рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НАРАМХАЙ-НИХАНГО

НАРАМХАЙ-НИХАНГО - раздел Религия, Электронная библиотека Грамотей Комплекс Традиционных Боевых Искусств Ни-Хангов, Клана Наиболее Фанатично Нас...

Комплекс традиционных боевых искусств ни-хангов, клана наиболее фанатично настроенных членов военного ополчения в Пенджабе (штат на северо-западе Индии, до середины XIX века независимое государство).

И сегодня здесь повсюду можно видеть мужчин, вооруженных саблями, ружьями, палками, окованными медью. Это так называемые «кесад-хари», члены «хальсы», воинской религиозной общины, основанной в 1699 г. в Анандпуре 10-м гуру сикхов Говиндом Раи. Все они имеют так называемые «пять К» – 5 обязательных признаков своей принадлежности к этому боевому братству: никогда не стригут волос на голове, не бреют усов и бороды (кеш); всегда имеют в волосах гребень (кангха); под верхней одеждой у них плотные короткие штаны, удобные для боя (качх); на их правую руку всегда одет стальной браслет, защищающий ее от ударов вражеских сабель (кан-кан); за поясом у них всегда кинжал или сабля (кирпан). А те сикхи, которые не входят в хальсу, не имеют этих признаков. Их зовут «сахаджхари».

Своей вершины движение сикхов достигло при Ранджите Сингхе, объединившим к 1801 г. весь Пенджаб в единое государство, и провозгласившим себя его правителем – махараджей.

Особой доблестью в битвах тех времен отличались «ниханги» – члены особого ордена сикхов-кесадхари. Ниханги давали клятву найти свою смерть в бою, а не от старости или болезней. Этот орден возник еще при жизни гуру Говинда Раи, погибшего в 1708 г. Ниханги отказывались от всякой хозяйственной деятельности, от всего, что не было связано с войной или подготовкой к войне. В сражениях они шли в первых рядах хальсы, бросались в бой там, где другие были готовы отступить, пробивали брешь в рядах противника, устилая своими телами путь сикхов к решающему удару.

В истории сикхских войн бывали случаи, когда перед небольшими отрядами нихангов, нападавшими с безудержной яростью, в панике разбегались войска противника, превосходящие их численностью и вооружением. Но их сила заключалась не только в беспредельной отваге. Они еще были превосходно подготовленными профессионалами, блестяще владевшими всеми видами оружия, великолепно ездившими верхом, умело сражавшимися в пешем строю, прекрасно знающими приемы боя голыми руками.

В дни праздника весны все ниханги собираются в наши дни для проведения традиционных воинских игр в одном из трех городов Пенджаба: в его столице Амритсаре, либо в Анандпуре, где была основана хальса, либо в Дамдама, небольшом городке, где гуру Говинд долгое время скрывался от врагов. Вот как описывает очевидец эти игры: …"На этот раз в Дамдама собралось не меньше двух тысяч нихангов, а может быть, и все три. Первую половину дня они бродили по ярмарке, вызывая боязливое восхищение соплеменников своим оружием, лохматыми бородами и огромными тюрбанами на голове, из которых торчали рукоятки кинжалов. Потом они готовили пищу на кострах, пили свой знаменитый «бханг» – наркотический напиток из листьев какого-то растения, растертых с водой. Бханг они давали и своим коням, и собакам. Собаки без нужды рычали друг на друга, а кони возбужденно ржали и рвались с привязи. Потом они спали под деревьями. Никто не смел им перечить, отказывать какой-либо их просьбе, спорить или хотя бы косо смотреть в их сторону. За такую дерзость можно заплатить жизнью. Даже сегодня ниханги убивают без колебаний, потому что сами не боятся смерти…

К вечеру, когда дневной зной немного спал, процессия нихангов двинулась вокруг городского пруда. Впереди на слоне в золоченой беседке ехал их вождь. За ним в беспорядке сказали на опьяненных конях всадники, а следом валила валом толпа пеших нихангов во главе с обязательной пятеркой воинов, символизировавших тех «панч-пиярэ» – «пять любимых», которые первыми в 1699 г. вступили в хальсу, не побоявшись отдать свои жизни за веру. Традиционные цвета нихангов – синий и желтый – в самых разных сочетаниях окрашивали процессию, а клубы пыли окутывали ее подобно красному туману. Краски дополнялись бесчисленными вспышками блеска на остриях копий и сабель. Именно так выглядела хальса в старину, когда она шла на врага.

Когда по знаку вождя процессия остановилась, воины мгновенно выстроились квадратом вокруг недавно сжатого поля. Сначала была джигитовка. Ниханги скакали с копьями наперевес стоя на седле, сидя в седле, свешиваясь с седла в сторону. Копьями они подхватывали разложенные там и сям пучки травы, пронзали мишени, сплетенные из гибких прутьев, рубили саблями чучела, изображавшие врага… Потом в пешем строю они метали в цель копья, дротики и чакры.

Чакра – боевой диск для метания – это древнейшее оружие индусов, о котором обычно говорят и пишут, что его можно увидеть только в руках каменных изваяний богов в древних храмах, что уже много веков назад оно полностью вышло из употребления. Но оказывается, что чакра хорошо знакома нихангам, по сей день используется ими в воинских играх. Это тяжелое плоское стальное кольцо, подобное диску с вырезанной серединой, и отточенное по внешнему краю как бритва. Его раскручивают на кисти руки или на растопыренных пальцах и метают во врага. Чакра летит, вращаясь в горизонтальной плоскости, и при попадании в шею может начисто срезать голову. Предание гласит, что чакра была любимым оружием бога Кришны. Куда ни посмотри в этот момент игр, везде в воздухе описывали сверкающие траектории стремительно летящие вращающиеся чакры…

После джигитовки и метаний наступил черед поединков. В разных концах поля ниханги исполняли обрядовые воинские пляски, обязательные перед началом боя, затем преклоняли колено перед оружием, разложенным на чистых полотенцах и взяв его, вступали в жаркие схватки друг с другом. Повсюду сталь звенела о сталь, раздавались дикие крики, вздымалась пыль под босыми ногами воинов… В завершение праздника начались поединки вооруженных нихангов с безоружными, своего рода турнир рукопашного боя». Система боя голыми руками называется у нихангов просто «нарамхай». По мнению немногочисленных очевидцев, чисто внешне она похожа на бирманское бандо.

НИН-ДЗЮЦУ
(Искусство быть невидимым)

Обычно считается, что ниндзя – это члены обособленных кланов, сформировавшихся из людей, оказавшихся в средневековой Японии вне общества: ронинов (самураев, оставшихся без князей), бежавших от расправы мятежников и преступников, бродячих монахов (не приписанных ни к одному монастырю), отшельников, а также из жителей уединенных горных селений. Когда в Японии началась эпоха феодальных войн, длившаяся пять веков подряд, их стали нанимать для шпионажа и диверсионно-террористической деятельности удельные князья, принадлежавшие к противоборствующим военно-политическим группировкам.

Объясняют это тем, что подобные задачи, согласно господствовавшим представлениям о морали, наиболее успешно могли решать не самураи, подчинявшиеся требованиям ведения войны «по правилам», а те, кто находился как бы за пределами общественной иерархии, не подчинялся общепринятым нормам. Их презирали, ненавидели и боялись, но пока шли бесконечные войны, обойтись без них не могли. Внутри этих кланов постепенно сложилась специальная дисциплина, главной целью которой являлось теоретическое обоснование наилучших способов незаметного проникновения В ряды противника, выведывания его секретов и сокрушения изнутри. Она получила название «ниндзюцу» – искусство быть невидимым (имеется в виду для противника). Так появились ниндзя – потомственные профессиональные разведчики, террористы и диверсанты феодальной Японии.

Однако реальная, а не легендарная история ниндзя и ниндзюцу выглядит иначе. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что слово «ниндзя» в японском языке появилось только в XX веке. Раньше в значении «тайный шпион, лазутчик» употреблялся термин «синоби», точнее «сино-би-но-моно». Причем этим термином именовались шпионы вообще, безотносительно их принадлежности к каким-либо кланам. Соответственно, слово «синобу» (а не «нин-дзюцу») обозначало обычное искусство шпионажа и разведки, диверсий и саботажа, без налета мистики, клановости и т.д.

Этот тезис подтверждается, во-первых, широким употреблением производных от «синоби» слов: синобиёру – подкрадываться; синобииру – тайно проникать куда-либо; синобисугата-дэ – переодевшись, инкогнито, под чужим именем; си-ноби-аруку – ходить крадучись; синобиаси-дэ – на цыпочках, тихонько, и других из того же ряда. Во-вторых, тем фактом, что техника шпионажа входила отдельным разделом в программу обучения таких типично «самурайских» школ бу-дзю-цу, как Айсу Кагэ-рю, Катори Синто-рю, Камиид-зуми-рю, Итидзэн-рю, Курама Ёсин-рю и других, не имевших никакого отношения к пресловутым горным кланам отщепенцев.

В период феодальных распрей шпионы действительно использовались всеми удельными князьями и полководцами, а потому школы «синобу» возникали по всей стране. Однако наибольшую славу на поприще тайной войны снискали жители провинции Ига, а также уезда Кога в провинции Оми, Где сложились две наиболее крупные школы шпионажа: Ига-рю и Кога-рю. Провинция Ига полностью окружена горными хребтами Судзука и Касаги, которые, по сути дела, изолировали ее от остальной территории страны. В то же время средневековая столица Японии – Киото – находится недалеко, в каких-нибудь 80 километрах от Ига. Поэтому с древнейших времен эта горная область становилась прибежищем тех, кто по какой-то причине не ладил с властями. Сюда бежали разорившиеся крестьяне, остатки дружин разгромленных политических группировок, религиозные еретики, здесь же искали просветления ямабуси и последователи доктрины Сингон.

Согласно историческим изысканиям японских ученых, традиция синобу, или нин-дзюцу, зародилась в Ига и Кога уже в Х веке. А своего расцвета она достигла к середине XVI века. Постоянные занятия шпионажем на протяжении нескольких столетий, в сочетании с мощным влиянием синкретического религиозного учения Сюгэндо (Путь обретения сверхмогущества) –и эзотерического буддизма Сингон породили феномен уникальной культуры горцев Судзука (по названию горного хреба, проходящего через Ига и Кога). Влияние этой культуры на нин-дзюцу было столь велико, что многие современные историки считают истинными школами нин-дзюцу лишь те, которые так или иначе связаны с ней. Иными словами, с их точки зрения, нин-дзюцу – это единство трех аспектов: искусства шпионажа, диверсий, террора; особого мировоззрения; различных эзотерических практик религиозного характера.

На самом же деле нин-дзюцу может выступать в двух ипостасях: в качестве искусства тайной войны вообще, а также как специфическое порождение культуры Судзука.

Проблема пресловутых «отщепенцев», создавших нин-дзюцу для своего выживания в условиях постоянных гонений со стороны официальных властей, при ближайшем рассмотрении тоже выглядит по-другому. В частности, твердо установлено, что кланы Хаттори, Момоти и Фудзибаяси (основные кланы ниндзя провинции Ига) ведут свое происхождение от дворцовой аристократии (кугэ), в силу разных причин утративших прежнее высокое положение.

В книге XVIII века «Букэ Мёмокусё» (Обозрение самурайских родов) сказано: «В Кога и Ига было много дзи-самураев. После периода Онин (1467-1477 гг.) эти дзи-самураи объединились в многочисленные группировки, и развили могучее военное искусство, не признававшее никаких законов и правил, кроме одного – использовать все возможности, чтобы победить». Надо пояснить в этой связи, что дзи-самураи – это вовсе не крестьяне, а мелкие феодалы, имеющие земельные угодья («дзи» по-японски значит «земля»). Японские историки установили, что ниндзя, или сино-би Ига и Кога вышли из слоя госи – мелких военных феодалов, имевших свои поместья и не подчинявшихся удельным князьям (даймё). В отличие от них, обычные самураи как правило не имели земли и служили за паёк рисом.

Следовательно, «таинственные кланы» людей, стоявших вне закона и вне общества улетучиваются, а на их месте появляются мелкие феодалы, содержащие дружины и воюющие за сохранение и расширение своих владений. В своей борьбе они чаще, масштабнее и успешнее других феодалов использовали средства и методы тайной войны. Это давало им возможность подрабатывать (попутно решая свои собственные задачи) поставкой тайных агентов для крупных феодалов. Соответственно, все «гонения» на ниндзя заменяются походами крупных феодалов против объединений госи и дзи-самураев из провинций Ига и Кога. В частности, в знаменитой битве Тэнсё Ига-но-ран против войск полководца Нобунага Ода сражались не кланы ниндзя, а объединенные силы госи провинции Ига (Ига-куни сококу-икки).

Причины широкого интереса к нин-дзюцу на Западе трудно объяснить однозначно. Видимо, это результат сочетания целого ряда факторов. Так, известный американский пропагандист нин-дзюцу С. Хайес считает, что в современном западном обществе фактически царит тот же произвол власть имущих, то же беззаконие, что и в Японии XIII-XVI веков. Поэтому многие люди понимают, что заботиться о личной безопасности и безопасности членов семьи необходимо им самим. Для таких людей философия и технические приемы ниндзя создают возможность контролировать происходящие события хотя бы на уровне микросреды.

К числу других факторов можно отнести всеобщий интерес к методам выживания в условиях дикой природы и в районах военных действий, массовое увлечение восточной мистикой и эзотерическими культами, а также неизменную притягательность всего экзотического и таинственного.

В Японии известны сейчас около двух десятков человек, претендующих на то, что они якобы являются хранителями традиций тех или иных школ нин-дзюцу. Однако в остальном мире получили известность только двое из них. Это Хацуми Масааки-Ёсиаки (1931 г.р.) и Танэмура Сёто (1947 г.р.). Первый из них создал международную организацию Бусинкан-Нин-Дзюцу, второй – Гэнбукан-Нин-Дзюцу.

«Мода» на ниндзя и все, что с ними связано, наиболее сильна в США. Дело поставлено там на солидную коммерческую основу: издается много книг и журналов, выпускаются художественные и учебные фильмы, организуются семинары и тренировочные лагеря, налажено производство оружия, униформы, снаряжения «как у ниндзя»… У истоков американской «ниндзямании» етоят два человека: Асида Ким (по происхождению то ли кореец, то ли японец) и Стефан Хайес (1949 г.р.), один из первых иностранных учеников мастера Хацуми. Начиная с 1981 года оба они выпускают одну книгу о ниндзюцу за другой, дают многочисленные интервью и проводят учебно-тренировочные сборы.

В качестве примера приведу содержание типичного 4-х дневного сбора А. Кима (американцы предпочитают термин «тренировочный лагерь», имея в виду палаточный городок где-нибудь на природе). Первый день – специальная физичес кая подготовка и ознакомление с методами выживания (сооружение укрытий, добывание огня, обеспечение водой и пищей, преодоление естест-веных препятствий и т.д.). Второй день – техника камуфляжа, маскировки и рукопашного боя ниндзя; третий день – «занятия на местности», то есть что-то вроде тактических учений курсантов, разделенных на две команды условных «противников». Четвертый день – изложение основ философии нин-дзюцу, методов медитации, дыхания, сплетений пальцев (позволяющих, якобы, достигать измененных состояний сознания), про-говаривание мантр и… фотографирование вместе с «великим» учителем на память.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Электронная библиотека Грамотей

А Е Тарас БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ШКОЛ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА И ЗАПАДА Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада... ПРЕДИСЛОВИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НАРАМХАЙ-НИХАНГО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Annotation
Tрадиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада 200 школ боевых искусств Востока и Запада (Энциклопедический справочник боевых искусств) А.Е.Тарас ПРЕДИ

АДИ-ХАЙ ПИДУТАМ
Индия считается колыбелью всех боевых искусств. Во всяком случае, уже в великом эпосе индийцев «Махабхарата», возникшем более чем за тысячу лет до н.э., говорится о сословии (варне) «кшатриев» – пр

АЙКИБУДО
Айкибудо – это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств работы без оружия Дайто Рю Айки Дзюдзюцу, с оружием – Тэнсин Седэн Катори Синто Рю, базой школы являет

АЙКИ-ДО
Айки-до – это очень молодое боевое искусство, однако воплотившее в себе принципы и методы, которые насчитывают не одну сотню лет. Создателем айкидо считается Уэсиба Морихэй (1883 – 1969), потомок с

Иосинкан.
Стиль разработан мастером Годза Шиода. Шиода-сэнсэй обучался у О-сэнсэя с середины 30-ых годов. После войны его пригласили начать преподавание айкидо в организации известной как Иосинкан. В отличие

Айкикай.
Айкикай общее имя стиля возглавляемого Киссемару Уэсиба, сы– ном О-сэнсэя, поддерживаемого Международной Федерацией Айкидо. Большинство считают эту школу основным направлением в развитии Айкидо. В

Ивама-рю.
Является частью системы Айкикай, хотя имеет ярко выраженные отличия стиля. Имеет собственное название по имени додзе его создателя сенсея Морисиро Сайто. Сайто-сэнсэй был долгое время учи-де– ши О-

Ki» Школы.
Одно из самых значительных направлений развития мирового Айкидо было образовано в 1974 году, когда Коичи Тохей, будучи Главным Инструктором Айкикай ушел из этой организации и основал Ки-но-Кенкикай

Чин-чин Тонзил Айкидо.
Стиль основан Коичи Тохеем – Айкидо объединяющее Ум и Тело. Тохей-сэнсэй придавал большое значение пониманию концепции Ки, развивая этот аспект независимо тренировки в применении к повседневной жиз

Ки федерация.
Основана Кеннетом Вильямсом. Сэнсэй Вильямс был основным ассистентом Кенширо Аббата-сэнсэя в середине50-ых и начал свое обучение с жесткой формы близкой к Айкибудо. После ухода из Айкикай в конце 6

Томики Айкидо
Один самых больших переломов в истории Айкидо, произошедших при жизни О-сэнсэя, было предложение Кендзи Томики рационализировать Айкидо, введя в практику «Ката» и соревнования. С тех пор было прерв

АРНИС ДЕ МАНО
В переводе с испанского – «защита рукой», боевое искусство филиппинцев. На государстве-ном языке Филиппин – тагальском, он называется «эстокада». Оба термина обозначают технику боя с одной или двум

АСИХАРА-РЮ
Стиль японского каратэ, созданный в 1980 году Асихара Хюдэюки (р. в 1944 г.) Он долго изучал каратэ Кёкусин по руководством мастера Ояма Масутацу, а потом создал собственный стиль, называемый также

АТЭМИ-КИДО-НИН-ДЗЮЦУ
Боевое искусство, созданное в США Ирвингом Сото. И. Сото изучал каратэ и айки-дзюцу, а также Атэми-нин-дзюцу под руководством мастера Ямамото в течение десяти лет, которые он провел в Японии.

БАГУА-ЦЮАНЬ
По-китайски означает «кулак» (цю-ань) «восьми"(ба) «триграмм» (гуа). Один из трех наиболее известных стилей «внутреннего» направления ушу (нэй-цзя). Точное время и место возникновения

БАТТО-ДЗЮЦУ
Японское искусство, принадлежащее к группе Синбу-дзюцу (новых боевых техник) и заключающееся в особом умении пользоваться мечом (катаной). Основателем батто-дзюцу является мастер То-яма, о

БЕРСИЛАТ
Малайзийское боевое искусство, включающее в себя бой голыми руками и с оружием. В своем развитии испытало сильное влияние индонезийского пенчак-силата и южных стилей китайского ушу. Бой го

БО-ДЗЮЦУ
Японское и окинавское искусство боя палками различных типов. Оно в равной мере продолжает традиции Бу-дзюцу феодальной Японии и Ко-будзюцу острова Окинава. Палка, чаще всего используемая в

БОЕВАЯ МАШИНА
Современная система самозащиты, которую разработал Анатолий Тарас (1944 г.р.) из Минска на основе методов рукопашного боя подразделений советской военной разведки. Главная цель подготовки по этой с

БОЕВОЙ СТИЛЬ
Общее название систем рукопашного боя, противопоставляемых спортивным единоборствам и так называемой «военизированной гимнастике» (типа условно-игровых стилей каратэ и ушу). Подразделяются

ВАДО-РЮ
Стиль японского каратэ, основанный в 1939 г. мастером Оцука Хиронори (1892-1982). Он начал заниматься дзюдзюцу с шести лет под руководством своего отца, Оцука Токудзиро. В 1905 г., в возрасте 13 ле

ВАРМА-КАЛАИ
Индийское боевое искусство, сохранившееся с древних времен в южном штате Тамилнаду, в районе между Мадрасом и Путтуччери. На тамильском языке «варма» означает «то, что скрыто», а «калаи» переводитс

ВИН-ЧУН-КУЭН
Один из наиболее популярных среди «хуацяо» (этнических китайцев, живущих в других странах), а также среди европейцев и американцев стиль китайского ушу. Впрочем, в КНР этот стиль известен под други

ВОВИНАМ-ВЬЕТВОДАО
Наиболее широко распространенный во Вьетнаме и за его пределами стиль вьетнамских боевых искусств (Во-дао, или Во-Вьетнам). Основал в 1938 году мастер Нгуэн Лок (1912-1960). Это «синтетический» сти

ВО-ВЬЕТНАМ
С вьетнамского эти слова переводятся как «боевые искусства Вьетнама». Имеется в виду бой голыми руками (во-туат) и бой с оружием (ко-во-дао). До окончательного завоевания Вьетнама Францией

ВОНХВАДО
Система самообороны, специально разработанная последователями «Универсальной церкви» Мён Сон Муна для привлечения в ее ряды молодежи. Существует в двух основных вариантах: «тон иль» и «чун хва».

ГЛАДИАТОРСКИЕ БОИ
Один из видов зрелищ, устраивавшихся в древнем Риме в конце эпохи республики и в эпоху империи для развлечения граждан. Эти бои произошли от культовых погребальных обрядов, связанных с жер

ГОДЗЮ-РЮ
Школа жесткого и мягкого, стиль окинавского каратэ, основанный в 20-ые годы XX века мастером Мияги Чодзюном (1888-1953). Один из наиболее распространенных стилей каратэ, существующий в трех основны

Японская ветвь Годзю-рю
При жизни Ямагучи Гогэн (1909-1989), по прозвищу «Кот», являлся самым известным японским учителем каратэ Годзю-рю. И хотя некоторые представители окинавских школ пытаются преуменьшить ту роль, кото

Американская ветвь Годзю-рю
Каратэ Годзю-рю в США своим развитием обязано страстной и противоречивой личности Питера Урбана. В свое время он изучал Сёриндзи-рю у Ричарда Кима, потом Кёкусин-рю у Ояма Масутацу и, наконец, прод

Формирование воина
Такэда Сокаку родился 10 октября 1858 года в провинции Айдзу. Его клан принадлежал к древнему и знатному роду Такэда. Еще совсем маленьким ребенком он начал изучать дзю-дзюцу у своего деда Такэда С

Странствия и преподавание
С 1880 по 1898 гг. Такэда Сокаку вдоль и поперек объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или

Ученики и последователи Такэда Сокаку
Наибольшую известность среди них получили Уэсиба Морихэй (1883-1969), создатель Айки-До; Окуяма Ёсидзи-Рюхо (1906-1987), создатель Хакко-рю; Чой Ёнсоль (1904 – 1987), создатель Хапкидо; Такэда Токи

Арсенал Дайто-рю айки-дзюцу
Его составляют 118 базовых приемов, 80 приемов айки-дзюцу-осики-учи, 66 приемов хидэн-окуги и 84 приема тосинъё-но-тэ, а всего 348 приемов боя голыми руками. К ним надо добавить технику работы с дл

ДАНЗАН-РЮ
Школа дзю-дзюцу, основанная в Гонолулу (Гавайские острова) в 20-х годах мастером Генри Окадзаки (умер в 1951 г.). Окадзаки считается основоположником гавайского и американского дзю-дзюцу. Наиболее

ДЖИТКУНДО Путь опережающего кулака.
Школа самозащиты, основоположником которой был знаменитый киноактер Брюс Ли (1940– 1973), американец китайского происхождения. Преемником Б. Ли стал Дэн Иносанто, американец филиппинского происхожд

ДЗЁ ДЗЮЦУ
Искусство фехтования дубинкой. Основано Мусо Гонноскэ в 1610-1615 гг. Ранее Мусо изучил технику работы «бо» (шест) школы Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто. Однако после поражения в поединке со знаменитым ф

Создание дзюдо
До поступления в Токийский университет в 1877 году Кано занимался гимнастикой, греблей и бейсболом. Он даже основал первый в Японии бейсбольный клуб. С 17-летнего возраста, став студентом, Кано нач

Сайго Сиро, «гений» дзю-до
Его в возрасте 9 лет взял на воспитание выдающийся мастер боевых искусств Сайго Таномо-Чи-камаса, глава клана Айдзу и школы ацки-дзюцу Дайто-рю (стиль Осикиучи). У Сайго Таномо не было сына, пэтому

Техника дзю-до
Техника классического дзю-до подразделяется на следующие разделы: 1) Расшатывания (кудзуси), т.е. подготовка к проведению основного приема; 2) Броски (нагэ-вадза) из положений стоя (тати-в

ДЗЮКАДО
Система самозащиты, которую создал американец Брюс Тэгнер (родился в 1929 г.) Он занимался боевыми искусствами с 8-и лет, преимущественно дзю-до и дзю-дзюцу. Был чемпионом Калифорнии по дзюдо в 194

ДИМ-МАК
Искусство поражения нервных центров. Этот термин на кантонском диалекте китайского языка означает то же самое, что и «тьен-сюэ» на пекинском диалекте. Существуют три класса точечных воздей

ДИСТАНЦИЯ БОЯ
Известный советский специалист 20 –30-х годов Н.Н. Ознобишин выделял 6 дистанций рукопашного боя: – первая на 4-5 шагов, это сфера действия револьвера (а также метания камня, ножа, бутылки

Происхождение приемов дуаньда
В древности Китай вел нескончаемые войны, и это заставляло людей изучать искусство самообороны. Только владение навыками рукопашного боя давало человеку возможность сохранить себе жизнь, победить в

Особенности приемов
Система дуаньда использует в качестве оружия части человеческого тела – голову, кулаки, ладони и пальцы, локти, плечи, таз, колени, стопы. Ее главный принцип – ловкие и яростные действия на ближней

Составные элементы системы дуаньда
Чтобы вступить в схватку с преступниками, защитить себя и победить врага, недостаточно хорошей физической подготовки и бесстрашия. Надо еще хорошо владеть всеми составными элементами системы рукопа

ДЫХАНИЕ В БОЮ
Существуют два основных типа дыхания – диафрагмальное и скелетное (изолированное и включенное), к которым так или иначе молено отнести любой дыхательный прием. Наш естественный способ дыха

ДЭНСЁКАН-БУДО
Школа боевого искусства, основанная в 1988 году французом Тьерри Рьесерр-Надаль, известного также под псевдонимом Окуяма Сидзан. Он прошел курс обучения Хакко-рю дзю-дзюцу в Японии у главы школы, О

ЕДИНОБОРСТВА ВОСТОКА НА ЗАПАДЕ
Это те виды боевых и спортивных единоборств, которые пришли на Запад (и в СССР) из стран Дальнего Востока (Японии, Кореи, Китая), а также из Юго-Восточной Азии (Таиланда, Вьетнама, Бирмы, Филиппин,

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ ТЕЛА
Любая часть тела может использоваться для атаки противника: голова, плечи, таз, бедра. Но чаще всего оружием являются конечности – руки и ноги. Однако, если винтовкой или кинжалом можно воспользова

ЕСТЕСТВЕННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Накануне и особенно в годы первой мировой войны усилилась военизация европейских систем физического воспитания. Французский офицер Эбер предложил так называемый «естественный метод физического восп

СЕЙКАН-БУДО
Воинское искусство, созданное во Франции в 1970 году японцем Мочидзуки Хиро, живущим в этой стране с 1955 года. Хиро изучал айки-дзюцу, дзю-дзюцу и кэн-дзюцу у своего отца, Мочидзуки Минору. Позже

СЕЙКАН-РЮ
Школа боевых искусств традиционной ориентации, созданная в Японии в 1931 году Мочидзуки Минору (родился в 1907 году). Этот мастер с 1912 года (с 5-и летнего возраста!) по 1928-й изучал дзю

ЖЕЛЕЗНАЯ РУКА
В китайском ушу е давних пор существуют упражнения «железная рука», «железная стопа», «железный живот», «железнаярубаха». Все они направлены на то, чтобы определенные части тела стали по своей креп

ЖУАНВИЛЬСКАЯ ШКОЛА
Военная школа физического воспитания, открытая в 1852 году в одном из пригородов Парижа. Долгое время являлась основным центром подготовки специалистов по физическому воспитанию во Франции

ЗВЕРИНЫЕ СТИЛИ УШУ
Это целый ряд стилей ушу, объединенных общим названием сян-синцюань – «стили образа и формы» или «стили имитации формы». Они основаны на подражании движениям и повадкам животных. В сянсинцюань сост

ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК
Школа китайского ушу, существующая в Санкт-Петербурге. Ее возглавляет Иван Горбачев, который несколько лет учился в Китае у мастеров «внутреннего направления» (нэй-цзя). Он является одним из немног

КАДЗЮКЭНБО-КЭНПО
Гавайское боевое искусство, которое основал в 1949 году Адриано Сонни Эмпера-до филиппинец по происхождению (родился в 1926 году). С 13 лет он изучал филиппинские боевые искусства под руководством

КАЛЯРИ-ППАЯТТ
Это одно из древнейших боевых искусств мира. Оно сохранилось до наших дней в ряде деревень и городов штата Керала, на юго-западе Индии. На языке малая ли (языке дравидов, темнокожих коренных жителе

КАМЕННЫЙ БОЙ
Это искусство метания камней, но не пращой, а руками. В прошлые времена оно широко практиковалось в тех регионах разных стран мира, где добывали строительный камень, либо имелись неисчерпаемые росс

КАПОЭЙРА
Оригинальное боевое искусство, созданное в XVII-XVIII веках чернокожими рабами, вывезенными из Африки для подневольного труда на плантациях сахарного тростника и кофе в Бразилии. «Невольни

Из истории Окинавы
Окинава (что означает «веревка, извивающаяся в море») имеет площадь около 1,2 тыс. кв. км, причем длина острова примерно 100 км, а ширина в самом узком месте всего-навсего 8 км. Весь же архипелаг с

Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ
Общепринято разделение старинных окинав-ских школ рукопашного боя на две основные группы: «Сёрин-рю» (включающее в себя стили Сюри-тэ и Томари-тэ) и «Сёрэй-рю» (стиль Наха-тэ). – «Фунакоси

Учителя старой Окинавы
Яра из Чатаны. Первым великим мастером Оки-нава-тэ, чье имя дошло до нас, был Яра из деревни Чатана. Он родился в начале XVIII века. В возрасте 12 лет был послан родителями в китайский портовый гор

Каратэ в Японии
Самую первую попытку познакомить японцев с каратэ предпринял окинавский мастер Азато Анко, совершивший в 1886 году поездку по Японии. Несмотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих маст

Каратэ в Соединенных Штатах
Гавайские острова. На Гавайях окинавское каратэ появилось в конце XIX века вместе с многочисленными эмигрантами. Но местные виды единоборства, включавшие в себя китайские и окинавские элементы, сущ

Каратэ во Франции
Деятельность Анри Пле. Каратэ в этой стране (да и вообще в Европе) началось с Анри Пле, одного из первых французских «черных поясов» в дзюд-о. Он вспоминает: «Когда я в 1948 году стал пионером евро

Техника и стили каратэ
Каратэ – это боевое искусство, рационально использующее– все, что доступно человеческому телу в целях самозащиты. В современных стилях преобладают удары и блоки. В традиционных наряду с ними широко

КАРА-ХО-КЭНПО
Этот стиль гавайского кэнпо-каратэ основал в 1987 году Сэм Алама Куоха. Он занимался кэнпо-каратэ под руководством своего деда, бывшего ученика Уильяма Квай-Сун Чжоу. Затем Куоха отправился в Гонол

Начало пути
С 9 лет у себя на родине Ояма изучал корейские боевые системы «тхэккён», «чаби» и «чхарёк». В возрасте 14 лет он уехал в Японию, в Токио, где с 1938 года изучал каратэ Сётокан-рю у отца и сына Фуна

Поездки по США и ЮВА
В 1952 году Ояма получил приглашение от Ассоциации профессиональной борьбы США. Его просили приехать для показательного выступления в Чикаго. Вместе с ним должны были выступать еще двое приглашенны

Развитие организации
Это развитие неразрывно связано с двумя аспектами: проведением соревнований по правилам Кёкусин-кай, и с пропагандой стиля в книгах Оямы и в многочисленных публикациях периодической печати, телепер

Настоящее» каратэ
Секрет привлекательности Кёкусин-рю заключается в том, что Ояма изначально развивал свой стиль как стиль реального боя. Отсюда его глубокое презрение к большинству других стилей каратэ, выродившихс

Кёкусин-рю в Европе
Самыми известными европейскими учениками Оямы были англичанин Стив Арнейл и голландец Джон Блюминг (1933 года рождения). Арнейл стал вторым (после самого Оямы) человеком в истории каратэ Кёкусин, к

КИАЙ-ДЗЮЦУ
Если спросить преподавателей восточных боевых искусств о киай-дзюцу, то по их реакции легко можно понять, что нет искусства более неясного, таинственного и противоречивого. Услышав этот вопрос, одн

КИК-БОКСИНГ
Термин «кик-боксинг» впервые появился в 1974 году. Его придумал менеджер соревнований профессиональных спортсменов Георг Брюкнер из Западного Берлина (до 1991 года Западный Берлин являлся особой ад

Мастера и организации
Прежде всего, это Яра из деревни Чатана и Сакугава (1733 –1815). Яра работал в основном с палками ("бо" или "кон") и трезубцами ("сай"). Он оставил две ката: Чатан-Яра

Оружие кобу-дзюцу
Специфика окинавского кобу-дзюцу заключается именно в том, что здесь как оружие используют сельскохозяйственные инструменты и предметы повседневного обихода, по логике вещей оружием быть не предназ

КО-ВО-ДАО, или ВУ-КХИ-ТУАТ
Общее название вьетнамских искусств владения оружием. Так же, как на Окинаве и в Китае, работа с оружием изучается параллельно с техникой боя голыми руками. Это относится и к старым, и к новым школ

КОСЁ-СЁРЭЙ-РЮ
Стиль кэнпо-каратэ, созданный в 1942 году Джеймсом (Масаёси) Митосэ (1916-1981), гавайцем японского происхождения. Он родился в Кона (на Гавайях), нов 1920 году его семья вернулась на родину, в гор

КОСИКИ-КАРАТЭ
Спортивный вариант окинавского стиля Сё-риндзи-рю-кэнпо-кан. Главная особенность коси-ки-каратэ заключается в обязательном использовании во время поединков удобного и надежного защитного снаряжения

КУЛАЧНЫЙ БОЙ
Это поединок, суть которого в обмене ударами кулаков и, реже, ступней, локтей, коленей, головы. В кулачном бою часто допускались захваты, силовые и болевые удержания, подсечки, подножки, удушения.

КУНГ-ФУ
Этот термин пришел в русский язык с Запада. Он происходит от искаженного китайского слова «гунфу). В Китае данное слово всегда употреблялось в двух значениях – прямом и переносном. Прямое значение

КЭН-ДЗЮЦУ
Это самурайское искусство владения мечом, зародившееся приблизительно в Х веке. Его техника существенно отличалась от других методов владения клинковым оружием, принятых как в Европе, так и в Азии.

КЭНПО-КАРАТЭ ГАВАЙСКОЕ
Стиль кэнпо, созданный в Гонолулу Уильямом Квай-Сун Чжоу (1914 – 1987). Он сначала учился у своего отца, китайца по происхождению, а потом стал учеником Джеймса Митосэ. В 1946 году Чжоу получил от

КЭНПО-КАРАТЭ ПАРКЕРА
Это стиль кэнпо, созданный Эдмундом Кеало-ха Паркером (1931 – 1990), американцем гавайского происхождения (он был праправнуком гавайского короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайях в начале X

МАЛЛЯВЕША
Вид единоборства, широко распространенный в северо-западных и центральных районах Индии древней и средневековой эпохи. Он берет начало от эллинского панкратиона, занесенного на индийскую землю воин

Общая теория
Пытаясь постигнуть смысл старинных восточных трактатов, мы почти никогда не можем понять эти тексты адекватно потому, что говорим с их авторами на разных языках. Перевести слова восточного трактата

Медитация в движении и покое
Начальным этапом обучения в любой школе является статическая и динамическая медитация. Одной лишь мышечной тренировки недостаточно, чтобы сделать из человека бойца – упор на физические упражнения д

Статическая медитация
В традиционных боевых школах используется поза лотоса или поза «на коленях». Но, учитывая наставления куда более опытных в этом деле индийских йогов, можно сказать, что эти позы далеко не единствен

Медитации-состояния
Чтобы ответить на вопрос, как медитация может помочь в бою, я приведу здесь пример техники динамической медитации на СОСТОЯНИИ. Мы можем не думать. Мы можем не медитировать. Мы можем прост

МУККИ-БАЗИ
Эта школа сохранилась с древних времен в индийском штате Уттар-Прадеш, хотя в связи с запретами полиции и ростом популярности английского бокса число ее последователей в нынешнем веке неуклонно сни

ОКИНАВА-КЭНПО-КАРАТЭ
Этот стиль создал в 1953 году мастер Накамура Сигэру (1893-1969). В детстве и юности, а также в молодые годы он обучался Окинава-тэ у своего отца – Накамура Кэйкичи и его братьев, Тэйичи и Синкичи.

ОРУЖИЕ БЛИЖНЕГО БОЯ
Это так называемое «холодное» оружие. Разнообразие его моделей не поддается никакому описанию. Поэтому с давних пор делались многочисленные попытки выработать общую классификацию подобного оружия.

ПАНКРАТИОН
В программе древних олимпийских игр этот вид единоборства появился позже борьбы и кулачного боя (в 648 году до н.э.). Это дает основание некоторым исследователям считать, что причиной его

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К БОЮ
Человечество за свою долгую историю перепробовало множество методов преодоления чувства страха, возникающего у большинства людей перед боем и сопровождающего многих из них в процессе схватки. Напри

ПУТЬ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Путь боевых искусств – это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился Карлос Кастанеда, «стать воином – значит сознательно выработать у себя набор специфических качеств и соотве

РАДУЖНЫЙ ПОТОК
Современный «внутренний стиль» рукопашного боя, созданный Михаилом Шестаковым (1954-1989) из Калининграда Московской области. Число последователей невелико, наиболее известным популяризатором стиля

РУССКИЙ СТИЛЬ
Этим термином обозначают школы боевых искусств, принадлежащие к-доум основным направлениям, похожим по своей идеологии, но существенно различающимся по техническому содержанию. Первое напр

РУССКОЕ КЭМПО
Современное боевое искусство, созданное Юрием Костровым из Киева. В основе стиля лежит техника Кёкусин-рю, дополненная бросково-боле-выми и удушающими приемами из дзю-до и самбо. «Русификация» азиа

РЫЦАРСКИЕ ИСКУССТВА
Рыцари в странах Европы – это профессиональные воины, из которых состояла тяжеловооруженная конница, главная ударная сила средневековых войн. На это указывает сам термин: «рейтер» по-немецки, «шева

РЮЭЙ-РЮ
Стиль окинавского каратэ, создатель которого Накаима Кэнко (1911 – 1990). Он учился у своего отца, Накаима Кэнчу, а также Ябу Кэнцу и Осиро Чодзо. В этом стиле равное внимание уделяется и бою голым

Предыстория Сёриндзи-кэнпо
Накано родился в Японии, в префектуре Окая-ма. Оставшись к 8 годам сиротой, он был отправлен жить к деду в Маньчжурию, где тот работал чиновником в Обществе южноманьчжурских железных дорог. Чтобы п

Сущность системы Сёриндзи-кэнпо
Эту систему можно сравнить со светильником,-стоящем на трех ногах, символизирующих разум, тело и энергию. Разум – это изучение законов природы и общества, физиологии и психологии, восточной философ

Принципы системы
Первый из принципов Сёриндзи-кэнпо гласит: «тело и дух едины» (кэн дзэн итиня). Он подразумевает необходимость совершенствования одновременно и тела, и духа, единство боевой техники и нравственност

Ранги и символика
Эмблемой Сёриндзи-кэнпо, как и монастыря Шаолинь, является «мандзи» (на санскрите «свастика»), буддийский символ совершенства. Кратко проанализируем значение этого символа, возбуждающего у наших лю

Цель практики
Каждая новая степень – это посвящение в новые удивительные приемы и способы воздействия на человека. Достаточно сказать, что обладатель 5-го дана знает менее половины всей техники и методики Сёринд

СЁРИНДЗИ-РЮ
Боевое искусство, созданное гавайцем Ричардом Кимом. Его называют «каратэ», хотя правильнее назвать «кэнпо». В самом деле, сначала Ким учился у окинавского мастера Аракаки. Потом отправился в Китай

СЁРИНДЗИ-РЮ КЭНКО-КАН
Стиль каратэ, основанный в 1946 году мастером Хисатака Кори. Он сначала изучал Окинава-тэ (стиль Сёрин) под руководством мастера Кяму Чодзюна. Затем во время службы в армии познакомился с кэн-до. Д

СИЛАМБАМ
Это индийское искусство палочного боя, наиболее популярное в штате Тамилнаду. Силамбам известен здесь с незапамятных времен, чуть ли не с первого века новой эры! Состязания обычно проводят

СИТО-РЮ КЭНПО-КАРАТЭ
Стиль окинавского каратэ, созданный Уэчи Ка-нэем (1905 г.р.), которого надо отличать от другого Уэчи Канэя, из стиля Уэчи-рю. Этот Уэчи родом из деревни Утэнбару на Окинаве, с детства он изучал кар

СПАРТАНСКОЕ ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Спарта – одно из наиболее древних эллинских государств, возникшее в VIII веке до н.э. на территории двух исторических областей Греции – Лаконии и Мессении. Его устройство было весьма любопытным. Пр

СУБАК-ДО
Это корейское боевое искусство, в котором сохранилось наибольшее число элементов древних систем. В соответствии с восточной традицией, считается, что ему около 2-х тысяч лет, и что основной период

СЭЙДО-ДЗЮКУ
Стиль японского каратэ, основанный в 1976 г. в США мастером Накамура Тадаси (1942 г.р.). С 1954 года по 1976 (т.е. с 12 лет до 34-и). Накамура был учеником и помощником Ояма Масутацу, великого маст

СЭЙ-НО-ИКИ
Система, во многих отношениях похожая на айки-до, созданная французом Домиником Баль-та. Он определил ее суть как «путь человеческого развития через гармоничное проявление жизненной энергии».

ТАЙХО-ДЗЮЦУ
Японская прикладная система, созданная для нужд полиции в 1947 году группой экспертов. Это были Симидзу Такаги (работа с дубинкой), Оцу-ка Хиронори (каратэ Вадо-рю), Нагаока Сюичи и Хоригуси Цунэо

ТАКТИКА РУКОПАШНОГО БОЯ
Тактика, это совокупность способов и средств ведения боя. Не бывает тактики «вообще», вне конкретной ситуации. Она всегда является результатом взаимодействия трех факторов: намерений и возможностей

ТАКЭДА-РЮ
(Школа семьи Такэда) Такэда-рю является одной из традиционных самурайских школ боевых искусств. Ее «отцом-основателем» был Такэда Нобуторо (1493 – 1573), принадлежавший к знаменитому клану Минамо-т

ТОМИКИ-РЮ
Японское боевое искусство, представляющее синтез дзю-до и айки-до. Его создатель – мастер Томики Кэндзи (1900 г.р.). Он изучал дзю-до с десятилетнего возраста, причем с 1922 года проходил обучение

ТЭНСИН-СЁДЭН-КАТОРИ-СИНТО-РЮ
Это традиционная самурайская школа боевых искусств. Ее основал Иидзаса Иэнао-Чойсай (1387 – 1488). Общепризнанно, что она является одной из наиболее старых и самой значительной школой в истории бое

УКИДО-КАН
Современное боевое искусство, созданное в США в 1991 году. Его основал знаменитый турнирный боец Бенни Уркидес (1952 г.р.), многократный победитель самых престижных турниров по фулл-контакт каратэ

Краткая история школы
Ее основателем является мастер Уэчи Канбун (1877-1948). Этот человек изучал в детстве и юности окинавское кэнпо под руководством своего отца, Уэчи Кантоку. В 1897 году юноша переехал жить и работат

Характерные особенности школы
Поединки проводят в жесткий контакт по всему телу и без протекторов. Основная идея здесь такова: спортивная схватка должна как можно больше походить на реальный бой. Поэтому правила достаточно своб

УЯЗВИМЫЕ ТОЧКИ ТЕЛА
Теория уязвимых точек проистекает из многовековой практики мастеров акупунктуры (чжэнь-цзю терапии). Суть ее вкратце сводится к тому, что в теле человека заключены 12 жизненно важных органов (сердц

ФРАНКОМБА, или ФРАНЦУЗСКОЕ ВОИНСКОЕ ИСКУССТВО
«Новая система боя для нового человека» – так Ассоциация французского воинского искусства называет свой метод контактного поединка. Он создан на основе приемов боя, использовавшихся французскими ры

ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС
В 1830 году Шарль Лекур, один из мастеров савата (см. статью), занимавшийся еще и фехтованием, а также английским боксом, решил создать собственную систему единоборства. Главная его идея заключалас

ФУЛЛ-КОНТАКТ КАРАТЭ
Это разновидность спортивного каратэ, официально появившаяся в США в 1972 году, но фактически намного раньше. Как указывает сам термин, речь идет об обмене ударами в полную силу по всему телу, от г

ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ
Это искусство связывания противника, которое было обязательным в программе военной– подготовки самураев. Их учили таким образом связывать пленников, чтобы любое движение при попытках высвободиться

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ БУДО
Это международная организация последователей традиционного каратэ, кобудо и ушу, которую создал в 1974 году профессор Роланд Ха-берзетцер (1942 г.р.). Штаб-квартира организации находится в небольшо

ШКОЛА БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Любая школа боевых искусств на Дальнем Востоке (т.е. в Китае, Корее, Японии, на Окинаве) является одновременно своего рода клубом, объединяющим поклонников того или иного вида единоборства. Но дале

ШТЫКОВОЙ БОЙ
Это рукопашная схватка с применением штыка как холодного оружия и приклада ружья – для удара. Штыковой бой начал развиваться в качестве одного из разделов фехтования после изобретения штыка в 1676

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УДАР
Осознавая возможности своего тела, мы движемся от простого к сложному. В этом движении очень важно иметь какой-либо единый для всех его уровней принцип, который остается неизменным на протяжении вс

ЭСКРИМА
С испанского этот термин переводится как «схватка», или «стычка». Им обозначают комплекс традиционных боевых искусств филиппинцев, включающий такие дисциплины, как арнис (работа с палками разных ти

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги