рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отличие религии от науки, философии и массовой культуры

Отличие религии от науки, философии и массовой культуры - раздел Религия, ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ   Ничто Другое, Кроме Веры, Не Может Дать Ответ На Эту Духовную...

 

Ничто другое, кроме веры, не может дать ответ на эту духовную потребность человека. История мировой культуры показывает, что попытки заменить религию какими-то искусственными культурными продуктами или не приводили ни к какому серьезному успеху, или, если приводили, то этот успех означал глубокую духовную деградацию человека. Пожалуй, сегодня можно назвать три основных таких «заменителя» ¾ это наука, философия и массовая культура.

Как показала история XX в., наука не заменила религию, по крайней мере, для значительной части общества в Европе и России. Сегодня амбиции науки стали намного ниже. В «просвещенных кругах» в XVIII, XIX веках считалось, что религия «естественным образом» отомрет, оставив место науке. Но вот западная цивилизация проживает уже не первое столетие техногенной эры, а религия «все» не отмирает, хотя, конечно, она и не занимает позиций, аналогичных средневековым. Страсти вокруг науки и прогресса улеглись, и сейчас мы ясно видим, что наука сама по себе не противоположна религии, так как она изучает внешний, окружающий нас мир и не может выйти за пределы ограниченного обыденного опыта. А если она и выходит, ¾ например, задаваясь вопросом о происхождении Вселенной ¾ то исключительно в форме гипотез (причем некоторые из них могут даже согласовываться с христианским учением о сотворении мира).

Другое дело, что науку могут идеологически направлять против религии, как это было, например, в СССР и, в значительной степени, остается на Западе (последний по времени пример ¾ клонирование). Наука вошла в духовный обиход человека современного именно в качестве «духовной пищи», а не просто в качестве средства для оптимизации материальной культуры. Однако заметим, что нет ничего более жалкого, чем человек, духовно центрированный на науке и технологиях. По признанию одного из идеологов и практиков современной цивилизации Джорджа Сороса, Запад слишком мало обращает внимания на цели и слишком много ¾ на средства. Так вот наука ¾ это средство. Когда Гагарин полетел в космос, это многими воспринималось как «новая эра в истории человечества». Но где же эта новая эра? что она нам, собственно, дала? Ничего, кроме более или менее периодических сообщений в СМИ об очередном «запуске», «аварии», «стыковке», «выходе» и т.д. Единственный реальный, на сегодняшний момент, аспект космоса ¾ это безопасность, защита от нападений из космоса, но если бы человек не «пошел» в космос, то этой проблемы тоже не было бы. Объяснение всей этой космической эйфории ¾ уже прошедшей ¾ в том, что безрелигиозный человек заполнил свою пустую душу каким-то ¾ первым, попавшимся под руку, ¾ содержанием. Но где это содержание сейчас? А содержание религии ¾ и сегодня актуально. У современного человека есть все ¾ дом, машина, бытовая техника, телевизор, но он не знает, зачем он живет. А это значит, что у него нет ничего.

Второй «заменитель» ¾ философия. Об этом «заменителе» можно было бы и не говорить, потому что философия, в сущности, выпала из структуры современной культуры. Кто знает сегодня о философии? Только ограниченный круг гуманитарной интеллигенции. Для большей части технической интеллигенции, а уж тем более для неинтеллигенции философия ¾ это исключительно дело прошлое. Философия ¾ это Платон, Кант, Гегель. Имена Хайдеггера, Делеза, Дерриды знают очень немногие. Философия, скажем честно, оказалась ненужной современности. Уже в XX веке она попадает под мощнейшее давление тоталитарных режимов. Однако настоящая опасность философию подстерегала совсем с другой стороны ¾ со стороны Запада, либерализма. И опасность эта заключалась в том, что тип современного человека подразумевает достаточно низкий духовно-интеллектуальный уровень. Сфера, где проявляется интеллект, творчество ¾ это технологии, бизнес и т.д. Мировоззренческие же проблемы отодвинуты на второй план. Подчеркнем, не отданы на решение каждого конкретного человека, ¾ как заявляют либералы, ¾ а именно отодвинуты на второй план. Специальными политическими, социальными, экономическими мерами создается условия для доминации определенного типа человека, типа, в котором мировоззренческая потребность в Правде атрофируется. Поэтому абсолютно неудивительно, что философия оказывается не у дел.

Кроме этого, даже если бы современность пошла другим путем, и философию действительно пытались бы поставить на место религии, все равно ничего бы не вышло. Главная причина здесь в том, что религия ¾ это ортопраксия, то есть мировоззрение + религиозная практика (исполнение заповедей, культ и т.д.). Тогда как философия ¾ это только мысль, интеллектуальные конструкции. Пример советского государства здесь весьма показателен. Марксизм, несмотря на грандиозные усилия государственной машины, так и не стал реальным глубинным мировоззрением советского человека. В центр его духовной жизни встали, скорее, чисто политические идеи (идеи построения социализма в одной стране, коммунизма, Октябрьской революции и т.д.), но не философские (марксистские) ¾ о тождестве бытия и материи, о нескольких формах развития материи и т.д. Поэтому большая часть советского общества в 1937 г. верила в Бога (опрос во время всесоюзной переписи населения), а крах идеологической системы в 1990-х гг. стал естественным.

Заметим, что и в чисто содержательном плане философия далеко не всегда вырабатывала адекватные учения. Здесь можно вспомнить и отрицание свободы воли человека (Бруно, Спиноза, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Маркс), и отрицание Бога (Фейрбах, Ницше, Маркс, Фрейд, Деррида, Делез). Оба эти момента абсолютно лишают человеческую жизнь смысла и таким образом не отвечают на потребность человека в Правде.

Третий «заменитель» религии в современной цивилизации ¾ массовая культура(МК). Вот здесь, действительно, надо признать, современности удалось достичь значительного успеха. Однако это ¾ успех за счет человеческой души. В конце концов, наука и (особенно) философия ¾ это дело элиты, и часть духовной жизни избранных, а не всего общества в целом. Тогда как МК ¾ это, во-первых, по определению, часть духовной жизни всего общества (кстати, в том числе и элиты), а, во-вторых, в отличие от науки и философия, МК имеет прямой выход на реальное поведение человека. Человек, который смотрит телевизор, по крайней мере, в течение половины своего досуга ¾ это человек, который воспроизводит навязываемые через телевизор ценности. Нужно признать, что сегодня намного более мощным врагом религии является именно МК, а не наука или философия. В том числе и потому, что МК далеко не всегда явно антирелигиозна, в отличие от определенной части философов. МК скрыто антирелигиозна и это намного страшнее. Есть люди, которые верят в Бога и православную Церковь, но реально их душевная жизнь поглощена МК. И они даже не догадываются об этом.

МК, по сравнению с наукой и философией, представляет собой более низкую форму духовной деградации человека. Философия, в значительной степени, была (и во многом остается) врагом религии, но она, по крайней мере, предлагала какие-то иллюзорные идеологические замены религии. Наука связана с познавательными потребностями человека и имеет отношение к духовной жизни, потому что, познавая творение Божие, человек, даже если он богоборец, восхищается премудростью устроения этих творений. Тогда как МК, удаляя человека от Бога, даже не отсылает его к какой-либо мировоззренческой системе и, конечно, не связана с познанием. МК ¾ это целый особый мир, внутри которого человек существует посредством различных технологий ¾ TV, Интернета, магнитофона, газет. Однако необходимым условием существования в нем человека является забвение им вопроса о смысле жизни и серьезного ответа на него, забвение души. Как только этот вопрос появляется и становится предметом активного духовного поиска человека, МК как бы уходит для него на задний план. Внутренние ¾ и очень жесткие ¾ правила игры в МК таковы, что вопрос о смысле жизни здесь разрешен быть не может. Все, что угодно ¾ секс, наркотики, (не)разделенная любовь, карьера, криминал («блатняк»), политика ¾ но не душа человека. В этом отношении весьма показательно, что смерть ¾ важнейший фактор духовной жизни человека – появляется внутри МК исключительно во внешней, «банализированной» форме ¾ в рубриках «криминал», «детектив», «триллер» и т.д. Смерть не появляется в МК как возможность «оттенить» бег существования и задуматься над ним. Сталкиваясь в рамках МК со смертью (ее изображением), фактически, ежечасно, современный человек поразительным образом проходит мимо нее, мимо того факта, что сам он может умереть в любую секунду. Но что его ждет после смерти? Не упустил ли он возможность подумать и понять, что есть его жизнь перед лицом смерти, то есть, что есть его настоящая жизнь? Эта возможность связана только с религией.

Идеологи атеизма постоянно ставят религии в вину то, что она якобы «спекулирует» на страхе человека перед смертью. Но это ложь. Большая часть западного человечества, хотя и боится смерти, но достаточно удачно убегает от своего страха в МК. Большая часть людей в современном обществе о смерти вообще не задумываются. Боятся ее (мы имеем в виду постоянно о ней думают) только невротики, которые «выбрали» из множества страхов этот страх. Поэтому религии, в этом отношении, почти не на чем «спекулировать». Но вот с чем серьезно связана религия ¾ так это с «той» жизнью, которая наступит после гроба. Сводить отношение человека к той жизни только к страху ¾ неверно и глупо. Это отношение намного богаче. «Та» жизнь ¾ великая тайна, которая намного глубже, чем тайна нашей «этой» жизни. Она стоит перед нами как великая тишина, которая «вбирает» в себя нашу жизнь как море вбирает капельку. Адекватно описать «ту» жизнь на нашем языке невозможно. Тем не менее, религия дает нам возможность «выхода» к «той» жизни, «выхода» к вечности. И именно из-за этой возможности огромное количество людей оставляют все временное, здешнее и все свои силы отдают на взыскание вечного, «тамошнего».


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ

М В Бахтин П Б Клевцов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отличие религии от науки, философии и массовой культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бахтин М.В., Клевцов П.Б.
Введение в православное богословие.– М.: Московский институт духовной культуры, 2006. – 120 с.   СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ (Клевцов П.Б.)…………

Почему мы выбираем православие
В то же время, религия религии рознь. Далеко не всякое религиозное учение позволяет человеку «взойти на небо», а некоторые из них не позволяют ему даже остаться просто приличным человеком. Мы рассм

Монотеизм
Монотеизм (с греч. Monoz ¾ один, Qeoz ¾ Бог), единобожие есть разновидность теизма. С догматической и исторической точек зрения монотеизм является высшим, наиболе

Дуализм
Дуализм (от лат. dualis ¾ двойственный) ¾ это философское или религиозное учение, которое признает, что в основании бытия лежат два извечные, равноправные и не сводимые друг к другу н

Политеизм
Политеизм характерен как для многих дохристианских языческих религий (древнегреческой, древнеримской, славянской и др.), так и для богословия, например, гностицизма, допускающе

Связь с ветхозаветной религией
  Все вышеупомянутые и многие другие языческие философские и религиозные системы Древнего Востока и античности так или иначе имели перед собой цель поиска Абсолютной, Божественной ист

Понятие об Откровении
  Выдающийся русский молитвенник и богослов, митрополит Московский Филарет (Дроздов), (1782-1867), в самом начале своего Катехизиса ставит вопрос: «Откуда п

Естественное Откровение
  Все, что Бог открыл нам о Себе в Своем творении, служит первым и самым обычным источником нашего познания о Нем. На всем Своем творении Господь положил печать Своего могущества, пре

Памятники Откровения
  Основным постулатом христианской гносеологии ¾ теории познания является тезис, согласно которому одного естественного Откровения недостаточно для более полного и истинного по

Сверхъестественного Откровения
  Необходимость Откровения связана с ограниченностью и поврежденностью человеческой природы, вследствие которых невозможны, без особой помощи свыше, ни начало, ни развитие истинно-рел

Свидетельства самого Священного Писания
Под Богодухновенностью Священного Писания в богословской литературе понимается тот факт, что все 66 книг, вошедших в канон Библии, были написаны богоизбраными мужами под при непосредственном водите

Бог есть тайна
Человек замкнут внутри тварного, земного бытия. Он погружен в суету, если не дел, то помышлений, и ему чрезвычайно трудно выйти за пределы этого замкнутого круга. Даже святым людям удается сделать

Бог есть Святая Троица
Православие учит, что Бог Един по Природе и Троичен в Лицах. Три Ипостаси, открытые нам (наиболее явно) в Новом Завете, ¾ Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Личное свойство Отца &fr

Догмат творения
  2.1. Догмат о творении мира и современное знание История нашего мира началась с момента творения его Богом из ничего. Писание говорит, что

Ценность человека
Когда однажды автор этого текста задал на экзамене вопрос студентке (светского ВУЗа) о том, что такое образ Божий, она надолго задумалась и только после нашей подсказки – что отличает человека от ж

Свобода
Свобода называется Св. Отцами Церкви одним из важнейших черт образа Божия в человеке. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нужно «пересчитать», какие имеются виды свободы в человеческом бытии

Особенности христианской антропологии
  Одним из важнейшим пунктов христианской антропологии является учение об однократности человеческого бытия. Это положение христианского богословия прямо вырастает из

И цель бытия человека
  Все согласны, что человек хочет счастья и что счастье есть цель, к которой он стремится, но согласие это, в сущности, мнимое и заключается лишь в слове «счастье», которое толкуется

Понятие о спасении
Спасение человека совершается не действием только Бога Искупителя и Освятителя, но и собственными усилиями человека, ибо человек является разумно-свободным существом. Спасение есть, прежде всего, о

Понятие о Символе веры
Все необходимые для нашего спасения истины православной веры в сжатом и сокращенном виде заключаются в Символе веры. Слово «символ» происходит от греческого глагола, который в переводе означ

Понятие о вере и благочестии
На вопрос: «Что такое вера?», мы отвечаем словами св. апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1), то есть уверенность в невидимом, как бы

Совершенство ума первозданного человека
Блаженный Августин говорит, что ум Адама (с древнееврейского ¾ красный камень, красная глина, мужчина, мужское начало, человек) по своей силе и быстроте был на

Чистота сердца первозданного человека
Ни одна нечистая мысль, ни одно нечистоте желание не возмущали светлого внутреннего состояния праотца. В душе невинного человека не было внутренней брани. Его сердце наполняли совершенный мир и спо

Свобода воли первозданного человека
Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему свободную волю, естественно расположенную любить Бога и расположенную более к добру. Ко злу в природе первозданного влечения не было. Первозд

Грехопадение и его последствия
Райское блаженство первых людей и, вследствие этого, совершенство созданного мира, было непродолжительным. По мнению многих святых отцов и учителей церкви, за величественной историей миротворения п

Духовная смерть
Прародители допустили произвол и потому изменились по своему психологическому состоянию и уже не могли находиться в прежних отношениях с Богом. Первоначальный союз взаимной любви между Богом и чело

Помрачение духовных сил первозданного человека
В тот же день, разделивший Адама и Еву с Богом, были помрачены их духовные силы. У них зародилось лукавство, обман и, вместо смирения, ¾ гордость, которая наполнила их души. Грех помрачил гл

Изменение материального (физического) мира
Нравственное зло, появившееся вследствие произвола человеческой воли, отразилось и на видимой природе, то есть в материальном мире появилось физическое зло. Приговор Господень суров и однозначен: «

Телесная смерть
«Бог не сотворил смерти» (Прем. Солом. 1, 13), «Бог создал человека для нетления» (Прем. Солом. 2, 23). Условием этого бессмертия была праведность, ибо «праведность бессмертна, а н

Христианская Церковь
2.1. Зачем человеку нужна Церковь? Автор текста помнит, как он приходил к Богу. Это был целый период, в котором однажды был обнаружен крайне важный момент, – автор осознал

Таинства
Жизнь христианина начинается с Таинства Крещения. «Вторым Крещением» называют Таинство Покаяния (другое, более употребляемое сегодня название – исповедь). Его суть в том, что христианин откр

Молитва
Молитва, общественная и частная, есть важнейшая часть церковной жизни. В.В. Розанов (философ с противоречивой духовной судьбой) как-то сказал, что если человек не молится, то он – животное, а если

Основная
1. Алипий (Кастальский - Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций для студентов 2 и 3 курсов Московской Духовной Семинарии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000

Дополнительная
26. Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный катехизис. – М., 1990. 27. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. – М., 1998. 28. Антес Петер. Религ

Московский институт духовной культуры
(свидетельство о государственной регистрации № 1047796060510 от 4 февраля 2004 года)   По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги