рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ

ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ - раздел Религия, ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ Jj...

Jjo все известные нам периоды истории Египта жители этой страны верили в божественное происхождение Осириса, в то, что он был изувечен силами зла и претерпел смерть, после долгой борьбы с этими силами восстал из мертвых, сделавшись царем подземного мира и судьей умерших. Но, раз он победил смерть, значит, и другие праведные тоже могут победить ее. Египтяне вознесли Осириса на небеса так высоко, что он стал равен Ра, богу Солнца (а иногда и выше его) и приписывали ему атрибуты Бога. Как бы далеко мы ни углублялись в прошлое, мы находим, что подобный взгляд на Осириса был, по-видимому, общепринят и изве­стен всем читателям религиозных текстов. В древнейших погребальных текстах Осирису приписывается то же поло­жение среди других богов, что и в позднейших копиях Книги мертвых. Первые авторы древних иероглифических погребальных текстов и их поздние редакторы были увере­ны в том, что история об Осирисе известна всем, и никто из них, насколько мы знаем, не счел нужным записать связный рассказ о жизни и земных страданиях этого бога. Если когда-либо они и делали это, то до нас эти рассказы не дошли. Уже во времена V династии Осирис и боги его цикла или группы занимали особое место в сочинениях, призван­ных помочь умершим. Каменные монументы и другие


Глава П. Осирис, бог воскресения

памятники, принадлежащие еще более ранним периодам истории Египта, свидетельствуют о наличии у египтян той эпохи обрядов, связанных с историей Осириса, известной нам из источников более позднего времени. В нашем распоряжении имеется связное изложение рассказа об Оси­рисе, хотя и написанное не в Египте, но содержащее множество фактов, свидетельствующих о том, что автор черпал информацию из египетских источников. Я имею в виду сочинение «Об Исиде и Осирисе» греческого писателя Плутарха*, жившего в середине первого века нашей эры. К сожалению, Плутарх отождествляет некоторых египетских богов с греческими и вводит в текст многочисленные утверждения, являющиеся плодом его собственного вообра­жения или следствием неточной информации. Перевод1 этого текста, выполненный С. Сквайром, гласит:

«Рея2, говорят, вступила в тайную связь с Сатурном3, но связь эта была открыта Солнцем4, который проклял ее, объявив, что „ни в одном из месяцев года не будет она разрешена от бремени". Однако Меркурий*, тоже влюблен­ный в богиню, в награду за ее благосклонность к нему стал играть в шашки с Луной и каждый раз выигрывал одну семидесятую часть ее света. Эти части, сложенные вместе, составили пять дней, которые он и добавил к тремстам шестидесяти дням прежнего года. Дни эти египтяне до сих пор называют эпактом (эпагоменой), или „дополнительны­ми", и считают днями рождения богов. Говорят, что в первый из тех дней родился ОСИРИС и в момент его прихода в мир некий голос возвестил, что „родился власте­лин всей земли". Иногда об этом рассказывают иначе: будто бы некий Памилес, неся воду из храма Юпитера в Фивах, услышал голос, повелевший ему провозглашать повсюду, что „родился добрый и великий царь Осирис". Сатурн, узнав

к S.?Uire S' Plutarchi de Iside et Osiride liler: Grace et Anglice. -bridge, 1744.

2 To есть Нут. To есть Себом. Го есть Ра.

Египетская религия

об этом, вверил ему воспитание ребенка, и в память об этом событии впоследствии был учрежден праздник Памилий, очень похожий на Фаллифории или Приапеи* греков. На второй день родился АРОУЭРИС1, которого некоторые зовут Аполлоном, а другие — Ором Старшим. На третий день пришел в мир ТИФОН2, но он не родился как положено, в свое время, а вышел из бока матери, через рану, которую нанес ей. На четвертый день в болотах Египта родилась ИСИДА, а в последний — НЕФТИДА, которую одни зовут Телевте, или Афродита, а другие — Нике. Что же касается их отцов, то говорят, что первые двое были зачаты Солнцем, Исида — Меркурием, а Тифон и Нефтида — Сатурном. В связи с этим третий из „дополнительных дней", считавшийся днем рождения Тифона, цари Египта считали неудачным и потому не занимались в этот день делами и не принимали воды и пищи до наступления вечера. Говорят еще, что Тифон взял в жены Нефтиду, а Исида и Осирис, влекомые взаимной привязанностью, любили друг друга во чреве матери еще до рождения, и от их связи родился Ароуэрис, которого египтяне называют также Ором Стар­шим, а греки — Аполлоном.

Осирис, став царем Египта, просвещал и наставлял свой народ, выведя его из нищеты и варварства. Он научил египтян выращивать и улучшать плоды земли, дал им основной свод законов, управлявший их жизнью, и обучил почтительности к богам и культовому служению. Позднее с той же благородной целью он странствовал по всему миру, призывая людей принять установленный им порядок, но не принуждал их к этому силой оружия, а убеждал своими доводами, выраженными в гимнах и песнях, под звуки музыкальных инструментов. Именно поэтому греки счита­ют, что он был подобен их Дионису, или Бахусу. Пока Осирис отсутствовал, Тифон так и не нашел подходящего случая, чтобы совершить переворот в государстве, ибо

1 То есть Херу-ур, «Хор Старший».

2 То есть Сет.


Глава И. Осирис, бог воскресения

Исида всегда была настороже и не теряла бдительности. Однако после возвращения Осириса Тифону удалось скло­нить семьдесят два человека войти в заговор. Вместе с некоей эфиопской королевой по имени Асо, которой дове­лось в то время быть в Египте, он придумал хитроумный план для исполнения своего замысла. Узнав тайком разме­ры тела Осириса, он в соответствии с ними изготовил очень красивый сундук и пышно украсил его. Этот сундук Тифон принес в пиршественную залу и, после того как все присут­ствующие высказали свое восхищение им, как бы в шутку пообещал отдать его тому, кому он подойдет по размеру. После этого все собравшиеся по очереди подходили к сундуку, но он не годился ни для кого из них. Последним в сундук лег Осирис, и тут все заговорщики сбежались к нему, захлопнули крышку, прибили ее гвоздями и залили расплавленным свинцом. Затем они вынесли его на берег реки и спустили в море через Танисское устье Нила. Египтяне до сих пор относятся к этому устью с крайней неприязнью и никогда не упоминают о нем, кроме как для того, чтобы выразить свое отвращение и ненависть. Эти события, как говорят, произошли в 17-й1 день месяца атир, когда солнце было в созвездии Скорпиона, в 28-й год правления Осириса; другие утверждают, что тогда ему было не более двадцати восьми лет.

Первыми, кто узнал о несчастии, постигшем их царя, были паны и сатиры, жившие неподалеку от Чеммиса (Панополя. — У.Б.); они немедленно сообщили людям новость, и это послужило поводом для возникновения выражения „панический ужас", которое с тех пор употреб­ляется для обозначения внезапного испуга или всеобщего замешательства. Что касается Исиды, то она, узнав о несчастии, немедленно остригла волосы2 и облачилась в

несча египетском календаре этот день был отмечен как трижды Уерше ЫЧН0 остРиженные волосы как знак траура клались в гробницу


 


 

Египетская религия

траурные одежды. Место, где ей случилось в тот момент быть, с тех пор зовется Коптос, или „город траура", хотя некоторые полагают, что это слово скорее означает „потеря". Исида скиталась по всей стране в поисках сундука, встрево­женная и растерянная, расспрашивая каждого встречного, даже детей, не знают ли они, что стало с ним. Случилось так, что дети видели, как соучастники Тифона обошлись с телом, и сообщили ей, в каком из устий Нила сундук был брошен в море.1 Исида тем временем узнала, что Осирис, обманутый ее сестрой Нефтидой, влюбленной в него, сам того не желая, вступил с ней в связь, доказательством чему служил венок из мелилота2, который он оставил ей. Исида задалась целью найти ребенка, плод этой незаконной связи (ибо ее сестра, боясь гнева своего мужа Тифона, бросила младенца на произвол судьбы как только он родился). После долгих мучений и многих трудностей она нашла его с помощью собак, приведших ее на нужное место, и выкормила; со временем он стал ее постоянным стражем и спутником и получил имя Анубис. Считается, что он сторожит и охраня­ет богов, как собаки охраняют людей.

Наконец она получила более подробные сведения о сундуке. Он был выброшен морскими волнами на берег Библа3 и там застрял в кусте тамариска, который вскоре вырос в большое, красивое дерево. Ветви его обвились вокруг сундука, укрыв со всех сторон так, что его не было видно. Царь этой страны, изумленный необычными разме­рами дерева, срубил его, а из той части ствола, где находился сундук, сделал колонну для своего дворца. Все это, как говорят, стало известно Исиде от демонов. Она немедленно отправилась в Библ и сидела там у источника, отказываясь говорить с кем бы то ни было, пока не увидела служанок

1 Поэтому египтяне считают, что все дети наделены даром пророчест­
ва, и очень внимательно прислушиваются к тому, что они лепечут ДРУГ
другу во время игр (особенно если это происходит в священном месте),
извлекая из случайных фраз знаки и предсказания.

2 То есть из клевера.

3 Не сирийский Библ (Гебал), а тростниковые топи Дельты.

 

Глава И. Осирис, бог воскресения

царицы, которым случилось быть там. Их она, напротив, приветствовала ласково и по-дружески и даже заплела им волосы, передав частично чудесный аромат, исходивший от ее собственного тела. Царице, их хозяйке, тоже захотелось увидеть чужестранку, способную придавать столь прият­ный запах волосам и коже других людей. Она послала за ней и пригласила ко двору, а познакомившись поближе, сделала няней одного из своих сыновей. Имя царя, правившего тогда в Библе, было Мелькарт. Его жену звали Астарта или, согласно другим источникам, Саосис*, хотя некоторые называют ее Неманун, что соответствует греческому имени Атенис.

Исида кормила ребенка, давая ему сосать свой палец вместо груди, и опускала каждую ночь в огонь, сжигая постепенно смертные части его существа, а сама тем временем превращалась в ласточку и летала вокруг колон­ны, оплакивая свою печальную судьбу. Так продолжалось какое-то время, но однажды царица, вставшая, чтобы про­следить за няней, увидела ребенка, объятого пламенем, закричала и этим лишила его бессмертия, которое, не случись этого, было бы даровано ему. Тогда богиня откры­лась ей и попросила отдать ей колонну, поддерживавшую свод дворца. После этого она повалила колонну и с легко­стью разломала ее на части. Вытащив то, что ей было нужно, она завернула остатки ствола в тонкое полотно, пропитанное благовонным маслом, и передала их в руки Царя и его жены (эти куски дерева до сих пор хранятся в храме Исиды, и жители Библа поклоняются им). После этого она бросилась на сундук и зарыдала так громко и страшно, что младший сын царя, услышав этот плач, умер °т страха. Исида, взяв с собой старшего сына царя, отплыла с сундуком в Египет. В тот рассветный час с реки Федр дул Резкий и пронзительный ветер, и Исида в гневе своем иссушила ее течение.

два добравшись до места, как ей показалось, достаточ-

Vm ДИненного' °на открыла сундук и упала на тело его мужа, обнимая его и горько плача. Мальчик тихо 43

 

 

Египетская религия

подошел к ней сзади, но она, почувствовав это и найдя повод излить свой гнев, внезапно обернулась и посмотрела на него таким свирепым и строгим взглядом, что он немедленно умер от испуга. Другие, правда, говорят, что смерть его была не такой, что он упал в море и впоследствии заслужил великие почести со стороны богини, ибо Манерос1, к кото­рому египтяне столь часто взывают на своих пирах, есть не кто иной, как тот самый мальчик. Эту версию, в свою очередь, оспаривают те, кто утверждают, что настоящее имя ребенка было Палестинус или Пелусиус и что город, назван­ный этим именем, был построен богиней в память о нем, добавляя, что вышеупомянутого Манероса египтяне чество­вали на пирах за то, что он изобрел музыку. Наконец, некоторые заявляют, что Манерос — вовсе не имя конкрет­ного человека, а просто общепринятая форма приветствия, с которым египтяне обращались друг к другу во время празднеств и пиров, не означающая ничего, кроме пожела­ния счастья и удачи, что и является истинным смыслом слова. Точно так же и человеческий скелет, который во время этих празднеств возили по кругу в ящике, показывая всем гостям, вовсе не должен был, как представляют себе некоторые, символизировать несчастную судьбу Осириса, но напоминал гостям об их смертности и побуждал пользо­ваться в свое удовольствие всеми благами, что представали их взору, поскольку скоро и они станут такими же скелета­ми, как тот, что они только что увидели; именно это и есть истинная причина появления его на пиру... — но продолжим

наш рассказ.

Оставив сундук в уединенном и безлюдном месте, Исида отправилась к своему сыну Ору*, который воспиты­вался в Буто. Но Тифон, охотясь как-то при свете луны, случайно наткнулся на сундук. Узнав тело, лежащее в нем,

1 Сын первого египетского правителя, умерший в ранней молодости-См.: Herodotus, 2.79. (Русский перевод см. в книге: Геродот. История в девяти книгах / Пер. и прим. Г.А. Стратановского. — Л., 1972. — Прим-ред.)


Глава II. Осирис, бог воскресения

он разорвал его на куски (их было четырнадцать) и разбросал в разных частях страны. Узнав об этом, Исида вновь отправилась в странствие в поисках разбросанных частей тела своего мужа. Для путешествия в низинах и болотистых местах она использовала ладью, сделанную из тростникового папируса. Поэтому, говорят, крокодилы никогда не тронут того, кто плывет в такой ладье, боясь гнева Исиды, а может быть — из уважения к лодке, которая когда-то везла саму богиню. Находя части тела своего мужа, Исида хоронила их, и потому, наверное, в Египте так много гробниц Осириса. Впрочем, некоторые возражают против такого объяснения и утверждают, что многочислен­ные гробницы возникли в результате хитрости богини, которая, пообещав городам настоящее тело, вместо этого преподносила им просто изображение мужа. Она делала это не только для того, чтобы повсеместно почтить его память, но и рассчитывая таким образом избежать злобных проис­ков Тифона, который, даже взяв верх над Ором в начавшей­ся войне, был бы сбит с толку множеством гробниц и потерял всякую надежду найти настоящую. Рассказывают также, что, несмотря на все свои поиски, Исида не смогла обнаружить фаллос Осириса, съеденный лепидотом, фаг-ром и оксиринхом — рыбами, к которым египтяне испыты­вали по этой причине особую неприязнь. Чтобы как-то возместить потерю, Исида сделала Фаллос священным, создав его имитацию и учредив торжественный праздник в память о нем, который даже в наши дни отмечается египтянами.

После этого Осирис вернулся из мира иного и явился своему сыну Ору, чтобы вдохновить его на битву и научить владеть оружием. Он спросил Ора, какое, по его мнению, самое славное деяние может совершить человек, на что Ор ответил: „Отомстить за зло, причиненное своему отцу и

тери . Затем Осирис спросил, какое животное он считает самымполезным для воина, и получил ответ: „Коня". Это

ивилоОсириса, и он переспросил сына, почему тот Предпочитаетконя, а не льва. „Потому, - пояснил Ор, - что


 


 

Египетская религия

лев очень полезен тем, кто нуждается в помощи, но конь1 нужнее тому, кто будет настигать и убивать убегающего противника". Эти ответы очень порадовали Осириса, пока­зав ему, что сын хорошо подготовлен к встрече с врагом. Рассказывают еще, что среди огромного числа сообщников Тифона, отрекшихся от него, была его наложница Туэрис. Змея, преследовавшая ее, когда она пришла к Ору, была убита воинами. В память об этом событии во время празд­ников египтяне бросают в центр зала веревку и затем разрубают ее на куски. Потом подошло время битвы между Ором и Тифоном, которая длилась много дней, но победу наконец одержал Ор, а Тифон попал в плен. Однако Исида, в чьи руки он был отдан, вовсе не собиралась предавать его смерти, а сняла с него оковы и отпустила на свободу. Поступок матери так рассердил Ора, что он схватил ее и сорвал с нее корону (знак королевского достоинства), а Гермес вместо короны надел на нее шлем в форме головы коровы. Тифон во всеуслышанье обвинил Ора в том, что он рожден незаконно, но с помощью Гермеса (Тота. — У.Б.) Ор был полностью оправдан судом богов. После этого между ними произошли еще две битвы, и в обеих Тифон потерпел неудачу. К тому же Исида, как говорят, вступила в связь с Осирисом после его смерти и в результате этого родила Харпократа*, который пришел в мир до срока и был

хромым».

Сравнивая этот рассказ со сведениями, полученными в результате расшифровки иероглифов, мы видим, что боль­шая часть его опирается на египетские тексты: например, Осирис был сыном Себа и Нут; эпакта (эпагомена) известна в календарях как «пять дополнительных дней года»; пять богов — Осирис, Хор, Сет, Исида и Нефтида — были рождены в дни, указанные Плутархом; 17-й день атира (хатхора) обозначен в календарях как трижды неудачный.

1 Лошадь стала известна египтянам не ранее чем при XVIII династии. Следовательно, эта часть плутарховой версии истории Осириса относит­ся к периоду после 1500 г. до н.э. 46


Глава II. Осирис, бог воскресения

В текстах описаны скитания и беды Исиды и обнаружены «плачи», которые, как предполагается, принадлежат ей. Списки святилищ Осириса присутствуют в нескольких текстах; отмщение Хора за своего отца часто упоминается в папирусах и других документах, столкновение между Сетом и Хором полностью описано в папирусе из Британского музея (№ 10184); гимн из папируса Хунефера повествует обо всем, что Тот сделал для Осириса, а зачатие Осирисом Хора после смерти упоминается в гимне Осирису, относя­щемуся к XVIII династии:

Сестра твоя собрала все свои силы, чтобы защитить тебя, она разогнала всех своих врагов, она победила злой рок, она произнесла могущественные слова силы, она сделала язык ловким, и слова ее достигли цели. Великолепная Исида была совершенной в велениях и речах, и она отомстила за брата. Она искала его беспрерывно и скиталась по всей земле, крича от боли, и не отдыхала (или: не прекращала поиски. — У.Б.), пока не нашла его. Она укрыла его своими перьями, она создала дуновение воздуха (или: ветра. — У.Б.) своими крыль­ями и причитала, хороня брата своего. И она пробудила его, распростертого, чье сердце было недвижно, и взяла от сущест­ва его, и зачала, и родила от него ребенка. Она вскормила его тайно, и никто не знал, где он, и рука его обрела силу в великом доме Себа. Сонм богов ликует и радуется приходу Хора, сына Осириса; тверд сердцем и победоносен сын Исиды, наследник Осириса.1

Трудно сказать, какую форму имела история Осириса при ранних династиях и был ли Осирис богом воскресения в Додинастические или доисторические времена, или же эта роль была приписана ему после начала правления в Египте Мена. Однако у нас есть все основания полагать, что во времена ранних династий он занимал положение бога и сУДьи тех, кто с его помощью восстал из мертвых. Уже при

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

Budge... Эрнест А Уоллес... Бадж...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Перевод с английского Третье издание Москва АЛЕТЕЙА     УДК 21 ББК 86.31 Б151 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ  

ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА
Мзучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнаю­щего, всемогущего, непостижимого, тв

III. Из папируса Ани3.
Это прекрасное сочинение — отчасти гимн, отчасти молитва — представляет для нас исключительный интерес. Слава тебе, Диск, ты владыка лучей, поднимающийся над горизонтом изо дня в день! Осв

БОГИ» ЕГИПТЯН
О этой книге мы часто упоминали о египетских «богах», и сейчас настало время объяснить, кем и чем они были. Мы уже показал

СУД НАД МЕРТВЫМИ
Depa в то, что все совершенное человеком при жизни будет рассматриваться и оцениваться божественными силами пос­ле его смерти, возникла в самый ранний период развития египетской цивилизации и остав

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Сэру Дж. Норману Локиеру, кавалеру ордена Бани 2-й степени, члену корол

О ДРЕВНОСТИ МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ЕГИПТЕ
Jj первой книге этой серии была сделана попытка изложить идеи и верования древних египтян относительно Бога, «богов», Суда

МАГИЧЕСКИЕ КАМНИ И АМУЛЕТЫ
•■/!■! Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались ег

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ
Выше уже говорилось о том, что имя, символ или изобра­жение бога или демона могли служить амулетами и защи­щать тех, кто и

МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ
Такследует из сказанного выше, египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно ожи­

Легенда о Ра и Исиде
Глава о боге богов, создавшем самого себя и сотворившем небо, и землю, и ветры [дающие] и жизнь и огонь, и богов, и людей, и диких зверей, и скот, и гадов, и птиц в небе, и рыб в морях, о царе люде

МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА
11гиптяне, как и все другие народы Востока, очень большое значение придавали знанию имени. И живым, и мертвым было необход

МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ
  ).-.'.■ л». В предыдущих главах мы говорили о том, как египтяне использовали амулеты, магические камни, слова, изображе­ния и имена для добрых или злых дел. Те

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги