рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика - раздел Религия,   Ответы На Билеты Экзаменационной Программы...

 

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика.

Й курс заочный сектор КДА.

 

Билет

Этика как наука.

Предмет науки. Предмет религиозной этики мораль и нравственное состояние человека. Мораль – горизонталь- криминал мира, в истории жизни, правил, чел… Этика есть наука о нравственном добре и зле, и об осуществлении его в… Этика исследует конечную цель жизни человека и поведение его, поскольку оно ведёт к достижению этой цели или…

Священная политика иудаизма и ислама.

Этика (Ахлак) в арабском языке - множественное число от "Хулук". "Хулук" означает просто лишь мотивация и поведение. Мотивация… Но этика не проявляется лишь только в поведении. О ней не может быть и речи,… В делах с родственниками, по известному выражению Ислама "кровными узами", (Силату аррахм), что означает…

Билет

1. Значение слов «этика», «мораль», «нравственность».

Этика есть наука о нравственном добре и зле, и об осуществлении его в поведении человека.

Этика исследует конечную цель жизни человека и поведение его, поскольку оно ведёт к достижению этой цели или отклонении от неё.

Этос - обычное местопребывание, жилище, стойло, логово зверей (греч.). Второе значение - характер, привычка, обыкновение, обычай (от греч. Эно.).Впервые это слово употребил Гомер, а формулирует Героклид: «эпос человека есть его божество». Полностью понятие этики разработано Аристотелем. В 4 веке до н. э. Аристотель пишет труд «Никомахова этика», позже «Евдимонова».

Мораль - это общие правила поведения, а нравственность - это объективный аспект, а мораль субъективный. Более возвышенные заповеди нравственные, менее моральные. Со временем идеалы меняются, Бог же неизменяемый идеал, в этом состоит догматическая этика.

 

2. Что такое политика? Дайте определение политики.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. πόλις) — самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности, — особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функции стратегов.

В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле, политика — определённая часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определённых интересов для достижения определённых (субъектом политического процесса) целей в определённой социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

 

 

Билет

Религиозная этика как наука.

Этика есть наука о нравственном добре и зле, и об осуществлении его в поведении человека.  

Церковь и политика.

Наличие в обществе различных, порой противоречащих друг другу политических убеждений, а также разнодействующих интересов порождает политическую… Церковь, по заповеди Божией, имеет своей задачей проявлять заботу о единстве… Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей,…

Билет

Фундаментальный консерватизм.

 

Основные идеи пиетизма.

Шпенера волновало ослабление нравственности среди его современников. Он призывал христиан к личной святости, проповедовал «самодисциплину, которая… Несмотря на то, что пиетизм зародился среди лютеран, вскоре он распространился…  

Билет

Консервативная революция.

Термин «Консервативная революция» использован в 1950 году швейцарским, немецким историком и политиком Армином Мёлером вслед за Ф.Энгельсом. Энгельс писал в 1848 году в связи с польским восстанием в ноябре 1830:… Наиболее известные представители консервативно-революционного движения: Эдгар Юлиус Юнг, Артур Мёллер ван ден Брук,…

Основные закономерности социального развития.

Изменения могут различаться: 1. по масштабам. Они могут происходить на микроуровне (т.е. быть связаны с… 2. по глубине. Изменения могут происходить в рамках сохранения качества данного социального явления, а могут выйти за…

Билет

Анархизм. Антиглобализм.

Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных… Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей… Антиглобали́зм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её…

Бихевиоризм.

Подходы бихевиоризма изложены в работе Б.Ф. Скиннера. Скиннер красноречиво и эффектно изложил свою концепцию на основе идей Джея Б. Ватсона.… По Скиннеру мы являемся не автономными существами, а теми, кто реагирует на… Каждый человек является просто ступенью в процессе, который начался задолго до его появления на свет и (закончится)…

Билет

Гуманистический манифест 2000.

Гуманистический Манифест в 1933 г. был издан ведущим американскими гуманистами. Определяет религию, как те действия. цели и опыт, которые значимы для… В «Манифесте» гуманисты настаивают, что человечество может и должно справляться с жизнью без какой-то бы ни было…

Основные направления в иудаизме.

1 ортодоксальный иудаизм 2 реформистский иудаизм 3 консервативный иудаизм

Билет

Этика объективизма.

С этой точки зрения основание принятие решений по нравственным вопросам – это воздействие поступка на самого человека. Яркий представитель объективизма является Эн Ренд (женщина) кн. Добродетель… Ренд решительно выступает против альтруизма, который (выступает) является центральным элементом большинства…

Николай Данилевский и концепция культурно-исторических типов.

В своей работе Данилевский высказал мысль, что в общем потоке мировой культуры выделяются некоторые образования, представляющие собой замкнутые виды… Как ученый естественник, Данилевский не сомневается в видовом биологическом… Отвергая деление истории на "древнюю", "среднюю" и "новую" как искусственное,…

Билет

Теория культурно-исторических типов Освальда Шпенглера.

Интерпретация Шпенглером как всемирной истории, так и истории отдельных составляющих ее культур-цивилизаций носит фаталистический характер. Каждой… Им также отрицается идея единства человеческой истории, которая не явля­ется… Каждая культура у Шпенглера – это одно из возможных решений проблем чело­вечества, каждая культура возни­кает в…

Национальная идея в свете христианского богословия.

 

Билет

Теория культурно-исторических типов Арнольда Тойнби.

В своем развитии локальные цивилизации проходят 4 стадии: генезис (возникно­вение), рост, надлом, падение. Время существования культуры… Тойнби пытался найти модель эволюции локальных цивилизаций – за основу брал… – западно-христианская

Религиозный и светский гуманизм.

Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации. Отделение церкви от государства — необходимость отделения церкви от… Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.

Билет

Вопросы нравственности в опыте церковной жизни.

Эти вопросы сегодня как никогда волнуют людей всего мира. И особенно волнуют они россиян, в течение долгих десятилетий оторванных от источников… Такое внимание к духовным и нравственным вопросам не может не радовать. Однако… Семидесятилетний разрыв традиции христианского просвещения в России, отсутствие в нашей стране свободы распространения…

Античная этика. Основная характеристика.

 

Билет

Этическое сознание Древней Греции. Софисты.

Просветительская деятельность софистов имела ярко вы–раженный гуманистический характер. В центре их этических размышлений всегда находился человек,… Скептическое отношение к жизни софистов позволяло им сомневаться, в частности,…  

Либерализм.

данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав; равноправия и равенства перед законом; рыночной экономики;

Билет

Античная этика. Сократ и Платон.

В частности, сами факты биографии Сократа являются примером нравственных поступков. Судьба философа стала настоящим воплощением такого человеческого… Проявлением сущности человека является поступок, а самым лучшим способом… Сократ не принимал учение софистов из-за отсутствия у них позитивной программы. В отличие от них философ стремился…

Коммунизм.

Примитивный коммунизм Согласно Энгельсу, наиболее древние человеческие сообщества… Утопический коммунизм

Билет

Античная этика. Аристотель.

Всем нам известно высказывание философа: «Хотя Платон и истина мне дороги, священный долг велит отдать предпочтение истине». С именем Аристотеля… Относительно «Евдемовой этики» мнения ученых расходятся. Некоторые… Существует мнение, по которому этические сочинения Аристотеля были отредактированы после смерти его сыновьями,…

Социализм.

Античность Впервые идеи социализма были изложены в работах древнегреческого философа… Идеи социализма были распространены также в Афинах в IV в. до н. э. Их содержание изложено в аллегорической форме в…

Билет

Этика эпохи эллинизма.

Своеобразие философии и этики данной эпохи воплотилось в школах Эпикура, стоицизма, скептицизма. Эпикур (340-270 до н.э.) считал, что решение этической проблемы заключено в… 1 Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 236. Дальше в главе ссылки на это издание будет даваться в тексте…

Протестантизм и формирование американской идентичности.

Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие… Термин «Протестантская трудовая этика» был введён в научный оборот немецким… М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических…

Билет

 

Средневековая этика.

Учение Иисуса Христа основано на том, что главной движущей силой каждого человека должна стать любовь. Высшее ее проявление – любовь к Богу и к… Вместе с тем, несовершенство условий жизни привело развитие этической мысли к… Эти проблемы попробовал разрешить философ Августин Блаженный. По Августину главным источником всего нравственного в…

Либерал-консерватизм.

Сформировался в XVIII - XIX веке, в результате синтеза консервативных и либеральных идей в политической философии. Основные представители данного… Либеральный консерватизм в России В русской политической мысли понятия «либеральный консерватизм» и «консервативный либерализм» не имеют фиксированных,…

Билет

Политическая сфера общества. Теория симфонии.

Хотя фактически подобные отношения между Империей и Церковью восходят к императору Константину Великому, автором концепции обычно считают императора… «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство… Император Иоанн I Цимисхий (ок. 925—976) писал: «Я признаю две власти в этой жизни: священство и царство. Создатель…

Процессы глобализации.

 

Билет

1. Политическая сфера общества. Теория «двух мечей» и «двух градов».

Выдвигая положение о существовании «двух Градов», Августин, однако, не высказывался в пользу непосредственного подчинения государства Церкви. Он отчетливо указывал на легитимный характер политических институтов, которым добрый гражданин и христианин должен подчиняться, поскольку так пожелал Бог. После смерти Августина в конце V в. папа Гелазий I, следуя учению Августина, также различает две власти - духовную и земную. Истоки разделения власти духовной и земной следует искать в самом порядке, установленном божественным Основателем Церкви. Думая о слабости человеческой, он позаботился о том, чтобы обе эти власти оставались разделенными и чтобы каждая из них оставалась бы в своей особой, предписанной ей области. Христианские государи должны пользоваться духовной властью в делах, касающихся спасения. Священнослужители же, со своей стороны, должны соотносить свои действия с тем, что установили государи во всем, что касается земных событий, и, таким образом, солдат Господа не вмешивается в дела этого мира, и земной суверен не затрагивает своим словом дела религиозные. Итак, обе власти остаются разделенными, ни одна из них не имеет преобладающего влияния, и каждая должна оставаться преданной вверенной ей миссии. Однако равновесие властей, провозглашенное Гелазием, оставалось довольно шатким, поскольку наряду с принципом разделения светской и религиозной власти Гелазий утверждает моральное превосходство власти духовной, в частности Церкви и ее главы.

Следующий шаг в сфере нарушения равновесия двух властей в пользу власти Церкви делается папой Григорием I (конец VI - начало VII в.), провозгласившим политику одной из сторон морали, а следовательно, одним из многих средств реализации сверхъестественных целей, которые только и придают политике ее значимость. И вот уже Карл Великий в первый день Рождества 800 г. получает царский венец из рук папы Льва III, а окружающие его франки и римляне приветствуют его криками: «Победа и здравие Карлу, Августу, Богом венчанному, великому и миротворящему императору римлян!» Это событие завершило процесс подчинения Града земного и империи Граду Божьему и Церкви - процесс подчинения светской политической власти власти религиозной и создания государства совершенно нового теократического характера, имеющего религиозные основания и цели.

В теоретическом отношении идея превосходства власти религиозной над властью светской нашла свое оформление в концепциях Бернара Клервосского и Гуго Сен-Викторского.

Гуго Сен-Викторский (1096-1141) обосновывал единство власти, опираясь на эсхатологию апостола Павла. В начале своей истории человек, по его мнению, пребывает в состоянии греха, но не осознает этого. Бог дает человеку Закон, чтобы открыть ему греховность его природы, а затем открывает ему благодать, дабы укрепить его веру. Тем самым Бог преследует две цели - рассеять невежество и зажечь сердца верой. Благодать воодушевляет всех христиан, превращая их в единое тело: благодаря своей вере все люди становятся членами этого тела, а благодаря любви участвуют в его жизни, т.е. вера в Бога и любовь к нему обеспечивают единство человеческого сообщества. Такова Церковь, тело Христово, оживляемое единым духом и объединенное одной верой. Две стороны человеческой жизни - телесная и духовная - взаимосвязаны, но при этом тело подчинено душе, а душа - Богу. Для того чтобы управлять миром телесным и миром духовным. Бог создал два порядка власти - власть временную, сосредоточенную в руках земного властителя, и власть духовную, принадлежащую папе. Но власть духовная, небесная, выше власти земной, потому что только благодаря единству Церкви осуществимо единство общества. Таким образом, дуализм власти, формально провозглашенный Гуго, носил лишь внешний, видимый характер, поскольку вся власть и вся сила зависят от единственного принципа и единственной власти - власти божественной.

В творчестве Бернара Клервосского (1091-1153) эта идея нашла свое символическое выражение и обоснование. Его аллегория двух мечей широко использовалась в Средние века для подтверждения теории превосходства духовной власти.

Образ меча появляется в Евангелиях в повествовании о страстях Христовых. Обращаясь к апостолам, Христос говорит: «Продай одежду свою и купи меч». На что апостолы отвечают: «Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (От Луки, XXII, 36-38). Этот эпизод лег в основу аллегорической теории Бернара Клервосского. По его мнению, два меча символизируют духовную и земную власть, оба они находятся в распоряжении апостолов (в частности, апостола Петра), следовательно, в распоряжении Церкви.

Однако же меч, символизирующий власть земную, в отличие от меча власти духовной, не может быть использован апостолами (т.е. Церковью) непосредственно, но только с благословения или по приказу Церкви. Разъясняя свою позицию по этому вопросу в обращении к папе Евгению III, Бернар писал: «Меч духовный и меч материальный - оба принадлежат Церкви, но первый должен быть поднят за Церковь, тогда как второй самой Церковью; первый вложен в руку священника, второй - в руку солдата, но по знаку священника и по приказанию императора».

Папа Григорий VII в 1075 г. изложил основные положения теории превосходства духовной власти (plenitudo potestas) в памятной записке, получившей название Dictatus Papae. Она состоит из двадцати семи утверждений и дает общие представления о власти римского понтифика. Приведем некоторые из этих утверждений: «...статья IX. Папа - единственный человек, чьи ноги целуют государи; статья XII. Ему дозволяется низлагать императоров; статья XVIII. Его слово не может быть никем изменено, и только он один может изменять слово всех и каждого; статья XIX. Папа не подвластен суду смертных».

Итак, в VI-XII вв. в рамках средневековой философии формируется теория, полностью подчиняющая политическую власть власти религиозной. Суть ее можно резюмировать в следующих положениях. 1.

Существуют две различные, но взаимосвязанные власти, созданные для того, чтобы вместе управлять сообществом христианского мира, представляющим собой высший тип человеческого сообщества, который когда-либо знала история.

Духовная власть является высшей по отношению к земному владычеству. Она первична по отношению к королевской власти, но она никогда непосредственно не занимается решением земных, мирских вопросов, ведь в противном случае существовала бы только одна власть, а не две. 3.

Именно папской власти принадлежит заслуга создания западной империи. Император - христианин, обладающий властью, данной ему папой. Он должен защищать общие интересы христиан.

 

2. Восток — Запад: цивилизационные отличия.

Традиционно время культуры в истории ограничивают V— VI тыс. до н. э., начиная с появления развитых обществ в долинах больших рек (Шумер, Египет, Китай, индская цивилизация), заложивших социально-экономический и духовно-культурный фундамент государств-деспотий Древнего Востока. С этими и подобными им средневековыми обществами (исламская цивилизация) чаще всего и связывается представление о существовании в мировой истории особого образования — Востока, противоположного Западу — другой фундаментальной форме представленности всемирного социокуль­турного опыта.

Вместе с тем в этих идущих из философии представлениях остался без внимания тот факт, что Восток и Запад — не изначальные, а значит, и не универсальные формы цивилизацион-но-исторического существования. Отсюда критика классических исторических теорий (особенно их европоцентризма, стремления поставить Запад над Востоком) в теориях локальных цивилизаций, принципиально отвергающих допустимость использования в историческом познании самих понятий Востока и Запада. Новейшие цивилизационные теории, построенные с опорой на противопоставление традиционных и современных обществ (культур), также отвергают реальность Востока и Запада в мировой истории. Однако после трудов М. Вебера, Р. Генона и М. К. Петрова едва ли возможен отказ от этих исторических реальностей, но с одной очень существенной поправкой в отношении к классике. Общества и культуры традиционного типа —изначальные и социально универсальные (естественные, нормальные) формы организации и обновления социокультурного опыта. После исторической «катастрофы» в бассейне Эгейско­го моря, прекратившей существование одного из таких обществ (крито-микенской цивилизации), возникло как историческая аномалия общество принципиально нового типа, базирующееся на свободной, целостной активности личности (вроде героев Троянской войны). От этого общества (классическая эллинская цивилизация) и берет начало европейская (западная) культурноисторическая традиция — с ее демократией, философией, рынком, капитализмом, либерализмом и наукой. Западное происхождение этих новаций и допускает использование в этом контексте понятие «Восток» для обозначения сохранивших свою традиционность и древних, и средневековых, и даже новых обществ и культур.

По мнению известного французского историка и культуролога Э. Морена, западноевропейская культура не обладает внутренним единством, характерна противоречивостью двух начал — греческого и иудео-христианского. Более того, такая внутренняя противоречивость (религия — разум, вера — критицизм, эмпиризм — рационализм, традиции — новаторство и т.п.) и воплощает западное культурное единство многообразия. Западная культура живет этими диалогами, конфликтами, она обладает этим врожденным «несовершенством» и тем самым спо­собна избежать одномерного абсолютизма «совершенства» культурной организации.

Восток издавна осознавался европейцами как заманчивый, чужой, его восхваляли и порицали, говорили о его стабильности или неисторичности, глубинной духовности, поднимающей человека над его эмпирическим существованием, или, напротив, о косности и рабстве. Эти и многие другие противоречивые определения нашли отражение и в специальных теориях истории, созданных европейскими философами, культурологами, политологами, историками. При этом Восток, как правило, воспринимался в соотнесении с Западом так, что теоретическое осмысление, осознание его специфики и разнообразия на европейском фоне было одновременно и проявлением собственного европейского самосознания. Так и сложились понятия «Восток» и «Запад», которыми мы до сих пор — критически или догматически, осознанно или неосознанно — пользуемся. Но что же все-таки мы имеем в виду, когда оперируем этими понятиями? Отвечая на этот прямой вопрос, обратимся к философии истории Г.В.Ф. Гегеля, где интересующие нас понятия впервые использованы в строгой теоретической форме.

Под именем «Восток» этот мыслитель объединяет древние цивилизации Азии и примыкающей к ней Северной Африки: Китай, Индию и Персию, а в составе последней — зендский народ (народ Заратустры), Ассирию, Вавилонию, Мидию, Иран, Сирию, Финикию, Иудею и Египет. Кроме того, имея в виду христианскую эпоху всемирной истории, он причисляет к Востоку исламский мир. Таким образом, Восток выступает у Гегеля в виде трех культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного. Двигаясь дальше на Запад, мы попадаем из Западной Азии (Ближний Восток) в Европу. В древности в ее южной части, на островах и полуостровах Северного Средиземноморья, сложились две цивилизации (из числа известных во времена Гегеля): греческая и римская. Этот античный мир и возникшая уже в христианскую эпоху западноевропейская цивилизация составляют у Гегеля собственно «Запад». (Заметим, что ни Россию, ни современные ему американские государства немецкий философ не включил в состав Запада, ибо вообще не нашел им места в своей философии всемирной истории.)

Итак, в гегелевской трактовке по существу есть два понятия Запада: 1) расширительное, соединяющее античность и христианскую культуру западноевропейских народов; 2) узкое, подразумевающее лишь последнюю.

Компромиссная точка зрения представлена К. Ясперсом в его «Духовной ситуации времени». Он, подобно Шпенглеру, помещает западную культуру среди прочих локальных цивилизаций, но выделяет ее, указав на мировой характер истории, приданный ею в эпоху Нового времени, и на собственные исторические корни Запада, связанные с наследием иудеев, греков и римлян.

Интересно, что Ясперс, активно использующий понятие Запада, почти избегает понятия Востока. Он говорит о Китае и Индии как о двух самостоятельных сферах культурно-исторической традиции наряду с третьей — Западом. Последний выступает у него в нескольких значениях. Это и западная культура II тыс. н.э. (узкое значение термина). Но это и гигантский культурно-исторический мир, начатый Египтом, Месопотамией и крито-микенской цивилизацией, продолженной персами, иудеями, греками и римлянами в античную эпоху и завершаемый Византией, Россией и Западной Европой с Америкой в христианскую эпоху (с добавлением исламской цивилизации). Данное понятийное новообразование охватывает предельное значение термина «Запад». Наконец, в концепции Ясперса присутствует и представление о Западе как европейской культурно-Исторической традиции, начатой греками с их идеями и реальностями свободы и демократии, философии и науки.

Европейская культура не является вопреки распространенному мнению прямой наследницей эллинской цивилизации. Древнегреческая наука и философия дошли до европейцев через мусульманских посредников, в переводе с арабского. Не будь этих ученых и философов ближневосточного средневековья, Европа, возможно, так никогда бы и не познакомилась с культурным наследием собственной древности. Мало кто из европейцев знает, что философия европейского иудаизма, начиная со средних веков вплоть до Спинозы, развивалась под непосредственным влиянием трудов Мусы ибн-Маймуна (Май-монида), лейб-медика каирского султана Салах-ад-Дина (Саладина); что символика и поэтические образы Данте во многом заимствованы у известного мусульманского философа-эзотерика Мухиддина ибн-Араби; что все писатели-гуманисты европейского Возрождения широко пользовались художественными средствами, разработанными в арабской и иранской классической поэзии; что, наконец, сам термин «гуманизм» («человечность») впервые прозвучал на фарси и был художественно осмыслен Саади задолго до европейского ренессанса.

Современные представители западной науки сравнения — компаративистики, — начиная с ее классика Ф. Нортропа, еще в 1947 г. выдвинувшего идею «встречи Востока и Запада», все более склонны говорить о необходимости инъекций в немощное тело дряхлеющей в духовном отношении западной цивилизации жизненных соков культуры Востока. Это мнение, разумеется, можно оспаривать, но безусловной является потребность в углублении диалога культур, без которого сегодня вряд ли возможно дальнейшее развитие и выживание человечества.

Культурные «полюса» — Восток и Запад — представляют собой две во многом противоположные культурные традиции, два типа культуры. Это как бы две различные «системы координат», два миропонимания, две «мировоззренческие матрицы», два «языка», на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего их мира. Традиции эти проявляют себя не только во всех разновидностях духовной культуры, но и в образе жизни народов в целом.

Принципиальные отличия двух обозначенных традиций (которые одновременно являются и их типологическими чертами) можно проследить по следующим основным позициям:

а) западная культура;

б) восточная культура.

Отличия западной и восточной культур

1. В отношении к миру:

а) Запад исходит из Бытия; главное внимание — поиску его субстанции, основы. Возможны представления о несовершенстве мира, творчество — удел Бога и человека, может быть нацелено на разумное переустройство мира;

б) восточная культура исходит из небытия (как до-бытия).

Главное внимание — структуре мира, роли его частей. Творчество — исключительно удел неба и богов. Господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, чужда мысль о его переустройстве.

2. В отношении к природе:

а) Запад как бы противопоставляет Человека и Природу, причем человек повелевает природой, может изменить

ее в соответствии со своими представлениями о совершенстве и потребностями, единство человека с природой возможно через ее изменение, «подстраивание» к человеку;

б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является умение человека «вписываться» в природу, в естественный ход вещей через самосовершенствование души и тела.

3. В трактовке бытийного призвания человека и ориентации человеческого труда:

а) гуманистический подход нацеливает на изменение (совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Результат " '.> том такого подхода стал феномен социального проектирования, со времен «Государства» Платона постоянно пре­бывающий в социально-философской и социально-политической теории в виде различного рода «проектов» и «моделей», периодически реализуемых в ходе социальных революций (человек — активен, мир — пассивен). Приоритет частного труда; б) духовная ориентация — на изменение самого человека как части мира и некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным (нечеловеку принадлежащим) замыслом. (Принцип «недеяния».) Приоритет коллективного труда.

4. В понимании устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, механизмов исторического процесса:

а) в соответствии с принципом антропоцентризма в центр мироздания поставлен сам человек, остаточно совершенный, чтобы игнорировать какую-либо иную, трансцендентную волю. Изначальное и безусловное совершенство человеческой природы оборачивается здесь идеологией гуманизма, провозглашающей правомерность подчинения всего сущего интересам человека. Соответственно проблема смысла человеческого бытия решается в рамках «человека и человечества»: максимально полно удовлетворить свои потребности и интересы при жизни и как «программа максимум» — остаться в памяти грядущих

поколений. Историческое развитие — рывками, ориентация на новизну.

В западной культуре ценны индивидуализм, суверенность личности, ее автономность, уникальность, проявленность своего «Я», своей свободы воли. Цель жизни — достижительность, карьера, имидж у окружающих;

б) принцип теоцентризма, предполагающий в основе мироздания некую высшую трансцендентную волю; призвание человека — научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную.

Только постоянно пребывая в этой высшей воле, добровольно соединяя с ней свою собственную, можно преодолеть конечность своего бытия. А поскольку это может быть достигнуто не иначе как через изменение человеком своей природы, то в результате происходит и совершенствование общества как спокойный одномерный процесс, способный постоянно вбирать в себя новое и иное, ориентированный на устойчивость.

На Востоке отдельный человек традиционно чувствует себя лишь «физическим телом», которое становится собственно человеком, если его сердце обращено к другим людям. Личность живет лишь в коллективе, человек возможен только как представитель целого (холизм); индивидуализм растворен в служении коллективному целому. Отсутствует понятие свободы воли, человек — обязан и рад этому.

5. В отношении к государству, власти, закону:

а) закон выше власти, она требует своего обоснования, признание лидера обусловлено доказательством его прав на лидерство. Человек подчинен государству как начальнику, но душа его свободна. Положение личности зависит главным образом от ее умений, способностей;

б) власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер. Человек служит государству и начальству, служит и душой и телом. Положение человека прежде всего обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии.

6. Во временной ориентации человеческого поведения:

а) ориентация на будущее (свое личное, своих детей, внуков, своего народа, человечества), имеющая иудео-христианские корни;

б) ориентация на вечность (что, разумеется, не исключает будущее), на циклы, круговороты, в том числе рождений и смертей.

7. В ценностных ориентациях личности и общества:

а) потребительски ориентированное бытие («улучшение» жизни человека и человечества);

б) духовно ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий которого — служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле. Так, например, все, что делает верующий мусульманин, он делает «во славу Аллаха»; верующий буддист стремится так построить свою жизнь, чтобы его мысли и действия максимально совпадали с ритмами Вселенной, не нарушали бы «космического закона», верующий индус стремится к улучшению своей «кармы», что может обашечить ему благоприятное перерождение в следующем жизненном цикле.

8. В оценке познавательных и преобразовательных возможностей человека:

а) антропоцентристекии подход основывается на принципе безграничной познаваемости мира, в котором есть свои секреты, раскрываемые людьми с целью использования их во благо себе и своим потомкам, на всемогущество разума. Мышление — скорее рациональное, теоретичес­кое, с разделенными субъектом и объектом. Мысль выражается только в языке, что обусловливает особую роль

логики, формализации;

б) теоцентристская традиция полагает, что в мире есть области, где кончаются «проблемы» и начинаются тайны, что от человека зависит далеко не все, что есть нечто принципиально непознаваемое. Существуют «трудности», которые не носят временного характер и которые нельзя обойти, — их можно только мужественно принять (наше несовершенство, доступность страданиям, трагическим случайностям, нашу смертность). Эти «проблемы» неразрешимы в ходе «культурного прогресса», отчего и самому этому «прогрессу» не придается большого значения. Мышление скорее эмоционально, образно, интуитивно избегает жесткой определенности мысли; слово не так важно, как его контекст, нет особого понятийно-категориального аппарата; логика —пластична.

9. В сущности и механизмах познания:

а) процесс познания сводится к познающей активности субъекта, исследующего (или иным путем постигающего) свойства объекта. Разум — высшая ценность;

б) познание есть не только исследование свойств объектов, но и их духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию. Другими словами, в основе познания — не только познающая, волюнтаристская активность субъекта, но и самораскрывающаяся активность объекта (во многих религиях это называется «откровением»: объект сам «открывает» себя познающему субъекту в ходе «интуиции», «медитации»)

10. В отношении человека к истине

а) истинно лишь то, что подвластно уму и воле человека, контролируемо им; человек нуждается лишь в таких истинах, которые служат ему

б)истина есть само бытие, само сущее, то, что нам дано, и поэтому она не зависит от ума и воли постигающего е, человек нуждается в истине, которой он мог бы служить, которой он мог бы подчинить свою жизнь

11. в отношении к религиозной вере:

а) в мировоззрении первого типа объективно находится в противоречии с глубокой религиозной личной верой; поэтому когда его носитель заявляет о себе как о человеке верующем, это не может порождать сомнений относительно глубины этой веры: либо она ограничивается уровнем обрядности и богословских суесловий, либо представляет собой нечто вроде современного протестантизма, т.е. полностью лишенную мистического начала гуманистическую идеологию, придающую себе религиозный внешний вид путем широкого использования конкретной религиозной классики

б) носителям мировоззрения второго типа, как правило, присуще конкретное личное вероисповедание; в одних случаях вера становится результатом сложившегося мировоззрения, в других, наоборот. Вера играет роль стимула к формированию определенной системы философских, социологических, эстетических и др. взглядов.

Типологические черты двух типов духовности определяют специфику возникших на их основе культурных традиций.

Запади Восток – это различие космологических и космогонических представлений, это различные взгляды на мир. В то же время формула «Запад есть Запад, Восток есть Восток» представляется столь же неверной и односторонгней, как и формула «Восток есть Запад, запад есть Восток». Наше время подсказывает иную формулу: «нет Востока без Запада, и запада без Востока»- одно помогает другому осознать себя.

 

Билет

Протестантская политика. Кальвинизм, лютеранство, анабаптизм.

Лютера́нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм,… Анабаптисты или перекрещенцы (от греч. ανα — «опять, вновь» и… Основным признаком движения стал призыв к повторному крещению в сознательном возрасте. Представители радикальной части…

Базовые принципы гуманизма.

Гуманизм предусматривает доброе, внимательное и сочувственное отношение к каждому человеку. Но теперь это понятие дополнено еще средой обитания.… Но гуманизм – это не только философское мировоззрение, но и определенные… Необходимо также, чтобы каждый человек сознательно принял принципы гуманизма, осмыслил их и поставил перед собой…

Билет

Консерватизм.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков». В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской… Следует отличать от ретроградства как от стремления вспять и враждебности к нововведениям, и от традиционализма.…

Социологические прогнозы Питирима Сорокина.

Становление теоретических воззрений Становление теоретических воззрений Сорокина происходило под влиянием теорий… Еще в России Сорокин познакомился с идеями выдающихся западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер,…

– Конец работы –

Используемые теги: Ответы, Билеты, экзаменационной, программы, предмету, Религиозная, этика0.106

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Догматическое Богословие
Й курс заочный сектор КДА... Билет Значение догматического богословия в деле спасения человека...

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Библейская археология
Й курс заочный сектор КДА...

Экзаменационные вопросы и билеты по предмету МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ за весенний семестр 2001 года

Экзаменационные вопросы и билеты за первый семестр 2001 года по предмету "Бюджеты и стандарты в управленческом учёте и контроле"

Экзаменационные билеты по предмету Теоретическая фонетика арабского языка
Дайте примеры 65) Охарактеризуйте слово как фонетическую единицу. 66) Дайте определение понятия «словесное ударение». 67) Назовите средства… Экзаменационный билет по предмету АРАБ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА Билет № 1… Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету АРАБ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА Билет № 3 1) Объясните, в чем…

Экзаменационные билеты по предмету Теория и история языкознания за ноябрь 2000 - февраль 2001 гг.
Приведите примеры абсолютных универсалий. Приведите пример статических универсалий. Охарактеризуйте язык как важнейшее средство человеческого … Объясните, что позволило их объединить. Перечислите языки германской группы.… Объясните, чем обусловливаются стилистические различия в языке. Укажите известные вам стили. Объясните их различие.…

Ответы на билеты по курсу "основы предпринимательства" программы "бакалавр менеджмента"
Общее собрание: 1. Годовое: - провод. обязат. через 2-6 мес. после окончания фин. года; - СД опр-т дату, порядок проведения, порядок оповещения,… Если больше 10000, то – 9, если до 1000, то свободное число. 22 ИО… Преимущества: -контроль за всеми стадиями производства продукта; -наиболее приближенные условия к потребителю;…

Соотношение понятий этика, прикладная этика и профессиональная этика
Этика развивается более х тысяч лет являясь одной из наиболее древних человековедческих дисциплин Отцом этики считают древнегреческого... Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos под которым... В развитом состоянии этика представляет собой науку о морали содержащую две составляющих теоретические исследования...

Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр
Билет Эволюция гелиопольской теокосмогонии... Билет Памятник мемфисской... Билет Соотношение понятий джет и нехех в древнеегипетской...

Экзаменационные билеты и ответы по спецтехнологии
специальность электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования... БИЛЕТ Провода установочные монтажные обмоточные Марки Обозначение проводов Стандартные сечения Определение сечения провода...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам