Самозванцы в церкви

 

Что приходит в голову, когда вы слышите слова "ложный пророк" или "ложный учитель"? Большинство думает о вос­точных мистиках и гуру, представителях небиблейских рели­гий, или об энергичных руководителях культов — людях, которые явно находятся за пределами христианской религий. Но апостол Петр посвятил целую главу одного из своих Посла­ний ложным пророкам и учителям, которые действуют внутри церкви: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую поги­бель" (Второе Посл. Петра, 2: 1). Такие люди, замаскировав­шиеся как прислужники праведности, есть в вашей церкви и сейчас.

Заметьте, что соблазн лживых учителей главным обра­зом не в их доктрине: "И многие последуют их разврату, и грех их путь истины будет в поношении" (стих 2). Что имеет в виду Петр, говоря о "следовании их разврату"? Он имеет в виду тех христиан, которые оценивают учение на основе внешней привлекательности его лидеров. Мы говорим: "Он такой хороший парень", "Она такая вдохновенная особа", "Он очень энергичный оратор", "Она так мила и так искрен­не говорит". Но является ли физическая привлекательность библейским критерием для оценки учения и его вождей? Конечно, нет! Суть оценки всегда истина и праведность, и ложные учителя, которые привлекательны физически, кле­вещут на путь истины.

Петр указывает два пути, на которых мы можем устано­вить ложных пророков и учителей, действующих внутри цер­кви. Во-первых, они будут вовлечены во что-нибудь амораль­ное, включая "скверные похоти плоти" (стих 10). Они могут участвовать в незаконной деятельности, связанной с сексом и/или деньгами. Они могут быть антиномианами, утверждая, что Бог весь есть любовь и благо и что поэтому мы не должны ограничиваться никакими законами. Их аморальность не всегда легко обнаружить, но рано или поздно она проявится в их жизни (Второе Посл. к Коринфянам, 11: 15).

Во-первых, лживые пророки и учителя "презирают началь­ства" и "дерзки и своевольны" (Второе Посл. Петра, 2: 10). У таких людей независимый дух. Они поступают по-своему и ни перед кем не отчитываются. Они либо не подчиняются власти, избранной или назначенной каким-либо советом, либо сами под­бирают совет, который утверждает любое их решение.

В Писании описаны три исторические руководящие роли: пророки (молитва и учение), жрецы (пастырство и забота) и цари (управление). Только Иисус в своем совершенстве мог исполнять все эти три роли одновременно. Я считаю, что нам нужно придерживаться принципа взаимности и взаимоогра­ничения в церкви, разделяя эти три роли среди нескольких человек. Никто не должен пользоваться абсолютной вла­стью. Любой истинный, преданный христианин в роли руко­водителя должен уметь подчиняться другому зрелому верующему, перед которым он был бы ответственен. Если ваш пастор никому не подчиняется или если он не проявляет одно­временно свойств пастыря и слуги, уходите из его церкви.