рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ - раздел Религия, ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ Ег...

Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечены с помощью лекарств, а для лечения других необхо­димо еще и произнесение «слов власти». Есть все основания считать, что некоторые болезни приписывались воздействию злых духов или демонов, способных проникать в человечес­кое тело и поражать его в меру своей зловредности и могущества1, но, к сожалению, в текстах об этом почти не

1 Еще в 1895 г. эта вера существовала в Ирландии. Согласно газете «Times» от 2, 3, 6 и 8-го апреля, 1 апреля в Клонмеле был осужден некий Майкл Клери за то, что он 14 марта сжег жену свою Бриджит двадцати семи лет, полагая, что она ведьма. Вследствие этого бедная женщина умерла. Это случилось в Балтивадхене (графство Типперэри). Джоанна Берк под присягой показала, что покойная готовила отвар из трав, когда ее муж стал требовать от нее во имя Отца, Сына и Святого Духа ответить, действитель­но ли перед ним его жена. Он раздел ее донага, швырнул на пол и, облив парафином, поджег. Установлено, что в этом ему помогали Дж. Данн, П. Кеннеди, В. Кеннеди и другие. Чтобы «изгнать овладевшую ею ведьму», ей не давали сбить огонь. Затем ее уложили на кровать и начали трясти, а Майкл Клери при этом возглашал: «Изыди вон», имея в виду злого ДУха или духов. В 6 часов утра 15-го марта послали за священником, чтобы тот изгнал духов, которые, по их мнению, заполнили весь дом. Все это врем в доме находился и собиратель трав по имени Денис Ганев. Он также ь обвинен как подстрекатель убийства. Все арестованные были призна ^ виновными и осуждены на следующие сроки: М. Клери — 20 лет, Дж. Дан ^ Згода, П.Кеннеди - 5 лет, В.Кеннеди - 18 месяцев, Дж. Кеннеди^ 18 месяцев, Боланд Кеннеди — 6 месяцев, Майкл Кеннеди — 6 месяц


Глава VII. Одержимость, сны, привидения...

говорится. Однако существует одно любопытное подтверж­дение веры других народов в то, что египтяне могли исцелять одержимых. Этот случай современники сочли столь примеча­тельным, что рассказ о нем был записан на стеле*1 и помещен в храме2 бога Хонсу в Фивах, чтобы каждый мог прочитать его и узнать о необыкновенном излечении. Рассказ повествует о ■ том, что, когда царь Рамсес II был в Месопотамии, «как это бывало каждый год», главы соседних государств в знак уважения поднесли ему в дар золото, ляпис-лазурь, бирюзу и все, чем богата их земля. Чтобы снискать доброе расположе­ние и покровительство царя, а при возможности даже заклю­чить союз, каждый старался превзойти своего соседа роско­шью даров. Среди прибывших был правитель Бехтена, кото­рый в качестве лучшего из своих даров представил Его Величеству свою старшую дочь-красавицу. Увидев ее, царь понял, что никогда не встречал девушки более прекрасной, присвоил ей титул «Царская супруга, Главная владычица, Ра-неферу» (то есть «красота Ра, бога Солнца») и взял ее с собой в Египет. Там он женился на ней. Прошло 15 лет. Однажды Его Величество отправился в Фивы на праздник Амена-Ра. Туда же прибыл и посол от правителя Бехтеиа с богатыми дарами для царственной госпожи Ра-неферу. Представ перед царем, посол почтительно обратился к нему:

Слава и хвала тебе, о Солнце народов. Да будем мы жить в твоем свете!

Произнеся это, посол трижды поклонился до земли и сказал:

Я пришел к тебе, о мой Верховный Владыка, ради госпожи Бент-энт-решт, младшей сестры царской супруги Ра-неферу, ибо, увы, злая болезнь поразила ее тело. Я умоляю Ваше Величество послать врачевателя3, чтобы он осмотрел ее.

сание и - Paris, 1858. «знатока вещей».
une

Впервые опубликовано Prisse. Monuments Egyptiens. — Paris, 1817. — PI. 24. ^ В настоящее время хранится в Национальной библиотеке в Париже. °лее подробное ее описание и перевод см.: Е. de Rouge. Etude sur un weie^Egyptienne. - Paris, 1858.

xema


 

Египетская магия

Царь сразу же приказал принести книги из «Двойного Дома Жизни» и призвал к себе ученых. Когда те предстали перед ним, он приказал им выбрать человека «мудрого сердцем и ловкого пальцами», которого можно было бы послать в Бехтен. Выбор пал на Техути-эм-хеба. Мудреца привели к царю, и тот повелел ему вместе с послом отправиться в путь. Прибыв в Бехтен, жрец обнаружил, что госпожой Бент-эит-решт* овладел демон или дух, против которого он бессилен. Правитель Бехтена, видя, что жрец ие может помочь его дочери, вновь послал к царю, умоляя его прислать на помощь бога.

Когда посол из Бехтена прибыл в Египет, царь снова был в Фивах. Выслушав просьбу, он отправился в храм Хонсу Нефер-хетепа и попросил бога, чтобы тот позволил своему двойнику Хонсу отправиться в Бехтен и избавить дочь правителя от власти овладевшего ею демона. Создается впечатление, что и мудрец Техути-эм-хеб был послан в Бехтен по совету бога, ибо царь говорит, обращаясь к нему: «Я вновь пришел к тебе». Но как бы то ни было, Хонсу Нефер-хетеп исполнил просьбу царя и дал четырехкратную магическую силу своей статуе, которую отправили в Бехтеп. Ладья бога и пять других лодок со статуями богов, сопро­вождаемые колесницами и лошадьми, отбыли из Египта и после семнадцатимесячного путешествия прибыли в Бех­тен, где были приняты с большими почестями. Бог Хонсу пошел к Бент-энт-решт и совершил над ней магический обряд, после чего демон сразу же покинул ее и она выздо­ровела. А демон обратился к египетскому богу:

Благодатен и желанен твой приход к нам, о великий бог, победитель сил тьмы! Бехтен — твой город, жители его — твои рабы, а я — твой слуга. И я, чтобы доставить тебе удовольствие, удалюсь туда, откуда пришел, ибо для этого ты явился сюда. Но я молю Твое Величество распорядиться, чтобы правитель Бехтена и я вместе смогли погулять на празднике.

Хонсу согласился и повелел своему жрецу передать правителю Бехтена, чтобы тот устроил большой праздник в


Стела с рассказом об изгнании дьявола из принцессы Бехтена

Справа царь совершает жертвоприношение ладаном Хонсу Це. фер-хетепу, слева жрец совершает жертвоприношение ладаном Хонсу, «великому богу, который заставляет дьяволов отступить» (из Prisse, «Monuments», plate 24)


 



 

Египетская магия

честь демона. Это было сделано, и демон отбыл в свои владения.

Когда правитель Бехтена увидел силу Хонсу, он и все его люди чрезвычайно обрадовались, и правитель решил, что не следует отпускать бога в Египет. Хонсу остался в Бехтене на три года, четыре месяца и пять дней. Но однажды правитель увидел во сне, что бог Хонсу в облике золотого сокола покинул свою обитель, взлетел и отправил­ся в Египет. Он проснулся в чрезвычайном волнении и сразу же послал за египетским жрецом. Тот сказал ему, что бог действительно вернулся в Египет и его колесницу необходимо тотчас же отправить назад. Правитель пригото­вил богатые дары, которые были посланы в Египет и поднесены богу Хонсу Нефер-хетепу в его фиванском храме. В ранней христианской литературе можно найти множество примеров одержимости, где вошедший в тело демон уступает более сильному демону, но при этом он всегда относится к победителю враждебно, испытывает гнев и унижение. Вера в возможность примирения демона Бехтена и бога Хонсу, совместное их участие в устроенном правителем празднике показывают, что жители Бехтена приписывали духам и демонам чисто человеческие каче­ства. Демон, овладевший принцессой, признал в Хонсу существо более могущественное, чем он сам, и, как побеж­денный царь, захотел установить с победителем наилучшие отношения и личную дружбу.

Египтяне верили, что божественные силы часто прояв­ляют свою волю в снах, и придавали снам большое значение. Им казалось, что увиденные во сне боги и картины доказы­вают существование другого мира, почти такого же, как мир земной. Умение вызывать и толковать сны высоко ценилось в Египте, как и повсюду на Востоке. Обладающий таким даром жрец или сановник иногда достигал благодаря ему высокого общественного положения, как это случилось с Иосифом1, ибо все верили, что во сне человеку является

Быт. 40, 41.


Глава VII. Одержимость, сны, привидения...

будущее. В качестве примера сна, записанного в египетских текстах, можно рассмотреть сон Тотмеса IV*, царя Египта около 1450 г. до н.э., и сон Нут-Амена, царя Восточного Судана и Египта около 670 г. до н.э. Как написано на стеле, расположенной в Гизе перед Сфинксом, принц Тотмес однажды охотился здесь. Присев отдохнуть в тени Сфинк­са — символа Ра-Хармачиса, — он заснул и увидел сон, будто бы к нему явился этот бог и сказал, что он, бог Хармачис-Хепера-Ра-Тему*, обещает отдать ему власть над землями Севера и Юга, то есть над всем Египтом, если тот расчистит от песка его образ — Сфинкса. Так принц стал царем Египта, Тотмесом IV. Стела, датированная 19-м днем месяца хатхор 1-го года царствования Тотмеса IV, подтвер­ждает, что царственный сновидец исполнил желание бога.1 Что касается Нут-Амена, наследника Пианхи, который спустился с Гебел-Баркала и завоевал весь Египет от Сиены до моря, то он в 1-й год своего царствования увидел во сне двух змей — справа и слева от себя. Когда он проснулся, змеи исчезли. Толкователь объяснил это так:

Земли Юга — твои, будешь ты владеть и землями Севера: Белая и Красная Короны украсят твою голову. От края до края земля будет твоей и бог Амен, единственный бог, будет с тобой.2

Две змеи были символами богинь Нехебет и Уачет — владычиц Юга и Севера соответственно. После этого сна Нут-Амен успешно вторгся в Египет и захватил большую добычу, часть которой была посвящена богу Амену.

Поскольку многие египтяне стремились увидеть сны,

которые приоткрыли бы им будущее, египетские маги

вызывали подобные сны у своих клиентов, рисуя магиче-

бские картинки или произнося магические слова. Приведем

[примеры заклинаний для вызова видений и снов (папирус

[Британского музея № 122, строки 64 и далее и 359 и далее)3.

1 См.: Vyse. Appendix. - London, 1842. - Vol. III. - P. 114 ff.

2 См.: Brugsch. Egypt under the Pharaohs. - Vol. II. - P. 259.

3 См.: Catalogue of Greek Papyri. - Vol. I. - P. 118.


 



 

 

Египетская магия

Вызов видения от [бога] Беса. Нарисуй Беса, как показано ; ,„; ниже, на левой руке и, обернув руку черной лентой, посвященной ,,.. Исиде (?), ложись спать, не говоря никому ни слова, даже в , ответ на вопросы. Остаток ткани обмотай вокруг шеи. Сделай ..., чернила из крови коровы, крови белого голубя, свежего (?) благовония, мирры, черных чернил для письма, киновари, тутового сока, дождевой воды, добавь сок полыни и вики. "Л, Этими чернилами до захода солнца напиши прошение, [в :>р.к КОТОрОМ говорится]: «Пошли истинного пророка из святой обители, молю тебя, Лампсуэр, Сумарта, Барибас, Дардалам, Иорлекс: о Владыка, пошли священное божественное суще­ство Анут, Анут, Салбана, Чамбре, Брейт, сразу, сразу, быстро, быстро. Приди сюда в эту же ночь».1

Вызов снов. Возьми чистый полотняный мешок и напиши на нем приведенные ниже имена. Скрути его в фитиль и зажги, пропитав чистым маслом. Вот слова которые должны быть написаны на мешке: «Армиут, Лаиламчоуч, Арсенофрсфрсн, Фта, Арчентечта». Вечером не притрагивайся к пище [или очистись от всего оскверняющего]. Перед сном подойди к лампе, семь раз повтори написанную ниже формулу, затем потуши лампу и ложись спать. Формула такова: «Сачму... эпаема Лиготерсенч: Эон, Тандерер, Ту, проглотивший змею, всосавший Луну и поднявший диск Солнца в нужное время, Чтето — имя твое. Я заклинаю вас, о владыки богов, Сеф, Чрепс, откройте мне то, что я хочу знать».

Вере египтян в приведения и духов очень сильно способствовали их представления о структуре человека. По их мнению, человек состоял из физического тела, тени, двойника, души, сердца, духа (или ху), силы, имени, духов­ного тела. Когда физическое тело умирает, тень отделяется от него и может быть возвращена назад только после совершения мистического обряда. Двойник жил в гробнице, где пребывало физическое тело, там его навещала душа, обитающая на небесах. Душа считалась в некотором смысле материальной, и иногда, как и ка (двойник), питалась

1 Набросок бога Беса дан в конце этого папируса, см. описание «стелы Меттерниха» на с. 242 и далее.

286 Глава VII. Одержимость, сны, привидения..

 

погребальными подношениями: приносившиеся в гробницу пища и питье предназначались в основном для двойника чтобы ему не нужно было выходить наружу в поисках пищи. Во многих текстах подчеркивается, что, если двойника не обеспечить достаточным количеством пищи, он будет вы­нужден покидать гробницу, есть отбросы и пить грязную воду, то есть питаться тем, что сможет найти поблизости. Кроме тени, двойника и души в гробнице иногда находился и дух умершего, пребывавший обычно на небесах. Есть все основания утверждать, что бессмертная часть человека, проживающая в гробнице в статуе умершего, и была его «двойником». Это доказывается тем, что для ка, или двой­ника, выделялась особая часть гробницы, называвшаяся «домом ка», за которой присматривал особый жрец, назы­вавшийся «жрецом каь. Двойник наслаждался запахом благовоний, приносившихся ежегодно в гробницу в опреде­ленные дни, а также цветами, душистыми травами, пищей и питьем. Статуя умершего, в которой обитал двойник, на всех рисунках и барельефах, украшавших стены гробницы, изоб­ражалась в моменты наслаждения всеми теми удовольстви­ями, которые тело умершего имело на земле. В древние времена ка, двойник, был для египтян тем, что мы называем привидением. Но в более позднее время с ним отождеств­лялся ху, или дух, и в религиозных текстах можно найти многократные упоминания о священности жертвоприноше­ний, сделанных ху и их землям, то есть тем местам, где хранились их мумифицированные тела.

Трудно сказать, верили ли египтяне в то, что ка или ху умершего может общаться со своими родственниками или друзьями, живущими в этом мире, и действительно делает это, но известен случай, когда муж обратился с жалобой к умершей три года назад жене, беспокоившей его после своей смерти. Описывая свои заслуги и хорошее отноше­ние к ней, когда она была жива, он заявляет, что пора положить конец злу, которым она отплатила за его добро­ту. Чтобы жалоба дошла до умершей, он пишет ее на папирусе, а затем, отправившись в гробницу, зачитывает

 

 

Египетская магия

текст и привязывает папирус к статуе или фигурке жены. Поскольку в гробнице обитал ее двойник или дух, она, разумеется, могла прочитать и понять написанное.1 Жаль только, что у нас нет возможности узнать результат этого прошения. В другом источнике2 находим отрывок из бесе­ды между жрецом Амена по имени Хонсу-эм-хеб и неким двойником или духом, которого он потревожил, выбирая место для своей гробницы. Этот дух рассказывает жрецу о некоторых моментах своей жизни. Древние египтяне с большим почтением относились к кладбищам как к местам, где пребывали духи мертвых, и даже арабскому населению Египта и Судана (если не считать «искателей сокровищ») кладбища внушали благоговение3. Нынешние жители Су­дана твердо верят, что духи убитых на поле брани обитают там, где пали или похоронены, а солдаты десятого баталь­она армии лорда Китченера утверждают, что у могилы доблестного майора Сиднея, грудью заслонившего своего командира и убитого в битве при Абу Хамеде 7 августа 1897 г., «каждую ночь несут караул духи убитых в Абу Хамеде, останавливая прохожих и допрашивая их, как того требует устав. Негритянское население настолько верит в

' См.: Leemans. Monuments Egyptiens, Leyden, 1846; Partie II. — PH. 183, 184, перевод иероглифов см. у Maspero //Journal Asiatique. -Ser. 7. - T. 15, May and June, 1880. - P. 365-420.

2 См.: Golenischeff // Recueil de Travaux. - T. 3. - P. 3-7.

3 При посещении пирамиды Мероэ в 1898 г. я взял с собой местного
проводника и мальчика, чтобы тот присматривал за ослами. Не дойдя
полмили до пирамид, они остановились и предложили мне далее ехать
одному. Я спросил их, почему они отказываются подняться на плато к
пирамидам. Проводник ответил мне, что пирамиды эти возводили цари,
духи их еще обитают здесь и негоже «беспокоить» их. Я попробовал его
заставить, но он сказал: «В нашей стране не принято ходить в это
место», — и мне пришлось подняться на плато одному. Когда я провел
там около двух часов, фотографируя и делая измерения, ко мне подошли
проводник и мальчик. Проводник уже не запрещал мальчику ходить, где
он захочет, но сам, усевшись, вполголоса читал молитвы из Корана,
перерывах он убеждал меня как можно скорее вернуться в его соломе1
ную хижину на берегу реки. А мой призматический компас он посчит
за талисман. Дома он горячо благодарил бога, что духи мертвых я
тронули его

 

 

 

 

ГлаваVII. Одержимость, сны, привидения...

эту легенду, что никто из них с наступлением темноты даже не приближается к могиле. Любой из них твердо уверен, что тотчас будет остановлен призраком часового, а слова (на арабском языке) „Охрана. Поворачивай!", как гласит предание, часто слышны в пустыне на некотором расстоянии от могилы»1.

Египтяне верили, что рок или судьба человека опреде­лены еще до его рождения и он не в силах изменить их. Однако мудрецы могли предсказать судьбу, если им были

1 См. иллюстрированную газету «The Sketch», № 332 от 7 июня 1899, с. 277. Здесь следует процитировать следующую статью из газеты «Times» от 7 июля 1899 года:

«МОГИЛА БРИТАНСКОГО МОРСКОГО ОФИЦЕРА В ЯПО­НИИ.

Недавно к британскому консулу в Хиого попало сообщение, что вблизи деревни на острове Хиросима во Внутреннем море Японии, в месте, редко посещаемом иностранцами, находится могила британского морского офицера, и о ней тщательно заботятся живущие по соседству крестьяне. Консул связался с префектом острова, было проведено расследование, и ему прислали историю одинокой могилы. Эта история, очевидно, была написана сельским старостой или чиновником того же уровня и заслуживает того, чтобы привести ее полностью. Английский военный корабль „Сильвия" много лет вел наблюдение за берегами Японии. В первый год эры Мэйдзи, то есть в 1868 г., он курсировал по Внутреннему Японскому морю. Тут на его борту заболел офицер но имени Лейк. Он был высажен на берег на острове Хиросима в селе Хиросима округа Нака провинции Сануки префектуры Кагава, а „Силь­вия", пройдя вдоль берегов Хиросимы, бросила якорь в бухте Энора, ожидая выздоровления офицера. Но вскоре тот умер. Капитан С. Джон похоронил его в земле, принадлежащей храму Иквоиджи. На могиле установили деревянный крест, и корабль отплыл. Прошли годы. Крест почти сгнил от ветра, дождя, мороза и солнца. Тогда настоятель храма Авабури Токван, а с ним и другие сказали: „С нашей стороны было бы очень плохо допустить, чтобы могила одинокого далекого гостя, ставше­го духом на чужбине, исчезла из памяти людей". Затем Тераваки Каэмон, глава сельской общины, и другие сочувствующие лица, такие, как Ока Риохаку, собрали деньги на каменный памятник. Помочь вызвались все жители побережья. Работа была завершена на 7-й день одиннадцатого месяца IV года эры Мэйдзи, то есть в 1871 г. С той поры "Рошло около тридцати зим, на протяжении которых островитяне не "ставляли свою заботу о могиле. Так, все еще находятся люди, которые ^*Дый год с 10-го по 16-й день седьмого месяца по старому стилю !?стят> убирают могилу, возлагают цветы и курят ладан, оплакивая и Утешая дух мертвого».


 



 

 

Египетская магия

известны определенные данные — дата рождения и распо­ложение планет и звезд в это время. Богиня рока или судьбы называлась Шаи и обычно выступала вместе с богиней Рененет, считавшейся владычицей удачи: обе они участвуют в Сцене Суда, по-видимому, отстаивая интересы умершего при взвешивании его сердца. Иногда там присутствует еще одна богиня, Месхенет, также способная влиять на судьбу человека или, по крайней мере, предсказывать ее. Так, например, по одной из легенд*, Месхенет, Исида, Нефтида и Хекет под видом обычных женщин пришли в дом Ра-усера во время родов его жены Рут-Теттет. Они помогли ей разродиться тройней, и при рождении каждого ребенка Месхенет провозглашала: «Он будет царем всей земли». Пророчество сбылось: все три малыша стали царями V династии.1 Будущее могли предсказывать и семь богинь Хатхор. В широко известной «Сказке о двух братьях» рассказывается, что, когда бог Хнум по велению Ра-Харма-чиса сотворил для Баты жену, «которая была прекрасней любой женщины земли, ибо сущность всех богов содержа­лась в ней», семь богинь Хатхор пришли посмотреть на нее и в один голос воскликнули: «Она умрет от ножа». Так и случилось. Женщину взял в жены царь, но, узнав от Бата, что она бросила его и творила против него зло, собрал суд из своих чиновников и вельмож и «объявил свое решение»: она была приговорена к смерти и казнена. В другой анало­гичной сказке семь богинь Хатхор пришли посмотреть на сына одного царя, который появился на свет после долгих молитв родителей. Увидев его, они сказали: «Либо он умрет от укуса змеи, либо его утащит крокодил, либо погубит собака». Далее рассказывается о том, как он спасся от крокодила и змеи, и, хотя продолжения истории не сохра­нилось, совершенно ясно, что он в конце концов случайно был укушен своей собственной собакой и умер2. Мораль

1 См.: Erman. Westcar Papyrus. - Berlin, 1890, hierogliphic transcript. ■
PH. 9 and 10.

2 См.: Maspero. Contes Egyptiens. - P. 29-46.

 

Глава VII. Одержимость, сны, привидения...

всех этих историй заключается в том, что от судьбы не уйдешь, и современные египтяне наверняка просто унасле­довали как нечто непреложное взгляды своих предков1. При этом жизнь человека складывалась удачно или неудачно в зависимости от того, был ли счастливым или несчастливым соответствующий час и день. Любой день в Египте делился на три части, каждая из которых считалась счастливой или несчастливой. Когда Олимпия, мать Александра Великого, должна была разрешиться от бремени, Нектанеб*, находив­шийся при ней, наблюдал за небесными светилами и время от времени просил ее подождать до наступления благопри­ятного часа. Наконец он увидел на небе сияние, понял, что все небесные светила находятся в благоприятной позиции, и позволил ей рожать. Когда он сказал: «О царица, сейчас ты даешь рождение „правителю мира"», — появился ребе­нок, земля содрогнулась, блеснула молния и загремел гром.2 Очевидно, судьба ребенка зависела даже от часа его появле­ния на свет.

В папирусах часто встречаются запреты на выполнение определенных магических церемоний в те или иные дни, ибо бытовало мнение, что в это время противодействующие силы лишают их власти и над миром господствуют боги более могущественные, чем те, к которым обращаются в данной церемонии. До нас дошли папирусы с копиями египетского календаря, в котором каждая третья часть любого из 360 дней года помечена как счастливая или несчастливая. В других папирусах объясняется, почему те или иные дни считались удачными, неудачными или отча­сти удачными. Рассмотрим, например, первый месяц еги­петского года, тот, начинающийся, согласно григориан­скому календарю, 29 августа. Его дни помечены следующим образом:

' Необразованный магометанин считает, что судьба человека написа-Ча на его голове бороздками. Но человека, который смог бы прочесть их, йа свете нет. См. слова Заяи-аль-Мавасифа (Zayn al-Mawasif) в Burton's Mf Laylah wa Laylah. - Vol. VIII. - P. 237. См.: Pseudo-Callisthenes. 1.12.

 

  Египетская магия

Таблица благоприятных и неблагоприятных дней

Здесь знак Т обозначает «удачное время», а знак sp — «неудачное время». Бросив взгляд на такой календарь, сразу можно увидеть, какая часть дня удачна, а какая нет, и человек, пользовавшийся этим календарем, разумеется, действовал в соответствии с ним. Надо заметить, что жрецы или маги, составившие календарь, классифицировали дни достаточно обоснованно. Так, 19-й день месяца тот, отме­ченный как полностью удачный (то есть удачна каждая его треть), в папирусе Салье IV2 день также определен как полностью удачный, там написано, что «это день праздника на небесах и земле в присутствии Ра. Это день, когда пламя нисходит на тех, кто сопровождает ладью, несущую свя-

1 См.: Brit. Mus. Papyrus, № 10474.

2 См.: Chabas. Le Calendrier. - P. 24.


Глава VII. Одержимость, сны, привидения...

тилище богов. В этот день боги воздавали хвалу, „будучи довольными"», и т. д. 26-й день в обоих источниках помечен как полностью неудачный, ибо «это день сражения Хора с Сетом». Вначале они бились в людском обличьи, потом приняли вид медведей* и сражались еще три дня и три ночи. Исида помогла Сету, когда он ослабел, и поэтому Хор, ее сын, отрубил ей голову, а бог Тот с помощью «слов власти» превратил отрубленную голову в коровью и вновь прирас­тил к телу. В этот день должны были совершаться жертвоп­риношения Осирису и Тоту, но строго запрещались любые работы. Однако разные календари удачных и неудачных дней не всегда совпадали между собой. Так, в приведенной выше таблице 20-й день месяца тот отмечен как полностью неудачный, а в папирусе Салье IV - как полностью удач­ный, хотя в этот день запрещается делать любую работу, убивать скот, принимать чужих людей: в этот день боги из свиты Ра убивали тех, кто восстал против них. О 4-м дне следующего месяца, паофи, в папирусе Салье IV говорится: «Не выходи никуда из дома твоего. Всякий рожденный в этот день умрет от болезни аать. О 5-м дне пишется: «Не выходи никуда из дома твоего и не приближайся к женщине. В этот день в присутствии бога были сотворены все вещи и могущество бога Менту* было явлено в них. Всякий рож­денный в этот день погибнет, предаваясь любви». О 9-м дне говорится: «Всякий рожденный в этот день доживет до старости». О 15-м дне: «Не выходи из жилища своего в сумерках, ибо в это время появляется сын бога, змей Уач, и несчастья следуют за ним. Всякий, кто увидит его, тотчас же потеряет зрение». 26-й день месяца паофи был удачным для планировки жилища. В 5-й день месяца хатхор нельзя было разжигать огонь в доме. В 16-й день возбранялось слушать радостные песни, так как в этот день Исида и Нефтида оплакивали Осириса в Абидосе. Человек, рожденный в 23-й день, должен был утонуть, и т. д. К 360-ти дням, указанным в календаре удачных и неудачных дней, добав­лялось еще пять эпагоменальных дней, считавшихся особен­но важными и имевших свои, особые названия. В первый День родился Осирис, на второй - Херу-ур (Ароуэрис), на

Египетская магия

третий — Сет, на четвертый — Исида, и на пятый — Нереида. Первый, третий и пятый были неудачными, в эти дни не следовало начинать никакую работу. В описании этих дней1 подчеркивается, что тот, кто знает их имена, никогда не будет страдать от жажды, не будет поражен болезнью и что богиня Сехет2 никогда не завладеет им. Также указывается, что фигурки пяти богов, перечисленных выше, должны быть нарисованы мазью и благовонным анти на куске чистого полотна, который затем, очевидно, исполь­зовался как амулет.

Из биографии жизни Александра Великого, написанной Псевдо-Каллисфеном3 мы знаем, что египтяне были искус­ны в составлении гороскопов на точное время рождения ребенка. Нектанеб для этих целей использовал круглую пластину из древесины акации, золота и серебра, имеющую три углубления. В наружном углублении был изображен Зевс в окружении тридцати шести декан, в среднем распо­лагались двенадцать знаков Зодиака, а во внутреннем — Солнце и Луна4. Он установил пластину на треногу, вы­сыпал на нее из маленькой коробочки изображения семи звезд5 и поместил в среднюю часть восемь драгоценных камней, располагая их в тех точках, где, по его мнению, находились планеты при рождении Олимпии, и по ним предсказал ее судьбу. Однако гороскопы использовались задолго до времен Александра Великого — греческий горо­скоп6 из Британского музея сопровождает «письмо некоего мастера астрологии к своему ученику Герману, в котором он советует ему быть предельно точным и внимательным в применении законов, открытых и изученных древними египтянами и переданных потомкам». Этот документ позво-

1 См.: Chabas. Op. cit. - P. 104

2 Глаз богини Сехет, по-видимому, принимал форму ядовито^
испарения на полях при восходе солнца. (См.: Chabas. Op. cit. — Р- ' '"

P. 5.

31.4.

4 См. мою History of Alexander the Great. — Cambrige, 1889.

5 To есть Солнце, Луна, Зевс, Кронос, Афродита и Гермес; мы дол#'
добавить Марс в соответствии с Meuscl в греческом тексте. , _,

Впервые опубликовано Kenyon. Catalogue of Greek РарУгь

4 V

Vol. I. - P. 132 ff.


Глава VII. Одержимость, сны, привидения...

ляет считать, что местом рождения гороскопа был именно Египет. В связи с гороскопом можно вспомнить «сферу» или «таблицу» Демокрита, использовавшуюся для предска­зания жизни и смерти. В магическом папирусе1 говорится, что необходимо «установить, в каком месяце слег больной, узнать полученное им при рождении имя, вычислить [изме­нения] луны и посмотреть, сколько периодов по 30 дней прошло с тех пор. Затем отметить число оставшихся дней. И если номер попадет в верхнюю часть приведенной ниже таблицы, то человек будет жить, а если в нижнюю — умрет».

 

Таблица из магического папируса

И в религиозной, и в светской литературе Египта говорится о том, что боги и люди в загробной жизни были способны по своему желанию принимать облик животного, птицы, растения или любого живого существа, и многие из людей мечтали обладать такой способностью. Это доказыва­ется тем, что не менее двенадцати2 глав Книги мертвых сообщают умершему «слова власти», необходимые для того Или иного превращения: в «золотого сокола», в «божествен­ного сокола», в «правителя верховных правителей», в «бога, который дает свет в темноте», в лотос, в бога Птаха, в птицу Бенну (то есть Феникса), в цаплю, в «живой дух», в ласточку, в змея Сата или в крокодила. А специальная глава3 давала

1 Leyden Pap.V//Ed. Leemans, col. XI, 1.1 ff.

2 To есть главы LXXVII-LXXXVIII.
To есть глава LXXVI.

 

  Глава VII. Одержимость, сны, привиде1№

 

Египетская магия

ему возможность принимать «любой желаемый образ». Вооруженный такой силой, умерший мог жить в воде в виде крокодила, скользить по земле и скалам в виде змеи, парить в воздухе и, взлетев, садиться на нос ладьи Ра в виде птицы. Как лотос он управлял бы полевыми растениями, а как бог Птах становился «сильнее» властелина времени и получал «власть над миллионами лет». Учитывая, что Бенну счита­лась «душою Ра», умерший, выбиравший эту форму, иден­тифицировал себя с Хепера — великим богом сотворения — и таким образом приобретал свойства души бога Солнца. На Елисейских полях он мог принимать любой облик, чтобы плыть и лететь куда угодно на любое расстояние. Интересно, что среди существ, в которых мог превращаться умерший, нет ни грызунов, ни хищных животных.

Египтяне верили, что, подобно душам умерших, способ­ных принимать облик любого животного или растения, «боги», во многом схожие с ними, также могут превращаться в птиц и зверей и нередко делают это. С этим связан так называемый «египетский культ животных», веселивший просвещенную Грецию и навлекавший на египтян насмешки и брань со стороны ранних христианских авторов. Но при более глубоком исследовании кажущаяся нелепость этого культа исчезает. Египтяне почитали некоторых птиц, жи­вотных, рептилий, поскольку считали, что те обладают определенными чертами богов, которым они посвящались. Так, бык был олицетворением силы и воспроизводящей способности бога возрождения природы, а корова отож­дествлялась с женским, дополняющим его началом. Каждое священное животное и растение обладало определенным качеством или атрибутом какого-то бога. А поскольку каж­дый бог был лишь определенной формой Ра, то приписыва­емое ему качество или атрибут было качеством самого бога Солнца. Образованный египтянин никогда не поклонялся просто животному, он видел в нем воплощение бога, и почитание животных в Египте не отличалось от почитания царя, который считался «божеством» и воплощением бога Солнца Ра — видимого символа Творца. Царь был по отношению к Ра тем же, кем был Ра по отношению к Богу.

ия...

Евреи, греки и римляне никогда не понимали логическ построения, лежащего в основе египетского культа я?Ив ных, и совершенно неправильно интерпретировали их веп вания. Несомненно, невежественные люди нередко пуТял сам символ с тем, что он олицетворяет, но говорить египтяне поклонялись животным в обычном смысле г'™,, ни в коем случае нельзя. Если иметь в виду то, как оценивали египтяне возможность превращения, в почитании животных нет ничего абсурдного. Когда умирало священное животное бог, которого оно представляло, искал для нового Вопло­щения другое подобное животное. Мертвое тело как бывшее жилище бога подвергалось мумификации и всем тем Проце­дурам, что и человеческое тело, чтобы и оно могло обрести бессмертие. Безусловно, с нашей точки зрения эти верова­ния кажутся странными, но они были неотъемлемой Частью религии египтян со времен Древнего царства до Позднего периода. И удивительно, что несмотря на многочисленные вторжения, войны, внутренние разногласия и всевозмож11Ые влияния извне египтяне сохранили верность своим богам и обрядам, порой наивным и странным, но соблюдавшимся с поразительным постоянством и усердием. Благодаря этому египтяне снискали заслуженную славу как наиболее религи­озная и суеверная нация древности. И какие бы прекрасные рукописи ни были обнаружены при раскопках в Египте маловероятно, что среди них когда-либо найдется работа древнего египтянина, которую можно было бы назвать атеистической или вольнодумной. Египтянин мог быть религиозным в большей или меньшей степени — это зависе­ло от его натуры и темперамента, — но, судя по известным нам текстам египетских жрецов и учителей, люди без религии и без веры в Бога в той или иной форме были величайшей редкостью в Египте, если вообще существовали

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ

с. 10 Книга мертвых — заупокойные тексты Нового царства, написанные на свитках папируса (до XVIII династии тексты были начертаны преимущественно на стенах пирамид — Тексты пира­мид — или на стенах гробниц или саркофагов). Наименование Книга мертвых условно, сама книга первоначально не имела общего названия, но иногда на нее переносили название одной из ее частей — Главы выхода днем; во многих рукописях перед главой I стоит заглавие Начало изречений «выхода Днем». В законченном виде с более или менее сложившейся структурой книга появилась в Саисскую эпоху (VII-VI вв. до н.э.), когда был составлен канон из 165 «изречений» и «книг», названных в науке «главами». До этого на всем протяжении истории Нового царства такого единства не было, подбор и количество глав были произ­вольными. Название «Книга мертвых» было предложено Леп-сиусом, который в 1842 году полностью опубликовал поздний «Туринский папирус» в работе «Das Todtenbuch der Aegipter» (Lpz., 1842). После конгрессов ориенталистов в 1878 г. во Флорен­ции и в 1881 г. в Берлине было решено издавать Книгу мертвых по более древним текстам XVIII-XX династий, давая сопоставление вариантов, что было сделано Навиллем по 77 рукописям в двух фолиантах: «Das Aegyptische Todtenbuch der XVIII bis XX Dynasties-(Berl., 1881). Считается, что большинство глав написаны не позднее начала Нового царства, не менее трети глав из Книги мертвых существует еще со времен Древнего и Среднего царства и лишь немногие главы были добавлены в конце Нового царства.


Примечание

Додинастический и династический периоды. Так называемый до династический Египет состоял из двух самостоятельных царств-Южного Египта с центром в г. Нехебт (Гелифиасполь) и СеверНо. го Египта с центром в г. Пе (Буто). Фараоны Египта, возник1цего в результате объединения двух царств, почитали своих предКов как полубогов, ведущих свой род от богов, которые, по легецде правили Египтом в древнейшие времена. В настоящее время об этих древнейших царях почти ничего не известно, сохранилось только несколько имен. Первым династическим царем считают объединителя Египта фараона Мина (Менеса), который, по гре­ческим источникам, происходил из г. Тиниса (Южный Египет) и основал г. Мемфис, столицу объединенного Египта, с храмом Птаха (около XXXIII в. до н.э., по другим данным — около XXX в до н.э.). О Менесе как о первом фараоне упоминает Манефоц и некоторые другие источники.

с. 15 Руже Эмануэль (1811-1872) — французский египтолог известный своими археологическими раскопками. Директор еги­петского отделения Лувра, исследовал многие памятники египет­ской литературы.

Бругш Генрих — немецкий египтолог, внесший огромный вклад в расшифровку древнеегипетской письменности. Ему принад­лежит одна из первых книг по грамматике этого языка и 7-томный словарь.

Масперо Гастон Камиль Шарль (1846-1916) — крупнейший французский египтолог, руководил археологическими раскопка­ми в Египте, основал в 1881 году в Каире французский Институт восточной археологии. Был вторым директором Каирского музея, ас 1881 по 1886гг. — генеральным директором государственной египетской Службы древностей в Каире, учреждения, ведающего охраной и исследованием памятников культуры. Масперо впер­вые издал собрание изречений времен Древнего царства Тексты пирамид.

с. 17 Унас (Унис) — фараон V династии Древнего царства, Царствование которого относится ко второй половине XXIV в. д0 н.э. Точно датировать царствования фараонов Египта чрезвычай­но трудно, поскольку в Египте, во-первых, не существовало научной хронологии, а датировка происходила либо по крупней-Шим событиям, либо, в более позднее время, по моменту вступле­ния на престол каждого фараона; а во-вторых, сохранилось очень Мало источников, где указана продолжительность царствования

Примечания

отдельных фараонов, поэтому зачастую невозможно точно восста­новить даты правления. Вследствие этого колебания в хронологии для Древнего царства составляют тысячелетия. Следует также отметить, что датировка У. Баджа отличается от принятой в настоящее время.

Тета (Тети, Атоти) — фараон VI династии (начало XXIV в. до н.э.). Тексты Униса и Тети, а также Пиопи I, Пиопи II относят к Текстам пирамид, так как они были начертаны на внутренних стенах пирамид соответствующих правителей V и VI династий. Тексты пирамид были открыты в 1880 г. Масперо и в течение ряда лет издавались с переводом.

Существа хенмемет — в переводе египтолога А. Гардинера — «люди солнца».

Ладья Манчет — по другим источникам, Ра днем плывет в ладье Манджст (Матет или Атет), а вечером — в ладье Месектет (Сектет). То же утверждает и сам автор в главе «Боги египтян». Вероятно, в текст оригинала вкралась опечатка.

с. 18 Урей (уреус) — символ Солнечного Ока, сжигающего пламенем как врагов Ра, так и врагов фараона — его земного воплощения, а также священная змея, символ фараона, знак его власти на небе и на земле.

Пепи (Пиопи) / — фараон VI династии (вторая половина XXIII в. до н.э.).

Поучения Какемна (Поучения Кагемни), иногда — Поучения для Кагемни — приписываются Кагемни — чиновнику времен III династии (иногда относят к визирю VI династии Каирису, который посвятил поучения своему сыну Кагемни, чья гробница найдена в Саккаре).

Поучения Птах-xemena (Птахотепа) — принадлежат визирю V династии Исеси и включают 37 наставлений. Единственная полная рукопись, содержащая конец первой книги и всю вто­рую, — папирус Prisse в Лувре, — относится к Среднему царству, также сохранилась копия небольшой части начала первой книги, датируемой Новым царством.

с. 21 Таил Корнелиус Петрус (1830-1902) — исследователь истории религий, специалист по религии и культуре Востока, знаменит тем, что разработал свою систему религиозной философии.

Видеман Альфред — немецкий египтолог конца XIX — начала XX в., исследователь истории, археологии, искусства и религии Египта.


с. 24 Хнему — в настоящее время принят вариант y

Короны Юга и Севера — имеются в виду короны фараонов Нижнего Египта (белая корона) и Верхнего Египта (красная корона), существовавшие до объединения этих государств. Объе­диненная корона Верхнего и Нижнего Египта (Пшент) - символ верховной власти над объединенным Египтом (см. прим. к с. Ю)

...стал, подобно Птаху и Хнему, богом-творцом — подробцее о Птахе и Хнему см. главу III «Боги египтян».

с. 25 Папирус и лотос — символы Нижнего и Верхнего Египта соответственно.

с. 27 Папирус Неси-Амсу или Несмина (также известен как папирус Брсмнер-Ринд) датируется 312-311 гг. до н.э. и включает Книгу низвержения Апопа, Плач Исиды и Нефтиды, гимн Ра о сотворении мира и некоторые другие тексты.

Апеп — в настоящее время принят вариант «Апоп».

Неб-ер-чер (Нсберчер) — «Владыка всего сущего», обычно эпитет бога Ра.

Хепера — в настоящее время принят вариант «Хепри».

с. 28 Себ — устаревший вариант имени бога Геба. Хор-хент-ан-маа — один из эпитетов Хора Старшего. Вместо имени Хор в настоящее время также применяется вариант «Гор» с. 29 Ну — в настоящее время принят вариант «Нун»,

с. 31IV династия датируется примерно XXVI-XXV вв.доц.э Амен — в настоящее время принят вариант «Амон». Атен — в настоящее время принят вариант «Атон».

Татунен (Татенен, Танен) — «Поднимающаяся земля», почи­тавшийся в Мемфисе бог земли, сотворивший из первобытного хаоса мир, богов и людей. Возможно, в гимне эпитет Татенен обозначает «первозданный холм» как принцип начала сотворения мира; обычно он связывается с именами Атума (Тему) и Ра.

с. 32 Тему — в настоящее время принят вариант «Атум», существует также вариант «Атму».

Ладья Сектет — см. прим. к с. 17 (Ладья Манчет).

1 Все имена и географические названия в книге приведены в варианте У. Баджа, поскольку у автора была своя система транскрипции, отличная от принятой сейчас (современная система основана на разработанной в XIX в. А. Эрманом). В примечаниях в скобках по возможности приведе­ны современные варианты написания имен и терминов.


 



 

 

Примечания

Гелиополъ — «Город Солнца» — греческое название египетско­го города Иуну (Анну) — «Город Столбов» (название связано с культом обелисков).

с. 33 Осирис Ани — появление двойного имени объясняется тем, что, по представлениям египтян, умерший отождествлялся с Осирисом.

Правдивый голосом — то есть все его приказания немедленно исполняются.

Херу-хути (Харахти, Горахти, Гарахути, Хор-эм-ахет, в гре­ческой транскрипции Хармачис или Хармахис) — «Хор обоих горизонтов» или «Хор на горизонте» — аспект бога Хора Старше­го, который, сливаясь с богом Солнца Ра, давал божество Ра-Харахти (в тексте встречается в варианте Ра-Хармачис) — бога света в Гелиополе. До Нового царства его изображением бога считался большой Сфинкс, находящийся в Гизе.

с. 34 Туат (Дуат, Дат) — загробный мир, преисподняя в египетской мифологии. Первоначально его «помещали» в восточ­ной части неба, где воскресает Солнце, позже формируется представление о подземном Дуате. Топография подземного мира в египетской мифологии чрезвычайно трудна. Аукерт (синоним Дуата) — подземный мир, разделенный на 12 областей или номов, каждый из которых Ладья Ра проходит в определенный час ночи. Кроме Дуата распространены понятия Аменти (Иминти, Амеп-тет) и Поля Иару (Иалу). Аменти — «Запад» на древнеегипет­ском — обозначение некрополя, потустороннего мира, царства мертвых. Солнце садилось (умирало) на западе и каждый вечер спускалось в Дуат, поэтому некрополи египетских городов распо­лагались в западной части страны, на кромке Ливийской пусты­ни. Умерший должен был плыть на лодке из западной в восточ­ную часть неба (где находился Ра со свитой). Сехет-Аару или Поля Иару — «Поля Камыша» или «Поля блаженных» — «оазис» в Дуате, куда стремится попасть умерший, излюбленное место богов, рай. Также с понятием Полей Иару связываются такие понятия, как «Сехет-хетеп», «Поля Мира» и «Елисейские поля».

с. 35 Ладья Атет — см. прим. к с. 17 {Ладья Манчет). XVIII династия датируется XVI-XIII вв. до н.э.

с. 36 Хатхор — в настоящее время принят вариант «Хатор»> подробнее о ней см. в главе «Боги египтян». Аукерт — см. прим. к с. 33 {Туат).


Примечания

.иняка 'Ы

с. 39 ...сочинение Юб Исиде и Осирте» грецеского пшателя Плутарха - перевод произведения «Об Исиде и Осирисе» Плутарха (См. ВДИ. - №3-4,1977).На русском языке изложение мифа об Исиде и Осирисе можно Найти также в книгах А м «Цари и боги Египта» (М., 1998), Я. Лишшской, М. Марциняв «Мифология Древнего Египта» (М1983) и И. Рака «Миф Древнего Египта» (СПб., 1993). Меркурий — то есть Тот.

ралличе-

с. 40 Памилии, Фаллифории и Приапеи - греческие фа........

ские праздники, посвященные Дионису и берущие начало в культе Осириса.

с. 43 Саосис - греческое имя богини Иусат (см. прим. к с. 70).

с. 44 Ор или Хор.

с. 46 Харпократ (Гарпократ, Гор-Па-Херд) - одна из ипоста­сей Хора - сына Исиды, греческое название переводится как «Хор-дитя».

с. 47 Шаба Франсуа Жозеф (1817-1882) - французский археолог, исследовал иератические папирусы и основал два спе­циальных журнала, посвященных Египту.

с. 49 Мен-кау-Ра (Менкаура, Микерин) - его царствование датируется первой половиной XXV в. до н.э

с. 50 Родиной культа Осириса и центром поклонения ему при ранних династиях был Абидос - существует предположение, что в период Среднего царства Осирис был отождествлен с богом абидосского некрополя Хентиаменти - «Первый из страны Запа­да», то есть предводитель умерших.

XII династия датируется XX-XVIH вв. до н э

с. 52 Ун-нефер (Веннофре) - «Благой бог» - эпитет Осириса.

Крюк и кнут - символы верховной власти фараона.

Амент (Аменти) — см. прим. к с. 33 {Туат).

Птах-Секер-Тем (Птах-Сокар-Атум) - Сокар - бог плодоро­дия и покровитель мертвых, бог мемфисского некрополя.

Мемфис (егип. Хет-ка-Птах «Крепость (храм) души бога Птаха») - название происходит от египетского слова «меннефер» («устойчивое и прекрасное»), также имел названия «Белая Сте­на», «Весы Обеих Стран» и «Анх-тауи» («Жизнь Обеих Земель»). По преданию, город был заложен фараоном Мином (Менесом), объединившим в единое государство Верхний и Нижний Египет. Мемфис был столицей Египта в эпоху Древнего царства


 



 

Примечания

с. 54 Корона Уререт — одно из названий короны Верхнего Египта.

Учат обычно произносится как Уджат. Око Уджат имело две основных ипостаси: Око Ра и Око Хора. Око Ра — символ могущества, власти над миром. Его наиболее распространенное изображение — урей на короне или солнечном диске. Одной из главных персонификаций Уджат была богиня Уаджит (Уто, Уачет — в тексте) — покровительница Нижнего Египта, храни­тельница Ра и фараона. Око Хора — символ Ока, вырванного у Хора Сетом и воскресившего Осириса (подробнее о нем см. «Египетская магия», гл. II «Магические камни и амулеты»).

с. 55 Шу буквально означает «свет».

Две земли — имеется в виду объединенный Египет.

с. 56 Трон бога Себа — то есть трон бога Геба, царя земли, передается Хору.

Птах-Танен (Птах-Татенен) — один из богов плодородия, получившийся в результате слияния Птаха с богом земли Татене-ном (см. прим. к с. 31 (Татунен)).

Красная земля — название Аравийской и Ливийской пустыни.

Корона Атеф — корона с двумя лазурными перьями, атрибут Осириса, Амона, Ра и некоторых других богов.

с. 58 Тотмес — в настоящее время принят вариант «Тутмос».

Лепсиус Рихард (1810-1884) — немецкий египтолог, класси­фикатор, открывший Древнее царство. Считается основателем современной научной египтологии и хронологии.

с. 64 Атму — или Тему (Атум).

с. 70 Иусасет (Иусат или Иусет) — греческая Саосис — богиня-рука Атума, отождествляется с Хатор.

с. 73 ...победа жизни над смертью и добра над злом — о битве Хора и Сета см. также в книгах Я. Липинской, М. Марциняка «Мифология Древнего Египта» (М., 1983), М. Матье «Древнееги­петские мифы» (М.-Л., 1956).

с. 74 Сехет — в настоящее время принят вариант «Сехмет» или «Сохмет» — богиня судьбы как закона причины и следствия, исполнявшая на земле божественный закон.

Нефер-тему (Нефертум) — бог вечной юности и возрожде­ния, защитник бога Ра и справедливости, возвещал начало года.


Примечания

Апис - мемфисский бог плодородия в виде быка, считался душой (ба) бога Птаха и бога Ра. Также был связан с культом мертвых и считался быком Осириса.

Птах-Секер-Аусар — об этом боге более подробно см «Еги­петская магия», гл. III «Магические фигурки».

с. 76 Сети I — фараон XIX династии (конец XIV - начало XIII в. до н.э.).

с. 77 Аменхетеп (Аменхотеп) IV, называемый также Эхнато-ном (Ахен-Атоном, в тексте — Хуэн-Атоном) — фараон XVIII ди­настии (середина XIV в. до н.э.).

с. 80 Туамутеф и Кебсеннуф - в настоящее время принят вариант «Дуамутеф» и «Кебексенуф». Также о детях Хора см. «Египетская магия», гл. III «Магические фигурки».

Ап-уат — в настоящее время принят вариант «Упуат» или «Вепуат».

Ху — олицетворение божественного слова и духовной пищи.

Са (Сиа) — богиня познания и восприятия.

Хатхор — Небесная Мать, богиня любви, всеобщего влечения и сотворения.

Мех-урт (Мехурет) — ипостась богини Хатхор, Небесная Корова.

Нейт — мать богов, самосотворившаяся, подобно богу Атуму. Богиня неба, родившая Солнце и создавшая мир. Ее эпитет — «Отец отцов и Мать матерей». Позднее почиталась как богиня войны и охоты.

Бает — первоначально дочь и Око Ра, божество Луны, отражающей свет Солнца; управляет предсказаниями.

Серк (Серкет, Селкет) — богиня, карающая преступников, ее священное животное — скорпион.

с. 81 Нехебет (Нехбет, Нехебт) — богиня царской власти, покровительница Верхнего Египта. Ее изображение в виде коршу­на украшало Корону Верхнего Египта.

Нехеб-ка (Нехебка, Нехебкау) — демон подземного мира, один из стражей входа в Дуат.

с. 85 Херутатаф (Хардедеф, Дедефхор, Джедефхор) - сын фараона Хуфу (Хеопса, IV династия), прославленный мудрец, неоднократно упоминающийся в египетской литературе, автор несохранившегося «Поучения». По легенде, в храме Тота в Гермо-поле Дедефхор чудесным образом нашел начертанный лазоревы-


 



 

Примечания

ми буквами на железной плите текст глубоко почитаемой и очень древней Главы выхода днем в одной главе Книги мертвых, которая позже легла в основу главы ХХХв «Глава о том, как воспрепят­ствовать задержанию сердца». О времени правления Мен-кау-Ра — см. прим. к с. 54.

с. 86 Повелитель Аментета — то есть Осирис. XI династия датируется ХХИ-ХХ вв. до н.э.

с. 89Поля Хетепа — см. прим. к с. 33 (Туат).

с. 90Местха — в настоящее время принят вариант «Амсет».

с. 91Секер (Сокар) — «Тот, кто скрыт».

Феникс — волшебная птица, живущая 1460 лет, после смерти которой, по одной из версий, из ее семени рождается новый Феникс, переносящий тело своего отца в Египет, где жрецы Солнца сжигают его. По версии Геродота, Феникс переносит прах отца из Аравии в Гелиополь в яйце, вылепленном из смирны. В традиции символизировал смерть и воскресение на новом уровне, инициатическую трансформацию. С Фениксом отождествляется египетская птица Бену.

Поля Мира (Елисейские поля) — см. прим. к с. 33 (Туат).

с. 92Их — то есть обеих земель.

Чертог Маати иначе называют «Чертогом Двух Истин».

с. 93Бенну (Бену) — египетское название Феникса (см. прим. к с. 91). Символ Изначальной Горы. Птица Бену изображалась в виде цапли, во времена Нового царства она олицетворяла душу (ба) Ра, а в Поздний период — душу Осириса. Символизировала также воскресение и вечную жизнь.

с. 94 Исповедь отрицания — ее называют также Отрицатель­ная исповедь или Негативная исповедь.

Номы — административные области древнего Египта.

с. 95Ре-стау (Ро-Сетау, Расетау) — царство мертвых, также название мемфисского некрополя.

с. 101Прямоугольник с головой человека — согласно некото­рым источникам, символизирует хат (см. с. 117).

Шаи — бот судьбы, определяющий срок человеческой жизни.

Рененет (Реиетутет) — богиня жатвы и плодородия, позднее стала почитаться как богиня судьбы, часто вместе с Шаи упоми нается в добрых пожеланиях.


Примечания

Месхенет (Мешенет) — богиня деторождения и доброй судь­бы, связанная с воскресением умерших.

с. 103Ра-усер (Раусер) и Pym-Temmem (Реддедет) - персона­жи египетской сказки «Хеопс и волшебники», о которой подроб­нее см. в книге «Египетская магия».

с. 106Ожерелье менат (менит) — символ воссоединения и вечной жизни, радости и счастья, являлось атрибутом богини Хатхор. Даря менат, тем самым призывают благословение богини. Также использовалось как музыкальный инструмент типа тре­щотки и напоминало кастаньеты. Подробнее см. «Египетская магия», гл. II «Магические камни и амулеты».

с. 109Та-мера (Та-мери) — «Земля возлюбленная». с. 110Страна Фенху — обычно обозначение Финикии. с. 111Богини-уреи — Уаджит и Нехбет.

с. 112Маау-Тауи — «Тот, кто видит обе земли» (всевидящий). От египетских слов «Тауи» — «Обе земли» (имеется в виду Верхний и Нижний Египет) и «маа» — «видеть».

с. 115Де Морган Жак Жан Мари (1857-1924) - французский археолог, известный тем, что открыл в Негаде гробницу основате­ля Египта Менеса.

с. 117Ка — имеет разные значения, но все они тем или иным образом связаны с личностью. Так, согласно Масперо, ка — двойник человека, внешне и по существу тождественный ему. Согласно Эрману, ка — жизненная сила, отличающая одушевлен­ные предметы от неодушевленных. Ка рождался и рос вместе с человеком, имел его недостатки, являясь одновременно духовной силой человека, его гением-хранителем.

с. 118Ба — высшее сознание человека, вместилище чистых Идей, синоним слов «бог» и «душа». Боги также имели ба, иногда один бог считался ба другого бога: например, Ра именуется душой ба Нуна. Звезды тоже рассматривались как ба богов: Орион — ба Осириса и т. д.

Аб — «сердце» — являлось центром сознания человека, местом, где рождаются идеи-желания. Оно наиболее осведомлено о человеке и его жизни.

с. 120V династия датируется XXV-XXIVbb. до н.э.

с. 125Обитающий в Озере Двух Огней — то есть Осирис.


 



 

 

Примечания

с. 126Сехет-Аару — см. прим. к с. 33 (Туат). ..-, ' с. 134Хетеп — «блаженный» — эпитет Осириса и одновремен­но обозначение рая, блаженного места.

с. 136Септет (Сопдет, Сотис) — богиня звезды Сириус, покровительница умерших.

с. 137Чесерт — «священная» — по-видимому, здесь — эпитет Исиды.

с. 138Анпу — египетский вариант имени «Анубис». с. 139Ба-неб-Татту (Банебджет) — священный баран, почи­тавшийся в Мендесе, один из богов плодородия. Сути (Сутех, Сетх) — бог Сет.

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

с. 145Двойной Дом Жизни — Дом Жизни и Дом Смерти, Дом пребывания в мире этом и мире загробном, земном и небесном. О Домах Жизни впервые упоминается в Текстах Пепи II (IV ди­настия). Дома Жизни были религиозными и культурными цент­рами, включающими храмы, скриптории, научные и терапевти­ческие центры, и существовали при храмах в крупных городах. В Домах Жизни создавалась и переписывалась литература по рели­гии и магии, поддерживавшая духовную жизнь египтян, велись работы по бальзамированию, медицинские исследования, созда­вались важнейшие ценности египетской цивилизации. Дома Жизни существовали вплоть до падения Египта в первых веках новой эры.

с. 151Аба-анер (Абаонер, Убаоне) — персонаж египетской сказки «Хеопс и волшебники» (см. гл. III«Магические фигурки»).

с. 152«Папирус Весткар» — сборник волшебных сказок, созданный в конце Среднего царства и дошедший до нас в рукописи гиксосов. Папирус назван по имени мисс Весткар, которая привезла его из Египта и подарила в 1839 г. египтологу Лепсиусу. Одна из наиболее известных сказок, «Хеопс и волшеб­ники», состоит из трех рассказов сыновей Хеопса — Хефрена (Хаф-Ра), Бауфра (Баиу-ф-Ра) и Дедефхора (Херутатафа, Харде-дефа, Джедефхора) — своему отцу про чудеса, случившиеся во времена правления его предков.

Баиу-ф-Ра (Бауфра) — царевич, сын Хеопса.


Примечания

Чача-эм-анх (Джаджаеманх, Джанджеманх) - был главным жрецом хер-хебом во времена Снофру.

Сенеферу - в настоящее время принято написание Снофру или Снефру.

Хер-хеб (херхеб, херихеб) - «Обладающий праздничным свитком папируса» - титул жреца. Херихебы следили за тем, чтобы религиозные церемонии выполнялись в соответствии с ритуальными предписаниями, и обычно изображались с разверну­тым свитком папируса. Египтяне считали херихебов могуще­ственными волшебниками. В текстах Древнего царства говорится о существовании таинственной Книги искусства херихеба, чтение которой было очень важно для умершего.

с. 153«Новая бирюза» — по одной из версий, украшение было из бирюзы, по другой — из малахита.

с. 15£Хекау - множественное число от хека; термином «хека» обозначается также магия, то есть «слова власти» - магические слова, заклинания.

Локоть египетский - мера длины, равная 0,523 м. 12 локтей примерно равны 6,3 м, а 24 локтя — 12,5 м.

«Метаморфозы» Апулея - эту историю можно найти в книге Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

с. 157Херутатаф - см. «Египетская религия», гл. IV «Суд над мертвыми» и прим. к с. 85.

с. 158Тета — в литературе встречается как Деди.

Тет-Сенеферу - современное название Джед-Снофру (Джед-Снефру, Сенефер-Тет), «Снофру вечен» — город близ пирамиды Снофру в Медуме.

Аптет — относительно значения этого слова существуют разные предположения: число аптет у одних авторов обозначает число тайных покоев святилища Тота, у других — число замков святилища или ключей Дома Тота.

Горизонт или «небесный чертог» имеет значение дворца царя или храма как олицетворение места, где садится и восходит солнце и где обитает бог Солнца Ра (фараон являлся воплощением бога Солнца на земле).

с. 159Птица хет-аа — относительно этой птицы существуют различные предположения; есть версия, что это порода уток, а в одном из источников говорится не о птице хет-аа, а о гусе хет-аа как о «другом» гусе или гусе другой породы.


 



Примечания


с. 160«Камт» или «Кемт» («Кем», «Кемет» или «Та Ке-мет») — одно из наиболее распространенных значений — «Черная земля», по цвету плодородной почвы нильской долины, в отличие от «Красной страны» — песков и предгорий Ливийской и Аравий­ской пустынь. Это слово также переводится как «загадка», «тай­на», что связано с осмыслением черного цвета как цвета мистерий,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

Budge... Эрнест А Уоллес... Бадж...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Перевод с английского Третье издание Москва АЛЕТЕЙА     УДК 21 ББК 86.31 Б151 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ  

ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА
Мзучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнаю­щего, всемогущего, непостижимого, тв

III. Из папируса Ани3.
Это прекрасное сочинение — отчасти гимн, отчасти молитва — представляет для нас исключительный интерес. Слава тебе, Диск, ты владыка лучей, поднимающийся над горизонтом изо дня в день! Осв

ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ
Jjo все известные нам периоды истории Египта жители этой страны верили в божественное происхождение Осириса, в то, что он

БОГИ» ЕГИПТЯН
О этой книге мы часто упоминали о египетских «богах», и сейчас настало время объяснить, кем и чем они были. Мы уже показал

СУД НАД МЕРТВЫМИ
Depa в то, что все совершенное человеком при жизни будет рассматриваться и оцениваться божественными силами пос­ле его смерти, возникла в самый ранний период развития египетской цивилизации и остав

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Сэру Дж. Норману Локиеру, кавалеру ордена Бани 2-й степени, члену корол

О ДРЕВНОСТИ МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ЕГИПТЕ
Jj первой книге этой серии была сделана попытка изложить идеи и верования древних египтян относительно Бога, «богов», Суда

МАГИЧЕСКИЕ КАМНИ И АМУЛЕТЫ
•■/!■! Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались ег

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ
Выше уже говорилось о том, что имя, символ или изобра­жение бога или демона могли служить амулетами и защи­щать тех, кто и

МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ
Такследует из сказанного выше, египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно ожи­

Легенда о Ра и Исиде
Глава о боге богов, создавшем самого себя и сотворившем небо, и землю, и ветры [дающие] и жизнь и огонь, и богов, и людей, и диких зверей, и скот, и гадов, и птиц в небе, и рыб в морях, о царе люде

МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА
11гиптяне, как и все другие народы Востока, очень большое значение придавали знанию имени. И живым, и мертвым было необход

МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ
  ).-.'.■ л». В предыдущих главах мы говорили о том, как египтяне использовали амулеты, магические камни, слова, изображе­ния и имена для добрых или злых дел. Те

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги