени и бедра натирали маслом черного камня и священным маслом. Пальцы оборачива­лись полотном; куски полотна, на которых была нарисована Фигура шакала, накладывались на каждую голень (фигурка, НаРИсованная на правой голени, олицетворяла Анубиса, на евой — Хора). На голени и вокруг них клали цветы Растения анхам и другие вещества, после чего их смачивали Дои, настоенной на смоле эбенового дерева, и священным cjiom, произнося соответствующие обращения. На этом Ремония пеленания завершалась. Все, что можно было

 

 

Египетская магия

сделать для сохранения тела, было сделано, каждый его член был защищен и увековечен с помощью «слов власти», превративших тленную материю в нетленную. После зак­репления последнего покрова из пурпурного или белого полотна тело было готово к погребению.

Описанный выше ритуал бальзамирования, по-видимо­му, относится к позднему периоду египетской истории, и, хотя отображенные в нем идеи и верования так же стары, как и вся египетская цивилизация, сам он, похоже, был создан взамен более старого и тщательно продуманного обряда, который использовался еще во времена строитель­ства Большой пирамиды и был частью более сложных церемоний, до сих пор не понятых полностью. Проведение всех церемоний занимало, очевидно, несколько дней, и, конечно, лишь богатые люди могли позволить себе расходы на столь сложный обряд погребения. Для бедных отдельные церемонии значительно сокращались даже в очень древние времена. Наиболее важной в ритуале была церемония Отверзания уст и очей, совершавшаяся над мумией или над статуей, изображавшей ее. Как уже говорилось, египтяне верили, что свойства человека могут быть переданы его статуе, поэтому все, что делалось со статуей забальзамиро­ванного человека, относилось и к его мумии. Использование статуи вместо мумии имело явные преимущества, посколь­ку позволяло совершить церемонию в любое время, в любом месте и без мумии. Обычно церемония проводилась в специальном помещении у входа в гробницу или вне ее в ритуально очищенном или освященном месте. В ней прини­мали участие: (1) Жрец хер-хеб* — высшее духовное лицо, державший в руке свиток папируса. (2) Жрец сем*-(3) Смер* — возможно, близкий друг умершего; (4) Са-мер-эф1либо сын умершего, либо кто-то, представлявший сына. (5) Черау-ур — женщина, представлявшая ИсидУ-

(6) Черау-шераут — женщина, представлявшая НефтидУ-

(7) Менху — убийца. (8) Ам-аси — жрец. (9)Ам-хент -

1 То есть «Сын, любящий его».

 


Глава VI. Магические церемонии

жрец. (10) Люди, представлявшие вооруженную охрану Хора. Все они разыгрывали сцены, изображающие события, происходившие при погребении бога Осириса, с которым в данный момент отождествлялся умерший. Женщины ис­полняли роли богинь Исиды и Нефтиды, а мужчины — роли богов, помогавших богиням выполнить их священный долг. Из рисунков1 к текстам2, относящимся к церемонии отвер­зания уст и очей, видно, что обряд начинался с кропления вокруг статуи водой из четырех сосудов по четырем сторо­нам света и обращения к богам Хору, Сету, Тоту и Сепу* — благодаря этому умерший получал возможность пользо­ваться своей головой. Вслед за окроплением происходило очищение ладаном из четырех кадильниц, также по четырем сторонам света. С помощью этого ароматического вещества происходило открытие уст умершего и укрепление его сердца. В этой сцене жрец сем облачался в шкуру коровы и ложился на ложе, делая вид, что спит, но жрец Ам-аси, в присутствии хер-хеба и жреца Ам-хент, будил его. Жрец сем садился на скамью и вместе с разбудившими его тремя жрецами представлял четырех сыновей Хора3, или богов с головами сокола, павиана, шакала и человека соответствен­но. Жрец сем говорил:

Я видел отца моего во всех его обличьях.

Все остальные по очереди повторяли ту же фразу. Смысл этой части церемонии трудно объяснить, но Г. Мас-перо4 считает, что она была предназначена для возвращения телу тени (хаибит), которая отделилась от него после смерти. После того как было завершено предварительное

1 См.: Dumichen. Der Grabpalast des Patuamenap. — Leipzig. — Vol. I,
1884; Vol. II, 1885; Vol. HI, 1894; Champollion. Monuments. - Paris, 1845. -
T. Ill, plates 243-248.

2 См.: Schiaparelli. II Libro dei Funerali degli antichi Egiziani. — Turin,
1882; Maspero. Le Rituel du sacrifice funeraire//Revue de l'Histoire des
Religions. - T. 15. - P. 159 ff.

3 To есть Местха, Хапи, Туамутефа и Кебсеннуфа.

4 Maspero. Le Rituel du sacrifice funeraire // Revue de l'Histoire des
Religions. - T. 15. - P. 168.

 

Египетская магия

очищение и тень вновь соединялась с телом, к статуе или мумии подходили мужчины, играющие роли воинов Хора. Один из них, взяв на себя роль Хора, сына Осириса и Исиды, прикасался ко рту мумии своим пальцем. Затем хер-хеб готовился к жертвоприношению, служившему напоминани­ем об убийстве в древности злых духов — друзей Сета. Душа Хора, по-видимому, пребывала в его Оке, и Сету почти удалось уничтожить его, но Хор победил Сета и сохранил свое Око. Приближенные Сета превратилась в животных, птиц и рыб, но они были пойманы и обезглавлены, однако Сет, превратившись в свинью, сумел бежать. Жертвопри­ношение состояло из одного или двух быков (или коров), двух газелей или антилоп и уток. После закалывания быка ему отрезали передние ноги, после чего вынимали сердце и приносили его в жертву статуе или мумии. Окровавленную ногу брал жрец сем и прикасался ею (или делал вид, что прикасается) ко рту и глазам четыре раза. Убитые газели или антилопы и утки просто приносились в жертву перед статуей. Затем жрец сем говорил статуе:

Я пришел обнять тебя, я — твой сын Хор, я целую твои уста, я твой сын, я люблю тебя... Твои уста были закрыты, но я восстановил для тебя твои уста и твои зубы.

Потом он брал два крюка ]J^?, называемые «себ-ур» и «тунтет», и прикасался ими ко рту статуи или мумии, а хер-хеб говорил:

Твои уста были закрыты, но я восстановил для тебя твои уста и твои зубы. Я отверзаю для тебя твои уста, я открываю для тебя твои очи. Я отверз для тебя твои уста крюком Анубиса. Я отверз для тебя твои уста крюком Анубиса, железным крюком, которым отверзали уста богам. Хор, открой уста-Хор, открой уста! Хор открыл уста мертвому, как открыл о в древние времена уста Осириса железом, которое пришло о Сета, железным крюком, которым он отверзал уста богам, открыл им твои уста. Умерший будет ходить и говорить, и тело будет с Великим сонмом богов в Великом доме Древ шего в Анну, и он получит там корону уререт от властелина человечества.


Глава VI. Магические церемонии

Так происходило открывание уст и очей умершего. После этого жрец сем брал в руки магический жезл, назы­ваемый урхекау, то есть «могущественный в магии» — странную, изогнутую палку, увенчанную головой барана, обвитой уреем. Он прикасался им четыре раза ко рту и глазам статуи или мумии, а хер-хеб зачитывал длинный текст о том, что благодаря этой части церемонии умерший получает все блага, которые получил в свое время Осирис благодаря Нут, Хору и Сету. Ранее говорилось, что каждый умерший надеялся обрести хекау, «слова власти», необходи­мые ему в потустороннем мире, но без рта он не мог бы их произносить. Теперь, когда уста или, точнее, их функция была возвращена умершему, важно было дать ему не только сами «слова власти», но и способность произносить их правильно, чтобы боги и другие существа слышали их и повиновались им. Четыре прикосновения жезла урхекау к губам умершего наделяли его способностью правильно произносить нужные слова на севере, западе, юге и востоке. Затем совершался ряд церемоний, которые позволяли «сыну, любящему его» или тому, кто представлял его, принять участие в открывании уст отца. Он брал в руку металличес­кий резец и касался им рта и глаз статуи, затем жрец сем касался их мизинцем и маленьким мешочком с кусочками красного камня или сердолика. Г. Масперо считает, что это Должно было восстановить цвет губ и век, изменившийся при мумификации. «Сын, любящий его» брал четыре пред­мета, называвшихся «железо Юга и железо Севера», и прикасался каждым из них по четыре раза ко рту и глазам, а хер-хеб читал соответствующий отрывок, в котором гово­рилось, что рот и губы мумии или статуи укреплены. После этого жрец сем приносил из инструмент, называвшийся «пещ-ен-кеф» ^Г, и касался им рта мумии или статуи, Произнося при этом:

О Осирис, я упрочил обе челюсти твои, и они теперь отделены;

° есть бинты, связывающие их, больше не будут мешать имению челюстей, если умерший захочет есть. Затем


 



 

Египетская магия

жрец сем приносил корзину или сосуд с некоей пищей, имевшей форму шариков, и по приказанию хер-хеба подно­сил ее ко рту мумии. Потом он брал перо страуса и взмахивал им четыре раза перед лицом мумии, но с какой целью — нам неясно. Таковы церемонии, которые требова­лось совершить для восстановления земных функций тела. Однако напомним, что пока в жертву был принесен только «бык Юга», нужно было пожертвовать еще и «быка Севера», соответственно повторив все церемонии. Только тогда умер­ший получал возможность ходить по всей земле, куда пожелает. С самых давних времен египтяне делили мир на две большие части, Юг и Север, каждая из которых имела своих богов. Умерший должен был добиться благосклонно­сти и тех, и других, поэтому все наиболее важные религи­озные церемонии повторялись дважды. Позже каждая из этих частей мира была поделена пополам, и четырьмя частями стали править четыре сына Хора, поэтому молитвы и формулы произносились уже четыре раза: по одному в честь каждого бога. И на этот счет в описании ритуала давались четкие указания.

Ограниченный объем этой книги не позволяет описать все сцены церемонии отверзания уст и очей, изображенные в гробницах и других местах. На с. 277 приведен рисунок, изображающий эту церемонию, часто встречающийся в папирусах XVIII и XIX династий. Справа мы видим пира­мидальную гробницу на Фиванском холме, дверь ее откры­та. Около гробницы — погребальная стела с закругленной вершиной, на ней нарисована фигурка умершего, восхваля­ющего Осириса, и написана молитва богу о погребальных жертвоприношениях. Анубис, бог мертвых, обнимает му­мию, показывая, что готов взять умершего под свое покро­вительство. Наша, жена умершего, застыла, плача, перед мумией, а у ее ног преклонила колени другая плачущая женщина, возможно, его дочь. Анубис и мумия стоят на слое песка, насыпанного для освящения земли. Жрец, одетый в шкуру пантеры, держит в одной руке кадильницу с дымя­щимся ладаном, а в другой — вазу, из которой он кропит


Глава VI. Магические ЦеремОшш


 

водой. Один помощник держит «тунтет» и «себ-ур» правой руке и «урхекау» — в левой, а другой подн0сит четыре вазы с мазями. В нижней части изображена корова с теленком и два человека, несущие к мумии заднюю ногу по-видимому, только что отрезанную от убитого быка и

Церемония отверзания уст, производимая с мумией Хунефера, Около 1350 г. до н.э. (из папируса Хунефера, лист 5)

сердце, только что вынутое из него. На столе мы видим «месхет», «пеш-ен-кеф» и другие приспособления, два набо­ра из четырех ваз для мазей и масла, мешочки с краской Железо Юга и Севера и т. п. Текст, написанный короткими вертикальными столбцами над рисунком, гласит:

Глава отверзаиия уст статуи Осириса, царского писца Хуле-фера, которая должна быть исполнена, [когда] его лицо будет


 



 

 

Египетская магия

обращено к югу [и когда статуя будет поставлена] на песок за ним. И хер-хеб скажет четыре раза жрецу сему, обходящему

;-р. статую с четырьмя вазами с водой: «Ты очищен очищением

, Хора, и Хор очищается твоим очищением. Ты очищен очище-

* нием Тота, и Тот очищается твоим очищением. Ты очищен

очищением Сепа, и Сеп очищается твоим очищением. Ты

,., очищен очищением Себа, и Себ очищается твоим очищением.

1 ' Чист. Чист». [Сказать] четыре раза. «Благоухание от ладана Хора приходит к тебе, и благоухание твоего ладана достигает Хора. Благоухание от ладана Тота приходит к тебе, и благо­ухание твоего ладана достигает Тота. Благоухание от ладана Сепа приходит к тебе, и благоухание твоего ладана достигает Сепа. Благоухание от ладана Себа приходит к тебе, и благо­ухание твоего ладана достигает Себа».

Приведенные слова — это все, что писец счел необходи­мым дать в папирусе Хунефера, очевидно, сократив, на­сколько это возможно, описание церемонии отверзания уст и очей.

За отверзаиием уст следовал ряд других, менее важных церемоний, во время которых мумии или статуе подноси­лись благовония, мази и различные украшения. Все это хотя и не было жизненно необходимо умершему, все же считалось достаточно важным, чтобы сделать выполнение этих цере­моний почти обязательным. Среди предметов, подносимых умершему, наиболее важная роль отводилась благовониям и ароматическим мазям, и это не удивительно. На Востоке с незапамятных времен особое значение придавали опреде­ленным видам масел и их магическим свойствам, а место, которое они занимали в церемониях и ритуалах многих народов, доказывает, что их считали очень сильным сред­ством. Живые использовали масло для смягчения кожи и для защиты ее от палящих лучей солнца. Тела умерших натирали маслом во время мумификации, чтобы их кожа могла, благодаря магическим словам, произносимым при этом, всегда оставаться мягкой и чтобы раны, нанесенные при мумификации, заживали благодаря его целебным свой­ствам. Обратившись к медицинским папирусам Египта, мы


I. Магические церемонии

видим, что масло присутствует во мноп.,,

г "шигих рецептах египет-

ских врачей, столь же необходимо онп й,

, и °Ыло магам1, незави-

симо ОТ ТОГО, ТВОрИЛИ ОНИ Добро ИЛИ Чтг^ л/Г

/- Ло- Масло, вероятно

употреблялось также и для осуЩествЛения Рщеиий'

поскольку именно так использовали его *рецы ПрИ Рсов '
нии важных религиозных церемоний. Любопытный пример
подобного употребления приводит ЛуКиан2> рассказывая
как женщина, пользуясь маслом, пРевратилась в ночного
ворона. Она разделась, подошла к Лампв) б а

зернышка благовонии в пламя и произНесла нужные слова Затем подошла к большому сундуку с бутылками и вынула одну из них, в которой, по мнению автора, было масло. После того как она натерла жидкостью все тело с головы до самых кончиков пальцев ног, на ней стали вырастать перья и крылья, а вместо носа появился загнутый роговой клюв За короткое время она стала во всем похожей на птицу увидев что хорошо оперилась, она поднялась в воздух, издавая крик ночного ворона, и вылетела в окно.* Чтение многих глав Книги мертвых сопровождалось рядом интересных церемо­ний, но, поскольку они лишь иллюстрируют описанные выше верования, нет надобности упоминать о них здесь

1 См. описание «церемонии жука» на с. 175

г Lucius sive Asinus, xlii 12 // Ed. Didot. - p. 449. Также ср. § 54 (p 466)

Судя по словам урюшт ueuaveuuevo i -(LuciussL Asinus, хШ., 5^^ Х^^ТС

верит, что превращен в осла при помощи «заколдованного масла».


 

 



Глава VII

ОДЕРЖИМОСТЬ, СНЫ,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

Budge... Эрнест А Уоллес... Бадж...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Перевод с английского Третье издание Москва АЛЕТЕЙА     УДК 21 ББК 86.31 Б151 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ  

ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА
Мзучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнаю­щего, всемогущего, непостижимого, тв

III. Из папируса Ани3.
Это прекрасное сочинение — отчасти гимн, отчасти молитва — представляет для нас исключительный интерес. Слава тебе, Диск, ты владыка лучей, поднимающийся над горизонтом изо дня в день! Осв

ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ
Jjo все известные нам периоды истории Египта жители этой страны верили в божественное происхождение Осириса, в то, что он

БОГИ» ЕГИПТЯН
О этой книге мы часто упоминали о египетских «богах», и сейчас настало время объяснить, кем и чем они были. Мы уже показал

СУД НАД МЕРТВЫМИ
Depa в то, что все совершенное человеком при жизни будет рассматриваться и оцениваться божественными силами пос­ле его смерти, возникла в самый ранний период развития египетской цивилизации и остав

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Сэру Дж. Норману Локиеру, кавалеру ордена Бани 2-й степени, члену корол

О ДРЕВНОСТИ МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ЕГИПТЕ
Jj первой книге этой серии была сделана попытка изложить идеи и верования древних египтян относительно Бога, «богов», Суда

МАГИЧЕСКИЕ КАМНИ И АМУЛЕТЫ
•■/!■! Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались ег

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ
Выше уже говорилось о том, что имя, символ или изобра­жение бога или демона могли служить амулетами и защи­щать тех, кто и

МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ
Такследует из сказанного выше, египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно ожи­

Легенда о Ра и Исиде
Глава о боге богов, создавшем самого себя и сотворившем небо, и землю, и ветры [дающие] и жизнь и огонь, и богов, и людей, и диких зверей, и скот, и гадов, и птиц в небе, и рыб в морях, о царе люде

МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА
11гиптяне, как и все другие народы Востока, очень большое значение придавали знанию имени. И живым, и мертвым было необход

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги