рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет религиоведения.

Предмет религиоведения. - раздел Религия, Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм, конфессионализм; всеобщность религии. Религиозный опыт Определенная Позиция По Отношению К Религии В Разных Формах Содержится Уже В ...

Определенная позиция по отношению к религии в разных формах содержится уже в древних теоретических построениях. Философия всегда проявляла острый интерес к религии, проблемам ее сущности, роли в жизни индивида и группы людей. Это обусловлено поначалу генетической связью философии с религией, а затем их сосуществованием (с появления философии как самостоятельной специфической формы сознания и культуры).

Религиоведение как относительно самостоятельная комплексная отрасль знания складывается с начала XIX века. Оно формируется на основе философии, социологии, психологии, культурологии, языкознания, истории, этнологии, филологии, других отраслей знания. Комплексный характер религиоведения обусловлен сложностью и многоплановостью религии, ее форм и проявлений. Основополагающим в нем является философский аспект, что вызвано необходимостью целостного (сущностного) подхода к одному из самых древних, распространенных и сложных явлений культуры. Опираясь на данные частных отраслей знания, попутно изучающих отдельные стороны конкретных религий, религиоведение оказывает им помощь анализом религии в целом. На языке философии это означает, что религиоведение, являясь философской наукой, выполняет методологическую и мировоззренческую функции по отношению к гуманитарным наукам в части изучения конкретных религий. В свою очередь, религиоведение обращается к философии при уточнении собственных оснований. Итак, религиоведение (или философское религиоведение) – самостоятельная отрасль знания, предметом которого являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее структура, многообразные исторические типы (формы), взаимодействие религии с другими явлениями общества и культуры.

Множество философских школ и направлений, взаимодействие философии и общего гуманитарного, в том числе культурологического знания, социокультурные потребности конкретных групп людей определили разнообразие подходов к религии и религиоведению. Сложились различные типы, а на их основе национальные и социальные школы религиоведения. Существует теологическое (богословское) религиоведение, именуемое теологией (богословием), и нерелигиозное или светское религиоведение. В структуре светского религиоведения традиционно сильны философия религии, социология религии, психология религии, история религии. В советском религиоведении первые три объединялись в теоретическое религиоведение, а история религии составляла историческое религиоведение.1 Религиоведение, в свою очередь, являлось частью и аспектом истории и теории атеизма. В так называемой буржуазной теории религиоведение традиционно среди ведущих дисциплин. Здесь в структуре религиоведения солидное место занимает теология, а в светском религиоведении, наряду с традиционными направлениями, растет влияние феноменологии религии.2

В данной книге учтены традиции светского отечественного и зарубежного религиоведения.3 Традиционные проблемы философии и религии, в том числе методологические проблемы социологии и психологии религии объединены и представлены в первом и частично в третьем разделах. Второй раздел посвящен типам религии в ее исторической динамике. В третьем разделе выявляется место религии в культуре с позиций культурологического подхода. Альтернативный богословскому и атеистическому, культурологический подход к анализу религии с исключением феноменологии религии обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, он позволяет рассматривать с позиций гуманизма религиозную и светскую культуры как стороны диалектического противоречия. Во-вторых, достигнутый уровень феноменологии религии (современная теория Запада) по содержанию может быть истолкован как аксиология религии – составная часть культурологического подхода. В-третьих, переосмысление некоторых положений теории свободомыслия – значительного достижения советского научного атеизма – превращает ее в солидный вклад отечественной мысли ХХ века в дело разработки современной теории культуры и моделирования будущего планетарной цивилизации. Таким образом, проблематика трех разделов учебника и уровень анализа являются философскими.

Выделение этнокультурного аспекта (аспект – точка зрения, сторона рассматриваемого явления) обусловлено рядом соображений теоретико-методологического характера. Они исходят из признанного в философии положения об этнической культуре как процессе и результате жизнедеятельности самой устойчивой, динамичной и сложной социальной подсистемой – этнической общности, или, другими словами, социокультурного творчества народа (этноса) как реального субъекта и объекта исторического процесса.

В светском религиоведении как философской отрасли знаний сосуществуют понятия и термины философии, философских наук (теории культуры, диалектической логики, этики, эстетики) общих и частных гуманитарных наук, теологии и собственно религиоведческие. В системе понятий, категорий религиоведения они обретают свое место и значение, отличное от контекста теологии, философии и гуманитарных наук.

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использовало различные методы познания – философские, культурологические, общенаучные. Сосуществуя в религиоведении они превратились (или превращаются) в специфические подходы и принципы религиоведения.

Каузальный подход изучает причинно-следственные отношения явлений религии и взаимодействующих с ней феноменов. Принцип историзма, исходя из единства исторического и логического, позволяет понимать религию как развивающееся явление. Типологический метод, представляя возможность деления и классификации изучаемых явлений по определенным признакам или основаниям, дает возможность познавать религию с помощью идеальных и конкретно-исторических типов. Системный и структурно-функциональный подходы позволяют изучать религию как динамичную систему или подсистему общества, культуры, понимать ее структуру и особенности функционирования. Культурологический подход дает возможность рассматривать религию в качестве фундаментального артефакта духовной культуры, взаимодействующего с другими, и создавать модели взаимодействия религиозной и светской культуры согласно логике парадигмы.

Изучение курса религиоведения вносит свой вклад в гуманитаризацию и гуманизацию образования. Курс содействует получению светского общеобразовательного стандарта знаний в сфере религии и на его основе – совершенствованию профессиональной подготовки студентов гуманитарных специльностей вузов.

Религиоведение приглашает к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и помогает приобретать навыки мировоззренческого диалога, оптимального межкультурного общения в полиэтническом социуме.

Религиоведение содействует пониманию свободы совести в системе прав, свобод и обязанностей гражданина, человека, личности, а также ее реализации как личной свободы, способствует формированию, развитию правовой и политической культуры.

Трудно переоценить значение курса в понимании гуманизма, духовности, в обеспечении межнационального единства и гражданского согласия представителей разных религий, религиозного и светского мировоззрений. Усвоение содержания религиоведения подсказывает варианты разрешения глобальных проблем человечества, способы события цивилизации и личности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм, конфессионализм; всеобщность религии. Религиозный опыт

Понятие религии этимология определение и основные характеристики Вопрос о... Функции Социологи религии Содержание функции Компенса торная К Маркс Религия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет религиоведения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия в системе культуры
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, выполняла две основные социальные функции - выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Первая

Атеизм как разновидность религиозного мировоззрения.
Атеи́зм (др.-греч. ἄθεος — «отрицание богов», «безбожие»; от ἀ — «без» + θεός — «бог») в широком смысле — отрицание веры в

Этимология
В раннем древнегреческом языке прилагательное ἄθεος означало «отрицающий богов». Слово стало означать намеренное, активное безбожие в V веке до н. э. и приобрело смысл «ра

Широта понятия
Часть неясностей и споров, касающихся определения атеизма, возникают из неоднозначностей в определениях таких слов, как «божество» и «бог». Так как существует множество совершенно разных представле

Невыраженный и выраженный атеизм
Определения атеизма также различаются в том, насколько понятие бога должно быть осмыслено человеком, чтобы он мог называться атеистом. По мнению некоторых атеистов, атеизм может рассматриваться как

Слабый и сильный атеизм
Философы, такие, как Энтони Флю и Майкл Мартин,различают слабый (негативный) и сильный (позитивный) атеизм. Сильный атеизм — отстаивание утверждения, что богов не существует. Слабый атеизм включает

Практический атеизм
Следуя практическому, или прагматичному атеизму, также известному как апатеизм, люди живут, не придавая значения наличию или отсутствию богов, и объясняют явления природы без помощи потусторонних с

Теоретический атеизм
Теоретический атеизм использует аппарат логики для проверки концепций о богах на противоречивость. При этом сам атеизм выступает в роли нулевой гипотезы. Наличие противоречий в таких кон

Атеизм и наука
Научный метод познания базируется на выведении закономерностей из опыта, логических построениях, эмпирической проверке теоретических положений и принципе достаточного основания. Критерий Поппера тр

Атеизм как вера, религия
Многие богословы утверждают, что атеизм является своеобразной формой религии или веры. Утверждение «Атеизм есть вера» основывается на мнении, что отрицание существования высших сил требует уверенно

Атеизм и познаваемость мира
Некоторые критики приписывают атеистам мнение, что мир полностью познаваем. Ричард Докинз считает, что атеизм не заявляет о полной познаваемости мира, и атеисты, как правило, не придерживаются этой

Атеизм и мораль
На утверждение людей с религиозным мировоззрением о том, что распространение религии способствует укреплению моральных и «духовных» ценностей, их оппоненты отвечают, что по-настоящему нравственный

Значение религиоведения.
Религиоведение — это гуманитарная дисциплина, изучающая совокупность явлений, в которых люди выражают сознание радикальной конечности своего существования и ее реальное преодоление. В этом определе

Составные компоненты религии.
Сакральное и профанное В развитом виде историческая религия включает в себя, в качестве основных компонентов, соответствующие виды сознания, деятельности, отношений, учреждений

Религия Древнего Египта: происхождение, основные мифологические сюжеты, культ. Древнеегипетское искусство и религия.
Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, п

Религия Древней Греции. Пантеон, основные циклы мифов. Ритуалы. Искусство Древней Греции.
Религия древних греков Хотя древнегреческая религия стала предметом научного интереса раньше других нехристианских религий, изученность и понимание ее до сих пор находятся в неудовл

Религия Древнего Рима. Мифология. Собственные и заимствованные сюжеты. Религия и общественная жизнь Древнего Рима. Древнеримское искусство.
Религия древних римлян Древнеримская религия представляет очень большой интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по тому значению, какое получили

Буддийская психология: анатмавада, абхидхарма. Буддийская космология.
Буддизм отриц сущ вечного «я». Он ничего не говор об Атмане, описан в Упанишад, то есть об абсол субъекте, надличност Я, един для всех сущ и в конеч итоге тожд Абсолюту (Брахману). Этот Атман не пр

Хараи — символическое очищение.
Для обряда используется ёмкость или источник с чистой водой и небольшой ковш на деревянной ручке. Верующий сначала ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает р

Синсэн — подношение.
Верующий должен подносить ками подарки для укрепления связи с ками и демонстрации своей приверженности ему. В качестве подношений используются различные, но всегда простые предметы и продукты питан

Норито — ритуальные молитвы.
Норито читаются жрецом, который выступает посредником между человеком и ками. Такие молитвы читаются по торжественным дням, праздникам, а также в случаях, когда, в честь какого-либо события, верующ

Наораи — ритуальный пир.
Обряд состоит в совместной трапезе прихожан, съедающих и выпивающих часть съедобных жертвоприношений и таким образом как бы прикасающихся к трапезе ками. [править]Домашнее моление

Комментарии к Торе
Так как текст Торы и её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), веками мудрецы пытались комментировать отдельные её положения. Некоторые комментато

Заповеди Моисея
Идеолога иудаизма, повторяя библейскую версию о том, что правила морали были открыты богом Яхве пророку Моисею на горе Синай, пытаются убедить верующих, что эти правила установлены на вечные времен

Семейно-брачный кодекс иудаизма
В Талмуде разработан бракоразводный кодекс, призванный регулировать семейные отношения, сложившиеся в эпоху рабовладения. Основу общества, по учению талмудистов, составляет семья, которая складывае

Фатализм
Талмуд принижает не только человеческое достоинство женщины, но и вообще личность человека Поучения Талмуда проникнуты фатализмом Талмудист Элеазар Каппор учил: "Знай, что все — по счету, сора

Этический иудаизм
За последнее время проповедникам иудейского вероучения приходится усиленно приспосабливаться к новым социальным условиям жизни. Если до XX в. эти проповедники занимались главным образом толкованием

Краткие сведения о Коране
Коран является священной книгой мусульман, он представляет собой запись тех “откровений”, которые Мухаммед изрекал на протяжении двадцати с лишним лет. Откровения эти собраны в суры (главы), состоя

Ислам в общественной и частной жизни мусульман.
Ислам как образ жизни Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. [править]Л

Ислам в современном обществе.см лекции
Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги