рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ - раздел Религия, ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ   ...

 

Сэру Дж. Норману Локиеру,

кавалеру ордена Бани 2-й степени,

члену королевского общества, и проч., и проч.,

в знак уважения к великому астроному

и с глубокой признательностью другу

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дошедшие до нас фрагменты религиозных текстов Древнего Египта свидетельствуют о том, сколь важное место занимала в египетской религии вера в магию, то есть в то, что с помощью магических имен, заклинаний, чар, формул, фигур, изображений и амулетов, а также церемоний, сопровождае­мых «словами власти», можно достичь сверхъестественных результатов. Несмотря на то, что египетская цивилизация постоянно развивалась и достигла, очевидно, высокого ин­теллектуального уровня, древние египтяне с самого начала своей истории и до ее завершения находились под влиянием этой веры. Именно она определяла их взгляды на преходя­щие и вечные ценности, взгляды трудно объяснимые на нынешнем этапе мировой истории. Из-за своей скрупу­лезности в исполнении многочисленных культовых церемоний, приверженности правилам поклонения божественной Силе или силам, а также из-за преданности религиозной магии египтяне в глазах тех, с кем они сталкивались, приобрели репутацию чрезвычайно религиозных и суеверных людей. Эта небольшая книга должна убедить читателя в том, что такую репутацию египтяне действительно заслужили.

Египетская магия возникла в те времена, когда пер­вобытные жители додинастического и доисторического Егип­та полагали, что земля, преисподняя, воздух, небо населены


Египетская магия

бесчисленными существами, видимыми и невидимыми. Существа эти считались дружественными или враждебны­ми человеку в зависимости от того, были ли природные явления, которыми они якобы повелевали, благоприятными или неблагоприятными для людей. Доисторический египтя­нин полагал, что эти существа по своей природе и характеру очень похожи на пего и обладают всеми человеческими страстями, эмоциями, слабостями и недостатками. Магия должна была заставить их служить человеку. Благо­склонность кротких и дружелюбных существ могла быть достигнута дарами и жертвоприношениями. А проявлений враждебности со стороны суровых и неумолимых можно было избежать либо ублажая их и льстя им, либо призвав на помощь — посредством амулета, тайного имени, магической формулы, рисунка — силы более могущественные, чем та, что угрожала ему. Большинство древних народов использо­вало магию для того, чтобы придать человеку силу сверхъе­стественного существа, позволить ему достичь того, что находится за пределами его возможностей, и стать на время столь же могущественным, как и истинный обладатель этой силы. Но египетская магия заставляла дружественные и враждебные силы (а позже — даже самого Бога) исполнять волю человека независимо от их желания. Вера в магию, в самом лучшем смысле этого слова, была в Египте старше веры в Бога. Многие религиозные церемонии египтян, ставшие позднее неотъемлемой частью высокого духовного культа, очевидно, берут свое начало в суевериях и обычаях тех времен, когда Бог еще не осознавался египтянами под каким-то конкретным именем или в какой-то конкретной форме. Так, изображение секиры, ставшее позже иерогли­фом Единого Бога и «бога» вообще, указывает, по-видимо­му, на то, что это оружие и орудие в доисторические или, во всяком случае, в додинастические времена использовалось в ряде религиозных магических церемоний, где мистическим образом символизировало присутствие высшей Силы. Как бы то ни было, совершенно очевидно, что магия и религия в Египте развивались и процветали бок о бок на протяжении


Предисловие

всей его истории. Поэтому изучение одного из этих явлений неизбежно включает в себя и исследование другого.

Из религиозных книг Древнего Египта мы знаем, что сила жреца или человека, знающего и умело применяющего магию, считалась почти безграничной. Произнося определен­ные слова или имена особым образом и надлежащим тоном, он мог исцелять больных, избавлять от злых духов, причи­нявших боль и страдание, возвращать мертвых к жизни и даровать умершему силу, помогающую ему преобразовать свое бренное тело в нетленное, в котором душа сможет жить вечно. Его слова давали человеку возможность принимать по своей воле различные формы и позволяли душе его вселиться в животное или другое существо. По его слову неодушевлен­ные предметы и изображения оживали и спешили выполнить его приказ. Силы природы признавали его власть: ветры и дожди, бури и штормы, реки и моря, болезни и смерть восставали, чтобы уничтожить его врагов и врагов тех, кому было дано знание слов, добытых им от богов неба, земли и преисподней. Неодушевленные предметы также повинова­лись этим «словам власти». Весь мир был сотворен силой слов Тота, при помощи слов можно было разверзнуть землю и вздыбить воды, вопреки их природе, и даже ход солнца в небесах можно было остановить словом. Ни один из богов, духов, бесов, демонов не мог противостоять «словам власти», и египтяне прибегали к их помощи как в малом, так и в большом. Тому, кто владел знаниями из книг «Двойного Дома Жизни»*, будущее было известно так же хорошо, как и прошлое; ему были подвластны время и расстояние, мистерии жизни и смерти; он мог сорвать покровы, скрыва­ющие от простого смертного тайны рока и судьбы.

Если даже образованные египтяне оценивали столь высоко силу магов, то нет ничего удивительного в том, что подобные верования и суеверия в еще более грубой форме процветали среди крестьян и ремесленников, не понимав­ших символического характера исполнявшихся в храмах Церемоний и слишком невежественных для того, чтобы увидеть лежащее в их основе духовное начало. Идя навстречу


 




 

 

Египетская магия

религиозным потребностям таких людей, маги, а позже жрецы, сочли необходимым организовать пышные зрелища и церемонии, обращенные в основном к чувствам, а вслед за этим беспринципные, но умные люди, воспользовавшись невежеством народа, стали претендовать на знание сверхъе­стественного и обладание властью над богами, духами и демонами. Эти так называемые «маги» пользовались свои­ми мнимыми знаниями и силой ради наживы и готовы были содействовать любым грязным делам или нелепым замыс­лам профанов, если они сулили им выгоду. Магия стала вырождаться в колдовство и сатанизм, а занимавшиеся этим считались пособниками дьявола, слугами сил тьмы и масте­рами «черного искусства». Элементы египетской «черной» и «белой» магии можно проследить в магических системах многих стран мира. Невозможно сказать точно, сколько верований и религиозных систем других народов испытали на себе их влияние, но несомненно одно: религиозные идеи многих языческих культов и христианских сект берут свое начало в Египте. В подтверждение можно было бы привести немало интересных фактов, но небольшой объем книги не позволяет нам сделать этого.

Принимая во внимание истинную духовность большей части египетских религиозных воззрений и их древность, трудно понять, почему египтяне даже в период наивысшего культурного расцвета страны бережно сохраняли в своих текстах и церемониях многие элементы грубых и наивных суеверий, пришедших к ним от их додинастических или доисторических предков. Но факт остается фактом: они свято верили в Единого Бога, Всемогущего, вечного и невидимого, Творца небес, земли и всего сущего. Они верили в воскресение преображенного и восставшего в славе тела к вечной жизни вместе с духами и душами праведников в царстве Того, кто был рожден от бога, но жил на земле, претерпел там ужасную смерть от рук врагов, воскрес из мертвых и стал богом и царем загробного мира. Но, искрен­не веря во все это, египтяне так и не смогли отказаться от амулетов, талисманов, магических имен и «слов власти».


Предисловие

Создается впечатление, что, веря в смерть и воскресение Осириса, они продолжали верить и в возможность спасения души и тела живых и мертвых с помощью амулета. Как ни странно, они не видели ничего страшного в таком смешении магии и религии. Взгляды египтян на этот предмет хорошо иллюстрируются следующим примером. В Фивах суще­ствовало множество Коллегий жрецов — служителей Ра, бога Солнца, чьей обязанностью было изготовление копий религиозных книг и совершение традиционных богослуже­ний в положенное время. Эти жрецы составляли списки Книги мертвых для гробниц царей, цариц, членов царского рода и придворных, провозглашая без тени сомнения силу и могущество Великого Бога (чьим видимым воплощением для людей является Солнце) и его власть над небом и землей, и, по-видимому, верили в то, что говорили, то есть в то, что этот Бог обладает достаточной силой, чтобы защитить свое небесное воплощение. Но в то же время фиванские жрецы делали копии текстов, которые должны были читаться в определенные часы дня и ночи и содержали описания магических церемоний для предотвращения побе­ды мифического чудовища Апепа над богом Солнца. Со всей серьезностью они заявляли, что если сжечь на огне из определенных трав кусок папируса, на котором изображено это чудовище, и его восковую фигурку и произнести при этом определенные слова, то бог Солнца избавится от Апепа, и ни дождь, ни тучи, ни туман не смогут помешать его свету озарить землю. Более того, в соответствующей рубрике1 совершение этой церемонии называется деянием, достойным награды!

Э.А. Уоллес Бадж

28 августа 1899 г. Лондон

1 Рубрика — здесь: род подзаголовка каждой из глав Книги мертвых, в котором кратко излагаются цель написания, предназначение Главы, ее краткое содержание, основная символика, делаются иные указания. — Прим. ред. ...


 

Глава I

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

Budge... Эрнест А Уоллес... Бадж...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Перевод с английского Третье издание Москва АЛЕТЕЙА     УДК 21 ББК 86.31 Б151 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ  

ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА
Мзучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнаю­щего, всемогущего, непостижимого, тв

III. Из папируса Ани3.
Это прекрасное сочинение — отчасти гимн, отчасти молитва — представляет для нас исключительный интерес. Слава тебе, Диск, ты владыка лучей, поднимающийся над горизонтом изо дня в день! Осв

ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ
Jjo все известные нам периоды истории Египта жители этой страны верили в божественное происхождение Осириса, в то, что он

БОГИ» ЕГИПТЯН
О этой книге мы часто упоминали о египетских «богах», и сейчас настало время объяснить, кем и чем они были. Мы уже показал

СУД НАД МЕРТВЫМИ
Depa в то, что все совершенное человеком при жизни будет рассматриваться и оцениваться божественными силами пос­ле его смерти, возникла в самый ранний период развития египетской цивилизации и остав

О ДРЕВНОСТИ МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ЕГИПТЕ
Jj первой книге этой серии была сделана попытка изложить идеи и верования древних египтян относительно Бога, «богов», Суда

МАГИЧЕСКИЕ КАМНИ И АМУЛЕТЫ
•■/!■! Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались ег

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ
Выше уже говорилось о том, что имя, символ или изобра­жение бога или демона могли служить амулетами и защи­щать тех, кто и

МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ
Такследует из сказанного выше, египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно ожи­

Легенда о Ра и Исиде
Глава о боге богов, создавшем самого себя и сотворившем небо, и землю, и ветры [дающие] и жизнь и огонь, и богов, и людей, и диких зверей, и скот, и гадов, и птиц в небе, и рыб в морях, о царе люде

МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА
11гиптяне, как и все другие народы Востока, очень большое значение придавали знанию имени. И живым, и мертвым было необход

МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ
  ).-.'.■ л». В предыдущих главах мы говорили о том, как египтяне использовали амулеты, магические камни, слова, изображе­ния и имена для добрых или злых дел. Те

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги